Содержание

Строительный генеральный план: разработка, состав, виды

План участка, где находится точное расположение всех строящихся объектов, расстановка грузоподъёмных и монтажных механизмов, а также многих других хозяйственных объектов, — это строительный генеральный план. На нём отображены склады строительных конструкций и материалов, растворные и бетонные узлы, временные помещения культурно-бытового, санитарно-гигиенического и административного назначения, сети связи, энергоснабжения, водоснабжения и тому подобное.

строительный генеральный план

Типы

Охватываемая площадь и степень детализации влияют на тип, к которому принадлежит строительный генеральный план. Он может быть объектным или общеплощадочным. Для самых крупных строек, в том числе и водохозяйственных, строительный генеральный план этими типами не ограничивается, обязательно составляется план ситуационный, в котором характеризуются условия района относительно строительного хозяйства.

Ситуационный план указывает не только место расположения строительства, но и существующие на объекте предприятия стройиндустрии:

  • карьеры, где добываются песок и гравий;
  • заводы, откуда поступают железобетонные конструкции, кирпич и металлоконструкции;
  • все пути сообщения: водные, железнодорожные, автомобильные, линии электропередач и многое другое.

Строительный генеральный план осушительных и оросительных систем дополнительно имеет обозначения границ и площади осушаемых и орошаемых территорий. Также на плане должны быть указаны очередность ввода каждого узла и границы эксплуатационных и строительных участков, границы отвода воды и затопления территорий, все мосты и обводные каналы.

разработка строительного генерального плана

Составление плана

Разработка строительного генерального плана начинается с перечня объектов хозяйственной деятельности, которые предстоит максимально использовать в строительстве. Это предприятия энергоснабжения, стройиндустрии, разнообразные здания для нужд стройки и так далее. Если такие объекты отсутствуют или мощность их недостаточна, тогда проектируются временные аналогичного назначения сооружения. Разработка строительного генерального плана общеплощадочного типа охватывает всю территорию строительной площадки и включает в себя абсолютно все её объекты.

План состоит из графики и пояснительной записки с обоснованием каждого решения графической части, которая включает в себя подробный план стройплощадки, эксплуатацию постоянных и временных объектов, условные обозначения, а также фрагменты плана с технологическими схемами. Кроме того, в графической части проектирование строительного генерального плана предполагает наличие технико-экономических показателей и примечаний. Масштаб общеплощадочного строительного плана может быть 1:5000, 1:2000 или 1:1000.

Последовательность

Генеральный план строительной площадки обычно начинают составлять с размещения дорог для внутреннего строительного транспорта, одновременно с этим планируется местоположение механизированных установок и общеплощадочных складов. Только после этого можно размещать все основные строительно-хозяйственные объекты. После завершения этой работы в генеральный план строительного объекта вносятся проектируемые временные сети электроснабжения, водопровода, теплоснабжения.

При выполнении всей этой проектной работы нужно руководствоваться результатами расчёта потребностей в данных объектах, а также специальными правилами размещения их. Например, расчет строительного генерального плана должен учитывать, что расстояние от пунктов питания до бытовых помещений не должно превышать шестисот метров (здесь нужно ориентироваться на правила), до бытовых и санитарных помещений не должно быть более двухсот метров, а до производственных работ никак не менее пятидесяти метров. Также по существующим правилам планируются противопожарные разрывы между помещениями и между складами.

проектирование строительного генерального плана

Стадии проектирования

В состав строительных генеральных планов обязательно включаются расчёты потребностей в тех или иных ресурсах, а также в строительно-хозяйственных объектах. Всё это приводится в пояснительной записке. В общеплощадочном строительном генеральном плане эти сведения обычно дают приблизительно, основываясь на нормах.

При строительстве водохозяйственных и гидротехнических объектов нужно обязательно показать все устройства и сооружения, обеспечивающие строительные расходы воды в период стройки, а также разбивку очередности всех работ по возведению комплекса или узла гидротехнических сооружений.

Бывает одностадийное проектирование, которое обычно связано с некрупными стройками, тогда не составляется общеплощадочный строительный генеральный план. Виды стройгенпланов в основном перечислены, осталось конкретно рассказать о втором из основных.

Объектный строительный генеральный план

Его разрабатывают, как уже было сказано, особо на каждый объект из тех, что показаны в общеплощадочном плане. Также объектный стройгенплан может быть составлен и на каждый из этапов работ: подготовительный период, нулевой цикл, возведение надземной части. В графической его части содержатся те же самые элементы, что и в общеплощадочном, только каждый вопрос прорабатывается гораздо более детально.

Масштабирование чаще всего такое же. Строительные и хозяйственные объекты размещаются таким же образом, как и при проектировании общеплощадочного плана, обязательно согласуясь с установившимися правилами и принятыми расчётами. Разница только в том, что приблизительных расчётов уже быть не может, поскольку присутствует основание натуральных объёмов работ, норм расходов ресурсов и так далее.

генеральный план строительной площадки

Порядок составления

Начинается проектирование объектного генплана чаще всего с выбора монтажных грузоподъёмных механизмов и машин и их конкретного и рационального размещения. Тогда будет понятно, как установить места для складирования стройматериалов, сборных конструкций, где разместить внутриобъектные дороги. После окончания этих проектных работ размещаются и остальные элементы строительства согласно перечню (СНиП 3.01.01.85).

Когда возводятся разнообразные здания или сооружения, на строительных площадках должны находиться не только данные строящиеся объекты, но и многочисленные временные вспомогательные здания, которые необходимы для нужд стройки, так называемое строительное хозяйство. Для построечного транспорта обустроены пути и дороги, удобно расположенные административные и производственные здания, разные механизированные установки, склады, сети трубопроводов технологических, водоснабжения, сети энергоснабжения.

Предназначение

Строительный генеральный план существует для того, чтобы как можно лучше обеспечить строительную площадку всеми необходимыми условиями — бытовыми и производственными, чтобы вовремя происходили приёмка, хранение, доставка на каждое рабочее место нужных строительных материалов, полуфабрикатов и изделий.

Необходимо, чтобы нормально работали все строительные механизмы и машины, чтобы бесперебойно стройка снабжалась теплом, водой и электроэнергией. Строительный генеральный план отражает все решения вопросов безопасности строительства, охраны труда, противопожарных мероприятий, а также освещения всей строительной площадки в тёмное время суток.

генеральный план строительного объекта

Временные постройки

На стройплощадке среди строящихся постоянных объектов особое место занимают здания, использующиеся только в период строительства. Их возведение проектируется в первую очередь, а после окончания строительства они будут разобраны или снесены. Также временными сооружениями считаются железные и автомобильные дороги, находящиеся на стройплощадке.

Например, рельсы для башенных кранов обязательно будут убраны, когда в них отпадёт надобность. Все склады для материалов и изделий, а также инженерные коммуникации, наружное освещение, пожарные гидранты, ограждения строительной площадки — всё это будет после окончания строительства убрано.

Различия в генпланах

Судя по составу, строительные генеральные планы отличаются друг от друга на каждой стадии работ, что характеризуется полнотой номенклатуры, степенью детализации и точным расположением всех временных и постоянных сооружений.

При разработке особенное внимание уделяется рациональному использованию территории строительства, минимизации затрат на временные сооружения и здания, рациональному размещению на стройплощадке всего необходимого для работы хозяйства. Очень большое значение имеют и вопросы экологии.

расчет строительного генерального плана

Исходные данные

Для проектирования строительных генеральных планов наиболее важным является следующее: габариты, расположение и характер объекта стройки, размеры и рельеф территории, характеристики материалов, конструкций и деталей, применяемых при строительстве, типы средств механизации, которые будут использоваться, и методы монтажа конструкций. Обязательны календарный план строительства данного объекта или сетевой график.

От рельефа стройплощадки зависит очень многое: размещение временных и постоянных объектов, оптимальные направления железных и автомобильных дорог, отвод сточных и ливневых вод с территории строительства. Климатологические исходные данные должны соответствовать выбору типа помещений для складов (они могут быть закрытыми или открытыми), а также и мест, где они должны располагаться. Например, открытые склады с пылящимися материалами или огнеопасными обустраивают с подветренной стороны.

Этапы

Проектирование строительного генерального плана обычно содержит три этапа. Сначала определяют состав всех временных сооружений, потом намечают места расположения всех элементов строительства, а напоследок выполняют точные расчёты.

Когда проектируется строительный генеральный план, его обязательно соотносят с генпланом, где обозначены инженерные сети, которые уже существуют, потому что нельзя располагать временные сооружения на месте проложенных коммуникаций. Также именно это даёт возможность использования постоянных сетей для нужд строительства.

состав строительных генеральных планов

Дороги, складские помещения

Дороги внутри строительной площадки размещаются так, чтобы был удобен проезд и выезд транспорта, а также погрузка и разгрузка. Дорожная сеть обязательно предусматривает кольцевой проезд. Ширина дорожного полотна временных дорог определяется с учётом того транспорта, который будет задействован. Чаще всего временные дороги строят из железобетонных инвентарных плит, уложенных в два ряда.

Складское хозяйство организуется согласно проекту стройгенплана. Склады могут быть:

  • отапливаемыми и нет;
  • закрытыми помещениями;
  • в виде открытых или под навесами площадок.

Вместимость проектируется в зависимости от количества материалов и условий их хранения. Склады на строительной площадке подразделяются на приобъектные и общеплощадочные. Последние — закрытого типа, предназначены для дорогостоящих и портящихся материалов (стекла, краски, арматуры и тому подобного).

что такое, пример составления в составе ППР

Согласно п. 5.7.5 СП 48.13330, в составе ППР (проекта производства работ) в полном объеме должен быть строительный генеральный план, или стройгенплан. Он составляется для создания на объекте безопасной и комфортной обстановки для рабочих. Еще этот документ используют для определения экономически и технически обоснованных решений для возводимого здания. Для этого на плане обязательно изображают:

  • строящийся или реконструируемый объект;
  • внутриплощадочные коммуникации;
  • границы участка строительства;
  • расположение кранов;
  • схемы движения автотранспорта;
  • временные сооружения.

Согласно п. 5.6 строительный генеральный план разрабатывают не только на основной этап строительства, но и на период подготовки. Также стройгенплан бывает общим, т. е. на всю территорию площадки и в масштабе, который соответствует масштабу генерального плана, и объектным, т. е. только на участок, примыкающий к возводимому зданию.

к оглавлению ↑

Общие принципы разработки стройгенплана

Даже при условии, что у каждой строительной площадки есть индивидуальные особенности, есть общие нюансы составления и оформления стройгенпланов. Вместе с формой документа они приводятся в справочно-методическом пособии по разработке планов в составе ППР. Среди основных принципов можно выделить следующие:

  • Склады для размещения и хранения поставляемой продукции нужно располагать рядом с дорогами и вблизи мест ведения работ, чтобы минимизировать время доставки конструкций к месту монтажа.
  • Временные инженерные сети и сооружения должны быть в местах, где не предполагается возведение постоянных объектов.
  • Временные объекты санитарно-бытового назначения должны находиться непосредственно рядом с основными строительными объектами.

С какой проектной документацией необходимо увязывать стройгенплан:

  • с календарным планом строительства;
  • генеральным планом объекта
  • графиками работы строительных машин;
  • с графиками рассчитанной потребности в материалах и механизмах
к оглавлению ↑

Какие исходные данные необходимы для разработки стройгенплана

Чтобы разработать общеплощадочный тип стройгенплана, необходимо подготовить следующие документы:

  • исходно-разрешительную документацию, включая геоподоснову в масштабе 1:500 и ситуационный план М 1:2000;
  • результаты инженерно-экономических, геологических и гидрологических изысканий на конкретном участке строительства;
  • прочие части проекта организации строительства, включая материалы технико-экономического обоснования, календарный план и сметный расчет;
  • особенности подсоединения к имеющимся инженерным коммуникациям.

Объектный стройгенплан составляется на основе общеплощадочного плана, а также с применением календарных графиков, рабочих чертежей и технологических карт на выполнение технологически сложных строительно-монтажных работ и установку сложных или габаритных конструкций.

к оглавлению ↑

Общая инструкция по разработке общеплощадочного стройгенплана

  1. Отобразить на плане строящийся или реконструируемый объект и указать уже существующие.
  2. Отобразить постоянные инженерные сети и дороги.
  3. Нанести место установки монтажных кранов, обозначить границы их опасных зон и зон их действия.
  4. Спроектировать и отобразить временные дороги с их подъездными путями.
  5. Рассчитать площадь временных складов, разместить их на плане с учетом близости к местам ведения работ.
  6. Рассчитать потребность во временном водо- и электроснабжении, отобразить сети на схеме, дополнительно указав пункты питания и места подсоединения к постоянным.
  7. Определить места размещения на плане ограждений, настилов, переходных мостиков и защитных устройств.
  8. На основе готового стройгенплана рассчитать технико-экономические показатели.
к оглавлению ↑

Особенности разработки объектного стройгенплана

  1. Сначала осуществить привязку к объекту кранов, поскольку именно от них при строительстве отдельных объектов зависит размещение прочих элементов обустройства. Необходимо указать не только зоны обслуживания, но и границы опасных зон.
  2. Определить объем ресурсов, необходимых для возведения объекта. Его можно взять из соответствующих разделов ПОС.
  3. Разместить склады для хранения поставляемых изделий.
  4. Произвести расчет необходимого количества воды и электроэнергии, изобразить временные инженерные сети.
  5. Выбрать оптимальное размещение временных дорог, которые обеспечивают подъезд в зону действия грузоподъемного крана.
  6. Определить количество и выбрать место для временных построек производственного, административного и санитарно-бытового назначения.
к оглавлению ↑

Какие временные здания можно разместить на стройгенплане

На строительной площадке могут использоваться временные сооружения трех типов:

  • Сборно-разборные. В основном используются под предприятие общественного питания, аппарат управления или складские помещения.
  • Контейнерные. Представляют собой каркасно-панельные конструкции. Подходят для хранения различных видов инструментов, обустройства мастерских и помещений санитарно-бытового обслуживания, а также под жилье и административно-управленческий отдел.
  • Передвижные. Это самые мобильные временные здания. В передвижных зданиях можно организовывать жилье, бытовые, административные и складские помещения. В основном мобильные сооружения используют на начальном этапе работ или при небольшой продолжительности строительства, если объект не слишком большой.
к оглавлению ↑

Важные условия при разработке стройгенплана

При проектировании особенно важно обеспечение безопасности производимых работ. Для этого в процессе составления необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Между наиболее выступающей частью крана и наружной поверхностью наружной стены должно быть не менее 1-1,5 м.
  • Для кранов на гусеничном или пневмоколесном ходу необходимо предусматривать временные дороги только с твердым покрытием.
  • Расстояние от строящегося объекта до временных сгораемых зданий должно быть не менее 15 м.
  • Дороги для автомобильного транспорта должны иметь ширину 3,5-4 м при одностороннем движении и 6-7 м при двухстороннем.
  • Минимальный радиус закругления автомобильных дорог – 12-15 м.
  • Навесы и закрытые склады должны располагаться вне опасной зоны крана, а открытые склады со штабелями – в зоне его действия.
  • Между штабелями конструкций предусматриваются проходы не менее 0,7-0,9 м.
к оглавлению ↑

Меры противопожарной безопасности при разработке стройгенплана

По требованиям пожарной безопасности стройгенплан должен разрабатываться с учетом необходимости противопожарных мероприятий. Для этого на плане предусматривают следующие средства безопасности:

  • пожарные гидранты;
  • бочки с водой;
  • ящики с песком;
  • огнетушители;
  • противопожарные щиты.

Последние должны быть оснащены необходимым инвентарем, включая ведра, ломы, кирки и лопаты. Все это размещают непосредственно вблизи к сгораемым постройкам. Автомобильные дороги оборудуют площадками для разворота и разъезда пожарных машин на месте подъезда к пожарным гидрантам. Временные постройки можно располагать с пожарными разрывами для сокращения занимаемой ими площади. В таком случае сооружения располагают по схеме 4-5 зданий – 15 м – снова 4-5 зданий.

Строительные генеральные планы

Строительный генеральный планявляется вторым по значимости документом ПОС и ППР. Он устанавливает:

1. Границы строительной площадки;

2. Расположение постоянных, строящихся и временных зданий и сооружений;

3. Расположение действующих и вновь прокладываемых временных и постоянных подземных, надземных и воздушных сетей и инженерных коммуникаций;

4. Постоянные и временные дороги;

5. Места установки строительных и грузоподъемных машин с указанием путей их перемещения;

6. Источники и средства энерго- и водоснабжения строительной площадки;

7. Места складирования материалов и конструкций;

8. Площадки укрупнительной сборки.

Различаю 2 вида стройгенпланов: общеплощадочный и объектный.

Общеплощадочный стройгенплан разрабатывается в составе ПОС на всю территорию строительства комплекса объектов (промышленного предприятия, жилого массива и т.п.) и включает, наряду с существующими и проектируемыми объектами, временные здания и сооружения, основные коммуникации, склады, дороги, строительные машины и механизированные установки, обслуживающие нужды строительства комплекса объектов в целом.

Он разрабатывается проектной организацией в составе раздела проекта «Организация строительства» на первой стадии проектирования (проект, рабочий проект) обычно в масштабе 1:1000 или 1:2000.

Объектный стройгенплан разрабатывается на площадку, непосредственно прилегающую конкретному зданию или сооружению, и определяет расположение временных зданий, дорог, инженерных сетей, строительных машин и устройств, необходимых для возведения отдельного объекта строительства. Объектный стройгенплан разрабатывается строительной организацией в составе ППР, как правило, в масштабе 1:100, 1:200 или 1:500.

В зависимости от сложности строительного проекта практикуется разработка стройгенпланов на отдельные периоды возведения объекта:

– подготовительный период,

– выполнения работ нулевого цикла,

– возведения надземной части здания,

– благоустройство территории, др.

Основные принципы проектирования стройгенпланов

Основными принципами проектирования стройгенпланов являются:

1) согласованность его решений с остальными разделами ПОС и ППР, технологическими картами и картами трудовых процессов;

2) минимизация объемов временного строительства на площадке за счет максимального использования постоянных (существующих и проектируемых) зданий, дорог и инженерных коммуникаций;

3) использование для размещения временных зданий, сооружений и коммуникаций территорий, не предназначенных под застройку постоянными объектами строительства;

4) минимизация затрат на создание временных сооружений, зданий и устройств при максимально возможном удовлетворении строительного производства во всех видах ресурсов;

5) рациональность организации транспортных потоков на площадке за счет уменьшения расстояний перевозки материалов и конструкций и сокращения количества их перегрузок;

6) применение для производственных целей, санитарно-бытового и материально-технического обеспечения строительства преимущественно типовых, мобильных и сборно-разборных зданий и сооружений, обеспечивающих возможность многократного их использования. По возможности максимально использовать для нужд строительства существующие здания, расположенные на территории строительства и подлежащие сносу.

Стройгенпланы согласовываются с рядом организаций. При строительстве в городах:

– с городским (районным) архитектором;

– органами пожарной охраны;

– государственной санитарной инспекцией;

– отделом подземных сооружений;

– другими заинтересованными органами местных советов.

При строительстве в неосвоенных районах требуется получить согласие соответствующих организаций на присоединение к магистральным путям Министерства путей сообщения, к высоковольтным линиям передачи и др.

При проектировании строительного генерального плана для работ по расширению и реконструкции предприятия требуется согласование его руководства.

2. Строительный генеральный план. Виды и содержание в составе ппр. Принципы проектирования на стадии выполнения отдельного вида смр.

СГП – генерал. план площадки, на котором показана расстановка основных монтажных и грузоподъемных механизмов, временных зд., соор. И установок, возводимых и используемых в период стр-ва. СГП должны отвечать требованиям стр. нормативов, решения должны обеспечивать рациональное прохождение грузопотоков на площадке путем сокращения числа перевозок и уменьшения расстояний перевозок. Различают общеплощадочный и объектный.

Общеплощадочный СГП разрабатывается на стр-во комплекса или на отдельное сложное зд. и соор.

Исходные данные для разработки: генплан площадки; геологические, гидрогеологические и инженерно-экономические изыскания; смета; сводный КП; расчеты объемов временного стр-ва и др. материалы ПОС. Он состоит из графич. части и расчетно – пояснительной записки. Графич. часть включает: генплан площадки с объектами временного хоз-ва, эксплуатацию основных постоянных и всех временных зд., соор. и установок; условные обозначения, ТЭП, фрагменты общеплощадочного СГП.

Расчетно – пояснительная записка содержит расчет потребности по укрупненным показателям и служит обоснованием принятых в СГП решений элементов стр. хозяйства – механизированных установок, временных зд. и соор. ТЭПоказателями могут служить: удельные затараты на временные зд. и соор. – стоимость стр-го хоз-ва в % по отношению к общей сметной стоимости; продолжительность работ по организации стр. хоз-ва в подготов. период; объем и стоимость затрат на временные зд. и соор. в целом и по отдельным видам стр-ва.

Объектные СГП проектируют отдельно на все строящиеся зд. и соор., входящие в общеплощадочный СГП. Объектные составляются подрядчиком или по его поручению проектно-технолог. организацией. Для сложных соор. объектный СГП может составляться на различные этапы и виды работ. Исходные данные: общеплощадочный СГП, выполненный на предыдущей стадии проектирования, КП и тех. карты из ППР, расчеты потребности в ресурсах, рабочие чертежи зд. и соор. Граф. часть объектного СГП в составе ППР выполняется в масштабе 1:500, 1:200, 1:100 и 1:50 и содержит те же элементы, что и общеплощадочный. Добавляется перечень основного монтажного оборудования. Расчетно – пояснительная записка содержит уточненные расчеты потребности на основе объемов работ по раб. документации и сметам; решения по выбору механизированных установок, временных зд., соор., дорог, водо- и теплоснабжения, сети и т.д.

СГП в составе ППР включает в себя:

1. границы стройплощадки, виды ее ограждения;

2. постоянные и временные сети и коммуникации;

3. зоны мойки машин;

4. постоянные и временные дороги;

5. стоящиеся и временные зд. и соор.;

6. схемы движения транс. средств и механизмов;

7. расположение бытовых помещений;

8. пути движения рабочих, проходы в зд.;

9. места установки стр. машин и механизмов с указанием путей движения и зон действия;

10. складские помещения;

11. площадки укрупненной сборки;

12. противопожарный водопровод и гидранты;

13. КПП охраны;

14. источники энергоснабжения и освещения стройплощадки.

Принципы проектирования СГП:

1. решения на СГП должны быть увязаны с ГП, со всеми разделами ПОС и ППР.

2. Все обозначения должны соответствовать действующим нормам.

3. Должна быть предусмотрена рациональная организация грузовых и людских потоков.

4.Времнные зд. и установки располагают на территории не предназначенной под застройку до конца стр-ва.

5. Для врем. зд. должны использоваться сборно – разборные инвентарные передвижные вогончики и контейнера.

6. Врем. стр-во должно быть минимальным за счет использования постоянных зд., дорог и коммуникаций.

7. Склады и сборные площадки должны находиться в местах их наибольшего потребления.

8. Расположение кранов должно обеспечивать выполнение всех стр-монт работ.

9. Стройплощадку необходимо огораживать.

10. Необходимо обеспечить выполнение санитарно – экологических норм.

11. Должна быть обеспечена противопожарная безопасность, освещение проходов, проездов и рабочих мест.

  1. Основные виды потоков, параметры. Потоки с постоянным, кратным ритмом, неритмичные потоки, условия успешного осуществления поточного строительства.

Строительные потоки классифицируются по наиболее общим признакам:

1.По структуре и виду продукции: частные, специализированные ,объектные и комплексные.

Частный поток — элементарный поток ,представляющий собой один или несколько процессов, выполняемых одним коллективом на частных фронтах работ.

Специализированный поток – совокупность технически связанных частных потоков, объединенных единой системой параметров и схемой потока.

Объектный поток – совокупность технологически и организационно связанных специализированных потоков ,совместной продукцией которых являются построенные отдельные здания, либо группа однородных зданий.

Комплексный поток совокупность организационно связанных объектных потоков, совместной продукцией которых являются промышленные предприятия ,жилой массив и т.д.

2.По характеру ритмичности: ритмичные , разноритмичные и неритмичные потоки.

Ритмичный – все составляющие потока имеют единый ритм т.е одинаковую продолжительность выполнения работ каждой отдельной бригадой на частных фронтах работ.

Разноритмичный – все составляющие его потоки имеют одинаковые ритмы однотипных работ и различные ритмы разнотипных

Неритмичный — неодинакова продолжительность выполнения каждой отдельной бригадой работ на частных фронтах.

3.По продолжительности функционирования: кратковременные и долговременные.

Кратковременные – организуют при строительстве отдельных зданий или групп зданий, продолжительность строительства которых не превышает одного года.

Долговременный — организуют при строительстве зданий или комплексов объектов, продолжительность строительства которых превышает один год..

Параметры потоков:

Пространственные— захватка, участок ,объект.

Захватка – часть здания или его конструктивного элемента ,в пределах которого развиваются и увязываются между собой частные потоки, входящие в состав специализированного потока.

Участок – часть возводимого здания, в пределах которого развиваются взаимосвязанные специализированные потоки ,входящие в состав объектного потока.

Технологические – число частных ,специализированных или объектных потоков ,объемы и трудоемкость работ интенсивность потока.

При организации поточного строительства сложилось два основных типа бригад: специализированные и комплексные.

Специализированные – выполняют один вид специализированных работ(штукатурка ,сан-тех.работы)

Комплексные – выполняет комплекс технологически связных общестроительных работ(кирпичная кладка, установка дверей и окон).

Временные параметры:

T – общая продолжительность работ по потоку в целом

t – шаг потока

k – ритм работы бригады

Tl – период развертывания потока

Т2 — период выпуска готовой продукции

7. Объектный строительный генеральный план

Объектный строительный генеральный план разрабатывается на основании общеплощадочного строительного генерального плана. На стадии ППР в объектном строительстве даются детальные разрешения и уточненные потребности в расходе электроэнергии, воды и других ресурсов, а также точная потребность во временных зданиях и сооружениях, площадей складирования, необходимых для строительства данного объекта,

Исходными данными для расчета являются:

  • общеплощадочный стройгенплан

  • сетевой график на строительство объекта

  • график движения рабочей силы и механизмов.

Характеристика стройгенплана.

В курсовом проекте разрабатывается стройгенплан на надземную часть строительства (монтаж коробки здания). Строительный генеральный план является документом, уточняющим принятые в общеплощадочном стройгенплане решения с учетом привязки их к строящемуся объекту.

На стройгенплане обозначаются:

  • пути движения монтажного крана;

  • опасная и монтажная зоны работы крана;

  • возводимое здание;

  • временные и существующие здания и сооружения;

  • складские помещения;

  • временные и постоянные теплосети;

  • сети водопровода;

  • канализация;

  • линии электропередач.

При расчете стройгенплана производится расчет временных зданий и сооружений, расчет складов, потребность в воде, потребность в электроэнергии. По запроектированному стройгенплану приводятся экспликации зданий и сооружений, ТЭП, а также даются условные обозначения стройгенплана.

Рекомендации для проектирования строительного генерального плана [XIII].

  1. Предприятия с площадками размером более 5 га должны иметь не менее двух въездов.

  2. Ширину ворот автомобильных въездов на площадку предприятия надлежит принимать по наибольшей ширине применяемых автомобилей плюс 1,5 м, но не менее 4,5 м

  3. К зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей с двух сторон — при ширине более 18 м.

  4. Расстояние от края проезжей части или спланированной поверхности обеспечивающей проезд пожарных машин, до стен зданий высотой до 12 м должно быть не более 25 м.

  5. За ширину зданий и сооружений следует принимать расстояние между крайними разбивочными осями.

  6. Пожарные гидранты надлежит располагать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен здания

  7. Ширину проездов на территории предприятия надлежит принимать из расчета наиболее компактного размещения дорог, инженерных сетей и полос озеленения, но не менее расстояний между зданиями и сооружениями, приведенных в табл. 1*[XIII] и требуемых санитарными нормами проектирования промышленных предприятий.

  8. В проезде следует предусматривать, как правило, одну автомобильную дорогу.

  9. Расстояния от бортового камня или кромки укрепленной обочины автомобильных дорог до зданий и сооружений следует принимать не менее указанных а табл. 5*[XIII].

Наружные грани стен зданий, включая тамбуры и пристройки следует располагать при наличии въезда в здание двухосных автомобилей и автопогрузчиков на расстоянии не менее 8 м.

  1. Для озеленения площадок предприятий и территории промышленных узлов следует применять местные виды древесно- кустарниковых растений с учетом их санитарно-защитных и декоративных свойств и устойчивости к вредным веществам, выделяемым предприятиями.

Существующие древесные насаждения следует по возможности сохранять.

  1. Для предприятий и промышленных узлов следует проектировать единую систему инженерных сетей, размещаемых в технических полосах, обеспечивающих занятие наименьших участков территории и увязку со зданиями и сооружениями.

  2. Подземные сети, как правило, надлежит прокладывать вне проезжей части автомобильных дорог.

3.5. Проектирование строительных генеральных планов

Строительным генеральным планомназывают план строительной площадки, на котором нанесены существующие и строящиеся здания и сооружения, временные здания и сооружения, постоянные и временные дороги, инженерные сети, подкрановые пути и места стоянок монтажных кранов и других стационарных и передвижных механизированных установок. Стройгенплан предназначен для обеспечения такой организации строительной площадки, которая создавала бы необходимые условия для приемки и складирования материалов и конструкций, безопасные условия работы строительных машин, бесперебойное снабжение объекта водой и энергетическими ресурсами, а также нормальные бытовые условия для работающих.

Различают два вида строительных генеральных планов.

Строительный генеральный план площадки строительства,на котором наносят строящиеся и существующие здания и сооружения, территории для размещения на них мобильных (инвентарных) зданий, постоянные и временные автомобильные и железные дороги для поставки оборудования, конструкций, материалов, места установки башенных и стреловых самоходных кранов, стационарных и временных механизированных установок, а также инженерные сети, источники, обеспечивающие строительную площадку электроэнергией, паром, горячей и холодной водой. Общеплощадочный стройгенплан разрабатывает проектная организация обычно в масштабе 1:1000 или 1:2000 в составе проекта организации строительства (ПОС).

Строительный генеральный план отдельного объекта(объектный стройгенплан), на котором располагают строящиеся и существующие здания и сооружения, временные здания, постоянные и временные транспортные пути, пешеходные переходы, инженерные коммуникации, башенные и стреловые самоходные краны, а также площадки укрупнительной сборки конструкций и технологического оборудования, приобъектные склады, необходимые для строительства данного объекта. На объектном стройгенплане уточняют и детализируют решения, принятые на общеплощадочном стройгенплане. Объектный стройгенплан разрабатывает генподрядная строительная организация в составе проекта производства работ (ППР) обычно в масштабе 1:200 или 1:500.

Так как в процессе строительства изменяется производственная ситуация, общеплощадочный и объектный стройгенпланы также претерпевают изменения и на них необходимо размещать очень большой объем информации. Поэтому для крупных и сложных объектов стройгенплан разрабатывают по этапам строительства: подготовительный период, нулевой цикл, наземная часть.

Если для осуществления строительства проектом предусмотрены объекты, расположенные за пределами строительной площадки, то в дополнение к стройгенплану составляется ситуационный план района строительства,на который наносят как элементы стройгенплана, так и объекты, расположенные за пределами строительной площадки. К таким объектам относятся: предприятия по изготовлению конструкций, базы субподрядных организаций, базы механизации, транспортное хозяйство, карьеры, причалы и железнодорожные станции, высоковольтные линии электропередачи, жилые поселки. Все эти объекты требуют организации водо- и электроснабжения, устройства дорог, строительства водозаборных и очистных сооружений, связанных с дополнительными затратами материальных и трудовых ресурсов.

Стройгенплан на стадии его разработки и утверждения должен быть согласован с генподрядной и субподрядными строительными организациями, районным архитектором (в случае застройки жилого микрорайона, градостроительного комплекса или строительства отдельного здания в черте города), с местными органами государственной санитарной инспекции, госгортехнадзора и государственного пожарного надзора, госинспекцией безопасности дорожного движения, управлениями или отделами органов местного управления (отделом озеленения, трамвайно-троллейбусным управлением, отделом подземных сооружений) и другими заинтересованными организациями.

В качестве исходных данных при разработке общеплощадочного стройгенплана используют: данные технико-экономических изысканий, данные о снабжении строительства необходимыми материальными ресурсами, генеральный план застройки в горизонталях с нанесением на нем существующих зданий, сооружений, коммуникаций, а также календарный план строительства. При разработке стройгенплана объекта дополнительно учитывают требования технологии производства работ.

Проектирование строительного генерального плана рекомендуется производить в такой последовательности:

нанесение существующих зданий и сооружений;

размещение строящихся зданий и сооружений;

определение мест установки и зон действия строительных машин и механизмов;

размещение складских и административно-бытовых временных зданий и сооружений;

проектирование временных инженерных сетей и транспортных путей;

нанесение ограждения строительной площадки.

При этом необходимо соблюдать следующие основные требования:

1. Все существующие здания и сооружения должны иметь размеры и главные оси, к которым в дальнейшем привязывают дороги, инженерные коммуникации, места расстановки строительных машин и мобильных (инвентарных) зданий.

2. Временные здания следует располагать на участках, не подлежащих застройке в дальнейшем постоянными объектами, соблюдая при этом противопожарные нормы и требования техники безопасности. Для сокращения количества и затрат на создание временных зданий и сооружений рекомендуется применять мобильные (инвентарные) здания, а также существующие здания, расположенные на строительной площадке и подлежащие сносу, и первые этажи строящихся зданий.

3. У въезда на строительную площадку должна быть установлена схема движения средств транспорта, а на обочинах дорог и проездов – хорошо видимые дорожные знаки, регламентирующие порядок движения транспортных средств. Скорость движения автотранспорта вблизи мест производства работ не должна превышать 10 км/ч на прямых участках и 5 км/ч на поворотах. В местах пересечения автомобильных дорог с рельсовыми путями должны быть сделаны сплошные настилы, а переезды необходимо оборудовать световой сигнализацией и шлагбаумами.

4. Освещенность территории и рабочих мест определяют в соответствии с требованиями нормативных документов по проектированию электрического освещения строительной площадки. На стройгенпланах надлежит указывать зоны высоковольтных линий электропередачи, где не допускается работа кранов.

5. Строительные площадки в населенных местах должны быть ограждены сплошными заборами с устройством в местах движения людей защитных козырьков и тротуаров.

6. В стройгенплане должны быть предусмотрены охранная и противопожарная сигнализация, а также радиофикация строительной площадки.

7. Расстояния перемещения строительных грузов в пределах строительной площадки, а также число перегрузок должны быть минимальными. Исходя из этого, необходимо рационально размещать склады, стационарные и передвижные механизированные установки, площадки укрупнительной сборки конструкций и технологического оборудования.

8. Протяженность сетей временной канализации, водо- и энергоснабжения, а также временных автомобильных дорог должна быть минимальной. При этом следует стремиться к использованию для нужд строительства постоянных сетей, проложенных в подготовительный период.

9. Проектирование строительного генерального плана

Строительный генеральный план (СГП) представляет собой план строительной площадки, на котором кроме проектируемых и существующих постоянных зданий и сооружений, располагаются монтажные механизмы, временные здания, сооружения и все виды коммуникаций, обслуживающих строительство.

В составе ПОС разрабатывается общеплощадочный стройгенплан (М 1:1000) на основной периода строительства.

Исходные данные для разработки СГП:

— генеральный план комплекса;

— материалы инженерно-геодезических изысканий;

— календарный план строительства комплекса;

— потребности строительства во временных зданиях, энергоресурсах, машинах и механизмах;

— схемы производства строительно-монтажных работ.

Принципы проектирования СГП:

— временные здания, сооружения и сети располагать на свободных площадках, не предназначенных под застройку;

— затраты на временное строительство сводить к минимуму путем использования проектируемых зданий, дорог и сетей для строительства;

— временные административно-бытовые и складские здания распола­гать компактно и удобно для эксплуатации;

— принятые в СГП решения должны отвечать требованиям охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности и охраны окружающей среды.

Порядок проектирования строительного генерального плана:

1) Проектирование начинают с нанесения существующих и проектируемых зданий, сооружений, дорог и сетей в соответствии с генеральным планом строительства комплекса.

2) Монтажные механизмы размещаются на СГП в соответствии со схемами производства монтажных работ на всех объектах комплекса. При этом указываются пути движения кранов, места их стоянок, оп­ределяются рабочие зоны кранов. Рабочая зона крана очерчивается штриховой линией из расчета max вылета стрелы крана. Допускается привязка оси движения крана от контура здания:

а) для стрелового крана — не менее min вылета стрелы крана;

б) для башенного крана — не менее 5,5 м.

По пути движения и стоянок стрелового крана следует предусмотреть временную дорогу, а для башенного крана — рельсовые пути.

3) Проектируются временные дороги для доставки материалов на строительные объекты, дополнительные проезды для автотранспорта и монтажных механизмов, к площадкам складирования и временным зданиям. При проектировании временных дорог необходимо соблюдать следующие требования:

— дороги целесообразно делать кольцевыми, а в тупиках предусмотреть площадки 12 ×12 м для разворотов;

— ширина дороги при одностороннем движении не менее 3,5м, при двухстороннем — не менее 6 м;

— радиус закругления дороги на разворотах — не менее 15 м;

— при одностороннем движении предусматриваются примыкающие к дороге площадки для разгрузки транспорта, шириной не менее 3м и длиной 12 — 18 м;

— строительная площадка с территорией более 5га должна иметь не менее 2-х въездов, расположенных в разных местах;

— минимальные расстояния от края дороги:

до складской площадки — 1м, до подкрановых путей — 6,5-12,5 м, до забора — 1,5 м, до наружных стен здании — 3 м.

Временные дороги могут быть грунтовыми, но для участков с интенсивным движением целесообразно применить покрытия из инвентарных сборных железобетонных плит.

После нанесения временных дорог на СГП вычисляют их протяженность и площадь.

Для снижения этих затрат на устройство дорог надо максимально использовать существующие дороги, а временные проектировать в местах расположения постоянных проектируемых дорог.

4) Размещение временных зданий и сооружений.

Административно-бытовые и складские временные здания располагаются на СГП компактно (бытовой городок), вне опасной зоны работы кранов, с учетом требований пожарной безопасности и экономии затрат на устройство временных сетей.

При этом расстояние от санитарно-бытовых помещений до рабочих мест не должно быть более 500 м, до туалетов — более 100 м, до объектов и установок выделяющих пыль и газы — менее 50 м (с подветренной стороны).

Диспетчерскую с помещением для охраны располагают у въезда на строительную площадку.

В зоне действия работы крана, но не ближе 1,5 м от дороги для каждого объекта устраивают навесы.

5) Временные сети водо- и электроснабжения к административно-бытовым помещениям прокладываются по кратчайшему пути от существующих или проектируемых построенных инженерных сетей.

Для противопожарной защиты на временных сетях водопровода следует предусмотреть не менее двух пожарных гидрантов, размещенных с интервалами не более 100 м, на расстоянии от края дороги не более 2 м, от строящихся зданий не более 50 и не менее 5 метров.

Для временного электроснабжения строительства предусматривается сооружение трансформаторной подстанции, которая подключается к существующей электросети. Временные электросети закрепляются на столбах вне рабочей зоны крана (не менее 4 м от вылета его стрелы). Расстояние между столбами должно быть не более 30 м.

Охранное освещение обеспечивают прожектора, по периметру стройплощадки установленные на столбах.

6) Стройплощадка ограждается временным сплошным забором на расстоянии не менее 10 м от строящихся зданий, с козырьком над пешеходной дорожкой, с воротами для въезда и выезда.

При проектировании СГП следует выполнять требования СНиП 12-03-99 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство» и СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Мероприятия по охране окружающей среды должны быть направлены на сохранение зеленых насаждений и природных водоемов, использование срезанного растительного слоя для благоустройства и рекультивации земель, вывоз строительных отходов для утилизации.