Содержание

Армирование ленточного фундамента: виды, схемы, чертежи

Универсальный ленточный фундамент чаще остальных используется в частном домостроении. Он прекрасно справляется со всеми нагрузками. Поэтому его можно закладывать и под дом, и под служебные постройки. Ключевым условием прочности конструкции является правильно изготовленный и установленный армирующий каркас.

К армированию ленточного фундамента надо подходить с позиции правильного подбора самой стальной арматуры. В плане ее диаметра и количества нарезанных под определенную длину стержней. Поэтому очень важно еще на стадии проектирования дома рассчитать выше обозначенные показатели. Грамотно составить схему армирования.

фото 707373675

Правильное армирование ленточного фундамента – это правильно выбрать арматуру. А значит, надо разобраться в сортаменте этого строительного материала. Классификация арматуры – это несколько типов и видов, которые отличаются друг от друга технологией производства и внешними структурными данными.

По типу производства

  • Горячекатаная с маркировкой «А»;
  • Холоднодеформированная с обозначением «Вр»;
  • Катанная «К».

По форме рисунка фото 76578578975

  • С кольцевым профилем;
  • Серповидным;
  • Комбинированным.

Так вот, когда делают каркас для ленточного фундамента, используют арматуру горячекатаную с серповидным или комбинированным профилем. Конечно, качество фундаментного основания для дома во многом будет зависеть от количества прутков в армирующей решетке и от диаметра выбранной арматуры. Поэтому очень важно правильно провести расчет и того, и другого показателя.

Расчет армокаркаса

Правила армирования ленточного фундамента основываются на схеме сборки каркасной конструкции. Она делится на три вида арматуры, уложенной в разных плоскостях.

Рабочее армирование

Это арматурные стержни, расположенные вдоль траншеи. Они устанавливаются в несколько рядов по высоте, количество которых зависит от глубины заложения самого фундамента. Количество прутков, расположенных в горизонтальной плоскости, зависит от ширины фундаментной траншеи. К примеру, если глубина фундамента составляет 1 м, то при использовании арматуры диаметром 8 — 14 мм, их укладывают в 2 — 3 рядов. Что касается ширины, то при данном показателе в полметра устанавливается два ряда арматурных прутков.

Вертикальное

Это вертикально установленные стержни, которые между собой скрепляют прутки рабочего армирования, за счет чего получается основная сетка армокаркаса.

Поперечное

Это отрезки арматуры, которые между собой скрепляют две или несколько сеток, установленных в опалубку ленты фундамента. По сути, это поперечные стяжки, которые обеспечивают совместную работу армирующих решеток.

Есть определенные нормы армирования монолитных ленточных фундаментов, в которых определены нормативы размерных показателей арматуры.

  1. Для поперечного армирования используются стержни не меньше 6 мм в диаметре.
  2. Вертикальные стержни выбираются по диаметру в зависимости от глубины заложения фундаментной конструкции. Если глубина не превышает 80 см, то применяются стержни диаметром не меньше 6 мм. Если глубина превышает данный показатель, то не меньше 8 мм.
  3. Что касается прутков рабочего армирования, то здесь используется специальная формула расчета:

D=S x 0,001, где S – это площадь сечения фундамента, а D – это суммарный диаметр всех стержней, расположенных в продольном направлении.

При этом есть одно условие. Если длина рабочего армирования не превышает 3 м, то минимальный диаметр для армокаркаса ленточного фундамента будет составлять 10 мм. Если длина превышает 3 м, то минимальный размер – 12 мм.

Теперь, чтобы рассчитать, сколько для армирования ленточного фундамента потребуется прутков в продольном направлении, и каков у них диаметр, необходимо ознакомиться с сортаментом горячекатаной арматуры. К примеру:

  1. 4 прутка 8 — миллиметровой арматуры – это 2,01 см².
  2. 6 прутков – это уже 3,02 см².
  3. 10 прутков 14 — миллиметровых стержней – это 15,39 см².
  4. Такое же количество у 12 — миллиметровой – 11,31 см².

Эти показатели есть в таблицах СНиПов и сортаментов арматуры. Они очень удобны в плане выбора именно количества и диаметра.

При сборке арматуры в каркас для ленточного фундамента важно не забывать, что ошибки при армировании обязательно приведут к растрескиванию фундаментной конструкции. Поэтому при сборке нельзя забывать о мелочах. К примеру, когда соединяются в углах траншей два смежных решетчатых каркаса, надо обязательно учитывать усиления их соединения.

А это дополнительные хомуты, проволока и крючки, с помощью которых не просто проводится соединение, с их помощью усиливается сама конструкция армокаркаса. А ведь по углам здания фундамент претерпевает самые большие нагрузки и разряжения.

Видео

Полезное видео про армирование ленточного фундамента.

Схема

Схема армирования ленточного фундамента – это точное расположение в пространстве продольных, вертикальных и поперечных стержней, собранных в одну конструкцию. Чтобы было понятно, рассмотрим классическую схему, как самую простую. Вот она показана на фото ниже.

фото 898964й1

В СНиПе под номером 52 — 01 — 2003 четко оговаривается, как проводят укладку арматуры в ленточный фундамент, с каким шагом в поперечном и продольном направлении.

Вот несколько позиций из этого документа.

  • Шаг укладки стержней зависит от диаметра арматуры для ленточного фундамента, размеров гранул щебня, способа укладки бетонного раствора и его уплотнения.
  • Шаг рабочего армирования – это расстояние, равное двум высотам сечения армирующей ленты, но не более 400 мм.
  • Поперечное армирование – это расстояние между прутками не более половины ширины сечения, но не более 300 мм.

Еще раз обратите внимание на фотографию. Размеры самой конструкции – это не размеры фундаментной ленты. Все дело в том, что каркас должен располагаться внутри тела фундамента, поэтому тем же СНиП четко оговорено, что расстояние от краев плоскостей фундаментной ленты до арматуры не должно быть меньше 5 см.

Именно этот размерный показатель берется за основу

, когда рассчитываются размеры сечения каркасной системы. К примеру, если ширина фундамента равна 50 см, то длина поперечных элементов каркаса будет равна 40 см. Если глубина заложения равна 1 м, то вертикальные прутки подрезаются в длину по 90 см. Это максимальные показатели длин, они могут быть меньше.

По чертежам армирования ленточного фундамента легко можно обозначить габаритные размеры конструкции. Но надо правильно расположить каркас внутри траншеи и опалубки. С боков будет видно, как располагать, на каком расстоянии от поверхностей опалубки. Сложнее с дном траншеи. Поэтому на дно устанавливаются подпорки высотою 5 — 10 см, на которые армокаркас и укладывается.

Армирование углов ленточного фундамента – это отдельная тема, ведь углы нагружаются больше всего. Поэтому здесь проводится усиление конструкции разными способами. К примеру, дополнительно укладываются в горизонтальной плоскости хомуты из арматуры, скрепляемые с каркасом проволокой.

Второй вариант – сделать выпуск стержней каждой конструкции, расположенной в отдельных смежных траншеях, и согнуть их под прямым углом, чтобы завести в соседние траншеи для скрепления с соседним арматурным каркасом. Есть и другие способы.

Правила

Технология армирования ленточного фундамента основана на точном расчете всех элементов конструкции с учетом диаметра арматуры и схемы ее сборки. С расстояниями и схемой разобрались, теперь можно переходить непосредственно к сборочному процессу. Сложнее всего, если стоит задача соединения арматуры хомутами, которые используются в качестве поперечного крепления армирующих решеток. Изготовить хомуты не всегда просто, особенно, если они сложной формы.

Поэтому тем, кто собирается сделать армирование фундамента своими руками, рекомендуется не изгибать арматурные стержни, а просто нарезать их по необходимой длине, которая соответствует расстоянию между сетками. Сами армирующие решетки собираются на ровной площадке, где их подрезают под размер и соединяют между собой вязальной проволокой. Как было сказано выше, с учетом шага установки стальной арматуры.

Если ширина траншеи позволят, то сборку можно проводить прямо по месту внутри опалубки. Для этого:

  1. Выставляется расстояние от поверхностей опалубочной конструкции до армированного каркаса.
  2. В местах соединения траншей на опалубке с учетом расстояний вкручиваются саморезы или забиваются гвозди.
  3. Между ними натягиваются бечевки, которые покажут места расположения рабочего армирования.
  4. Теперь по натянутым бечевкам в землю (песчаную подушку) с учетом шага установки вбиваются вертикальные стержни. В принципе, все вбивать нет надобности, главное – необходимо такое количество, с помощью которого можно удержать прутки рабочего армирования. Поэтому вбиваются с шагом, равным трем или четырем расчетным шагам.
  5. Теперь на расстоянии 5 — 10 см от днища к вертикальным пруткам привязываются горизонтальные стержни. Очень важно, чтобы они располагались точно в горизонтальной плоскости.
  6. Далее точно так же, но только с учетом отложенного расстояния 5 — 10 см от поверхности фундамента, устанавливаются прутки рабочего армирования, которые крепятся проволокой к вертикальным стержням.
  7. Остается только уложить между решетками поперечные отрезки арматуры и скрепить их вязальной проволокой.

Вот такое простое руководство (пошаговая инструкция) схемы армирования ленточного фундамента. При кажущейся простоте, это на самом деле трудоемкая работа, на которую уйдет не один день.

Проще собрать решетки на земле. Затем установить их в траншеи и опалубку на подставки. Выставить по вертикали и закрепить между собой поперечными стержнями.

Правда, если сторона фундамента длинная, то и решетка получится не короткая. А значит, весить она будет прилично, так что поднять и опустить ее в проем между элементами опалубки будет трудно. Потребуются или несколько помощников, или подъемная техника.

Армирование подошвы

Чтобы увеличить несущую способность фундаментной ленты, в ее конструкцию проектом закладывается подошва. По сути, это расширенный ленточный фундамент, расположенный под основной конструкцией. Она позволяет увеличить площадь основания, что приводит к снижению нагрузок на грунт. То есть, фундамент становится более устойчивым.

Как сделать армирование подошвы ленточного фундамента – вопрос, который волнует многих начинающих строителей. В принципе, здесь все то же самое. Единственное – это уменьшение расстояния между элемента каркаса до 20 см. При этом монтаж конструкции производится в опалубку под подошву, то есть:

  1. Собирается опалубка под подошву.
  2. В нее устанавливается армирующий каркас.
  3. Монтируется каркас под основную конструкцию, скрепляя его проволокой с нижним армокаркасом.
  4. Собирается опалубка под основную ленту.

Обычно такая конструкция используется для заглубленного фундамента. Чтобы внутри траншеи было легко работать, ее ширину делают на один метр больше. Это увеличение объема земляных работ, но другого выхода нет. Ведь установить на большую глубину металлическую конструкцию с дополнительной установкой деревянной опалубки требует размаха. В этом случае сборку армокаркаса проводят вне опалубки. Внутри только производится привязка нижнего армирования с верхним.

Углы

Подходить к правильному армированию углов ленточного фундамента надо с позиции усиления углов. Выше уже упоминалось, что существует несколько методов (способов), с помощью которых производится соединение двух арматурных конструкций в смежных траншеях. Давайте рассмотрим один из самых простых вариантов, как возможность проведения армирования ленточного фундамента своими руками.

фото 0075655454

Обязательно ли армировать ленточный фундамент в углах по — особому? Ответ только положительный. Посмотрите на фото выше позиция «а», где показана самая простая схема связки двух смежных конструкций. В ней показано, что согнутые под 90° концы стержней рабочего армирования заходят в смежную опалубку. Там они соединяются с прутками продольных элементов.

В этих местах создается нахлест, который гарантирует высокую прочность стыковки. При этом согнутые стержни арматуры сами по себе создают высокую соединительную прочность двух смежных бетонных конструкций.

Вопрос о необходимости армирования мелкозаглубленного ленточного фундамента (МЗЛФ), задается часто. Чтобы расставить все точки над «i», поясним некоторые моменты, которые обозначены в СНиПах.

  1. Если сооружается одноэтажное здание высотою не более 10 м с пониженной степенью ответственности на любых грунтах. Армировать фундамент нет необходимости.
  2. При сооружении зданий выше 10 м при нормальном втором уровне ответственности. А это жилые и общественные здания с несколькими квартирами. Армирование проводить надо обязательно. При этом шаг расположения армирующих рядов составляет не менее 20 см.

В проектах конструкций легких строений часто указывается способ армирования в виде закладки одной сетки по типу плитного фундамента. Это в корне неверно, потому что по центру ленточного фундамента (даже малозаглубленного) нагрузки незначительны. Они располагаются по краям ленты.

Именно поэтому рабочее армирование является главным в плане несущей способности. Именно поэтому стержни располагаются от краев бетонной конструкции на расстоянии 5 — 10 см, а не 30 или 40. Именно они имеют самый большой диаметр по сравнению с вертикальными и поперечными элементами.

Заключение по теме

Итак, разбираясь в теме, как правильно надо армировать ленточный фундамент своими руками, становится понятным, что это не просто арматура, собранная в решетчатую конструкцию. Это строгая схема сборки подобранных по диаметру и длине арматурных стержней и уложенных с определенным шагом. То есть, нельзя на глаз делать армокаркас. Все в нем должно быть в точном соответствии с расчетами и нормами. При этом очень важно правильно провести связку, а не сварку.

Вопрос, нужно ли армировать ленточный фундамент, давно уже никто не задает. Армировать надо обязательно с учетом вышеописанных расчетов, нюансов и технологий сборки. Не забываем правильно выбирать саму стальную арматуру.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

расчет и схема вязки арматуры, как правильно вязать

Любое здание не может обойтись без надежного и крепкого основания. Строительство фундамента является наиболее важным и трудоемким этапом. Но в этом случае должны быть соблюдены все правила и требования по укреплению фундамента. Для этой цели возводят ленточный фундамент, который способен сделать основу сооружения крепкой и надежной. Стоит рассмотреть подробнее особенности ленточного фундамента, а также технологию выполнения армирования конструкции.

Особенности

Ленточный фундамент представляет собой монолитную бетонную полоску без разрывов на дверные проемы, становящуюся основой под строительство всех стенок и перегородок конструкции. Основой ленточной конструкции является бетонированный раствор, который изготавливается из цемента марки М250, воды, песочной смеси. Для его упрочнения применяют арматурный каркас, выполненный из металлических прутьев разных диаметров. Лента углубляется на определенное расстояние в почву, одновременно выступая над поверхностью. Но ленточный фундамент подвергается серьезным нагрузкам (движение грунтовых вод, массивная конструкция).

В любой ситуации нужно быть готовым к тому, что различные негативные влияния на сооружения могут сказываться на состоянии основы. Поэтому, если армирование выполнено неправильно, при первой малейшей угрозе фундамент может разрушиться, что приведет к разрушению всей постройки.

Армирование имеет следующие преимущества:

  • препятствует проседанию грунта под зданием;
  • утвердительно сказывается на шумоизоляционных качествах фундамента;
  • повышает устойчивость фундамента к резким перепадам температурных режимов.

Требования

Расчеты арматурных материалов и схемы армирования выполняются в соответствии с правилами функционирующего СНиПА 52-01-2003. Сертификат имеет конкретные правила и требования, которые необходимо выполнять при армировании ленточного фундамента. Главнейшими показателями прочности бетонных сооружений являются коэффициенты сопротивляемости на сжатие, растяжение и поперечный излом. В зависимости от установленных стандартизированных показателей бетона подбирается определенная марка и группа. Выполняя армирование ленточного фундамента, определяется тип и контролируемые показатели качества арматурного материала. По ГОСТу допускается использование горячекатаной строительной арматуры повторяющегося профиля. Группа арматуры выбирается в зависимости от предела текучести при предельных нагрузках, она должна обладать пластичностью, стойкостью к ржавчине и низким температурным показателям.

Виды

Для армирования ленточного фундамента употребляется два вида прутьев. Для осевых, которые несут ключевую нагрузку, необходим класс АII или III. При этом профиль должен быть ребристый, ведь он обладает лучшей адгезией с бетонным раствором, а также в соответствии с нормой передает нагрузку. Для суперконструкционных перемычек используют более дешевую арматуру: гладкую класса АI, толщина которой может быть 6–8 миллиметров. За последнее время большой востребованностью стала пользоваться стеклопластиковая арматура, ведь она обладает лучшими прочностными показателями и длительными эксплуатационными сроками.

Большинство проектировщиков не рекомендуют ее употреблять для фундаментов жилых помещений. По правилам это должны быть железобетонные конструкции. Особенности таких стройматериалов давно известны. Разработаны специализированные арматурные профили, которые способствуют тому, что бетон и металл объединяются в целостную конструкцию. Каким образом будет вести себя бетон со стеклопластиком, как надежно будет данная арматура соединяться с бетонной смесью, а также успешно ли эта пара будет справляться с различными нагрузками – все это малоизвестно и практически не испробовано. Если есть желание поэкспериментировать, можно применить стекловолоконную либо железобетонную арматуру.

Расчет

Расход арматуры нужно выполнять на этапе планирования чертежей фундамента, чтобы в дальнейшем с точностью знать, какое количество стройматериала потребуется. Стоит ознакомиться с тем, как рассчитать количество арматуры для мелкозаглубленного основания высотой 70 см и шириной 40 см. Для начала необходимо установить внешний вид металлокаркаса. Он будет изготовлен из верхнего и нижнего армопояса, в каждом по 3 арматурных прутьев. Промежуток между прутками будет равняться 10 см, а также нужно добавить еще 10 см для защитного бетонированного слоя. Присоединение будет выполняться провариваемыми отрезками из арматуры идентичных параметров с шагом 30 см. Диаметр арматурного изделия равен 12 мм, группа А3.

Расчет необходимого количества арматуры выполняется следующим образом:

  • чтобы определить расходование прутков на осевой пояс, нужно сделать расчет периметра фундамента. Следует взять символическое помещение с периметром 50 м. Так как в двух армопоясах находится по 3 прутка (в сумме 6 штук), то потребление составит: 50х6=300 метров;
  • теперь следует рассчитать, какое количество соединений потребуется для стыкования поясов. Для этого необходимо разделить общий периметр на шаг между перемычками: 50: 0,3=167 штук;
  • соблюдая определенную толщину ограждающего бетонного слоя (около 5 см), величина перпендикулярной перемычки будет составлять 60 см, а осевой – 30 см. Численность отдельного типа перемычек на одно соединение составляет 2 штуки;
  • нужно высчитать расходование прутков на осевые перемычки: 167х0,6х2=200,4 м;
  • расход изделий для перпендикулярных перемычек: 167х0,3х2=100,2 м.

В итоге расчет арматурных материалов показал, что общее количество для расходования составит 600,6 м. Но это число неокончательно, необходимо приобретать изделия с запасом (10–15%), поскольку придется выполнять усиление фундамента в угловых областях.

Схема

Постоянное движение грунтов оказывает серьезнейшее давление на ленточный фундамент. Чтобы он крепко противостоял таким нагрузкам, а также на этапе планировки ликвидировал источники образования трещин, специалисты рекомендуют позаботиться о правильно выбранной схеме армирования. Схема армирования фундамента – это конкретное расположение осевых и перпендикулярных прутков, которые собраны в единую конструкцию.

В СНиПе №52-01-2003 четко рассматривается каким образом выполняют укладку арматурных материалов в фундамент, с каким шагом в различных направлениях.

Стоит рассмотреть следующие правила из данного документа:

  • шаг укладывания прутьев зависит от диаметра арматурного изделия, габаритов гранул щебенки, метода укладки бетонного раствора и его уплотнение;
  • шаг рабочего упрочнения – это дистанция, которая равна двум высотам сечения упрочняющей ленты, но не больше 40 см;
  • поперечное упрочнение – это расстояние между прутьями составляет половину ширины самого сечения (не больше 30 см).

Определяясь со схемой армирования, необходимо учитывать тот факт, что в опалубку монтируется собранный в одно целое каркас, а внутри будут обвязываться только угловые участки. Число осевых армированных слоев должно быть не менее 3 по всему контуру фундамента, ведь заранее невозможно определить области с наиболее сильными нагрузками. Наиболее востребованными являются схемы, у которых соединение арматуры выполняется таким образом, чтобы образовывались ячейки геометрических фигур. В данном случае гарантируется крепкое и надежное фундаментальное основание.

Технология работ

Армирование ленточного фундамента проводится с учетом следующих правил:

  • для функционирующей арматуры применяют прутья группы А400, но не ниже;
  • специалисты не советуют употреблять в качестве соединения сварку, поскольку она притупляет сечение;
  • на углах арматура в обязательном порядке связывается, но не сваривается;
  • для хомутов не разрешено использовать безрезьбовую арматуру;
  • необходимо строго выполнять защитный бетонированный слой (4–5 см), ведь он является защитой металлических изделий от коррозии;
  • при выполнении каркасов прутья в осевом направлении соединяются с нахлестом, который должен составлять не меньше 20 диаметров прутьев и не меньше 25 см;
  • при частом размещении металлических изделий необходимо соблюдать крупность заполнителя в бетонном растворе, он не должен застревать промеж прутков.

Подготовительные работы

Прежде чем приступать к работе, необходимо очистить рабочий участок от различного мусора и мешающих предметов. По предварительно подготовленной разметке выкапывается траншея, которую можно сделать вручную либо с помощью специализированной техники. Чтобы стены были в идеально ровном состоянии, рекомендуется монтировать опалубку. В основном каркас помещают в траншею вместе с опалубкой. После чего выполняют заливку бетоном, а также в обязательном порядке проводится гидроизоляция конструкции посредством рубероидных листов.

Способы вязки арматуры

Схема упрочнения ленточного фундамента допускает соединение прутьев методом связки. Связанный металлокаркас обладает повышенной крепостью сравнительно со сварочным вариантом. Это объясняется тем, что увеличивается риск прожига металлических изделий. Но это не относится к заводским изделиям. Допускается для ускорения работ выполнять армирование на прямолинейных участках методом сваривания. Но армировку углов производят только с применением вязальной проволоки.

Перед тем как вязать арматуру нужно приготовить необходимые инструменты и стройматериалы.

Существует такие два способа связывания металлических изделий:

  • специализированный крючок;
  • вязальная машинка.

Первый способ подходит для небольших объемов. Кладка арматуры в данном случае займет слишком много времени и сил. В качестве соединяющего материала применяют отожженную проволоку, диаметр которой составляет 0,8–1,4 мм. Употребление иных стройматериалов запрещено. Арматуру можно связать отдельно, а после опустить в траншею. Либо выполнять связывание арматуры внутри котлована. Оба способа рациональные, но имеются некоторые различия. Если изготавливать на поверхности земли, то можно справиться самостоятельно, а в траншее понадобится помощник.

Как правильно вязать арматуру в углах ленточного фундамента?

Для угловых стен используется несколько методов связывания.

  • Лапкой. Для осуществления работ на конце каждого прута делают лапку под углом 90 градусов. В данном случае стержень напоминает кочергу. Величина лапки должна составлять не меньше 35 диаметров. Загнутый участок стержня подсоединяют к соответствующему вертикальному участку. В результате чего получается, что наружные прутья каркаса одной стены присоединены с наружными другой стены, а внутренние присоединяются к внешним.
  • С использованием Г-образных хомутов. Принцип выполнения схож с предшествующей вариацией. Но здесь не нужно изготавливать лапку, а берут спецэлемент Г-образной формы, величина которого составляет не меньше 50 диаметров. Одну часть привязывают к металлокаркасу одной стеновой поверхности, а вторую – к вертикальному металлокаркасу. При этом внутренние и наружные хомуты соединяются. Шаг хомутов должен формироваться ¾ от высоты стены подвального помещения.
  • С использование П-образных хомутов. На угол понадобится 2 хомута, величина которых составляет 50 диаметров. Каждый из хомутов приваривают к 2 параллельным прутьям и 1 перпендикулярному стержню.

Как правильно нужно армировать углы ленточного фундамента, смотрите в следующем видео.

Как выполнить армировку на тупых углах?

Для этого наружный пруток гнут до определенной градусной величины и крепят к нему дополнительно стержень для качественного усиления прочности. Внутренние спецэлементы соединяются с наружным.

Как вязать упрочнительную конструкцию своими руками?

Стоит рассмотреть подробнее, как выполняется вязание арматуры на поверхности земли. Сначала изготавливаются только прямые участки сетки, после чего конструкция устанавливается в траншею, где выполняется армировка углов. Подготавливаются отрезки арматуры. Стандартизированная величина прутьев составлять 6 метров, по возможности лучше их не трогать. Если нет уверенности в собственных силах, что можно справиться с такими прутьями, их можно разрезать пополам.

Специалисты рекомендуют начинать вязать арматурные прутья для самого короткого участка ленточного фундамента, что дает возможность приобрести определенный опыт и навык, в дальнейшем будет легче справиться с длинными конструкциями. Резать их нежелательно, ведь это приведет к увеличению расхода металла и снижает крепость фундамента. Параметры заготовок следует рассмотреть на примере фундамента, высота которого составляет 120 см, а ширина – 40 см. Арматурные изделия должны быть залиты со всех сторон бетонной смесью (толщина около 5 см), что является первоначальным условием. Учитывая эти данные, чистые параметры упрочнительного металлокаркаса должны составлять по высоте не больше 110 см, по ширине 30 см. Для вязки необходимо добавить по 2 сантиметра с каждой грани, это нужно для нахлеста. Поэтому заготовки для горизонтальных перемычек должны иметь величину 34 сантиметра, заготовки для осевых перемычек – 144 сантиметра.

После расчетов вязание упрочнительной конструкции происходит следующим образом:

  • следует выбрать ровный участок земли, положить два длинных прутьев, концы которых нужно подровнять;
  • на дистанции 20 см от концов привязываются по крайним граням горизонтальные распорки. Для связывания потребуется проволока величиной 20 см. Ее складывают вдвое, протягивают под участком связывания и затягивают посредством вязального крючка. Но затягивать необходимо с осторожностью, чтобы проволока не обломалась;
  • на дистанции около 50 см выполняется поочередное привязывание оставшихся горизонтальных распорок. Когда все будет готово, конструкцию убирают на свободное место и осуществляют связывание еще одного каркаса идентичным способом. В итоге получатся верхняя и нижняя части, которые нужно между собой соединить;
  • следом необходимо установить упоры для двух частей сетки, упереть их можно к различным предметам. Главное – это соблюдать, чтобы связанные конструкции имели надежное профильное расположение, дистанция между ними должна приравниваться к высоте связанной арматуры;
  • по концам привязываются по две осевые распорки, параметры которых уже известны. Когда каркасное изделие будет напоминать готовое приспособление, можно приступать к привязыванию остальных кусков арматуры. Все процедуры выполняются с проверкой размеров конструкции, хоть заготовки и выполнены одинаковых габаритов, лишняя проверка не повредит;
  • по аналогичному методу осуществляется связывание всех остальных прямых участков каркаса;
  • на дно траншеи укладывается прокладка, высота которой составляет не меньше 5 см, на ней будет уложена нижняя часть сетки. Устанавливаются боковые подпорки, монтируется сетка в правильном положении;
  • снимаются параметры непровязанных стыковочных мест и углов, подготавливаются отрезки арматурного изделия для подсоединения металлокаркаса в общую систему. Стоит обратить внимание, что нахлест концов арматуры должен составлять не меньше 50 диаметров прутка;
  • привязывается нижний поворот, после перпендикулярные стойки и к ним выполняется привязывание верхнего поворота. Осуществляется проверка дистанции армировки ко всем граням опалубки. Упрочнение конструкции на этом заканчивается, теперь можно переходить к заливанию фундамента бетонной смесью.

Вязание арматуры посредством специализированного приспособления

Чтобы изготовить такой механизм, потребуется несколько досок толщиной 20 миллиметров.

Сам процесс выглядит следующим образом:

  • отрезаются 4 доски по величине арматурного изделия, их соединяют по 2 штуки на дистанции, равной шагу вертикальных стоек. В итоге должны получиться две доски идентичного шаблона. Необходимо следить за тем, чтобы разметка дистанции между рейками была одинаковой, иначе не получится осевого расположения соединительных спецэлементов;
  • изготавливаются 2 вертикальные подпорки, высота которых должна приравниваться к высоте арматурной сетки. Подборки должны иметь профильные угловые опоры, которые не позволят им перевернуться. Проверяется готовая конструкция на прочность;
  • ножки опоры устанавливаются на 2 сколоченные доски, а две наружные доски укладываются на верхнюю полку опоров. Выполняется фиксирование любым удобным методом.

В итоге должна образоваться модель арматурной сетки, теперь работу можно осуществлять без сторонней помощи. На запланированные участки устанавливаются вертикальные раскосы арматурного изделия, заранее посредством обычных гвоздей на определенное время выполняется фиксирование их положения. На каждую горизонтальную перемычку из металла устанавливается прут арматуры. Данную процедуру выполняют по всем сторонам каркаса. Если все выполнено правильно, можно приступать к вязанию посредством проволоки и крючка. Конструкцию необходимо делать, если в наличие есть одинаковые участки сетки из арматурного изделия.

Вязание армированной сетки в траншеи

Выполнять работы в траншеи довольно сложно из-за тесноты.

Необходимо хорошенько обдумать схему вязания каждого спецэлемента.

  • На дно траншеи укладываются камни или кирпичи высотой не больше 5 см, они поднимут металлические изделия от поверхности земли и позволят бетону закрыть арматурные изделия со всех граней. Дистанция промеж кирпичей должна быть равной ширине сетки.
  • Поверх камней кладутся продольные прутья. Горизонтальные и вертикальные стержни должны быть порезаны по необходимым параметрам.
  • Приступают к формированию основы каркаса с одной стороны фундамента. Работу выполнить будет легче, если заранее привязать к лежащим стержням горизонтальные распорки. Помощник должен поддерживать торцы прутьев до тех пор, пока они не монтируются в нужном положении.
  • Выполняется поочередное вязание арматуры, дистанция между распорными элементами должна быть не меньше 50 см. Аналогичным образом связывается арматура на всех прямых участках фундаментальной ленты.
  • Проверяются параметры и пространственное местоположение каркаса, при необходимости необходимо исправить положение, а также исключить прикосновение металлических изделий к опалубке.

Советы

Следует ознакомиться с многократными ошибками, которые допускают неопытные мастера при выполнении армирования без соблюдения определенных правил.

  • Первоначально необходимо разработать план, по которому в дальнейшем будут выполняться вычисления по определению нагрузки на фундамент.
  • Во время изготовления опалубки не должно образовываться никаких щелей, в противном случае через эти отверстия будет вытекать бетонная смесь и снизится прочность конструкции.
  • На почву обязательно нужно выполнить гидроизоляцию, при ее отсутствии снизится качество плиты.
  • Запрещается, чтобы арматурные прутья контактировали с почвой, такой контакт приведет к появлению ржавчины.
  • Если решено выполнять армирование каркаса методом сварки, то лучше употребить прутья с индексом С. Это специализированные материалы, которые предназначены для сварки, поэтому под влиянием температурных режимов не теряю свои технические характеристики.
  • Не рекомендуется применять гладкие прутья для армирования. Бетонному раствору не за что будет закрепиться, а сами стержни будут в нем скользить. При движении грунтов такая конструкция растрескается.
  • Устраивать углы посредством прямого пересечения не рекомендуется, арматурные изделия гнутся очень тяжело. Иногда при армировании углов приходят к хитростям: раскаляют металлическое изделие до податливого состояния либо при помощи болгарки подпиливают конструкции. Оба варианта запрещены, ведь при данных процедурах материал теряет свою прочность, что в дальнейшем приведет к негативным последствиям.

Качественно выполненное упрочнение фундамента является залогом длительного эксплуатационного срока здания (20–40 лет), поэтому данной процедуре должно быть уделено особое внимание. Но опытные мастера советуют проводить ремонтно-профилактические работы каждые 10 лет.

как правильно делать связку своими руками

Армирование ленточного фундаментаТехнический бетон может выдержать сильное механическое воздействие, но требует дополнительного укрепления. Для обеспечения качественной несущей способности делают армирование ленточного фундамента, благодаря которому усиливается эффективность и долговечность проведённых работ. Выполняется оно и в плиточных конструкциях, сваях и столбах, хотя такой необходимости нет.

Правила работы

Для начала необходимо подготовить армированный каркас, который укрепит основу в случае деформации или неравномерной кладки. Такие действия создают изгибающие нагрузки, избавиться от которых без армировки нереально. В процессе работы нужно следить за выполнением некоторых правил:

  • Подготовка армированного каркасазернистость заполнителя в бетоне должна быть такой, чтобы материал не застревал между стержнями в случае частого расположения;
  • при изготовлении каркасов их элементы соединяются внахлест, при этом обязательно соблюдается пористость поверхности, даже для хомутов и соединительных частей не рекомендуется использование гладкой арматуры;
  • обязательным является наличие слоя бетона толщиной 5 см, помогающего защитить поверхность от ржавчины и коррозии.

Металлические армикаркасы связываются, сваривание угловых элементов не допускается, поскольку может не выдержать нагрузки. Строители не советуют использовать сварку, так как она может повредить сечение. Для работы используют раскладку стержней класса А400.

Выбор арматуры

В пошаговой инструкции создания фундамента своими рукам ключевым является выбор материалов. В процессе армирования ленточного фундамента шириной 50 см используются стержни разных категорий:

  1. Выбор арматурыРабочие, на которые приходится бо́льшая часть нагрузки. Они укладываются вдоль стены. Их толщина должна быть больше, чем соединительных элементов.
  2. Поперечные горизонтальные стержни устанавливаются на стыках и для соединения рабочих частей. Поперечные вертикальные используются для объединения несущих конструкций. Эти элементы также называются хомутами.

Укладка стержней не занимает много времени, но в процессе нужно следить за готовым чертежом. Рабочая арматура находится ближе к поверхности, а конструктивная расположена глубоко внутри основы и выдерживает нагрузку фундамента.

Под конструктивной арматурой находятся шары щебня и песка, обеспечивающие нормальную усадку и защищающие от проседания. Технологию армирования можно выполнить самостоятельно, используя при этом схему и инструкции.

Связка элементов

В процессе установки каркаса из арматуры для ленточного фундамента применяется метод связки элементов. Он защищает от прожога металла и повышает прочность. Можно использовать как специальный крючок, так и вязальную машину. Второе приспособление заметно ускоряет процедуру, а первое лучше использовать для того, чтобы укладывать небольшие объёмы.

Связка элементов

Для соединения используют отражённую проволоку, которая позволяет правильно и надёжно зафиксировать и уложить все детали каркаса. Она создаёт прочные узлы. Другие материалы для этого не подходят.

Схема вязки

Для правильного армирования ленточного фундамента нужно делать нахлест для элементов. Чтобы осуществить правильную завязку на угол, нужно выполнять это в месте примыкания одной стены к другой или же между двумя перпендикулярными элементами. Можно использовать метод лапки, длина которой должна составлять не менее 35 дм.

Правильное армирование ленточного фундамента Разрешается использовать несколько частей. Количество лапок на 1 угол может быть от 2 до 5 в зависимости от расположения элементов арматуры. Используемый прут напоминает собой кочергу, которая соединяет каркас одной стены с элементами другой. Здесь арматурные части надо приваривать, чтобы обеспечить хорошую надёжность.

Можно применять хомуты, имеющие Г-образную форму. Принцип крепления здесь похож на кочергу, но вместо лапки берут Г-образный элемент, длина одной стороны у которого больше, чем у рабочей арматуры. Такие элементы могут применяться как при горизонтальном, так и при вертикальном креплении. Выбор размера арматуры зависит от того, какую нагрузку будет выдерживать монолитный фундамент.

Также можно использовать элементы П-образной формы. На один угол применяют две детали, длина которых одинакова и составляет около 50 диаметров арматуры. Один из хомутов приваривается к двум параллельным и одному перпендикулярному элементу.

Посчитать, сколько частей арматуры понадобится под определённый тип фундамента, помогут строители. Что касается размещения горизонтальных перемычек между элементами, то они рассчитываются на шаг.

Советы специалистов

Чтобы вычислить, какая арматура нужна для ленточного фундамента, следует обращать внимание на тип здания и его габариты. При покупке металла учитывается нахлест, который будет даваться при соединении нескольких элементов, поэтому его нужно приобретать с запасом. Чтобы правильно армировать фундамент, на тупых углах необходимо выбрать прямой элемент и согнуть его до нужного размера. Также для усиления прикрепляется дополнительная деталь, которая уплотняет текстуру. К наиболее частым ошибкам во время работы относятся:

  • связывание элементов под прямым углом;
  • отсутствие любой связи между разными элементами;
  • использование продольных прутьев в качестве связки перекрестий.

Как правильно вязать арматуру

В процессе работы не нужно повторять эти ошибки, поскольку они будут влиять на качество. Для качественной привязки нужно продвигаться вдоль основы фундамента, устанавливая горизонтальные перемычки для элементов. Они должны находиться параллельно по отношению друг к другу.

Использование вязального крючка

Хотя в работе часто применяется вязальная машина, она предназначается для выполнения большого объёма работ. Вязальный крючок является более простым материалом, который используется для соединения элементов.

Использование вязального крючкаЧтобы упростить рабочий процесс, нужно сделать шаблоны. Для этого потребуются деревянные бруски шириной 30—50 см. В древесине делаются отверстия, которые будут повторять стержни в каркасе. В них раскладывают куски вязальной проволоки и после этого фиксируют нужные пруты. Вязальный крючок используется при соединении элементов перекрестий для провязывания внахлёст. После этого проволоку можно затягивать туже.

Соединение выполняется в нескольких местах по всей длине. Проволоку размещают так, чтобы она находилась в глубине, затем складывают пополам и укладывают под местом соединения. После этого с помощью крючка протягивают петлю и вращают его, закручивая проволоку. По завершении работы инструмент осторожно вынимают.

Если использовать вязальную машину, то процесс вязания заметно ускорится и создать армокаркас получится быстрее, но для небольших построек ее применение нецелесообразно. От сварки элементов также лучше отказаться, поскольку в ее процессе прожигаются части крепления, и может начаться эрозия металла.

О том, какая используется арматура для ленточного фундамента, лучше проконсультироваться с профессионалом. Если нет опыта в расчёте количества металлических прутьев на фундамент, также лучше обратиться за помощью к строителям. Покупаться арматура должна с запасом на нахлест в процессе крепления.

Подготовка каркаса и его установка осуществляются непосредственно перед заливкой фундамента. Если выполнять работу, следуя рекомендациям специалистов, можно достичь качественного результата и возвести надёжную основу для будущего дома. Ленточный фундамент считается оптимальным вариантом для вставок из арматуры, хотя и в других типах основы можно пробовать такое укрепление.

Статья о правильном армировании ленточного фундамента своими руками

К рассмотрению предлагаем монолитный ленточный фундамент, т.к. сборный менее распространен.

Основные ошибки армирования ленточного фундамента.

Фундамент в процессе эксплуатации подвергается различным нагрузкам от веса самого дома, от движения грунтов и от морозного пучения. При давлении дома нижняя часть испытывает нагрузку на растяжения, верхняя на сжатие. Так же необходимо помнить о силах морозного пучения, подъемная сила которых может превысить вес дома и вызвать растяжение в верхней части ленточного фундамента. Неправильное армирование ленточного фундамента может привести к его разрушению, и, как следствие, разрушению стен и всего здания. Поэтому к армированию ленточного фундамента надо подойти очень серьезно, фундамент - основа всего здания. В этой статье мы приведём подробные чертежи и схемы армирования ленточного фундамента.

Чертёж 1. Нагрузки действующий не фундамент дома

Основную нагрузку на сжатие воспринимает бетон, а на растяжение арматура. Поэтому необходимо армировать нижнюю и верхнюю части фундамента. Армирование средней части фундамента смысла не имеет, так как он почти не испытывает нагрузок.

Чертёж. 2  Схема армирования каркаса ленточного фундамент; 1 - продольные стержни, 2 - хомуты

Продольная арматура, воспринимает основные нагрузки, она укладывается в нижней и верхней части фундамента. Для продольных стержней используется горячекатаная стержневая арматура класса А3. Если высота фундамента больше 150 мм, то необходимо установить вертикальную и поперечную арматуру. Для нее обычно используется горячекатаная стержневая  гладкая арматура класса А1 диаметром 6-8мм. Поперечное и вертикальное армирование лучше выполнить единим хомутом, который свяжет армирование в единый каркас. Продольная арматура должна быть расположена внутри каркаса. Связка арматуры в единый каркас ограничивает распространение трещин в бетоне и закрепляет арматурные стержни в нужном положении. Расстояния между прутами продольного армирования и шаг поперечного армирования ленточного фундамента определяется СНиП 52-01-2003:

7.3.4 Минимальное расстояние между стержнями арматуры в свету следует принимать в зависимости от диаметра арматуры, размера крупного заполнителя бетона, расположения арматуры в элементе по отношению к направлению бетонирования, способа укладки и уплотнения бетона.
Расстояние между стержнями арматуры следует принимать не менее диаметра арматуры и не менее25 мм.
Продольная арматура
7.3.6 Расстояние между стержнями продольной рабочей арматуры следует принимать с учетом типа железобетонного элемента (колонны, балки, плиты, стены), ширины и высоты сечения элемента и не более величины, обеспечивающей эффективное вовлечение в работу бетона, равномерное распределение напряжений и деформаций по ширине сечения элемента, а также ограничение ширины раскрытия трещин между стержнями арматуры. При этом расстояние между стержнями продольной рабочей арматуры следует принимать не более двукратной высоты сечения элемента и не более400 мм, а в линейных внецентренно сжатых элементах в направлении плоскости изгиба — не более500 мм.
Поперечное армирование
 7.3.7 В железобетонных элементах, в которых поперечная сила по расчету не может быть воспринята только бетоном, следует устанавливать поперечную арматуру с шагом не более величины, обеспечивающей включение в работу поперечной арматуры при образовании и развитии наклонных трещин. При этом шаг поперечной арматуры следует принимать не более половины рабочей высоты сечения элемента и не более300 мм.

Для соединения арматуры не рекомендуется использовать сварку, так как при высокой температуре свойства металла ухудшаются. Сваривать допускается только арматуру, которая в своей маркировке имеет букву «С», например А500С. Все другие марки арматуры связываются между собой при помощи вязальной проволоки.

Чертёж 3.  Схема армирования ленточного фундамента, связка арматуры

Так же при армировании ленточного фундамента надо помнить, что арматура не должна соприкасаться с грунтом и опалубкой, чтобы не допустить ее ржавления. Защитный слой для фундамента должен быть 50-80мм.

Следует уделить повышенное внимание армированию углов примыканий ленты фундамента, ведь угол железобетонной конструкции испытывает концентрированное напряжение. Для армирования углов и перекрестий требуется гнуть из арматуры класса А3 специальные углы. Нельзя армировать углы железобетонных лент простым перекрестием. При таком армировании фундамент будет представлять собой не единую жесткую раму, а набор отдельных не связанных друг с другом балок.

В народном строительстве родилась и прочно закрепилась недопустимая форма армирования углов и стыков лент фундамента при помощи простых связанных перекрестий. На рисунке ниже нарисованны чертежи армирования углового премыкания каркаса. Сверху - неправильный вариант (продольная арматура просто перекрещивается, дополнительных усилений, нет дополнительной поперечной и вертикальной арматуры). Снизу - изображен правильный вариант армирования.

Чертёж. 4  Неправильное армирование углов фундамента

Чертёж. 5  Схема армровния углов фундамента

При армировании премыканий лент фундамента ("Т" образных перекрестий) так же не допускается простых перекрестий, требуются дополнительные усиления (рис 6-7).

На чертеже стыки продольной арматуры (1) выполнены "перекрестиями", без дополнительных усилений. В зоне перекрестия нет дополнительных хомутов.

Чертёж. 6 Неправильная схема армирования примыканий каркасов

Чертёж. 7 Правильная схема армирования примыканий каркасов

Для украшения дома часто используют эркер - выступающая из плоскости фасада часть помещения. В каркесе фундамента под эркер сгибается тупой угол. При армировании тупых углов лент надо внутреннюю продольную арматуру пропускать через каркас и подвязывать к наружной, ставить дополнительное "Г" - образное усиление и дополнительные поперечные хомуты (рис 8).

Чертёж. 8 Армирование тупого угла фундамента. Слева - неправильное, Справа - правильное

Наверное, каждый, кто сталкивался с заливкой фундамента, видел неправильные схемы армирования стыков каркаса. На строительных форумах много мастеров и советчиков. Люди не сведующие в строительстве строят так свои дома, есть даже фотографии с примерами такого армирования. Но все эти советы не соответствуют строительным нормам. Неизвестно сколько простоит такое здание, так как такое  «армирование» со временем приводит к отколам слоев фундамента по ширине и образованием трещин у углов.

Общий смысл правильного армирования угла – это обеспечение жесткой связи лент фундамента. Для этого требуется связать арматуру в единый каркас, при помощи хомутов. В местах стыка арматуры и на углах устанавливаются дополнительные П-образные или Г-образные усиления. Поперечное и вертикальное армирование (хомуты) для ленты фундамента рекомендуется ставить не реже 3/8 от высоты сечения фундамента, но не реже 25 см.  В зоне угловой анкеровки арматуры хомуты ставится в два раза чаще, чем для средней части ленты.

P.S. Фундамент - основа Вашего дома. Существует множество факторов, таких как конфигурация здания, грунты, технология стоительства стен, этажность, тип перекрытий и пр., которые необходимо учитывать при выборе типа фундамента и его конфигурации. Настоятельно рекомендуем перед началом строительства проконсультироваться со специалистами! Если вы планируете строительство дома по технологии несъёмной опалубки Техноблок, обратитесь к нам до начала строительства. Мы поможем Вам не допустить ошибок, разработаем конфигурацию фундамента, сделаем проект, проведём контроль качества на всех этапах строительства и всё это совершенно бесплатно!

Статья выполненна специалистами компании "ТЕХНОБЛОК".


чертежи и схемы, технология по шагам, ошибки

Процессы, происходящие в грунте, например, морозное пучение, растягивают ленточный монолитный фундамент в разные стороны. Бетон без армирования не выдерживает такие нагрузки, так как он удлиняется без разрыва только на 0,2‒0,4 мм. Сталь растягивается на 4‒25 мм без ущерба, поэтому железобетонная конструкция гораздо прочнее. Для качественной работы этой системы важно рассчитать схему и правильно выполнить армировку. Сделать это можно самостоятельно, главное — не нарушать требований инструкции.

Оглавление:

  1. Инструкция по армированию
  2. Рекомендации специалистов
  3. Распространенные ошибки

Пошаговое руководство по армированию

1. Рисуют чертеж.

Перед расчетом материалов составляют схему, которая соответствует строительным нормам. Арматура для фундамента делится на рабочую и конструкционную. Первая группа работает на растяжение, а вторая сохраняет форму каркаса во время заливки.

Для мелкозаглубленного ленточного фундамента хватит двух рядов продольной рабочей арматуры вверху и внизу, в середине вставляют для прочности при бетонировании. Заглубленную ленту армируют равномерно, максимальное расстояние между продольными стержнями — 40 см. В обоих случаях основная роль вертикального армирования — поддержка каркаса, поэтому для него выбирают пруты с меньшим диаметром. Если высота ленты двухэтажного дома больше 70 см, для прочности связывают бетонную подготовку и фундамент.

Минимальные расстояния между элементами:

  • Между вертикальными прутьями — не более 50 см.
  • Защитный слой бетона — 3‒5 см, если под основанием есть бетонная подготовка; 7 см, когда ее нет.
  • Расстояние между продольной арматурой — не менее 3‒6 см, в зависимости от количества стержней в ряду, и не более 20 см.

Углы и места соединения внешней и внутренней ленты испытывают большие нагрузки. Внимательно изучите чертежи и схемы армирования ленточного фундамента. Для углов используют П- и Г-образные схемы. Чтобы их выполнить, стержни предварительно сгибают, так как вязка отдельных элементов в этих местах приводит к расслаиванию бетона и сколам. Поперечную арматуру в таких зонах ставят в 2 раза чаще.

2. Выбирают и рассчитывают материалы.

Чаще всего используют класс A-III (А400‒А500) ребристой арматуры с диаметром 6‒16 мм, так как она лучше схватывается с бетоном. Для вертикальных хомутов в ленточном фундаменте иногда берут гладкие A-I‒A-II. Диаметр зависит от веса и конструкции фундамента, ниже приведены минимальные размеры сечений для каждой цели. Если вы делаете схему армирования тяжелого строения, поручите выполнение расчетов проектировщикам. Правильно рассчитать нагрузки и выбрать оптимальный диаметр и количество стержней самостоятельно сложно.

Вид арматурыМинимальный диаметр, мм
Продольная до 3 м10
Продольная больше 3 м12
Поперечная до 0,8 м6
Поперечная больше 0,8 м8

3. Очищают поверхность основания от лишнего мусора, размечают месторасположение каркаса.

4. Сгибают стержни для хомутов и углов.

Нет единой последовательности укладки арматуры, выбор зависит от площади и количества работников. Для небольших оснований элементы сначала связывают, а потом частями размещают их в траншее. Но так устанавливать каркас своими силами тяжело, особенно если предстоит выполнить армирование ленточного фундамента большой площади. Поэтому дальше мы разберем порядок укладки, который часто используют небольшие строительные бригады.

5. Устанавливают хомуты на бетонные подставки или фиксаторы-лягушки. Чтобы каркас не смещался, через него пропускают туго натянутую веревку или привязывают каждый элемент к опалубке.

6. В конструкцию вставляют продольные стержни и фиксируют их на лягушках.

7. Выполняют армирование углов, если для этого используют дополнительные элементы.

8. Вяжут или спаивают всю конструкцию. Подробнее о способах соединения — в разделе рекомендации.

9. Устанавливают фиксаторы между стенками опалубки и арматурой.

10. Проверяют прочность и отклонения от осей, чтобы ленточный фундамент не покосился со временем.

Нюансы работ

1. Расчет материалов армирования.

Предусмотрите, чтобы арматуры хватило на нахлест (30‒50 мм). Стандартная длина стержня 11,7 м. Не заказывайте обрезки, так как трудоемкость работы повысится, а рассчитать нужное количество будет невозможно, ведь арматуру продают в килограммах.

2. Соединение.

Стержни спаивают, вяжут или скрепляют муфтами. Лучше вязать элементы армировки, а не паять, так как прочность каркаса падает, особенно если оставить его без бетона во влажную погоду. Чтобы сократить расход арматуры для ленточного фундамента, применяют муфты, так как для пайки рекомендуется соединять пруты с нахлестом 10‒15 см, в зависимости от диаметра. Если их вяжут, длина места скрепления составляет 10 диаметров для марок бетона от М300 и 15 — для М200.

Вязать можно с помощью крючка, специального пистолета и шуруповерта или дрели с насадкой из гвоздя. ПроцСхема усиления ленточного основанияесс ручной вязки крючком занимает много времени.

3. Сгибание стержней.

В продаже есть станки, чтобы согнуть арматуру, но они стоят дорого, поэтому мастера придумали разные способы для изготовления хомутов самому. Например, приваривают два уголка к ровной вертикальной поверхности, вставляют туда прут и гнут, надевая на него трубу. Арматуру с диаметром 6‒8 мм осилят тиски. Если у вас есть смекалка, реализовать идею с двумя параллельными уголками будет легко. Главное, чтобы все углы были прямые, а стороны хомутов находились в одной плоскости, иначе ленточное основание не будет надежным.

4. Подготовка элементов армировки.

Стержни слегка намачивают за пару дней до заливки, чтобы увеличить сцепление стали с бетоном, но перед этим обязательно удаляют отслоившуюся ржавчину металлической щеткой.

Возможные ошибки

Когда люди без опыта армируют конструкцию своими руками, часто они не смотрят руководство и совершают типичные просчеты, это приводит к печальному результату.

ОшибкаПочему нельзя
Нагревать стержни перед сгибом.Армирование получается непрочным.
Паять арматуры без литеры «С».Каркас не выдержит высоких температур и быстрее разрушается.
Вставлять поперечную арматуру в песчано-грунтовую подушку.Сталь быстро ржавеет в таком положении.
Использовать в армировании одни обрезки.Каркас не будет функционировать. Максимальная доля соединений в конструкции — 50 %.
Соединять параллельные стержни без разбежки.Такая арматура не будет работать. Минимальная длина между скреплениями соседних стержней — 61 см.
Не загибать на углах.Бетон быстро отслоится от этих мест, так как нагрузка на них выше.
Заливать кривой армокаркас.Ленточный фундамент тоже со временем покосится.

Чтобы железобетон работал, обязательно выполнять армирование монолитного фундамента по правильно составленному чертежу. Это важно для ленточного мелкозаглубленного основания, так как она находится в зоне постоянного движения грунта.

Если вы выполняете армирование своими руками, внимательно следуйте инструкции, даже если вам помогают специально нанятые работники. Контролируйте процесс, так как иногда компании нанимают людей, которые не знают элементарные стандарты строительства или просто халтурят.

Армирование ленточного фундамента чертежи и видео

Фундамент является несущей опорой здания, воспринимающей нагрузку от конструкций и распределяющей ее равномерно на грунт. Самый распространенный тип фундамента – ленточный, железобетонные или бетонные блоки объединены в замкнутый контур. У сборной конструкции есть ряд недостатков, поэтому чаще всего устраивается монолитное основание. Правильное армирование ленточного фундамента – важная для параметров прочности категория, соблюдение которой необходимо для возведения зданий согласно положениям строительного регламента и техники безопасности.

 

Доводы в пользу укрепления фундамента

На фундамент при эксплуатации приходится нагрузка от основного каркаса здания, от перемещения внутренних объектов и сила морозного пучения из грунта. Морозное пучение игнорировать ни в коем случае нельзя, оно способно разрушить любое основание. От деформации опоры начинают расшатываться стены, здание может быстро выйти из строя, утратить свои первичные характеристики.

Место армированного каркаса в разрезе фундамента на ленте

 

Расчет армирования позволяет многократно усилить несущую способность ленточного основания. Бетон принимает на себя сжатие, нагрузка на растяжение ложится на арматуру. Основной упор при закладке армирующих элементов необходимо делать на самую нижнюю и верхнюю части опоры, средняя часть фундамента испытывает незначительное давление и в армировании не нуждается.

 

Описание процедуры

Для армирования используется материал с продольным размещением. Чаще всего – это изделия из горячекатаной стали класса А3. При высоте основания здания выше 15 см конструкция нуждается сразу в поперечном и вертикальном армировании. Вертикально устанавливаются стержни из гладкой арматуры А1-класса диаметра от 6 до 8 мм. Связка прутьев перпендикулярных плоскостей едиными хомутами обеспечивает более высокую жесткость каркасу.

 

При формировании единого каркаса расчет делается таким образом, чтобы продольные стержни размещались внутри. Для определения шага для армирования ленточного фундамента необходимо обращаться к СНиПу 52-01-2003, который предписывает в продольном армировании учитывать следующие факторы:

  • диаметр арматурных прутьев
  • фракция наполнителя в бетонном растворе
  • направление и плоскость размещения арматуры
  • способ бетонирования.

Исходя из вышеперечисленных требований, расстояние от одного стержня армирующего каркаса до другого не может быть меньше диаметра этих элементов (нижний предел – 25 мм). При поперечном размещении прутьев в каркасе шаг не может превышать 300 мм.

Внешний вид армированного каркаса

 

 

При соединении фрагментов армированного каркаса фундамента не рекомендуется пользоваться сваркой. Причина – нагревание прутьев снижает их прочность.

 

Важно: сваркой можно пользоваться, если требуется соединить арматуру с маркировкой «С» (пример – А500С). Все остальные марки материала лучше вязать проволокой.

При армировании фундаментной конструкции важно не только грамотно произвести расчет прутьев для каркаса, но и не допустить их соприкосновения с опалубкой или почвой. Такое нежелательное соседство может привести к развитию коррозии. Слой защиты должен превышать толщину в 5-8 см.

На угол здания приходится максимальная нагрузка, поэтому к устройству каркаса в этих местах стоит подойти внимательнее. Чтобы угловое армирование фундамента соответствовало качеству данного типа работ, из прутьев А3-класса гнут специальные узлы. Ни в коем случае углы перекрытий не армируются отдельными элементами, не связанными с общей конструкцией.

Важно: Т-образные перекрытия ленточного фундамента нужно не только армировать, но и дополнительно усиливать для обеспечения высокой прочности опоры здания.

Несколько важных нюансов

Чтобы украсить фасад здания, нередко устраивается эркер. Для его строительства требуется создание тупого угла. Такие декоративные элементы требуют Г-образного арматурного усиления и размещения дополнительных хомутов на поперечных деталях каркаса.

 

Человек, производящий расчет фундамента в первый раз, нередко забывает о необходимости его армирования. Но даже при наличии опыта и определенных познаний в этом вопросе используемые схемы укрепления основания часто выбираются неграмотно. Выполненное не по строительным нормативам армирование приводит к появлению сколов на фундаменте, образованию трещин (в первую очередь – по углам здания).

 

Все стыки арматурных прутьев стоит тщательно перевязывать и укреплять Г- или П-образными хомутами. По углам будущего строения шаг размещения хомутов-креплений становится чаще, нежели на прямой линии ленты.

Расчет фундамента – сложный с технологической точки зрения процесс, который при устройстве ленточного основания немыслим без  армирования.

Схема армирования ленточного фундамента своими руками

виды арматур

виды арматур

Что такое фундамент дома? Это его обязательная основа, корень, на который ложится вся нагрузка. Из этого следует, что он должен быть очень крепким, прочным. Из всех современных видов фундамента ленточный – самый популярный. В данной статье мы рассмотрим, как должна быть проведена грамотно схема армирования ленточного фундамента своими руками.

Немного про основу

Ленточная разновидность фундамента – это железобетонная конструкция замкнутого типа. Она может быть монолитной или же сборной. Укладывается такая основа под всеми главными стенами помещения, а масса здания распределяется по всему квадрату или прямоугольнику (смотря, какая геометрическая форма используется при возведении фундамента).

ленточная разновидность фундамента

ленточная разновидность фундамента

Такое основание проще всего возводить своими силами. Сложные виды заборов, подразумевающих установку на пучинистых грунтах и другие конструкции различного типа легче всего ставить как раз на ленточный фундамент. Долговечность и надежность, способность выдерживать серьезные, колоссальные нагрузки – это все о нем.

Выше было сказано, что фундамент подвергается большим нагрузкам. Это не только вес здания, но и движение грунта, морозное пучение и другие физические явления.

Внимание! Основание испытывает нагрузки колоссального свойства. Следует различать их по типу. Бывают нагрузки, способствующие растяжению или сжатию конструкции. Как правило, нижняя часть армированного каркаса более подвержена первому типу давления, верхняя часть – второму.

Возводя такой фундамент, надо помнить, что арматура, уложенная неграмотно, способна привести к дальнейшему разрушению каркаса, что, несомненно, приведет к порче всего здания.

Основа и арматура

Итак, перейдем непосредственно к схеме укладывания ленточного фундамента своими руками:

  • первый этап работ подразумевает подготовку: территория расчищается под строительство, роется траншея по всей границе будущего здания;
  • далее устанавливается опалубка для того, чтобы стены были пропорциональными;
  • с опалубкой проводится и армирование;
  • затем заполняется бетоном, организовывается гидроизоляция и прочие работы.
    фундаментфундамент

Как видно из схемы, опалубка и армирование устанавливается одновременно. Сначала возводится опалубка: внутренняя область рва обрабатывается пергаментом, что позволяет в будущем упростить демонтаж.

Каркас создается по следующей схеме:

  • арматурные стержни вбиваются в дно траншеи. Как и было сказано выше, должны соблюдаться правильные расстояния;
  • на дно траншеи устанавливаются подставки размером 80-100 мм, на которые укладывается нижний продольный ряд арматуры;

Совет! В качестве подставок подойдут обычные кирпичи, уложенные на торец.

  • продольные ряды прутьев фиксируют перемычками к забитым в грунт.

Зачем нужно армирование? Этот процесс важен для усиления всей конструкции, благодаря ему увеличивается в значительной степени срок эксплуатации здания.

Выбор арматурных изделий

Приобретая арматуру для такой основы, надо обратить внимание на индекс изделия:

  • «С» – будет означать устойчивость изделий к сварке;
  • «К» — стойкость к растрескиванию от коррозии (последнее возможно при больших нагрузках).

Внимание! Если на изделиях нет одного из приведенных выше индексов, такую арматуру брать не рекомендуется.

схема

схема

Кроме индекса, арматуру принято делить и по категориям:

  • А3 идеально подходит для продольного укладывания. На эти стержни приходится основная нагрузка;
  • А1 используется уже для остальных способов укладывания. Диаметр прутьев желательно подбирать в пределах 6-8 мм.

Полезный совет. Укладывать прутья рекомендуется методом единого хомута. Это поможет связать все стержни в целостный, прочный каркас.

Важные моменты: правильное армирование

К сведению: армировать среднюю часть бетонного основания нет необходимости, так как она в действительности не испытывает никаких нагрузок.

Что касается стандартных канонов армирования:

  • продольные стержни надо располагать внутри каркаса;
  • соединенные друг с другом стержни арматуры – это гарантия целостности бетона, нераспространения трещин и фиксация прутьев в верном положении;
  • удаленность продольного прута от поперечного регулируется строительными нормами;
  • определяя расстояние между прутьями, надо принимать во внимание диаметр самой арматуры, расположение прутьев, способ укладки и многое другое;

Внимание! Расстояние между прутьями продольной конструкции должно быть таким, чтобы оно не превышало 2-кратной высоты сечения элемента.

  • нельзя использовать сварку при соединении арматурных стержней. От этого искажаются свойства металла, снижается качество, но как говорилось выше, если арматура подобрана по индексу «С», сварка допускается;

Внимание! Если арматура не соответствует индексу «С», то связывать между собой прутья можно только при помощи прочной вязальной проволоки.

  • ни в коем случае нельзя допускать, чтобы арматура соприкасалась с грунтом или опалубкой. В противном случае металлическим прутьям грозит коррозия;
  • соблюдается также расстояние до наружных поверхностей будущего основания здания;
  • важно оставлять вентиляционные отверстия, которые способствуют повышению амортизационных характеристик фундамента, предотвращают процесс коррозии и т. д.
    схемасхема

Особое внимание при армировании надо уделить углам примыкания ленты основания. Помним, что именно угол железобетонной конструкции испытывает наибольшую степень нагрузки.

Надо знать, что, если арматура в углу ленточного фундамента будет установлена неправильно и передача усилий от стержня к стержню не будет осуществлена на должном уровне, монолитное основание потеряет прочность. Это уже не жесткая, монолитная рама, а набор отдельных балок, который никак не может рассматриваться, как надежный фундамент.

Пример грамотного армирования фундамента под забор

Инструкция:

  • для начала подбирается арматура с сечением 8-10 мм;
  • возводится каркас, подразумевающий соединение всех стержней в единое целое (соединение: сварка или связывание).

К сведению: армирование ленточного фундамента под забор подразумевает создание такого каркаса, который был бы в два раза меньше по ширине, чем по высоте.

Приведенные выше советы по армированию плиты фундамента, схемы и полезная информация помогут осуществить возведение ленточного фундамента своими руками. Главное – основа будущего здания будет надежной и прочной, что допускает постройку различных монолитных конструкций.

Видео: