Содержание

функции прибора, схема подключения бензогенератора к домашней сети

Практически каждый попадал в ситуацию, когда по тем или иным причинам электросети отключали подачу электроэнергии. Перебои в энергоснабжении — это не только мелкие неудобства, но и зачастую серьезные проблемы. Порча продуктов в холодильнике и электродуховке, прерванный процесс стирки. Ну и стоит добавить ко всему этому возможный выход из строя электроприборов, которые начав определенную операцию, не могут остановить ее до окончания процесса.

Наиболее страдают от отключения электроэнергии районы с не особо развитым электрохозяйством — сельские и загородные дома, частные дачи и пр. Но избежать всех вышеперечисленных неприятностей совсем несложно, хотя и потребуются определенные расходы. Для этого достаточно обзавестись резервным мотогенератором. Подключение генератора к домашней сети

Схема и оборудование для подключения должны отвечать следующим требованиям:

  • Оперативность. При пропадании основного напряжения подключение резервного источника должно быть максимально простым и требовать минимум манипуляций, провести которые можно даже при свете спички.
  • Безопасность для человека. Все переключения должны быть безопасны для оператора — он не попадет в темноте под напряжение, не повредит руку каким-нибудь рубильником, не упадет со стремянки и пр.
  • Безопасность для оборудования. Схема должна иметь надежную защиту от нештатных ситуаций, таких как, к примеру, подача встречного напряжения при внезапном появлении основного питания, пропадание «нуля» или заземления на подстанции и пр. Все это может привести к серьезным авариям как в доме, так и на подстанции.
  • Максимальная простота схемы. Это не только обеспечит надежность и наглядность работы оборудования, но и хорошую ремонтопригодность, а также, что немаловажно, более низкую стоимость комплектующих и ЗИПа.

Ручное подключение

Для того чтобы запитать потребитель от генератора, нужно произвести следующие действия:

  1. Отключить домовую сеть от основного источника.
  2. Запустить резервный генератор и дождаться выхода его на рабочий режим.
  3. Подключить домовую сеть к резервному источнику. Именно в такой последовательности. Единственно, первым пунктом в списке можно поставить предварительный пуск резервного генератора, но отключение основной сети и подключение резервной — именно в указанной выше последовательности. Они не должны пересекаться ни при каких обстоятельствах. В противном случае вы рискуете включить источники питания встречно и последствия такого «недоразумения» могут оказаться весьма плачевными.

Специально для исключения подобных ситуаций созданы так называемые перекидные рубильники или переключатели. Взглянем на нижеприведенную схему:

Схема подключения бензогенератора к домашней сети в качестве резервного

Схема подключения бензогенератора к домашней сети в качестве резервного источника

Буквами, А и В здесь обозначены два перекидных переключателя, управляемых одной рукояткой. Переключая такой рубильник, вы сперва отключаете потребителя от основного источника и лишь затем подключаете его к резервному. В любом положении такого устройства основной и резервный источники не смогут быть подключены параллельно. Изображенный на схеме переключатель имеет два положения и контролирует два полюса (ноль и фазу), но существуют и многополюсные приборы:Трехполюсный перекидной рубильник открытого типа

Трехполюсный перекидной рубильник открытого типа

Преимуществом такого рубильника можно назвать визуальный контроль его состояния, недостатком — наличие оголенных токопроводящих цепей, которых при плохом освещении можно коснуться.

Есть переключатели, имеющие и три положения: основное питание / резервное питание / цепь разомкнута. В среднем положении такого прибора потребитель не подключен ни к одному источнику.

Если в вашем распоряжении не окажется перекидного выключателя, то его несложно собрать самому. Для этого достаточно взять два обычных «автомата» и собрать по схеме, предложенной ниже:

Использование автоматов в качестве перекидного переключателя

Обратите внимание: при использовании такой конструкции обязательно вставьте фиксирующую планку в специально предусмотренные отверстия каждого из выключателей (отмечена оранжевой полосой). Эта планка не даст переключать каждый прибор отдельно и не допустит встречного включения источников тока.

Автоматическое подключение генератора

Самая простая схема автоматического подключения потребителя к генератору при пропадании основного напряжения не вызывает проблем и реализуется, что говорится, в 5 секунд. Для этого достаточно взять любой соответствующий по мощности и напряжению пускатель с нужным количеством групп переключающих контактов. К примеру, трехполюсное реле РЭК77/3:

РЭК77/3 реле

При соответствующем включении такое реле будет самостоятельно следить за сетевым напряжением, и при его пропадании переключать потребитель на резервный источник:

Автоматическое переключение на генератор

Пока в линии «Сеть» есть напряжение, реле находится во включенном состоянии и нагрузка подключена к этой линии. Как только сетевое напряжение пропадет, реле отпустит (на схеме изображено именно такое положение пускателя) и своими нормально замкнутыми контактами подключит нагрузку к линии «Генератор», предварительно отключив ее от основного источника. Когда сетевое напряжение вновь появится, автомат сработает и восстановит питание нагрузки от сети. Тут вроде проблем нет, но как быть с автозапуском генератора? Если его нужно запускать вручную, какой смысл городить огород с автоматическим переключением нагрузки?

Автоматический запуск генератора

Если в конструкции бензогенератора предусмотрена возможность дистанционного пуска, скажем, кнопкой, то вопрос автопуска можно решить минимальными затратами сил и средств. Взгляните на схему ниже:

Схема переключения на генератор с автопуском

Простая схема подключения генератора к сети дома с использованием автозапуска

Левая ее часть аналогична предыдущей. Пока в сети есть напряжение, нагрузка подключена к ней. При пропадании сети трехполюсное реле переключает нагрузку на питание от генератора и третьим своим полюсом подает напряжение 12 В с пускового аккумулятора на цепи стартера электрогенератора и на реле времени, которое начинает периодически «нажимать» кнопку запуска бензогенератора. Как только он запустится, появившееся в сети «Генератор» напряжение заставит реле К2 сработать и отключить схему пуска.

Несмотря на исключительную простоту такой схемы, она имеет и множество недостатков. Прежде всего, нагрузка переключается на питание от генератора до его пуска — немедленно после пропадания сети. Это значит, что некоторое время, пока генератор не запустится и не выйдет на рабочий режим, на нагрузку будет подаваться неизвестно какое напряжение неизвестной частоты. Это грозит серьезными проблемами очень многим типам оборудования, к примеру, электродвигателям или трансформаторам.

Ну и если генератор не запустится, таймер будет «толкать» его до тех пор, пока полностью не разрядит аккумулятор, лишая вас возможности запустить двигатель хотя бы вручную. Всего этого, конечно, можно избежать, но схема автоматического пуска и переключения на резервное питание серьезно усложнится, и собрать ее сможет только профессионал, знающий как электрику, так и электронику.

Кто не хочет или не может «заморачиваться», а просто желает получить надежный автоматический альтернативный источник питания у себя дома или на даче, необходимо установить модуль АВР — Автоматического Ввода Резерва.

АВР для генератора

Этот прибор может идти как в комплекте с самим генератором, так и докупаться отдельно к уже существующему. Единственное условие — бензогенератор должен предусматривать такую доработку (иметь электрический стартер, дроссельную/воздушную заслонку с электроприводом и пр.).

Функции АВР:

  1. Отключение нагрузки от основной сети при снижении в ней напряжения.
  2. Самостоятельный пуск генератора.
  3. Вывод генератора на рабочий режим.
  4. Переключение нагрузки на питание от генератора.
  5. Постоянный контроль и автоматическая регулировка режима работы генератора — частоты, напряжения, оборотов и пр. (регулятор может быть опцией, т. к. некоторые генераторы им уже оснащены).
  6. Переключение нагрузки на основной источник (сеть) при возобновлении подачи с него напряжения.
  7. Остановка электрогенератора.
  8. Подзарядка стартерного аккумулятора.

Работу АВР проделывает основательную, и собрать его, обладая даже хорошими знаниями электротехники, не так-то просто. Обычно для построения таких агрегатов используются avr — контроллеры, реже — полноценные микропроцессоры и даже компьютерные системы, требующие от мастера глубоких знаний не только электротехники и электроники, но и программирования. Именно из-за сложности повторения полноценных АВР тема самостоятельного изготовления их в данной статье рассматриваться не будет.

АВР позволяет полностью автоматизировать процесс переключения нагрузки

Структурная схема как подключить генератор к сети дома с использованием АВР

Ну, а тем, кто все же решил оборудовать свой дом резервным генератором с АВР, можно рекомендовать покупку такого блока (если генератор уже есть) или приобретение мотогенератора с таким блоком.

Схема подключения бензиновых генераторов с блоком АВР

Техника компании СКАТ успешно решает проблему бесперебойного аварийного энергообеспечения. Для этого существует блок АВР (автоматического ввода резерва): через него генератор можно подключить к электрощитку, и в случае отключения электричества в центральной сети, блок сам подаст команду на включение генератора. После возвращения централизованного электричества блок остановит генератор, и он перейдет в режим ожидания. Все это происходит без участия человека. Увидеть подробности можно в ролике «Генератор с автозапуском».

Генераторы с автоматическим вводом резерва необходимы в загородном доме, а также в придорожных кафе, мотелях, на АЗС – там где электричество нестабильно.

Обычно блоки АВР приобретают отдельно и подключают к генераторам через специальное гнездо. Но есть модели, в которых блок уже встроен. Отличить их можно по обозначению «АВТО» в маркировке: УГБ-5000Е/АВТО, УГБ-6000Е/АВТО, УГБ-6700Е/АВТО, УГБ-7500Е/АВТО, УГБ-8200Е/АВТО.

Чтобы система работала стабильно, необходимо соблюсти некоторые условия. Главное из них – грамотное подключение. Нужно выбрать только необходимые потребители: насосы системы отопления, холодильник, сигнализацию, минимальное освещение. Доверьте подключение  генератора по этой схеме опытному электрику.

Электроприборы, которые подключаем к резервному питанию, выделены в отдельную цепь. Подключить их лучше через розетку на 32А – с нее можно снять всю мощность.

Остальные электроприборы остаются подключенными к городской сети.

Фаза монтируется через автоматический предохранитель.

Внимание! Обязательно подключите заземление!

Генератор автоматически запустится при температуре от +40 ºC до -10 ºС. Поэтому устройство обычно устанавливают в подвале или гараже.

Чтобы генератор не подвел в самый ответственный момент, необходимо периодически проверять его боеготовность.

  • Не реже одного раза в месяц запускайте генераторную установку на 15-20 минут с выключенной автоматикой.
  • Не реже одного раза в две недели или через 50 часов работы, проверяйте уровень и состояние моторного масла и топлива.
  • Каждые два месяца меняйте топливо на свежее.
  • В режиме ожидания аккумулятор не заряжается, поэтому проверяйте его заряд раз в две недели.

Генераторы с автоматическим вводом резерва – отличная возможность застраховать себя от аварийного отключения электричества. Вы можете спокойно оставить загородный дом, зная, что он под защитой, а ваш бизнес продолжит работу, пока все остальные будут сидеть без света.


Блок АВР для бензогенератора – нужен ли автоматический ввод резерва

Котел, насос и бензогенератор – незаменимое трио для жителя загородного дома. Устройства делают быт человека независимым от внешних условий, обеспечивая жилище теплом, водой и электричеством «собственного» производства. При этом генератор играет важнейшую роль, будучи вспомогательным источником энергии во время сбоя электросети.

Нередки случаи, когда в момент отключения электроэнергии хозяина нет дома и подключить приборы аварийной сети невозможно. Автоматический ввод резерва полностью решает эту проблему. При внезапном отключении электроэнергии устройство АВР самостоятельно включит резервный генератор и проследит за его работой до восстановления централизованного питания или момента, когда полностью закончится топливо.

Блок АВР для бензогенератора

блокавтоматики.jpg


Что представляет собой блок автоматики? С виду – это небольшой прибор в металлическом корпусе с индикацией режимов и кнопками управления на передней панели. Его легко закрепить на стене. Единственное ограничение для выбора места фиксации — длина кабеля подключения к генератору, который идет в комплекте с оборудованием. В отличие от многих аналогов с двухметровым кабелем, модели FUBAG оснащены кабелем 8 метров. Этого более чем достаточно, чтобы выбрать наиболее удобную позицию для блока управления.

подключение8м.jpg


Стоит обратить внимание на то, что для установки блока автоматического ввода резерва подойдут бензиновые генераторы со специальным коннектором. О его наличии скажет аббревиатура станции. Для примера рассмотрим генератор FUBAG BS 7500 A ES. В данном названии о возможности подключения блока АВР свидетельствует буква «А».
ВАЖНО! Для однофазных и трехфазных генераторов используются разные блоки автоматики.

Как работает блок АВР? Устройство следит за напряжением в стационарной сети. В случае аварийной ситуации, самостоятельно, в считанные секунды запускает подключенный бензогенератор, восстанавливая электроснабжение работающих приборов. После возобновления подачи напряжения блок управления переведет питание устройств на основную сеть и через 13-15 секунд генератор заглушится. Но на этом работа блока АВР не закончится, пока генератор отключен, система автоматически подзаряжает аккумулятор станции.

зимний-режим.jpg


Существуют умные блоки АВР с режимом зима-лето. Они запускают генератор через 3-4 секунды, как и обычные аналоги. Но ток выдается генератором только через 25-30 секунд после обрыва сети. Куда девается остальное время? Около 15 секунд уходит на прогрев двигателя, что защищает его от чрезмерного износа в холодное время.

Как подключить блок управления?

Самый верный способ – доверить подключение правильному электрику. Самостоятельно подсоединить и настроить аппараты будет довольно сложно. Но нет ничего невозможного. Для тех, кто решится сделать все сам, есть некоторые рекомендации по подключению:

1. Выберите место. Блок автоматики можно установить как в доме, так и около станции – главное соблюдать температурный режим, указанный в инструкции.

2. Подключите АВР. Перед подключением следует учесть несколько важных нюансов. Блок АВР подключается к генератору специальным кабелем управления – от блока к генератору и силовым кабелем от розетки генератора к устройству АВР. На блок АВР выводится одна или несколько фаз от стационарной сети, которая заходит в дом.

Рассмотрим несколько наглядных примеров с советами по выбору оборудования и подключению:

1. В дом заведена однофазная сеть и все подключаемые приборы – тоже однофазные. Мощности станции хватает для обеспечения всех нужных вам приборов (определить нужное значение поможет расчет мощности подключаемых приборов к генератору). Для этого варианта нужны однофазная станция и блок АВР для нее. Можно смело подключить всю нагрузку на фазу. Единственное – нужно проверить сечение проводов на соответствие мощности всех подключенных потребителей.

идеальныйвариант.jpg


2. Самый часто встречающийся вариант – в дом заведена трехфазная сеть, а подключаемые приборы – однофазные. Генератор и блок автоматики в данном случае, также нужны однофазные. Если суммарная мощность всех приборов превышает возможности вашего генератора, делим их на жизненно необходимые (насос, котел отопления, холодильник, минимальное освещение) и на приборы, без которых можно обойтись (стиральная, микроволновка, электрооборудование и т.п.). Первую группу подключаем к одной фазе, которая заходит на блок АВР. Остальные приборы можно разделить между оставшимися двумя фазами. Понятно, что в момент отключения общей сети они будут обесточены.

частыйслучай.jpg


3. Довольно редко случается так, что в дом заведена трехфазная сеть, а подключаемые приборы – как однофазные, так и трехфазные. Этот случай лучше доверить специалисту.

редкийслучай.jpg

Пару слов про заземление


Работа генератора подразумевает, что на его корпусе периодически будет появляться статическое напряжение. Чтобы его отвести, нужно заземлить генератор. Идеально – создать заземляющий контур. Если его нет, понадобится металлический прут полтора – два метра, стальной болт, и медный провод. Сварите болт и прут. Затем прут полностью забивается в землю, а медный провод перекидывается между болтом и рамой генератора. Готово!

заземление.jpg

А можно ли без АВР?

Бывает, что владелец генератора игнорирует рекомендации специалистов и просто перекидывает питание от генератора к ближайшей розетке, чтобы запитать от нее весь дом. В таком случае стоит ожидать одну из перечисленных проблем:
  • Перегрузка провода. Провод со стандартным сечением не рассчитан на такую нагрузку).
  • Поломка бензогенератора. Если владелец забудет отключить вводной автомат в щитке, а генератор при этом включит и запустит, то, в лучшем случае, запитает потребителей, подключенных к линии. А в худшем, и это наиболее частая причина поломок генератора — надолго попрощается с дорогостоящим оборудованием, встретив, так называемую, «встречку».
  • Сбой в работе. Если в момент отключения никого не будет в доме, само ничего не переключится.
Выбирая генератор без системы автоматического ввода резерва важно помнить о необходимости в профилактических мерах.

Если генератор установлен как резервный источник и подключается от случая к случаю, необходимо периодически его проверять:

  1. Запускайте генератор с включенной автоматикой на 15-20 мин хотя бы раз в месяц.
  2. Не реже одного раза в две недели или через 50 часов работы, проверяйте уровень и состояние моторного масла и топлива.

Ремонт бензогенераторов схемы

В данном разделе вы можете найти необходимую Вам схему для бензинового генератора.

1. Типовая схема электропроводки для двигателей GX610 GX620 GX670

Типовая схема электропроводки для двигателей GX610 GX620 GX670

2. Схема электрическая для двигателей типа HONDA GX630 GX660 GX690

Схема электрическая для двигателей типа HONDA GX630 GX660 GX690

3.Схема электрическая генератора GESAN G10000V, G10TFV

Схема электрическая генератора GESAN G10000V, G10TFV

4.Схема электрическая генератора HITACHI E100

Схема электрическая генератора HITACHI E100

5. Схема электрическая генератора Hyndai HY7000LE-3

hyundai_hy7000le_3

6. Схема электрическая генератора Hyndai HY7000LE

Схема электрическая генератора Hyndai HY7000LE

7. Схема электрическая генератора SKAT УГБ-6000Е

Схема электрическая генератора SKAT УГБ-6000Е

8. Типовая схема 1 фазного бензинового генератора

Типовая схема 1 фазного бензинового генератора

9.Типовая схема бензинового генератора

Типовая схема бензинового генератора

10.Схема подключения (Схема цепи Champion GG2500)

Схема подключения (Схема цепи Champion GG2500)

11.Схема подключения (Схема цепи Champion GG3800, GG8000)

Схема подк лючени я (Схема цепи GG3800, GG8000)

12.Схема подключения (Схема цепи Champion GG8000-E)

Схема подк лючения (Схема цепи GG8000-E)

13.Ручной стартер 1 кВт

Ручной стартер 1 кВт

14.Схема электрических соединений в генераторе (модели WPG 1500, 2500, 3000)

Схема электрических соединений в генераторе (модели WPG 1500, 2500, 3000)

15.Схема электрических соединений в генераторе (модели WPG 3800, 5000)

Схема электрических соединений в генераторе (модели WPG 3800, 5000)

16.Схема электрических соединений в генераторе (модели WPG 3800E2, 5000E2)

Схема электрических соединений в генераторе (модели WPG 3800E2, 5000E2)
17.Схема электрических соединений в генераторе (модели WPG 6500) Схема электрических соединений в генераторе (модели WPG 6500)

18.Схема электрических соединений в генераторе (модели WPG 6500E2)

Схема электрических соединений в генераторе (модели WPG 6500E2)

19.Трехфазный генератор G12TFH (MECC ALTE T20F-200/2, 400/230 В ±4%)

Трехфазный генератор G12TFH (MECC ALTE T20F-200/2, 400/230 В ±4%)

20. Однофазный генератор G12000H (SINCRO FK2MBS, 230 В ±10%)

Однофазный генератор G12000H (SINCRO FK2MBS, 230 В ±10%)

21.СХЕМА АВТОМАТА ВВОДА РЕЗЕРВА (АВР) ДЛЯ БЕНЗИНОВЫХ ТРЕХФАЗНЫХ ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРОВ GESAN

СХЕМА АВТОМАТА ВВОДА РЕЗЕРВА (АВР) ДЛЯ БЕНЗИНОВЫХ ТРЕХФАЗНЫХ ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРОВ GESAN

22.СХЕМА АВТОМАТА ВВОДА РЕЗЕРВА (АВР) ДЛЯ БЕНЗИНОВЫХ

МОНОФАЗНЫХ ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРОВ GESAN

СХЕМА АВТОМАТА ВВОДА РЕЗЕРВА (АВР) ДЛЯ БЕНЗИНОВЫХ МОНОФАЗНЫХ ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРОВ GESAN

23.ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА РАБОТЫ АВР

ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА РАБОТЫ АВР

24.Схема электрическая генератора Fubagti 2000

fubagti 2000.gif
Обозначения элементов на принципиальной схеме бензинового генератора:
  • AVR — Автоматический регулятор напряжения ( Automatic Voltage Regulator )
  • BATTERY — Аккумулятор
  • CHARGE COIL — Катушка подзарядки аккумулятора
  • COMBINATION SWITCH — Замок зажигания
  • ENGINE STOP DIODE — Реле остановки двигателя
  • FUEL CUT SOLENOID — Клапан отсечки топлива ( стоит в карбюраторе )
  • FUSE — Предохранитель
  • OIL ALERT UNIT — Реле датчика уровня масла
  • OIL LEVEL SWITCH — Датчик уровня масла
  • OS — Датчик уровня масла
  • OSU — Система остановки двигателя при низком уровне масла
  • RECTIFIER — Выпрямитель, диодный мост
  • SOCKET — Розетка
  • SPARK PLUG — Свеча зажигания
  • STARTER MOTOR — Электростартер

Ниже показано как выглядят некоторые элементы схемы и их назначение

AVR - automatic voltage regulator

AVR или automatic voltage regulator — блок регулирующий напряжение 220 вольт на выходе генератора. При выходе из строя как правило пропадает напряжение на выходе генератора.

Аккумулятор 12в

Аккумулятор 12в служит для запуска генератора при помощи электростартера

205.jpg

Замок зажигания предназначен для запуска генератора с помощью ключа

Реле датчика масла бензинового генератора

Реле датчика масла бензинового генератора отвечает за экстренную остановку двигателя генератора при низком уровне масла в картере.

Электростартер бензинового генератора

Электростартер бензинового генератора предназначен для запуска генератора.

Выпрямительный диодный мост.

Выпрямительный диодный мост предназначен для преобразования переменного напряжения 12В в постоянное, для заряда аккумулятора.

АВР с бензогенератором

Для бесперебойного питания маломощного оборудования достаточно маленьких бесперебойничков, но когда мощность этого оборудования, сконцентрированного в одном месте, измеряется в киловаттах, нужны более серьезные источники резервного электропитания. В статье речь пойдет о возможностях использования в таких целях бензоэлектрогенераторов.

Бензогенераторы выпускаются в разных модификациях. В первую очередь отметим, что есть агрегаты с ручным запуском и есть генераторы с запуском с помощью электростартера — они-то нас и интересуют.

Запуск от электростартера позволяет управлять генератором дистанционно, а также применять их в схемах автоматического включения резервного электропитания (АВР). Рассмотрим схему запуска бензогенераторов — таких, как Etalon EPG-5500-E2, Etalon EPG-6500-E2, Etalon EPG-8000-E2 и им подобных.

Не вдаваясь глубоко в подробности: поворот ключа в положение «start» замыкает цепь питания контактора стартера KST, который подключает стартер к аккумуляторной батарее, и двигатель запускается. Поворот ключа в положение «off» включает клапан, перекрывающий подачу топлива, а также замыкает накоротко катушку зажигания, вследствие чего двигатель останавливается. Получается, что, используя эти 6 контактов ключа, можно организовать дистанционное или даже автоматическое управление бензогенератором.

Например, для реализации системы АВР нужно собрать схему со следующей логикой. При исчезновении напряжения на главном вводе схема приводится в состояние готовности к запуску. По истечении некоторого времени, если напряжение на вводе не появилось, включается реле, контакты которого дублируют контакты ключа «START». При появлении напряжения на вводе, также после некоторой паузы, другое реле продублирует контакты ключа «OFF», двигатель бензогенератора остановится.

Ниже предлагается схема, которую можно использовать на практике в качестве базовой. Схема вполне работоспособна, но необходимо учитывать индивидуальные свойства используемого бензогенератора и внести необходимые корректировки.

 

В нормальном состоянии SA1 и SA2 включены и на основном вводе есть питание. Контактор К1 притянут, К4 отпущен, и всё запитано от основного ввода, то есть от сети. При исчезновении напряжения на основном вводе, контактор К1 отпускает, отключает нагрузку от основного ввода и подготавливает цепь питания от резервного ввода (замыкаются К1.3 и К1.4, а К1.1 и К1.2 размыкаются). По прошествии некоторого промежутка времени, если напряжение на основном вводе не появилось вновь, отпускает реле времени К2, и своим контактом К2.1 замыкает цепь питания стартера, который запускает двигатель бензогенератора. Как только на выходе генератора появляется необходимое напряжение , срабатывает контактор К4, и контактом К4.2 отключает стартер, а также подключает нагрузку контактом К4.2. Интересна роль реле К6. При включении стартера К6 срабатывает, становится на самоподхват и начинает отсчет времени, выделенного на запуск (например, 30 секунд). Если в течение этого времени К4 не сработал, контакт К6.3 размыкается и отключает стартер. Н1 будет сигнализировать о том, что была попытка запуска. В исходное состояние схема приводится нажатием на кнопку SB1.

При возобновлении подачи питания на главном вводе срабатывает К1, и потребители опять получают питание от главного ввода. С некоторой выдержкой времени срабатывает реле времени К3, и своими контактами К3.1 и К3.2 включает клапан, закрывающий подачу топлива, а также закорачивает катушку зажигания. Вследствие этого двигатель останавливается.

О деталях. К1 — контактор типа VS463-22, имеет 2з+2р контакты пропускной способностью в 63А. К2 и К3 — реле времени РВО-26, одно из них (К3) настраивается на задержку при срабатывании, другое (К2) — при отпускании. К4 — контактор типа VS463-31, имеющий 3 замыкающих контакта (при необходимости можно подключить 2 или 3 контакта параллельно) и один размыкающий. Схема дается как базовая, в нее можно вносить разные усовершенствования — например, добавить реле напряжения, которое будет отключать ввод при сильно заниженном или завышенном напряжении.

Усенко К.А., инженер-электрик,

[email protected]

устройство, принцип работы, преимущества и недостатки

Применение бензиновых электростанций и дизельных генераторов в качестве резервного электроснабжения сегодня стало нормой. Для запуска обычного дизельного или бензинового генератора требуется участие оператора. В ряде случаев, в частности при наличии непрерывно работающих потребителей, автоматическое включение крайне необходимо. Генераторы с автозапуском самостоятельно коммутируют подачу электроэнергии в обслуживаемую электрическую сеть и запускаются без стороннего вмешательства.

Наличие блока автозапуска обеспечивает резервным питанием подключённых устройств в то время, когда вы находитесь на работе или отсутствуете по другой причине. Электростанции, оборудованные встроенным автозапуском – оптимальное решение для обустройства автономного электроснабжения при частых отключениях электроэнергии.

Устройство и принцип работы

Задача резервных источников питания – обеспечить электроэнергией подключенные нагрузки в период, когда обесточена внешняя сеть. Для этого необходимо отключить вводный автомат, запустить резервную электростанцию, дождаться пока двигатель выйдет на оптимальный режим работы, и подключить подачу электрического тока от автономного генератора.

При возобновлении подачи электроэнергии потребуется выполнить все действия в обратном порядке: отключить нагрузки от станции, переключиться на внешнюю электросеть и остановить двигатель.

Алгоритм не сложный, но требует времени для его реализации в ручном режиме. Гораздо быстрее, а главное без участия человека, выполняют эту задачу в автоматическом режиме генераторы, у которых есть функция автозапуска.

Системами автоматического запуска могут быть оборудованы конструкции дизельных электростанций, бензиновых и газовых генераторов. Блоком автоматики оборудуются те агрегаты, включая модели инверторных генераторов, у которых есть электрический стартер, используемый при запуске двигателя.

В основе устройства автозапуска лежат программируемые микропроцессоры, которые управляют всей автоматикой. Встроенный блок автоматического запуска выполняет также функции ввода резерва, то есть, по сути, является устройством АВР. В его конструкции есть реле для переключения ввода от коммерческой электросети на питание от резервной станции и наоборот. Сигналы, используемые для управления, поступают от контроллёра, отслеживающего наличие напряжения в основной сети.

Электронные элементы, реле (или контакторы в более совершенных устройствах) вместе с блоком управления заключены в компактный пластиковый корпус и вмонтированы в конструкцию агрегата. В некоторых моделях дизельных электрогенераторов и станций другого типа блок АВР может располагаться отдельным узлом на раме агрегата или в специальном щитке на некотором расстоянии от него. На рисунках 1 – 3 показаны фото генераторов с автозапуском в различном исполнении.

Дизельный генератор с автозапуском закрытого типаРисунок 1. Дизельный генератор с автозапуском закрытого типа

Панель управления спрятана за дверцей. Сквозь окошко видно дисплей блока АВР.

Промышленный генератор открытого типа со щитком АВРРис. 2. Промышленный генератор открытого типа со щитком АВР

На картинке изображён промышленный генератор открытого типа для трехфазных потребителей. Автоматика запуска размещена в щите АВР, который расположен на раме электростанции.

Генератор с автозапуском. Установка вне помещенияРис. 3. Генератор с автозапуском. Установка вне помещения

В данном примере щит АВР находится в помещении, а станция помещена в специальный контейнер и установлена вне здания.

Принцип работы.

Независимо от варианта исполнения, принцип работы автоматики одинаков для всех генераторов. Небольшое отличие характерно для бензиновых электростанций: для запуска карбюраторного двигателя необходим механизм управления дроссельной заслонкой, открывающей её на старте. После набора оборотов Положение заслонки регулируется мощностью потребителей.

Алгоритм автозапуска:

  1. При обнаружении контролёром отсутствия сетевого напряжения через 5 – 10 секунд подаётся команда на переключение ввода. Срабатывает реле, которое отключает нагрузки от основной электросети.
  2. Поступает сигнал на запуск стартера. В бензиновых генераторах сначала включается зажигание и открывается дроссельная заслонка.
  3. После прогрева двигателя и выхода его в номинальный режим работы поступает команда на подключение обслуживаемой сети к генератору.

Описанный выше алгоритм объясняет работу усовершенствованного автозапуска, с дополнительным блоком АВР, в котором присутствует реле времени и контакторы. В действительности, встроенные блоки автоматического ввода работают проще: при отсутствии тока в основной сети перекидное реле почти одномоментно разъединяет контакты от ввода и подключает нагрузку к генератору. В то же время происходит запуск двигателя. Ток от резервной установки поступает без задержки, в результате чего напряжение на выходе не сразу достигает номинальных значений. На однофазные нагрузки поступает 160 – 180 В. напряжении достигает положенных 220 В спустя некоторое время, необходимое для прогрева двигателя.

Для малочувствительных электроприборов такие перепады в напряжении не критичны. Однако если у вас будет работать чувствительная аппаратура, то могут произойти сбои. Для таких случаев лучше оборудовать свою сеть дополнительным блоком АВР или подключить чувствительные устройства через ИБП.

В настройках автоматики предусмотрены повторные запуски двигателя, если он не завёлся с первой попытки. Между запусками выдерживаются интервалы в 15 секунд для восстановления заряда аккумулятора. Таких попыток может быть до 5. Если после пятой попытки станция не запустилась, то продолжать крутить стартер не имеет смысла, так как заряд батареи иссякает с каждым пуском, а причина отказа может быть самой банальной – израсходовано топливо или залита свеча в бензиновом двигателе.

Выключение станции:

  1. При обнаружении тока в основной сети срабатывает реле, отключающее генератор. Перемыкаются контакты на подачу напряжения от линии электроснабжения.
  2. Поступает команда на отключение двигателя.
  3. Электроснабжение осуществляется в штатном режиме.

Заметим, что остановка ДВС под нагрузкой не лучшим образом сказывается на состоянии двигателя. Поэтому применение дополнительных блоков АВР с задержкой времени продлевает срок службы поршневой группы. Несколько секунд работы на холостом ходу обеспечивают охлаждение двигателя для безопасного отключения.

Схема автозапуска генератора

Электростанции со встроенным блоком автоматического запуска имеют разъём для подключения к блоку АВР. Поэтому их установка не вызывает затруднений. Генераторы, для которых используется внешний блок автозапуска, например БАЗГ-1 следует подключать согласно схеме, приведённой на рисунке 4.

Схема подключенияРис. 4. Схема подключения

Данная схема используется для карбюраторных двигателей. В генераторах, работающих на дизельном топливе, не используется реле зажигания и управление приводом заслонки. Остальные элементы подключаются согласно схеме.

Порядок коммутации хорошо иллюстрирует схема на рис. 5.

Порядок коммутацииРис. 5. Порядок коммутации

Преимущества и недостатки

Генераторы с автозапуском обеспечивают подачу резервного питания во время отключений основной энергосети. Главное преимущество этих устройств состоит в том, что запуск и остановка электростанций происходит без участия человека. К прочим преимуществам можно отнести:

  • высокую надёжность автоматики;
  • защиту от КЗ во время работы станции;
  • минимальное обслуживание.

Надёжность системы аварийного питания обеспечивается проверкой блоком АВР условий, соблюдение которых разрешает запуск генератора. К ним относятся:

  • отсутствие короткого замыкания в обслуживаемой линии;
  • факт срабатывание вводного выключателя;
  • наличие или отсутствие напряжения в защищаемой зоне.

При несоблюдении одного из перечисленных условий, команда на запуск двигателя не поступит.

Говоря о недостатках, можно отметить, что генераторы с системами автозапуска требуют к себе повышенного контроля над состоянием аккумуляторной батареи и своевременной дозаправкой топлива. Если генератор долго бездействует, необходимо тестировать его запуск.

Что надо знать при выборе?

При покупке генератора обращайте внимание на то, какую нагрузку вы будете подключать. Всегда учитывайте тот факт, что электромоторы при запуске потребляют на 40 – 60% больше энергии, нежели в штатном режиме работы. Выбирайте мощность резервных установок с запасом.

Учтите, что летнее дизтопливо на морозе превращается в гелеобразную субстанцию. Поэтому, если планируете эксплуатировать станцию на открытом пространстве – отдавайте предпочтение бензиновому генератору. В случае выбора дизельной электростанции, вовремя меняйте летнее топливо на зимние его виды.

Обращайте внимание на ёмкость аккумуляторов. Если в вашем регионе отключения электроэнергии случаются часто на короткие промежутки времени, батарея может не успевать зарядиться. Может потребоваться дополнительное автономное зарядное устройство.

На открытом пространстве используйте только станции закрытого типа. При расположении в помещениях отдавайте предпочтение моделям с открытыми узлами. Это обеспечит лучшую вентиляцию и охлаждение генератора.

Схема АВР 380В с ДГУ

В данной статье, речь пойдет о схеме АВР на напряжение 380 В от трех независимых источников питания, в качестве третьего источника питания предусматривается дизель генераторная установка (ДГУ).

Питание потребителей от трех независимых источников питания предусматривается для потребителей 1-й категории особой группы, когда необходима бесперебойная работа для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров в соответствии с ПУЭ 7-издание пункт 1.2.18.

Особенностью данной схемы является то, что при отключенных обоих вводах, в случае аварии или вручную были отключены вводы, например для проверки (ремонта) электрооборудования, производится автоматический запуск ДГУ и подключение к нему нагрузки. При восстановлении напряжения на любом из вводов, происходит автоматическое переключение в исходное состояние. На рис.1 представлена схема АВР с ДГУ выполненная на контакторах в однолинейном изображении.

Рис.1 – Схема АВР с ДГУ на контакторах в однолинейном изображении

Рис.1 – Схема АВР с ДГУ на контакторах в однолинейном изображении

Принцип работы АВР

В нормальном режиме, питание потребителей напряжением 380В осуществляется от Ввода 1 или Ввода 2 через общий силовой контактор КМ3, который включается через определенную выдержку времени с помощью реле времени КТ1, делается это для того, чтобы питание осуществлялось при наступлении устойчивого режима работы.

Наличие напряжения на каждом из вводом контролируется реле контроля напряжения KV1 и KV2. Переключатель SA1 служит для выбора приоритетного ввода. При наличии напряжения на обоих вводах, первым подключится тот ввод у которого выбран приоритет (положение «1» – первый ввод, положение «0» – оба ввода отключены, положение «2» – второй ввод).

Рис.2 – Схема электрическая принципиальная АВР с ДГУ на контакторах

Рис.2 – Схема электрическая принципиальная АВР с ДГУ на контакторах

Принцип работы АВР с основными вводами (Ввод 1 и Ввод 2)

Например при исчезновении напряжения на Вводе 1, срабатывает реле контроля напряжения KV1 и размыкает своими контактами, цепь питания контактора КМ1. При наличии напряжения на Вводе 2, контакты реле KV2 замкнуты и если контактор КМ1 находится в отключенном состоянии, то сработает контактор КМ2, при этом контактор КМ3 находится во включенном состоянии и напряжение потребителям подается через замкнутые силовые контакты контакторов КМ1 и КМ3.

Аналогично выполняется АВР для Ввода 2.

Принцип работы АВР с ДГУ

При пропадании напряжения на основных вводах: Ввод 1 и Ввод 2, происходит замыкание цепи управления генератором, размыкание цепи питания силового контактора КМ3. После того, как генератор запустится и реле контроля напряжения KV3 замкнет свой выходной контакт, начинается отсчет времени с помощью реле времени с задержкой на включение KT2, необходимый для стабилизации выходных параметров генератора. По окончании отсчета, цепь питания контактора КМ4 замыкается и подключается питание генератора.

При восстановлении напряжения на каком либо из основных вводов. Например восстановилось напряжение на Вводе 1, в этом случае срабатывает реле контроля напряжения KV1 и своими контактами замыкает цепь питания контактора КМ1. При этом выходные контакты контактора КМ1 замыкаются и подается питание на реле времени с задержкой на включение KT1.

После окончания отсчета времени, реле времени КТ1 замыкает цепь питания промежуточное реле KL3, которое в свою очередь замыкает цепь питания катушки контактора КМ3 и размыкает цепь питания контактора КМ4, после того как контактор КМ4 отключится, сработает КМ3 и через замкнутые силовые контакты контакторов КМ1 и КМ3 подается напряжение потребителям от основного Ввода 1.

Также рекомендую вам ознакомится со схемой АВР на три ввода с секционным контактором.

Поделиться в социальных сетях