Содержание

Потекла батарея отопления — что делать, чем замазать течь?

Своевременный осмотр сантехнического оборудования позволяет избежать множества проблем. Даже небольшая течь может привести к серьезным прорывам в трубах.

В итоге будут затоплены квартиры нижних этажей и придется оплачивать их ремонт. Что делать, если потекла батарея отопления, известно не каждому человеку.

Часто это происходит…

Потекла батарея отопления: что делать и чем замазать трещину

Своевременный осмотр сантехнического оборудования позволяет избежать множества проблем. Даже небольшая течь может привести к серьезным прорывам в трубах. В итоге будут затоплены квартиры нижних этажей и придется оплачивать их ремонт. Что делать, если потекла батарея отопления, известно не каждому человеку. Часто это происходит после гидравлического удара.

Общая информация

Сантехнические точки представлены радиатором с трубами, которые подсоединены к стояку. Каждое соединение может дать течь, которая приведет к затоплению комнаты. Можно выделить несколько видов протечек:

  • трещины в местах соединения секций батареи;
  • повреждение труб;
  • разгерметизация стыка соединения стояка с трубами.

Каждый тип устраняется определенным способом. Батарея начинает протекать по разным причинам. Естественный износ приводит к появлению небольших повреждений, которые нарушают герметичность и целостность устройства. Длительная эксплуатация чугунных радиаторов тоже приводит к их выходу из строя. В среднем они рассчитаны на 30 лет службы.

‘ style=’ position:relative;background: url(https://i.ytimg.com/vi/YNO_azHjxmI/hqdefault.jpg) no-repeat scroll center center / cover’ >

Как починить водопроводную трубу своими руками

Если с алюминиевого радиатора побежала вода, под место течи нужно поставить ведро или тазик. Можно укрыть его плотным покрывалом или одеялом — это по

Что необходимо делать, если батарея отопления протекает. Жми!

Несмотря на кажущуюся простоту отопительных батарей, сделанных из чугуна в виде секций, наличие в них большого количества стыков и соединений, делает их очень уязвимыми к возможным перепадам давления и температуры.

Периодические сбросы воды в течение лета, а также постоянные и большие нагрузки в отопительной системе, являются причиной того, что образуется протечка в наиболее уязвимом месте. В результате батарея течет и горячий теплоноситель попросту заливает квартиру. А это уже угроза не только имуществу, но и здоровью жильцов.

Для осуществления ремонтных работ желательно позвонить в управляющую компанию и попросить отключить на время отопление в квартире.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Мой мир

Виды протечек

Отопительные элементы в квартире представлены радиаторами отопления, а также трубопроводом.

Каждое соединение частей представляет собой потенциальную угрозу возможной разгерметизации.

Примите к сведению: протечкой является выход теплоносителя из отопительной системы из-за повреждения в одном из элементов.

В зависимости от типа используемых соединительных элементов, можно выделить несколько видов протечек, которые характерны для отопительных батарей:

  • протечка, появившаяся в результате трещины на секции батареи;
  • повреждение герметичности магистральных труб, которые соединяют основной стояк с батарей;
  • протечки в межсекционных соединениях отопительного радиатора;
  • разгерметизация соединения между радиатором и трубами.

Каждую из видов протечек нужно устранять, используя для этого определенные способы ремонта.

Общие рекомендации

Совет специалиста: доверять установку отопительных элементов рекомендуется профессионалам, чтобы избежать возможных проблем.

У появляющихся протечек каждого варианта есть свои объективные на то причины.

Чаще всего они связаны с материалом, который используется в качестве прокладок, типом соединения, а также материалом, из которых сделаны магистральные трубы.

Конечно, если речь идет о старых еще советских системах отопления, то здесь немаловажным является еще и допустимый срок эксплуатации оборудования, и уровень его износа.

Следует учесть: просто замазывать гипсом щели в радиаторах отопления является плохой идеей, так, как это лишь временное устранение проблемы.

Какого-либо унифицированного плана действия на случай потека из батареи нет.

Но при этом есть общие правила в случае подобной ситуации:

  1. Если появилась небольшая течь, не стоит постоянно подставлять под это мест тазик или баночку. В случае перепада давления в сети, она может очень быстро превратиться в большую пробоину, за счет чего произойдет затопление. Даже если вода не течет, а просто капает, этот дефект нужно устранять.
  2. Появление протечки – это, прежде всего, либо разрушение материала, либо нарушение герметичности соединения. Даже если протечка исчезнет со временем, это лишь на время, поэтому не нужно надеяться на прикипание материала.
  3. Если ремонт батареи невозможен, необходимо слить из системы воду, после чего осуществить её замену.
  4. До того как начать определенные мероприятия, связанные с ремонтом или заменой протекающей батареи отопления, нужно перекрыть поступление теплоносителя в батарею.

Устранение протечки между двумя секциями радиатора

Стоит отметить: в случае появления протечек в стыках секций радиатора, их можно устранить дополнительно герметизировав.

Участок, который находится между двумя секциями чугунного радиатора, является небольшим и прямолинейным. Это дает возможность быстро найти место течи, а также оперативно её устранить.

Всего сделать это можно несколькими вариантами:

  1. Используя для этого обычный автомобильный хомутик, который затягивается по направляющему винту.
  2. Можно использовать самодельный хомут, который делается из нескольких стальных (не алюминиевых) пластин, которые нужно будет затянуть болтовым соединением.
  3. Под такими хомутами место соединения должно быть обмотано резиновой прокладкой. Для этого также можно использовать кусок ткани, который предварительно был пропитан эпоксидным клеем.

Примите во внимание: нужно очень аккуратно распределять усилия во время обмотки, а также затяжки хомутов.

Из трещин в радиаторе

Чтобы заделать протечки в батарее отопления, можно использовать не только обычный вариант классической сварочной технологии, которая приносит для хозяев квартиры уйму неудобств, но и применяя холодную сварку.

Для этого поверхность радиатора просушивают и подвергают обезжириванию.

Далее кусок материла «холодной сварки» в форме шарика нужно прижать к месту, где произошла протечка и подержать в течение нескольких минут. За это время пройдет полимеризация, а полностью смесь затвердеет через полчаса.

К работе батарею можно будет вернуть спустя одни сутки.

Рекомендация специалиста: чаще всего протечки в самих радиаторах отопления можно устранить, только заменив их.

В месте соединения с трубой

Появляются протечки на стыках в связи с:

  1. Не корректным монтажом, во время включения батареи. Чаще всего подобные соединения находятся на резьбе или создаются при помощи сварки. В любом случае даже небольшая небрежность в процессе сборки, к примеру, неправильный режим сварки или же разный диаметр труб, дадут о себе знать уже на следующий месяц работы отопительных систем.
  2. Сильным физическим давлением на места стыка. Чаще всего они возникают, из-за банальных житейских ситуаций, к примеру, если кто-то будет использовать батарею как опору, чтобы подняться выше и поправить карниз или штору. В любом случае, даже если на радиатор будет оказываться незначительные нагрузки, может возникнуть перекос или даже небольшой излом на стыке.

В отопительной трубе

Обратите внимание: устранить течь в отопительной трубе можно, используя резиновую камеру от велосипедного колеса.

Обычно, трубы, которые используются для подвода и отвода теплоносителя к радиаторам, делаются из стали. Именно поэтому из-за постоянного воздействия на них различных примесей, находящихся в теплоносителе, их стенки начинают протекать.

Часто за счет некоторых сантехников, предлагающих якобы перенести трубы в другое место, они заменяют их на такие же старые, но с виду аккуратно имитируемые новые.

Это в свою очередь также сказывается на их качестве и долговечности. В результате этого, подобные трубы не прослуживают и нескольких отопительных сезонов, за счет чего из них начинает течь вода.

Это интересно! Конвекторные батареи отопления: подробная классификация, преимущества и недостатки разных моделей

Если протечки образовались на прямых частях труб и сами по себе занимают небольшой объём, то можно использовать специальные повязки из смеси цемента и гипса:

  • разводят цемент в небольшой чаше, консистенция должна быть негустая;
  • отрезают полоску бинта, длина может составлять около 30 см;
  • далее эти полоски вымачивают в сделанном растворе цемента;
  • после этого их наматывают с большой силой на поврежденный участок;
  • наматывать нужно столько слоев, чтобы обеспечить прочность поверхности.

Важно знать: в случае, когда не получается перекрыть кран, то первую повязку, которая непосредственно ляжет на трубу, нужно вместо цемента обмакнуть в алебастр. Уже после него вторым слоем будет идти цементная повязка.

Любая протечка на батареях отопления должна быть оперативно устранена, так как она является очень опасной не только для мебели в помещении, но и для здоровья жильцов, так как в случае её разрастания, горячая вода может нанести сильные ожоги.

Смотрите видео, в котором специалист рассказывает как быстро и эффективно устранить течь в батарее, если рядом не оказалось сантехника:

Это интересно! Теплоотражающий экран за радиатором: как установить самостоятельно и преимущества его использования

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Видите неточности, неполную или неверную информацию? Знаете, как сделать статью лучше?

Хотите предложить для публикации фотографии по теме?

Пожалуйста, помогите нам сделать сайт лучше! Оставьте сообщение и свои контакты в комментариях — мы свяжемся с Вами и вместе сделаем публикацию лучше!

Как устранить течь радиатора отопления

Разгерметизация радиатора системы отопления, да еще и зимой, когда по трубам и батареям течет нагретая до 70-90 °C вода, – это очень серьезная поломка. Однако при должной сноровке эту неприятность можно (и нужно) устранить за считанные минуты. Впрочем, подобная скорость возможна лишь в процессе «косметического» ремонта, а более серьезные, «капитальные» работы затянутся на несколько суток.   

Поэтому в данной статье мы рассмотрим как экспресс-методику быстрого, косметического ремонта, с помощью которого можно устранить течь «до лета», так и более сложный, «капитальных» процесс, с помощью которого можно восстановить 100-процентную герметичность батареи.

Течет радиатор отопления

Течет радиатор отопления — что делать?

В этом случае нужно действовать по следующей схеме:

  • Во-первых, обнаружить место протечки.
  • Во-вторых, снизить давление в радиаторе, отключив батарею от напорной трубы.
  • В-третьих, заделать течь в батарее, отложив «капитальное» решение проблемы на теплое время года, когда появится возможность организовать полноценный ремонт.
  • В-четвертых, провести капитальный ремонт батареи.

Причем первые три пункта из этого списка нужно реализовать в течение пары-тройки часов, а еще лучше – за 10-20 минут, пока горячая вода не испортила обои, панели, мебель и напольное покрытие. Поэтому далее по тексту мы, не мешкая, разберем каждый пункт вышеизложенной схемы.

Как обнаружить место протечки?

Негерметичную батарею можно вычислить мгновенно – по луже на полу под радиатором. Но откуда «накапала» эта лужа? На этот вопрос сразу и не ответишь.

Ведь у батарей отопления есть как минимум два слабых места, а именно:

  • Точка сопряжения батареи и трубы разводки системы отопления. Течь в точке сопряжения батареи и трубы разводки

    Течь в точке сопряжения батареи и трубы разводки

  • Точка сопряжения секций, собранных в один пакет-батарею. Течь в точке сопряжения секций собранных в один пакет-батарею

    Течь в точке сопряжения секций собранных в один пакет-батарею

Кроме того, источником «капели» может быть и тело треснувшей или пробитой батареи.

Поэтому место протечки нужно искать следующим образом:

  • Вначале нужно насухо вытереть пол под батареей,
  • После этого на пол укладывают сухую газету, желательно сложенную вдвое.
  • Далее, если мокрые пятна – следи «капели» – появятся на краю радиатора, то верхний и нижний патрубок нужно вытереть насухо и обмотать туалетной бумагой. По мокрому пятну на этой обмотке вы поймете, где расположена течь.
  • Если мокрые пятна появятся над телом батареи, то вам придется вытереть насухо стыковочный шов между секциями, после чего можно соорудить обмотку-маркер из той же туалетной бумаги. Локализацию утечки проводят аналогичным способом – по мокрому пятну.
  • Если маркер между секциями остался сухим, то вероятнее всего пострадало само тело батареи. Однако трещину в корпусе секции можно обнаружить с помощью все того же средства – скомкайте обрывок бумаги в руке и проведите им по ребру секции. Обнаружив мокрое пятно на маркере, приложите к этому месту бумажную салфетку. Пятно на салфетке укажет на место протечки.

После обнаружения утечки вам останется лишь пометить проблемную зону. В этом случае  можно воспользоваться мелом, заштриховав проблемную область. Мокрые пятна на меловой штриховке помогут не потерять из виду проблемную зону.

Как отключить радиатор?

Перед тем как устранить течь батареи отопления, вам придется снизить напор теплоносителя в радиаторе. Для этого достаточно «отключить» батарею от напорной и  ветви разводки.

Но эта операция технически возможна только в том случае, если разводка системы выполнена по двухконтурной или коллекторной схеме. В первом случае мы просто закрываем вентиль у напорного патрубка батареи, а во втором – перекрываем соответствующий патрубок коллектора.

Если у вас одноконтурная схема, то снизить напор в системе вы можете только путем остановки циркуляционного насоса. Иного варианта у вас попросту нет.

При этом не забудьте «заглушить» котел, отключив отопительный прибор от энергоносителя.

Как устранить течь радиатора отопления зимой?

В холодное время года, с ноября по апрель, нам придется пользоваться системой отопления даже в случае протечки радиатора. Поэтому большинство пользователей предпочитают поставить под капель «баночку» и забыть о проблеме до лета. Но в случае серьезной протечки баночка не поможет – батарею придется подлатать, заделав течь хотя бы на время.

Как и чем заделать течь в батарее? Ответ на этот вопрос зависит от месторасположения проблемной зоны.

Например, если подтекает стык между трубой и радиатором, то проблему можно устранить путем следующих манипуляций:

Устранение течи с помощью ФУМ ленты

Устранение течи с помощью ФУМ ленты

  • Откручиваем контргайку, «сдвигая» ее от торца радиатора.
  • Наматываем на свободное место напитанную силиконом паклю или полимерный уплотнитель – ФУМ ленту.
  • Закручиваем контргайку обратно, поджимая уплотнитель.

Если на стыке трубы и радиатора нет контргайки или потек стык между секциями батареи, то вам придется действовать следующим образом:

Использование соли для устранения течи

Использование соли для устранения течи

  • Сбейте с проблемного места краску.
  • Возьмите бинт, намочите его в воде и обваляйте в соли. Оберните этим бинтом место утечки.
  • Обмотайте мокрый бинт резиновым жгутом – его можно вырезать из старой велосипедной камеры, или сухим бинтом, пропитывая витки эпоксидной смолой или цементом.
  • Зафиксируйте эту обмотку парой-тройкой винтовых хомутов.

Треснувшее тело секции радиатора можно починить с помощью «холодной сварки», поджав заплатку эластичной обмоткой на хомутах.

Нанесение холодной сварки на трубу

Нанесение холодной сварки на трубу

Действуя подобным образом можно устранить практически любую утечку, но вышеописанные решения дают лишь временный эффект. Такие «заплатки» продержатся два-три года, но не более того. Окончательно починить батарею можно только летом, когда из системы сливают теплоноситель, подготавливая радиатор для более серьезного капитального ремонта.

Течет батарея отопления — что делать летом?

Если вы пережили зиму с подтекающим радиатором, то летом, в первую очередь, вы обязаны сделать следующее:

  • Во-первых, слить воду из системы или, перекрыв напорную и обратную ветвь разводки, из конкретной батареи.
  • Во-вторых, демонтировать батарею, отсоединив от разводки.

Ну а после того, как батарея окажется в ваших руках, нужно сделать следующее:

  • Удалить «зимние» заплатки.
  • Прочистить подтекавший шов между секциями. Стянуть разболтавшиеся ниппели особым «радиаторным» ключом, не жалея сил.
  • Расширить трещину в теле секции болгаркой, заварить или запаять дефект.
  • Заново окрасить батарею и поставить ее на место, не экономя ФУМ или паклю.
  • Если подтекает полимерная арматура – обрезать и перепаять на муфту (или пару муфт) проблемное соединение.

После этого в систему заливается вода, и проводятся «натурные» испытания, предполагающие пуск котла и работу отопления в режиме средней интенсивности в течение хотя бы суток. Если течь не появится, то проблема считается решенной.

Также советуем посмотреть:


Что делать, если потекла батарея отопления, устранение протечки радиатора

Говорят, что полное название знаменитого романа Чернышевского звучало как «Потекла батарея отопления. Что делать?» Но так как Николай Гаврилыч наш сайт не читал и как устранить протечку радиатора не знал, то название книжки пришлось сократить до тривиального «Что делать?», а коммунальная революция в России задержалась на целых полтораста лет.

К счастью, сегодня любой гражданин РФ имеет возможность обратиться к нашему сайту и узнать, что ему делать, если потекла батарея отопления.

Кто виноват и куда звонить

Если потекла батарея отопления, то, во-первых, надо присмотреться, откуда течет, и подставить тазик.

Под место протечки надо поставить емкость для сбора теплоносителя

Второй вопрос, который возникает у гражданина после того, как он убедиться, что у него потекла батарея: «Куда звонить?»

Звонить надо в ЖЭК или другую обслуживающую компанию. Скорее всего, вам пообещают немедленно отключить дефектный радиатор и поставят в очередь на ремонт или замену батареи. Дело в том, что, согласно действующему законодательству, а если говорить конкретно, то Постановлению Госстроя РФ № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» от 27.09.2003 г. и Постановлению Правительства РФ № 491 от 13.08.2007 г., домовая система отопления, включая радиаторы – это общее имущество дома.

Сантехник обслуживает батарею отопления

Поэтому, даже если потекла батарея в приватизированной квартире, ее ремонт или замена должны осуществляться за счет тех ежемесячных взносов, которые вы платите на содержание вашего дома. Не принимайте никаких отговорок типа: «Ваша квартира, у вас потекла батарея, кто должен менять, если не вы?» За неисполнение вышеуказанных постановлений можно привлечь руководителей ЖКХ к административной, а то и к уголовной ответственности.

Но это в теории. А на практике – взносы взымаются, но пришедший из ЖЭКа сантехник отключит от теплоснабжения не одну батарею (если она снабжена краном, то отключить ее вы можете и сами), а всю вашу квартиру. А очередь на замену батареи или ее ремонт может длиться месяцами. В отопительный сезон, когда и протекают батареи, вас такой вариант вряд ли устроит.

Потекла батарея. Что делать своими руками?

Действовать надо, прежде всего, не своими руками, а своими ногами. Сходить в ЖЭК, дать на лапу сварщику, чтобы он заварил вашу протечку.

Холодная сварка для радиаторов Mastix

Если такой вариант вас не устраивает, то надо дойти до магазина строительных товаров и купить холодную сварку для радиаторов и труб Mastix. По сути – это клей с на основе эпоксидки с наполнителем из металлического порошка, главная прелесть которого в том, что он клеит и влажные поверхности.

Вообще говоря, вариантов ответа на вопрос: «Потекла батарея, чем заделать?» множество. Один рецепт предусматривает использование клея «Момент Супер Эпокси» — его надо намазать на бинт и обмотать дефектный участок батареи или трубы. Еще более экзотичный вариант – завернуть в марлю соль и прикрепить к «больному» месту: под действием воды соль (якобы!) «остекленеет» и, по заверениям экспертов и аналитиков, будет «держать» течь.

Ремонт батареи холодной сваркой «Аква»

В общем, голь на выдумку хитра! Но лучше холодной сварки пока ничего не придумала.

Но этот вариант хорош в том случае, если потекла чугунная батарея. Если потек радиатор алюминиевый, то все гораздо сложнее. Прежде всего надо определить причину протечки. Чаще всего, по выражению экспертов и аналитиков, «усыхают» или «усаживаются» прокладки, которые обеспечивают герметизацию стыков между секциями.

В этом случае покупайте новые прокладки, меняйте, и будет вам счастье.

Хуже, если алюминиевая батарея потекла из-за жесткой воды. Жесткая вода разрушает защитное покрытие каналов для пропуска теплоносителя внутри алюминиевых батарей, после чего начинается разрушение самого алюминия.

Алюминиевый радиатор тоже может дать протечку

Можно, конечно, заменить одну секцию, но где гарантия, что завтра не потекут остальные?

Поэтому, если потек алюминиевый радиатор отопления, то надо менять, в первую очередь, воду. Если проблема возникла в частном доме или коттедже, и применена замкнутая система циркуляции теплоносителя, то можно просто нейтрализовать воду. А потом поменять радиаторы. Желательно – на биметаллические: их живучесть даже при жёсткой российской воде гораздо выше.

Кстати, если потекла чугунная батарея, «что делать?» — не спрашивайте! Одним «Мастикосом» не обойдёшься! По окончании отопительного сезона все равно придётся вызывать сварщика и капитально заваривать трещины, свищи и пр. факторы протечек! Mastix – это временное решение!

Потек радиатор. Что делать в юридическом плане

Если у вас потек радиатор отопления, то, разумеется, управляющая компания, сервисная компания, которая обслуживает ваш дом, сделает все возможное, чтобы вы чинили и ремонтировали свою батарею сами. Не надо думать, что чиновники и менеджеры этих организаций слыхом не слыхивали про перечисленные в первой части нашей заметки Постановления правительства РФ и Госстроя. Слыхивали!

Замена радиатора отопления своими руками

Но постараются придумать разные оговорки типа: «Мы обслуживаем до первого вентиля, а остальное всё – ваше!»

Как правило, если вы всерьёз намерены решать вопрос в суде, то нервы у чиновников и менеджеров не выдерживают, и они сдают позиции. Но иногда они могут вас и переиграть. Например, у вас потек кран на батарее. Кто его должен менять? Как правило, в технической документации (особенно если вы живёте в хрущевке или брежневке постройки 60-70-х годов прошлого века) такой кран не значится. Значит, вы его поставили сами, и сами должны о нём радеть.

Причиной протечки крана может быть его разрушение

Сейчас сервисные организаторы даже составляют опись имущества, которое они берут на обслуживание. И, допустим, если вы поменяли старую чугунную батарею на новомодную биметаллическую, то сервисная организация может и не взять ее на обслуживание! Батарея-то действительно ваша! И поставили вы ее наверняка без согласования с ЖЭКом и все остальной коммунальной вертикалью власти!

Замену батарей в многоквартирном доме надо согласовывать точно также, как и любую другую переделку общего имущества: устройство дополнительных дверей в капитальных стенах, вынос отопления на остекленную лоджию и т.п. То есть, составлять план, заказывать технический проект в сертифицированной организации и т.д.

В общем, мороки не оберешься. Поэтому в России в целом и в Москве в частности, если потек радиатор отопления, «что делать?» граждане не спрашивают, а идут в магазин, покупают за свои кровные новый радиатор, конспиративно дают на лапу сантехнику, чтобы он этот радиатор поставил, и сами следят за тем, чтобы он не тёк.

Электрический масляный радиатор тоже может протечь

Коли уж речь зашла на столь щекотливую тему, то грех будет не ответить на вопрос: «Что делать, если потек масляный радиатор

Речь идёт, конечно, об интерьерном электрическом обогревателе, а не об автомобильном радиаторе охлаждения.

Опять: есть два варианта.

1.

Второй вариант – замазать место протечки высокотемпературным маслостойким герметиком. Такие продаются в магазинах запчастей, используются для ремонта автомобильных радиаторов.

Починка масляного радиатора2.

причины поломок, как устранить течь батареи отопления, чем заклеить устройство, как отремонтировать или заменить секцию

Как правило, о проблемах в радиаторах становится известно в самое неподходящее время, а именно в отопительный сезон.

Основными неполадками считаются протечка батареи, холодные секции и засорение, которые требуют срочного вмешательства для их устранения.

Ремонт алюминиевых радиаторов включает в себя различные способы устранения проблем и, в зависимости от их масштаба, может быть произведен собственными руками или требовать вмешательства профессионалов.

Особенности батарей

При всей своей привлекательности этот тип обогревателей пользуется наименьшим спросом у потребителей из-за бытующего мнения, что срок службы алюминиевых радиаторов короткий, а недостатков и «претензий» у них много.

Это не совсем так. Батареи отопления из алюминия обладают рядом привлекательных черт, которые завоевали сердца многих клиентов.

Среди них:

  1. Они способны выдерживать перепады давления до 20 атмосфер и выше. Если предполагается их установка в доме с централизованным отоплением, то следует тщательно изучить работающую систему и при выборе радиаторов ознакомиться с их техническими характеристиками, указанными в техпаспорте.
  2. Алюминиевые радиаторы мало весят, поэтому их легко как перевозить, так и устанавливать.
  3. Их устройство настолько простое, что при необходимости позволяет произвести ремонт алюминиевых радиаторов отопления своими руками при наличии необходимых инструментов.
  4. Высокая теплоотдача обеспечивает быстрый нагрев помещения при экономии энергоресурсов.
  5. Маленький объем теплоносителя дает практически мгновенный нагрев всей площади радиатора.
  6. Алюминиевые радиаторы имеют стильный дизайн и прекрасно вписываются в любую обстановку.

Такое количество преимуществ способно сделать их лидерами продаж на рынке отопительных систем, если бы не то обстоятельство, что лучше всего они себя «чувствуют» в индивидуальных отопительных системах.

Это связано с тем, что алюминий подвержен коррозии при долгом отсутствии теплоносителя (как известно, в централизованных системах его сливают в теплое время года) и его чистоте и щелочном балансе.

Если при автономном обогреве за качеством носителя можно проследить и оставить его в системе, то в многоквартирном доме в условиях центрального отопления это сделать очень сложно.

Если алюминиевые батареи установлены правильно и эксплуатируются в необходимых для них условиях, то их срок службы значительно превышает гарантию (10 лет) от производителя. Ремонт алюминиевой батареи отопления так же не составит большого труда, как и наращивание дополнительных секций.

Причины поломок

Как и в случае с санями в известной поговорке, готовить отопительную систему к новому сезону следует летом.

Основными причинами неполадок являются:

  1. Слабый нагрев алюминиевой батареи при отсутствии в ней воздуха.
  2. Слышны шумы и стуки в системе.
  3. Выявилась течь алюминиевого радиатора отопления.
  4. На местах стыков элементов системы появился налет.

В домах с автономным обогревом эти проблемы легко выявить, запустив систему в максимальном рабочем режиме. Более высокое давление покажет целостность конструкции и позволит увидеть возможные дефекты в ней. В домах с централизованным отоплением провести такие работы самостоятельно не удастся, но можно подать заявку в управляющую службу, что их специалисты провели необходимые работы.

Если во время тестирования система показала себя с лучшей стороны, но в разгар сезона начались проблемы, то требуется экстренный демонтаж радиатора.

Для этого нужно произвести следующие действия:

  1. Запорные устройства перекрываются, как и стояк (из него предварительно нужно слить носитель).
  2. Под нижнее подключение устанавливается емкость для слива теплоносителя.
  3. Открутить нижний шаровой кран, чтобы вода (антифриз), оставшаяся в батарее вытекла.
  4. Так же откручивается верхний вентиль, и батарея снимается с кронштейнов.

Если возникает вопрос, как отремонтировать алюминиевый радиатор отопления, если он не греет, то следует искать причину такого состояния прибора:

  1. Первым делом нужно выпустить воздух из системы и подождать, может батареи прогреются.
  2. Если ничего не изменилось, то придется демонтировать радиатор и проверить на возможность засорения. В секционных алюминиевых радиаторах помещается не так много теплоносителя. Залив в снятый обогреватель воду, можно просчитать, соответствует ли ее количество заявленному в техпаспорте параметру. Если нет, то требуется не ремонт алюминиевого радиатора отопления, а его промывка, для чего следует пропускать воду под большим напором через конструкцию, пока она не посветлеет.
  3. Если поток воды не «справился» с задачей, то потребуются знания, как разобрать алюминиевый радиатор отопления на секции и проделать ту же работу с каждым элементом в отдельности. Иногда, при очень сильном загрязнении, требуется щетка (не металлическая), чтобы избавить батарею от густой грязи.

Иногда единственным средством вернуть батареям горячее состояние является замена секции алюминиевого радиатора или их наращивание. При боковом типе подключения это не составит труда, тогда как при нижнем или диагональном способе придется доращивать или сокращать длину трубы.

Ремонт алюминиевых радиаторов>

Как разобрать?

После того, как батарея была благополучно демонтирована, можно приступать к разборке ее на секции.

Последовательность действий при этом следующая:

  1. Первым делом нужно отвинтить ниппели, для чего гаечным ключом правый проворачивается против часовой стрелки, а левый – по часовой. Эту процедуру необходимо производить очень аккуратно, так как ниппель мог «прикипеть» к радиатору, а сорвав его неосторожным движением, можно выбрасывать сразу 2 секции.
  2. Поочередно открутить тем же образом ниппели на всех секциях.
  3. Движения гаечным ключом проводятся последовательными оборотами, а поочередное снятие ниппелей избавит конструкцию от перекосов.

После того, как секции сняты, можно приступать к их очистке.

Сборка устройства

Если знать, как разобрать алюминиевый радиатор, то и сборка, которая производится в обратной последовательности, так же не составит больших трудностей:

  1. Проводится «инспектирование» состояния резьбы на всех секциях и изучается их поверхность на предмет сколов.
  2. Каждый ниппель необходимо несколько раз вкрутить и выкрутить, чтобы обеспечить легкость при последующей их фиксации.
  3. Если на местах соединения секций нанесен слой краски, то его необходимо зачистить наждачной бумагой до алюминиевого основания батареи. Это убережет конструкцию от разрушения, так как со временем краска трескается, под нее попадает теплоноситель, создавая на поверхности микротрещинки.
  4. Если после снятия краски на месте стыка была обнаружена резиновая прокладка, то ее следует срезать и заменить на новую.
  5. Закручивается ниппель, на который натягивается прокладки из силикона.
  6. С другой стороны ниппеля прикручивается следующая секция. Нужно следить, чтобы каждый элемент был плотно подогнан. Таким образом, собирается воедино вся конструкция.

Производя закрутку ниппелей, нельзя применять силу, иначе можно сорвать резьбу. Если потек алюминиевый радиатор отопления, что делать, лучше спросить у профессионалов, особенно если это произошло в разгар сезона. Горячий теплоноситель может стать причиной сильных ожогов, поэтому следует быть осторожными.

Ремонтирование секций

Как заменить секцию алюминиевого радиатора?

Как правило, существует несколько способов, как поменять секцию в алюминиевом радиаторе или отремонтировать ее и к этому типу работ относятся:

  1. Замена уплотнителей, для чего батарея демонтируется и разбирается на секции.
  2. Если стоит вопрос, как устранить течь в алюминиевом радиаторе в отопительный сезон, то самым надежным способом будет полное удаление или замена секции, но если по какой-то причине этого сделать не получается, то можно применить холодную сварку.
  3. При небольших дефектах рекомендуется воспользоваться специальными средствами для припоя алюминия, но эта работа требует определенных навыков. Даже имея знания, как устранить течь в алюминиевом радиаторе отопления, эта мера считается временной, чтобы «продержаться» до конца сезона.
  4. Аргонная сварка признана самым надежным способом ремонта батарей, но так же требует специальной подготовки.

При любом типе работ с алюминиевыми батареями следует помнить, что этот металл достаточно мягкий и требует бережного обращения с собой. С другой стороны, если устройства установлены и эксплуатируются правильно, то вопрос, почему текут алюминиевые радиаторы отопления, не должен возникнуть вовсе.

Пайка батарей из этого металла – дело «неблагодарное», так как он при взаимодействии с кислородом начинает окисляться, образуя пленку на своей поверхности.

Поэтому чаще всего клиенты задаются вопросом, чем заклеить алюминиевый радиатор.

Для этих целей лучше всего подходит железно-канифольный флюс, которым нужно покрыть предварительно очищенную поверхность, а затем при помощи паяльника ввести припой прямо под слой флюса.

Такой вид ремонта годиться только при небольших протечках.

Ремонт, даже самый легкий, требует пристального внимания и некоторых навыков, не зависимо от того, потекли алюминиевые радиаторы отопления или засорился. Подобные работы лучше предоставить профессионалам, так как алюминий – это крайне «привередливый» металл.

ремонт своими руками, причины поломок

Ремонт чугунных радиаторов отопления бывает поверхностным и капитальным. В первом случае пытаются устранить течь простейшими способами, чтобы «дотянуть» до окончания отопительного периода. Во втором варианте подвергают батарею полной разборке, раскручивают секции, делают промывку.

Особенности ремонта чугунной батареи

По своей структуре чугун от обычного металла отличается хрупкостью. Основной особенностью его ремонта является осторожное обращение с радиатором. При появлении течи поврежденный участок нельзя обстукивать от ржавчины и накипи. Нанесенные удары приведут к появлению новых микротрещин, которые при поступлении горячего теплоносителя начнут расширяться.

Это касается и чугунных радиаторов, которые подвергают промывке. Нельзя ударять по секциям металлическим молотком, чтобы быстрее отпала грязь. Если предусмотрена разборка на секции, то соединительные ниппели раскручивают осторожно. Они тоже чугунные и могут треснуть.

Совет! В старом радиаторе соединительные чугунные ниппели раскрутить сложно, так как резьбы сильно закисают. Упростить ситуацию помогает прогрев паяльной лампой.

Чугунные батареи: ремонт своими руками, причины поломокНесмотря на массивный вес, чугунный радиатор хрупкий и боится ударов

Если ремонт течи можно осуществить методом накладки бандажа, то участок возле трещины просто зачищают. Такие действия не разрушат чугунные стенки секции. Во время промывки иногда требуется простукивание. Делать это можно, но легонько и только деревянным молотком.

Чугунные советские радиаторы после длительного срока службы смотрятся не эстетично. Часто по этой причине от них пытаются избавиться. Однако их можно превратить совершенно в новые батареи, если воспользоваться еще одной особенностью ремонта. Он состоит из четырех действий:

  1. Чугунный старый радиатор промывают химическими реагентами. Действие помогает очистить внутри секции от грязи, ржавчины, твердых солевых отложений.
  2. Промытый радиатор разбирают на секции. Участок коллектора, где нужно раскрутить чугунный ниппель, прогревают паяльной лампой.
  3. Каждую чугунную секцию сверху подвергают пескоструйной обработке. В итоге ее нельзя будет отличить от нового изделия.
  4. После очистки чугунные секции вновь собирают в батарею. На участках стыковки коллекторов ставят новые уплотнительные кольца. Если ниппели плохие, их аналогично меняют. Оптимально заменить боковые пробки, где производится подключение трубопровода к радиатору. У них резьба уже будет изношена, и в этом месте может проявиться течь.

После проведенного ремонта на выходе предстает новый радиатор. Именно такие чугунные батареи чаще всего после восстановления продают фирмы, выдавая их за новый товар. Теперь осталось радиатор покрасить и повесить на свое место.

Почему может сломаться чугунная батарея

Причин возникновения дефекта на чугунных секциях радиатора мало, но они есть. Неполадки могут даже проявиться без образования течи, что скажется на плохой работе батареи. Чтобы найти верный способ ремонта, нужно правильно определить причину поломки:

  1. Чугунные приборы отопления тяжелые. Если их подвешивать на слабых кронштейнах, со временем происходит перекос. Секции начинают «завоздушиваться» и не греют. Со слабых кронштейнов радиатор способен сорваться, оборвать трубопровод. При падении от удара на чугунных секциях появятся трещины.
    Чугунные батареи: ремонт своими руками, причины поломокОт гидроудара способна треснуть стенка секции
  2. Чугун слабоустойчив к гидроударам в системе отопления, другим механическим воздействиям, наносимым человеком во время монтажа. Даже если секция не треснула, течь способна проявиться в местах соединения.
  3. Засор является распространенной причиной неисправности. Внутри секций оседают грязь, солевые отложения. Периодически требуется проводить капитальный ремонт с промывкой химическими реагентами.
    Чугунные батареи: ремонт своими руками, причины поломокРезиновые кольца на соединении коллекторов секций периодически нужно менять
  4. В местах соединения коллекторов секций установлены резиновые кольца. Со временем прокладки изнашиваются. Резину разъедают химические реагенты во время промывки. При капитальном ремонте прокладки обязательно меняют.
  5. Причиной поломки может стать банальное размораживание радиатора. Например, хозяин долгое время не появляется на даче. При сильных морозах теплоноситель замерзает в системе отопления. От расширения воды чугунную секцию разрывает.

Признаки поломки выявить несложно. О загрязнении или завоздушивании радиатора свидетельствуют непрогретые участки. Если на чугунной поверхности еще нет течи, но уже появился белый или ржавый налет, это первый «звонок» об опасности. С ремонтом затягивать нельзя.

Совет! Если на радиаторе одновременно проявляется несколько признаков неисправности, его лучше заменить. Демонтированную батарею отправляют на капитальный ремонт.

Способы ремонта чугунных батарей отопления

Технология ремонта зависит от причины неисправности. Если происходит частое завоздушивание из-за перекоса, радиатор выравнивают по горизонтали на стене, усиливают дополнительными кронштейнами. При засоре секций способ ремонта один – промывка реагентами.

При появлении течи часто применяют народные способы ремонта:

  1. Небольшую трещину на секции ликвидируют заклеиванием эпоксидной смолой с кусочками марли. Этот метод поможет устранить течь на подводящей к радиатору трубе или в месте соединения коллекторов секций.
    Чугунные батареи: ремонт своими руками, причины поломокДля устранения течи на доступном участке наматывают бинт, пропитанный эпоксидной смолой
  2. Коллектор радиатора или подводящая труба имеют круглое сечение. Устранить течь поможет наложение хомута.
  3. Заклеить трещину на радиаторе поможет холодная сварка. Средство для экстренного ремонта напоминает пластилин, который нужно размять руками и наклеить на чистую поверхность.
    Чугунные батареи: ремонт своими руками, причины поломокХолодная сварка поможет быстро устранить течь

Каждый способ ремонта подбирают индивидуально для конкретной ситуации. Все зависит от того, в каком месте образовалась течь.

Как отремонтировать чугунную батарею отопления

Ремонт начинают с подготовительных действий. Под радиатором застилают пленку, так как без воды и грязи здесь не обойтись. Важно знать, если выбран способ заклеивания эпоксидной смолой или холодной сваркой, то радиатор нужно отключить от системы отопления, иначе течь теплоносителя не даст приклеиться бандажу к чугунной поверхности. Однако сделать это можно, когда батарея оснащена запорной арматурой.

Допустим, краны на подводке труб к радиатору имеются. Перед началом ремонта их нужно закрыть. Следующим действием сливают с батареи теплоноситель, чтобы устранить течь. Проблемный участок зачищают от краски, грязи, ржавчины. Обезжиривают ацетоном или спиртом. Эпоксидную смолу наносят на полоску бинта или х/б ткани. Если трещина на ровном участке секции, то заплатку просто наклеивают несколькими слоями, дав время каждому из них застыть. На участок подводящей трубы или коллектор просмоленный бинт наматывают в виде бандажа. После застывания участок закрашивают под цвет радиатора.

Чугунные батареи: ремонт своими руками, причины поломокПроблемный участок перед ремонтом очищают от краски и обезжиривают

Аналогичные действия выполняют, когда предусмотрен ремонт чугунной батареи холодной сваркой, но бинт или полоска ткани понадобятся для других действий. Средство напоминает пластилин. Перед использованием отрезают необходимое количество массы и разминают ее руками. В это время происходит смешивание компонентов, отвечающих за отвердевание холодной сварки. Размягченную массу приклеивают на участок, требующий ремонта. Сверху полоской ткани пытаются намотать бандаж. Чем сильнее прижать холодную сварку к чугунной поверхности, тем прочнее получится заплатка.

Совет! Вместо ткани можно использовать изоленту или полосы из другого материала для прижатия холодной сварки.

Чугунные батареи: ремонт своими руками, причины поломокХомут поможет устранить течь, если невозможно радиатор отключить от системы отопления

В квартирах со старым ремонтом чугунные радиаторы установлены без запорной арматуры. Ремонт эпоксидной смолой или холодной сваркой невозможен, так как теплоноситель постоянно подтекает. Если проблемный участок на трубе или соединении коллекторов секций, выручит хомут. Изделие для бандажа состоит из одного разъемного кольца или двух полуколец. Для стяжки предусмотрены болты. Роль уплотнителя исполняет резиновая полоса. Хомут устанавливают на проблемный участок, затягивают болты до прекращения течи.

Чугунные батареи: ремонт своими руками, причины поломокКапитальный ремонт требует полной разборки радиатора

Если течь образовалась не одна, такой радиатор лучше сразу разобрать. Перед этим его отключают от системы отопления, сливают теплоноситель. Выполняют ремонт в такой последовательности:

  1. Когда чугунная батарея подключена к системе отопления металлическими трубами, прослужившими не один десяток лет, раскручивать сгоны нет смысла. Они все равно оборвутся. Резьбы обрезают болгаркой. На их место придется приваривать новые сгоны.
  2. Радиатор снимают с кронштейнов, укладывают на пол. Ключом пытаются открутить заглушки с коллекторов и гайки с обрезанными сгонами. Важно помнить, что на одном коллекторе будет правая, а на другом – левая резьба. Если гайки не идут, их прогревают паяльной лампой. После откручивания на заглушках резьбы очищают щеткой по металлу. Гайки с обрезанными сгонами лучше выбросить и купить новые. Выкрутить куски трубки с резьбой сложно.
  3. Для разъединения секций внутрь коллектора вводят специальный ключ. Один его конец напоминает лопатку. Именно этой плоской частью ищут зацеп за усики чугунного ниппеля. Он аналогично имеет правую и левую резьбу. Ключом пытаются сорвать ниппель и провернуть на пару оборотов. Если он не поддается, участок коллектора прогревают паяльной лампой. Аналогичную операцию выполняют на противоположном коллекторе. Каждый ниппель поочередно проворачивают на пару оборотов, пока полностью отсоединится секция.

Подобным образом можно разобрать весь радиатор или отделить поврежденные секции. Если внутри оказалось много грязи, для промывки используют каустическую соду. Подойдет раствор из 9% уксуса и воды в соотношении 1:1. На крайний случай используют 5% раствор серной кислоты. Для промывки жидкость заливают внутрь радиатора на сутки, затем промывают чистой водой. После этих действий батарею разъединяют на отдельные секции, меняют уплотнительные кольца, производят обратную сборку.

На видео подробнее о ремонте отопительных радиаторов:

Советы профессионалов

Несколько советов помогут провести эффективный ремонт:

  1. После ремонта радиатор придется красить. Если он скрыт за декоративным экраном, желательно выбрать темную краску. Чугунная батарея лучше будет отдавать тепло.
    Чугунные батареи: ремонт своими руками, причины поломок
  2. Кронштейны для подвешивания располагают так, чтобы зазор между радиатором и подоконником составлял 10 см, а полом – 12-15 см.
  3. Для отражения тепла стену за чугунной батареей заклеивают фольгированным материалом.

Эффективность отопления зависит от количества секций на каждом радиаторе. Здесь нужны грамотные расчеты, выполнить которые помогут опытные специалисты.

Заключение

Ремонт чугунных радиаторов отопления в одиночку сложно выполнять, если требуется полная разборка. Проблема связана с большим весом и хрупкостью чугуна. Оптимально пригласить помощника или доверить работу наемным специалистам.