История ворот — Мастерок.жж.рф — LiveJournal
Прототипом современных ворот можно считать камень, которым древний человек загораживал вход в своё жилище, спасаясь от холода, диких зверей и набегов вражеских племен. Тогда человек начал строить ограждения, неотъемлемой частью которых и стали ворота. Они не отличались изысканным внешним видом, а носили чисто практический характер. Сначала ворота делали из наиболее доступного и недорогого материала — дерева. Позже ворота стали оббивать железом в декоративных целях. В то время такую роскошь могли позволить себе немногие — ведь железо было достаточно дорогим материалом. Потом железо стало дешевле, появились более лёгкие сплавы.
И на смену простым деревянным воротам пришли надежные стальные ворота.
Очень отличались от современных ворота, созданные в далёкой античности. Скорее это были просто «большие входы» в каменных сооружениях того времени. Позже, уже в XI веке нашей эры, на территории Древней Руси обрели популярность арочные ворота, состоявшие из двух каменных вертикальных колонн и соединявшей их арки. Такие ворота назывались популярным словом «портал». В средневековье практически все замки были окружены рвом с водой, и ворота, опускаясь вниз, выполняли роль моста, ведущего в город. Такие ворота отличались уже относительной технической сложностью. Как раз их можно рассматриваться как первые, пусть не автоматические, а полуавтоматические ворота.
Городские ворота в России служили не только для того, чтобы впускать и выпускать в город и из города людей и грузы, но были ориентированы по сторонам Света и использовались для проведения религиозных обрядов. Например, у Красных ворот в Москве встречали и провожали Масленицу, всенародно ели блины. А в русских деревнях ворота имели свою крышу и запирались на засов изнутри. Через них ввозили различные продукты, всевозможные товары, необходимые для поддержания жизни крестьянского дома. Как правило, в крестьянских владениях было двое ворот: фасадные, украшенные резьбой, и задние, которые обыкновенно выходили в огород.
Воро́та — проезд в стене или ограде, запираемый створами. Ворота могут использоваться для ограничения доступа на определённую территорию, а могут быть чисто декоративным элементом. Декоративные ворота, как правило, не имеют створов и представляют собой отдельно стоящую арку.
Укреплённые ворота являются неотъемлемой частью фортификационного с крепости, нередко перед воротами устраивался барбакан — оборонительное сооружение, охранявшее подступ к воротам. Сверху над воротами часто надстраивалась башня. Проход в воротах нередко перекрывался решеткой-катарактой.
Нам сейчас кажется, что ворота были всегда. Как солнце, воздух или колесо… Но если с солнцем и воздухом всё ясно, то ворота – как и колесо – кто-то придумал первым. Вот только история ворот началась много раньше истории колеса – еще на заре каменного века. Именно тогда самый изобретательный из наших далеких предков придумал загородить вход в свою пещеру большим камнем, обломками деревьев и пучками прутьев.
Ворота заслонили человека от холодных ветров и воинственных соседей. Ворота можно было приветливо распахнуть перед дорогими гостями, а можно – захлопнуть перед тяжеловооруженными недоброжелателями. Всегда и везде – в городе, крепости или доме – ворота служили надежной границей между общественным и личным, защитой от всего враждебного, что отныне навсегда осталось снаружи.
Внешний мир десятки столетий был холодным и враждебным, и человек, строя первые свои поселения, возводил вокруг них ограды и стены – и, конечно, стены эти были с воротами. Крайне интересна мистическо-религиозная символика ворот. С глубокой древности в самых разных культурах и религиях ворота, арки и двери являлись символами перехода в Иное – через сон, смерть или обретение высшей истины. Например, в римской мифологии двуликий Янус был богом ворот и дверей – и хозяином ключей от Главных Врат, символа начала и конца. Еще в седьмом столетии до нашей эры в Риме зародился интересный обычай: когда объявлялась война, правитель города отпирал двойные дубовые врата храма Януса, изукрашенные золотом и слоновой костью, и сквозь них проходили легионы солдат, отправлявшиеся на войну… Не случайно сквозь врата человеческие души пропускают в рай – но есть и ворота, ведущие в ад… И даже на страницах старозаветных сонников наши прабабушки могли прочитать, что увидеть во сне распахнутые ворота – означало стоять на пороге важного события, за которым откроется новое качество существования.
Врата Древнего Рима и Вавилона
Конечно, и в Древнем Риме, и в Византии, и в средневековой Европе были декоративные врата торжеств и военных триумфов – триумфальные арки, но были и настоящие ворота, которые должны были устоять при самом свирепом натиске вражеского войска. Например, необычайной красоты арочные Врата Иштар в легендарном Вавилоне предназначались не для защиты от неприятеля, а для торжественных процессий жрецов в честь этой богини плодородия и плотской любви – но, по свидетельству Геродота, стометровой высоты оборонительные стены Вавилона закрывались на 100 громадных, окованных медью ворот, и сквозь них не смог бы прорваться ни один враг. Главные ворота были важнейшим местом древних городов – в мирное время там кипела рыночная торговля и заключались сделки, там провозглашались пророчества и вершился суд.
И все-таки главной задачей ворот всегда была именно оборона города, крепости или замка. Ведь если врагам удавалось захватить ворота – город был обречен. Никакие жрецы и пророки не взялись бы предсказать, когда и с какой стороны подойдет вражеское войско, поэтому ворота городов и крепостей сооружали из самых прочных пород дерева, укрепляли бронзовыми и железными накладками и решетками. И даже чудовищные осадные тараны были не в состоянии проломить их – особенно когда сверху на осаждающих лилась горящая смола и летели тучи стрел. Часто ворота так и оставались неприступными, а врагам удавалось ворваться в город, только проломив участок стены.
Яркий пример таких несокрушимых средневековых укреплений – знаменитые Золотые ворота Киева, воздвигнутые в XI веке, при Ярославе Мудром… Они были эффективнейшим военно-инженерным сооружением и одновременно – со своей явно избыточной высотой в 14 метров – служили роскошной триумфальной аркой, открывая вход в княжеско-аристократическую часть Киева, крупнейшего города Древней Руси. Это белокаменное крепостное сооружение представляло собой настолько непреодолимую преграду для завоевателей, что в 1240 году войско монгольского хана Батыя предпочли не штурмовать Золотые ворота, а разрушить стены неподалеку…
В России, как и в других странах, мощные ворота издавна были обязательной принадлежностью городских кремлей, монастырей и крепостей – но не менее важную роль они играли в архитектуре аристократических дворцов, особняков и загородных поместий. Да и обычные люди – не только жители городов, но и крестьяне – старались украсить дома воротами сообразно своему чину и доходам. Ведь именно по богатству ворот судили о богатстве домовладельца! Обычно устанавливались ворота в один щит, в домах побогаче – в два щита с калиткой, ну а самые богатые хозяева расщедривались на тройные ворота с двумя калитками. Крыша над воротами украшалась резными башенками и гребнями, на нее помещали крест или икону. Например, в нише над воротами Спасской башни Московского Кремля сейчас, как и до 1934 года, находится образ Спаса Смоленского.
От дерева – к металлу и автоматике
Первые ворота Древнего мира делали из дерева – а поскольку на заре истории даже металлические петли еще не изобрели, то ворота поднимались и опускались на канатах, выдвигались из стен или попросту приставлялись к стенам. Затем человечество освоило выплавку металлов и изобрело дверные петли – и деревянные ворота начали открываться и закрываться вполне по-современному. Очень скоро ворота взялись укреплять металлом, а впоследствии и целиком делать из железа и бронзы. Частью ворот стали подъемные мосты – после того как их поднимали, осажденный замок оказывался под защитой еще и рва с водой. Еще ворота усиливали выдвигающимися из стен поперечными балками, подстраховывали дополнительными опускающимися решетками, а мост перед воротами снабжали остроумными ловушками – часть моста просто переворачивалась под весомы нападающих, и те проваливались в «волчью яму» с острыми кольями на дне. Интересно, что уже во времена раннего Средневековья появились различные технические приспособления для более удобного открывания-закрывания ворот – так что можно смело сказать, что первые «предки» современных автоматических ворот появились именно тогда! Затем ушли в прошлое стенобитные машины и штурмовые тараны, под призрачной поступью Времени пали несокрушимые врата древних городов и цивилизаций, а уцелевшие крепости и замки постепенно потеряли свое военное значение… И уже к концу XIX столетия ворота играли в основном декоративную роль, а над их дизайном работали лучшие архитекторы и художники.
Но вот начался беспокойный XX век. Вслед за сменой архитектурных стилей менялась и стилистика оформления ворот – классицизм, модерн, ар-деко, конструктивизм… Вот только сама суть устройства ворот оставалась неизменной. И действительно – что еще можно придумать в этом, казалось бы, несложном устройстве! Наверное, конструкция ворот попросту достигла своего совершенства?!
К счастью, так только казалось. Но для того чтобы всерьез заняться изобретением чего-то новенького в такой «скучной» области, как ворота, требовалось время – а его как раз и не хватало. Над миром прогремела Первая и Вторая мировые войны – и только в середине 1950-х, оправившись от военных ран и отстроив разбомбленные города, человечество вновь вошло во вкус спокойной и сытой мирной жизни. Да-да, обычной мирной жизни – с мягким диваном перед телевизором и новеньким автомобилем в гараже. Кстати, и в Америке, и в Европе телевизоры и личные автомобили появились в массовых количествах именно тогда, в 1950-х годах. Вот только для полноты счастья людям, как всегда, чего-то не хватало…
Телепрограммы надо было переключать тумблером на самом телевизоре, пропутешествовав до него через всю гостиную, а ворота гаража с новеньким авто также требовалось открывать вручную, и ворота эти были тяжелыми и не всегда чистыми…
Так что совершенно не удивительно, что два величайших изобретения, наконец-то позволивших человеку наслаждаться жизнью, были сделаны именно тогда – причем практически одновременно! В 1956 году в США запатентовали дистанционный пульт управления для телевизора, а в 1958-м одновременно в Германии и США изобрели автоматические секционные гаражные ворота. Сбылась мечта лентяев – теперь переключать каналы и управиться с гаражными воротами можно было одним нажатием кнопки!
Автоматические ворота – «умные» ворота!
Разумеется, автоматические ворота – это в первую очередь ворота с электроприводом для открывания-закрывания и современной интеллектуальной автоматикой. Причем если для вашего особняка или загородного коттеджа установка автоматических ворот означает в первую очередь комфорт и безопасность, то при промышленном применении использование автоматических ворот, как правило, обеспечивает еще и повышение производительности труда.
Автоматические гаражные ворота по способу движения при открывании и заполнению полотна принято разделять на секционные и рулонные. Ну а уличные ворота делятся на распашные и откатные. Собственно говоря, способов открывания у ворот всего два – они либо сдвигаются, либо распахиваются. Сдвижные автоматические ворота используют пространство под потолком или справа-слева от проема, тогда как для распашных ворот необходимо свободное пространство перед проёмом. Таким образом, сдвижные автоматические ворота более эффективны, поскольку благодаря такой конструкции экономится большая площадь перед въездом в гараж.
Секционные ворота, пожалуй, самые распространенные и в России, и в Европе – в том числе благодаря отличным потребительским свойствам и привлекательному дизайну, который подходит к любой архитектуре. Их полотно состоит из горизонтально расположенных секций. Обычно секции изготавливаются из заполненных пенополиуретаном сэндвич-панелей и могут быть задекорированы под дерево. В секционных воротах могут быть смонтированы калитка и обзорные окна – или даже все их секции можно изготовить из прозрачного акрила с окантовкой алюминиевым профилем (доля прозрачной части может составить до 90%). При открывании полотно ворот поднимается по направляющим под потолок и не занимает полезное место.
Рулонные ворота (рольворота) похожи на громадные рольставни – когда их открывают, они сворачиваются в рулон внутри короба над проемом. Обычно их устанавливают в неотапливаемых помещениях. Полотно ворот может быть выполнено из стальных или алюминиевых ламелей с пенополиуретановым наполнителем или без него.
Откатные ворота лучше использовать, когда пространство около ворот ограниченно, так как их створки не сужают проем – откатным воротам не требуется дополнительное пространство при открывании. Конструкция ворот может быть самой различной: подвесной консольного типа (без верхнего направляющего рельса – самый удобный тип), подвесной с верхним расположением рельса, а также с нижним расположением рельса.
Ворота консольного типа представляют собой раму (полотно), которая перемещается вдоль забора по установленным на фундаменте консольным блокам-тележкам. Ролики тележек расположены внутри несущей балки, фундамент – на внутренней территории слева или справа от проезда, а внизу рамы ворот по всей длине приваривается направляющий рельс. При этом проем ворот полностью свободен, а механизм обеспечивает надежную работу привода даже в холодное время и позволяет легко открывать ворота вручную.
Но при этом необходимо учесть, что иногда для отката ворот попросту не хватает места. Так, при ширине проезда 4 метра потребуется 6 метров свободного пространства справа или слева.
Распашные ворота – самый традиционный и популярный тип уличных ворот, который без проблем впишется в любую готовую ограду (разве что надо предусмотреть место для их открывания либо наружу, либо внутрь проема). Полотно ворот состоит из двух створок. Опорную конструкцию и раму распашных ворот изготавливают из металлопроката, обшивая ее сэндвич-панелями, профильными листами с полимерным покрытием или используя художественную ковку. Классические распашные ворота обычно устанавливают на въезде на территорию, они могут быть частью забора или элементом конструкции здания.
Ну а теперь снова вернемся в конец 1950-х годов, когда автоматические секционные ворота только разрабатывались. Тогда, более полувека назад, перед немецкими и американскими инженерами стояли две главные задачи: ворота должны были открываться без использования физической силы человека – и быть пригодными для использования в отапливаемых помещениях. И обе задачи были решены! Во-первых, секции ворот сдвигаются по направляющим под потолок, и вес ворот сбалансирован пружинами – это позволило устанавливать электродвигатели невысокой мощности и с легкостью всё автоматизировать. Во-вторых – применение секций из сэндвич-панелей с резиновым уплотнителем по периметру дало возможность использовать ворота для теплых помещений. Конструкция таких ворот предельно эффективна и проста, что и сделало автоматические секционные ворота самыми популярными во всех странах мира – в том числе и в России!
Обычные гаражные ворота никогда не сравнятся по простоте и удобству использования с автоматическими, которые легко открываются при нажатии на кнопку дистанционного пульта-брелка или при срабатывании фотоэлементов! Тем более что с помощью радиопульта, не выходя из машины, можно не только управлять воротами, но и включать дополнительную подсветку в гараже или во всем дворе. При этом гараж легко оборудовать дополнительным электронным кодовым выключателем, установить электромагнитные замки, проблесковые маячки, фотоэлементы, светофоры и системы доступа… Можно выбрать и самый традиционный и популярный в Европе вариант – установить на въезде классические распашные ворота, а в гараже поставить самые современные секционные. Всё здесь зависит только от Вашего желания!
Вам больше не потребуется выходить из автомобиля в проливной дождь или мороз, чтобы открыть ворота, – надежная автоматика исправно сработает и в зной, и в лютую стужу. Ну а внутри гаража Вы будете надежно защищены от любой непогоды благодаря утеплителю и контурному уплотнению ворот.
Армированные конструкции хорошо защищают ворота от взлома и любых физических повреждений – а стильный внешний вид и богатейший выбор расцветок помогут вам подобрать вариант ворот, на 100% подходящий к вашему дому, гаражу и двору! Ну и наконец – что греха таить! – нам зачастую совсем не безразлично мнение соседей, особенно если вы живете в коттеджном поселке. И как Вы себя почувствуете, если соседские дома уже щеголяют стильными автоматическими воротами, а ваш гараж «украшен» всего лишь «дедушкиными» двустворчатыми воротами из крашеного металлического листа? Так пусть лицом Вашего загородного дома станут надежные, современные, высокотехнологичные ворота, не только представляющие собой непреодолимое препятствие для холода, жары и взломщиков, но и делающие въезд и выезд из гаража легким и комфортным!
[источники]Источники:
http://tayni.info/91781/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B0
Зачем нужен козырёк над калиткой? Главная
КСТАТИ!!!! ЗДЕСЬ можно посмотреть и прочитать подробнее информацию по теме: Козырёк над калиткой — примеры конструкций и внешнего вида на заборах разного типа, сделаны из различных материалов. Технология изготовления, установка своими руками, внешний вид фото.
Зачем нужен козырёк над калиткой на заборе фото
Есть три причины, по которым стоит подумать, как сделать козырёк над калиткой своими руками или заказать его изготовление и установку на фирме занимающейся строительством заборов или установкой калиток.
Первая причина зачем нужен козырёк над калиткой — козырёк (фото козырьков ЗДЕСЬ) над калиткой обеспечивает зону комфорта в плохую погоду, особенно во время дождя и позволяет вам спокойно открыть сумку, достать ключи, открыть замок на калитке, войти в калитку и закрыть её. Без козырька над калиткой всё это можно проделать не менее успешно, но это будет не так комфортно. По меньшей мере вы успеете здорово промокнуть — а кому этого хочется?
Вторая причина зачем нужен козырёк над калиткой относится скорее к технологическим особенностям эксплуатации калиток на заборе частного дома. Не секрет, что калитки на улице эксплуатируются в достаточно сложных условиях и воздействие дождевой воды сказывается на них мягко говоря не очень благоприятно. Так вот, можно снизить неблагоприятное воздействие погодных условий на калитку и продлить срок её эксплуатации на улице. Даже небольшой и дешёвый козырёк над калиткой достаточно эффективно будет прикрывать замок от попадания в него дождевой воды, что само по себе существенно продлит срок службы замка на калитке. В этом смысле становится понятно, почему такие конструкции, как на фото, часто называют — это крыша над калиткой. Технически такой термин звучит не совсем корректно, однако по сути — это правильно, действительно, посмотрите ещё раз на фото — небольшая крыша над калиткой. Особенно хорошо будет пользоваться замком в зимний период. Дело в том, что наши зимы — это чередование периодов плюсовой температуры и дождливой погоды с неожиданными похолоданиями, во время которых вода попавшая в замок замерзает, превращаясь в лёд. Естественно, что открыть замёрзший замок на калитке не всегда получается. Есть способы как открыть замёрзший замок на калитке, но все они не очень быстрые, связаны либо с попыткой нагреть замок, либо с заливанием в отверстия замка незамерзающей жидкости, типа антифриза или некоторых видов смазочного масла. Гораздо удобнее не доводить дело до реальной проблемы и просто установить козырёк над калиткой. Кстати, козырёк защищая замок на калитке, прикроет сразу и ручки замка от воды — они меньше будут ржаветь, приятный бонус. Кроме того, благодаря установке козырька над калиткой, сама калитка гораздо дольше сохранит товарный вид, меньше будет ржаветь и на калитке не будут образовываться некрасивые потёки от воды. Пройдёт значительно больше времени до того неотвратимого момента, когда надо будет снова красить калитку краской. А далеко не все калитки просто перекрасить заново. Тут могут быть свои неудобства и тонкости, связанные с материалом из которого смогли сделать калитку своими руками, связанные с видом краски на калитке или характером другого защитного покрытия на калитке.
Третья причина самая спорная. При некоторых обстоятельствах, козырёк над калиткой на заборе может служить дополнительным декоративным украшением самой калитки или всего забора в целом. Тут конечно всё уже будет зависеть от конструкции козырька и его декоративного вида. Выбирая эскиз козырька над калиткой необходимо ориентироваться на то, чтобы сразу примеряться, как сделать красивый козырёк над калиткой. Что такое красивый козырёк над калиткой? Какого-то чёткого определения конечно нет и не может быть. Тут играет роль и конструкция козырька — лучше ориентироваться на изготовление арочного козырька над калиткой, за счёт формы арки вы получите сразу приятный визуальный эффект. Как сделать красивый козырёк над калиткой своими руками? Обратите внимание и на материал кровли для козырька. Сегодня считается оптимальным и самым лучшим вариантом, как сделать красивый козырёк над калиткой на заборе — использование поликарбоната или металлочерепицы, реже применяется мягкая кровля имитирующая черепицу. Ну и конечно, красивый козырёк над калиткой — это кованый козырёк. Хотя ковка для украшения козырька над калиткой уместна не всегда и не во всех случаях. Тем более, что цена кованого козырька над калиткой всегда существенно выше, чем стоимость простой конструкции без ковки металла и без применения для украшения козырька кованых деталей и элементов холодной ковки железа. Однако, если мы посмотрим на популярность красивых заборов с ковкой, то их делают довольно часто. А на кованом заборе не должно быть других козырьков, кроме кованых, иные просто неуместны и будут портить вид красивого забора с коваными элементами, разбивая единый стиль дизайна и оформления для забора.
Ворота — Википедия
Воро́та (устаревшее название — Врата) — проезд в стене или ограде, запираемый створами.
Ворота могут использоваться для ограничения доступа на определённую территорию, а могут быть чисто декоративным элементом. Декоративные ворота, как правило, не имеют створов и представляют собой отдельно стоящую арку. Укреплённые ворота являются неотъемлемой частью фортификационного сооружения (крепости и так далее), нередко перед воротами устраивался барбакан — оборонительное сооружение, охранявшее подступ к воротам. Сверху над воротами часто надстраивалась башня. Проход в воротах нередко перекрывался решеткой-катарактой. Ранее, на Руси, стражи при воротах назывались привратники (при вратах). В словарях представлены и другие определения слова:
- Ворота — проезд внутрь строения или за ограду, закрываемый широкими створами («Словарь Ожегова»)[1].
- Ворота — отверстие, проем в стене или ограде для прохода и проезда; широкие двери для езды («Словарь Даля»)[2].
- Ворота — в древности важнейшее место города, какого теперь не имеет даже центр. Здесь велась торговля, производился суд, собирались собрания, провозглашались пророчества, заключались сделки (Втор. 17:5,8; Руф. 4:1; 3Цар. 22:10). Если неприятель захватывал ворота, город уже не мог устоять[3].
Прототипом современных ворот можно считать камень, которым древний человек загораживал вход в своё жилище, спасаясь от холода, диких зверей и набегов вражеских племен. Тогда человек начал строить ограждения, неотъемлемой частью которых и стали ворота. Они не отличались изысканным внешним видом, а носили чисто практический характер. Сначала ворота делали из наиболее доступного и недорогого материала — дерева. Позже ворота стали оббивать железом в декоративных целях. В то время такую роскошь могли позволить себе немногие — ведь железо было достаточно дорогим материалом. Потом железо стало дешевле, появились более лёгкие сплавы. И на смену простым деревянным воротам пришли надежные стальные ворота.
Очень отличались от современных ворот ворота, созданные в далёкой античности. Скорее это были просто «большие входы» в каменных сооружениях того времени. Позже, уже в XI веке нашей эры, на территории Древней Руси обрели популярность арочные ворота, состоявшие из двух каменных вертикальных колонн и соединявшей их арки. Такие ворота назывались популярным словом «портал».
В средневековье практически все замки были окружены рвом с водой, и ворота, опускаясь вниз, выполняли роль моста, ведущего в город. Такие ворота отличались уже относительной технической сложностью. Как раз их можно рассматриваться как первые, пусть не автоматические, а полуавтоматические ворота.
Городские ворота в России служили не только для того, чтобы впускать и выпускать в город и из города людей и грузы, но были ориентированы по сторонам Света и использовались для проведения религиозных обрядов. Например, у Красных ворот в Москве встречали и провожали Масленицу, всенародно ели блины. А в русских деревнях ворота имели свою крышу и запирались на засов изнутри. Через них ввозили различные продукты, всевозможные товары, необходимые для поддержания жизни крестьянского дома. Как правило, в крестьянских владениях было двое ворот: фасадные, украшенные резьбой, и задние, которые обыкновенно выходили в огород.
Вхождение в город через ворота символизировало военный триумф. Отсюда возникла традиция строительства триумфальных арок, которые, по сути, являются символическими воротами[4].
Также ворота являются символом перехода из одного состояния в другое[4].
В России ворота устанавливали на столбы, или столбицы. Ворота в один щит, в богатых домах — в два щита с калиткой. Иногда устраивались тройные ворота — с двумя калитками. Ворота покрывались небольшой кровлей с полицами (водостоками). Князёк крыши украшался башенками, шатриками, бочками, резными гребнями. По богато украшенным воротам судили о богатстве хозяина дома.
После принятия христианства на Руси, над воротами, с наружной и внутренней стороны, стали устанавливать иконы или крест. Например, над Спасскими воротами Спасской башни сохранилась ниша, где висела икона Спас Нерукотворный.
Городские ворота часто становятся источником названий улиц и площадей. Например в Москве по бывшим воротам Китай-города и Белого города названы площади Арбатские, Варварские, Ильинские, Никитские, Покровские ворота[5]
- Ворота // Толковый словарь Дмитриева
- Ворота // Шанский Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. — М.: Дрофа, 2004
5 орудий осады, которые внушали ужас на протяжении тысячелетий
До появления пороха и, как следствие, больших огнедышащих пушек, которые могли стереть крепостные стены в труху, осадное дело было куда более интересным и сложным занятием. Армия могла несколько лет стоять под стенами крепости, в которой находилось в десятки раз меньше воинов, так ничего не добившись. Нередко осаждающие просто брали в кольцо замок и ждали, когда парни за стеной начнут помирать от голода, истощения и болезней. Но этого могло и не произойти, ведь крепостные сооружения строили по всей логике войны — они должны были выдерживать длительные осады. Запасы провианта, выход к источнику воды, строгая распределительная система пищи — лишь часть условий, которые позволяли находиться в осаде годами. А ведь переждать зиму легче в крепости, чем снаружи. Поэтому далеко не каждый полководец решался на длительную осаду, некоторые предпочитали открытый и относительно честный штурм, который не мог пройти без осадных орудий.
1. Осадная башня
Внушительное сооружение, которое позволяло наиболее быстрым способом при удачном стечении обстоятельств взобраться не стены. Также осадная башня служила прикрытием от вражеских стрел и была своеобразной площадкой, с которой лучники могли атаковать противников на стенах. Делали осадные башни из дерева, что кажется опрометчивым — загорится, как спичка. Но башню всегда покрывали негорючим материалом, вроде шкур скота, которые должны были быть непременно свежими, иногда для этих целей использовали металлические листы.
Перемещалась башня на колесах посредством тяглового скота или за счёт ручной тяги. Такая башня могла вмещать до 200 человек, не считая дополнительных осадных орудий, установленных на её уровнях. Но это уже гиганты, примером которых может быть осадная башня Элеополис («захватчик городов»), которую использовали македонские войска при осаде Родоса в 305 году до нашей эры. Она была высотой в 45 метров, а шириной в 20 метров. Из-за своей громоздкости собиралась непосредственно перед осадой. Элеополис имел 9 уровней, на которых размещалось две сотни лучников. Но это был монстр, прославленный в легендах, который использовался для штурма одного из самых укрепленных городов античности. Обычные осадные башни были, разумеется, гораздо меньше.
С момента появления первой осадной башни, которая была построена гением Карфагена, и до начала эпохи пороха конструкция этих осадных орудий претерпевала ряд изменений, однако суть всегда оставалась неизменной. Что раз за разом рождало одну и ту же проблему: осадная башня становилась беспомощной, когда поверхность была недостаточно ровной. Тот же Элеополис оказался бесполезен во время осады Родоса, так как защитники догадались затопить пространство перед стеной, и башня в итоге банально застряла. Последние осадные башни несли на себе не лучников, а артиллерийские орудия, назывались они батарейными башнями, но и их результативность часто подвергается сомнениям.
2. Катапульта
Кто же не знает катапульту? Такая штука, которая посылает камни, словно праща, разбивая стены на мелкие кусочки. Сразу картинка возникла в голове, верно? А теперь забудь о ней, потому что настоящая катапульта выглядит совершенно иным образом. Всё дело в терминологических неточностях, которые по каким-то странным причинам поразили головы современных поколений.
Великий Геракл! Вот и конец воинской доблести!
– слова спартанского царя Архидам при виде катапульты –
Настоящая катапульта представляет собой простой стреломет и всегда представляла собой стреломет, который работает по принципу торсионного действия. Другими словами, катапульта – это станковый арбалет и ничего больше. Конструкций было великое множество, но, так или иначе, название этого осадного оружия говорило прежде всего о принципе действия. Изобретение катапульты приписывают Дионисию I, тирану Сиракуз, который собрал самых крутых ремесленников своего города и призвал их создать технологичное оружие, которое повергнет врагов в ужас. Вот они и создали ему катапульту, которая помогла уничтожить флот Карфагена, когда тот посмел напасть на Сиракузы.
Применялась катапульта как против людей и пехоты, так и в качестве осадного оружия. Для последнего использовались не стрелы, а камни, подобие ядер. Крайне важен был психологический фактор атаки катапульт, ведь пробивная способность длинной и тяжелой стрелы, запущенной с этого оружия, была столь велика, что снаряд мог пробить окованный металлом щит и войти в тело наполовину своей длины, пробив доспех.
Машины по данному знаку стали метать стрелы в скифов, скакавших на лошадях по берегу. Некоторые были ранены; одному стрела пробила насквозь щит и панцирь, и он упал с лошади. Скифы испугались стрел, летящих на такое большое расстояние, и того, что богатырь их убит, и отошли немного от берега.
3. Онагр
Именно онагр чаще всего путают с катапультой, и именно это орудие значится самым популярным среди всех представленных. При этом популярно оно только в нашей массовой культуре, потому как на деле онагры использовали довольно редко.
Эта машина называется tormentum, потому что напряжение достигается закручиванием (torquere) — скорпионом, потому что она имеет торчащее вверх жало; новейшее время дало ей ещё название онагра, потому что дикие ослы, преследуемые на охоте, брыкаясь назад, мечут такие камни, что пробивают ими {283} грудь своих преследователей или, пробив кости черепа, размозжают голову.
– позднеримский офицер и историк Аммиан Марцеллин –
Механизм онагра был торсионным, что делало это орудие похожим на станковую пращу. Нужно было вращать рычаг, чтобы плечо опустилось вниз. В него вкладывали каменный или металлический снаряд, а после отпускали рычаг, что приводило к выстрелу. Чаще всего онагры использовали против пехоты, а не построек. Так как они не были приспособлены для ведения навесного огня — траектория снаряда была настильной. Таким образом, их использовали при обороне крепостей, но никак не при осаде. Для осады нужны были баллисты, которые стреляли с более высоким углом возвышения.
4. Требушет
Сокрушительная метательная машина, которая использует гравитационный принцип действия, что позволяет метать очень тяжелые снаряды, нанося серьёзный урон крепостным стенам. Несмотря на вид этой осадной машины, сама конструкция довольно проста: на устойчивую раму крепится рычаг и два плеча (короткий и длинный). На длинном находится веревочное седло для снарядов, на коротком — противовес. В качестве противовеса могли использовать даже трупы.
Кто именно придумал требушет, никому не известно. Есть письменные упоминания о том, что подобная машина встречается в Китае в 5 веке до нашей эры. Но более серьёзным источником можно назвать сочинение архиепископа фессалоникийского Иоанна «Чудеса святого Димитрия», в котором описывается вторжение аваров и славян и осаждение города Фессалоники. Нападавшие, согласно данному труду, за сутки изготовили от 50 до 150 «пороков», которые потом оставили на поле боя, не считая орудия особой ценностью. Считается, что «пороки» были заимствованы через тюрок у китайцев. Впоследствии их взяли на вооружение византийцы. Ну а когда Византия пришла в упадок, а королевства Западной Европы укрепили своё могущество и стали центром инженерной мысли, то требушеты перекочевали к западным европейцам.
Долгое время требушеты были самым результативным орудием штурма в феодальных войнах Европы. Их конструкция значительно улучшилась, обзавелась более подходящими пропорциями, более мощными стенобитными характеристиками, однако уже к XIV веку, в период Столетней войны, эффективность требушета была снижена. Это было ясно ещё до появления порохового оружия. Дело было в новых типах фортификационных сооружений, которые прекрасно выдерживали силу и мощь снарядов, выпущенных из этого знаменитого камнемёта. Ну а когда появились пушки, то смысл в требушетах отпал вовсе.
Последнее известное использование требушета в боевых действиях произошло при сражении Кортеса с ацтеками в 1521 году. Тогда Кортес не хотел тратить порох, потому приказал создать требушет, который мог бы метать камни весом в 11 килограммов. Идея была неудачной: один из снарядов полетел вертикально вверх и уничтожил саму машину.
5. Таран
Стенобитное орудие, которое представляет собой бревно, конец которого снабжен железным или бронзовым наконечником. Конструкция может разниться. Самый простой таран оснащен боковыми ручками, за которые и должны держаться воины. Но бывают конструкции-маятники, такие тараны действуют автоматически, что заметно облегчает штурм крепости.
Уставился, как баран на новые ворота
– поговорка, которая обязана, по одной из версий, своим происхождением тарану –
Таран — древнее изобретение, которое было известно ещё ассирийцам. Сами римляне приписывают изобретение тарана карфагенянам. С помощью него были разрушены стены Кадиса — жемчужины Пиренейского полуострова. Чаще всего тараны помещали в конструкцию, которая известна нам под названием «черепаха». Её делали из дерева, на которое крепили шкуры быков. Такой навес здорово защищал от стрел, камней и раскаленного масла, которые сбрасывались на осаждающих со стен. Римляне начали использовать таран во время Второй Пунической войны, при осаде Сиракуз. Исторические документы говорят о том, что один из двух таранов требовал для своего передвижения около 6000 легионеров. Представь себе масштабы!
Забор вокруг дома, почему над дверью в заборе крыша? Крыша над калиткой для чего? Для других или для кого?))
козырёк над калиткой обеспечивает зону комфорта в плохую погоду, особенно во время дождя и позволяет вам спокойно открыть сумку, достать ключи, открыть замок на калитке, войти в калитку и закрыть её. Без козырька над калиткой всё это можно проделать не менее успешно, но это будет не так комфортно
Чтобы замочек не ржавел))
Забор — это стена и ее обязательно покрывают для защиты от осадков, если это не штакетник в деревне. Ты видел заборы, кроме дощатых — эти покрывать бесполезно, гниют у основания, снизу… Поэтому козырек над входом защищает саму калитку от брызг, от сырости… Ну и попутно создает зону комфорта, как бонус умному хозяину.
Как правильно называется крыша забора?
Над калиткой или воротами—-козырёк! А если Вы имеете в виду крышу именно забора, то называется капельник. Защищает верхний торец заборного полотна от осадков.
Не у забора, а у ворот. Крыша ворот. Крыши бывают разные, а потому и название у них меняется.
Крышки для забора, двухскатные и односкатные. А для столбов — колпаки, двух и четырехскатные. Иногда всё это называют оголовками.
Помню, раньше дед называл такую вещь — охлупень. Это то же самое что ставиться по коньку крыши.