Деревянные наличники на окна, фото, узоры для декоративных резных наличников на русских избах

В предыдущей части мы рассказали о строении бревенчатой избы и ее крыши, которую старались предохранить от разрушения с помощью легко заменяемых элементов (первоначально даже без каких-либо украшений). Теперь настало время поговорить о символах и орнаментах резьбы.

Все схемы в статье: © Вадим Ковалев; фото 2, 3, 5, 7, 9: @iduismotru

Вадим Ковалев

На современных домах можно увидеть разве что самые распространенные символы — то ли дело орнаменты и фигурная резьба, которыми украшали старые избы XVIII-XIX веков.

Чтобы оградить дом и семью от напастей, насылаемых недобрыми силами, мало было крепко запереть избу и закрыть ставни. Дом защищали и с помощью разных «доброжелательных» знаков — оберегов. Сперва это были простые засечки и зарубки на косяках дверей и окон, консолях, столбах опор. Позже они превратились в декоративные орнаменты, а затем и в фигурные изображения, символизирующие солнце, плодородие, различных божеств и персонажей сказок и легенд.

Орнаменты и фигурки служили оберегами, охранявшими очаг и всех живущих в доме от невзгод. И, кроме того, прославляли силы природы, в первую очередь — земное плодородие. Наносились эти символы в определенных местах и в определенном сочетании. Это было своего рода пожелание счастливой жизни не только хозяевам дома, но и потомкам, которые будут жить здесь.

Например, внутри дома резьбой покрывалась матица — главная срединная потолочная балка (иногда таких балок было несколько), на которою опирались образующие потолок плахи (расколотые пополам бревна). Затем — печные столбы в центре избы и массивные опоры для двух балок-воронцов, расходящихся от них под прямым углом.

Магическими изображениями обрамлялись все проемы и отверстия, через которые могли проникнуть злые силы, — резные элементы помещались на воротах, вокруг окон, дверей, на щипце крыши и даже внутри жилища (на тот случай, если нечисть все же проникнет в дом).

Символы в резьбе
На внутренних и внешних резных элементах присутствовали символы солнца, огня, воды, земли, плодородия и многие другие. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Вадим Ковалев

Солярные символы
Связаны с солнечными светлыми богами — Даждьбогом, Сварогом и Хорсом, представляющим силы Прави (верхнего небесного мира в славянской мифологии). Свастику называли коловрат («коло» — круг, кольцо, колесо), или солнцеворот. Этот знак бывает статическим и динамическим. Статическим считается тот, у которого «лучи» расположены строго по вертикали и горизонтали.

Громовой знак — заключенный в круг шестиконечный крест. Знак олицетворял солнце, которое было колесом от колесницы бога неба — Перуна. Этот «добрый» солнечный символ выражал идею ясного дня и безоблачного неба, а в грозу или бурю должен был оградить дом «от грому», то есть от удара молнии и страшного пожара (поэтому знак старались расположить под самым коньком).

Вадим Ковалев

Восьмилучевой коловрат — знак Сварога, бога-творца и одновременно бога мудрости. Считалось, что именно Сварог создал Землю, людей (через Даждьбога) и даровал им многие предметы, в том числе — металл и плуг. Знак Сварога — символ мудрости и высшей справедливости.

Вадим Ковалев

Знаки солнца в виде розеток — существовало множество их вариантов, где лепестки ассоциировались с лучами солнца. Чаще всего солнце изображалось в виде большого цветка или цветочной розетки.

Солнце в зените может быть показано полукругом, дугой вверх, с тремя и более лучами, а также птицей с расправленными крыльями. Знак солнца ставился над проемами в стенах дома — окнами, дверями, слуховыми окошками и т. д.

Вадим Ковалев

Крест — тоже солярный символ. Многие считают его христианским знаком, однако, это далеко не так. Крест — символ жизни, неба и вечности. Правильный (равноконечный) крест также символизировал взаимодействие двух начал: женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная). Он считался и примитивной моделью Мирового древа, где вертикальная черта — Мировое древо, а горизонтальная — мир Яви. Соответственно, над горизонтальной чертой на Древе расположен верхний мир Прави, под ней — нижний мир Нави (ассоциировался с подземным огненным царством).

Вадим Ковалев

Символика огня
Огонь для язычников был сакральным явлением, с которым связаны представления об огне земном (в том числе жертвенном) и небесном. Говоря о последнем, изображали огонь небесной кузни Сварога (где огненный меч служил символом справедливости и Прави), а также огонь Нави, на котором, как и в христианских верованиях, поджаривали грешников.

Вадим Ковалев

Символы земли, природы и плодородия
Макошь, мать-земля, матушка-природа… Почему так говорят? Наши предки-язычники называли землю матерью — именно она подательница всех благ. Богиней Земли, плодородия и судьбы была Макошь. Ее имя образовано из двух корней: «ма» — мать и «кошь» — кошелек, хранилище богатства.

Вадим Ковалев

На многих орнаментах богиня в одной руке держала рог изобилия, в другой — клубок нити-судьбы. Эти нити пряли для Макоши ее сестры — Доля и Недоля: первая — счастливую судьбу, вторая — несчастную.

Вадим Ковалев

Берегиня фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяла женское начало. Это один из самых популярных образов на резных наличниках. Иногда эта фигурка определяется четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как переплетение цветов и змей.

При желании ее можно узнать — центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги. Также можно увидеть стилизованные изображения женщин с оленями по бокам: с поднятыми ладонями — Макошь, с опущенными — Лада.

Вадим Ковалев

Символика плодородия представлена очень характерным узором. Это ромб или квадрат, обозначающий маленькое поле. Он разделен на четыре части, символизирующие лунки для семян. Если в маленьких ромбиках есть точки, это значит, что поле засеяно, если ромбики пусты — еще не засеяно.

Александра Немирова

Тему плодородия иллюстрирует и растительный орнамент, изображающий ростки, в виде стилизованной буквы «Ж» — в славянской азбуке она именовалась «живёте».

Лес изображали как несколько схематически нарисованных деревьев. Сосну считали светлым деревом веры и магии — деревом Прави. Ель — дерево темное, дерево Нави (помните поговорку: «В сосновом лесу — молиться, в березовом — веселиться, а в еловом — удавиться»?). Однако ель, перевернутая ветками вверх, служила пассивной защитой — руной богини Макоши.

Фото: Александра Жаркова, flickr.com

Вадим Ковалев

Мировое древо означало ось мира, которая держит на себе все его силы: в корнях расположился нижний мир Нави, у ствола — Яви, в ветвях — верхний мир Прави.

Цветок папоротника — огнецвет. Известный символ, с которым связана легенда: папоротник в ночь на Ивана Купалу выпускает цветок-огнецвет. И цветет он только одну ночь, а потом бесследно пропадает. Тот, кто найдет этот цветок, станет мудрым и сильным.

Символы воздуха и пространства, а также союза двух начал
Стрела — основной символ воздуха, а вместе с ним и ветра. Наши предки-оружейники знали законы аэродинамики, которые позволяли создавать стрелы и луки, поражающие врага на расстоянии 250 м. Две стрелы в резьбе — это восходящие и нисходящие потоки воздуха.

Фото: Бенте Нордхаген (Bente Nordhagen), flickr.com

Вадим Ковалев

Пространство тоже изображалось при помощи стрел — четырех или восьми. Они характеризуют сущность пространства: север (зима), юг (лето), запад (ночь) и восток (день). Круг, проведенный по этому кресту, означает единство элементов.

Тема единения и конфликта противоположных сил — одна из главных в резьбе знаков. Это и дуальная пара верхнего и нижнего миров Правь-Навь, и день с ночью, и, наконец, мужчина и женщина.

Вадим Ковалев

Символы воды
Вода — то, что дает жизнь всему живому. От небесной воды зеленеют травы и леса весной, благодаря ей все цветет, плодоносит и колосится, а не засыхает. Поэтому в резьбе присутствуют волнообразные узоры («небесные хляби»), располагающиеся в верхней и нижней частях фасада дома, а также бегущие вертикальные ручейки — в основном на боковых полках наличников. Можно увидеть также знаки дождя, капли и т. п.

Речную воду, которая пришла из-под земли (из ключей, родников), изображают в виде волнистых горизонтальных полос. В древних мифах и сказках фигурирует еще одна река — огненная. Она разделяла Правь и Навь, а стерегла эту границу Баба-яга.

Вадим Ковалев

Звериные знаки
Животные и птицы в резьбе что-то символизируют. Например, конь — силу и выносливость, олень — долгую и состоятельную жизнь, птички — праведную душу, ворон — мудрость и т. п. И даже паучку здесь нашлось место — он считается символом настойчивости, терпения и художественного промысла.

Голуби — одна из самых распространенных тем в резьбе. Чаще всего это пары птиц, смотрящих друг на друга. Заклинательный смысл знака: пусть в этом доме живут счастливо и растят детей (дети — произрастающий цветок).

Впрочем, далеко не все украшения можно расшифровать, ведь многие из них делались только для красоты.

Чаще всего фигуры животных изображаются парами, как на фото. Особое место в звериных мотивах занимают змеи, связанные с понятием воды, а значит, и плодородия. Это могут быть извивающиеся или двухголовые змеи-охранители дома. Часто можно увидеть изображения «ужей-господариков»: ужей держали в домах и подкармливали молоком, чтобы они, отпугивая мышей, охраняли посевное зерно.

Резные наличники на окна (70 фото)

1

Резные наличники ВУДТРЕЙД


2

Деревянные наличники


3

Зеркало в резном наличнике


4

Резные наличники ВУДТРЕЙД


5

Декор для наличников


6

Резные наличники ВУДТРЕЙД


7

Заготовки для наличников


8

Наличники на окна


9

Владимирская пропильная резьба наличники


10

Резные ставни


11

Наличники на окна


12

Резные наличники в Казани


13

Декорированные наличники


14

Резные наличники


15

Обналичники на окна


16

Прорезной наличник 162766


17

Декорированные наличники


18

Резные наличники


19

Узоры для наличников


20

Ажурные наличники


21

Наличник прорезной 18х85х2200


22

Владимирская пропильная резьба наличники


23

Сайдинг и резные наличники


24

Резные наличники ВУДТРЕЙД


25

Наличник прорезной Глория 140


26

Ставни на окна


27

Наличник резной 500 п/м


28

Наличники резные деревянные


29

Деревянная резьба


30

Резные наличники


31

Наличники для беседки


32

Домовая резьба наличники карнизы очелье


33

Наличник резной 500 п/м


34

Наличники для окон из дерева


35

Оконные наличники


36

Резные наличники металлические


37

Резные деревянные оконные наличники


38

Наличники на окна пластиковые


39

Красивые резные наличники


40

Резные наличники ВУДТРЕЙД


41

Резные наличники финские


42

Прорезные наличники


43

Резные наличники на окна


44

Резные наличники на окна


45

Резные наличники прорезная резьба


46

Резные оконные наличники


47

Зеркало с деревянной рамой


48

Прорезная резьба наличники


49

Наличники для деревянного дома


50

Резные наличники ВУДТРЕЙД


51

Резные наличники на окна


52

Наличники якутские


53

Резные наличники


54

Резные полки


55

Наличники резные деревянные в Коломне


56

Резные наличники


57

Владимирская пропильная резьба наличники


58

Узорчатые наличники


59

Деревянный дом с резными наличниками


60

Узорные наличники


61

Декоративные наличники на окна


62

Наличники прямые на окна


63

Обналичка резная деревянная


64

Иван Хафизов фотограф наличники


65

Владимирская пропильная резьба наличники


66

Мастер наличники резные


67

Деревянные наличники


68

Наличники на окна


69
70

Что такое наличники? (Стили, история и использование наличников)

Наличники чаще всего используются в качестве молдингов или отделки вокруг дверей и окон. Наличники не являются конструктивно необходимыми, поскольку они не поддерживают раму окна или двери и не скрепляют строительные материалы. Что делает наличник, так это придает вашему дому законченный вид. Окна и двери без наличников могут выглядеть тусклыми, голыми и незащищенными. Они могут выглядеть так, как будто чего-то не хватает, даже если вы не можете определить, что это такое.

Малейшие несовершенства стыков и швов могут бросаться в глаза, как больные пальцы, в архитектурно здоровой комнате. Эти дефекты невозможно скрыть краской, и тогда на помощь приходят наличники. Даже если стыки и швы вокруг ваших окон идеально измерены и установлены, между гипсокартоном и этими рамами часто остается зазор, позволяющий строительным материалам расширяться и сжиматься в горячих или холодных условиях, таких как дерево.

Что такое архитрав?

Наличник представляет собой внутренний молдинг, устанавливаемый вокруг оконных, дверных или других типов проемов внутри вашего дома. В классических архитектурных терминах «архитрав» описывает горизонтальную балку, установленную на двух вертикальных колоннах. Наличники также могут называться «наличниками» или «кожухами» и выполнять как практическую, так и декоративную функцию. Наличники могут улучшить стиль и тему любой комнаты, придав характер, чутье и элегантность, маскируя или скрывая стыки, швы и трещины, вызванные сжатием и расширением строительных материалов, таких как дерево.

Как используются наличники?

Ваш дом не совсем статичен. Он находится в постоянном состоянии тонкого движения, подобного вращению мира, так что вы даже не замечаете этого. Именно поэтому строители оставляют зазор между рамой окна или двери, чтобы гипсокартон не треснул.

Большинство дверей и окон имеют наличники, которые вы, возможно, никогда не замечали. Однако теперь, когда вы знаете, что такое наличники, вы начнете замечать их в своем офисе, любимом ресторане и в домах ваших друзей.

Разница между плинтусами и наличниками

Плинтусы и наличники представляют собой молдинги, которые образуют соединение между строительными материалами, такими как гипсокартон и древесина. Эта отделка предназначена для того, чтобы скрыть дефекты конструкции стыков и швов или закрыть зазор, оставшийся между гипсокартоном и деревянным каркасом, который может сужаться и расширяться в жаркую или холодную погоду и вызывать растрескивание гипсокартона.

Самое существенное различие между плинтусами и наличниками заключается в том, где они устанавливаются. Плинтусы расположены вдоль основания вашей внутренней стены, защищая стену от потертостей, ударов и ссадин, а наличники обрамляют края прямоугольных конструкций в вашем доме, таких как двери и окна.

И плинтуса, и наличники также выполняют декоративную функцию, и в зависимости от эпохи вашего дома эти молдинги могут варьироваться от детализированных и богато украшенных до гладких и упрощенных.

Из чего делают современные наличники?

Наличники могут быть изготовлены из различных материалов, включая твердую древесину, мягкую древесину и древесину различных стилей. Они также обычно изготавливаются из МДФ, что является более экономичной альтернативой дереву.

В некоторых случаях, например, во влажных домах или домах, особенно восприимчивых к экстремально высоким или низким температурам, МДФ является предпочтительным выбором, поскольку он не дает усадки и деформации, как древесина.

Хотя вариантов применения меньше, наличники также могут быть изготовлены из таких материалов, как гипс, резино-керамическая плитка, алюминий и ПВХ.

Выбор материала может зависеть от того, какие молдинги уже используются в вашем доме, чтобы обеспечить постоянство и преемственность между вашим интерьером. В старых домах традиционно используется больше твердой древесины, чем в современных домах, тогда как современные конструкции больше склоняются к мягкой древесине и МДФ.

Компания Australian Moulding Company может изготовить наличники из любой древесины по запросу; однако мы чаще всего используем:

  • Сосна сращенная на шип
  • Чистая сосна
  • Меранти
  • Дуб
  • Западный красный кедр
  • Лиственная древесина, высушенная в печи (KD Hardwood)

Мы также предлагаем высококачественную (MRMDF) влагостойкую древесноволокнистую плиту средней плотности, которая идеально подходит для помещений с небольшим воздействием света, ограниченной вентиляцией или с высокой вероятностью протечек и повышенной влажностью, таких как ванные комнаты.

История архитравов

Термин «архитрав» восходит к Древней Греции на 40 000 лет, где под архитравом понимали «главную балку», опирающуюся на ряд колонн. Архитрав был одним из нескольких слоев, которые располагались прямо над колоннами, образуя часть так называемого «антаблемента» — очень декоративного элемента, созданного для демонстрации силы. Архитрав был опорным слоем, расположенным под «фризом» и «карнизом», и обычно был менее декоративным, чем два других слоя.

Наличники, которые мы знаем сегодня, сформировались в период Тюдоров (1485-1603), когда дома строились не из камня, а из кирпича. В то время люди испытывали проблемы с появлением щелей между дверью и стеной.

Это было особенно проблематично в более роскошных и мощных домах, где фундаментальное значение имела эстетика каждой комнаты. В то время архитрав был сделан из двух ножек и головы, которая располагалась вокруг дверной рамы, чтобы скрыть эти развивающиеся щели.

Только в Викторианский период (1837-1901) идея архитрава была расширена и превращена в элемент декора. Профили наличников были изготовлены из дерева с декоративной резьбой, чтобы создать впечатление и улучшить внешний вид двери.

В то время как использование наличников сегодня не изменилось кардинально, их внешний вид и способ их изготовления изменились. Современные наличники все еще могут быть декоративными и декоративными в зависимости от периода вашего дома. Однако современные и более современные дома и квартиры, скорее всего, будут иметь более гладкий и простой дизайн.

Типы/стили наличников

Компания Australian Molding Company предлагает более 5000 различных профилей наличников за все периоды австралийского жилищного строительства. Мы специализируемся на стилях колониального, викторианского, федеративного, позднеэдвардианского, ар-деко и послевоенного периодов, и у нас есть широкий выбор стилей для всех современных домов. См. полный ассортимент здесь > >

Характеристики здания

Самостоятельное руководство по внешней архитектуре здания (pdf)
Самостоятельное руководство по внутренней архитектуре здания (pdf) 9Брошюра о здании Верховного суда 0069 (pdf)

Главный вход в здание Верховного суда находится с западной стороны, напротив Капитолия Соединенных Штатов.

Несколько низких ступенек ведут к овальной площади шириной 252 фута перед зданием. По обеим сторонам этих ступеней находится пара мраморных канделябров с резными панелями на квадратном основании, изображающими: Справедливость, держащую меч и весы, и Три судьбы, сплетающие нить жизни. По обеим сторонам площади расположены фонтаны, флагштоки и скамейки.

Основания бронзовых флагштоков украшены символическими изображениями весов и меча, книги, маски и факела, пера и булавы, а также четырех элементов: воздуха, земли, огня и воды.

По обеим сторонам главных ступеней сидят мраморные фигуры. Эти большие статуи — работа скульптора Джеймса Эрла Фрейзера. Слева женская фигура, Созерцание Справедливости. Справа — мужская фигура, Хранитель или Власть Закона.

Шестнадцать мраморных колонн у главного западного входа поддерживают фронтон. На архитраве выше высечено «Равное правосудие по закону». Вход увенчан скульптурной группой Роберта Эйткена, представляющей Свободу на троне, охраняемую Порядком и Властью. По обеим сторонам расположены группы из трех фигур, изображающих Совет и Исследования, которые Эйткен смоделировал по образцу нескольких видных деятелей, занимающихся законом или созданием здания Верховного суда. Слева — председатель Верховного суда Тафт в молодости, госсекретарь Элиу Рут и архитектор Касс Гилберт. Справа сидят главный судья Хьюз, скульптор Эйткен и главный судья Маршалл в молодости.

Слишком часто посетители не видят соответствующего фронтона и колонн с восточной стороны. Здесь скульптурная группа принадлежит Хермону А. МакНилу, а мраморные фигуры представляют великих законодателей, Моисея, Конфуция и Солона, в окружении символических групп, представляющих средства обеспечения соблюдения закона, умеренную справедливость милосердием, разрешение споров между государствами и морской и другие функции Верховного суда. На архитраве есть легенда: «Правосудие — хранитель свободы».

Монументальные бронзовые двери в верхней части парадных ступеней весят шесть с половиной тонн каждая и при открытии скользят в нишу в стене. На дверных панелях, созданных Джоном Доннелли-младшим, изображены исторические сцены развития права: сцена суда над щитом Ахилла, описанная в «Илиаде»; римский претор издает указ; Джулиан и ученик; Юстиниан публикует Corpus Juris; Король Иоанн запечатывает Великую хартию вольностей; канцлер публикует первый Вестминстерский статут; Лорд Кокс запрещает королю Джеймсу заседать в качестве судьи; и председатель Верховного суда Маршалл и Джастис Стори.

Главный коридор известен как Большой Зал. С каждой стороны двойные ряды монолитных мраморных колонн поднимаются к кессонному потолку. Бюсты всех бывших председателей установлены поочередно в нишах и на мраморных постаментах вдоль боковых стен. Фриз украшен медальонными профилями законодателей и геральдическими знаками.

В восточной части Большого Зала дубовые двери ведут в Зал Суда. Размеры этой величественной комнаты — 82 на 91 фут, а потолок — 44 фута. Его 24 колонны изготовлены из сиенского мрамора из карьера Старого монастыря из Лигурии, Италия; его стены и фризы сделаны из мрамора Ivory Vein из Аликанте, Испания; а его напольные бордюры выполнены из итальянского и алжирского мрамора.

Приподнятая скамья, за которой сидят судьи во время заседаний, и другая мебель в зале суда сделаны из красного дерева. В 1972 году скамья была изменена с прямой на «крылатую», чтобы обеспечить преимущество в виде и звуке по сравнению с оригинальной конструкцией.

Слева от скамьи находится секретарь суда. Секретарь отвечает за ведение судебных дел и календарей аргументов, надзор за допуском адвокатов в Коллегию адвокатов Верховного суда и другую связанную с этим деятельность. Справа стол маршала суда. Маршал является хронометристом судебных заседаний, сигнализируя адвокату белым и красным светом об истечении времени. В обязанности маршала входит техническое обслуживание и безопасность здания, а также выполнение функций управляющего зданием Суда.

Адвокаты, ведущие дела в суде, занимают столы перед судом. Когда приходит их очередь спорить, они обращаются к Скамье с кафедры в центре. Бронзовые перила отделяют общественную часть от той, что предназначена для Коллегии Верховного суда.

Представители прессы сидят на красных скамейках вдоль левой стороны зала суда. Красные скамейки справа отведены для гостей судей. Черные стулья перед этими скамьями предназначены для придворных и высокопоставленных гостей.

На первом этаже расположены большие формальные Восточный и Западный конференц-залы, офисы маршала, кабинет генерального солиситора, комната отдыха юристов, конференц-зал судей и комната для раздевания. Это офисное пространство окружает четыре двора, в каждом из которых есть центральный фонтан.

Большая часть второго этажа отведена под офисные помещения, включая кабинеты Докладчика по решениям, Юридический отдел и Столовую судей.

Библиотека занимает третий этаж и насчитывает более 600 000 томов. Для удовлетворения информационных потребностей Суда библиотекари, помимо книг, используют электронные поисковые системы и свою коллекцию микроформ. Главный читальный зал библиотеки обшит дубовыми панелями ручной работы. Резьба по дереву здесь, как и во всем здании, — работа братьев Мэтьюз.