Технология покраски металла |
Технология покраски металла. Как правильно покрасить металл на примере покраски урны.
Влажность, осадки, перепады температур разрушительно воздействуют на металл, постепенно портят металлические изделия. В местах отслоения краски появляются очаги окисления. Своевременная покраска металла предотвратит коррозию. Покраска металла своими руками сегодня уже не проблема. Универсальная аэрозольная краска New Ton предназначена для покраски металлических поверхностей любой формы и конфигурации. Она легко проникает в труднодоступные места, равномерно окрашивает перфорацию, места соединений, изогнутые, витые, сложные металлические конструкции. Краска по металлу в аэрозоле значительно упрощает и ускоряет покраску металла в домашних условиях. А обработка металла перед покраской универсальным грунтом New Ton в аэрозоле обеспечивает отличную адгезию и надёжную защиту от ржавчины.
Все преимущества аэрозольной краски по металлу New Ton, а так же технология покраски металла, покраска перфорированного металла — можно подробно найти в этой статье с фото о покраскt металла своими руками.
За два года эксплуатации под открытым небом металлическая урна потеряла свой внешний вид и местами сильно поржавела.
![]() | ![]() |
Металлическая урна. Перфорированный металл. | |
Подготовка металла к покраске
1. Рассоединяем фрагменты металлической конструкции для качественной подготовки поверхности металла под покраску.
![]() |
Разобранная урна. |
2. Очищаем каждый фрагмент от грязи и пыли.
![]() | ![]() |
Очистка всех фрагментов металлической конструкции перед покраской. | |
Обработка ржавчины перед покраской может быть сделана разными способами. Чтобы убрать небольшие очаги ржавчины, достаточно простой крупнозернистой наждачной бумаги. В местах сильных поражений удалить ржавчину можно вручную, с помощью металлической щётки, или воспользоваться дрелью со специальной насадкой. В любом случае, покраска ржавого металла, без предварительной физической очистки, не желательна.
![]() |
Удаление ржавчины наждачной бумагой. |
4. Обработка металла перед покраской значительно проще, если металл не был подвержен коррозии. Достаточно с помощью наждачной бумаги сбить глянец со старого лакокрасочного покрытия и полностью удалить, очистить отслоившуюся краску.
![]() | Подготовка металла к покраске – это, прежде всего, полное очищение от грязи, пыли, хлопьев старой краски, очагов коррозии. После работы с наждачной бумагой сухой чистой салфеткой необходимо удалить образовавшуюся пыль. |
Обработка перед покраской старого лакокрасочного покрытия. | |
5. Обезжиривание металла перед покраской.
Именно от качества обезжиривания металла будет зависеть, как долго прослужит новое лакокрасочное покрытие. Любой грунт по металлу или краска по металлу наносятся только на качественно обезжиренную поверхность. Чем обезжирить металл перед покраской
Обработать металл перед покраской можно любым растворителем, обезжиривателем или антисиликоном. На чистую салфетку наносится небольшое количество средства и протирается вся поверхность металлического изделия непосредственно перед покраской. Рекомендуется работать в резиновых перчатках, чтобы избежать контакта с обрабатываемой поверхностью и с растворителем.
Более простой и удобный, но не менее надёжный способ подготовки металла к покраске – это использовать обезжириватель в аэрозоле. Благодаря аэрозольному впрыску обезжириватель проникает в самые узкие, неудобные и труднодоступные места, а также исключает контакт с кожей. Такой способ особенно удобен для обезжиривания перед покраской перфорированного металла, покраской сложных металлических изделий.
![]() | ![]() Обезжиривание перфорированного металла перед покраской универсальным обезжиривателем Piton. |
6. Грунтовка металла перед покраской.
Грунтовка необходима в тех местах, где была зачищена ржавчина и полностью отсутствует лакокрасочное покрытие. Грунт заполняет неровности и небольшие углубления, которые образовались в результате предыдущей обработки металлического изделия, гарантирует надёжную защиту от ржавчины. Универсальный грунт в аэрозоле New Ton легко наносится, быстро сохнет и уже через 15-20 минут позволяет наносить краску.
![]() | ![]() |
Грунтовка металла перед покраской аэрозольным грунтом New Ton. | |
Корпус урны из перфорированного металла грунтовать нет необходимости, достаточно сбить глянец со старой краски.
Покраска перфорированного металла.
Аэрозольные краски значительно упростили и ускорили процесс покраски металла в домашних условиях.
Следует соблюдать четыре основных правила, чтобы результат был идеальным.
1. В момент покраски температура баллона, воздуха и металлического изделия должна быть примерно – +15 – +30.
2. Перед покраской размешать содержимое баллона, встряхивая его 2-3 минуты. В процессе работы периодически встряхивать баллон.
4. Держать баллон вертикально. Распылять эмаль тонким слоем с расстояния 25-30 см. При необходимости через 5-7 минут нанести второй слой.
![]() | ![]() |
Краска ложится ровным слоем, окрашивает труднодоступные места в зоне перфорации. | |
Для покраски такого металлического изделия достаточно одного баллона аэрозольной краски по металлу New Ton.
![]() | ![]() |
Фото покраска металла своими руками | Обезжириватель, грунт, эмаль в аэрозоли |
![]() | ![]() |
До покраски | После покраски |
Технология подготовки металла к покраске
Степени очистки
Требования к качеству подготовки металлической поверхности перед операциями окрашивания, нанесения металлизационных покрытий устанавливает ГОСТ 9.402-2004 «Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию». В ГОСТе выделяются четыре степени очистки поверхности черных металлов от прокатной окалины и продуктов коррозии:- при осмотре с 6-кратным увеличением окалина и ржавчина не обнаруживаются;
- при осмотре невооруженным глазом не обнаруживаются прокатная окалина, ржавчина, пригар, остатки формовочной смеси и другие неметаллические слои;
- не более чем на 5% поверхности имеются пятна и полосы плотно сцепленной прокатной окалины и литейная корка, видимые невооруженным глазом. На любом из участков поверхности изделия окалиной занято не более 10% площади пластины 25×25мм;
- с поверхности удалены ржавчина и отслаивающаяся окалина.
Этим степеням подготовки поверхности в основном соответствуют степени Sa3, Sa 2 1/2, Sa 2, Sa l, устанавливаемые международным стандартом ISO «Подготовка стальной основы перед нанесением красок и подобных покрытий. Визуальная оценка чистоты поверхности. Степени коррозии и степени подготовки непокрытой стальной основы после полного удаления прежних покрытий»
При определении точной степени удаления ржавчины и очистки стальной поверхности перед покраской использует Международный стандарт ISO 8501-01-1988 и ISO 8504-1992. ISO 8501-01 употребляется по окалине. Это означает следующие уровни заражения ржавчиной:
- А — стальная поверхность в большой степени покрытая окалиной, но в незначительной степени или совсем не затронута ржавчиной.
- Б — стальная поверхность, которая начала ржаветь и с которой окалина начала осыпаться.
- С — стальная поверхность, с которой окалина отвалилась и откуда она может быть удалена, но с лёгким видимым питтингом (точечная коррозия).
- Д — стальная поверхность, с которой окалина отвалилась, но с лёгким питтингом, видимым невооружённым глазом.
Степени предварительной подготовки поверхности Стандарт ISO определяет семь степеней подготовки поверхности. В спецификациях часто употребляются следующие стандарты: Подготовка поверхности вручную и с помощью электроинструментов: скобление, зачистка проволочными щётками, механическими щётками и шлифовка — обозначается буквами «St».
- ISO-St1. Обработка вручную и электроинструментами
Прежде, чем начать очистку вручную или электроинструментами, толстые слои ржавчины должны быть удалены способом обрубки. Видимые загрязнения от масла, жира и грязи тоже должны быть удалены. После очистки вручную и электроинструментами, поверхность должна быть очищена от отслаивающейся краски и пыли.
- ISO-St2. Тщательная очистка вручную и электроинструментами
При поверхностном рассмотрении невооружённым взглядом, подложка должна выглядеть очищенной от видимых следов масла, жира и грязи и от плохо прилегающей окалины, ржавчины, краски и посторонних веществ.
- ISO-St3. Очень тщательная очистка вручную и электроинструментами
То же самое, что и для St2, но подложка должна быть очищена намного более тщательно, до появления металлического блеска.
- ISO-Sa. Пескоструйная очистка
Подготовка поверхности способом пескоструйной обработки обозначается буквами «Sa». Прежде, чем приступить к пескоструйной очистке, толстые слои ржавчины должны быть удалены методом обрубки. Видимые масляные, жировые загрязнения и грязь тоже должны быть устранены. После пескоструйной обработки подложка должна быть очищена от пыли и мусора.
- ISO-Sa1. Лёгкая пескоструйная очистка
При проверке невооружённым взглядом поверхность должна выглядеть зачищенной от видимых масляных, жировых пятен и грязи и от окалины с плохим прилеганием, ржавчины, краски и других посторонних веществ.
- ISO-Sa2. Тщательная пескоструйная очистка
При проверке невооружённым взглядом поверхность должна выглядеть зачищенной от видимых масляных, жировых пятен и грязи и от большей части окалины, ржавчины, краски и других посторонних веществ. Каждое остаточное загрязнение должно иметь плотное прилегание.
- ISO-Sa2,5. Очень тщательная пескоструйная очистка
При проверке невооружённым взглядом поверхность должна выглядеть зачищенной от видимых масляных, жировых пятен и грязи и от большей части окалины, ржавчины, краски и других посторонних веществ. Все остаточные следы заражения должны проявляться только в форме едва заметных пятен и полос.
- ISO-Sa3. Пескоструйная очистка до визуально чистой стали
При проверке невооружённым взглядом поверхность должна выглядеть зачищенной от видимых масляных, жировых пятен и грязи и от большей части окалины, ржавчины, краски и других посторонних веществ. Поверхность должна иметь однородный металлический блеск.
Подготовка поверхности
1. Подготовка поверхности металла (стали) перед окрашиванием (новый металл)
ГОСТ 9.402-80 ПОКРЫТИЯ ЛАКОКРАСОЧНЫЕ. «Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием»., п.1.7 табл.3, стр. 56 приложение 1 предписывает степень очистки металлов I и II групп от окалины и продуктов коррозии 2(02), что соответствует степени очистки Sa2 по ИСО8501-1:1988. К I и II группам относятся изделия и листовой металл из углеродистой, низколегированной и легированной стали, подлежащие фосфатированию и окрашиванию, а также металл толщиной не менее 4мм.
Для указанной выше степени очистки поверхности применяют: очистку ручным и механическим инструментом (стальными щетками), струйно-абразивную и гидравлическую очистку, однако следует иметь ввиду, что очистка стальными щетками трудоемка и не обеспечивает необходимой чистоты поверхности металла.
После очистки обязательна операция обеспыливания и обезжиривания.
Обеспыливание проводят путем обдува поверхностей сжатым воздухом или очистки мягкой широкой кистью. Возможна очистка сильной струей воды с последующим тщательным просушиванием поверхности.
Для обезжиривания чаще всего используют уайт-спирит, а также водные моющие растворы. При обезжиривании металла уайт-спиритом необходимо следить за массовой долей зажиривающих веществ в нем, т.к. растворяющая способность уайт-спирита резко падает при содержании в нем масла в количестве более 5г\л. Чистоту поверхности металла проверяют протиранием ее чистой белой салфеткой, марлей или мягкой белой бумагой.
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ОБЕЗЖИРИВАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ: БЕНЗИН, ТОЛУОЛ, ДИХЛОРЭТАН, ЧЕТЫРЕХХЛОРИСТЫЙ УГЛЕРОД, СОЛЬВЕНТ, ЧТО ОБУСЛОВЛЕНО ИХ ВЫСОКОЙ ТОКСИЧНОСТЬЮ!
На очищенной поверхности металла при осмотре невооруженным глазом не должно быть окалины, ржавчины, пригара, остатков формовочных смесей и других неметаллических слоев. Поверхность металла должна быть серой, допускаются блестящие и матовые участки.
При необходимости очищенная от рыхлой ржавчины и посторонних наслоений металлическая поверхность может быть обработана модификаторами ржавчины, в том числе Кислотным модификатором ржавчины №3 (протравленный цинковым порошком раствор ортофосфорной кислоты в дистиллированной воде) или другим. Модификаторы ржавчины наносят на металлическую поверхность кистью методом двойной растушевки (вертикальные мазки перекрывают горизонтальными), краскораспылением или окунанием. При температуре воздуха 15-20°С и влажности 75-80% время выдержки после обработки поверхности модификаторами ржавчины должно составить не менее 10 часов. По истечении этого времени можно приступать к грунтованию металла, смывать остатки модификатора ржавчины не нужно.
Подготовленный к окрашиванию металл в помещении цехов должен быть окрашен (загрунтован) не позднее 24 часов, на открытых площадках не позднее 4 часов после проведения очистки и обработки модификаторами ржавчины, т.к. очищенный и обезжиренный металл легко реагирует с кислородом и влагой воздуха и покрывается слоем гидроксида (ржавчины).
Более высокая степень очистки 1(01) по ГОСТ 9.402-80 и Sa2 ½ по ИСО 8501-1:1988 предписана для подготовки металла в автомобилестроении.
Наилучшим методом подготовки металла является пескоструйная обработка.
Пескоструйная очистка поверхностей имеет следующие основные применения:
1. Пескоструйная обработка металла, очистка металлических поверхностей от окалины, старой краски, ржавчины и других загрязнений. Пескоструйная очистка металла определяется по степеням Sa3, Sa 2 1/2, Sa 2, Sa l ISO 8501-1:2007: «Подготовка стальной основы перед нанесением красок и подобных покрытий», ГОСТ 9.402-2004 также определяет 4 степени очистки:
· При осмотре с 6-кратным увеличением окалина и ржавчина не обнаруживаются;
· При осмотре невооруженным глазом не обнаруживаются прокатная окалина, ржавчина, пригар, остатки формовочной смеси и другие неметаллические слои;
· Не более чем на 5% поверхности имеются пятна и полосы плотно сцепленной прокатной окалины и литейной корки, видимые невооруженным глазом. На любом из участков поверхности изделия окалиной занято не более 10% площади пластины 25×25мм;
· С поверхности удалены ржавчина и отслаивающаяся окалина.
2. Пескоструйка металла от ржавчины перед покраской и газотермическим напылением, очистка до белого металла.
3. Пескоструйная очистка фасадов от остатков штукатурки, очистка кирпичных фасадов от высолов, санация бетонных поверхностей, чистка поверхностей от солевых отложений, удаление краски со стен, плесени и граффити.
4. Пескоструйная очистка деревянных поверхностей от старой краски, плесени, восстановление структуры дерева, искусственное состаривание дерева, очистка копоти и сажи.
5. Пескоструйная чистка гранитного и мраморного камня, очистка брусчатки от краски и атмосферных отложений.
6. Декоративное матирование стекла.
7. Создание декоративной » шероховатости» поверхности.
Технология пескоструйной очистки заключается в ускорении абразивных частиц из пескоструйного аппарата при помощи энергии сжатого воздуха.
Как качественно подготовить поверхность изготовленных строительных металлоконструкций конструкций к нанесению покрытия?
Один из самых популярных способов — пескоструйный метод подготовки. Пескоструйная обработка металлических конструкций, является необходимой частью качественной подготовки поверхностей к нанесению финишной краски и защитных антикоррозионных покрытий. Необходимость нанесения лакокрасочных и других защитных антикоррозийных покрытий (холодное цинкование, горячее цинкование) вызвана нашими атмосферными условиями, и прежде всего частыми осадками в виде дождя и снега и при эксплуатации в агрессивной среде производственных зданий из металлокаркаса. На поверхности металла накапливаются продукты коррозии, в процессе изготовления металлоконструкций — окалина и просто грязь. Чтобы удалить все это, нет ничего надежнее и проще, заказать пескоструйную обработку поверхности перед окрашиванием.
В разделе КМ указывается степень очистки перед покрытием металлоконструкций транспортной грунтовкой, лакокрасочными покрытиями или другими антикоррозийными покрытиями.
Применение пескоструйного метода значительно продлевает срок службы покрытия.
Пескоструйная обработка идеально подходит для очистки трубопроводов, гидросооружений, различных ёмкостей, металлоизделий и промышленных металлических конструкций.Кроме того, пескоструйная очистка позволяет обезжиривать металлические поверхности перед покраской, например, кузова автомобиля.
Технологии подготовки к окрашиванию металла, описаные в этой статье, применяются повсеместно, всеми специализированными компаниями по покраске металла.
Обработка металлической поверхности — перед покраской
Обработка металлической поверхности перед покраской
Обработка металлической поверхности защищаются от коррозии. На этапе производства в процессе горячей прокатки металл покрывается тонким слоем оксида, который затем соединяется с металлом. Если металлический элемент находится под открытым небом, оксидная пленка постепенно выветривается и металлическая поверхность окисляется. Оксидная пленка становится рыжей или желтой и со временем отслаивается, и лакокрасочное покрытие не поможет приостановить этот процесс. Чаще всего оксиды отслаиваются вместе с краской. Чтобы этого не произошло, необходимо перед окрашиванием удалить слой оксидов, чтобы краска легла непосредственно на металл.
Металлическую поверхность можно очистить посредством струйной обработки.
Выделяют 7 уровней чистоты металла, что зависит от степени проникновения коррозии, размера и формы абразивного материала, времени и скорости обработки. Также стоит обращать внимание на профиль поверхности. Профиль может быть гладким, средним и грубым. Разделяются профили по типу обработки — с помощью пескоструйной машины или посредством обработки грубыми частицами.
Перед тем как выбрать защитное покрытие для металла, оценивается множество факторов. Сначала выбирается способ подготовки поверхности, учитываются условия окружающей среды и место, где будут нанесены лакокрасочные материалы.
Если металлическая поверхность ранее окрашивалась, сначала приводятся в порядок все участки с дефектами. Повторное окрашивание обычно выполняют с использованием качественных материалов, чтобы работу не пришлось проделывать несколько раз. Однако в некоторых случаях поверхность окрашивается повторно вне зависимости от состояния краски.
Если металл в процессе эксплуатации подвергается механическому воздействию, необходимо более тщательно подготовить поверхность к окрашиванию или регулярно перекрашивать ее. При этом первостепенное значение имеет грунтовка, поскольку она представляет собой основу для нанесения краски. Грунтовка должна быть совместима с технологией подготовки поверхности и самой металлической поверхностью.
В строительстве не используются цветные металлы, поскольку они не имеют требуемой прочности. Но если использование стали невозможно, в ход идет цветной металл. Цинк, алюминий и магний не ржавеют, но могут подвергаться коррозии в обычной или морской воде, а также в промышленной среде. В обычных условиях эксплуатации продукты коррозии могут выступать в качестве защитного слоя, но одновременно с этим коррозия снижает адгезионные характеристики нанесенного на поверхность покрытия. В загрязненной окружающей среде цветные металлы не используются, поскольку весьма подвержены негативному химическому воздействию.
Строительная сталь оцинковывается посредством погружения изделия в расплавленный цинк. Сначала удаляется оксидная пленка (путем погружения стали в кислотный раствор), затем металл погружается в цинк.Цинковое покрытие не обеспечивает достаточной адгезии слоя краски. Если обработать оцинкованную сталь грунтовкой на базе алкидной смолы, на открытом воздухе она будет взаимодействовать с цинком и это приведет к потере адгезии и отслаиванию краски. Хроматная обработка также может привести к отслаиванию краски.Чтобы увеличить адгезию, металл обрабатывается специальными едкими кислотными растворами или грунтом, содержащим кислоту. Едкая грунтовка наносится непосредственно на поверхность, при этом необходимо учитывать ее чувствительность к влажности.
Облицовку нередко изготавливают из листового алюминия. Листы могут быть разного цвета, что достигается в процессе их производства в заводских условиях. Алюминий долговечен и подходит для наружного применения. Для повышения адгезии алюминиевых листов их предварительно обрабатывают определенным образом. Но если заводская обработка не была произведена, листы подвергают механической абразивной обработке.
Алюминиевое литье имеет шершавую поверхность и, кроме грунтовки, не требует специальной подготовки.
Медь, бронза и свинец устойчивы к коррозии и не требуют защитного покрытия. Окрашивание может производиться в декоративных целях. Перед нанесением краски металл подвергают струйной обработке с использованием неметаллического абразива или шлифуют мелкозернистой бумагой и обезжиривают. Грунтовки и подслои использовать не рекомендуется, поскольку данные металлы и без дополнительной защиты оказывают сопротивление коррозийному воздействию. На их поверхность наносятся лакокрасочные материалы в два слоя, и чтобы обеспечить лучшие условия для сцепления материала с основанием, первый слой краски разбавляют на 10%.
Фосфатирование металла перед покраской: особенности процесса
Подготовка металлических конструкций под покраску – важнейшая процедура, от качества выполнения которой зависит долговечность будущего покрытия. Поверхность необходимо не только очистить от грязи, но и на завершающем этапе обезжирить металл перед покраской.
Этапы выполнения работ
Подготовка металла – не такая уж и простой процесс, как может показаться на первый взгляд. Работа разделяется на несколько этапов, важнейшими из которых являются:
- удаление ржавчины и старой краски с поверхности;
- выполнение фосфатирования и обезжиривания.
Подготовка к покраске изделий из металла может выполняться по различным технологиям, но в первую очередь с них следует удалить ржавчину и остатки предыдущего окрасочного слоя.
Снятие краски и ржавчины
Очистка металла от коррозии и старого слоя краски может осуществляться тремя способами:
- химическим;
- механическим;
- термическим.
Механический способ
Такой метод, считающийся наиболее эффективным, подразумевает удаление ржавчины и краски вручную либо при помощи механизированного инструмента. Обработка может выполняться:
- проволочными щетками;
- шлифовальными дисками;
- посредством пескоструйного агрегата;
- гидроабразивным способом (выполняется только на промышленных предприятиях).
Химическая обработка
Обработка химическим способом основана на воздействии на ржавчину химических веществ, распыляющихся на поверхность либо наносящихся кистью.
Удаляющие ржавчину составы делятся на два типа:
- смываемые;
- несмываемые.
Недостатком смываемых средств является вероятность появления на металле новых очагов коррозии, потому после обработки поверхность должна быть немедленно просушена и обработана антикоррозийными составами.
При обработке ржавчины несмываемыми составами в результате химической реакции на поверхности металла образуется своеобразный слой грунтовки, который нельзя смывать водой.
Обработку металлоконструкций чаще всего выполняют:
- раствором серной либо соляной кислоты (5%-й) с добавлением ингибитора коррозии;
- ортофосфорной кислотой (15-30%-я эссенция), преобразующей ржавчину в защитное покрытие;
- смесью 50 гр. оксипропионовой кислоты на 100 мл вазелинового масла, под воздействием которой ржавчина превращается в соль и легко счищается с поверхности тряпкой.
Термический способ
Удаление краски с металлических поверхностей термическим методом подразумевает использование паяльной лампы. Металл подвергается нагреванию до постепенного отслаивания лакокрасочного покрытия, легко удаляющегося шпателем либо металлической щеткой.
Главное достоинство такого способа – значительная экономия времени, а основной недостаток – пожароопасность и некоторые ограничения по типам поверхностей. Обрабатывать листовой и оцинкованный материал, чугун таким методом нельзя – поверхность при этом деформируется, нарушается целостность конструкций.
Обезжиривание металла
Обезжиривание конструкций выполняется для обеспечения хорошего слипания металла с лакокрасочным составом и грунтовкой.
Для обезжиривания металла перед покраской в принципе можно применять любые составы, удаляющие органические вещества и жиры. Но все же, лучше использовать комплексные соединения, преобразующие ржавчину в полезный слой и предотвращающие ее появление в будущем:
- уайтспирит;
- номерные нитрорастворители;
- обезжириватель на сложных спиртах;
- керосин.
В качестве средства для обезжиривания не рекомендуется использовать бензин, так как в результате воздействия его на поверхность появляется невидимая глазу масляная пленка, ухудшающая адгезию с краской.
Обезжиривание необходимо выполнять в хорошо вентилируемых помещениях с постоянной циркуляцией воздуха, так как пары большинства использующихся химических веществ очень токсичны. Во избежание отравления рекомендуется надеть респиратор, работать в резиновых перчатках и защитных очках – при попадании в глаза любого растворителя не избежать химического ожога слизистой.
Фосфатирование металлических поверхностей
Фосфатирование – это процесс покрытия поверхностей черных либо цветных металлов тонкой пленкой, защищающей ее от образования ржавчины и улучшающей адгезию с окрасочным составом.
Применение такой технологии позволяет значительно улучшить устойчивость к износу контактирующих деталей в узлах трения. Метод может быть реализован практически для всех сплавов, кроме высоколегированной стали – на ней появляется фосфатная пленка недостаточно высокого качества.
Для чего выполняется фосфатирование?
Фосфатирование металла перед покраской выполняется в целях обеспечения поверхности надежной защитой от коррозионных процессов в местах, очищенных от старой краски и ржавчины механическим способом. Перед нанесением защитного слоя металлические конструкции или изделия необходимо тщательно очистить от пыли и грязи, а также обезжирить.
Такой способ защиты конструкций из металла допускает их эксплуатацию в условиях:
- воздействия автомобильных масел и топлива;
- в электроустановках до 1 кВ;
- высокой влажности;
- в средах с органическими растворителями;
- нахождения под лакокрасочным покрытием.
Образующаяся пленка способна надежно защитить металл в указанных выше условиях, но быстро разрушается в агрессивных кислотной и щелочной средах. Потому перед выполнением фосфатирования нужно определить состав среды, в которой будет эксплуатироваться металлическое изделие.
Способы фосфатирования
Образование фосфатной защитной пленки на поверхности металла получается несколькими способами, возможность и целесообразность реализации которых зависит от размеров конструкции и области ее применения.
Чаще всего используются такие методы:
- обработка поверхности препаратом «Мажеф», допускающаяся даже для низкоуглеродистой стали, в результате образуется качественная грунтовка с антикоррозийными свойствами;
- использование фосфорной кислоты или «холодное фосфатирование», при котором толщина защиты составляет не более 5 мкм;
- применение монофосфата цинка, использующегося преимущественно в машиностроительной и электроэнергетической отраслях;
- обработка фосфатирующей пастой.
Для подготовки металла под покраску необходимо выполнять ряд обязательных процедур, без которых невозможно качественное окрашивание и, соответственно, продолжительная эксплуатация металлических конструкций.
Вам также может быть интересно узнать, какая краска для забора металлического подходит лучше всего в вашем случае. Об этом читайте в статье о покраске металлических ограждений.
Чем обработать ржавчину перед покраской
Возникновение ржавчины на металлических поверхностях – плохой знак. И дело здесь не только в непривлекательном виде. Любая коррозия со временем приводит к частичному или полному разрушению изделий из металла, если своевременно не предпринять эффективные меры по устранению данного дефекта. Рассмотрим, чем лучше обработать ржавчину и как предотвратить ее появление в дальнейшем, перед нанесением краски.
![Обработка ржавчины перед покраской](/800/600/https/kraska.guru/wp-content/uploads/2016/09/obrabotka-rjavchiny-150x150.jpg)
![Обработка ржавчины перед покраской](/800/600/https/kraska.guru/wp-content/uploads/2016/09/obrabotka-rjavchiny-150x150.jpg)
Основные виды коррозии
Чтобы определить, какие способы стоит использовать в целях обработки ржавчины, в первую очередь, нужно разобраться с тем, какие существуют виды коррозии и каким образом они проявляются.
Классифицируется ржавчина по нескольким параметрам, касающимся степени поражения:
- Неглубокие коррозийные пятна, которые распространяются по ширине металлической поверхности, а не в глубину.
- Мелкие точки, глубоко проникающие в металлическое изделие.
- Сквозное коррозийное поражение металла.
- Коррозия подпленочного типа, при которой ржавчина возникает непосредственно под покрытием – на таких участках слои краски обычно вспучиваются. На такие явления нужно обязательно обращать внимание, чтобы предотвратить разрушение металлического изделия.
![Виды коррозии Виды коррозии металлов](/800/600/https/kraska.guru/wp-content/uploads/2016/09/Korroziya-600x450.jpg)
![Виды коррозии Виды коррозии металлов](/800/600/https/kraska.guru/wp-content/uploads/2016/09/Korroziya-600x450.jpg)
Методы обработки
Приступая к покраске металлических изделий, имеющих признаки коррозии, обязательно нужно правильно обработать ржавчину. Для этих целей существует три различных способа:
- механический;
- химический;
- термический.
В тех случаях, когда необходимо осуществить обработку ржавчины в промышленных масштабах, зачастую используются специальные преобразователи либо аппараты, предназначенные для дробеструйной или пескоструйной обработки. Рассмотрим, какие свойства имеет каждый из видов.
к содержанию ↑Механический метод
Лидирует в рейтинге эффективности и надежности механический способ очистки металлических изделий от ржавчины. Выполняться он может с применением как ручных, так и механизированных инструментов.
Перед покраской металлических изделий можно осуществить снятие проявлений коррозии при помощи такого оснащения, как:
- пескоструйная установка;
- шлифовальные круги;
- проволочные щетки;
- водопескоструйный аппарат.
Во время проведения пескоструйной обработки поврежденная поверхность металлического изделия подвергается воздействию струи песка, которая подается под высоким давлением. Водопескоструйная (или, другими словами, гидроабразивная) обработка проводится практически таким же образом, за исключением того, что в данном случае песок либо другой абразивный материал смешивается с водой.
Гидроабразивное удаление коррозии – это метод, подходящий исключительно для применения в промышленных условиях. Осуществляться он может под различными степенями давления: низкой, высокой и сверхвысокой.
Если нужно выполнить зачистку небольших металлических участков перед нанесением краски, достаточно воспользоваться простыми проволочными щетками. Также при помощи этих ручных инструментов выполняется первичная обработка металла. Правда, данный вариант не лишен определенных недостатков: во время работы образуется большое количество пыли, а полученный результат далек от идеального, даже если вы все делаете правильно.
Специальные шлифовальные круги дают лучший результат по сравнению со щетками. Их обычно применяют в тех случаях, когда требуется эффективно обработать металлические поверхности небольшого или среднего размера. Для наилучшего эффекта перед нанесением краски следует применять абразивные круги высокого качества. Различаются данные изделия между собой по форме, а также по типу абразива.
Основными типами абразивных кругов являются:
- с прямым профилем;
- с кольцевым профилем;
- конические;
- чашечные.
К самым прочным и качественным абразивным материалам, используемым при изготовлении шлифовальных кругов, относятся алмаз, электрокорунд, карбид кремния, эльбор, бакелит, вулканит, а также некоторые другие. Выбирая подходящие абразивные круги для снятия ржавчины перед покраской металла, важно обращать внимание на несколько параметров:
- Твердость круга должна превышать твердость обрабатываемой поверхности.
- Зерна для удаления ржавчины должны быть в меру крупными.
- Диаметр круга следует выбирать в соответствии с площадью обрабатываемой металлической поверхности.
Подходят данные изделия и для эффективного снятия с металла остатков застаревшей краски и других лакокрасочных материалов.
к содержанию ↑Химический способ
Говоря о химическом способе обработки ржавчины, следует отметить специальные преобразователи, которые очень широко применяются в настоящее время.
Преобразователи ржавчины могут различаться между собой по форме выпуска и способу нанесения на поверхность металла, однако все они приводят к аналогичному результату. Их часто применяют перед покраской металлических поверхностей.
Современная промышленность предлагает преобразователь ржавчины в трех основных вариантах:
- жидкость;
- гелеобразное средство;
- аэрозоль.
Принцип действия преобразователя таков: ортофосфорная кислота, представляющая собой основной действующий компонент средства, начинает активно контактировать с окисленной металлической поверхностью, в результате чего образуется микроскопическая пленка, абсолютно непроницаемая для кислорода. Следовательно, без возможности доступа к окислителю происходит остановка химической реакции, и металлическое изделие дальше не разрушается.
При использовании преобразователя необходимо соблюдать меры безопасности и четко следовать прилагаемой инструкции.
Качественный и эффективный преобразователь можно изготовить и самостоятельно. Для этих целей рекомендуется использовать воду, а также лимонную и щавелевую кислоты, смешанные между собой в равных пропорциях. Еще одним важным ингредиентом такого преобразователя является сода – 1 ч.л. на 1 литр воды. Для обработки нужно смочить мягкую тряпочку в полученном растворе и интенсивно протереть ею пораженную металлическую область.
Термический метод
Помимо специальных преобразователей и абразивных кругов, в целях удаления признаков коррозии перед нанесением краски на металлические объекты довольно часто применяется термический способ. Заключается он в применении специальной кислородно-ацетиленовой горелки, при помощи которой интенсивно обрабатывается вся пораженная поверхность металла, подготовленная для зачистки. В результате такой процедуры прокатная окалина и старые слои краски удаляются почти полностью.
В целях профилактики рекомендуется регулярно осматривать изделия из металла, а для ухода применять качественные средства с антикоррозийными свойствами.
Выбирайте наиболее подходящий метод удаления ржавчины в зависимости от площади и характера повреждений. Для наилучшего результата приобретайте только самые надежные материалы и средства для этих целей.
Подготовка металла к окрашиванию — удаление следов коррозии и засорений
Содержание статьи
Мы привыкли считать металл самым прочным и крепким материалом, но, увы, даже он имеет слабое место, и имя ему – коррозия. Самый простой способ защититься от нее – это покрыть металл лакокрасочным слоем. А что, если ржавчина уже нанесла удар по металлу? Тогда перед покраской придется уделить внимание должной подготовке металла к окрашиванию и удалению с его поверхности следов коррозии.
Технология состоит из двух стадий – подготовка и нанесение лакокрасочного материала. Качество проведения данных работ напрямую влияет на последующий эксплуатационный срок. Именно поэтому очистка металла от коррозии и грязи является значимым пунктом для сохранения долговечности металлоконструкции. Рассмотрим наиболее действенные способы снятия ржавчины с металла перед покраской.
![](/800/600/https/remstroiblog.ru/wp-content/uploads/2018/09/29-14.jpg)
Как проявляет себя коррозия?
Ученые выяснили, что около 10% металлопродукций в день «умирает» от коррозии. С этой цифрой можно поспорить, но если вы посмотрите вокруг, то без труда сможете обнаружить пятна ржавчины на смесителе, заборе, оконной решетке, автомобиле и прочих предметах. Если не предпринять никаких действий, то коррозия быстро разрушит металл. И если ржавый смеситель поменять не проблема, то коррозия на промышленном оборудовании и ответственных конструкциях может привести к непоправимым результатам.
Больше всего от ржавчины страдают поверхности, которые часто контактируют с жидкостью или находятся под воздействием высоких температур. Иногда ржавчина развивается даже под лакокрасочным покрытием в результате его невидимого человеку повреждению, но, как правило, очаги коррозии хорошо видны и представляют собой отдельные точки и пятна бурого цвета. Специфическую окраску дают оксиды железа. Специалисты выделяют такие степени поражения металла ржавчиной:
- коррозионные пятна – для них характерна небольшая глубина, а развитие начинается в ширину;
- точечная коррозия – мелкие точки, проникающие глубоко внутрь. Если не помешать их развитию, в материале проявятся сквозные дыры;
- сквозная – полное поражение, разрушающее структуру детали;
- подпленочная – очаг распространения ржавчины находится под слоем краски, которая со временем начинает вспучиваться. Бывает, что такая коррозия вообще никак себя не проявляет, пока металл окончательно не разрушится. Такие повреждения несут наибольшую опасность, ведь это невидимый враг.
Как же защитить металл от коррозии? Просто надо качественно наносить краску, лак или другое защитное покрытие, периодически обновлять его. Многие совершают ошибку, нанося краску поверх очага коррозии и надеясь, что пораженный участок не разрастется. Адгезия краски к рыхлой ржавой поверхности низкая, так что краска в ближайшее время растрескивается и сделает металлическую конструкцию уязвимой. Именно поэтому перед покраской стоит удалить все следы коррозии, а вместе с ними – все типы грызи и старые слои краски. Старое покрытие не может быть качественной основой для нового, потому от него следует незамедлительно избавиться.
Как можно снять коррозию с металла?
Человечество придумало множество способов, чтобы снять следы ржавчины с металлической поверхности. К профессиональным методам относят:
- механический;
- химический;
- термический.
Кроме того, существует ряд домашних методов, базирующихся на химических реакциях и механическом удалении повреждения.
Средство выбирают на основе того, какого масштаба достигла коррозия и какие повреждения она нанесла. Если ржавчина только-только «напала» на изделие, то, возможно, получится справиться своими силами, с применением подручных средств. При больших масштабах и для получения более эффективного результата лучше прибегнуть к использованию профессиональных средств и не пытаться сражаться с ржавчиной в домашних условиях, чтобы избежать рисков разложения.
![](/800/600/https/remstroiblog.ru/wp-content/uploads/2018/09/31-13.jpg)
Механическая чистка
Механический способ считается трудоемким, но дает прекрасные результаты. Очистка происходит ручным или механизированным инструментом. В ход идет наждачная бумага, щетки с проволокой, шлифовальные машинки, а также абразивные составы на основе песка, или песка с водой. В итоге удается добиться шероховатой поверхности, которая отличается высокой адгезией к краске.
Для механической очистки используются следующие средства:
- проволочные щетки. Это специальные инструменты с довольно жестким основанием. С помощью человеческой силы, под давлением они влияют на стальной продукт, как бы соскабливая с него следы разложения. В основном, к нему прибегают для устранения мелких очагов коррозии, а также для зачистки сварных швов при первичной отделке. Способ не позволяет добиться высокого качества очищения, поскольку щетки вовсе не снимают окалину. К тому же, в процессе образуется большое количество пыли;
- шлифовальные диски. Это куда более эффективный способ, который позволяет снять весь ржавый налет. Метод подходит при наличии небольших дефектов, используется во время восстановительных работ. Если есть рыхлые слои, то их лучше убрать вручную, и только потом браться за шлифовальные диски. Приличных результатов получится добиться, если использовать высококачественные круги для шлифовки. Правда, этот способ отличается и некоторыми недостатками. Потребуются недешевые расходники и определенные навыки работы с инструментом;
- в пескоструйной установке проводится обработка поврежденной поверхности песком или другим абразивом, который под большим напором воздуха поступает через трубку наружу, воздействует на поверхность, полностью очищая ее отслоя ржавчины и грязи, даже в самых труднодоступных местах. Преимущество состоит в том, что для пескоструя берутся как речные, так и строительные песчаные микрочастицы (размер и форма частиц в зависимости от технологии и установки могут отличаться), более того – они могут легко использоваться повторно. Правда, при вторичном использовании того же песка эффективность обработки снижается, а количество пыли повышается.
- гидроабразивное зачищение (водопескоструй) использует похожий принцип, но очистка в данном случае происходит под мощной струей воды и песка. Обработка может происходить при разном давлении. Сверхвысокое давление (более 1700 атм) используется, когда надо полностью удалить все следы сильно въевшейся ржавчины. При высоком давлении (700-1700 атм) хорошо удаляется бОльшая часть ржавчины и краски, могут оставаться незначительные следы, которые при более длительной обработке также уходят. Очистка при давлении 350-700 атм позволяет избавиться от старого слоя краски, загрязнений и части ржавчины, но магнетиты все равно останутся на поверхности. Обработку при давлении до 350 атм используют, в основном, для предварительной очистки поверхности, удалении грязи, шелушащейся краски. Очистка при давлении 6-8 атм позволяет наиболее экономично расходовать абразив, снижает уровень образования пыли, но после очистки может возникнуть вторичная ржавчина. Гидроабразивная очистка считается сложной, подобную установку нелегко соорудить, а работать с ней должны только профессиональные, опытные специалисты.
После механической обработке на поверхность металла наносится преобразователь ржавчины. Когда он высыхает, оценивают результат. Если ржавчина все еще есть, то проводят повторную обработку. Все работы выполняют в средствах индивидуальной защиты: спецодежда, очки, респиратор.
![](/800/600/https/remstroiblog.ru/wp-content/uploads/2018/09/32-11.jpg)
Химическая зачистка
Травление растворами – один из наилучших вариантов, поскольку ржавчина расщепляется под воздействием химически активных веществ. Составы наносятся при помощи кисточек или же путем распыления. Их условно можно поделить на две категории:
- смываемые вещества работают эффективно, их необходимо смывать водой после реакции, а при воздействии на поверхность воды появятся новые очаги ржавчины. Поэтому после промывания средством элемент необходимо хорошенько просушить и покрыть антикоррозийным слоем;
- несмываемые, так называемые грунт-преобразователи. Продукт реакции средства и ржавчины сложно назвать полноценным грунтом, однако его не надо смывать водой, а это большой плюс.
Химический способ позволяет снять не только ржавчину, но и загрязнения разного рода. Для этого используются различные смывки и растворители:
- хорошим средством снятия ржавого налета является 5% водный раствор серной или соляной кислоты. Но к ним в обязательном порядке добавляется ингибитор, способный замедлить реакцию. Важно понимать, что категорически не рекомендуется использовать кислоты без него, поскольку это может повредить не только сталь, но и негативно повлиять на человеческий организм. К соляной кислоте добавляют уротропин, к ортофосфорной – винную кислоту или бутиловый спирт;
- сильно пораженные поверхности обрабатываются смесью молочной кислоты и вазелинового масла. Под влиянием кислоты ржавчина превращается в лактат железа, который как соль легко растворяется вазелиновым маслом. По окончании работ деталь протирается ветошью.
Еще более эффективной очистки можно добиться при помощи электрохимического способа, но для его реализации потребуется сложное промышленное оборудование и специальные условия.
![](/800/600/https/remstroiblog.ru/wp-content/uploads/2018/09/33-10.jpg)
Термическая обработка
Данный метод предполагает воздействие на ржавые образования экстремальных температур. Для этого используется кислородно-ацетиленовая горелка, которая сильным пламенем устраняет практически всю прокатную окалину, но не всю ржавчину. Именно поэтому сегодня способ используется очень редко.
Иногда используется очистка острым паром, который подается под давлением 100-120 атм. Вариант не подходит для снятия ржавчины, а вот с загрязнениями справляется отлично, а поверхность металла высыхает намного быстрее, чем при обработке водой, что снижает риск образования вторичной ржавчины.
![](/800/600/https/remstroiblog.ru/wp-content/uploads/2018/09/30-13.jpg)
Как убрать ржавчину в домашних условиях?
Если коррозия еще не вгрызлась в металл, а сама деталь или конструкция не выполняет никаких ответственных задач, то можно попробовать удалить ржавчину подручными средствами. Народная смекалка позволила разработать несколько интересных и действенных средств:
- белый уксус способен растворять ржавчину, для этого поврежденную деталь на несколько часов погружают в уксус, после чего рыхлую ржавчину счищают механическим способом. Если предмет большой, то уксус просто наливают на поверхность. Можно использовать алюминиевую фольгу, окунуть ее в уксус и применять вместо стольной щетки. Подойдет и обычный уксус, но время обработки увеличится до 24 часов. В некоторых рецептах белый уксус смешивают с солью (1 ст. ложка на 300 мл уксуса) и мукой, средством обрабатывают поврежденные участки, потом смывают;
- пищевую соду можно разбавить водой до консистенции жидкой сметаны, чтобы состав можно было нанести на поверхность. Очистка проводится зубной щеткой, потом поверхность ополаскивается;
- можно тщательно посыпать поврежденную поверхностью солью, потом выдавить на нее сок лайма или лимона. Постарайтесь выдавить его как можно больше. Оставьте на 2-3 часа, а после этого очистите поверхность, для этого можно использовать щетку или кожуру лайма;
- лимонную кислоту можно залить теплой водой в емкости необходимого размера и поместить туда поврежденную деталь. Появление пузырей говорит о том, что процесс пошел. Оставьте предмет на 8-10 часов, потом промойте и высушите;
- картофель содержит щавелевую кислоту, которая может воздействовать на ржавчину. Способ подходит для очень небольших очагов, например, для только что образовавшейся ржавчине на ноже. Картофель разрезают пополам, посыпают солью и чистят ею нож. Можно приложить картофель к ржавому месту на 15-20 минут. Другая вариация способа предполагает предварительное натирание картофеля хозяйственным мылом, после этого картофель прикладывают к очагу на пару часов;
- можно использовать и саму щавелевую кислоту, только не забудьте о защитной маске, перчатках и халате. Смешайте щавелевую кислоту с теплой водой из расчета 10 мл кислоты на 100 мл воды. В полученный раствор окуните пораженный ржавчиной предмет на 20 минут (заранее его не мешает помыть с моющим средством), потом почистите его с щеткой, промойте и высушите;
- рыбий жир может растворить ржавчину, если его нанести на повреждение и оставить на пару часов. Более того, это средство позволит создать защитную пленку на металле;
- можно добавить к 300 мл воды 50 г каустической соды, 50 г аммония, 250 г формалина (40%), разбавить средство в 1 л воды. В полученный раствор погрузить поврежденную деталь на 15-35 мин – срок зависит от степени поражения. Затем предмет промывают в горячей воде и вытирают насухо;
- дизельное топливо также может справиться с ржавчиной. Возьмите 1 л солярки, положите туда поржавевшие инструменты, оставьте на сутки, потом почистите их ершиком и протрите ветошью;
- есть даже способ, согласно которого ржавчину обрабатывают кетчупом, томатной пастой и даже Кока-Колой. Вопреки кажущейся нереальности этих методов, они работают;
- позволяет справиться с коррозией и средство «Альказельцер». Пару таблеток растворяют в тазу с водой, туда помещают поврежденные детали. Осталось вытереть и просушить их;
- специальные магазинные средства на основе фосфорной или щавелевой кислоты очень эффективны, но работать с ними небезопасно, так что позаботьтесь о защите кожных покровов, глаз и дыхательных путей. На упаковке средства будет указана инструкция. Стоят такие вещества недешево. К самым популярным отнесем «Золушку», «Топперр» и «Фурман»;
- после зачистки поверхности щеткой можно нанести слой автоочистителя толщиной 3-4 мм и оставить на несколько минут, потом смыть и вытереть;
- наждачная бумага, стальная щетка-мочалка, шлифовальный станок – эти приспособления механической очистки могут использоваться в домашних условиях, правда, потребуют значительных усилий;
- преобразователь ржавчины в баллончике позволит приостановить развитие процесса коррозии, может использоваться после обработки одним из перечисленных выше способов
Как оценить степень удаления краски?
Специалисты в промышленных условиях пользуются стандартами, позволяющими определить степень очистки металлической поверхности от коррозии. Для России это ГОСТ 9.402, также используется международный стандарт ISO 8501-1. В домашних условиях такая оценка не проводится, но кое-что о ней знать все же нужно.
Считается, что даже самый качественный слой покраски не способен защитить металл от коррозии, если его поверхность плохо подготовлена:
- степень подготовки St1 – поверхность без подготовки, срок эксплуатации такой детали – всего 5-10% от максимально возможной;
- при очистке щетками достигается степень подготовки St2, срок эксплуатации повышается до 10-15% от возможного;
- при очистке другими механическими инструментами (St2-3) срок эксплуатации составит 20-50% от максимума;
- при химическом травлении – 60-80%;
- при пескоструйной обработке (St 3) – 100%.
Материалы для покраски
Перед нанесением краски на очищенную поверхность ее лучше прогрунтовать, но многие современные составы позволяют обойтись без грунтовки. Для покраски металла используют такие краски:
- эпоксидная, на основе силиконовых смол с отвердителем. Высокая токсичность предполагает исключительно наружное применение;
- масляная – традиционный состав, перед пользованием которого стальную продукцию предварительно покрывают грунтом. Наличие едкого запаха обязует проведение окрашивания в хорошо вентилируемом помещении;
- алкидная – обладает хорошей устойчивостью, не требует предварительного грунтования, может наноситься в любых условиях;
- акриловая – современный тип, созданный на основе полимеров. Не отличаются токсичностью, проста в применении, нуждается в тщательной подготовке;
- резиновая – отлично защищает крыши и наружные элементы, подверженные осадкам.
Это классические лакокрасочные ресурсы, которыей встречаются повсеместно и пользуются популярностью. Однако есть и другие, более специализированные смеси:
- наносимые конкретно по ржавчине грунт-эмали, которые препятствуют ее развитию;
- антикоррозийные, не позволяющие поступление влаги и кислорода;
- кузнечные, придающие износостойкости;
- токсичные нитрокраски.
Все они способны обеспечить дополнительную защиту, а также повысить характеристики и придать надежности. Все эти действия – важная часть подготовки изделий к дальнейшей покраске и увеличения их срока эксплуатации.
Чем обработать металл от ржавчины перед покраской: жидкости и другие средства
Содержание статьи:
Поржавевший металл без предварительной чистки окрашивать нельзя. Даже дорогие лакокрасочные материалы, не требовательные к коррозии, накладывают на чистые поверхности. В этом случае не нужно тщательно убирать рыжие следы и применять преобразователи. Но чистить все равно надо. Однако если знать, чем обработать ржавчину перед покраской, затраты на процедуру будут невелики.
Где до окраски необходимо ликвидировать ржавчину
![](/800/600/https/kliningovyj-raj.ru/wp-content/uploads/2019/02/ky4GGn2I-320x195.jpg)
Ржавые поверхности красить бесполезно – покрытие начнет вздуваться и шелушиться
От коррозийного влияния страдают практически все предметы из металла: инструменты, электроприборы, предметы быта. Решением проблемы часто заняты автолюбители: ржавые пятна никак не красят кузова машин. Но и предметы быта подвержены этой «болезни»: смесители, металлические трубы, оконные решетки, дверные ручки, батареи.
Причина, по которой образуется слой ржавчины – влияние неблагоприятных внешних факторов, прежде всего, воды.
На металлической поверхности идет химическая реакция, из-за нее пропадает прежний облик вещи и ее функциональные качества. Перед окрашиванием обработка ржавчины обязательна. Иначе новое покрытие начнет вспучиваться и отшелушиваться.
Методы удаления коррозированного слоя
В индустриальных масштабах, когда удаления требует толстый слой ржавчины на габаритном изделии, зачастую используют пескоструйную либо дробеструйную шлифовку. Но в быту применение находят более простые и недорогие методики.
Химические реагенты
Для обработки металла от ржавчины применяют специальные растворяющие препараты либо смывы с содержанием высокоактивных компонентов. Очищенный металл промывают водой и быстро просушивают, если был выбран состав, относящийся к смываемым преобразователям грунта. При обработке металлических деталей с помощью кислотных препаратов в качестве добавки в очиститель используют ингибиторы, замедляющие действие химреагента.
Для соляной кислоты подходит уротропин, для ортофосфорной – бутиловый спирт.
Если металл сильно изъеден ржой, действуют так:
- Смешивают вазелиновое масло и молочную кислоту.
- Когда ржавый слой трансформируется в лактат железа, компонент на основе вазелина его растворяет.
- После очистки деталь протирают ветошью.
Химсредства распыляют на поверхность либо наносят кистью, по максимуму соблюдая необходимые требования безопасности.
Для обработки домашних предметов от последствий коррозийного воздействия применяют бытовую химию на основе фосфорной либо щавелевой кислот.
Такие жидкости, как «Золушка», «Топперр» и «Фурман», эффективны от ржавчины, но их испарения и едкость могут навредить рукам и глазам. Для защиты органов дыхания стоит надевать малярную маску – «лепесток».
Иногда используют «Доместос», но застарелую ржавчину он не очистит. Этот вариант бытовой химии больше подойдет для подготовки ванны под обновление акрилом.
Народные средства
Снятие ржавого слоя с металлической детали возможно и с помощью простых компонентов, которые есть на каждой кухне. Домашние средства для обработки металла от ржавчины перед покраской:
Препарат | Подготовка и нанесение | Время очистки |
Лимонная кислота | Пакет порошкового средства высыпают в миску и заливают кипятком. Когда появятся пузырьки, ржавую железку кладут в емкость. Можно добавить воды, чтобы предмет полностью погрузился в раствор. | 12 часов |
Пищевая сода | Смешивают порошок с водой до консистенции густой пасты. Наносят на предмет из металла, через нужный период ополаскивают и оставляют просохнуть. Чтобы удалить содовые растворы, применяют щетку для зубов. | 12 часов |
Щавелевая кислота | Промывают железный предмет любой бытовой химией, ополаскивают и сушат. Готовят смесь на основе пяти больших ложек кислоты и 250 мл воды. В нее окунают проржавевшее изделие, по истечении нужного срока протирают зубной щеткой. Затем тщательно промывают и высушивают. | 20 минут |
Лайм либо лимон с солью | Поржавевшую вещь плотно засыпают солью. Сверху выдавливают лаймовый либо лимонный сок. Получается густоватая паста. Когда реакция пройдет, шкуркой цитрусового вычищают остатки, ополаскивают водой и сушат. | 12 часов |
Картошка с хозяйственным мылом | Разрезанный пополам клубень натирают хозяйственным мылом. Это ускоряет течение химреакции. Кладут половину картофелины на ржавый предмет и ожидают требуемое время. Вместо мыла можно использовать содовый порошок или соль. | 2 часа |
Белый уксус | Чтобы снять слой ржавчины перед окраской металлоизделия, его опускают в резервуар с уксусом. Если предмет крупный, смачивают в жидкости тряпицу и обматывают детали или тщательно протирают ею. | 12 часов |
Ржавый металл обрабатывают томатным соусом, пастой и даже «Кока-Колой». Эти пищевые продукты легко справляются с проблемой. Из лекарств так же работает «Альказельцер», предварительно разведенный в воде.
Эти составы более слабые, чем специализированная бытовая химия, зато они дешевы и не слишком опасны для здоровья, при условии, что вы не будете дышать над ними. Для эффективности процедуру можно повторить два-три раза.
Инструментальные способы
![](/800/600/https/kliningovyj-raj.ru/wp-content/uploads/2019/02/2018-H01-2-320x320.jpg)
Кислородно-ацетиленовая горелка
Ликвидация ржавого слоя специнструментом приводит к тому, что поверхность становится шероховатой. Это улучшает сцепление краски с металлоизделием.
Приспособления, применяемые для борьбы со ржой, бывают механическими и ручными: «болгарка» с металлическими насадками, скребки, стальные щетки и шлифовальные круги. В гараже можно почистить металлоизделие абразивами – песчано-водной смесью или дробью с песком. Если металл только начал ржаветь, воспользуйтесь листом наждачки или бархатным напильником. Облупившиеся куски очищают ветошью или малярным скотчем.
Отличное механическое средство против ржавчины – круги для углошлифовальной машинки. Их используют тогда, когда необходимо быстро и тщательно обработать маленькие проржавевшие детали. Круги различаются по форме и виду абразивных частиц.
При выборе шлифовальных дисков, стоит присмотреться к следующим нюансам:
- Зернистость не должна быть излишне мелкой.
- Диск лучше брать твердый, чтобы этот его показатель был выше, чем у ржавой поверхности.
- Сечение изделия выбирается в зависимости с размеров изделия из металла, которое будет обрабатываться.
Такие приспособления снимут с металлической поверхности не только ржавый слой, но и древнее лакокрасочное покрытие.
Чтобы удалить коррозийный слой до покраски, используется также термический метод. Требуется специализированный инструмент – кислородно-ацетиленовая горелка. Включенным прибором проходят по поверхности ржавого изделия и вычищают коррозийные поражения. Результатом такого воздействия становится почти идеальная гладкость металла. Термообработка способна удалить застарелые ржавые пятна.
Профилактика образования ржавчины на металлах
Чтобы не наступила необходимость использования радикальной чистки труб, радиатора или кузова автомобиля, за металлоизделиями нужно ухаживать. Если проявить заботу заранее и не забывать о профилактических мерах, железные детали долго прослужат. Следует соблюдать такие правила:
- Берегите железо от влаги.
- Регулярно обрабатывайте его средством для защиты от ржавчины.
- Реставрируйте мелкие коррозийные точки, не дожидаясь, пока старая краска облупится.
После ликвидации коррозийного слоя и перед покраской нужно провести обработку металлического предмета защитным составом против ржавчины и дать ему высохнуть.
Решив провести антикоррозийные мероприятия, не забудьте об индивидуальных защитных средствах: респираторной маске, перчатках, очках. Особенно если вы работаете с едкими химическими реагентами или электроинструментом.