Содержание

Обозначения клейма на газовых баллонах

Обозначения клейма на газовых баллонах

На любой газовый боллон ставится клеймо, в не зависимости от того новый он или б/у. На клейме содержиться информация о заводе изготовителе, технические характеристики, если баллон переаттистовывался то клеймо завода или организации которое имеет право на аттестацию баллонов, а так же входящую в единый гос. реестр. рядом с датами аттестаций баллонов.

Все виды баллонов имеют данные аттестации но у каждого помиом стандартных параметров есть и индивидуальные значения такие как: масса (кг), емкость (литрах), рабочее давление (Атм), проверочное давление (Атм). Которые указаны на клейме. По ГОСТу баллон 40 литров, но на клейме будет указано точно, например 40,3

аттестация баллонов 

Переаттестацию (освидетельствование) баллон должен проходить каждые пять лет, т. е. проверку его герметичности. По этогам проверки определяется возможность дальнейшей эксплуатации баллона. План проверки включает в себя:

  • Визуальную проверку на наличие вмятин, сколов, трещин, сильной коррозии и прочей деформации.
  • Проверку баллона на возможность держать давление соответствующее его ГОСТу, путем скручивания вентеля.Внутреннее очищение баллона (требуется для некоторых газов).
  • Баллон напоняется требуемым газом – остаточное давление должно составлять не менее 0,05 Мпа (0,5 кгс/см2), для последующей заправки.
  • Штамповка клейма организации или завода производившего освидетельствование баллона. Замена вентеля производится принеобходимости если он неисправен.
  • Эксплуатировать не переаттестованный баллон — запрещено! Баллон может иметь дефект, невидимый невооруженным глазом и взорваться по давлением газа.

Компания «Нижневолжский промышленный холдинг» настоятельно рекомендует следить за клеймами баллонов, и своевременно производить аттестацию их.

аттестация баллонов

Каталог газовых баллонов

Газовые баллоны заклеймят | Статьи

Бизнес придумал, как снизить частоту взрывов газовых баллонов и обновить их у населения. Как рассказал «Известиям» замглавы Минпромторга Виктор Евтухов, ведомство получило предложения по введению маркировки газовых емкостей. Наработки уже переданы Росстандарту и Ростехнадзору. Это также должно обезопасить потребителей от подделок, считают в Минпромторге. Эксперты, впрочем, предлагают не останавливаться на этом и расширить регулирование рынка вплоть до лицензирования перезаправки.

Газовые баллоны, использующиеся в быту и на крупных производствах, получат специальную маркировку. Компании, покупающие их, обяжут ставить на емкости свое клеймо, рассказал «Известиям» заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Маркировать баллоны, которые реализуются для бытовых нужд, обяжут продавца. Это должно освободить рынок от емкостей с истекшим сроком годности.

— Хотя надзор за такими баллонами ведется, количество происходящих аварий говорит о том, что есть недосмотр в части эксплуатации. Мы получили предложение от рынка — и на наш взгляд, оно правильное — ввести идентификацию владельцев баллонов, — рассказал замминистра.

Именно старые газовые баллоны очень часто становятся причиной пожаров и взрывов в жилых домах. Ростехнадзор провел реформу: с 2015 года запрещено использовать баллоны старше 20 лет. Из-за этого с рынка теоретически должно было уйти огромное количество емкостей. Но на практике обновлению препятствует устоявшаяся система замены баллонов при перезаправке, рассказал «Известиям» директор по стратегическим проектам французской Air Liquide в России Дмитрий Кузнецов. По словам Виктора Евтухова, предложение о маркировке поступило от этой компании.

— Инвесторы столкнулись с тем, что приобретение новых баллонов с завода не окупается — при замене аппарата у потребителя им на руки всё равно возвращается старый баллон. Поэтому мы предложили норму, как в большинстве развитых стран, ввести на этом рынке институт идентифицированной собственности. Таким образом, на баллонах появится маркировка компании-собственника, благодаря ей она сможет получать пустые баллоны обратно и следить за их состоянием. Такие предложения прописаны в «дорожной карте», которую мы направили в Минпромторг, — пояснил Дмитрий Кузнецов.

Маркировка может распространиться на все виды оборудования, в том числе на бытовые газовые баллоны (пропан-бутановые), а также метановые емкости, установленные на газовых автомобилях. С введением маркировки недобросовестные компании-владельцы баллонов не смогут по своей инициативе «перебить» дату производства баллона, тем самым нарушив требования безопасности, добавил Дмитрий Кузнецов. Это поспособствует реальному обновлению баллонов у потребителей и значительному снижению аварийности и количества взрывов, считают в компании.

Поскольку емкости проходят не только через компании-покупателей, но и через заправщиков оборудования, в «дорожной карте» предусмотрены соглашения о партнерстве между владельцами баллонов и заправляющими баллоны компаниями, которым они доверяют. Проблем с нанесением клейма на баллоны возникнуть не должно, при необходимости крупные производители газов, в том числе Air Liquide, готовы взять затраты на маркировку на себя, уверяют в компании.

Минпромторг уже рекомендовал Росстандарту совместно с Ростехнадзором проработать это предложение, рассказал «Известиям» Виктор Евтухов. Представители ведомств на запрос «Известий» не ответили.

Государству стоило бы обратить внимание не только на покупателей, но и на сервисные компании, следящие за состоянием баллонов, считает исполнительный директор Союза предприятий газомоторной отрасли Мурат Кулиев. От отметил, что пунктов по переосвидетельствованию баллонов не хватает катастрофически, — на всю страну их меньше 400. Это во многом демотивирует население вовремя менять оборудование.

Отсутствие информации о принадлежности баллона часто приводило к тому, что вся ответственность за его работу ложилась на население, рассказал «Известиям» глава комитета по энергетике Госдумы Павел Завальный. По его мнению, регулирование рынка газовых баллонов нуждается в более масштабной реформе.

Что касается оборота баллонов, то техрегулирование этого рынка потеряно в принципе, считает он. По словам депутата, парламентарии предложили Минэнерго совместно с другими ведомствами рассмотреть введение единой системы сертификации газовых аппаратов, а также ввести лицензирование перезаправки баллонов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

Газовые баллоны — правила эксплуатации

Добрый день,  дорогие друзья. Сегодня я подготовил большую тему о правилах эксплуатации газовых баллонов. Начнем!

Газовые баллоны — правила эксплуатации

Газовые баллоны: окраска, надписи, маркировка

На верхней сферической части баллона должны быть отчетливо выбиты данные о баллоне:

1. Номер баллона
2. Клеймо испытательного пункта (диаметр 12 мм)
3. Товарный знак изготовителя
4. Рабочее давление (кгс/см2)
5. Фактическая масса порожнего баллона, кг
6. Клеймо ОТК завода-изготовителя (диаметр 10 мм)
7. Вместимость, л
8. Пробное гидравлическое давление, (кгс/см2)
9. Месяц и год изготовления (IV-1999) и год следующего (2004) освидетельствования
10. Месяц и год проведенного (IV-2004) и год последующего (2009) освидетельствования



На баллонах для ацетилена, кроме того, должны быть указаны:

М III-99 — дата (месяц и год) наполнения баллона пористой массой
III-01 — месяц и год проверки пористой массы
— клеймо наполнительной станции

— клеймо диаметром 12 мм, удостоверяющее проверку пористой массы

Выпускать газ из баллона разрешается только через редуктор, предназначенный для данного газа и окрашенный в соответствующий цвет!

  1. Защитный колпак
  2. Вентиль
  3. Резьба горловины
  4. Паспортные данные
  5. Пористая масса
  6. Подкладные кольца
  7. Опорный башмак

1. Защитный колпак
2. Вентиль
4. Паспортные данные
6. Подкладные кольца

 

Отбраковка баллонов

Внешние повреждения баллона, из-за которых он должен быть отбракован:
1. Неисправность вентиля
2. Износ резьбы горловины
3. Выбиты не все данные или истек срок освидетельствования
4. Сильная наружная коррозия

5. Трещины
6. Окраска и надпись не соответствуют норме
7. Вмятины
8. Выпучины
9. Раковины и риски глубиной более 10% номинальной толщины стенки
10. Косо насаженный или поврежденный башмак

Также газовые баллоны не допускаются к использованию, если:

РЕДУКТОР:МАНОМЕТР:ВЕНТИЛЬ:
 — при полностью вывернутом регулировочном винте газ проходит в рабочую камеру — повреждена резьба накидной гайки- неисправен один или оба манометра- давление в рабочей камере после прекращения подачи газа повысилось- неисправен предохранительный клапан — отсутствует пломба или клеймо с отметкой о проверке — истек срок проверки- стрелка при отключении манометра не возвращается к нулю на величину больше половины допускаемой погрешности- разбито стекло или имеются другие повреждения, которые могут отразиться на правильности показаний — отсутствует заглушка штуцер — наличие следов масла, жира, пыли- не проворачивается маховичок- наблюдается утечка газа

Запрещается расходовать газ из баллона полностью! Остаточное давление должно составлять не менее 0,05 МПа (0,5 кгс/см2)

Остаточное давление в ацетиленовых баллонах должно быть не ниже следующих значений:

Температура окружающей среды0Сниже 00-1516-2526-35
Минимальное остаточное давлениеМПа0,050,10,20,3
кгс/см20,51,02,03,0

Газовые баллоны: надписи на баллонах

Схема устройства и работы редуктора газового баллона

Нерабочее и рабочее положение редуктора

 

На левом рисунке редуктор находится в нерабочем положении. Газ (область наполнения газа окрашена в голубой цвет) в этом случае не проходит. На правом рисунке редуктор находится в рабочем положении, газ проходит черезе редуктор.

Строение редуктора:
1. Накидная гайка для присоединения редуктора к штуцеру вентиля
2. Манометр высокого давления
3. Обратная пружина
4. Манометр низкого давления (рабочий)
5. Предохранительный клапан
6. Ниппель для присоединения шланга
7. Мембрана для прорезиненной ткани
8. Нажимная пружина
9. Регулировочный винт
10. Рабочая (низкого давления) камера
11. Редукционный клапан
12. Камера высокого давления

Газовые баллоны: транспортировка и хранение

 Транспортировка газовых баллонов

Транспортировка газовых баллонов на автомобиле: Баллоны укладывают горизонтально в пределах высоты борта не более чем в 3 ряда.

Транспортировка газовых баллонов на автокаре:
Баллоны укладывают горизонтально в один ряд, вентилями в одну сторону — вправо от кабины.

Транспортировка газовых баллонов в специальном контейнере:
Баллоны перевозятся в вертикальном положении.

Допускается перевозить в контейнере совместно кислородные и ацетиленовые баллоны.

Пропановые баллоны допускается провозить в вертикальном положении без контейнеров, обязательно с прокладками между баллонами и ограждением их от падения.

Подложки для транспортировки газовых баллонов

1. Деревянный брусок с вырезанными под баллон гнездами
2. Обивка гнезд: войлок, резина или другой мягкий материал
3. Колпаки должны быть навернуты до отказа, штуцеры заглушены
4. Веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон)

ЗАПРЕЩАЕТСЯ перевозить совместно баллоны с разными газами, а также порожние вместе с наполненными!

Доставка баллонов к месту работ

Хранение баллонов

[box type=»tick» size=»large»]Колпаки и заглушки на штуцерах должны быть завернуты[/box]

[box type=»tick» size=»large»]Расстояние до отопительных приборов не менее 1 м. Расстояние до источников тепла с открытым огнем не менее 5 м[/box]

[box type=»tick» size=»large»]Баллоны должны быть защищены от солнца и осадков (максимальная температура корпуса баллона +45 градусов С)[/box]

[box type=»tick» size=»large»]В горизонтальном положении баллоны хранят на деревянных рамах или стеллажах[/box]

[box type=»tick» size=»large»]Вентили должны быть направлены в одну сторону, высота штабелей не более 1,5 м[/box]

[box type=»alert» size=»large»]Запрещается хранить кислород в одном помещении с ацетиленом или другими горючими газами[/box]

[box type=»tick» size=»large»]При вертикальном хранении баллоны устанавливают в специальные гнезда, клети, или ограждают барьером от падения[/box]

[box type=»tick» size=»large»]Наполненные и порожние баллоны хранят раздельно, обозначая места хранения соответствующими табличками[/box]

[box type=»alert» size=»large»]Запрещается хранить баллоны в подвалах и на чердаках[/box]

[box type=»alert» size=»large»]Запрещается в местах хранения баллонов размещать легковоспламеняющиеся и горючие вещества[/box]

[box type=»note» size=»large»]Не допускайте соприкосновения баллонов с электрическими проводами[/box]

Перерывы в работе и её окончание

При кратковременных перерывах в работе закрывать только вентиль горелки, не меняя положение регулировочного винта.

При любой неисправности немедленно закрыть вентиль баллона и выпустить из редуктора газ.
Прекратить отбор газа при снижении давления до остаточного.

Закрыть вентиль баллона, навернуть заглушку, колпак и сдать пустой баллон на склад.

Газовые баллоны: эксплуатация

Баллоны устанавливаются вертикально и закрепляются цепью или хомутом. Кислородный баллон допускается укладывать наклонно — так, чтоб вентиль располагался выше башмака.

Отвинтить колпак и заглушку штуцера. Внимание: убедитесь, что на кислородном баллоне (а также на руках и спецодежде) нет следов масла и жира. Пользоваться баллоном со следами масла или жира ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

Кратковременным (1-2 с) поворотом маховичка на пол-оборота продуть штуцер для удаления из него влаги, грязи и т.п. Стоять надо позади или сбоку от штуцера. Газ нельзя пробовать рукой.

Присоединить рукой накидную гайку редуктора.

Затянуть накидную гайку редуктора ключом.

При присоединении ацетиленового редуктора следить за правильностью установки хомута.

Вывернуть регулировочный винт до полного освобождения нажимной пружины.

Присоединить и надежно закрепить шланг.

Медленно повернув маховичок на 0,5-1 оборот, открыть подачу газа из баллона.

Вращением регулировочного винта установить рабочее давление.

Проверить герметичность соединений.
1. Закрыть вентиль расхода газа на горелке
2. Вывернуть регулировочный винт до полного освобождения нажимной пружины

3. После небольшого повышения давления стрелка рабочего манометра должна остановиться (давление не должно повышаться)

Замерзший вентиль или редуктор отогревать только горячей водой или паром. Использовать открытый огонь запрещается!

Не открывать вентиль резко! Струя газа наэлектризовывает горловину баллона и редуктор, что может вызвать воспламенение или взрыв.
1. Немедленно перекройте вентиль
2. Выпустите газ из редуктора

Не допускайте нахождения на рабочем месте более одного баллона с пропан-бутаном. Запрещается работать с пропан-бутаном в колодцах, приямках, траншеях.

Не реже 1 раза в квартал проверяйте предохранительный клапан принудительным открыванием (подъемом давления до его срабатывания).

Проверяйте возможные места утечки газа мыльной эмульсией.

Вентили

Кислородный:

  1. 1. Маховичок
  2. Заглушка штуцера
  3. Резьба правая
  4. откр.
  5.  закр.

Ацетиленовый:

Шпиндель вращать только специальным ключом.

  1. Отверстие под нажимной винт хомута
  2. Резьба левая

Пропан-бутановый:
  1. Маховичок
  2. Заглушка штуцера
  3. Резьба левая
  4. откр.
  5. закр.

Манометры

Рабочее давление обозначают красной чертой или плотно прилегающей к стеклу металлической пластиной.

  1. Клеймо
  2. Предупреждающая надпись (зависит от рода газа)

Клеймо о проверке манометра
  1. Шифр поверителя
  2. Квартал (III) и год (2002) проверки

Манометр проверять не реже 1 раза в год!

Редукторы

Кислородный

Ацетиленовый:

  1. Хомут для присоединения к вентилю
  2. Нажимной винт

Пропан-бутановый

 

Теги: газовые баллоны

Газовые баллоны: окраска, надписи, маркировка — ООО «Крио-Юг»

Окраска баллонов

  • Азот Чёрная Жёлтый Коричневый
  • Аммиак Жёлтая Чёрный 
  • Аргон сырой Чёрная Белый Белый
  • Аргон чистый Серая Зелёный Зелёный
  • Ацетилен Белая Красный 
  • Бутан Красная Белый 
  • Бутилен Красная Жёлтый Чёрный
  • Водород Тёмно-зелёная Красный 
  • Воздух Чёрная Белый 
  • Гелий Коричневая Белый 
  • Закись азота Серая Чёрный 
  • Кислород Голубая Чёрный 
  • Нефтегаз Серая Красный 
  • Сероводород Белая Красный Красный
  • Углекислый газ Чёрная Жёлтый 
  • Фосген Защитная — Красный
  • Фреон Серебристая Чёрный Синий
  • Хлор Защитная — Зелёный
  • Циклопропан Оранжевая Чёрный 
  • Все другие горючие газы Красная Белый 
  • Все другие негорючие газы Чёрная Жёлтый 
Устройство баллона
  1. Защитный колпак
  2. Вентиль
  3. Резьба горловины
  4. Паспортные данные
  5. Пористая масса
  6. 6. Подкладные кольца
  7. Опорный башмак

 

 

  1. Защитный колпак
  2. Вентиль
  3. Паспортные данные
  4. Подкладные кольца

 

 

 

 

 

Выпускать газ из баллона разрешается только через редуктор, предназначенный для данного газа и окрашенный в соответствующий цвет!

Информация на баллоне 

На верхней сферической части баллона должны быть отчетливо выбиты данные о баллоне:

  1. Номер баллона
  2. Клеймо испытательного пункта (диаметр 12 мм)
  3. Товарный знак изготовителя
  4. Рабочее давление (кгс/см2)
  5. Фактическая масса порожнего баллона, кг
  6. Клеймо ОТК завода-изготовителя (диаметр 10 мм)
  7. Вместимость, л
  8. Пробное гидравлическое давление, (кгс/см2)
  9. Месяц и год изготовления (IV-1999) и год следующего (2004) освидетельствования
  10. Месяц и год проведенного (IV-2004) и год последующего (2009) освидетельствования

На баллонах для ацетилена, кроме того, должны быть указаны:
М III-99 — дата (месяц и год) наполнения баллона пористой массой
III-01 — месяц и год проверки пористой массы
— клеймо наполнительной станции

— клеймо диаметром 12 мм, удостоверяющее проверку пористой массы

Отбраковка баллонов 

Внешние повреждения баллона, из-за которых он должен быть отбракован:

  1. Неисправность вентиля
  2. Износ резьбы горловины
  3. Выбиты не все данные или истек срок освидетельствования
  4. Сильная наружная коррозия
  5. Трещины
  6. Окраска и надпись не соответствуют норме
  7. Вмятины
  8. Выпучины
  9. Раковины и риски глубиной более 10% номинальной толщины стенки
  10. Косо насаженный или поврежденный башмак


Также баллоны не допускаются к использованию, если:

РЕДУКТОР:

  • при полностью вывернутом регулировочном винте газ проходит в рабочую камеру 
  • повреждена резьба накидной гайки 
  • неисправен один или оба манометра 
  • давление в рабочей камере после прекращения подачи газа повысилось 
  • неисправен предохранительный клапан 

МАНОМЕТР: 

  • отсутствует пломба или клеймо с отметкой о проверке 
  • истек срок проверки 
  • стрелка при отключении манометра не возвращается к нулю на величину больше половины допускаемой погрешности 
  • разбито стекло или имеются другие повреждения, которые могут отразиться на правильности показаний 

ВЕНТИЛЬ:

  • отсутствует заглушка штуцера 
  • наличие следов масла, жира, пыли 
  • не проворачивается маховичок 
  • наблюдается утечка газа 

Запрещается расходовать газ из баллона полностью! Остаточное давление должно составлять не менее 0,05 МПа (0,5 кгс/см2)

Остаточное давление в ацетиленовых баллонах должно быть не ниже следующих значений: Температура окружающей среды 0С ниже 0 0-15 16-25 26-35
Минимальное остаточное давление МПа 0,05 0,1 0,2 0,3
кгс/см2 0,5 1,0 2,0 3,0

Надписи на баллонах  

 

Схема устройства и работы редуктора

Нерабочее положение редуктора (газ не проходит)

Накидная гайка для присоединения редуктора к штуцеру вентиля

  1. Манометр высокого давления
  2. Обратная пружина
  3. Манометр низкого давления (рабочий)
  4. Предохранительный клапан
  5. Ниппель для присоединения шланга
  6. Мембрана для прорезиненной ткани
  7. Нажимная пружина
  8. Регулировочный винт
  9. Рабочая (низкого давления) камера
  10. Редукционный клапан
  11. Камера высокого давления
Положение частей редуктора при прохождении через него газа 

— Газ

Как узнать срок годности и эксплуатации газового баллона на 50 литров? 2020 год

Газовые баллоны постоянно находятся в обороте и часто подвергаются такелажу — их грузят на автотранспорт, везут к месту заправки и снова транспортируют к пункту использования.

Эти сосуды содержат газовые смеси, являющиеся пожаро- или взрывоопасными. Каков срок годности газовых баллонов, есть ли способы установить это?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации:

О сроке годности защитной каски для рабочего узнайте из нашей статьи.

к содержанию ↑

Есть ли он?

Как узнать срок годности газового баллона?

Газовые баллоны, внутри которых создается избыточное давление, должны подвергаться проверкам на пригодность.

Срок годности устанавливается заводом-изготовителем, и важно знать, что сверх этого срока использование газовых емкостей недопустимо.

Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 г. №116 утверждены Правила безопасности опасных производственных объектов, где применяется оборудование, работающее под давлением. Пункт 485 этих Правил… как раз и запрещает сверхнормативную службу этих емкостей.

Действительно, срок годности баллонов составляет 40 лет, но не всех. Каждый из видов таких емкостей изготавливается в строгом следовании требованиям ГОСТов.

к содержанию ↑

О чем говорят ГОСТы?

ГОСТ 15860 регламентирует изготовление такого оборудования: «Баллоны стальные сварные для сжиженных углеводородных газов на давление до 1,6 МПа».

В этом нормативном документе установлен срок эксплуатации емкостей — 40 л., но с условием соблюдения правил эксплуатации и обязательного технического освидетельствования один раз в 5 лет.

К примеру, баллоны алюминиевые БД производятся не по ГОСТ, а по ТУ, но есть сертификат разрешение на использование.

Срок годности определить сложно.

Наиболее распространенный вид сосудов (стальных), производимых по ГОСТ 949-73 и применяемых для газовых сред, имеет гарантийный срок эксплуатации (с даты ввода в действие) — 2 года, именно такой период упомянут в п.6.2 ГОСТа.

Однако не стоит путать сроки гарантийный и эксплуатационный, продолжительность которого составляет 20 лет.

ГОСТ Р ИСО 11439-2010 на сосуды для заправки (в качестве топлива) транспорта в п. 4.3.1 указывает, что право устанавливать продолжительность периода годности предоставляется производителю, но эта продолжительность для подобного оборудования не должна превышать 20-ти лет.

к содержанию ↑

Сроки службы, установленные изготовителями

О том, что устанавливать срок эксплуатации газовых баллонов должен именно изготовитель, сказано и в п. 485 Приказа Ростехнадзора №116. Здесь же рекомендовано устанавливать срок годности 20 лет, если какие-либо сведения в сопроводительной документации отсутствуют.

  1. Металлокомпозитные МКБ и БМК. Производитель определил срок годности металлокомпозитных МКБ и БМК в период, равный 10-ти годам.
  2. Челябинский трубопрокатный завод. Этот изготовитель работает с продукцией по ГОСТ 949-73. Есть разница в оборудовании, произведенном до 22.12.2014г., и после.

    Дело в том, что на баллонах, изготовленных до этой даты, маркировка относительно срока службы отсутствовала, в соответствии с МТО 14-3Р-001-2002г. Принято при обнаружении газовых емкостей с не указанным периодом действия считать, что их срок годности составляет 40 лет. Срок эксплуатации оборудования, выпущенного после 22.12.2014 г., устанавливается заводом-изготовителем продолжительностью в 20 лет.

  3. Алюминиевые БД: На такие сосуды ГОСТа нет, а в ТУ срок годности не указан. Зато изготовители утверждают, что длительность эксплуатации алюминиевых сосудов для газов составляет:
  • 10 лет, если сосуды изготовлены до ноября 2014 г.;
  • 20 лет, при условии выпуска после ноября 2014г.

Разница в продолжительности эксплуатации состоит в новом, более строгом подходе, базируемом на усилении требований норм безопасности.

к содержанию ↑

Сколько хранится газ?

Разные газы могут храниться в сосудах разное количество времени.

  1. Пропан-бутан сохраняет свои свойства неопределенное количество времени. Главное условие — чтобы сохранялся минимальный уровень рабочего давления. Пропан-бутаном можно пользоваться, пока не закончится содержимое баллона.
  2. Производителем срок хранения кислорода в баллоне определен в 18 мес. с дня приготовления продукта.
  3. Ацетилен считается газом, наиболее взрывоопасным и сложным в обращении. В баллонах ацетилен может содержаться достаточно долго, но предприятие, работающее с этим веществом, обязано перед проведением сварочных работ проводить проверки веса и пористости, в случае, если эти показатели не соответствуют нормативам, работа с содержимым сосуда невозможна.
  4. Чистый аргон допустимо хранить 18 мес.
  5. В баллонах водород разрешено держать 3 года.
  6. В баллонах хранят и азот. Этот газ допускается использовать при содержании в баллоне на протяжении 18 мес.

О сроке годности и правилах хранения аккумуляторных батареек читайте здесь.

к содержанию ↑

Как определить у баллона на 50 литров?

Вся информация находится прямо на верхнем торце газовой емкости. На 50-литровой емкости наносят разные сведения, в том числе и три группы цифр, обозначающих месяц и год изготовления, а следующая группа — время первой переаттестации (внеочередное испытание проводится после ремонта и не может быть предугадано изготовителем).

Между этими датами промежуток, равный 5 годам, именно через такое время и планируют периодические испытания. Результаты последующих испытаний должны выбиваться прямо на теле верха сосуда.

В настоящее время год выпуска, чтобы облегчить задачу пользователям, наносят на корпус краской: 08 — 2008 год, 11 — 2011 год и т.п. Согласно п. 22 новых Правил…, расчетный срок службы с даты изготовления должен вноситься в паспорт, а для баллона паспортом и есть металлическая пластина с выбитыми на ней сведениями.

О нюансах пропановых баллонов в этом видео:

к содержанию ↑

Период допустимой эксплуатации

Между промышленными и бытовыми сосудами для хранения газов никакой разницы нет, это те же самые емкости.

Баллоны для промышленных нужд должны содержаться в условиях, отвечающих требованиям правил безопасной эксплуатации, аналогично бытовым сосудам.

Единственная разница — в промышленности не пользуются емкостями с малыми объемами. Срок эксплуатации бытового и промышленного газового баллона одинаков.

Есть ли срок годности у бензина и солярки? Ответ узнайте прямо сейчас.

к содержанию ↑

Переосвидетельствование

Каждый вид газовых баллонов имеет свои сроки переосвидетельствования, установленные Госгортехнадзором. Газовые среды обладают разными свойствами и в разной степени агрессивны по отношению к корпусу сосуда.

Предприятие, проводящее первое переосвидетельствование, выбивает на верхней части корпуса в формате «R-АА», где R- клеймо предприятия, АА — дата очередного испытания.

Сроки между техническим освидетельствованием баллонов стальных таковы:

  • пропановых — 5 лет;
  • автомобильных — 2 года;
  • аргоновых — 5 лет;
  • кислородных — 5 лет;
  • установленных стационарно, с большой емкостью — 10 лет.

Важно знать, что металлокомпозитные МКБ и БМК емкости в переосвидетельствовании не нуждаются вовсе, полный срок в 10 лет — их время жизнедеятельности.

Правила… устанавливают такую периодичность проверки сосудов под давлением при скорости разрушения:

  • не более 0,1 мм/год — 2 года;
  • более 0,1 мм/год — 5 лет.

Стоит положиться на профессионализм специалистов из компаний, имеющих лицензию и клеймо на проведение освидетельствования баллонов, и ориентироваться на сроки, установленными ими.

к содержанию ↑

Правила хранения

Баллоны с кислородом и с горючими газами — со сжиженным газом, ацетиленом и пр. горючими газовыми смесями необходимо хранить раздельно, то есть в отдельных помещениях, во избежание взрыва и пожара.

Важно знать, что кислород чувствителен к теплу, поэтому сосуды с этим газом должны находиться от источников тепла не менее чем в 5 м.

к содержанию ↑

К дальнейшему использованию непригодны

Почему баллоны, отработавшие нормативный срок службы, но прошедшие техническое освидетельствование, не должны приниматься к заправке?

Согласно п. 485 Правил…, даже успешно прошедшие техническую проверку сосуды для газов, отслужившие нормативный период, к дальнейшему использованию непригодны.

В этом же пункте говорится, что при обнаружении случаев проведения успешного переосвидетельствования после ноября 2014 г. емкости, у которой срок службы истек, следует эти результаты аннулировать, так как по новым Правилам.., проведение экспертизы баллонов за пределами их сроков эксплуатации запрещается.

Израсходовавший свой прочностной ресурс материал способен в любой момент разрушиться.

Все эти меры и более жесткие правила направлены на усиление безопасности эксплуатации газовых емкостей, в которых содержимое находится под давлением.

Это вызвано участившимися случаями применения баллонов с давно истекшим сроком службы и, как результат, возникновения несчастных случаев.

Сопротивляться требованиям этих Правил… — значит, поставить под угрозу не только свое здоровье и жизнь, но и жизни других людей, что не только неразумно, но и преступно.

Каким требованиям должны соответствовать газовые баллоны, как правильно использовать, что такое освидетельствование и какую процедуру проходят баллоны на газонаполнительной станции? Об этом в видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Это быстро и бесплатно!

ГОСТ 26460-85


ГОСТ 26460-85

Группа Л19

Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение

Air separation products. Gases. Cryogens. Packing, marking, transportation and storage



МКС 71.100.01

ОКСТУ 0079

Дата введения 1986-07-01

1. РАЗРАБОТАН и ВНЕСЕН Межгосударственным Техническим комитетом МТК 137 «Кислород»

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21.03.85 N 674

Изменение N 1 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28.05.98 N 13)

За принятие изменений проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Беларуси

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Туркменистан

Главная государственная инспекция Туркменистана

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Украина

Госстандарт Украины

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 5-94 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94)

6. Издание (март 2004 г.) с Изменением N 1, утвержденным в ноябре 1998 г. (ИУС 1-99)


Настоящий стандарт распространяется на газообразные и жидкие продукты разделения воздуха — кислород, азот, аргон, неон, криптон, ксенон, а также газовые смеси на основе этих продуктов с другими газами и устанавливает правила их упаковки, маркировки, транспортирования и хранения.

Стандарт не распространяется на поверочные газовые смеси — стандартные образцы состава, а также в части упаковки и маркировки, на газы, предназначенные для метрологических целей.

Настоящий стандарт не распространяется на стационарно установленные резервуары и сосуды, предназначенные для хранения газов и криогенных продуктов.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1. УПАКОВКА

1.1 Газообразными продуктами разделения воздуха наполняют стальные баллоны малого и среднего объема по ГОСТ 979, а также баллоны большого объема по ГОСТ 9731 и ГОСТ 12247, стационарно укрепленные на автомашине и прицепе (автореципиенты).

1.2 Наружная поверхность баллонов должна быть окрашена, содержание надписей и цвет поперечных полос должны соответствовать табл.1.

Таблица 1

Наименование газа

Окраска баллона

Текст надписи

Цвет надписи

Цвет полосы

Азот

Черная

Азот

Желтый


Азот особой чистоты

То же

Азот особой чистоты

То же


Азот высокой чистоты

«

Азот высокой чистоты

«


Азот повышенной чистоты

«

Азот повышенной чистоты

«


Аргон сырой

«

Аргон сырой

Белый


Аргон

Серая

Аргон

Зеленый


Аргон высокой чистоты

То же

Аргон высокой чистоты

Белый


Кислород

Голубая

Кислород

Черный


Кислород особой чистоты

То же

Кислород особой чистоты

То же


Кислород повышенной чистоты

«

Кислород повышенной чистоты

«


Кислород медицинский

«

Кислород медицинский

«


Кислород, получаемый электролизом воды

«

Кислород электролизный

«


Криптон

Черная

Криптон

Желтый


Ксенон

То же

Ксенон

То же


Неон высокой чистоты

«

Неон высокой чистоты

«


Смеси газовые без горючих компонентов на основе:

азота, криптона, ксенона, неона, воздуха, двуокиси углерода, аргона

«

Слово «Смесь» и
наименование компонентов, начиная с газа основы (с наибольшей объемной долей)

Белый

Желтая при наличии в смеси токсичных компонентов. Голубая при наличии в смеси кислорода

кислорода

Голубая

Слово «Смесь» и наименование компонентов, начиная с газа основы (с наибольшей объемной долей)

Белый

Желтая при наличии в смеси токсичных компонентов

Смеси газовые с горючими компонентами на основе азота, криптона, ксенона, неона, воздуха, двуокиси углерода, аргона при объемной доле горючего компонента:

до предельно допустимой взрывобезопасной концентрации (ПДВК) по ГОСТ 12.1.004

Черная

То же

То же

Желтая при наличии в смеси токсичных компонентов. Голубая при наличии в смеси кислорода

свыше ПДВК

Красная

«

«

Желтая при наличии в смеси токсичных компонентов



Надписи на баллонах наносят по окружности на длину не менее 1/3 окружности, а полосы — по всей окружности. Высота букв на баллонах вместимостью более 12 дм должна быть 60 мм, а ширина полосы 25 мм. Размеры надписей и полос на баллонах вместимостью до 12 дм должны определяться в зависимости от площади боковой поверхности баллонов.

Окраску вновь изготовленных баллонов и нанесение надписей проводят заводы-изготовители, а в дальнейшем — наполнительные станции или испытательные пункты.

Окраску сферической части баллонов, отличительные полосы и надписи подновляют по мере необходимости, обеспечивая хорошие отличительные признаки баллона по заполняемому продукту.

1.3 Баллоны среднего объема, используемые для наполнения техническими газами, должны быть оснащены вентилями типа ВК-86 и ВК-94 по нормативному документу.

Баллоны среднего объема, используемые для наполнения газами высокой и особой чистоты, а также газовыми смесями на их основе, должны быть оборудованы мембранными вентилями типа КВБ-53.

Баллоны среднего объема, используемые для наполнения аргоном высокой чистоты, азотом особой чистоты и высокой чистоты и кислородом особой чистоты, могут быть оснащены вентилями типа ВК-86 и ВК-94.

Баллоны малого объема должны быть оснащены мембранными вентилями типа КВ-1М.

Баллоны, используемые для горючих смесей, должны быть оснащены вентилями типа ВВ-55, ВВ-88 и ВВБ-54 по нормативному документу.

Боковые штуцеры вентилей баллонов, наполненных газами высокой чистоты, газовыми смесями на их основе, а также смесями, содержащими токсичные или горючие компоненты, должны быть герметично закрыты металлическими заглушками.

1.2, 1.3. (Измененная редакция, Изм. N 1).

1.4 После наполнения баллонов криптоном, ксеноном или криптоно-ксеноновой смесью колпаки баллонов должны быть опломбированы.

1.5 Подготовка баллонов и автореципиентов и их наполнение газообразными продуктами разделения воздуха и смесями газов выполняется в соответствии с технологической инструкцией (технологическим регламентом), утвержденной в установленном порядке.

1.6 Номинальное давление газов при 20 °С в баллонах и автореципиентах должно соответствовать требованиям нормативно-технической документации на каждый продукт.

При наполнении баллонов и автореципиентов азотом, аргоном и кислородом, их хранении и транспортировании в интервале температур от минус 50 до плюс 50 °С, давление газа в баллоне должно соответствовать указанному в обязательном приложении.

Наполнение, хранение и транспортирование наполненных баллонов при температуре выше 50 °С не допускается.

1.7 Давление газа в баллонах и автореципиентах измеряют манометром по ГОСТ 2405:

класса не ниже 1,5 — для газов высокой чистоты, а также газовых смесей на их основе;

класса не ниже 2,5 — для технических газов.

Перед измерением давления газа наполненный баллон должен быть выдержан при температуре измерения не менее 5 ч.

1.8 При наполнении баллонов ксеноном масса продукта в наполненном баллоне не должна превышать 0,7 и 1,45 кг на 1 дм вместимости баллона для рабочих давлений 9,8 и 14,7 МПа соответственно.

1.6-1.8. (Измененная редакция, Изм. N 1).

1.9 Запрещается наполнять баллоны газами, не соответствующими маркировке баллона, и проводить какие-либо операции, которые могут привести к загрязнению внутренней поверхности баллона.

1.9а При транспортировании по железной дороге, автомобильным и речным транспортом баллоны малого объема должны быть упакованы в дощатые ящики по ГОСТ 2991, типов II и III, изготовленные по ГОСТ 15623 и ГОСТ 18617. Баллоны должны укладываться в ящики горизонтально, вентилями в одну сторону с обязательными прокладками между баллонами, предохраняющими их от ударов друг о друга. Материал прокладок должен быть инертным по отношению к кислороду. Масса груза в каждом ящике не должна превышать 65 кг.

Баллоны малого объема, транспортируемые всеми видами транспорта, и баллоны среднего объема, транспортируемые по железной дороге и речным транспортом, формируют в транспортные пакеты по ГОСТ 26663 и ГОСТ 24597 с использованием средств крепления по ГОСТ 21650 и поддонов по ГОСТ 9078 и ГОСТ 9557.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

1.10 Жидкие азот, кислород и аргон наливают в транспортные цистерны по нормативному документу, предназначенные для хранения и перевозки криогенных продуктов, и в транспортные газификационные установки по нормативным документам.

Жидкие технические кислород и азот наливают также в криогенные сосуды по нормативному документу.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.11 Количество криогенного продукта, наливаемого в транспортную цистерну, должно соответствовать нормативно-технической документации на наполняемую цистерну. Количество продукта в цистерне определяют по указателю уровня жидкости или взвешиванием.

1.12 Устройство и эксплуатация баллонов, автореципиентов, криогенных сосудов и цистерн, на которые распространяются правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденные Госгортехнадзором, должны соответствовать требованиям этих правил.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2. МАРКИРОВКА

2.1 Транспортная маркировка — по ГОСТ 14192 с нанесением манипуляционного знака «Беречь от нагрева».

Маркировка, характеризующая транспортную опасность груза, — по ГОСТ 19433 в соответствии с классификацией продуктов, приведенной в табл.2.

Таблица 2

Продукты

Класс

Подкласс

Классифи-
кационный шифр группы

Знаки опасности (номер чертежа по ГОСТ 19433)

Серийный номер ООН

Азот сжатый

2

2.1

2111

2

1066

Аргон сжатый

2

2.1

2111

2

1006

Азот жидкий

2

2.1

2115

2

1977

Аргон жидкий

2

2.1

2115

2

1951

Кислород сжатый

2

2.1

2121

2 и 5

1072

Кислород жидкий

2

2.1

2125

2 и 5

1073

Криптон сжатый

2

2.1

2111

2

1056

Ксенон

2

2.1

2112

2

2036

Неон сжатый

2

2.1

2111

2

1065

Смеси газовые на основе инертных газов:

с инертными газами и двуокисью углерода

2

2.1

2111

2

1956

с кислородом:

при объемной доле кислорода:

до 23%

2

2.1

2111

2

1956

свыше 23%

2

2.1

2121

2 и 5

1956

с токсичными газами при массовой концентрации токсичного компонента:

до предельно допустимой концентрации (ПДК) по ГОСТ 12.1.005

2

2.1

2111

2

1956

свыше ПДК

2

2.2

2211

2 и 6а

1955

с горючими газами при объемной доле горючего компонента:

до предельно допустимой взрывоопасной концентрации (ПДВК) по ГОСТ 12.1.004

2

2.1

2111

2

1956

свыше ПДВК

2

2.3

2311

2 и 3

1954

с токсичными и горючими газами при массовой концентрации токсичного компонента до ПДК и объемной доле горючего компонента до ПДВК

2

2.1

2111

2

1956

свыше ПДК и/или ПДВК

2

2.4

2411

2, 3 и 6а

1953

Смеси газовые на основе кислорода с токсичными газами с массовой концентрацией токсичного компонента:

до ПДК

2

2.1

2121

2 и 5

1956

свыше ПДК

2

2.2

2221

2, 5 и 6а

1955


Примечание. На крупногабаритной таре или контейнере, железнодорожном транспортном средстве должен быть знак опасности, серийный номер ООН, а также номер аварийной карты при транспортировании в пределах страны.

2.2 Транспортную маркировку разрешается не наносить при перевозке баллонов автомобильным транспортом.

2.3 Знаки и надписи на железнодорожных цистернах для жидких кислорода, азота и аргона должны соответствовать правилам перевозок опасных грузов, действующим на железнодорожном транспорте.

2.1-2.3. (Измененная редакция, Изм. N 1).

3. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

3.1 Газы и криопродукты транспортируют всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозок грузов, действующими на транспорте данного вида, правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденными Госгортехнадзором, а также правилами безопасности при транспортировании опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Госгортехнадзором.

Продукция, не указанная в алфавитных перечнях правил перевозок грузов железнодорожного ведомства, но допущенная к транспортированию по аналогам, перевозится в соответствии с действующими дополнениями и изменениями к этим правилам.

Опасные грузы транспортируют автомобильным транспортом в соответствии с инструкцией по обеспечению безопасности перевозок опасных грузов автомобильным транспортом.

3.2 Наполненные баллоны, а также порожние баллоны из-под смесей на основе инертных газов с токсичными газами (подкласс 2.2) и с легковоспламеняющимися и токсичными газами (подкласс 2.4), транспортируют по железной дороге повагонными отправками в крытых вагонах или контейнерах. Баллоны малого и среднего объема перевозят в транспортных пакетах.

3.1-3.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).

3.3 Для механизации погрузочно-разгрузочных работ и укрупнения перевозок автомобильным транспортом баллоны среднего объема помещают в металлические специальные контейнеры (поддоны).

3.4 Баллоны малого и среднего объема транспортируют речным транспортом в закрытых грузовых помещениях судов и в универсальных контейнерах на палубах согласно п.1.9а.

Баллоны с газовыми смесями, имеющими классификационные шифры 2211, 2311, 2411 и 2221, перевозят в количествах, не превышающих 500 баллонов на одно судно.

Помещения, в которых возможно накопление газовых продуктов, должны быть оборудованы механической приточной и вытяжной вентиляцией и приборами контроля воздушной среды согласно ГОСТ 12.1.005.

3.5 Технические газообразные азот, аргон и кислород транспортируют также по трубопроводу. Окраска трубопроводов — по ГОСТ 14202. Давление газа в трубопроводе измеряется манометром по ГОСТ 2405, класса не ниже 1,5.

3.6 Криогенные продукты разделения воздуха транспортируют:

железнодорожным транспортом — в специальных железнодорожных цистернах грузоотправителя (грузополучателя), допущенных к перевозке;

автомобильным транспортом — в транспортных цистернах для жидких кислорода, азота и аргона по нормативному документу, а также в криогенных сосудах по нормативному документу и в автомобильных газификационных установках по нормативным документам;

воздушным транспортом — в транспортных цистернах по нормативному документу и в криогенных сосудах по нормативному документу.

3.4-3.6. (Измененная редакция, Изм. N 1).

4. ХРАНЕНИЕ

4.1 Баллоны, наполненные газами и газовыми смесями, хранят в специальных складских помещениях или на открытых площадках под навесом, защищающим их от атмосферных осадков и прямых солнечных лучей.

Допускается совместное хранение на открытых площадках баллонов с различными продуктами разделения воздуха, а также совместно с баллонами, наполненными горючими газами, при условии отделения площадок для хранения баллонов с различными продуктами разделения воздуха друг от друга несгораемыми барьерами высотой 1,5 м, а от площадок для хранения баллонов с горючими газами — несгораемыми защитными стенками высотой не менее 2,5 м.

ПРИЛОЖЕНИЕ (обязательное). Зависимость давления азота, аргона и кислорода от температуры при наполнении, транспортировании и хранении баллонов

ПРИЛОЖЕНИЕ
Обязательное

Температура, °С

Рабочее давление баллона, МПа (кгс/см)

14,7 (150)

19,6 (200)

14,7 (150)

19,6 (200)

14,7 (150)

19,6 (200)

Давление газа в баллоне при температуре наполнения, МПа (кгс/см)

Азот

Аргон

Кислород

-50

10,0 (102)

12,9 (132)

9,7 (99)

12,4 (127)

9,7 (99)

12,3 (126)

-40

10,7 (109)

13,9 (142)

10,5 (107)

13,5 (137)

10,4 (106)

13,4 (136)

-30

11,3 (116)

14,9 (151)

11,2 (114)

14,5 (148)

11,1 (113)

14,4 (147)

-20

12,0 (122)

15,8 (161)

11,9 (121)

15,5 (158)

11,8 (121)

15,5 (158)

-10

12,7 (129)

16,8 (171)

12,6 (128)

16,6 (169)

12,6 (128)

16,5 (168)

0

13,4 (136)

17,7 (181)

13,3 (136)

17,7 (179)

13,3 (135)

17,6 (179)

+ 10

14,0 (143)

18,7 (190)

14,0 (143)

18,6 (190)

14,0 (143)

18,6 (189)

+20

14,7 (150)

19,6 (200)

14,7 (150)

19,6 (200)

14,7 (150)

19,6 (200)

+30

15,4 (157)

20,6 (210)

15,4 (157)

20,6 (210)

15,4 (157)

20,7 (211)


Примечание. При наполнении баллонов, а также хранении или транспортировании наполненных баллонов при температурах, превышающих указанные в таблице, давление газов в баллоне не должно превышать:

при температуре +40 °С —

15,0 МПа (153 кгс/см)

для

рабочего

давления

баллона

14,7 МПа (150 кгс/см)

19,7 МПа (201 кгс/см)

«

«

«

«

19,6 МПа (200 кгс/см)

при температуре +50 °С —

15,7 МПа (160 кгс/см)

«

«

«

«

14,7 МПа (150 кгс/см)

20,6 МПа (210 кгс/см)

«

«

«

«

19,6 МПа (200 кгс/см).


(Измененная редакция, Изм. N 1).



Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2004

Освидетельствование баллонов – технические нюансы

Работа с техническими газами требует неукоснительного соблюдения правил эксплуатации газоиспользующего оборудования и газовых резервуаров, которые должны периодически подвергаться аттестации. Важно понимать, что плановое освидетельствование баллонов – это не прихоть контролирующих органов, а необходимая мера для своевременного выявления дефектов конструкции и предотвращения опасных ситуаций на производстве.

 

Существует немало частных компаний-поставщиков техгазов, которые, пренебрегая процедурой аттестации, предоставляют клиентам просроченные баллоны. Получая в свое распоряжение более дешевый продукт, покупатель зачастую не подозревает о возможных последствиях. Чем грозит эксплуатация несертифицированных резервуаров, читайте в статье: серые производители технических газов.

 

Вместе с тем, ответственные организации заботятся о безопасности своих клиентов, выполняя требования ФНП, которые касаются обустройства испытательных пунктов для освидетельствования баллонов. Чтобы получить разрешения от контролирующих органов на проведение испытаний, компания должна иметь:

  • подходящее по площади помещение;
  • технические средства;
  • аттестованных специалистов;
  • клеймо с шифром организации;
  • производственную инструкцию.

 

Когда выполняется аттестация газовых емкостей

Периодичность технической аттестации для работающих под избыточным давлением сосудов составляет 5 лет. То есть с даты изготовления каждые 5 лет баллон должен обязательно подвергаться испытаниям, во время которых определяют целостность корпуса и вентиля, массу конструкции, внутреннюю емкость и способность выдерживать повышенное давление.

 

Однако в некоторых ситуациях освидетельствование выполняют раньше установленного срока, когда:

  • сломан вентиль;
  • в месте соединения баллон-вентиль обнаружена утечка;
  • на горловине неисправно или отсутствует кольцо;
  • поврежден башмак;
  • окраска наружной поверхности является некачественной.

Решение о ремонте или выбраковке таких сосудов принимают только по результатам визуального осмотра и технических исследований.

 

Освидетельствование баллонов: последовательность операций

Проверку состояния осуществляют в следующей последовательности:

 

1) Подготовка.

На этапе подготовки из емкости удаляют остаток газа, демонтируют вентиль, после чего осуществляют продувку воздухом и тщательную очистку поверхности с применением воды и, при необходимости, растворителя. Демонтированный вентиль подвергают отдельной проверке, а в случае неисправности направляют в ремонт или бракуют с последующей заменой.

 

Подготовка баллона перед проверкой

 

2) Визуальный осмотр.
Целью визуального осмотра является выявление любых дефектов конструкции: трещин, вмятин, плен, раковин, глубоких рисок (более 10% толщины стенки), износа резьбы и т.п. Для внутреннего осмотра допускается применение осветительного прибора с напряжением питания до 12 В. В случае обнаружения ослабления кольца на горловине или неправильной насадки башмака, испытание приостанавливается до устранения данных неисправностей.

 

Осмотр на наличие дефектов

 

3) Проверка массы и вместительности.
Чтобы определить, насколько коррозия и другие физико-химические преобразования металла уменьшили толщину стенок, осуществляют измерение массы и внутреннего объема изделия, а также сравнение полученных показателей с первоначальными данными из паспорта. Взвешивание выполняют на весах с точностью 200 г. Для определения вместимости сначала взвешивают пустой сосуд, а затем наполненный водой, после чего по разности показателей находят массу воды с дальнейшим расчетом ее объема.

 

Проверка массы и вместимости взвешиванием

 

4) Гидравлическое испытание.
Для определения прочности емкости ее наполняют водой под высоким давлением. Величину проверочного давления устанавливает завод-производитель, оно должно быть как минимум в 1,5 раза выше рабочего показателя. Длительность проверки составляет не меньше 1 минуты. Гидроиспытание считается успешным, если во время его выполнения манометр показывал стабильную величину, а на корпусе не были обнаружены трещины, течи, слезы и видимые деформации.

 

Гидравлическое испытание

 

Выдержка под проверочным давлением при гидроиспытании

 

5) Монтаж вентиля.
Перед соединением вентиля и резервуара оба компонента подвергают обезжириванию, после чего просушивают и продувают воздухом. Установка осуществляется с применением уплотнителя, а сила затяжки для резьбы W27,8 составляет 300-400 н. м.

 

Установка вентиля

 

6) Нанесение клейма.
Если по результатам тестирования резервуар допускается к дальнейшей эксплуатации, организация, проводившая аттестацию, выбивает на корпусе индивидуальное клеймо, а также дату проведенной и следующей проверки.

 

Нанесение клейма

 

7) Покраска корпуса.
В случае неудовлетворительного качества внешнего покрытия цилиндрический корпус покрывается масляной или эмалевой краской или нитроэмалью. При этом не допускается производить окраску емкости под давлением.

 

Покраска и сушка

 

Какие сосуды подлежат выбраковке

При наличии одного из приведенных ниже условий баллон не подлежит освидетельствованию и подвергается выбраковке:

  • наличие видимых дефектов корпуса;
  • уменьшение фактической массы на 7,5% или увеличение объема на 1%;
  • выявление недостаточной прочности во время гидравлического испытания.
  • отсутствие хотя бы одного из следующих паспортных клейм: знак завода-изготовителя, заводской номер, фактическая масса и вместимость, дата изготовления и следующего испытания, рабочее и пробное давление, метка ОТК, вид термообработки.

На резервуарах, которые не прошли освидетельствование, деформируется резьба горловины посредством нанесения насечек или сверлится отверстие в корпусе. Это делается для того, чтобы дальнейшая эксплуатация бракованного сосуда была невозможной.

 

Поскольку некоторые недобросовестные компании восстанавливают выбракованные сосуды и потом предоставляют их клиенту в качестве новых изделий, важно покупать и делать заправку только у проверенных поставщиков, где вся продукция соответствует строгим государственным нормам. Подробнее о типах заправляемых газов и емкостей Вы можете узнать здесь.