О клубе — Яхт клуб Ост-Вест

О клубе "Ост-Вест"Яхт-клуб «Ост Вест» вырос из парусной секции 93 спортивного клуба Балтийского флота. В 1985 году в Калининграде появились три уже не новые килевые парусные яхты. Две класса «Четвертьтонник» и одна «Полутонник». Все корпуса деревянные, постройки Таллинской экспериментальной верфи спортивного судостроения. Капитанами яхт были назначены в то время действующие офицеры ВМФ: Багров И.Л., Жадобко С.М., Нечасткин О.А.   Позднее, в 1987 году, появились ещё две новые яхты: деревянный «Четвертьтонник» «Норд» и пластиковый «3/4 тонник» «Аскольд» ( Типа «Телига-104», Польской постройки).

С началом перестройки в начале 90-х годов, когда было открыто более-менее свободное плавание по Мировому океану, а не только в территориальном море СССР, экипажи буквально ринулись «На Запад». «Четвертьтонники» ( капитаны Жадобко С.М., Горшков В.С.,Нечасткин О.А. ) активно осваивали Вислинский и Гданьский заливы – порты Гданьск, Элдьблонг, Гдыня, Крыница Морска, Хель и с тех пор яхтсмены нашего клуба поддерживают исключительно тёплые и дружеские отношения с польскими яхтсменами этого региона. Эти отношения никогда, ни разу за прошедшие годы не были омрачены политическими передрягами между нашими государствами.

О клубе

С появлением яхты «Аскольд» спортивные дальние походы совершались каждый год. Освоены порты и яхтенные гавани Польши, Германии, Дании, Швеции, Голландии и Великобритании. Походы имели и политическую подоплёку: мы несли на Запад  флаг нового государства – Россия. В тот период на «Аскольде», в разные годы ходили капитанами: Горшков В.С., Жадобко С.М., Багров И.Л.

Осенью 1992 года офицеры – члены парусной секции Спортклуба Балтийского флота участвовали в дерзком, по своей сути, и не безопасном, по существу, выводе двух яхт из Рижского яхтклуба ВМФ в Калининград. В этом экстремальном походе принимали участие Шуткин А.Н., Корогодский С.Н., Горшков В.С. и другие офицеры ВМФ. Несмотря на сопротивление, в том числе и силовых структур Латвии, яхты благополучно дошли до Калининграда. Это были  деревянные яхты: две — постройки Ленинградской верфи ВЦСПС типа    «Л-6», «Арктика» и «Балтика», а так же один «Четвертьтонник» Таллинской постройки «Ушкуйник». Яхта «Балтика» простояла на стенке в навигацию 1993 года пока экипаж не возглавил яхтенный капитан  Евченко С.В.

В 1993 году экипаж офицеров ВМФ с капитаном Горшковым В.С. на яхте «Арктика» был приглашён наследником Английского престола принцем Чарльзом в королевский яхт-клуб «Вулверстоун» (Порт Ипсвич) на празднование 150 — летия образования этого яхт-клуба.

Кое-что о заправке одноразовых газовых баллонов

Вспоминается времечко (начало нулевых), когда китайские газовые плитки и прилагающиеся к ним поллитровые баллоны (в простонародье — «дихлофосы») стали появляться в рыболовных и туристических лавках. В ту пору за один подобный баллон торговцы просили около ста рубчиков, что для не совсем доходных слоёв населения — было, мягко выражаясь — совсем не по карману. И тогда хитрая на выдумку голь научилась их — оные баллончики — заправлять от бытовых газовых баллонов.

Неизвестно имя того пионера, кто первый воздвиг мост в виде шланга между могучим 50-литровым гигантом и малюткой-поллитровкой, но сие событие стало эпохальным, ибо с него и началась Великая Эра Халявного Газа.

Мы сотоварищи этим делом душеньку в своё время тоже хорошо отвели. Столько баллонов перезаправили — счёт потеряли! И продолжалось бы всё так и дальше, покуда не обнаружился неприятный изъян у одного уже не единожды перезаправленного баллона. Он, этот баллон — дал течь, и начал медленно, но верно — спускать своё драгоценное содержимое в атмосферу.

Не сразу, но появилось у нас подозрение, что давление газа, закачанного в баллон — явно не соответствует давлению, которое тот обязан держать. Это подозрение также было подкреплено одним замечательным событием, произошедшим с совершенно другим перезаправленным баллоном.

Сей баллон был вставлен в портативный газовый агрегат, располагавшийся в только что установленном (на хорошем морозе) мобильном пристанище рыболова. И покамест в палатке царил дубак — агрегат исправно излучал калории, постепенно повышая температурку. И когда таковая достигла значения, при котором перестали мёрзнуть лунки (а также грабли рыболова) — в агрегате сию же секунду сработал клапан аварийного давления, враз отключивший подачу газа в систему. Оный клапан — ежели верить бумажке с иероглифами — нужен дабы предотвратить перегрев баллона. Но баллон-то был прохладен! Аки пиво из холодильника!

Стало ясно, что опосля кустарной перезаправки с баллонами происходит что-то не то, и газу внутри их явно некомфортно.

Таки да, но ведь оригинальный газ, закачанный в баллоны фирмой-изготовителем — спокойно себе плескался внутри, не делая при этом никаких поползновений слинять наружу.

Впоследствии выяснилось, что изначально в баллоны был залит жидкий бутан, либо изобутан, мы же по простоте душевной «надували» их техническим пропаном. Нижеследующая таблица красноречиво показывает, чем пропан отличается от своих братьев бутана и изобутана.

Таблица 1. Давление (в атмосферах) насыщенных паров предельных углеводородов.

Температурка, °CДавление, атм
   — терпимое;    — невыносимое;    — пацаны, врассыпную!
БутанИзобутанПропан
01,011,154,59
51,211,805,36
101,442,126,21
151,722,497,16
202,022,908,22
252,373,379,39
302,763,8910,66
353,204,4612,10
403,695,1113,64
454,235,8215,34
504,846,6017,17
555,507,4919,18
606,238,4221,34
657,039,4423,67

Как сообщил нам агент парагвайской разведки, работающий под прикрытием в Южной Корее — все «дихлофосы» рассчитаны на давление до 6,4 атмосфер. Исходя из вышенарисованной таблички можно легко понять, почему изготовители баллонов запрещают греть свою продукцию выше 40-45°C — именно при сей температурке давление изобутана начинает уже по-настоящему проверять на прочность тонкие стенки баллона. А вот баллон с бутаном, как видно из таблицы — теоретически можно ещё на пару десятков градусов подогреть, но — фирма сказала низя, значит низя! Почему — есть одна версия, но о ней ниже.

Ну вот, теперь пришло время посмотреть в колонку с пропаном и округлить глаза… Уже при нуле градусов сей газ ощутимо давит на стенки баллона, намекая на то, что внутри ему становится туговато. При 15°C давление паров преодолевает предельную отметку в 6,4 атмосферы. А при 40°C оно уже более чем вдвое выше максимально допустимого (что категорически недопустимо). Не могу точно сказать — при каком давлении баллон наконец-то не выдержит и затрещит по швам, но лучше сие на практике не проверять. Мы умудрялись хранить перезаправленные пропаном баллоны при комнатной температурке, на всякий случай не допуская их нагревания, и 8 с копейками атмосфер, судя по всему, баллон спокойно выдерживал.

Не стоит забывать, что кроме стенок, которые, вероятно и справятся с давлением, несколько превышающим заявленную норму, в баллоне есть и такая интимная часть, как клапан. Сколько он выдержит — вопрос интересный, ведь в конструкции сего «органа», помимо металлических частей, имеются и пластмассовые детали. Его могли попросту «наджабить» при перезаправке, посему в одном баллоне он и начал травить.

Баллон могли и «передуть». Известно, что любой сжиженный газ должен наливаться в ёмкости таким образом, дабы сверху оставалось свободное пространство. Зачем сие надобно? Учёные мужи от физики неоднократно писали в своих научных трактатах о том, что жидкий газ — не вода, при повышении температуры он — ещё не успев испариться — заметно расширяется. И ежели в баллоне не будет свободного места — газ порвёт его аки мойву (вот возможно, что именно поэтому для баллонов с чистым бутаном предел нагрева — 45°C, несмотря на то, что давление паров ещё не достигло предельных 6,4 атмосфер).

Какие же выводы из всего вышесказанного можно сделать?

А вывод тут напрашивается единственный: не уверен — не заправляй.

Конечно, при исправном оборудовании, прямых руках и трезвой голове это вполне осуществимо. И ведь не обязательно чистый пропан в баллоны лить, можно и пропан-бутановую смесь, где оного пропана всего треть.

С чистым же пропаном остаётся единственное — держать баллоны на холоде и там же их эксплуатировать, не допуская даже малейшего нагрева.

Ну и самое главное — любая перезаправка одноразового баллона осуществляется перезаправщиком на свой страх и риск, и в случае каких-либо неприятных последствий — вся ответственность за произошедшее будет лежать исключительно на нём.

Между прочим, в последнее время газ в баллончиках существенно подешевел, и возникает закономерный вопрос: а нужна ли она вообще — вся эта возня со шлангами? Может, таки проще купить новый баллон, чем возиться с перезаправкой старого?

Выбирать Вам.

Если статья оказалась полезной, Вы можете её

Давление в газовом баллончике для горелок

Давление в газовом баллончике для горелок Приготовить домашнюю еду в полевых условиях, а также обогреть палатку позволяет достаточно простая по своей конструкции газовая горелка. Сегодня на рынке несложно найти огромное разнообразие этих устройств, которые выпускаются многими брендами. Одновременно с этим производители изготавливают и газовые баллоны для горелок, которые являются универсальными и могут применяться с самым разным

Выбираем газовый баллон: тип подключения

Если вы намереваетесь приобрести газовый баллон, необходимо обращать внимание не только на его объем и габариты, но и на способ крепления к горелкам. По этому критерию выделяют 4 типа изделий:

  1. Цанговый, или штуцерный баллон. По-простому называется дихлофосным, так как имеет специальный штуцер, для подсоединения к которому нужно дополнительно применять соответствующий переходник. В баллоне чрезвычайно тонкие стенки, из-за чего осложняется монтаж горелки. Объем составляет 220 граммов.
  2. Прокалываемый баллон. Больше подходит для использования в быту. Все дело в том, что подсоединяя специальную горелку, вы нарушаете целостность изделия. Поэтому отключать ее нельзя до тех пор, пока газ не закончится. С одноразовым баллоном горелка может беспрерывно проработать чуть более 3-х часов, так как его объем – 320 граммов.
  3. Резьбовой баллон. Полностью оправдывает свое название. Для установки горелки на пропановый баллон применяется специальная резьба. Выпускается несколько видов таких изделий с объемом от 110 до 500 граммов.
  4. Клапанный баллон. Производится только такими производителями, как Coleman и Campingaz. Совместим исключительно с горелками от этих брендов. Оснащается клапаном, который призван полностью исключить утечку топлива. Идеально подходит для туристических походов. Объем – от 190 до 500 граммов.

Как подключить баллон к горелке? Ответ на этот вопрос зависит именно от типа выбранного изделия, поэтому обращайте внимание на способ подсоединения еще при покупке. В противном случае баллон может просто не подойти к примусу либо паяльной лампе.

Какой газ используется в баллонах

Практически все баллоны содержат смесь пропана с бутаном или изобутаном в разных пропорциях. Важным критерием выбора является количество пропана:

  • В подавляющем большинстве баллонов содержание пропана составляет 20-30 процентов. Такие изделия вполне пригодны для использования с горелками, однако при снижении температуры до -15 градусов газ просто не будет гореть.
  • 50 процентов. При таком содержании пропана баллон вполне может использоваться и в зимний период, выдерживая температуры до минус 30. Это подтверждает снежинка на поверхности изделия.
  • 100 процентов. Чистый пропан в баллонах выпускает компания Coleman. Газ отлично горит при температуре до -42 градусов по Цельсию. При этом применяются толстостенные баллоны, благодаря чему исключается их разрушение в сильный мороз.

Давление в газовом баллончике для горелокСовсем не используется пропан в продукции отечественных компаний. В таких баллонах содержится 100 процентов бутана, изобутана или смеси этих газов. Изделия отлично работают в летний период, но отказывают уже при минус 5 градусах.

Выбирая между бутаном и изобутаном, старайтесь покупать именно второй вариант. Он горит более стабильно, что объясняется высоким октановым числом и однородностью состава. На сколько хватает баллона? Ответ на этот вопрос зависит от нескольких важных факторов:

  1. Условия использования. В холодный период баллон прекращает работать значительно быстрее, чем летом.
  2. Объем. Если приводить точные цифры, то баллончик на 500 граммов способен гореть около двух суток.
  3. Интенсивность использования. Время беспрерывного горения баллона на 0,5 литра составляет 5-6 часов. Но если вы будете только готовить еду 3-4 раза в день, получите упомянутые выше 2 суток.

Практически любой баллончик (кроме прокалываемого) можно перезарядить. Как это сделать? Лучше всего обратиться в специализированные компании, так как самостоятельная заправка может привести к непредсказуемым последствиям. После перезарядки не рискуйте брать изделие в туристический поход. Он подойдет только для бытовых целей.

Полезные рекомендации по использованию баллонов

В холодный период баллоны лучше согревать перед использованием на улице. В походе можно взять его в спальный мешок или подержать пару часов за пазухой. В быту достаточно просто хранить изделие в отапливаемом помещении. Разумеется, как можно дальше от источника тепла и открытого огня.

Если вы намереваетесь лететь самолетом или ехать в поезде, лучше выбирать цанговые баллоны. Они наиболее безопасны и не вызовут лишних вопросов и проблем. Если горелка предназначена для резьбового подключения, можно заранее подготовить специальный переходник.

Обязательно обращайте внимание на пропорции газовой смеси в баллоне, ориентируясь на погодные условия. Кроме того, рекомендуем покупать только качественный газ от известных производителей, обходя стороной низкопробные китайские подделки.

Давление в газовом баллончике для горелокИ среди людей, выполняющих ремонты профессионально, и среди домашних умельцев большой популярностью пользуется ручная газовая горелка с баллоном. Сфера их применения очень широкая, есть несколько разновидностей. В этой статье рассказано, как правильно выбрать газовую горелку на баллон и научиться пользоваться данным аппаратом не самой замысловатой конструкции, но крайне полезным во многих случаях, когда выполняется ремонт помещения.

Параметры горелок

Газовые горелки на баллончик с цанговым присоединением представляют отдельный класс инструментов. Применяются они в условиях высокой пожарной безопасности там, где задействовано серьезное строительное оборудование, а риск повреждения аппарата сведен к минимуму.

Основными параметрами являются температура и форма пламени. У простейших устройств температура горения близка к минимальной — 700−1000°С. Воздух поступает естественным образом, и его всегда не хватает. У более дорогих изделий специальная форма воздухоподводящих каналов, что увеличивает приток воздуха, а температура пламени возрастает до 1200°C.

Пламя еще большей температуры у эжекторных горелок, в которых к очагу воздух поступает за счет разрежения, а сила потока находится в прямой пропорциональной зависимости к рабочему давлению газа. Благодаря этому температуру можно увеличить до 1500−1600°С и сравнительно плавно регулировать ее с длиной пламени лишь поворотом крана. В аппарате может быть несколько очагов горения. Таким инструментом не выполняют тонкую работу, но успешно прогревают обширные участки.

Пороговая температура горелок — 2000−2400°С, а достигается она путем концентрации нагнетаемого воздуха в очаг горения, а также использования газа метилацетилена пропадиена (МАПП). В пламени образуется высокотемпературный конус, чья мощность и температура могут быть сопоставлены с газокислородной сваркой.

В дополнение изделие любого вида может оснащаться гибкой или поворотной трубкой, пьезорозжигом и высокочувствительным регулировочным клапаном. Существует широкий выбор аппаратов по мощности и расходу газа.

Туристические лампы

Давление в газовом баллончике для горелокНизкотемпературные устройства используются для выполнения широкого спектра работ, подходят как для использования в быту, так и для профессионального строительства. Эти паяльные лампы чаще заменяют электрические фены там, где возможна лишь автономная работа.

Основным недостатком горелок без инжектора является низкая стабильность пламени, особенно заметная при резких наклонах и поворотах. Плескания сжиженного газа не влияют существенно в более дорогих аппаратах, имеющих специальный редуктор и контур подогрева.

Обычно такие аппараты не используются для пайки. Главным образом с их помощью разжигают дрова и угли или разогревают материалы, которые допускают использование открытого пламени. Лампа незаменима для оттаивания труб, подогрева двигателей автомобилей, обжига краски для ее устранения, распаковки сгонов на пакле, иных черновых работ.

Лампы с наддувом

Устройство и назначение эжекторных паяльных ламп более специфичное. Данные устройства используются для обработки цветных металлов. Благодаря большой температуре и возможности регулировать пламя эти устройства превосходны для пайки и закалки металлов, прочей термической обработки, требующей высокой точности температуры и строго очерченного конуса.

Специфика применения серьезно корректирует размер сопел и горелок. Миниатюрные аппараты служат для пайки тонкого металла и ювелирных украшений. У горелок среднего класса толщина конуса составляет 3−9 мм, они более остальных подходят для электрической пайки соединительных кабельных муфт, алюминиевых и медных трубок.

Благодаря высокой мощности более крупные изделия рационально использовать в следующих областях:

  • Давление в газовом баллончике для горелокхудожественная ковка;
  • точная штамповка и гибка металла.

Именно эти инструменты используются домашними мастерами в качестве основы самодельных закалочных печей и газовых горнов.

В случае с эжекторными вариантами понятие нестабильности пламени сугубо фигуральное, хотя есть вероятность периодических вспышек газа, в ядре температура остается стабильной относительно. Контур преднагрева газа больше используется для повышения экономичности горелок, быстрейшего их выхода на рабочую мощность, более точного регулирования температуры.

Высокотемпературные лампы

  • Есть аппараты, где MAPP газ используется вместо пропан-бутановой смеси. Температура пламени в этих аппаратах равна 2200−2400°С. Основная энергия при этом концентрируется в конусе, достаточно стабильном и с выраженной границей.
  • Такие изделия используются для прогрева, гибки и ковки массивных деталей и высокоуглеродистых сталей. Высокая температура позволяет качественнее отпускать и закалять металл.
  • Что касается сварки и пайки, устройства на MAPP газе прекрасно справляются с нержавейкой, и даже тонкие детали при этом не перегреваются. Еще одним плюсом MAPP является низкая температура кипения, что позволяет использовать его при температуре -20°С даже в изделиях без контура подогрева.

Выбираем оптимальный вариант

При выборе газовой горелки не забудьте о нюансах.

  1. Давление в газовом баллончике для горелокДля туризма хорошо подходят простейшие факельные горелки без наддува. Произвести розжиг костра или подогреть пищу помогут даже дешевые китайские изделия, которые не особо жалко сломать или потерять.
  2. Для быта и мелкого ремонта предпочтительны инструменты любительской серии. Конструкция полупрофессиональных горелок более сложна, и в ней нет недостатков, как, к примеру, оплавление пластиковой обкладки мундштука или сбой пьезорозжига.
  3. Дополнительным аргументом против средних цен является практически повсеместное отсутствие нормального клапана регулировочного, который может быть важным и в случае грубых работ.
  4. Если с помощью аппарата планируется выполнять тонкую работу, пайку или сварку, дополнительно должно уделяться внимание балансировке и эргономике. Эти работы подразумевают частое включение и выключение горелки, следовательно, форма корпуса и размещение элементов управления должны позволять одной рукой осуществить розжиг и регулировку.
  5. Давление в газовом баллончике для горелокВыбор мощности диктует толщина и материал обрабатываемых деталей. Горелки мощностью 500−700 Вт вполне годны для пайки медных проводов или обжигания краски. Стальные изделия и трубки из цветных металлов толщиной до 3 мм хорошо прогреются горелкой мощностью порядка 1200−1500 Вт. Горелки в 2−3 кВт используются для нагрева и гибки арматуры толщиной до 14 мм.
  6. И еще об одной особенности: пламя качественных мощных горелок можно отрегулировать для более тонкой работы, но маломощной горелкой прогреть массивную деталь не удастся.

Вспоминается времечко (начало нулевых), когда китайские газовые плитки и прилагающиеся к ним поллитровые баллоны (в простонародье — «дихлофосы») стали появляться в рыболовных и туристических лавках. В ту пору за один подобный баллон торговцы просили около ста рубчиков, что для не совсем доходных слоёв населения — было, мягко выражаясь — совсем не по карману. И тогда хитрая на выдумку голь научилась их — оные баллончики — заправлять от бытовых газовых баллонов.

Неизвестно имя того пионера, кто первый воздвиг мост в виде шланга между могучим 50-литровым гигантом и малюткой-поллитровкой, но сие событие стало эпохальным, ибо с него и началась Великая Эра Халявного Газа.

Мы сотоварищи этим делом душеньку в своё время тоже хорошо отвели. Столько баллонов перезаправили — счёт потеряли! И продолжалось бы всё так и дальше, покуда не обнаружился неприятный изъян у одного уже не единожды перезаправленного баллона. Он, этот баллон — дал течь, и начал медленно, но верно — спускать своё драгоценное содержимое в атмосферу.

Не сразу, но появилось у нас подозрение, что давление газа, закачанного в баллон — явно не соответствует давлению, которое тот обязан держать. Это подозрение также было подкреплено одним замечательным событием, произошедшим с совершенно другим перезаправленным баллоном.

Сей баллон был вставлен в портативный газовый агрегат, располагавшийся в только что установленном (на хорошем морозе) мобильном пристанище рыболова. И покамест в палатке царил дубак — агрегат исправно излучал калории, постепенно повышая температурку. И когда таковая достигла значения, при котором перестали мёрзнуть лунки (а также грабли рыболова) — в агрегате сию же секунду сработал клапан аварийного давления, враз отключивший подачу газа в систему. Оный клапан — ежели верить бумажке с иероглифами — нужен дабы предотвратить перегрев баллона. Но баллон-то был прохладен! Аки пиво из холодильника!

Стало ясно, что опосля кустарной перезаправки с баллонами происходит что-то не то, и газу внутри их явно некомфортно.

Таки да, но ведь оригинальный газ, закачанный в баллоны фирмой-изготовителем — спокойно себе плескался внутри, не делая при этом никаких поползновений слинять наружу.

Впоследствии выяснилось, что изначально в баллоны был залит жидкий бутан, либо изобутан, мы же по простоте душевной «надували» их техническим пропаном. Нижеследующая таблица красноречиво показывает, чем пропан отличается от своих братьев бутана и изобутана.

Таблица 1. Давление (в атмосферах) насыщенных паров предельных углеводородов.

Температурка, °C
БутанИзобутанПропан
1,011,154,59
51,211,805,36
101,442,126,21
151,722,497,16
202,022,908,22
252,373,379,39
302,763,8910,66
353,204,4612,10
403,695,1113,64
454,235,8215,34
504,846,6017,17
555,507,4919,18
606,238,4221,34
657,039,4423,67

Как сообщил нам агент парагвайской разведки, работающий под прикрытием в Южной Корее — все «дихлофосы» рассчитаны на давление до 6,4 атмосфер. Исходя из вышенарисованной таблички можно легко понять, почему изготовители баллонов запрещают греть свою продукцию выше 40-45°C — именно при сей температурке давление изобутана начинает уже по-настоящему проверять на прочность тонкие стенки баллона. А вот баллон с бутаном, как видно из таблицы — теоретически можно ещё на пару десятков градусов подогреть, но — фирма сказала низя, значит низя! Почему — есть одна версия, но о ней ниже.

Ну вот, теперь пришло время посмотреть в колонку с пропаном и округлить глаза… Уже при нуле градусов сей газ ощутимо давит на стенки баллона, намекая на то, что внутри ему становится туговато. При 15°C давление паров преодолевает предельную отметку в 6,4 атмосферы. А при 40°C оно уже более чем вдвое выше максимально допустимого (что категорически недопустимо). Не могу точно сказать — при каком давлении баллон наконец-то не выдержит и затрещит по швам, но лучше сие на практике не проверять 1 . Мы умудрялись хранить перезаправленные пропаном баллоны при комнатной температурке, на всякий случай не допуская их нагревания, и 8 с копейками атмосфер, судя по всему, баллон спокойно выдерживал.

Не стоит забывать, что кроме стенок, которые, вероятно и справятся с давлением, несколько превышающим заявленную норму, в баллоне есть и такая интимная часть, как клапан. Сколько он выдержит — вопрос интересный, ведь в конструкции сего «органа», помимо металлических частей, имеются и пластмассовые детали. Его могли попросту «наджабить» при перезаправке, посему в одном баллоне он и начал травить.

Баллон могли и «передуть». Известно, что любой сжиженный газ должен наливаться в ёмкости таким образом, дабы сверху оставалось свободное пространство 2 . Зачем сие надобно? Учёные мужи от физики неоднократно писали в своих научных трактатах о том, что жидкий газ — не вода, при повышении температуры он — ещё не успев испариться — заметно расширяется. И ежели в баллоне не будет свободного места — газ порвёт его аки мойву (вот возможно, что именно поэтому для баллонов с чистым бутаном предел нагрева — 45°C, несмотря на то, что давление паров ещё не достигло предельных 6,4 атмосфер).

Какие же выводы из всего вышесказанного можно сделать?

А вывод тут напрашивается единственный: не уверен — не заправляй.

Конечно, при исправном оборудовании, прямых руках и трезвой голове это вполне осуществимо. И ведь не обязательно чистый пропан в баллоны лить, можно и пропан-бутановую смесь, где оного пропана всего треть.

С чистым же пропаном остаётся единственное — держать баллоны на холоде и там же их эксплуатировать, не допуская даже малейшего нагрева.

Ну и самое главное — любая перезаправка одноразового баллона осуществляется перезаправщиком на свой страх и риск, и в случае каких-либо неприятных последствий — вся ответственность за произошедшее будет лежать исключительно на нём.

Между прочим, в последнее время газ в баллончиках существенно подешевел, и возникает закономерный вопрос: а нужна ли она вообще — вся эта возня со шлангами? Может, таки проще купить новый баллон, чем возиться с перезаправкой старого?

  1. Хотя, мы однажды это всё-таки проверили — на рыбалке, при помощи костра. Правда, давление в момент взрыва измерить не удалось — ввиду того, что среди тех, кто принимал участие в эксперименте — так и не нашлось волонтёра, который бы это сделал. Но бабахнуло знатно — дно от баллона взлетело вверх метров на 30. ↩
  2. Что-то около 15%-20% (прим. ред.). ↩

«>

Сколько газа в баллоне 50 литров с пропаном?

Газоснабжение

Пятидесятилитровые баллоны являются самой распространенной емкостью для хранения сжиженного газа. Их используют на дачах и в не газифицированных поселках, ставят в автомобили и бытовки. Причем всех пользователей подобных емкостей интересует один вопрос. И дачники, и домовладельцы, и автомобилисты желают знать: насколько хватит им такого баллона. И в данной статье мы узнаем, во-первых, сколько газа влезает в 50-литровый баллон и, во-вторых, как быстро израсходуется этот объем.

1

Как устроен газовый баллон – основные детали

Любой баллон собирается на основе сваренной из листового металла колбы, верх и низ которой оформлены с помощью штампованных чашеобразных крышек. Причем к нижней части приварен кольцеобразный фартук-подставка (опорный башмак), а в верхнюю часть колбы (кольцо горловины) вкручивают особый запорный узел – вентиль для газового баллона. Основной цилиндр (обечайку) и обе чаши изготавливают из стального листа толщиной не менее 2 мм. Причем чашеобразная форма дна и крышки объясняется физическими свойствами газа, который, находясь в замкнутой емкости, давит на каждый квадратный миллиметр ее внутренней площади с одинаковой силой. Поэтому сварочные швы, с помощью которых соединяют обечайку и чаши, должны соответствовать самым высоким критериям качества.

Вентиль баллона должен работать долго и выдерживать большое давление

К баллонному вентилю предъявляют особые требования. Он должен выдерживать огромное давление и работать очень долго. Поэтому нижняя сторона его корпуса оформлена, как конический резьбовой штуцер, а сверху находится маховик резьбового штока, запирающего седло. Причем запорный механизм некоторых вентилей способен выдержать давление до 190 атмосфер, сохраняя работоспособность. Боковой отвод в корпусе вентиля оптимизирован под подключение гайки армированного или сильфонного шланга. Однако в большинстве случаев на отвод накручивают редуктор, выравнивающий давление до приемлемого уровня. А в случае транспортировки отвод в газовом вентиле закрывается специальной резьбовой заглушкой.

Кроме того, в некоторых баллонах вокруг вентиля обустраивается стальной воротник, защищающий запорный узел от механических повреждений. А в месте врезки вентиля монтируется особая шайба из мягкого металла (алюминия), на которую с помощью штамповки наносят даты последнего технического осмотра всей конструкции. В случае задержки технического осмотра заправлять баллон до предельного уровня давления категорически запрещается. Причем обнаружить факт отложенной проверки может любой пользователь. Для этого нужно прочитать символы на шайбе под кольцом горловины. Там, помимо времени последнего осмотра, есть и дата следующего. Если сегодняшнее число больше этой даты – баллон лучше не использовать.

2

Какую нагрузку выдержит корпус и вентиль

Стандартные емкости, изготовленные по нормам ГОСТ, могут выдержать рабочее давление в пределах от 9,8 до 19,6 МПа. Причем толщина листа, из которого готовят обечайку и чаши для баллона, выдерживающего давление до 190 атмосфер, доходит до 6 мм. Однако такой напор не выдержит ни один газопотребляющий прибор. Да и вес баллона из 6-миллиметровой стали будет очень значительным. Поэтому рабочее давление газа в баллоне емкостью 50 литров всегда равно 16 атмосферам, а точнее 1,6 МПа. Именно на такое давление рассчитаны бытовые редукторы, к которым подключают домашние котлы, колонки, плиты, духовые шкафы и конвекторы.

В баллоне на 50 литров рабочее давление равно 16-ти атмосферам

Впрочем, швы корпуса и запорный узел емкости ориентируют на более значительное давление в газовом баллоне – на 25 атмосфер (2,5 МПа). Правда, такое давление емкость испытывает только раз в пять лет – во время текущей проверки. И если швы баллона не смогут выдержать 25 атмосфер, то емкость отбраковывают и сдают в утиль. Вентиль может выдержать громадное давление – до 190 атмосфер. Именно такому напору может сопротивляться запорный узел, состоящий из штока и резьбовой пары. Хотя даже во время испытаний запор держит всего 25 атмосфер, а во время эксплуатации – не более 16 атмосфер. Именно на такое давление и нужно ориентироваться, рассчитывая, сколько газа помещается в стальном баллоне на 50 литров.

3

Сколько газа можно закачать в 50-литровую емкость

В пропановом баллоне на 50 литров помещается не более 42,5 литров сжиженного газа. Дело в том, что по нормам безопасности в емкость можно закачать не более 85 процентов от общего внутреннего объема (50х85%=42,5). Нарушать это правило нельзя ни заправщикам, ни владельцам емкостей! Кроме того, техника безопасности запрещает расходовать сжиженное топливо до конца. Поэтому остаточное давление в баллоне с пропаном не может быть менее 0,1 МПа, и фактически в распоряжении владельца емкости оказывается от 40 до 42 литров пропана. Ну а если перевести это в килограммы, то получается, что в баллон можно закачать 20-21 кг газа (1 л пропана = 0,5 кг).

В единицах измерения энергии – ваттах – баллон пропана вмещает 966 МДж (1 кг пропана = 46 МДж) или 268 кВт*ч. Если используется пропанобутановая смесь с более высокой теплотворной способностью, то в один баллон войдет до 273 кВт*ч. Много это или мало – зависит от аппетитов потребителя. Если вы подключаете баллон к котлу, то одной емкости вам хватит на 2-3 дня (при сильных морозах и площади дома от 50 квадратов). Для стандартной газовой плитки мощностью 3 кВт такого источника энергии хватит почти на 90 часов непрерывной работы конфорок на полной мощности. Или на 60 приготовлений обедов (при условии, что на первое и второе блюдо уйдет 1,5 часа работы конфорки).

А вот для плиты и газовой колонки одного баллона будет мало. Ведь даже маломощный проточный водонагреватель потребляет не менее 15 кВт*ч, следовательно, запаса энергии в емкости хватит только на 17-18 часов непрерывной работы. А если учесть, что средняя продолжительность принятия душа равняется 15-20 минутам, то семья из четырех человек истощит 40-литровый запас пропана за месяц, при условии, что водные процедуры они будут принимать через день. И о горячей воде на кухне в этом случае можно и не мечтать.

Автомобилисты могут подсчитать расход газа по простой формуле: 1 литр бензина = 1,2 литра сжиженного топлива.

В итоге большинство владельцев участков без центрального газопровода строят автономную систему газоснабжения на базе трех или даже четырех 50-литровых емкостей. И такой запас взрывоопасного и пожароопасного вещества требует совершенно особых условий хранения.

4

Как хранят и транспортируют газовые баллоны

При эксплуатации 50-литровых емкостей с чистым пропаном или пропанобутановой смесью принято придерживаться следующих правил:

  • Баллоны стоят только в вертикальном положении, опираясь на башмак.
  • Емкости со сжиженным газом стоят исключительно на улице, в железном ящике.
  • Ящик для баллонов обязательно имеет перфорацию, обеспечивающую проветривание.
  • Расстояние от емкости до двери и окна первого этажа не может быть менее 50 см.
  • Расстояние от места хранения емкостей до колодца или выгребной ямы не должно быть менее 300 см.
  • Баллоны следует поставить с северной стороны, поскольку максимальная температура эксплуатации не может быть выше 40-45 градусов по Цельсию. А на прямых солнечных лучах металл нагревается сильнее.
  • Между баллоном и газопотребляющим прибором  должен стоять редуктор, который выравнивает давление в газопроводе.

Причем этот свод правил касается и одного баллона, и целой группы емкостей, объединяемой с помощью газораспределительного коллектора.

Как определить по весу баллона со сжиженным пропан-бутаном сколько там осталось атмосфер?

Баллон пропановый 50 литровый с вентилем: Объём — 50 л. Наибольшее рабочее давление газа — 1,6 МПа. Габариты — 300х920 мм. Толщина стенки – 3 мм. Рабочая температура — От -40 до +45.Допустимая масса сжиженного газа (max.) – 21,2 кг. Масса пустого баллона – 22,5 кг. Вес полного баллона — 43,7 кг. Баллон 27 литров газовый пропановый с вентилем: ГОСТ 15860.Объём — 27 л. Габариты — 300х600 мм. Толщина стенки – 3мм. Наибольшее рабочее давление газа — 1,6 МПа. Рабочая температура — От -40 до +45.Допустимая масса сжиженного газа (max) – 11,3 кг (20 литров). Масса пустого баллона — 14,4 кг. Вес полного баллона — 25,7 кг. Баллон 12 л для сжиженного газа (пропан) с вентилем: Запорное устройство — вентиль ВБ-2.Габариты: диаметр/высота — 220х540 мм. Наибольшее рабочее давление газа — 1,6 МПа (16 атм). Рабочая температура — От -40 до +45.Допустимая масса сжиженного газа (max) – 5,3 кг (6,8 литров). Масса пустого баллона — 6,0 кг. Вес полного баллона — 11,3 кг. Баллон пропановый 5 л с вентилем: Объём — 5 л. Наибольшее рабочее давление газа — 1,6 МПа. Габариты — 220х290 мм. Толщина стенки – 3 мм. Рабочая температура — От -40 до +45.Допустимая масса сжиженного газа (max) – 2,2 кг. Масса пустого баллона – 3,1 кг. Вес полного баллона — 5,3 кг.

Пустой 50 литровый баллон весит ровно 22 кг, 50 литров газа пропана весит — 21,2 кг. Итого заправленный баллон весит 43 килограмма 200 граммов.

Давление в баллоне со сжиженном газом не зависит от веса остатка газа в баллоне, зависит исключительно от давления паровой фазы. по давлению определить остаток пропан-бутановой смеси невозможно. определить остаток можно только по весу, Если заправщик заправил больше допустимого объема газа, давление будет сильно зависеть от температуры баллона и при перегреве баллон может взорваться. Ниже более подробно о весе заправленного баллона: В бытовом газовом баллоне объемом 50, 24, 12, 5 литров, согласно действующим нормативам, должно быть не более 85% сжиженного газа от объема баллона. то есть в полностью пустые баллоны должно быть залито заправщиком: 50 литровый баллон (22кг) — 42,5 литра = газа 23,16 кг (лето) или 21,97 кг газа (зима) = полный баллон 35,16 кг (лето) или 43,97 кг (зима). 27 литровый баллон (14,4кг) — 22,95 литра = газа 12,5 кг (лето) или 11,86 кг (зима) = полный баллон 26,9 кг (лето) или 26,26 кг (зима) 12 литровый баллон (9кг) — 10,2 литра = газа 5,56 кг (лето) или 5,27 кг (зима) = полный баллон 14,56 кг (лето) или 14,27 кг (зима) 5 литровый баллон (3кг) — 4,25 литра = газа 2,32 кг (лето) или 2,2 кг (зима) = полный баллон 5,32 кг (лето) или 5,2 кг (зима). Важно: нормы заправки баллонов по объему могут отличаться на заправках, объем заправки газа (или вес) должен быть явно указан продавцом газа при указании стоимости заправки баллона, в этом случае вес можно аналогично пересчитать, согласно указанному объему заправки бытового газового баллона. Примечание: заправляемая газовая смесь летняя — 50% пропана + 50% бутана имеет теплотворную способность 6470 ккал/л или 11872 кКал/кг или 115 мДж/м3. Плотность 0,545 кг/литр. Плотность паровой фазы 2,2 кг/м куб. заправляемая газовая смесь зимняя — 90% пропана + 10% бутана имеет теплотворную способность 6175 ккал/л или 11943 кКал/кг. Плотность 0,517 кг/л. Сколько в 1 кг сжиженного газа Киловатт часов? Один килограмм газа при сгорании даст выделяемую энергию около 11900 кКал/кг (без учета КПД). 1кВт/ч = 860 кКал в 1 кг сжиженного газа 11900 кКал соответственно в 1 кг сжиженного газа примерно 13,83 кВт/ч Эквивалентная мощность выделяемая 1 кг сжиженного газа с учетом типового КПД тепловых приборов При использовании систем обогрева с отводом газов КПД обычно составляет около 85%, В этом случае эффективная «эквивалентная мощность» обогрева составит 85% от 13,83 (кВт/ч) /кг, что составит примерно 11,77 (кВт/ч) /кг. Те с учетом типового КПД 85%, 1 кг сжиженного газа даст эквивалентную мощность приблизительно равную 11,77 кВт/ч. технология замены вентиля газового баллона

Читая ваши ответы удивляюсь откуда у вас такие «точные» расчеты. Работаю с газом с 15 лет начинал с отцом, сейчас своя фирма. И прошу учесть что плотность газа меняется от температуры газа, залитого в балон, балоны одинакого обьема отличаются в весе порядком от 0.1 кг до 5КГ!!!! для этого есть паспорт балона на балоне где написана масса балона с газом и масса балона пустого. Давление так же меняется от температуры если залить даже 95% пропан при -25 давление в полном балоне не привысит 6атм. а залив такой же газ в +20 давление может поднятся до 10-12 атм. ПО ДАВЛЕНИЮ ОСТАТОК ГАЗА НЕ МЕРЯЕТСЯ!!! У газа есть ВЕС, ПЛОТНОСТЬ, ТЕМПЕРАТУРА, по падению давления можно только определить что скоро перестанет гореть ( в старых газгольдерах кустарно переделанных нет уравнемера и кранов для определения остатка только манометр) так что если давление менее 1атм скоро будете мерзнуть, а газа в бочке может быть сколько хочешь даже полной но газ плохого качества (большое содержание бутана).