Содержание

Заливка эпоксидной смолой картинки, варианты исполнения

Одним из направлений творческой деятельности, связанной с использованием эпоксидной смолы, является заливка картинок и фотографий. Это направление стало обособленным после того, как широким массам открылись уникальные возможности прозрачного компаунда. Сегодня данная технология встречается в изготовлении столешниц, медальонов, кулонов и памятных сувениров. Помимо того, что рисунок стал основным элементом декора, в использовании заливки есть целый ряд дополнительных положительных аспектов.

Прозрачный компаунд

  • Высокая степень адгезии снимает ограничения в выборе материала. Рисунок может быть нанесен на обычную бумагу, фотобумагу, дерево или выполнен самой эпоксидной смолой повышенной вязкости с добавлением различных колеров.
  • Смола не вступает с материалами в химическую реакцию. Это означает, что со временем внешний вид декора не изменится. Помимо этого, слой компаунда защитит картины от воздействия солнечного света.
  • Многими дизайнерами заливка рассматривается, как способ сохранить памятные фотографии.
  • Многообразие способов декорирования позволяет мастеру создавать галереи и даже целые диорамы, не говоря уже о картинах и фотографиях.

Важным плюсом технологии считается то, что заливать картины может любой желающий. Для создания шедевров не нужно обладать специфическими художественными навыками, а алгоритм проведения работ достаточно прост и доступен. Необходимо только знать специфику работы с эпоксидной смолой и, естественно, иметь хотя бы элементарный практический опыт.

Простой вариант

Рассмотрим несколько приемов, которые позволят в дальнейшем проявить творчество и создавать собственные изделия. Полный спектр возможностей определить нельзя, так как их количество зависит от фантазии мастера.

Декоративные панно

Заливка картинки эпоксидной смолой для получения панно можно считать самой элементарной работой, так как нет необходимости покупать специальные молды или монтировать опалубку.

Метод основан на способности смолы под действием сил поверхностного натяжения образовывать прозрачную линзу.

Декоративные панно

Но без подготовительных работ не обойтись, поэтому на первом этапе придется заготовить все инструменты и необходимые материалы. В выборе изображения мастер не ограничен. Он сам решает, насколько красочным должен получиться результат.

Подготовка изображения

К подбору картинок обычно подходят двумя способами:

  1. Понравившийся рисунок вырезается из журнала, брошюры или проспекта.
  2. Изображение распечатывается на цветном принтере. Здесь может использоваться, как обычная бумага, так и фотобумага. Фотография под эпоксидной смолой – частный случай, реализованный данным способом.

Что касается затрат, то достаточно сложно отдать предпочтение тому или иному методу. К примеру, для тех, у кого в наличии имеется цветной принтер, более приемлема распечатка изображения или фото. В противном случае придется воспользоваться услугами фотоателье.

Несколько разнообразных вариантов

Если выбор пал на изображение в журнале, то его следует вырезать аккуратно по нужному контуру. Форма контура диктуется формой подложки, хотя встречаются изделия без подложки, которые имеют неправильную форму. Сложность заключается в том, что при вырезании картинки нельзя допускать ошибок. Если распечатать изображение можно повторно, то второй журнал найти будет проблематично.

Сразу приступая к заливке, мастер действует на свой страх и риск. В жидкой эпоксидной смоле рисунок может проступить с изнаночной стороны. При отсутствии подложки это испортит все изделие. Именно для защиты рекомендуется тыльную сторону грунтовать. В качестве материала вполне подойдет акриловый грунт. Его наносят в 1-2 слоя с последующей просушкой, которая займет не более часа времени. Но желательно подстраховать себя еще от одного неприятного момента. Чтобы на внешней стороне рисунка краска не растеклась, картинку перед заливкой покрывают тонким слоем лака.

В сети интернет можно отыскать самые разнообразные тематические рисунки. Существуют даже сайты, где размещены специально разработанные для таких целей изображения. Они имеют орнамент, красочное оформление, выполнены в виде талисманов, знаков Зодиака или имен. Творческие мастера могут в любом графическом редакторе создать свой собственный шедевр. На выбор представлены готовые рисунки с шаблонами форм под различную фурнитуру. Их необходимо распечатать в нужном масштабе. Важно понимать, что чем больше разрешение изображения, тем качественнее получится картинка.

Из нескольких частей

При наличии мелких элементов лучше обратиться в фотосалон, причем заказывать желательно распечатку нескольких экземпляров. У мастера появляется возможность перестраховаться на случай ошибки.

В домашних условиях печать должна вестись на картоне. Но не всякий принтер работает с плотной бумагой. Выход из данной ситуации заключается в том, что изображение распечатывается на обычной бумаге, а затем картинка вырезается и наклеивается на картон.

Подготовка компаунда

Не каждая смола подойдет для подобной работы. Необходимо обратить внимание на те модели, которые позиционируются, как компаунд для ювелирных работ. Такие смолы обладают высокой прозрачностью и не теряют ее со временем. Чем больше площадь панно, тем более жидкую смолу следует выбирать, чтобы пятно без проблем растекалось по всему шаблону. При изготовлении же медальонов или кулонов удобнее пользоваться вязкими компаундами.

Эпоксидная смола продается вместе с отвердителем. Основной состав и отвердитель смешиваются строго по инструкции от производителя. Практически всегда возникает такое побочное явление, как образование пузырьков с воздухом. Чтобы они вышли на поверхность, нужно дать смоле отстояться около 15 минут. За это время эпоксидка становится более вязкой и часть пузырьков не успевает выйти. В таком случае рекомендуется смолу предварительно разогреть на паровой бане.

Отдельное внимание уделяется рабочей поверхности

Отдельное внимание уделяется рабочей поверхности. Она должна быть ровной и горизонтальной. Защитить поверхность поможет пищевая или полиэтиленовая пленка. Если смола случайно прольется на стол и затем застынет, то удалить ее будет проблематично.

Заливка

Сам процесс заливки ведется по определенному алгоритму. Так как стоимость материалов и временные затраты не позволяют допускать ошибки, то не стоит сильно отклоняться от этого алгоритма.

Независимо от того, используется подложка или нет, картинка должна лежать на слое смолы. Если подложки нет, то этот слой в любом случае придется формировать. При наличии подложки смола заливается в центр и тонкой деревянной палочкой разгоняется по периферии. На создание первого слоя обычно уходит около половины всего материала.

Итоговый вариант

Первый слой должен полностью застыть. Чтобы в смолу не попадала пыль, заготовку накрывают куполом. В качестве защиты подойдет пластиковый стаканчик или контейнер, если позволят размеры изделия.

На полное отверждение смолы уйдет около суток, хотя некоторые смолы в относительно небольшом количестве способны застыть за 3-4 часа. На первый взгляд может показаться, что картинку следует приклеить на незастывшую смолу, но лучше дождаться полного отверждения нижнего слоя.

На застывшую поверхность наносится тонкий слой смолы. Она будет играть роль клея. На эту смолу уже можно приклеить рисунок. Его разглаживают деревянной палочкой, чтобы выгнать весь воздух из-под бумаги. Снова заготовку оставляют под защитным куполом примерно на сутки.

Рабочий процесс

На последней стадии осталось сформировать внешнюю линзу. Верхняя грань смолы может быть плоской или выпуклой. Если есть желание изготовить выпуклую поверхность, то потребуется послойная заливка. За счет сил поверхностного натяжения смола будет подниматься чуть выше уровня, а так как эпоксидка не дает усадки, то она застынет в этом же положении. Большие по площади панно выполнить в виде линзы сложнее. Опытные мастера умеют играть вязкостью смолы, чтобы производить как можно меньше заливок.

Картинка на пленке

Отдельного внимания заслуживает залитая в эпоксидную смолу картинка на прозрачной пленке. Принципиальное отличие от обычного рисунка заключается в том, что пленка не видна в смоле, и создается такое ощущение, что картинка объемная. Она как бы парит в воздухе.

Свойства адгезии у эпоксидной смолы выражены достаточно ярко, однако есть такие материалы, к которым эпоксидка практически совсем не липнет. Одним из таких материалов является полиэтилен. Пленка Magic Epoxy Film специально разработана для творчества. Она скрепляется со смолой и со временем не отслаивается. Определено одно важное требование: распечатывать изображение на пленке необходимо при помощи лазерного принтера.

Картинка на пленке

  • Выбор картинки. Картинки могут быть любыми. При наличии цветного принтера мастер имеет возможность выбрать в интернете цветные рисунки. Одним из критериев выбора является качество рисунка. Размытые изображения под слоем смолы будут смотреться еще хуже. Изображение в оттенках серого уменьшит свою контрастность и сольется в один фон. Лучше выбирать черно-белую гамму цветов. Белые цвета после распечатки на пленке превратятся в прозрачные.
  • Подгонка размеров. Не спешите распечатывать картинки, так как на экране компьютера они представлены в некотором масштабе, а в реалии могут получиться больше или меньше положенного размера. Дальнейшие действия зависят от предпочтения мастера. Одни работают с изображением в графическом, а другие в текстовом редакторе. В текстовом редакторе удобнее работать, так как можно приложить лист бумаги А4 к листу Word на экране и установить такое масштабирование, чтобы их размеры совпадали, а затем с помощью линейки подогнать размер изображения. Распечатав изображение на белом листе обычной бумаги, следует проверить совпадение размеров. Только после этого можно приступать к печати на пленке.
  • Печать. Алгоритм печати зависит от особенностей принтера. Оптимизировать расход пленки получится, приблизив картинки друг к другу. Пленка Magic Epoxy Film с одной стороны гладкая, а с другой – шероховатая. Необходимо вставить пленку в лоток принтера так, чтобы печать велась на шероховатой поверхности. Специальных настроек устанавливать не нужно. Их оставляют «по умолчанию». Пленка продается в рулонах, поэтому придется ее разрезать. Прихотливость принтера зависит от его модели. Некоторые плохо захватывают обрезную страницу, другие – не терпят изгибов или переломов бумаги. После распечатки останется только вырезать картинки по форме шаблона.
  • Заливка картинок. Познакомимся с одним лайфхаком. Практически во всех источниках работы по заливке ведутся на ровной горизонтальной поверхности, которая покрыта полиэтиленовой или пищевой пленкой. На первый взгляд, вопросов к поверхности не возникает. Но при заливке линзы без молда смола может вытечь за пределы шаблона, в результате чего картинка приклеится к пленке. Чтобы избежать этой неприятности в качестве подстилки используется силиконовый коврик с аппликацией (простыми словами, с пупырышками). На этих выступах лежит пленка, а вытекшая за ее пределы смола стекает вниз, не мешая дальнейшей работе.

Пленка размещается на коврике. В случае протечки смолы картинку можно передвинуть и продолжить работу. На пленку наливается небольшое количество эпоксидки. Деревянной палочкой пятно равномерно распределяется по всей площади шаблона. Наливать компаунд следует в центр пленки. Нельзя оставлять края не залитыми. После того, как смола была равномерно распределена по заготовке, попробуйте еще немного капнуть в центр, чтобы начинала формироваться линза. Чем более вязкую смолу вы возьмете, тем больший купол линзы будет сформирован за одну заливку.

Пленка размещается на коврике

Линза накрывается защитным куполом, чтобы на смолу не попадала пыль. Продолжить работу удастся только через сутки, когда смола полностью застынет. Перевернув медальон противоположной стороной, необходимо повторить заливку. Таким образом, наше изделие представляет собой двойную линзу, кривизна которой зависит от количества слоев смолы. Мы описали способ изготовления кулона в один слой. Количество заливок не ограничено, так как новые слои хорошо садятся на старые и граница их раздела совсем не видна.

Столик с фотографиями

Начало работы должно ознаменоваться идеей. Мастер четко обязан представлять, какая именно фотография в эпоксидной смоле будет украшать его стол. Это может быть целый набор семейных или детских фото, дорогих, как память. Все, что потребуется для работы, — сами фотографии, которые могут сочетаться с другими элементами декора, лак, клей, компаунд, средства индивидуальной защиты, клеенка, бумага, весы, деревянные палочки, газовая горелка, малярный скотч. В принципе, большинство из перечисленных инструментов и материалов, наверняка, хранится у каждого в чулане.

Столик с фотографиями

Чтобы рассчитать количество материала, необходимо вычислить объем столешницы по тривиальной формуле. Если внутри будут присутствовать элементы декора, то потребуется несколько меньшее количество смолы. Опытные мастера советуют, что лучше оставить излишек, чем получить нехватку материала. Как правило, изделия с фотографиями требуют большого количества компаунда. При заливке одним слоем может возникнуть вскипание смолы, обусловленное повышением температуры в результате реакции основного состава с отвердителем. Желательно выбирать такие марки смол, которые позволяют формировать слои до 5-6 см.

Работы ведутся на горизонтальной поверхности. Для стола с фотографиями обязательно нужна основа. Если в качестве основы залить начальный слой смолы, то получится визуальное ощущение, что фотографии висят или парят. Это не совсем уместно в данном случае. На основу фото следует приклеить, иначе они всплывут в жидкой смоле. В качестве клея используют лак для мебели или же саму смолу, которую предварительно наводят в малом количестве.

Наведение эпоксидной смолы было уже рассмотрено не раз, поэтому данный этап пропустим. Практически все важные моменты мы уже подчеркнули, а сам процесс заливки не требует каких-либо дополнительных разъяснений, поэтому перейдем к полезным советам.

Процесс заливки

Если оказалось, что материала недостаточно и нужно еще добавить смолы, то делать это необходимо без особого промедления. Считается, что добавлять компаунд можно в течение первых 40 минут или после полного отверждения нижнего слоя. Соединение частично застывшей эпоксидки со свежим составом могут дать такие дефекты, как неровная поверхность, неравномерное застывание, образование границы раздела.

Удалять пузырьки с воздухом удобно феном или горелкой. Но так как открытое пламя горелки – всегда потенциальная опасность, предпочтение отдается строительному фену. Нагревается поверхность столешницы равномерно. Пузырьки воздуха сами выйдут на поверхность. При заливке больших площадей нередко возникают участки с помутнениями смолы. Здесь нет ничего критичного, так как необходимо после застывания столешницы ее обработать мелкозернистой наждачной бумагой, а затем отполировать.

Поделки из эпоксидной смолы (67 фото)

Эпоксидная смола представляет собой синтетическое вещество, полученное на основе олигомеров. Под действием полиаминовых примесей (отвердителей) она способная образовывать прочные полимеры, которые устойчивы к агрессивному влиянию внешних факторов.

В промышленности эпоксидная смола входит в состав различных видов клея, лаков, пластоцементов и других технических растворов. В творческой деятельности для нее тоже нашлось применение. Из эпоксидки делают сувениры, бижутерию, предметы декора.

Свойства эпоксидной смолы

Мастерицы научились изготавливать из эпоксидной смолы украшения, кулоны, подвески, декоративные поделки, используя ее уникальные свойства:

  • высокая прочность;
  • износостойкая;
  • абсолютная прозрачность;
  • безопасна;
  • обладает отличной гидроизоляцией.

Не стоит путать эпоксидку с одноименным клеем. Он не предназначен для творчества, ведь в его составе кроме смолы присутствуют растворитель, пластифицирующее вещество, наполнитель. По сравнению с клеем смола имеет выигрышные преимущества:

  • быстро застывает, причем этот процесс можно контролировать и ускорять;
  • свойство чистой прозрачности не нарушается в течение всего срока службы изделия;
  • пластичность, податливость в обработке;
  • возможность создать изделие любой формы;
  • изменение консистенции при помощи разной пропорции отвердителя.

Эпоксидную смолу, пригодную для творчества, можно приобрести в магазинах рукодельных товаров.

Основы безопасной работы

Хоть в названии вещества имеется слово «смола», натуральных компонентов в нем нет. При контакте с эпоксидкой есть опасность пострадать от выделяемых паров. Поэтому необходимо соблюдать технику безопасности:

  • работать в перчатках;
  • надевать респиратор, чтобы исключить вдыхание паров;
  • устраивать проветривания в комнате;
  • ограничить доступ домочадцев к месту, где проходит рабочий процесс, особенно детей и животных;
  • не отвлекаться на протяжении работы.

Чтобы не испортить поверхность стола, нужно подложить специальную доску или пленку.

Способ приготовления эпоксидной смолы

В продаже представлены специальные наборы для приготовления смолы. Прежде чем приступить к творческой работе, нужно ознакомиться с инструкцией. Особенно если это первый опыт ваяния из данного материала.

Хранить вещества необходимо в удаленном месте, соблюдая меры безопасности.

Для создания рабочей субстанции потребуются материалы:

  • покупная смола;
  • отвердитель;
  • одноразовые шприцы;
  • мерные емкости;
  • деревянная палочка для перемешивания (подойдет зубочистка).

Порядок приготовления:

  1. Отмерить нужное количество ингредиентов шприцем;
  2. Смешать ингредиенты при температуре +25 градусов в одной емкости;
  3. Тщательно размешать смесь деревянной палочкой, чтобы не было пузырьков воздуха;
  4. Если пузырьки остались, нужно разогреть смесь, пузырьки поднимутся на поверхность, их легко будет удалить;
  5. Использовать смесь для воплощения творческой идеи.

Нужно помнить важный момент – если смесь готовится в пластиковых мерных стаканчиках, то для использования в других целей они будут непригодны. Данные стаканчики нужно выбросить.

Обработка изделий после застывания смолы

После того, как субстанция застынет, изделие приобретает мутноватую, шершавую структуру, и ему требуется чистовая обработка. Новички искренне полагают, что не справились с работой и поделка не удалась.

Эпоксидная смола имеет хорошую эластичность, поэтому изделие легко преобразить с помощью наждачной бумаги. Во время шлифовки следует защитить органы дыхание респиратором, а наждачку слегка смочить водой. Это делается для того, чтобы мелкодисперсные фракции эпоксидной пыли не попали в воздух и не навредили организму.

Поделки из эпоксидной смолы

Эпоксидка считается универсальным материалом и широко применяется в hand-made. Из нее создают как самостоятельные изделия (статуэтки, подвески, бусины), так и дополнительные элементы, которые дополняют композиции.

Поделки из эпоксидки мастерят при помощи форм для заливки (молдов). Популярными молдами значатся силиконовые. Они позволяют изготовить не только бусины, кулоны, но даже кольца. Молды хорошо «отпускают» раствор, поэтому затвердевшее изделие без труда извлекается.

Преимущества силиконовых молдов:

  • доступны к покупке в любом hand-made магазине по демократичным ценам;
  • пластичны;
  • не контактируют с рабочей смесью (не слипаются, не склеиваются).

В качестве декора подходят засушенные листики, цветы, ракушки. Любой объемный предмет, застывший в прозрачной смоле, будет ассоциироваться с древним янтарным инклюзом. Каким бы не был задуман элемент декора, его нужно тщательно подготовить – листики просушить, ракушки обезжирить спиртосодержащим средством.

Блестки, пайетки, капли краски тоже можно использовать в качестве «начинки» изделия, но в малой пропорции, чтобы не нарушить концентрацию смолы.

Как заливать смолу в молды?

Все предметы из эпоксидной смолы готовятся при помощи форм для заливки. Есть два проверенных способа, в результате которых изготовление поделки обходится без изъянов.

Первый способ заключается в том, что смешанной смоле дают отстояться полчаса. За это время ингредиенты проходят все этапы химического процесса, субстанция приобретает свойства, пригодные для работы без вероятности неприятных сюрпризов.

В молд кладут декоративные украшения, потом тонкой струей медленно заливают смесь. После застывания поделка легко извлекается из формы, поверхность полируется.

При данном способе изделие получается ровным, без пузырьков и изъянов, но декоративные элементы съезжают вниз формы. Если по идее они должны равномерно распределяться внутри поделки, то данный способ заливки не подходит.

Второй способ похож на первый, то проводится в обратном порядке. Мастер-класс включает следующие шаги:

  1. Смесь отстаивается полчаса;
  2. Сначала в форму медленно заливается смола тонкой струей;
  3. Потом в нее погружаются декоративные предметы при помощи зубочистки.

При помощи одного молда можно создавать своими руками различные изделия, играя с декоративным наполнением.

Применение эпоксидной смолы

Украшениями не ограничивается спектр возможностей эпоксидной смолы. Хотя бижутерию, подвески, кулоны можно встретить чаще, из эпоксидки изготавливают и другие изделия. Например, оригинально смотрятся рукояти ножей, обрамления флэш-накопителей, ручек.

Опытные умельцы научились делать крупные предметы декора из эпоксидной смолы и дерева. Невероятно красивы столы, у которых столешница декорирована эпоксидной смолой и имитирует воду в середине или по всей длине поверхности. У некоторых моделей столешница целиком залита эпоксидкой, внутри которой находятся декоративные листья и цветы. В тематических блогах, доступных для просмотра в интернете, опубликовано много фото подобной мебели, которые удивляют талантом мастеров.

Смола способна реализовать любые задумки автора. Некоторые поделки выглядят как произведения искусства – корпуса для карманных зеркал, подвески, кулоны, брелоки. Даже шарнирные куклы можно сделать из прозрачной эпоксидки.

Фото идеи поделок из эпоксидной смолы

Эпоксидная смола своими руками и поделки из эпоксидной смолы: кладезь полезной информации и уникальных мастер-классов!

Дизайнеры и рукодельницы научились сохранять целые миры, застывшие в стекле. На самом деле все эти ракушки, крохотные бутоны, листья и букашки навеки застыли не в стекле или янтаре, а в простой и доступной каждому эпоксидной смоле. И не нужно иметь лабораторию или отдельное помещение, чтобы создать ее самостоятельно. Сегодня мы с вами узнаем, как создать эпоксидную смолу своими руками, а после сделать с её помощью свой собственный шедевр.

Преимущества эпоксидной смолы и её отличия от эпоксидного клея

Несмотря на то, что в названии присутствует слово «смола», в ее составе вы не найдете натуральных компонентов, ведь это полностью синтетический продукт, создаваемый в лабораториях для очень многих сфер – от строительства до рукоделия.

Эпоксидная смола – это смесь из двух компонентов: отвердителя и самой смолы. В зависимости от соотношения частей отвердителя и смолы, входящих в нее, может быть густой, жидкой или даже плотной. Поэтому очень важно при замешивании эпоксидной смолы в домашних условиях соблюдать инструкции, приведенные на этикетках.

к оглавлению ↑

Свойства эпоксидной смолы

Эпоксидная  cмола отлично подходит для создания бижутерии, декоративных элементов и даже покрытия больших поверхностей. Она обладает следующими свойствами:

  • она очень прочная,
  • не подвержена абразивному износу,
  • прозрачна,
  • хорошо гидроизолирована,
  • абсолютно нетоксична после застывания.

Не забывайте, что на полках магазинов можно повстречать и эпоксидный клей, который для нас совершенно не подходит. Начнем с того, что сам клей – производный продукт от смолы. В его состав входит не только эпоксидная смола, но еще и растворитель, пластификатор, отвердитель и наполнитель. Поэтому он тоже прочен, не подвержен износу и крепко держит склеиваемые детали.

к оглавлению ↑

Отличия между смолой и клеем

Есть существенные отличия между смолой и клеем, которые вскрывают недостатки, неприемлемые для наших целей:

  1. Клей имеет определенное время застывания, которое невозможно контролировать, в то время, как застывание смолы можно ускорить.
  2. Смола долго сохраняет прозрачность, в то время как клей достаточно быстро начинает желтеть.
  3. Эпоксидный клей менее эластичен и быстрее застывает, в то время как смола более податлива и позволяет работать с ней с большей аккуратностью.
  4. Клей можно использовать только для соединения деталей, а смола подходит для изготовления бусин и других фигур заданной формы.
  5. В зависимости от пропорции, используемой при смешивании смолы и отвердителя, мы можем получить нужную консистенцию, подходящую именно под наши нужды, клей же продается в качестве готовой смеси.
к оглавлению ↑

Правила безопасности при работе со смолой

Чтобы не получить вред от паров, которые образуются при смешивании отвердителя и смолы (процесс полимеризации влечет за собой существенное выделение тепла), необходимо соблюдать некоторые правила безопасности.

  1. Вооружитесь перчатками.
  2. Наденьте защитную маску или респиратор, чтобы не навредить себе.
  3. Проветривайте помещение в процессе работы.
  4. Предупредите домочадцев, чтобы не заходили в помещение, пока вы заняты, либо обязательно надевали маску.
  5. Перед началом работы организуйте свое рабочее место так, чтобы после не отвлекаться.

Если у вас нет специальной поверхности для работы, можно воспользоваться пленкой или простым файликом, чтобы не переживать за стол и то, что с ним может случиться в процессе работы.

к оглавлению ↑

Как приготовить эпоксидную смолу своими руками

После ознакомления с инструкцией, подготовив все материалы и рабочее место, а также следуя технике безопасности, можно приступать к созданию эпоксидной смолы для своих задумок.

Итак, для создания эпоксидной смолы своими руками нам потребуются:

  • смола и отвердитель,
  • одноразовые шприцы или мерные стаканчики,
  • палочка для размешивания (зубочистка, шпажка или иная подходящая по длине деревяшка).

Внимательно читайте инструкцию к составляющим эпоксидной смолы

Сначала смешиваем компоненты в одной небольшой емкости.

Смешивать компоненты необходимо при соблюдении температурного режима не выше +25°C.

Удобнее всего отмерять нужное количество смолы и отвердителя одноразовыми шприцами, так вы будете знать точную пропорцию и не потеряете ни капли при выливании их в общий сосуд. Либо воспользуйтесь мерными стаканчиками, учитывая, что с этих пор ни для чего другого их применить будет нельзя.

Не старайтесь делать запасы, т. к. полимеризуясь, смесь становится непригодной для дальнейшего использования.

Аккуратно перемешиваем получившийся состав по кругу, чтобы сократить вероятность появления пузырьков, ведь они могут испортить внешний вид поделки из эпоксидной смолы.

Если же пузырьков избежать не получилось, то с ними можно справиться. Для этого сначала необходимо дать смеси отстояться, а после разогреть. Пузырьки обязательно поднимутся на поверхность, что позволит нам аккуратно удалить их. После этого смесь можно использовать для ваших задумок.

к оглавлению ↑

Обработка смолы после застывания

После застывания смолы может потребоваться её обработка, поскольку состав может показаться мутным или неровным. Благодаря эластичности состава мы можем его довести до ума, а не разочаровано выбрасывать в урну, считая, что у нас ничего не вышло.

Смола после застывания стала мутной

Для шлифовки изделия подойдет наждачная бумага, а то и вовсе фрезер для полировки ногтей.

Так как пыли во время шлифовки будет много, стоит надеть респиратор, а наждачку лучше всего смачивать водой.


В этом мастер-классе от DreamWorkshop вы найдете пошаговые фото процесса создания смолы и несколько отличных советов, как сделать застывшую смолу прозрачной и гладкой с помощью самых простых инструментов.

к оглавлению ↑

Поделки из эпоксидной смолы своими руками

Итак, как получить эпоксидную смолу самостоятельно мы с вами научились, поговорили о мерах предосторожности и организации рабочего места. Пора пробовать свои силы дальше. Ведь создавать поделки из эпоксидной смолы своими руками не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Для начала стоит заметить, что такой материал, как эпоксидная смола, достаточно универсален, и может использоваться в рукоделии по-разному. Из нее создаются как отдельные украшения, так и фурнитура, которой дополняют работы, выполненные в других техниках. Она отлично подходит для фигурок, бусин, кабошонов и даже витражей.

к оглавлению ↑

Создание поделок с помощью заливочных форм – молдов

Самой распространенной формой использования смолы является заполнение ею силиконовых форм – молдов. Получившиеся заготовки могут в дальнейшем использоваться, как кулоны, бусины, подвески на браслет или серьги, брелоки и т. п. Разнообразие молдов позволяет создавать из эпоксидной смолы даже кольца и браслеты.

Такие молды должны быть сделаны из качественного платинового силикона, который будет устойчив к заливаемому раствору и позволит легко извлечь из него застывшее изделие.

к оглавлению ↑
Преимущества молдов

Преимущества таких заливочных форм именно в том, что:

  • в настоящее время их можно купить в любом рукодельном магазине
  • они пластичны
  • не вступают в реакцию со смолой
  • не склеиваются с ней

к оглавлению ↑
Какой декор использовать при создании поделок

Молды отлично подходят для того, чтобы заливать в них засушенные цветы, листву, мох или ракушки – любой объемный элемент. Для этого вам потребуется только эпоксидная смола, подходящая силиконовая форма, а также заранее подготовленные декоративные элементы.

Обязательно уделите внимание подготовке! Листики, цветы и бутоны должны быть тщательно высушены, чтобы со временем они не почернели, испортив своим видом готовое изделие. Ракушки, кристаллы и камни лучше всего обезжирить спиртом или растворителем, а после тоже высушить.

В смолу можно добавлять не только плотные декоративные элементы, но и поталь, блеск и даже витражной краски, но немного (чтобы не испортить соотношение основных компонентов и не нарушить заданную консистенцию).

Поделки из эпоксидной смолы можно украсить растениями…

…блестками…

…и другим декором

к оглавлению ↑
Способы заливки смолы в молды

Способ 1. Смешайте смолу и дайте ей постоять в смешанном виде не менее получаса. Это необходимо для того, чтобы компоненты прошли весь химический процесс, а смесь стала пригодна для работы и не преподнесла нам никаких сюрпризов.

Уложите декоративные элементы в молд и аккуратно, тонкой струйкой залейте их эпоксидной смолой.

После застывания смолы извлеките готовую поделку из формы и зачистите неровности полирующими инструментами (верхний край всегда будет острым из-за открытости молда).

Более подробно разобраться с тем, как заливать сухоцветы в молд, вам поможет Виктор Петров, делящийся тонкостями работы с эпоксидной смолой в своем мастер-классе.

При таком способе заливки декоративные элементы чаще всего неравномерно распределяются по форме изделия. Это наглядно видно в примере с браслетом:

Мелкие ракушки и песчинки располагаются в основном в нижней части браслета

В случае, когда декоративные элементы небольшие, тяжелые и/или вы просто хотите поместить их в центр формы, сначала рекомендуется залить молд смолой, а после погрузить в нее необходимый декор – листики, небольшие ракушки, засушенную ягоду – все, что угодно вашей душе!

Способ 2. Когда смола отстоится, тонкой струйкой влейте ее в молд, равномерно распределите по всей форме, а после погрузите в нее выбранные декоративные элементы, помогая себе зубочисткой.

Если вы ограничены во времени или боитесь появления пузырьков, можно отправить форму в духовку, предварительно разогретую до 80°C (выключенную и проветренную) на 15-20 минут. После этого дайте заготовке постоять в форме не менее суток, чтобы не повредить поверхность смолы. Аккуратно извлеките браслет, отшлифуйте его с верхней стороны и обработайте лаком для большей сохранности.

Следуйте пошаговому мастер-классу Натальи Гринь и сможете пополнить свою шкатулку таким же браслетом с листиками папоротника.

Помните, что можете создавать уникальные кольца и браслеты, используя одну форму и меняя ее наполнение!

Мельчайшие бутоны для романтичных натур

Наглядно разобраться с тем, как погрузить в смолу небольшой розовый бутон, нам поможет видео-мастер-класс:

Использование силиконовых форм – самый простой и эффективный способ создания украшений, поскольку вам не нужно прикладывать больших усилий, чтобы смешать смолу и вылить ее в заготовку, а наполнение будущего украшения ограничивается только вашей фантазией.

к оглавлению ↑

Как быть, если у вас нет молдов?

Готовые рамки для заливки

Поделки из эпоксидной смолы могут быть и такой формы, которую вы не смогли найти в виде молда. Ведь иногда хочется получить что-то более оригинальное, непохожее на фабричное и, например, плоское с обеих сторон.

В такие моменты нам на помощь приходят оправы и рамки для заливки. Они предоставляют простой и красивый способ заключения эпоксидных изделий в оправу.

С ними работать не сложнее, чем с силиконовыми формами, однако шлифовать застывшую смолу приходится с обеих сторон, поскольку обе части ничем не ограничены и будут изначально неровными.

Заливать такие рамки лучше всего, приклеив их на скотч, чтобы минимизировать вытекание смеси за ее пределы.

Зато так вы получите оригинальную подвеску, заполненную небольшим цветком или листиком:

Украшаем листиком…

…цветами…

…или бутоном

А может в центре уютно разместится кошечка или фото любимого человека.

Подобные заготовки-рамки делаются из металла и продаются в рукодельных магазинах, но, как и молды, ограничены фантазией их производителей.

к оглавлению ↑
Самодельные оправы для заливки эпоксидной смолой

Но если вы все же не хотите ограничивать полет фантазии и творить поделки из эпоксидной смолы своими руками так, чтобы ловить на себе восхищенные взгляды, то знайте, что оправу можно сделать самостоятельно, используя материалы, которые найти проще, чем готовые рамки.

Способ 1: оправа из полимерной глины

Так ваши запасы из полимерной глины станут достойной заменой магазинной фурнитуре. Стоит только решиться на эксперимент, а после вы сами оцените все возможности комбинирования разных видов рукоделия.

Помимо  запекаемой полимерной глины понадобятся такие инструменты:

  • катер или формочка для печенья (обязательно металлическая)
  • паста-машина или экструдер с нужной насадкой (это может быть прямоугольная прорезь или круг диаметром, удовлетворяющим ваши запросы)
  • стек или канцелярский нож
  • зубочистка

ВАМ ПРИГОДИТСЯ

Прочитайте подробнее обо всех перечисленных инструментах для работы с полимерной глиной

Для начала подготовьте глину – раскатайте или скрутите полоски нужной длины с помощью паста-машины, скалки или экструдера. После оберните получившейся заготовкой приглянувшуюся форму, чтобы получилась рамка, и отправьте ее в печь, соблюдая инструкции, указанные на пачке от глины.

Когда оправа для вашего будущего украшения остынет – освободите ее от формочки и можете приступать к заливке эпоксидной смолой.

Более подробно с технологией изготовления рамок из полимерной глины можно ознакомиться в мастер-классе автора Rusalina.

Способ 2: оправа из проволоки

Если же вы знакомы с основами техники Wire Wrap, то вам на помощь придет проволока, которую можно закрутить в любую рамку или основу, чтобы удивить окружающих своим авторским видением украшений.

Способ 3: работа с деревом

Работа с самодельными заливными формами позволяет выходить за рамки, придуманные производителями фурнитуры. Но все же такое комбинирование техник требует большей усидчивости, аккуратности и времени, поскольку теперь вы сами творите оправы и рамки, что является трудоемким, но в то же время очень интересным процессом.

Многие мастера своего дела пошли еще дальше и объединили смолу с деревом, получая уникальные, экологичные кольца, кулоны и серьги в оправе из натурального дерева.

Натуральноге дерево — это естественность…

…красота…

…и стиль

Однако такие изделия не так-то просто сделать, к тому же они требуют целый арсенал специальных инструментов, т. к. дерево само по себе нуждается в полноценной обработке и зачистке, чтобы результат не разочаровал.

Но если трудности и кропотливый труд – ваша страсть, а в доме уже имеются инструменты для работы по дереву, то обязательно попробуйте себя в уникальной технике создания поделок из эпоксидной смолы разного размера и назначения.

Растения в колбе

Красивый кристалл

Немного этники

к оглавлению ↑

Украшения — это все, на что она способна эпоксидная смола?

И все же, несмотря на то, что в наши дни чаще всего мы встречаем эпоксидную смолу только в качестве украшений, она продолжает пользоваться популярностью и в других направлениях. Так ее используют для заливки рукоятей ножей, для украшения флешек, брелоков и даже ручек.

А опытные мастера пошли еще дальше, используя эпоксидную смолу для заливки больших поверхностей. Столы с невероятной имитацией воды в середине или простой и ровной глади, из-под которой выступает оригинальное изображение, более неподверженное выцветанию – это реальность, созданная теми, кто любит бросать вызов своему таланту.

Деревянная столешница с прозрачной вставкой из эпоксидной смолы

Столешница полностью залита эпоксидной смолой

Те же, кто остается верен небольшим формам, тоже нашли свой авторский стиль: декоративные подвески, карманные зеркала и даже шарнирные куклы! Оказывается, смола может реализовать любые наши задумки.

Дизайнерская пудреница

Аксессуары для фотографий

Шарнирная кукла из эпоксидной смолы

Как видите, эпоксидная смола способна на многое и ограничена лишь фантазией тех, кто серьезно заинтересовался работой с ней. Попробуйте и вы пройти путь от своих первых кабошонов и бусин до шедевров, достойных мировых музеев поделок из эпоксидной смолы!

Автор статьи — Ксения Биличук (под ред. Анны Ганьжиной)

ПОДЕЛИСЬ!
«Крестик» плохого не посоветует! 🙂

фото, видео, применение, виды, плотность смолы

Эпоксидная смола для заливки: расход материала и технологии применения

Химия – наука сложная, и далеко не каждый владеет знаниями в этой области. Однако тот, кто работает с химическими составами и обеспечивает протекание в них определенных процессов, должен иметь представление об используемых веществах. К таким относится эпоксидная смола для заливки. Восхищаясь внешней натуральностью искусственного янтаря или сияющей чистотой столешницы «из камня», о происхождении материала даже не задумываемся. В одной из статей сайта мы уже рассказывали как сделать стол из эпоксидной смолы. В этой статье подробно расскажем что такое эпоксидная смола, какие бывают виды составов, как пользоваться и дополним инструкцию применения.

epoksidnaya-smola-dlya-zalivki-foto-video-primenenie-vidy-plotnost-smoly-1Эпоксидная смола для заливки – один из лучших материалов для изготовления полов, красивых глянцевых покрытий, столешниц, украшений.

Что такое эпоксидная смола, характеристики материала

Смола – это вещество, которое затвердевает при определенных условиях. Различают смолы натуральные (древесные) и синтетические. Эпоксидка (сокращенное название от «эпоксидная смола») представляет собой полимерную смолу, то есть химический состав из олигомеров – молекул с небольшой ограниченной массой.

epoksidnaya-smola-dlya-zalivki-foto-video-primenenie-vidy-plotnost-smoly-2Прозрачная эпоксидная смола для заливки имеет двухкомпонентный состав.

Основные характеристики данного вещества:

  • устойчивость к влаге, ультрафиолету;
  • не подвержено воздействию кислот, щелочей, галогенов;
  • растворяется в ацетоне и сложных эфирах;
  • не выделяет вредных летучих веществ.

Состав прозрачной эпоксидной смолы – двухкомпонентный. Конечный продукт получается в ходе реализации двух химических процессов. На первой стадии создается низкомолекулярная линейная термопластичная масса. На второй, представляющей собой отверждение, посредством получения в ней пространственной структуры образуется твердое, нерастворимое и неплавкое вещество.

Способность быстро превращаться из жидкого состояния в твердое является очень ценным свойством эпоксидной смолы. Помимо этого, она может прочно склеивать поверхности. Совокупность перечисленных выше характеристик и делает данный состав востребованным.

epoksidnaya-smola-dlya-zalivki-foto-video-primenenie-vidy-plotnost-smoly-3Эпоксидка – олигомер, содержащий эпоксидные группы, под воздействием отвердителей образующие полимеры.

Эпоксидная смола для заливки: разновидности химических составов

Применение эпоксидки давно и прочно вошло в нашу жизнь. В быту, где необходимо надежное соединение или твердый состав, это средство незаменимо. Эпоксидная смола – это один из видов синтетических смол, олигомер, содержащий эпоксидные группы. Вещество имеет сложную химическую формулу.

epoksidnaya-smola-dlya-zalivki-foto-video-primenenie-vidy-plotnost-smoly-4Любая эпоксидка состоит из основного компонента – смолы, а также отвердителя.

В зависимости от состава, различают несколько видов смол:

  1. Эпоксидно-диановые. Имеют маркировки ЭД-10, ЭД-16, ЭД-20, ЭД-22, ЭП-СМ-ПРО. Активно используются в быту и в производственной сфере. Компаунды с функцией пропитки, наливной пол, клеевые составы – далеко не полный перечень применения данного вида полимеров.
  2. Эпоксидно-диановые, предназначенные для изготовления лаков и красок. Данные эпоксидки маркируются Э-40, Э-40 Р. С их помощью создаются прочные лакокрасочные покрытия.
  3. Эпоксидно-модифицированные (ЭПОФОМ-1,2,3). Используются для проведения ремонтных работ.
  4. Специальные эпоксидные смолы. Особенности составов (с хлором, резорцином и т. д.) позволяют применять их в особых условиях.

Любая эпоксидная смола состоит из двух компонентов – непосредственно смолы как основного вещества и отвердителя. Различные наполнители придают составу определенные качества.

Потребительские свойства эпоксидной смолы

Стоимость эпоксидной смолы довольно высокая. Приобрести небольшое количество для бытовых нужд вполне доступно, но значительные объемы требуют немалых финансовых затрат. Вместе с тем популярность вещества растет. Объяснить данный факт можно наличием хороших потребительских качеств данного полимера. Среди основных характеристик можно выделить следующие:

epoksidnaya-smola-dlya-zalivki-foto-video-primenenie-vidy-plotnost-smoly-5Эпоксидная смола для заливки характеризуется термостойкостью, водонепроницаемостью и прочностью.
  1. Прочность. При высоком уровне технологичности процессов изготовления и применения застывшая смола может соперничать с отдельными марками бетона.
  2. Термостойкость. Эпоксидная смола может выдерживать воздействие температуры от 200 °С и выше.
  3. Водонепроницаемость. В твердом состоянии вещество не впитывает воду.
  4. Клеящие свойства. Высокий уровень адгезии и прочность соединений позволяют склеивать большие поверхности.
  5. Устойчивость ко многим агрессивным химическим веществам.
  6. Небольшой вес изделий.

Данные характеристики свойственны всем видам смолы. Эти качества могут проявляться в большей или меньшей степени в зависимости от добавок, использованных при приготовлении эпоксидки.

Обратите внимание! Приобретая эпоксидную смолу, обязательно следует определить (самостоятельно на основании информации на упаковке или попросить специалиста продающей компании предоставить сведения о товаре) целевое назначение состава. Даже незначительное несоответствие может повлиять на итоговый результат.

Применение прозрачной эпоксидной смолы

Сфера применения эпоксидной смолы достаточно широкая. Вещество активно используется как в домашних условиях, так и на производстве. Постоянно совершенствующиеся технологические процессы, получение все новых и новых составов с улучшенными качествами увеличивают возможности применения.

Традиционно эпоксидная смола для заливки применяется на различных производствах в следующих целях:

  • для пропитывания стекловолокна, склеивания частей. Сфера использования: строительство, авиа- и машиностроение, радиоэлектроника, электротехника, изготовление стеклопластика, ремонт судов и автомобилей;
  • для создания гидроизоляционного слоя. Материал применяют при покрытии стен строений с повышенной влажностью, подвальных помещений, бассейнов и других резервуаров для жидкостей;
  • при необходимости создания химически стойких покрытий для внешних и внутренних поверхностей, а также для нанесения защитного слоя на пористые материалы;
  • для заливки в формы с целью получения прозрачных деталей и предметов, которые впоследствии могут разрезаться, шлифоваться, то есть подвергать

Как сделать эпоксидную смолу своими руками у себя дома

Принципиальной разницы между разведением эпоксидных смол дома или на производстве нет, особенно если это касается смол с отвердителями, работающими по холодной схеме. К ним в первую очередь относятся отвердители ПЭПА, или полиэтиленполиамин. Добавленный в эпоксидную основу, он начинает взаимодействовать с нею при обычной комнатной температуре, хотя ниже 23°C градусов работать с ПЭПА не рекомендуют, поскольку процесс полимеризации может стать очень долгим.

Процесс полимеризации

На производстве обычно имеют дело с большими объемами эпоксидки, и вот там могут применять другие отвердители не аминные, вроде ПЭПА или ТЭТА, работающие по холодному процессу, а кислотные или из ангидридов кислот, которые отверждаются в температурном диапазоне от 100°C до 200°C градусов.   Для этого там могут иметься автоклавы с сухими режимами работы, и даже большие боксы, способные держать и выдерживать такие температуры для формовки изделий с размерами в несколько метров.  Пример, изготовление композитных материалов для авиации: участки крыльев, силового каркаса фюзеляжей.

Ничего этого в домашних условиях воспроизвести невозможно, поэтому речь в нашем материале пойдет о сугубо холодных способах отверждения эпоксидных материалов.

Домашняя химическая лаборатория

Для начала нужно определиться, для какой цели покупается эпоксидная смола, и только после этого выбирать и тип эпоксидки, и применяемый с нею отвердитель. Поясним на примере, берете эпоксидный компаунд в отвердителем впрок, по принципу чтобы было, а вдруг пригодится, а нету, но с областью применения еще не определились, а ведь это может быть и заливка пола, и заливка столешницы, а может, даже не одной, если речь идет о кухне с ее обилием тумб и столов в кухонном гарнитуре.

Новый состав

Может быть дизайнерский подоконник или даже вам придет фантазия изготовить кухонную или умывальную раковину из эпоксидного состава с наполнителями в виде каменной или иной крошки. Или иметь под рукой эпоксидку, чтобы что-нибудь экстренно склеить, п так как областей применения масса, то и список требований к материалу может разрастаться до бесконечности. Поэтому для начала  остановиться нужно, на универсальном материале,  это будет, кончено же, не эпоксидный клей.

Область его применения ограничивается  именно склейкой разных поверхностей из разных материалов, но не более. При всей надежности скрепления разнородных или однородных материалов эпоксидными клеями, главный их недостаток – радикальное, со временем, изменение цвета клеевого шва, от почти бесцветного, светло-желтого до темного желто-коричневого. Но если в клеевом шве такое изменение не критично, то при отливке какого-либо изделия из эпоксидного состава, предназначенного для склеивания, со временем это будет неприятно бросаться в глаза.

Подготовка к работе

Состав эпоксидного клея сбалансирован по входящим в него компонентам, среди которых  пластификаторы, наполнители, разбавители и отдельно вводимые отвердители, которые, собственно, запустят сам процесс преобразования полужидкой тягучей субстанции в твердый пластиковый монолит.  Этот процесс почти независим от внешних факторов и не допускает вариаций по времени. Хотя и некритичен в смысле сверхточности при смешивании составных частей

Эпоксидная смола с полиаминным отвердителем ПЭПА

Область применения эпоксидных смол с отвердителем такого типа гораздо шире области применения эпоксидного материала, предназначенного только для склеивания, ведь из той же смолы ЭД-20 или ЭД-22, смешав ее с ПЭПА и введя некоторый наполнители или добавочные пластификаторы, можно получить эпоксидный клей, который будет ничуть не хуже составов, сделанных на заводе и предлагаемых потребителю именно в роли клея.

Только есть вот такой нюанс, в таких количествах, от килограмма и более, клей никто не покупает, а типичная фасовка ЭД-20 и 22 начинается обычно от килограмма.

Капли отвердителя

Смолы марки ЭД  и им подобные, в том числе их импортные аналоги, обычно бесцветны, как вода. Но вот отвердитель ПЭПА, который добавляется в смолу, чтобы запустить процесс полимеризации, имеет коричнево-янтарный оттенок, как у крепкого чая. При своей рекомендованной в смоле концентрации не менее 1 к 10 неминуемо окрасит массу эпоксидного компаунда, или состава А, в такой же коричневатый цвет.

Если при заливке даже очень светлого пола слоем до 10 мм этого оттенка не будет заметно, то уже при использовании смол ЭД и их подобий с ПЭПА для заливок столешниц, где совместно с уложенным под смолу декоративным элементами слой эпоксидки может достигать и 50 мм, такой оттенок будет уже сильно заметен, и может испортить задуманное. Особенно если в цветовом оформлении есть синий, голубой, бирюзовый, которые с наложением цветного желтовато-коричневого фильтра примут грязноватые оттенки.

Кроме того, в состав именно этой марки отвердителя входят так называемые неконтолируемые примеси. Которых в этом виде смешиваемого с основным составом компонента Б до 75%,  участия в отверждении они практически не принимают, а высокую токсичность, свойственную вообще всем эпоксидным материалам в жидкой стадии и стадии застывания, сохраняют и после завершения процесса. Поэтому эпоксидные смолы с отвердителями ПЭПА нельзя применять для изготовления или ремонта посуды, которая потом будет использоваться в быту, как элемент сервировки стола или приготовления пищи.

Отвердитель ПЭПА

Избавиться от токсичности, но не от окрашивания массы смолы, можно, применив для отверждения более современный состав М-4, которым можно пользоваться с эпоксидкой не только в пределах стандартных рекомендованных температур в диапазоне от 22°C до 30°C градусов, но и при более низких, начиная от 2-5°C градусов. Правда, время полимеризации при этом увеличивается, но если этот параметр не критичен, возможности использования смол резко возрастают, а это заливка полов в неотапливаемых ангарах, эллингах.

Кроме холодных способов заливки этот отвердитель отлично работает и в горячих условиях, до повышения температур в 60-70⁰С градусов. Тогда время желатинизации состава и его отверждения уменьшается в разы и может составить от 30 минут до 1 часа.

Прозрачные отвердители, не окрашивающие компаунды

Покупая впрок банку эпоксидки и имея в виду ее будущую универсальность, нужно сразу озаботиться кристальной прозрачностью не только эпоксидного компаунда, но и идущего с ним в комплекте компонента Б для запуска реакции полимеризации, а это может быть или ТЭТА (триэтилентетрамин) или  отвердитель из серии 921 ОП, 921 Т.

Такой отвердитель может без ущерба для качества заливки или отливок уложен слоем до 10 мм, при этом не будет происходить изменения свойств материала. Они вполне возможны, если отвердитель не предназначен для разведения больших объемов эпоксидных смол.

Прозрачный состав

Объем смолы, форма сосуда и их влияние на нагрев смеси

Смесь компонентов А и Б, то есть смоляного компаунда, и отвердителя, при смешивании в той или иной степени саморазогреваются. Притом степень нагрева может быть такой, что состав самовоспламенится или задымится или, во всяком случае, закипит, быстро на глазах твердея, что сделает его использование абсолютно невозможным.

Все без исключения эпоксидные смолы, независимо от того, по горячему или по холодному способу они полимеризуются, работают как термореактивные составы, то есть реакция полимеризации с постепенным загустением, а потом и отверждением смеси, происходит с большим выделением тепла, то есть является классической экзотермической. При этом огромное значение на скорость повышения температуры и ее величину оказывает, как это ни покажется невероятным, форма сосуда, в котором разводятся компоненты А и Б.  Чем ближе она к кубической или, тем более, шарообразной, тем быстрее и сильнее нагрев.

Заливка поверхности

Полная аналогия с ядерным расщепляющимися материалами, критическая масса для плутония и урана-235 около двух килограммов. Но цепная реакция деления при этой массе возможна только, если придать этому металлу форму шара. Раскатайте его в блин толщиной 5 мм,  и плутониевую или урановую  отливку можно сделать вплоть до 10 кг, реакции распада ядер не произойдет.

С эпоксидкой происходит нечто подобное, только не на физическом уровне, затрагивающем сами основы материи, а на более низком, химическом. Подобно тому, как в плутонии свободные нейтроны увеличивают свою концентрацию при равном весе, но в более компактном объеме, что вызывает цепную реакцию, так и тепловые кванты в массе эпоксидки, близкой по форме к кубической или шарообразной в ее жидком и смешанной с отвердителем  состоянии, тоже увеличивают свою концентрацию на единицу объема и инициируют быстрый саморазогрев. Ну и конечно же, несопоставим выход энергии, чудовищной по своему объему внутриядерной или просто тепловой в случае с химической реакцией.

Если нужно сразу развести много смолы, чтобы залить большие плоскости, следует просто использовать для этого посуду с широким дном и низкими бортиками, то есть в форме, далекой от куба или шара. Большая поверхность соприкосновения с воздухом послужит своеобразным охлаждающим радиатором. Такой прием применяют, если площадь заливки пола требует единовременного разведения большого объема эпоксидной смолы. Можно также дополнительно поставить такую посудину в большую по площади и объему, но заполненную частично ледяной водой или даже льдом.

Объем полимера

Другой способ не допустить вскипания и преждевременного отверждения эпоксидной смеси, делать дискретную, прерывистую заливку. Залили слой в 1 см, дождались его полного застывания,  только после этого разводят новую порцию смолы и заливают следующий,  и так до тех пор, пока не получится отливка нужного объема и толщины. Правда, такой метод требует особой чистоты рабочего места, отсутствия грязи и  пыли, а также нужно исключить попадание влаги, а тем более воды в заготовки.

Эпоксидные смолы для декоративных целей

Из этого материала делают не только предметы утилитарного назначения, но и безделушки без которых, конечно, можно  обойтись, как и без любых украшений, но жизнь от этого перестанет играть всеми красками и просто обеднеет.

Самое массовое применение смолы в таких случаях – отливка изделий бижутерии: бусы, кулоны, брошки, серьги, камни для перстней. С заключенными внутрь красивым насекомыми, ракушками, миниатюрными цветками, особой формы листиками или веточками. Залейте, например, в ограниченный объем (1-1,5 см3 ) живой цветок синей, голубой или фиолетовой незабудки, и он таким останется навечно, не меняя ни формы, ни цвета.

Для декоративных целей

Особенно, если компаунд и отвердитель придают готовой смоле свойства ультрафиолетового фильтра, что позволяет изделию не обесцветиться со временем. Тем более, смолы, применяемые для таких работ, полностью безопасны после полной полимеризации, и при ношении их на теле не вызовут аллергических реакций или вообще какого-то дискомфорта. Пример таких смол, ряд эпоксидок бренда  Resin Art.

Правда, ювелирные смолы очень дороги, но это цена за их полную безопасность, прочность, часто не уступающую прочности стали, и невероятную декоративность, особенно если для отливок используют окрашивание чистыми прозрачными пигментами  той части спектра, которая близка к его фиолетовой части: начиная от зеленой и вплоть до лиловой и фиолетовой. При этом масса эпоксидки может быть окрашена как равномерно, так и разводами, когда в ее застывшей толще образуются цветные жгуты и клубки, форма и расположение которых зависят только от вида  интенсивности размешивания.

Только одно условие: так небрежно можно размешивать только краситель. Введенный до этого в компаунд отвердитель должен размешаться очень равномерно и тщательно. Впрочем, это правило справедливо для всех эпоксидных материалов от клея до ювелирной смолы.

Красивое изделие

Пропорции смешивания ювелирных компаундов с реактивами, отверждающими смолу, часто бывают совсем иным, чем для более грубых работ. Если для эпоксидных клеев или смолы  ЭД-20 соотношение компонента А к компоненту Б обычно составляет 10 к 1 или 10 к 1,4, то в случае с ювелирными эпоксидным смолами повышенной прозрачности соотношение смешивания компонентов может доходить до один к одному.

Впрочем, точная информация о пропорциях смешивания всегда располагается или на этикетке составов, или во вложенной в упаковочную коробку инструкции.

Техника безопасности

Степень агрессивности эпоксидных смол в большой степени зависит от выбора применяемого с ними отвердителя, большинство вредных веществ содержится именно в аминовых или кислотно-ангидридных составах, служащих для запуска процессов полимеризации. Но независимо от степени их токсичности, на период работы с ними, пока они находятся в жидком или застывающем состоянии, нужно обезопасить себя от их воздействия.

  • Органы дыхания, на лицо при работе с большим объемами эпоксидки нужно надевать респиратор с возможностью вставки в него изолирующего органику фильтра.
  • Руки должны быть защищены перчаткам на латексной основе, так как у эпоксидных смол очень высокая адгезия, то есть способность прилипать ко всем поверхностям, а также пропитывать их, матерчатые перчатки защитой послужить не могут.
  • Убрать волосы под шапочку или косынку, и не только для того, чтобы вредные пары как-то не воздействовал на них, но и чтобы уберечь смолу от попадания в нее волос. Согласитесь, по меньшей мере странно будет выглядеть застывший в толще отливки волосы. Почти как в еде, столь же неуместно.
  • Кроме того, на поверхность стола или верстака, на которой вы будете работать, нужно расстелить полиэтиленовую пленку. Этот материал один из немногих, наряду с силиконом, резиной или тефалем, которые с эпоксидной смолой или эпоксидным клеем склеить невозможно, так как с ними у них нулевая адгезия. Но по этой же причине эти материалы служат отличными предохраняющими от контакта со смолой покрытиями.

Техника безопасности

Иметь дома хотя бы небольшое количество эпоксидного материала нужно. Это как ножовка по дереву и металлу, пассатижи, газовый ключ для ремонта сантехники и набор прокладок для кранов, лежит, пить и есть не просит, но  бывают моменты, когда необходимы позарез. Правда, к имеющейся в доме эпоксидке и инструментам нужны еще и руки. Но, надеемся, этот материал послужит хоть какой-то инструкцией к пользованию одним из этих компонентов.

Столы и столешницы из эпоксидной смолы. Советы по изготовлению.

Столы и столешницы из эпоксидной смолы. Советы по изготовлению.

Стол-река, стол из спилов и просто столешницы из эпоксидной смолы с декоративным наполнением.
Вот такие разные, но очень популярные в последнее время виды столешниц.
Многие готовы попробовать создать такой шедевр самостоятельно.
А мы готовы вам помочь в этом вопросе.
И так, с чего начать?

Столы и столешницы из эпоксидной смолы. Советы по изготовлению., фото № 1

Добавьте описание

Какую выбрать эпоксидку?

Если вы уже определились с типом, видом, дизайном будущей столешницы, теперь важно определиться с выбором эпоксидной смолы.
Эпоксидная смола для заливки столешницы должна быть прозрачная и иметь продолжительное время жизни, в противном случае вы рискуете воочию увидеть «кипение смолы» или потратить в разы больше времени на послойную заливку. Смолы конструкционные, базовые (такие как ЭД-20) здесь не уместны, т.к. они более густые, что не позволит выйти всем пузырькам воздуха, более хрупкие, не всегда бесцветные (1 сорт), а отвердители, которые используют с такими смолами (пэпа. тэта и т.п) дадут вам смесь с недостаточным временем жизни, что опять же может грозить как деформацией изделия при быстром отверждении, так и закипанием смеси.

Столы и столешницы из эпоксидной смолы. Советы по изготовлению., фото № 2

Добавьте описание

Из представленных в нашем магазине смол, вам подойдет состав ЭпоксиМастер 2.0, позволяющий заливать слои до 5 см одним слоем.
Состав обладает низкой вязкостью, обеспечивает хорошую текучесть и заполнение труднодоступных участков, а умеренная реакционная способность позволяет работать с объектами большого размера. К тому же у состава ЭпоксиМастер прекрасное самовыравнивание, стойкость к отслаиванию и образованию трещин, хорошая наполняемость и отсутствует эффект «выбеливания» покрытия.

Столы и столешницы из эпоксидной смолы. Советы по изготовлению., фото № 3

ЭпоксиМастер 2.0 Набор для заливки в толщу слоем до 5 см

Благодаря прозрачности состава вы сможете добиться практически любого визуального эффекта: залить различные наполнители (ракушки, сухие листья, камни, картинки и прочее), сможете организовать подсветку как в толще столешницы, так и под ней, можно реализовать творческую задумку с люминофором или заколеровать смолу, сохранив при этом общую прозрачность слоя.

Подготовка к работе

Помещение должно быть хорошо проветриваемым, либо иметь принудительную вентиляцию. В помещении температура воздуха не должна быть ниже 22 °С. Испортить работу может высокая влажность и пыль!!!

Необходимо подготовить материалы для изготовления опалубки. Опалубку или форму можно собрать из фанеры, оргстекла (без царапин и сколов) или полированных алюминиевых листов. Так же вам понадобятся разделительные составы, например воск или полупостоянные разделители. Для «домашнего» применения лучше воск. А если вы планируете серию столешниц, тогда лучше полупостоянные разделители, они позволяют совершать более 20 съемов без восстановления разделительного слоя.

Некоторые домашние умельцы, в качестве разделителя используют обычный косметический вазелин. Его легко приобрести, но, сложно идеально выровнять на форме/опалубке и он даст помутнение в местах соприкосновения со смолой. Этот слой потом нужно будет вышкурить.

Соответственно нужно подготовить инструменты для шлифования, ну или хотя бы набор абразивной бумаги разной зернистости для ручной шлифовки.

Столы и столешницы из эпоксидной смолы. Советы по изготовлению., фото № 4

Добавьте описание

Не забудьте подготовить средства индивидуальной защиты для себя любимого) Это перчатки, респиратор, защитные очки. Не станет лишним одноразовый малярный комбинезон и шапочка, т.к в жидком состоянии смола словно притягивает к себе любую пылинку, ворсинку, волосинку…)

Накройте полиэтиленом пол и другие горизонтальные поверхности в зоне «поражения» смолой, что бы сохранить их чистыми.

Еще вам понадобятся емкости для измерения и смешивания компонентов. Весы, с точностью до 1 гр. Либо мерные стаканы, т.к. некоторые смолы смешиваются по объему, а некоторые только по весу, как ЭпоксиМастер.

Столы и столешницы из эпоксидной смолы. Советы по изготовлению., фото № 5

Добавьте описание

Как подсчитать необходимое кол-во эпоксидной смолы

В инструкции к эпоксидной композиции может быть указан примерный расход смолы. Чем хороша эпоксидная смола, так это тем, что она не дает усадки, т.е. сохраняет свой первоначальный объем.
ЭпоксиМастер расчитывается исходя из данных, что на 1м.кв. при толщне 1 мм расходуется около 1.1 кг смеси.
Соответственно на столик размером 1 м.кв толщиной 5мм вам понадобится 4 набора ЭпоксиМастер по 1.35 кг.

Заливаем нашу столешницу. Инструкция

Внимательно ознакомьтесь с инструкцией к набору смолы!!! Ознакомление с этим документом убережет вас от возможных сюрпризов в процессе.
Подготавливаем форму или собираем опалубку. Обязательно убедитесь в герметичности формы/каркаса. Сквозь малюсенькую трещинку может вытечь буквально весь ваш будущий стол. Щели можно заклеить герметиком, пластилином, термо-клеем или парафином.
Обработайте форму или каркас разделительным составом. Выровняйте по уровню!
Деревянные части будущей столешницы должны быть сухими! НО, даже сухое дерево в процессе заливки может выделять воздух.
Что делать в этой ситуации?
Перед заливкой деревянные детали в местах соприкосновения со смолой желательно прогрунтовать. Для этих целей можно использовать собственно саму смолу (готовую смесь) либо лак для мебели (полиуретановый к примеру).
Это не только спасет от выделения воздуха из дерева, но и не позволит мигрировать красителям по волокнам древесины, в случае заливки окрашенной смолой.
И так, форма/каркас готовы к работе. Деревянные детали прогрунтованы и высушены. Приступаем к подготовке смеси. Мы будем говорить о наборе для заливки ЭпоксиМастер 2.0

Столы и столешницы из эпоксидной смолы. Советы по изготовлению., фото № 6

ЭпоксиМастер 2.0 для создания дизайнерской мебели

Если необходимо смолу заколеровать, то мы добавляем краситель только в компонент А (смола), до введения в него компонента Б (отвердитель). Добавлять следует совсем маленькими порциями, буквально на кончике зубочистки, до тех пор, пока не получите цвет желаемой интенсивности.

Тщательно размешиваем, до однородности. Что бы лучше и быстрее разошелся пигмент, компонент А можно подогреть до 30-40 градусов (поставить возле радиатора или на водяной бане)

Столы и столешницы из эпоксидной смолы. Советы по изготовлению., фото № 7

Пигментные пасты

Далее, смешиваем наши компоненты 100:35, как указано в инструкции.

Т.к. у нас состав с временем жизни более 7 часов, то больше подогревать наши компоненты смысла нет, воздушные пузырьки все успеют выйти наружу и без этих манипуляций. Смесь тщательно перемешиваем, не забываем промешивать в середине и по краям стенок. Неоднородность смеси погубит все ваше изделие! Где то смола застынет, где то останется липкий слой, а где то все останется жидким. Такое «изделие» уже не спасти(

Теперь наливаем тонкий слой смолы на дно формы, выкладываем наши элементы декора (Внимание! Деревянные элементы, листья, картинки, могут всплывать!!! Тогда их можно оставить в тонком слое смолы, почти до полного отверждения слоя, так сказать приклеить на нужной вам глубине.) Выливаем приготовленный состав в форму, если толщина заливки не превышает 5 см, то заливаем одним разом.

ВНИМАНИЕ! Лить смолу нужно тонкой струйкой в одну точку, можно наливать по наклонной палочке, опущенной в форму. Чтобы в углах не образовалось внутренних пустот, перед заливкой смочите их готовым заливочным составом.

Если же требуется отлить изделие толщиной 6 и более см, заливаем в два этапа, двумя слоями. Между слоями должно пройти от 1 до 2 суток.

Если вам кажется, что пузырьки выходят плохо (возможно в помещении прохладно) можно подогреть поверхность смолы строительным феном или просто вспрыснуть из пульверизатора ацетоном, это снизит поверхностное натяжение и позволит воздушным пузырькам выходить быстрее.

И так, с заливкой мы закончили.
Изделие оставляем отверждаться, желательно оградить нашу форму от оседания пыли на поверхности.
Отверждение займет не менее 2 суток! Ускорить процесс можно повышением температуры, но очень аккуратно, т.к. слой достаточно большой, объем смолы тоже. Избегайте перегрева смеси иначе это приведет к обильному образованию воздушных пузырьков или деформации изделия, растрескиванию, появлению кратеров.

Полировка/шлифовка готового изделия

Готовым изделие считается после завершения постотверждения, подробнее об этом вы можете прочитать в инструкции к вашей смоле. Постотверждение позволяет вашему изделию достичь своих максимальных свойств. Если нет возможности произвести постотверждение или по инструкции оно не требуется (не обязательно), дайте вашему изделию набрать прочность. При температуре 22 -25°С на это уходит 5-7 суток.
Ну а теперь можно приступать к шлифовально-полировальным работам.

Внимание! Смачивайте поверхность водой, что бы избежать перегрева вашего изделия, иначе смола начнет плавиться и забивать абразивную бумагу. Ну или выбирайте режим оборотов не приводящий к перегреву.

Последний штрих — покрытие изделия полиуретановым лаком, устойчивым к УФ, в несколько слоев, с промежуточным шлифованием. Это спасет ваш шедевр от желтения под воздействием солнечных лучей и придаст гораздо более яркий блеск изделию, чем полировка.

Особенности ухода за столешницей из эпоксидной смолы

Категорически нельзя ставить только что снятые с плиты кастрюли, чайники и сковородки!!! Оплавится столешница.

Не рекомендуется использовать агрессивные и абразивные чистящие средства. Поверхность может помутнеть, потерять блеск.

Желаем творческих успехов и вдохновения=)

У вас Все получится!

Столы и столешницы из эпоксидной смолы. Советы по изготовлению., фото № 8

Добавьте описание

Мастер-класс по работе с эпоксидной смолой

Чуть информации об этом чудо-материале.
Главной особенностью эпоксидки является то, что она застывает не сама собой, за счет испарения компонентов (такой принцип у лаков), а засчет химической реакции, которая происходит между смолой и отвердителем. В результате этой реакции происхоодит полемеризация состава и он становится твердым (необратимо). Благодаря тому, что не происходит испарения компонентов, эпоксидка не дает усадки, то есть какую линзу вы налили на заготовку, такую же и получили после застывания. Лак же дает усадку — если налили выпуклую лужицу, то после высыхания она превратиться в пленочку, потеряв часть объема.
Итак начнем!
1. Для работы нам потребуется эпоксидная смола, отвердитель к ней, два шприца без катереров, одноразовый стаканчик, палочка для перемешивания.

2. Одним шприцом отмеряем смолу, вливаем в стаканчик, то же самое делаем с отвердителем. Рекомендуется вливать отвердитель в смолу, не наоборот. Осторожно! отвердитель обычно достаточно жидкий и может брызнуть, если надавить на шприц резко.
Пропорции для смешивания смолы и отвердителя у разных производителей отличаются, поэтому внимательно изучайте инструкцию и отмеряйте именно столько, сколько рекомендует производитель, так как при неправильных пропорциях эпоксидка застынет плохо.

3. Тщательно перемешиваем две жидкости, пока содержимое стаканчика не станет однородным. Делаем это медленно, чтобы не образовывались пузырьки. Если эпоксидка и отвердитель жидкие, то образовавшиеся пузырьки быстро выходят на поверхность и лупаются, а если компоненты достаточно густые, то пузырьки остануться, где были (степень густоты компонентов зависит от производителя). Если эпоксидка перемешана недостаточно хорошо. она плохо застынет.

4. Ждем пока содержимое стаканчиика приобретет необходимую для работы консистенцию (полемеризация происхдит не сразу, эпоксидка постепенно становится более густой).
Условные стадии застывания и что удобно делать на каждой из них:
1) сначала эпоксидка достаточно жидкая и легко стекает с палочки, которой ее перемешивали — подходит для заливки в формы, благодаря своей жидкости она затекает во все уголки (более густая может не затечь в крохотные углубления и тогда рельеф будет уже не тот, если форма рельефная).
2) позже она начинает держаться на ней, как жидкий мед — подходит для создания выпуклой линзы на плоской основе, если делать линзы, когда эпоксидка более жидкая, то она будет легко стекать с заготовки вниз, не формируя линзу. На этой стадии также можно зпливать формы, если в них нет ярко выраженнного рельефа (например полусферы.)
3) потом как густой мед — эта стадия лично мне кажется наименее подходящей для работы — при набирании на палочку образуются пузырьки, которые очень сложно достать. Подходит разве что для приклеиваня деталей друг к другу. Эпоксидка имеет хорошую адгезию (хорошо прилипает) к большинству материалов, поэтому может использоваться, как клей:) Не прилипает к полиэтилену, полипропилену, силикону, резине, от этих материалов она легко отслаивается (поэтому формы для заливки нужно выбирать и этих материалов). Не прилипает еще к жирным поверхностям (поэтому, если нет формы из подходящего материала, то можно любую смазать растительным маслом и заливать в нее. Но сначала обязательно нужно протестировать, как ваша эпоксидка отреагирует именно на это масло).
4) через некоторое время отделить палочкой часть эпоксидки от основной массы становится проблематично. Она еще липкая, но уже очень густая. Честно, не знаю, что на этой стадии можно делать=)
5) резиновая фаза — эпоксидка уже не липнет, но она еще не приобрела окончательной твердости, она гнется как разина. На этой стадии эпоксидку можно гнуть, мять и тд, что открывает просторы для плета воображения:)) Если вы хотите, чтобы она застыла в деформированном положении — закрепите ее в нем, иначе она распрямится обратно.
6) твердая, оконательно застывшая эпоксидка. Ногтем не продавливается, на ощупь — твердый пластик.

У разных производителей время застывания отличается, поэтому определить время этих стадий можно только опытным путем.
ВАЖНО! если мягкие эпоксидные смолы. Они остаются резиновыми (гнуться-мнуться) после полного застывания, твердость пластика не приобретают. Для некоторых изделий — самое оно:)

5. Собственно, применяем эпоксидку (заливаем форму, делаем линзу и тд).

6. На эпоксидку отлично липнет вся пыль, которая летает поблизости, поэтому на время застывания ее нужно защитить от попадания разной грязи. Я делаю свои заготовки в пластикофой коробке из под конфет, можно накрывать заготовки крышками для банок, или придумать удобный для вас способ.

7. Ждем указанное производителем количество часов до полного застывания и любуемся красотой!:))

Нюансы:
рабочее место я застилаю полиэтиленом, он не даст эпоксидке протечь на на стол (бумагу она пропитывает и стол пачкается), + к полиэтилену эпоксидка не прилипает, то есть если эпоксидка стечет с заготовки, то оно не прилипнет намертво к поверхности на которой лежит
— эпоксидку можно подкрашивать. Чем: специальными тоннерами (обычно они дорогие), чернилами от ручек (обычных и гелевых, чернил нужно совсем чуточку), краской, которая внутри фломастеров и маркеров, витражными красками
НЕЛЬЗЯ допускать попадания воды в эпоксидную смолу или отвердитель, или в уже смешанные компоненты. Поэтому не стоит раотать с эпоксидкой при высокой влажности воздуха (она плохо застынет)
— не стоит работать с эпоксикой при температуре воздуха ниже 22х градусов — есть риск того, что она плохо застынет
— от холода (если зимой на балконе держать) в смоле могут появится крупинки или хлопья, тогда смолу нужно нагреть до 40-60градусов и тогда она прийдет в изначальное состояние
— ускорить врямя застывания эпоксидки можно повысив температуру воздуха (поставить на батарею, например). Не делайте температуру слишком высокой, иначе эпоксидка может закипеть, образуя много пузырьков
— эпоксидка очень текучая, она стремиться стечь вниз, поэтому ее нельзя использовать в качестве лака для рельефных объектов
— если вы делаете линзы на плоских заготвках — следите, чтобы поверхность на которой это все происходит была абсолютно горизонтальной, иначе с одной стороны линзы будет выше, чем с другой
— если линза не покрывает края заготовки, а как бы сползается к центру, значит либо эпоксидки было налито мало, либо и мало и слишком жидкой. Можно исправить залив еще одним слоем:)
— если близко к поверхности эпоксидки появился пузырек — подуйте на это место через трубочку для напитков, или что-то аналогичное (я использую раскрученную ручку=)) и пузырек лопнет
— некоторые эпоксидные смолы со временем желтеют (от солнечных лучей и тепла), если вы этого не хотите — покупайте эпоксидку с УФ-фильтром
ВАЖНО!!! Эпоксидка токсична (некоторые менее токсичны, некоторые более), поэтому работать нужно в хорошо проветриваемом помещении или под вытяжкой. Это важно! Но не стоит очень паниковать, так как в рукоделии мы испольуем мизерные количества (не промышленные масштабы), и вряд ли это более вредно, чем любой лак или краска на основе растворителей (это мое мнение), но окно открыть в любом случае не помешает. Чтобы совсем себя обезопасить — можно купить респиратор, вам понадобится фильтр от паров органических веществ.
— если эпоксидка попала на руки, то оттереть ее легко с помощью спирта, а потом вымыть руки с мылом, при попадании в глаза — рекомендуется обратиться к врачу, ну понятно, что пить ее тоже не стоит.

Удачного творчества и экспериментирования! И не забывайте про технику безопасности:)