Содержание

Узнайте про дизельный котёл как вариант для отопления частного дома

В большинстве случаев, владельцы загородных домов устанавливают отопительные котлы, работающие на жидком топливе. Некоторым такое оборудование кажется затратным: оборудование потребляет много дизтоплива. Если подсчитать текущие затраты в течение отопительного сезона, сумма может показаться внушительной.

Однако не зря именно такой вариант пользуется большой популярностью. Система работает автономно от внешних источников питания, поэтому считается энергонезависимой.

Поэтому никакие внешние факторы и независящие от жильцов причины не спровоцируют резкое похолодание в помещениях, вызванное отключением оборудования.

Устройство и принцип работы котла работающего на дизельном топливе

Стандартное оборудование, вне зависимости от производителя и ценовой категории, состоит из таких конструктивных элементов:

  • Камера сгорания – обычно имеет цилиндрическую форму, чтобы повысить КПД (коэффициент полезного действия) оборудования.

  • Теплообменник – не привязан к определённой геометрической форме, обычно выполняется из меди либо чугунины.

  • Горелка – основной элемент, благодаря которому происходит генерация тепла.

  • Насос – подаёт топливо из резервуара к горелке.

  • Дымоход – отводит продукты горения.

  • Управление – обычно автоматический блок электроники, контролирующий работу основных систем.

Работают дизельные котлы просто. Насос подаёт солярку под высоким давлением на форсунку, где топливо расщепляется на мелкие частички и воспламеняется. Горелка поддерживает нужную температуру, нагревая теплообменник.

Тепловая энергия передаётся теплоносителю и попадает в систему водоснабжения и отопления. Оптимальный рабочий режим обеспечивает встроенная электроника. Здесь имеется встроенная функция защиты, на случай если в отлаженной системе произойдёт сбой.

Разновидности дизельного оборудования для отопления загородного дома

Дизельные котлы можно условно разделить на две группы: одноконтурные и двухконтурные. Классификация выбрана не случайно и во многом определяет сферу применения отопительного оборудования. В частности:

  1. Одноконтурные котлы – имеют один нагревающий контур, который обеспечивает работу отопительной системы.

  2. Двухконтурные модели – более сложное оборудование, которое не только служит для обогрева строения, но и подогревает воду для хозяйственных нужд. Нужно отметить, что нагревательные контуры независимые, поэтому КПД котла поддерживается на высоком уровне.

Одноконтурные модели выглядят экономичнее в плане эксплуатации, но они обеспечивают только работу отопительной системы. Разумеется, народные умельцы давно научились «вживлять» в систему дополнительный контур, для подогрева воды, но линии нагрева получаются зависимыми: нагрев воды для хозяйственных нужд требует отключения отопительной системы.

Двухконтурные аналоги обеспечивают стабильную работу систем водоснабжения и отопления, но обходятся значительно дороже.

Достоинства и недостатки отопительного котла на солярке

Почему котлы на дизтопливе пользуются такой популярностью? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к неоспоримым преимуществам, которые даёт установка оборудования этой группы. Например:

  • Удивительно высокий КПД – лишь незначительно уступающий газовым моделям.

  • Практичность – установка оборудования не требует получения соответствующего разрешения в пожарной инспекции.

  • Удобство – котлы работают автономно, поэтому не зависят от перебоев с подачей электроэнергии.

  • Ассортимент – оборудование представлено на рынке широким модельным рядом, поэтому можно подобрать качественный котёл, ориентируясь на площадь дом и финансовые возможности.

  • Безопасность – обычно встроено несколько систем защиты, автоматически прерывающих работу горелки в случае возникающих неисправностей.

Существенными недостатками считаются:

  • Цена топлива – солярка является одним из наиболее дорогостоящих ресурсов.

  • Отсутствие комфорта – при работе оборудование издаёт шум, присутствует характерный запах.

  • Дополнительные расходы – для котла обязательно требуется отдельное помещение и топливохранилище, где будет находиться сезонный запас горючего.

Справедливости ради отметим, что к работе оборудования и эффективности обычно нареканий нет. Однако высокие дополнительные расходы, часто заставляют владельцев загородной недвижимости искать более дешёвые варианты отопления.

Как рассчитывается мощность котла на дизтопливе

Чтобы котёл полностью оправдал расходы на своё содержание, необходимо правильно подобрать оборудование. Основным критерием выбора является расчет мощности. Для этого существует специальная формула, где нужно перемножить общую площадь помещений на количество энергии, необходимой для полноценного обогрева 10 м2.

Для каждого региона страны действуют свои нормы расхода энергии. Например:

  • Север – 1.5-2 кВт.

  • Центральная часть – 1.2-1.5 кВт.

  • Южные районы – 0.7-0.9 кВт.

Расход солярки на отопление дома

Ещё один животрепещущий вопрос, волнующих людей перед покупкой оборудования. Чтобы выяснить средний расход потребляемого топлива, нужно опять обратиться к математическим вычислениям.

Вначале нужно рассчитать общую площадь отапливаемых помещений, значение берётся в метрах квадратных. Теперь вспоминаем, что для обогрева 10 м2 потребуется 1 кВт энергии. Итого, для обогрева здания, площадью в 100 м2 потребуется 10 кВт.

Чтобы выработать нужное количество энергии, котлу придётся израсходовать 1 л топлива. Однако важно учитывать, что здание будет отапливаться круглосуточно, поэтому энергопотребление составит 240 кВт или 24 литра дизтоплива в сутки.

Площадь дома,м2 Мощность котла, кВт Максимальный расход топлива, кг/ч
100 5-12 3,2
130 6-16 4,7
160 6-20 6
200 7-24 7,6
220 8-25 7,9
270 10-32 8,9
370 18 и более от 14

Как правильно обслуживать дизельный отопительный котел

Первый запуск оборудования должен обязательно проводиться в присутствии специалиста. Сезонное техническое обслуживание тоже лучше доверить профессионалам.

Однако дизельные котлы не требуют сложного технического обслуживания, поэтому справиться с такой задачей вполне можно самостоятельно. Для бесперебойной работы оборудования достаточно выполнять такие действия:

  1. Раз в 1.5-2 года проверять состояние теплообменника, здесь имеет свойство накапливаться сажа, что приводит к потере эффективности работы. Проблема решается просто: вскрывается верхняя крышка, поверхность теплообменника очищается металлической щёткой.

  2. У котлов с турбовентиляционной подачей топлива часто выходит из строя турбина. Основные причины: замыкание обмотки или отсутствие смазки в подшипниках. В первом случае, двигатель вентилятора отправляется на перемотку, во втором – в обойму подшипника заправляется машинное масло.

  3. Иногда возникают проблемы с проходимостью топливных путей. Это вызвано мельчайшими частицами грязи, которые могут содержаться в солярке. Для решения проблемы, необходимо установить дополнительный топливный фильтр. Кроме этого, топливопровод нужно регулярно продувать сжатым воздухом.

  4. Ежегодно проводить замену форсунок. Если этого не сделать, отверстия форсунки начинают расширяться, что приводит к увеличению расхода горючего.

Обратите внимание, что встроенная электроника также нуждается в периодическом техническом обслуживании и калибровке. Однако осуществить такие процедуры своими силами невозможно, поэтому имеет смысл заключить договор на сервисное обслуживание.

Порядок обустройства топливохранилища

Обустройство специального помещения, где будет храниться запас горючего, является обязательным условием бесперебойной работы всей системы.

Если этим пренебречь, придётся несколько раз в месяц вызывать топливозаправщик, что вызовет дополнительные расходы. При обустройстве помещения обязательно соблюдаются такие правила:

  • Резервуары для горючего хранятся за пределами котельной и отапливаемых помещений. Общее количество ёмкостей не регламентировано, но обычно не превышает объём в 20 000 литров.

  • Топливохранилище является отдельной пристройкой на собственном фундаменте, допускаются подземные резервуары.

  • Подземное хранилище имеет дно, усиленное цементно-песчаным раствором. Расстояние между стенками хранилища и ёмкостью с горючим должно быть не меньше 200 мм.

  • Для хранения топлива нужно использовать только сертифицированные ёмкости.

Обратите внимание, что вне зависимости от расположения топливохранилища, необходимо обеспечить бесперебойную подачу горючего к горелке. Для этого потребуется установка дополнительного насоса и топливопровода.

Производители проверенные временем

При выборе оборудования, советуем обратить внимание на продукцию таких производителей:

  1. KITURAMI

    Это корейский бренд, представленный моделями STS и TURBO. Компания работает с 1962 года, активно осваивает российский рынок.

    Производитель предлагает двухконтурные котлы, мощностью 10.5-35 кВт. Подача топлива турбированная, предусмотрен удобный блок управления, встроенный регулятор температуры. Оборудование компании отлично себя зарекомендовало при эксплуатации в северных и южных регионах России.

  2. DE DIETRICH

    Французская компания, появившаяся на рынке около 20 лет назад, но уже успевшая завоевать популярность в Европе и России. Визитной карточкой производителя является широкий модельный ряд оборудования, включающий котлы мощностью от 21 до 330 кВт.

    Вся продукция обладает экономичным потребление топлива, отличается длительным сроком эксплуатации, оснащается бесшумными горелками и инновационной системой отведения выхлопных газов.

  3. BUDERUS

    Немецкая компания, поставляющая котлы для обогрева помещений, площадью 500-10 000 м2. Ключевой особенностью продукции производителя являются сменные горелки, которые позволяют переключать оборудование для работы на газовом топливе.

    Немецкие котлы не требовательны к качеству солярки, имеют дополнительные фильтры очистки, привлекают внимание покупателей низким уровнем шума.

 

 

 

Распродажа (-53%):

Дизельный котел — стоит ли его использовать для отопления частного дома?

Дизельные котлы марки Vaillant iroVIT VKO 488/5Котел Vaillant iroVIT VKO 488/5

Многие загородные застройщики, решая вопрос об автономном отоплении собственного дома, все чаще отдают предпочтение котлам, работающим на дизельном топливе. И хотя чисто технически они называются жидкотопливными котлами, в народе они получили другое название, в соответствии с топливом, на котором работают. Дизельный котел — так называют его простые обыватели.

Достоинства

Почему именно этот тип котлов стал так популярен в последнее время? Достоинств у дизельных котлов немало:

  1. Высокая мощность оборудования, с помощью которого можно отапливать достаточно большие площади помещений. Плюс немалый коэффициент полезного действия.
  2. Доступное и дешевое топливо по сравнению с электричеством.
  3. Если сравнивать с газоснабжением, то нет необходимости собирать большое количество разрешительных документов.
  4. Простота обслуживания и эксплуатации. Современные дизельные котлы комплектуется системой автоматики, которая полностью контролирует заданные параметры отопительного процесса.

С помощью этой важной части котельного оборудования можно регулировать температуру теплоносителя, и, соответственно, температуру внутри комнат. С такой автоматической системой нормы и требования правил пожарной безопасности выполняются на все 100 процентов.

Недостатки

Недостатки у котлов на дизельном топливе тоже есть, но они незначительны:

  1. Необходимость специальной емкости, в которой надлежит хранить дизельное топливо. Эту емкость обычно устанавливают в отдельном помещении, строго оборудованном по нормам пожарной безопасности. Соединяется оно с котлом отдельным трубопроводом.
  2. Для такого вида котла также придется строить отдельное здание — котельную. Обычно жидкотопливные котлы отопления имеют только напольное исполнение. В котельной обязательно организуется вентиляция или устанавливается вытяжка.
  3. При работе такого котла горелка создает шум, а это еще одна причина, чтобы построить для него отдельное здание.
  4. Современные жидкотопливные котлы в некоторой степени зависят от электричества. Поэтому небольшой сбой в подаче электроэнергии приведет к остановке котла.
  5. И еще один недостаток, но он больше относится к топливу, чем к самому оборудованию. Солярка при температуре ниже +5 С начинает густеть, и ее продвижение по трубопроводу затрудняется. К тому же такая консистенция забивает фильтры и практически не горит в конструкции горелки.

Что делать? Во-первых, утеплять трубопровод и фильтр, а лучше их подогревать. Во-вторых, постараться провести отопление в помещение, где хранится дизтопливо.

Как работает котел на дизтопливе?

Котел на полуУстройство устанавливают на полу

Если рассматривать внутреннее устройство и принцип работы дизельного котла, то все это практически повторяет котел газовый напольного исполнения. Даже по виду они очень похожи. Основное отличие — это горелка.

В дизельных котлах она комплектуется вентиляторами, или устанавливается специальная надувная горелка. Воздух, нагнетаемый через нее, создает внутри конструкции необходимое количество кислорода — что способствует полному сгоранию топлива.

Это большой «плюс», но и «минус» тоже. При такой горелке котлы становятся шумными. Конечно, производители предпринимают меры, чтобы снизить шумовой барьер. Они используют новейшие технологии и материалы, но убрать шум окончательно не получается. Поэтому специалисты рекомендуют сделать в котельной звукоизоляцию.

Что касается горелки. В ней присутствует одна важная конструктивная особенность, которая называется глубиной всасывания. К примеру, топливные баки зарыты в землю. Тогда необходимо выбирать горелку с большим показателем глубины всасывания. Если емкости подвешены под потолок, то данный показатель может быть уменьшен.

Низкотемпературный отопительный котелBuderus Logano SE635 — низкотемпературный отопительный

Теплообменник — это один из важных элементов дизельного котла. Внутри него проходит теплоноситель, нагреваясь от стенок теплообменника. В настоящее время производители предлагают несколько вариантов этой части, в зависимости от материала, из которого она изготавливается. Таких материалов может быть только два: чугун и сталь.

Чугунные теплообменники имеют более толстую стенку, менее подвержены коррозии в местах образования конденсата. Срок их службы доходит до 50 лет, что является отличным показателем. Это прочная деталь с достаточно большим весом. К тому же чугун более чувствителен к локальным перегревам. Чаще всего чугунные теплообменники выходят из строя по причине некачественного теплоносителя.

Стальные теплообменники более мощные, но их беда заключается в том, что температура теплоносителя, опускаясь ниже «точки росы», создает в топке эффект кислотного дождя. В этом случае стенки самого котла подвергаются пагубному воздействию.

Год-два и котел можно списывать в утиль. Плюс ко всему образованный в топке конденсат увеличивает расход топлива, а локальный перегрев выводит из строя сам теплообменник. Специалисты не рекомендуют использовать данный вид котлов для системы отопления собственного загородного дома. Эти установки, в основном, применяются в промышленных случаях.

Дополнения

Котел ProthermКотел на дизельном топливе

Что еще можно добавить?

  1. Дизельное отопление предполагает использование только солярки как топлива для обогрева котла. Но в современных условиях однотопливные котлы постепенно отходят, на их место приходят комбинированные аналоги.
  2. Обычно котел комплектуется сразу двумя съемными горелками: одна для солярки, другая для газа. И в этом случае дизтопливо используется как вспомогательное. А основным является газ.
  3. Для замены горелок не требуется присутствие специалиста. Этот процесс может провести любой мужчина, мало-мальски знакомый со слесарным делом.
  4. Если отключили газ, или до критической точки понижено его давление — что делать? Менять горелку и переходить на дизельное топливо. Как альтернатива — это отличный вариант.

Итак, все сказанное говорит о том, что для загородного жилья лучше всего использовать котел с чугунным теплообменником. Конечно, если выбор пал именно на данный вид.

Дизельный котел отопления для частного дома: топливо, котельная и расход

Если выбирать систему отопления для частного дома по цене энергоносителя, то самым дешевым окажется газ. Однако газовые магистрали есть далеко не в любой области, поэтому хозяевам домов приходится считать расходы на котлы твердотопливные или электрические. Первые требуют постоянной закладки порций топлива, вторые дорого обходятся в обслуживании. Рассмотрим дизельный котел отопления, который позволяет решить проблемы формирования магистрали автономного типа и отличается невысокой стоимостью обслуживания.

Что такое дизельное отопление

дизельный котел

Основное отличие от всех прочих систем – котел, который для нагрева теплоносителя применяет энергию при сгорании дизельного топлива. В остальном схема стандартная – отопление водяного типа, при котором формируется контур для циркуляции теплоносителя. В качестве теплоносителя используется вода или антифриз.

Схемы различаются на одно-, двухконтурную, могут быть самотечными и с принудительной циркуляцией (при встраивании циркуляционного насоса). Гравитационная схема с самотечным ходом теплоносителя является энергонезависимой, что особенно важно для областей, где электричество подается с перерывами.

Преимущества и недостатки дизельного котла

Если устанавливается дизельное отопление, хозяин получает полностью автоматизированный котел с КПД до 85%. В отличие от газового оборудования, котлы отопительные на дизельном топливе можно ставить без получения разрешительных документов, а монтаж не требует услуг специалистов.

Специалисты выделяют несколько достоинств оборудования:

  1. Доступность энергоносителя. Дизтопливо есть в любом районе страны.
  2. Автоматическая регулировка системы. Как только дизельный котел для отопления частного дома установлен, схема собрана с учетом особенностей и правильности монтажа, оборудование настраивается самостоятельно, запуск и отключение котла будут происходить в автоматическом режиме при смене температуры теплоносителя.
  3. Не требуется получать разрешительные документы.
  4. Не придется сооружать сложную систему для выпуска продуктов сгорания, потребуется коаксиальный дымоход, который быстро и просто собирается.

Все оборудование для магистрали отопления стоит относительно недорого, а при условии самостоятельной сборки, запуска экономия будет значительной.

Минусы тоже есть, к ним относятся:

Рекомендуем к прочтению:

  • шум при работе агрегата, поэтому прибор выносят в отдельное от жилых помещение;
  • для постоянной подачи энергоносителя нужно оборудовать специальную емкость и присоединить ее к котлу;
  • без электричества агрегат в работу не запустится, поэтому в зонах с частым отключением сети электропитания придется искать дополнительный источник прогрева.

На заметку! Расход солярки большой, поэтому емкость для дизтоплива оборудуется с запасом.

Классификация дизельных котлов

В продаже представлены одно-, двухконтурные дизельные котлы.

классификация дизельных котлов

Различаются модели по типу горения и материалу, из которого сделан теплообменник, в частности:

  1. Сталь. Теплообменник из стали стоит дешевле, меньше весит, что объясняет популярность таких котлов. Сталь быстро реагирует на смену температуры теплоносителя, легче переносит локальный прогрев, но обладает меньшей стойкостью к коррозии.
  2. Нержавеющая сталь считается более прочной, поэтому теплообменники служат больше. Стойкость к коррозии, равномерность распределения тепла – плюсы, высокая цена – минус.
  3. Чугун применяется редко из-за дороговизны и массивности. Теплообменник из чугуна будет долго нагреваться, но так же долго остывать. Плюсы – долговечность, стойкость к коррозии. Минусы – хрупкость и дороговизна.

Важно! Теплообменник из чугуна не только утяжеляет весь прибор, но и легко трескается при температурных скачках.

Если хозяин выбирает двухконтурный дизельный котел, он получает не только прогрев теплоносителя для магистрали отопления, но и раздачу ГВС. Выбор оборудования требует увеличения расчетной мощности на 20%, иначе агрегат не нагреет теплоноситель и горячую воду для бытовых нужд.

В случае, когда требуется только прогрев теплоносителя для магистрали отопления, подойдет дизельный одноконтурный котел отопления. Оборудования можно дополнить отдельным контуром для раздачи ГВС в минимальных объемах, но придется повышать расчетную мощность котла. Поэтому проще всего поставить отдельную систему нагревателей для подачи горячей воды и не утяжелять схему отопления дополнительным контуром.

Важно! Производители предлагают котлы с конденсационным и стандартным нагревом теплоносителя. Первые применяют энергию конденсата в качестве дополнительной, поэтому считаются выше по эффективности и экономнее по затратам. Но цена их также отличается в большую сторону.

Расчет мощности и расхода топлива дизельного котла

Чтобы просчитать показатель мощности оборудования, которая требуется для отопления дома, применяется формула – на 10 м2 площади нужно 1 кВт мощности. Параметр средний и подходит для регионов с мягкими зимами. В районах с понижением температуры от -20 С к итоговому показателю нужно прибавить 15-20%. Если зимы еще суровее, то прибавлять 50% к мощности прибора.

На заметку! Если дом плохо утеплен, потолки превышают показатель в 3 метра, есть много окон «в пол», к мощности агрегата нужно прибавить 10-30% – в зависимости от региона проживания.

расчет мощности котла

Что касается учета расходов, то котел на дизельном топливе нужно также выбирать по формуле – мощность оборудования нужно поделить на 10. Итоговая цифра – затраты дизтоплива в кг/час в режиме прогрева теплоносителя. Если оборудование переходит в режим поддержания тепла, расход солярки снижается на 30-70%. Тут нужно учитывать теплопотери строения. Например, в доме с отсутствием утепления показатель расхода снизится всего на 25-30%, а если строение хорошо защищено, экономия доходит до 65-70%.

Рекомендуем к прочтению:

Важно! В среднем на дом с площадью отопления 50-70 м2 уходит 0,5-0,9 кг солярки. Это в режиме нагрева теплоносителя.

Устройство котла

Конструкционно система представляет собой набор основных и вспомогательных элементов, среди которых камера сгорания, горелка, форсунка и корпус. Оболочка выполняется из легированной стали или чугуна, котел может быть оснащен блоком автоматического контроля, который регулирует давление в системе, включение/отключение оборудования при изменении температуры теплоносителя.

Рассматривая, как работает дизельный котел отопления, можно отметить, что схема проста – горелка устанавливается в камере сгорания и оснащена турбонаддувом. Как только топливо попадает на горелку, оно начинает выделять тепло в процессе сгорания, поступающее в камеру теплообменника. Теплоноситель, циркулирующий в камере теплообменника, прогревается и поступает в магистраль отопления. Приборы нагревают воздух в помещении. Остывшая вода или антифриз по трубопроводу обратного тока возвращаются в теплообменник, и процесс повторяется до тех пор, пока агрегат включен в работу.

Важно! Отопление дома дизельным топливом невозможно без обустройства дымохода. В процессе горения солярка выделяет газы, которые необходимо выводить за пределы помещения.

Установка и подключение дизельного котла

Особенность монтажа в том, что после котла монтируется перемычка между трубопроводом подачи и обратного тока воды. Это нужно для повышения температуры теплоносителя в обратке и предупреждения образования конденсата в камере сгорания. Если перемычку не поставить, то конденсат смешается с сажей, и образуются агрессивные кислоты, разрушающие стенки из металла, такая система прослужит недолго.

Прочие моменты такие же, как при обустройстве стандартной системы отопления, – устанавливается компенсационный (расширительный) бак, насос циркуляционный, группа безопасности. Удобнее всего размещать дополнительные элементы схемы в одном месте, в котельной, где установлен сам котел на дизельном топливе.

На заметку! Коаксиальный дымоход выводится за стену дома, утеплять канал дымоотведения не нужно, так как там есть рекуператор.

Требования к котельным установкам

подключение дизельного котла

Чтобы вся система работала без перебоев, необходимо придерживаться определенных правил при установке агрегата:

  • Монтаж в отдельное помещение с вентиляцией, освещением. Требуемая площадь не менее 4 м2 плюс пространство для топливной емкости.
  • Высота стен в котельной от 2,2 м, ширина дверного проема от 0,8 м. По требованиям в помещении должно быть окно размерами от 0,3 квадрата. Количество окон определяется объемом помещения – одно окно на 10 м3 объема.
  • Под котел формируется подставка из негорючего материала, таким же материалом отделываются потолок, стены.
  • Для исключения риска аварий устанавливается автоматическая система безопасности, которая отключает оборудование при сбоях в системе.
  • Вентиляция может быть естественной и принудительной. Размер сечения канала вентиляции выбирается по принципу трехкратного воздухообмена в течение 1 часа работы оборудования.
  • В обязательном порядке выводится отдельный кабель электричества для питания агрегата. Кабель подключается через автомат. Необходимо заземлять все приборы (можно шиной).

Лучше всего хранить дизельное топливо в отдельном помещении, в котельной можно ставить бак не более 5 кубов объема. Также придется изолировать помещение, чтобы не слышать шум при работе агрегата. А чтобы исключить перепады напряжения устанавливается бесперебойник, стабилизатор, можно поставить генератор, если перебои с электричеством наблюдаются достаточно часто.

Дизельный котел отопления частного дома

Сейчас мы с вами разберемся в нюансах выбора дизельного котла для отопления частного дома, в его недостатках, а так же расходе солярки и монтажа.

Многие домовладельцы, выбирая систему отопления для своего жилья, сталкиваются с ситуацией, когда газовая магистраль находится на слишком далеком расстоянии, а электросеть слабая или вовсе отсутствует. Самым оптимальным вариантом выхода из данного непростого положения, станет приобретение дизельного котла. Это устройство обеспечит автономное отопление вашего дома, и даже в сильные морозы вы будете чувствовать себя комфортно и уютно в своем жилище.

Что представляет собой котел на жидком топливе? Рассмотрим более подробно.

Котёл Viessmann на дизелеКотёл Viessmann на дизеле

Дизельный котёл Viessmann

Устройство и принцип работы

Дизельный котел — устройство, изготовленное из чугуна либо стали. Благодаря этим металлам, тепло не только свободно перемещается по системам труб, но еще и происходит процесс теплоотдачи от нагретых стенок котла.

Важно отметить, что новые модели дизельных котлов отопления оснащены специальным наружным покрытием, которое защищает от перегрева. Это важная и полезная часть конструкции, особенно для семей с детьми. Ведь если ребенок ненароком коснется стенки котла, то он не обожжется.

Kiturami Turbo-30Kiturami Turbo-30

Устройство напольного дизельного котла Kiturami Turbo-30

Выделим основные элементы котла на дизельном топливе:

  1. Корпус: внутри — камера сгорания, бывает открытого типа (может сообщаться с пространством помещения) и закрытого (отделена от него).
  2. Устройство розжига: специальный электронный агрегат, который генерирует искру при подаче топлива в горелку.
  3. Теплообменник.
  4. Вентиляторная горелка: выполняет функцию подачи и регулирования воздуха, который поставляется в камеру внутреннего сгорания.
  5. Рабочая автоматика: в ее функциональных обязанностях: включение и выключение котла, а также поддержание температуры теплоносителя на необходимом уровне.
  6. Автоматика безопасности: в случае возникновения аварийной ситуации, автоматика немедленно отключает устройство.
  7. Топливный бак.
  8. Топливный насос.
  9. Дымоход.

Котлы отопления на дизельном топливе могут быть настенного и напольного типа, и функционируют данные устройства абсолютно одинаково.

При включении устройства и запуске насоса, в форсунках котла образуется нужное для функционирования давление. Именно благодаря этому процессу, жидкость (солярка) распределяется так как положено.

Затем работа котла осуществляется автономно. Функционирование отопительной системы контролируют и регулируют специальные датчики.

Не забудьте установить топливный фильтр для дизельного котла.

Классификация, преимущества и недостатки

Дифференцируются котлы на дизельном топливе по типу нагревания воды:

  • одноконтурные: предназначены только для того, чтобы согревать помещение;
  • двухконтурные: оборудованы проточным нагревателем, данное устройство способствует отоплению помещения, при этом нагревает проточную воду в подключенной системе;
  • двухконтурные со встроенным бойлером: не только обогревают, но и снабжают весь дом горячей водой.

Котлы на жидком топливе классифицируются еще и по способу тяги:

  • котлы с естественной тягой: газы выводятся через вертикальный дымоход;
  • котлы с принудительной тягой: газы выводятся через встроенный дымоход.
Про особенности двухконтурных дизельных котлов можно прочитать здесь.

Выбирая жидкостный котел для частного дома, заблаговременно определитесь с размером, формой и цветом агрегата, ведь важно, чтобы он гармонично вписался в ваш интерьер. Ну и, конечно, выбирайте модель, которая будет вам по карману.

Дизельные котлы для отопления частного дома отличаются множеством положительных качеств, благодаря чему пользуются спросом и имеют позитивные отзывы покупателей.

Двухконтурные дизельные агрегаты значительно дороже, однако эта цена оправдана, поскольку ваш дом будет не только отапливаться, но еще и оснащаться горячей водой.

Отметим ключевые положительные моменты в работе данных агрегатов:

  • автономная работа;
  • доступное и относительно недорогое топливо по сравнению с электроэнергией;
  • легкость в эксплуатации и обслуживании;
  • высокий КПД;
  • долговечность: средний срок службы дизельных котлов составляет 30-50 лет.

Однако, как и в работе любого технического устройства, у дизельных котлов имеются свои недостатки:

  • установка дизельного котла стоит дорого, поскольку кроме покупки самого оборудования, надо еще приобрести и емкость, в которой будет храниться топливо, закупить непосредственно само топливо, а также оборудовать отдельное помещение, которое будет выступать в качестве котельной;
  • требуется регулярное обслуживание и чистка;
  • топливо опасно для экологии, в случае протечки, вода и грунт на участке могут быть отравлены.

Производители

На современном рынке котельного оборудования много производителей котлов, работающих на жидком топливе. Рассмотрим наиболее популярные модели котлов.

ПроизводительХарактеристики
Kiturami (Корея)Снабжён турбоциклонной горелкой, благодаря чему достигается экономия топлива.
Оснащение системами контроля, также системой самостоятельной диагностики позволяет определять температуру внутри помещения, также температуру жидкости в системе.
Диапазон мощности — 10,5-34 кВт.
Расход топлива — 1,13-4,3 л/ч.
Виды котлов с двумя контурами обеспечивают горячим водоснабжением, с потоком воды 3,8-20,0 литров в минуту.
Его цена достигает 445 $.
Buderus (Германия)Модель из чугуна – Logano G.
Диапазон мощности — 25-95 кВт.
Модель Unit оснащена горелкой, которая оптимизирует топливную смесь.
Данное качество способствует снижению уровня образования сажи.
Модификация Logano S – выпускается из стали для промышленных производств с мощностью свыше 450 кВт, такой агрегат имеет возможность работать на жидком топливе и газе.
В зависимости от модификации формируется цена, некоторые модели достигают стоимости в размере 3 430 $.
Navien (Корея)Обустроен предварительным подогревом топлива, теплообменник изготовлен из нержавеющей стали.
Устройства автоматики оборудовано микросхемой, которая даёт возможность работать без сбоев.
Диапазон мощности — 13-40 кВт.
Расход топлива — 1,46-4,65 л/ч.
Производство горячей воды – 22,9 литра в минуту.
Качественная продукция с доступной ценой, которая определяется в пределах 750 $.
Saturn (Корея)Теплообменник изготовлен из меди.
Работают тихо, не больших линейных параметров, разрешено размещать в жилых помещениях.
Диапазон мощности — 13,5-35 кВт.
Расход топлива — 2,01-4,54 л/ч.
Цена достигает 3 335 $.
Ferroli (Италия)Битопливный котёл, жидкотопливный, но может работать на газе.
Теплообменник чугунный.
Одноконтурные модели – без подогрева воды.
Диапазон мощности — 12,7-27,5 кВт.
Стоимость в пределах 2 955 $.
Про котлы на отработанном масле можно прочитать здесь.

Расход топлива

Дизельные котлы хорошо пригодны для отопления и горячего водоснабжения как и частных домов, так и различных предприятий. Одним из важных факторов, который оказывает влияние на выбор агрегата, является его мощность. Производя ее расчет, надо опираться на потребление энергии, которая нужна, чтобы нагреть воду.

Мощность определяется из расхода 1кВт на каждые 10 квадратов площади помещения.

Чтобы ваш агрегат выдерживал нагрузки и его работа отличалась высокой производительностью, его мощность должна быть на несколько показателей выше, чем указано в требованиях для отопления нужного вам помещения.

Каждый покупатель, выбирая модель дизельного котла, в первую очередь, интересуется каким будет расход топлива у того или иного образца.

Узнать этот показатель просто: расход топлива в килограммах за 1 час равняется десятой части мощности используемой горелки.

Если для теплоносителя установить низкую температуру, то можно снизить расход топлива.

Оперируя данным параметром, можно подобрать котел, обслуживание которого не будет для вас слишком затратным.

Как уже отмечалось, котлы, которые работают на жидком топливе, могут быть одноконтурными и двухконтурными. Разумеется, что во втором случае, горючего будет расходоваться больше, нежели в первом.

Следовательно, оптимальный вариант для двухконтурных агрегатов — сократить расход горячей воды. Таким образом, вы сможете сэкономить на горючем.

Мощность горелки * 0,1
Расход топлива за 1 час

Рассмотрим примерный расход топлива у различных производителей дизельных котлов

Марка и модельМах площадь отопления, м²Производительность ГВС, л/минМах расход топлива в час, кгМасса, кгMax мощность, кВт
Kiturami TURBO-21 R
Корея
245142,85824.4
Navien LST-50KR
Корея
50028,75,89450
Navien LST-24K
Корея
24013,82,94024
Buderus Logano G225-78 SE
Германия
7807,233678

Установка дизельного котла

Рекомендуется, чтобы установку котла на дизельном топливе и настройку системы, производили специально обученные люди. Основные правила, которых нужно придерживаться, осуществляя монтаж отопительного оборудования, описаны в СНиП II-35-76 «Котельные установки». В соответствии с требованиями, описанными в этом документе, объем котельной должен составлять не менее 15 куб. м, а расстояние от пола до потолка – от 2,5 м и выше.

Ёмкость для хранения  соляркиЁмкость для хранения  солярки

Ёмкость для хранения дизельного топлива

Порядок монтажа дизельного котла:
  • для начала необходимо определиться с помещением, где будет находиться устройство;
  • котел устанавливается и выравнивается по уровню;
  • устанавливаются подающая и обратная трубы;
  • если вы устанавливаете двухконтурный агрегат, то необходимо сделать обвязку ГВС;
  • установить топливный бак;
  • подключить дымоход;
  • запустить устройство.

Владельцы частных домов, дач, устанавливающие систему отопления, основанную на дизельном топливе, должны позаботиться о месте, где будет храниться горючее.

Для хранения дизельного топлива используются ёмкости различных объемов: от 500 до 10 000 литров.

Дизельный котел отопления для частного дома – гарант комфортного микроклимата

Жидкотопливные котлы отопления (далее КО), работающие на дизельном топливе, – вторые по популярности среди загородных застройщиков. Пальму первенства они уступают лишь отопительному оборудованию на газовом топливе. Жидкотопливный котел, в обиходе называемый дизельным котлом отопления, превзошел по популярности твердотопливные устройства благодаря возможности автоматизации работы в составе системы отопления частного дома, он более востребован по сравнению с электрическими котельными агрегатами из-за высоких тарифов на электроэнергию.

Котел

Дизельный котел для отопления в интерьере частного дома

На рисунке ниже приведена сравнительная диаграмма соотношения устанавливаемых котлов отопления в регионах Ленинградской и Московской обл.

Диаграмма

Соотношение типов устанавливаемых котлов в Московской и Ленинградской областях

Топливо

Вопреки сложившемуся мнению о «всеядности» котлов на жидком топливе, оборудование для отопления жилого дома весьма разборчиво к предлагаемому горючему. Практика подтвердила возможность обогрева помещений, используя тепло сгорания жидкой органики при ее сжигании в специальных топках, встречаются даже отзывы домашних умельцев о самодельных печах на отработанных маслах растительного происхождения.

Наиболее распространенными видами топлива, используемого в  жидкотопливных котлах, являются:

  • дизельное топливо;
  • соляровое масло, в обиходе называемое соляркой;
  • керосин технический;
  • отработанное минеральное масло;
  • мазут.

Мотивация выбора того или иного вида жидкого горючего определяется рядом факторов, в числе которых основными являются:

  • доступность топлива, позволяющая ему конкурировать с альтернативными вариантами обогрева частного дома;
  • возможность восполнения запасов топлива, связанная с большим расходом в холодный период года;
  • возможность хранения топливных запасов;
  • задачи, возлагаемые на котельное оборудование или жидкотопливный обогреватель типа печки или тепловой пушки.

Рассмотрим применимость отдельных категорий жидкого горючего для обогрева жилища или целого дома.

Дизтопливо и соляровое масло

Нередко в бытовом пользовании дизельное топливо отождествляется с соляровым маслом, не делая никакой разницы между ними. Это в корне неверно, так называемые «дизтопливо» и «солярка» – два разных вида горючего. Дизельное топливо ГОСТ Р 52368-2005, полностью соответствующее европейской спецификации EN 590, является сложным химическим соединением, состоящим из керосиновых, газойлевых и соляровых фракций перегонки нефти. То есть солярка – всего лишь одна из многочисленных нефтяных фракций, она входит в перечень компонентов дизтоплива. Солярка может служить горючим для тихоходных и среднеоборотных тракторных или судовых дизелей, однако ее применение для современных автомобильных двигателей недопустимо.

Своему названию соляр обязан немецкому Solaröl, что дословно переводится как «солнечное масло». Так в далеком 1857 году в Германии назвали тяжелую фракцию перегонки нефти, имеющую своеобразный желтоватый оттенок. В середине 50-х годов прошлого века нефтеперерабатывающие предприятия СССР широкомасштабно выпускали соляровое масло ГОСТ 1666-51, предназначенное для среднеоборотных дизельных двигателей.

Бочки

Бочки с дизельным топливом для поставки потребителям

Для рядовых пользователей дизельного горючего для отопления своего дома нет необходимости в таком принципиальном разграничении понятий. Расход дизтоплива или солярки на весь сезон практически одинаков, но оформление (при необходимости) документации на покупку горючего желательно проводить с употреблением правильной терминологии.

В дизельных КО необходимо использовать горючее, соответствующее сезону, то есть летнее или зимнее дизтопливо. К примеру, летнее горючее в сильный мороз может замерзнуть в трубах, не дойдя до горелки.

Керосин технический

Предприятия нефтепереработки производят несколько разновидностей керосина (авиакеросин, керосин для ракетных двигателей, осветительный и общетехнического предназначения). Сжигать в топке котла авиционный или ракетный керосин явно дороговато, осветительный керосин быстро засоряет сажей форсунки. В то время как технический керосин ГОСТ 18499-73 прекрасно подходит в качестве топлива дизельного КО по показателю цена/качество, полностью сгорая при подаче в камеру сжигания без нагара или сажи.

Отработанное минеральное масло

Речь идет о сортах масла, уже использованных в энергоустановках, станочном оборудовании или автотранспорте. Отработанные гидравлические, трансформаторные, трансмиссионные и другие типы масел, называемые в просторечье «отработкой», обладают высокой теплотворной способностью при сгорании и отличаются сравнительно низкой ценой на фоне расхода на приобретение дизтоплива, солярки или мазута. Внедрение отработки в качестве топлива в системах отопления жилых зданий и производственных помещений позволяет сразу «убить двух зайцев»:

  • отработанное масло в 3-5 раз дешевле дизтоплива;
  • нет нужды обременяться расходами на утилизацию отработки. Более того, пользователи печек на отработке своими руками совершают благое дело по охране экологии.

Отработанные масла широко используются для обогрева отдельных производственных помещений, теплоснабжения сервисных мастерских по автотранспорту, частных гаражей и небольших цехов. Разрешается использовать смазку ATF и смеси отработки с дизтопливом в разных объемных пропорциях. Основное требование к смесям – отсутствие в сжигаемом топливе влаги и абразивных частичек.

Для отопления дома уже более 30 лет производятся теплогенераторы фирмы Kroll, сжигающие отработку без предварительной очистки. Оборудование немецкого производителя прекрасно адаптируется под климатические особенности российского климата.

Котел

Котел Kroll для отопления отработанным маслом

Мазут

В котлах отопительных систем частного дома нередко используется топочный мазут ГОСТ 10585-99 марок М-40 и М-100. Марка М-100 более популярна, так как при добавлении в мазут этой марки небольшого количества дизтоплива получается менее вязкая консистенция мазута М-40. У мазута очень высокие теплотворные характеристики, по цене он на 30-50% дешевле дизтоплива, поэтому в определенных ситуациях домашняя котельная на мазуте конкурентоспособна перед другими вариантами обогрева дома.

Устройство и принцип работы

На рисунке показана внутренняя часть дизельного КО с указанием основных функциональных элементов конструкции.

Схема

Схема строения дизельного котла отопления в разрезе

Обязательными функциональными элементами жидкотопливного котла являются:

  • вентиляторная горелка;
  • камера сгорания;
  • теплообменник;
  • дымоход.

В состав конструктивных элементов также входят:

  • топливный насос, подающий горючее в горелку;
  • теплоизоляция корпуса;
  • средства автоматики, регулирующие уровень теплоотдачи, отслеживающие параметры всех узлов и обеспечивающие их совместную работу.

Камера сгорания вместе с теплообменником являются неизменным атрибутом покупаемой модели дизельного агрегата. Средства автоматики к ним идут в едином комплекте. Но дизельную горелку и насос допускается выбирать и заменять в процессе эксплуатации на изделия с другими рабочими параметрами.

Вентиляторная горелка создает принудительную тягу. Дизтопливо смешивается с атмосферным воздухом и в распыленном виде подается для сжигания в камеру сгорания. Нагретые газообразные продукты горения, образующиеся при сгорании горючего, проходят через теплообменник, отдают его стенкам полученное тепло и по дымоходу выводятся наружу. Тепло, полученное теплообменником от нагретых газов, передается циркулирующему через него водяному теплоносителю для дальнейшего использования в системе отопления.

Главным отличием жидкотопливных теплоагрегатов от газовых аналогов является необходимость распыления жидкого горючего в качестве его подготовки для подачи в топку. В камере сгорания распыленная фракция дизтоплива перемешивается с атмосферным воздухом, воспламеняется и сгорает.

Для более полного сгорания горючего через надувную горелку нагнетается воздух, создающий избыток кислорода. Из-за принудительного нагнетания дизельные котлы работают с шумовым сопровождением, которое пока производителям жидкотопливных агрегатов устранить не удается. По этой причине в котельной частного дома приходится делать звукоизоляцию.

Дизельный котел в системе отопления

Схема

Схема отопления частного дома на основе дизельного котла

На рисунке представлена обобщенная схема отопительной системы частного дома, работающая от дизельного котла. В схеме отражены основные пользователи тепловой энергии, вырабатываемой теплоагрегатом:

  • поз. 6 – бойлер косвенного нагрева, обеспечивающий жилье горячей водой для санитарно-хозяйственных нужд;
  • поз. 7 – теплые полы;
  • поз. 9 – радиаторы системы отопления.

Для распределения тепловых потоков среди пользователей задействованы:

  • поз. 2 – распределительный коллектор отопительной системы и
  • поз. 3 – циркуляционные насосы, которые обеспечивают подачу горячей воды от дизельного котла (поз. 1) и возврат остывшей воды от пользователей (соответственно линии красного и синего цветов).
  • поз. 8 – коллектор отопления с гребенкой «раздает» отопительную воду по радиаторам отопления.

Практически во всех современных моделях жидкотопливных КО устанавливаются регулирующие системы, позволяющие в автоматическом запрограммированном режиме поддерживать температуру теплоносителя в каждой группе пользователей. Котлы на жидком топливе просты в управлении и отличаются малой инерционностью при корректировке параметров теплосети благодаря непрерывной подаче горючего в камеру сгорания.

Расчет топлива для котла

Цель расчета топлива для дизельного КО – оценка расхода горючего для создания комфортного микроклимата в помещениях дома в холодное время года и определение потребности в запасе горючего на отопительный сезон. В расчетах используются общепринятые нормативы:

  • для обогрева теплоизолированного жилого помещения высотой не более 3 м необходимо обеспечить тепловую мощность 1 кВт на каждые 10 кв. м;
  • расход дизельного горючего в течение 1 часа непрерывной работы эмпирически оценивается в размере 10% от мощности котла.
Емкость

Емкость для хранения дизтоплива, устанавливаемая рядом с домашней котельной

Расчет проводится в несколько стадий:

  1. Определение оптимальной тепловой мощности котельного оборудования.

Задавшись значением суммарной площади обогреваемых помещений S, рассчитывают величину потребной мощности дизельного котла по формуле:

Q=S/10 (1),

в которой величина площади S измерена в кв. метрах, значение мощности котла Q получено в кВт.

  1. Определяется номинальная мощность теплоагрегата в соответствии с указанными паспортными характеристиками. То есть, если в расчетах получена мощность котла 8 кВт, то оптимальным выбором будет изделие мощностью в пределах 9-10 кВт.
  1. Определяется удельный часовой расход горючего:

М=0,1 * Q (2), кг.

  1. Общий расход дизтоплива определяется, исходя из заданного количества N холодных дней в период отопления и степенью загрузки оборудования в течение суток. Максимальное количество топлива при 24-хчасовой полной загрузке составит:

Т=M*24*N (3), кг.

  1. Для оценки объемного расхода солярки или дизтоплива в кубометрах используется значение плотности зимнего горючего: m=840 кг/куб. м.

Объем запасаемого горючего составит:

V=T/m (4), или V=T/840, выраженный в куб. метрах.

Согласно отзывам потребителей, можно отметить несколько факторов из реальной практики эксплуатации дизельных котлов:

  • В течение отопительного сезона среднее время работы котла на полной мощности не превышает 15%;
  • В режиме работы на максимальной мощности удельный часовой расход дизтоплива составляет около 0,1 величины мощности котла, что подтверждает принятый в расчетах эмпирический коэффициент формулы (2). Для агрегата мощностью 20 кВт тратится горючего практически 2 л/час;
  • Для домов жилплощадью от 200 до 300 кв. м расход топлива при хорошем утеплении составляет от 2 до 4 тонн за отопительный период.
Котельная

Домашняя котельная, укомплектованная запасами дизтоплива для непрерывного обогрева жилья

Ведущие производители

Дизельные котлы широко представлены на российском рынке отопительной аппаратуры. Наиболее популярными, согласно отзывам пользователей, считаются следующие модели:

  1. Производства Южной Кореи: модели Kiturami, Nayien, Saturn$.
  2. Производства германских концернов: Buderus, Vaillant, Viessmann, Wolf;
  3. De Dietrich – Франция;
  4. ACV – Бельгия;
  5. Protherm – Словакия.

К сожалению, отечественная промышленность отстает от зарубежных производителей и может предложить в качестве конкурента только котлы КМЧ-5 выпуска Кировского завода (Калужская обл.).  Другие модели имеют КПД не более 70%, эстетически устаревший дизайн и плохо утепленные корпуса.

Выбор котла. Видео

Про особенности выбора дизельного котла для дома можно узнать из видео ниже.

Дизельные обогревающие теплоагрегаты активно используются в регионах с развитым промышленным сектором, где шире возможности приобретения дизтоплива или его аналогов. В сельхозрайонах, кроме цены на «горючку»,  препятствием служат также энергозависимость оборудования и сложность подъездных путей к домам при доставке топлива. Однако людей этот фактор не останавливает, популярность дизельной аппаратуры только возрастает.

Котлы

Разновидности бытовых дизельных котлов отопления

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники