Петух в славянской мифологии

 

Петух фотоДревние славяне относились к образу петуха очень почтительно и связывали его с самим Солнцем. Можно смело сказать, что у славян древней Руси, а также других народов и племён, петух был птицей священной.

 

Петух почитался как символ огня и символ Солнца. Как символ огня петух почитался, так как был связан с жарким Солнцем. В первую очередь, его всё же связывали с дневным светилом и, естественно, богом, который был олицетворением или покровителем Солнца — Даждьбогом или Хорсом. Почему именно петуху дали такую честь?

 

В первую очередь, и в этом не никаких сомнений, по той причине, что петухи оглашают окрестности с первыми лучами света. Те люди, которые живут в деревне или неоднократно бывали в деревнях и посёлках, где в хозяйстве держат кур и петухов, наверняка знают об этой необычной особенности птиц. Как только истекает ночь и время подходит ближе к утру, на самой заре петухи начинают издавать очень громкие крики «кукареку». При этом петухи всегда стараются забраться как можно выше, чтобы их было не только слышно, но и видно как можно дальше. Если объяснить это с точки зрения зоологии, то криками и вызывающим поведением петухи заявляют о своей территории, показывают другим петухам, что они всегда стоят на страже своих владений, своих кур и потомства. Такая особенность, как защита своих владений, присутствует у многих животных, например, медведи оставляют глубокие зарубки на деревьях при помощи когтей, кошки помечают территории специальным ароматным секретом, а при помощи вокала заявляют о своей территории не только петухи и многие другие виды птиц, но и некоторые животные, например, гиббоны.

 

Такая особенность петухов, как кричать на самом рассвете, предупреждая всю округу о том, что близится светлое время суток, сделало их популярными в мифологии и верованиях славян. Многие народные сказки, истоки которых наблюдаются в древнейших мифах славян, повествуют о том, что нечисть или злые силы исчезают с криком петуха. Как только злые силы, которые, судя по сказкам, выползают по ночам, чтобы делать разные пакости, заслышат петушиный крик, они тут же бросаются прочь, так как именно этот крик, словно природный будильник, предвещает восход Солнца. По этой причине славяне сравнивали петухов с помощниками самого Солнца и солнечных богов. Так как петухи предвещают восход, в древности их называли вещими птицами. Нельзя отрицать такую возможность, что именно петухи стали прообразами появившейся позднее мифической птицы вещей Гамаюн.

 

Петухи картинаПомимо всего вышесказанного, также стоит упомянуть и гребешок на голове у петуха. Гребень на петушиной голове представляет собой ярко-красный волнистый выступ, который очень похож на пламя огня. Вероятно, такая форма гребня на птице, которая возвещает о восходе Солнца, также в немалой степени поспособствовала тому, что петуху отдали особую роль в мифологии ещё и как покровителю огня. Стоит вспомнить хотя бы известную поговорку «пустить красного петуха» (пожар, поджечь).

 

Петух был не только неким символом Солнца, но даже оберегом. Изображения петуха помещались на крышах домов и флюгерах. Такие изображения, по поверьям славян, должны были защитить дом от огня, так как петух является его покровителем, от нечисти, так как петух является символом самого главного врага нечисти — Солнца, а также могли охранять дом на протяжении всей ночи, так как злые силы, которые боятся петушиного крика, ни за что не подойдут к дому, на крыше которого, словно стражник, всегда находится петух. Стоит здесь отметить, что по той же самой причине на крышах устанавливали не только петухов, но и изображения коней — коньки (также подковы), так как кони у древних славян имели такую же солнечную символику (Солнце, по поверьям, передвигалось по небу в конской упряжке). При постройке дома славяне приносили в жертву и закладывали под строящийся дом чёрного петуха. При переезде в новый дом первыми запускали петуха и кошку. Все эти ритуалы были направлены на то, чтобы защитить дом от пожара и отпугнуть злые силы.

 

Помимо этого, петух почитался ещё и как символ плодородия. Из-за того, что в ведении петуха всегда находится целый курятник, который постоянно приносит яйца хозяевам или новых птенцов, петух считается настоящим осеменителем, равных которому просто нет. Символ плодородия, жизни, огня и Солнца — петух участвовал во многих ритуалах язычников древней Руси. Нередко петухи становились ритуальным блюдом на праздники в честь урожая. Петух также приносился в жертву и подавался на стол в виде разнообразных блюд в праздники поминовения предков. До сих пор сохранилась традиция готовить на поминки в обязательном порядке куриный суп. Сохранились также сведения о таком ритуале у славян, когда покойника выносили в курятник на три дня, чтобы на протяжении трёх суток петух опевал умершего, выгнал из него всё нехорошее, не подпускал к его телу и его душе злых духов и, в конце концов, проводил в иной мир.

 

Видео. В деревне: Петух кукарекает и… мычит

 

 

Любите проводить время весело и увлекательно? В этом случае вам стоит узнать всё о бильярде на сайте www.rusbillyard.ru. Основы и правила игры, разновидности и секреты.

Символ петуха. — deltaplann — LiveJournal

«…Посмотрите на вершину шпиля, и вы увидите петуха — и это не просто элемент декора. В 1935 году в металлическом птичьем теле были спрятаны три крошечные реликвии: кусочек тернового венца Христа и часть мощей святого Дени и святой Женевьев (покровителей Парижа). Идея заключалсь в создании своего рода духовного громоотвода для защиты прихожан внутри собора».
(из статьи о Нотр-Дам-де-Пари)

СМИ пишут, что пожар в парижском соборе начался с чердачных помещений. Загорелась крыша, построенная из дуба (12-го века), прозванная парижанами «лесами», сгорел и рухнул шпиль с петухом…Петух не помог, кстати… Заметьте, сажать петуха сверху креста — католическая и лютеранская традиция. В России, если не ошибаюсь, всего несколько храмов украшены петухами. Эта традиция не прижилась.

Слово «петух» у нас вообще порой имеет нарицательный смысл. Приехал сегодня Филипп Киркоров в Петербург, чтобы детям Эрмитаж показать. Петербуржцы отреагировали мгновенно: «Разрядился как петух!», «Как распетушился!», «Петух вырядился как клоун, не уважает наш замечательный город!» и т.д.
Ну и орентацию Филиппа тоже назвали петушиной.
Картинки по запросу киркоров эрмитаж фото

Но имеет это слово и другой смысл. Всем, кто живёт в деревнях и сёлах, в деревянных домах, он хорошо известен. Петух — это символ огня и пожара.
Первый раз я познакомилась с выражением «пустить красного петуха» почти 20 лет тому назад. Когда мы межевали землю вокруг своего деревянного дома в Костроме, сосед-бандюга был недоволен результатами дележа. Пообещал «пустить нам петуха» в дом. Муж провёл с ним беседу, тот извинился, а я несколько ночей потом не могла уснуть, кураулила дом…

«Пускают петуха» с разными целями. Иногда с целью завуалировать кражу, скрыть умышленное убийство.  Также «пустить петуха»  в отместку принято у строителей, которых обманул наниматель. Поджигают и дачи, и бани, и сараи, что угодно… Ну и знаю одного строителя, который прекрасно строил дома по области, а через некоторое время они сгорали до фундамента. Естественно, ночью и в отсутствие владельцев. Хозяева, погоревав, снова обращались  к этой же фирме. Дом отстраивали заново. Позже выяснилось, что у парня-директора таким образом сгорел не один дом. Он всегда был при заказах. В данное время мужчина отбыл за рубеж.
Может и крышу Собора Парижской Богоматери тоже ремонтировали какие-нибудь хохлы или молдоване, недовольные выплатами. Теперь будет им работа, бери не хочу…  Ой, не читайте меня! :))) В тоже время согласитесь, «петуха пустили» в аккурат под шпилем с петухом. Вот такой он загадочный — мир символов.

Красного петуха пустить

Если это выражение пустить красного петуха прочитает иностранец, изучающий русский язык, то он наверняка не поймет, о чем идет речь. Меж тем любой наш человек знает, что пустить красного петуха означает устроить умышленный поджог.

Почему народ избрал для выражения столь неблаговидного дела такое сравнение? Ведь петух, в общем и целом, птица положительная. Петух ассоциируется с восходом солнца, когда он своим звонким «ку-ка-ре-ку» будит не только поднадзорных ему курей, но и хозяев, да и всю округу. Восходящее солнце, конечно же, вызывает в сознании ассоциации горящего пламени. В то же время оперение петухов, как правило, огненно-рыжее, яркое, цветастое тоже похоже на всполохи огня. Особенно похож на языки пламени хохолок на петушьей голове. Получается, что из всех домашних птиц петух самая подходящая живность для сравнения с огнем.

Выражение пустить красного петуха является явной или скрытой угрозой. Его употребляли, когда намеревались отомстить обидчику, победить которого в открытой борьбе было маловероятно. А вот  тайно поджечь дом, сарай, усадьбу – это, пожалуйста. Таким легким  способом можно оставить своего врага без крыши над головой и без средств к существованию. В старой России, где подавляющее число домов и других строений были деревянными, угроза пустить красного петуха была мощным сдерживающим фактором в соседских разборках.

На сегодня выражение «пустить красного петуха» является несколько устаревшим, ибо и петухов почти не осталось, да и деревянных домов и строений становится все меньше и меньше. Но, тем не менее, угроза пустить красного петуха остается и по сей день вполне реальной и действенной.

Пустить красного петуха

Известно, что Петр трижды отрекся от Учителя еще до того как пропели петухи.

Эпизод, упомянут в евангелиях Матфея (26:34) и Луки (22:61) о том, как Иисус на Тайной Вечере говорит своим ученикам, что не прокричит петух три раза, как один из вас отречется от Меня.

Пустить красного петуха
И вот уже на куполе церкви сверкает «золотой петушок». Слово «Галликанту» в переводе с латыни означает крик петуха.
Обычай украшать указатель направления ветра фигурой петуха берет свое начало с IX века (для храмов в честь Святого Петра)
Кроме того. в XVIвеке на католических и протестантских храмах чаще всего устанавливали флюгера именно в виде символа бдительности – петуха. Известна даже папская булла XI века, предписывающая устанавливать на церковных башнях флюгера в виде петухов как символа суверенности
церкви. Старейший из «церковных петухов» был установлен в 820 году на одной из церквей Милана.

Пустить красного петуха

В английском языке флюгер имеет название «погодный петух» – «weather cock».

Пустить красного петуха
Флюгер – означает крыло (от голландского «vieugel»)
Ставили их на самые высокие здания в городе, чтоб все могли видеть. А что было выше церковной колокольни? Так появилась традиция украшать шпили церквей флюгерами. Почему петушками? Ну, не делать же флюгер из креста. Из креста, надо сказать, при всей его значимости, флюгер никакой. А вот петушок с его распушенным хвостом очень хорошо поворачивался на ветру.
Есть данные, что в X веке, когда о протестантах и слыхом не слыхивали, в Англии при восстановлении Винчестерского собора его мощная башня была увенчана медным петухом. В Венгрии одно время шпили лютеранских церквей украшала звезда, петушок был знаком кальвинистской церкви, католики же обозначали свои храмы христианским крестом. В Западной Германии наоборот, чтобы католические церкви отличались от лютеранских, на них устанавливались петушки. Похоже, петушок на спице – общехристианский символ, который напоминает не только об отречении Петра, но и о восходящем солнце, которое издавна символизировало воскрешение Христа и Его второе пришествие.

Собор Парижской Богоматери. Шпиль собора и панорама Парижа

Петух – символ рассвета и бдительности Компания Art-Salon

Петух привлекает внимание любого человека своей особой яркой красотой, пышностью и гордостью. В разных видах искусства образ этой птицы занимает одно из ведущих положений. Его типаж благодаря яркости окраса и гордой осанки становится очень выигрышным. Но не стоит внимание к петуху объяснять только его внешними характеристиками.

В разных культурах и религиях петуху уделяется особое внимание на протяжении всей истории человечества. Ему издавна присваивают разные соответствия и символику.

Как правило, его считают символом солнца и небесного огня. Корнями такое соответствие уходит в мифологию. Как и солнце, он “отсчитывает время”, возвещая мир о приходе нового дня своим криком. Для людей крик петуха всегда был ориентиром времени, то есть живыми часами, естественным сигналом пробуждения. Сельские жители, отправляющиеся в путь, дожидаются пения первых петухов, чтобы, благословясь, отправиться в дорогу. После пения вторых петухов деревенские женщины встают с постелей, чтобы замесить хлеб и подоить коров. Вместе с третьими петухами всё рабочее население деревни уже отправляется на свои ежедневные работы.

В большинстве культур петух считается зооморфной трансформацией божества утренней зари и солнца. Чаще всего такие божества изображались с петушиной головой. Во многих религиях богов сопровождает петух.

Согласно народным легендам и поверьям ночные призраки, духи и дьяволы исчезают с первым криком петуха. Мотив петуха, разгоняющего своим голосом нечистую силу, становится кульминацией многих фольклорных былин. Часто наряду с солнцем его изображали на кресте в качестве защиты от потустороннего мира.

В скандинавских мифах петух своим “золотым гребнем” сторожил мост-радугу, ведущую из мира человеческого в обитель богов.

В Античной Греции петух служил верой и правдой очень многим богам – Аполлону, Афине, Гермесу, Асклепию. По одному из мифов Арес – бог войны – превратил своего слугу в петуха, когда тот не разбудил вовремя Ареса и его любовницу Афродиту во время одного из тайных свиданий. С тех пор слуга в обличие петуха будил своего хозяина до наступления утра.

Фигурка петушка украшает шпиль собора святого Вита в Праге.  Именно на этом месте во времена язычества стоял идол Святовита, которого чешские племена считали главным богом. В жертву идолу приносили вино, калачи и обязательно чёрного петуха. Прага является своеобразной столицей чернокнижников и магов.  У алхимиков петух всегда являлся символом Солнца. Одним из элементов астрономических часов на Староместской ратуше является также золотой петух, который находится над часами и перед боем курантов.

Петуха, как стража изображали на крышах, флюгерах, шпилях и шестах. Здесь его образ выступал как символ бдительности. Вспомните «Сказку о Золотом Петушке» А.С. Пушкина: флюгер поворачивается в ту сторону, откуда грозит зло. Его изображения украшали сундуки и реликвии.

У восточных славян петух является «двойником» хозяина. Считалось, что вселении в новый дом возможно только в том случае, если петух благополучно проводил в нём ночь. У славян петушиный гребень предохраняет людей от кошмарных снов. Петух бдителен и всевидящ. Изображение петуха на стенах предохраняло дома от возможных пожаров.

Часто петуху присваивали черты дракона. С колдовством, гаданием и нечистой силой связан именно чёрный петух. Например, у западных славян известно такое чудовище как Василиск – с головой петуха, глазами жабы, крыльями летучей мыши и телом дракона. Считалось, что такое чудовище рождалось у чёрного петуха, возраст которого превышал 7 лет. Образ чёрного петуха в фольклоре и во многих традициях многих народов связан с водой и подземным царством. Его часто приносили в жертву водяному.

Одним из проявлений жизненной силы петуха является его исключительная воинственность. Драчливость, задор, характерные поведению петуха, делают его олицетворением мужского начала, что тоже очень часто отражается в фольклоре.

Прародителем домашней курицы и домашнего петуха является банкивская курица – дикая птица из джунглей Юго-Восточной Азии и Китая, которую оказалось очень несложно приручить. Их начали одомашнивать ещё до нашей эры. Владение петухом считалось в то время царской привилегией, и использовались эти птицы только в качестве участников петушиных боёв. В 700 году до нашей эры из Индии и Китая мода на владение петухами перешла и в Вавилон, а затем петушиные бои распространились в Греции, Азии, и на Сицилии. Вплоть до середины 19-ого века петушиные бои были одним из любимых развлечений среди дворянских и королевских семей практически во всей Европе. В России благодаря Алексею Орлову петушиные бои также приобрели свою популярность. Протесты церкви и полиции практически не смогли поспособствовать прекращению варварского использования петухов.

Петух во многих культурах является священной птицей божеств не только солнца и войны, но и плодородия. Обряд жертвоприношения петуха ради получения богатого урожая широко практиковался с древних времён. А Германии, Словакии и Болгарии петуха считали воплощением духа хлеба.

Петух – популярный мотив ритуальных и свадебных полотенец. У южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несёт живого петуха или его изображение. Во многих гаданиях петух обычно олицетворяет будущего жениха.

Китай следует отметить отдельно, как страну, в которой почёт к петуху невероятно огромен. Петух олицетворяет собой пять основных качеств: достоинство, благородство, храбрость, надёжность и великодушие. Относительно последнего интересно заметить, что петух предлагает найденную еду сначала курам и только потом ест сам! В китайской культуре петух с золотым оперением является десятым символическим животным 12-ти земных ветвей, относящихся к силе Ян, мужского начала во Вселенной. Человек, рождённый в год петуха, по восточным гороскопам считается отважным и сильным. Живого петуха или его изображение используют в похоронных процессиях в качестве силы, отгоняющей злых духов. Из почтения к петухам они не употребляются в пищу, но, правда, в некоторых церемониях его убивают, чтобы подчеркнуть смерть старой жизни и благоприятный приход новой. Помимо этого, петух считается в Китае знаком “удачной судьбы”. Чиновникам принято дарить петухов или фигурку петуха с огромным гребнем с пожеланием удачи в бизнесе.

В буддизме петух олицетворяет чувственные желания и служит одним из трёх животных (наряду со свиньёй и змеёй), которое сопровождает человека в круге рождения и смерти.

В христианстве петух является птицей апостола Петра. Своими тройными криками петух подтверждает пророчество Христа о том, что Пётр трижды отречётся от своего учителя (Мф. 26:34).

И в настоящее время петух считается почитаемой птицей у многих культур.

Петух является одним из символов Франции, когда-то он считался священной птицей в Галлии. Слово петух происходит от латинского слова «gallus», которое значит одновременно «петух» и «галл».

Древние римляне называли галлами древних предков французов за их вспыльчивый и задиристый характер. Петух и сейчас является эмблемой национального олимпийского комитета Франции. На флаге Валлоннского (франкоязычного) региона Бельгии изображён красный петух с поднятой правой ногой готовым вступить в бой, на жёлтом фоне.

Как бы вы ни относились к символике, петух станет гордым и величественным украшением вашей коллекции фарфора! Мастера фарфоровых мануфактур Meissen и Lladro уделили достаточное внимание к образу петуха в своём искусстве. 

Светлана Пономарёва – консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителями, интернет-сайты meissen.com, lladro.com, robbeberking.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с технологией производства фарфоровых изделий и столового серебра
и с их производителями, на русском, немецком и английском языках

Что символизирует образ Петуха? | Журнал Ярмарки Мастеров

2017 год, который мы недавно встретили, в восточном календаре отмечается как год Петуха. Всем это известно, конечно.
Символами года пестрят все журналы и газеты, все сайты и странички в соцсетях.
Однако не все знают, что кроме стран востока, где Петуху принадлежит девятый год в двенадцатилетнем цикле, Петух занимает важное место и у других народов.
Петух в странах Европы — Вестник зари, символ Солнца и духовного возрождения (в средневековье на шпилях домов и церквей устанавливали флюгера в виде петухов, как символ готовности встретить утреннюю зарю).
Он олицетворяет бдительность, храбрость, мужество, предвидение, надежность.

Что символизирует образ Петуха?, фото № 1

Петух связан с зарёй, Солнцем и светом у всех народов. Исключение составляют скандинавы и кельты. У этих народов Петух является посланником загробного мира, но от этого его образ не становится менее значительным, так как именно Петух управляет душами, призывает их на битву и предупреждает богов об опасности.
В Древней Греции петух — атрибут или спутник многих богов, включая Зевса, Аполлона, Аттиса, Персефону (богов и богинь возрождения), Ареса и Афину (воинственных божеств), Гермеса (вестника богов) и Эскулапа (бога врачевания).

В христианской традиции петух является символом света и возрождения, противоборства тьме духовного невежества.

Согласно народным поверьям, ночные призраки и нечисть исчезают с первым криком петуха (вспомните «Вий» Николая Гоголя).

Этот солнечный защитный символизм, присущий петуху, прослеживается с древнейших времен.

На символизм петуха наложила отпечаток легенда об отречении от Христа его ученика Петра.
Желая предостеречь Петра от предательства, Иисус сказал ему на Тайной Вечере: «Не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды».
Крик петуха отметил окончание той ночи. Евангелист Марк сообщает, что после третьего отречения Петра «петух запел во второй раз». Это было раннее утро Страстной Пятницы. Поющий петух — напоминание об отречении Петра, но также и символ его раскаяния и службы в качестве первого папы. Об этой легенде напоминает и петух, сидящий на самом верху огромных часов Страсбургского собора. Всякий раз, когда фигура Петра появляется среди апостолов, слышится пение петуха. По этой причине петух стал одним из атрибутов святого Петра, который, в свою очередь, считается покровителем часовщиков.

Что символизирует образ Петуха?, фото № 2

То есть петух вполне христианский символ.
Галлы носили изображение петуха на оружии и знаменах, позднее он стал эмблемой Галлии (благодаря игре слов латинского языка, в котором «галлус» значит одновременно и «петух», и «галл»). Во Франции считается эмблемой независимости и свободы, а также задиристости и заносчивости.

Что символизирует образ Петуха?, фото № 3

На Руси петуха дарили на новоселье, вышивали его образ на свадебных полотенцах.

Что символизирует образ Петуха?, фото № 4

Петух оберегает дом от нечистой силы и от пожара, помогает хозяйке вести домашнее хозяйство (видимо, хозяйке приходится «вставать с петухами»).
Петух так хорош, что его можно по праву назвать птицей счастья 🙂
В общем, дарить петуха можно и нужно не только на Новый год, и не только в 2017 году!

Петушки на шпилях Риги | proRigu.ru


Вот уже много лет со шпилей церквей Риги за жизнью города следят петушки. Об этой птице, как о страже города, повествуют народные сказания.

Петушки на башнях церквей — один из символов Риги. В отличие от большинства церквей Европы, где на башнях установлен крест, в Риге именно петух был выбран для этой роли. Почему именно он? Увы, история об этом умалчивает, а историки говорят о связи с символами из Библии и Реформации.

Считается, что петушок на шпиле является общехристианским символом, и напоминает он не только об отречении Петра, но и о восходе солнца, которое символизирует воскрешение и второе пришествие Христа.

История петушка на шпиле церкви Святого Петра.

Петушок церкви Святого Петра иногда даже называют генералом среди рижских собратьев — настолько богата приключениями его история. Тот, что установлен на шпиле сегодня — седьмой по счету.

Самый первый был установлен в средние века, а точнее — в 1491 году и простоял до 1577 года. А затем они стали меняться часто — спустя год еще один, затем в 1651, 1660 и 1690 годах.  К этому времени церковь была в очередной раз перестроена, приобрела черты популярного стиля барокко, да и петушок стал красивее и наряднее.

Вот только судьба у него оказалась непростая. Первый раз он слетел со своего места в 1721 году, когда в башню ударила молния и она сгорела,  петушок упал вниз, на мостовую.

Башню восстановили, он снова взлетел на место и просидел там почти двести лет.

В июня 1941 года Рига оказлась в центре разгоревшейся войны, немецкие бомбежки превратили часть города в руины. Сгорела и церковь Святого Петра, упал наш герой, и был найден лишь 29 июня, на улице Монету. Сейчас его можно увидеть в Церкви Святого Петра в Риге.

А современный петушок сменил его 21 августа 1970 года.

Тогда подходили к завершению реставрационные работы, и на шпиль установили новую птичку — еще большего размера и со специальным механизмом, чтобы он мог выполнять свое старинное предназначение — показывать направление ветра. И еще он забрался выше своих предшественников — до реставрации высота башни была 121 метр, а после стала 123!

Хотя рижане называют его ласково — петушком, на самом деле это птица недюжинных размеров — его вес 158 килограмм, а высота 1,53 метра.

Другие рижские петушки имеют гораздо более спокойную судьбу.

Так, петушок на Рижском Домском соборе взлетел на шпиль в 1980 году, его же средневековый предок упал после одной из бомбежек Второй Мировой Войны, но уцелел, и сейчас прописался в Крестовой галерее Музея истории Риги и мореходства.

А ведь еще есть менее известные стражи города на соборе Святого Екаба, церкви Святого Иоанна, совсем новый, но не юный петушок на крыше Дома Черноголовых.

История Риги интересна и окутана легендами, вот и сайт www.proRigu.ru напоследок решил рассказать о той, что связана с темой сегодняшней статьи:

Случилось так, что как-то раз петушок ни с того ни с сего почернел. Этот факт взволновал всех рижан, вот только не нашлось мастера, который взялся бы его очистить. Прошло время, и однажды произошло чудо — флюгер стал снова блестеть.

И в это же время оберкистер храма вдруг стал пропадать из дому по ночам. Его ревнивая жена решила проследить за своим благоверным, выбежала во двор и.. никого не увидела. Тогда она посмотрела наверх, увидела своего карабкавшегося мужа и от страха закричала.. Муж упал и разбился насмерть, а рядом с ним нашлась краска с позолотой.

Впрочем, документальных подтверждений этому нет, так давайте выпьем же за то… в общем, женщины, берегите мужчин!

Каждой птице свой дом | Журнал Ярмарки Мастеров

О существовании скворечника знают все, а вот лишь немногие догадываются о том, что бывают синичники, мухоловочники, трясогузочники, дуплянки и полудуплянки. Все это – разновидности домиков для птиц. Но именно вопрос «Как построить скворечник своими руками?» был весьма актуален на Руси, поскольку скворцы считались символами наступления весны и являлись талисманами русского народа. Поэтому данное название птичьего “особняка” сильно прижилось.

Традиционный вид скворечника подходит не для всех перелетных и зимующих птиц, поэтому существуют различные модификации данной постройки, отличающиеся некоторыми нюансами и размерами.Общие характеристики птичьих домиков у всех одинаковые: прямоугольная конструкция с плоской, односкатной или двускатной крышей и летком (входом).

Стандартные размеры скворечника: 30-40 см высота, 14 см длина и ширина дна (но лучше 1615см), 5 см диаметр летка.

Каждой птице свой дом, фото № 1

Уменьшенный вариант скворечника – синичник. Его высота – 25-30 см, размеры дна – 10-12 см (иногда до 14 см), а леток в диаметре составляет 3-3,5 см. Такой домик подойдет для синиц, воробьев, горихвосток, воробьиных сычей, мухоловок-пеструшек.

Каждой птице свой дом, фото № 2

Мухоловочник – это вариация синичника, от которого он отличается только высотой. Она должна быть около 8-10 см, так как птицы мухоловки строят гнезда в более освещенных местах. Здесь могут поселиться серые мухоловки, мухоловки-пеструшки, горихвостки

Каждой птице свой дом, фото № 3

Каждой птице свой дом, фото № 4

Трясогузочник имеет обратную структуру. Ширина и высота достигают 15 см, а вот глубина – 30.

Каждой птице свой дом, фото № 5

Для короткопалой и обыкновенных пищух обычно строят треугольные гнездовья, которые имеют сквозное отверстие по бокам. Так они смогут при нападении с одной стороны воспользоваться “выходом” с другой. Высота конструкции – 22-26 см, ширина – 14-20 см, а летки примерно 36 см.

Каждой птице свой дом, фото № 6

Полудуплянка – еще один “собрат” синичника. Он имеет такие же размеры, но отличается леткой. Такой домик предназначен для птиц, гнездящихся в естественных пустотах деревьях, а не в дуплах. Поэтому летка должна быть большой. Ширина летки равна ширине самого домика, а высота – в 2 раза меньше высоты домика.

Наиболее приближена к природному гнездовью дуплянка. Она делается из части древесного ствола, из которого вырубается сердцевина. Сверху и снизу постройка закрывается досками, а в стенке изготавливается леток необходимого размера.

Основные правила изготовления гнездовий

1. Нельзя строгать внутреннюю поверхность досок, иначе птенцы не смогут выбраться наружу и погибнут

2. Леток сверлят не меньше чем на расстоянии 2-3 см от верхнего края. его можно сделать и квадратным , выпилив в одном из верхних углов передней стенки. Под летком не должно быть палочек и полочек

3. Щели между между стенками и полом не должны превышать 1-2 мм. Раньше рекомендовали их заделовать полностью, но оказалось, что из-за отсутствия естественной вентиляции в таких искуственных гнездовьях создавался неблагоприятный климат.

Как правильно развесить искусственные гнездовья

Если птицы не селятся в неправильно или небрежно сработанных гнездовьях, это совсем не удивительно. Но очень часто бывает, что и в хорошо сделанных гнездовьях птицы не живут. Оказывается, что привлечение птиц в значительной мере зависит от правильного развешивания гнездовий.

Важное значение для птиц имеет уклон гнездовий назад или вперед. Если оно повешено так, что передняя стенка наклонена назад, домик обычно не заселяется птицами, потому что им тяжело вылезать из него, особенно если это не дуплянка, а ящиковый скворечник. Поэтому птицы отдают предпочтение гнездовьям с небольшим наклоном вперед. Уклон гнездовья вправо или влево не имеет значения. Значительно легче правильно повесить гнездовье, если планка у него находится сбоку.

Развешивая скворечники, обращайте внимание, чтобы ветки деревьев не прикасались к передней стенке, иначе в гнездовье проникнут враги птиц (кошки и т.п.).

Следующий совет, как вешать скворечник, а точнее, в какую сторону должна быть направлена дуплянка. Так, предпочтительным является юго-восточное направление, нежели северо-западное. Если вы знаете откуда у вас чаще всего дует ветер, то старайтесь повернуть леток так, чтобы ветер не попадал в него.

Самый лучший способ укрепления гнездовий — привязывание их к деревьям проволокой.

Конечно, просто привязать домик непосредственно к стволу нельзя. Под проволоку подложите деревянные колодки толщиной в 3-4 см, так, чтобы проволока нигде не прикасалась к дереву.

Иногда бывают случаи, когда надо привлекать птиц в молодые плодовые сады, где негде прикреплять гнездовья. Тогда можно ставить гнездовья на жердях высотой в 3-4 м. Жерди втыкают в землю возле дерева и привязывают к стволу веревкой.

Развешивайте домики на различной высоте. Так, скворечники ставят на высоте от 2-3 до 10 м. В старых лесах и парках, где подлесок небольшой или вовсе отсутствует, развешивать сквореч ники необходимо выше (на высоте 8-10 м и даже больше). В плодовых садах и густых лиственных лесах скворечники устанавлива ют не так высоко (от 4-6 до 8 м).

Синичники в лесах развешивают на высоте 4-8 м над землей, в садах и молодых посадках — от 2 м и выше.

Скворец. Как уже отмечалось, это очень пластичный вид, он может гнездиться в доминах самых разнообразных конструкций и размеров. Проще всего изготовить прямоугольный скворечник с крышкой без уклона. Часто любители птиц устраивают возле летка скворечника различные <крылечки>, присадки и т.п. Они лишние, так как птицы ими практически не пользуются. Когда скворец кормит птенцов, он мгновенно проскакивает в леток, либо же задерживаясь возле него, цепляется коготками за стенку. Оптимальный внутренний размер дна скворечника 14-15 см, диаметр летка 4,5-5 см, расстояние от летка до дна 15-20 см. Развешивать скворечники можно в самых различных местах: в садах, парках, возле домов. Поселяются скворцы и в лесах возле опушек, больших полян или вырубок. Перед постройкой гнезда скворцы проводят дезинфекцию гнездовья, принося вовнутрь зеленые стебли и листья растений. Они выделяют вещества, которые убивают или отпугивают гнездовых паразитов. Появление в гнездовье зеленых былинок — первый признак того, что оно приглянулось птицам, хоть еще и не гарантия, что там появится гнездо. Эта привычка скворцов нередко приносит хлопоты хозяевам. Птицы весьма неплохо подбирают растения с резким неприятным запахом. Интересно, что в Каневском заповеднике как-то нашли в одном из скворечников даже принесенный туда окурок! Когда скворец решит, что наилучше для этой цели подходят только что высаженные помидоры с вашей грядки, можно <подсказать> ему иной выход. Предостеречь от набегов на грядку могут разбросанные под деревом со скворечником пучки свежесорванной полыни.

Каждой птице свой дом, фото № 7


Синицы. Это типичные лесные птицы, но некоторые из них охотно селятся и возле человека — большая синица, реже голубая. Синицы тоже очень неприхотливы в выборе гнездовий. Домики для них делают так же, как и скворечники, но немного меньших размеров. Называют их синичниками. Внутренний размер для синичника: для мелких синиц должен быть около 10 см, диаметр летка 3 см, расстояние от него до дна 10-15 см; для большой синицы размер дна не меньше 12 см, а лучше около 14 см. Диаметр летка 3-3,5 см, расстояние от него до дна 15-20 см. Делать большим леток не следует, так как в синичник более легко смогут забраться как хищники, так и конкуренты. Как установил К.Н. Благосклонов, для большой синицы одно из наиболее важных условий — низкая освещенность в гнездовьях. В природе она выбирает темные дупла. Темнота в данном случае может свидетельствовать о том, что в нем будет тепло и уютно — достаточная глубина, нет щелей, не большой леток. Поэтому новые гнездовья из светлых досок большие синицы могут не заселять. В этом случае можно обработать внутренние стенки морилкой. Синичники развешивают как в лесу, так и в населенных пунктах. Не стоит цеплять их по несколько штук на дерево, как это иногда делается. Расстояние между отдельными домиками пусть будет не менее 30-50 м. Гнездовье должно быть немного наклоненным вперед. Допускать же наклон назад нельзя, потому что птицам из такого гнездовья тяжело выбраться, и к тому же в гнездовье будет затекать дождевая вода.

Каждой птице свой дом, фото № 8

Каждой птице свой дом, фото № 9


Для гаички можно изготовить дуплянку-пенек. Для этого берут отрезок ствола с трухлявой сердцевиной длинной около полутора-двух метров. В верхней части выдалбливают дуплянку с внутренним диаметром 10 см, летком 2,5-3 см. Приделывают крышку. Нижняя часть вкапывается на полметра в землю. Устанавливают такие гнездовья в тенистых лесах среди зарослей и бурьяна.

Каждой птице свой дом, фото № 10


Интересные эксперименты провели орнитологи на Урале. Они закапывали в лесу отрезки трухлявого березового ствола. Синицы — пухляки, гаички сами могут выщипывать дупла в гнилой древесине невысоко от земли. В части из таких <пеньков> действительно появились дупла без посторонней помощи. Позже в них селились и другие птицы-дуплогнездники. Такие трухлявые пеньки желательно закапывать в светлых разреженных сосновых и других лесах, где ведется активная лесохозяйственная деятельность, благодаря чему практически отсутствует сухостой и трухлявая древесина.

Мухоловка-пеструшка и мухоловка-белошейка. Эти птицы, в отличие от синиц, любят селиться в неглубоких гнездовьях. К.Н. Благосклонов рекомендует делать расстояние от летка до дна для них не больше, чем 10-12 см. Мухоловки часто заселяют домики со старыми гнездами внутри, чего избегают синицы (именно поэтому синичники ежегодно необходимо чистить). В данном случае благодаря остаткам старого гнезда уменьшается глубина гнездовья.

Каждой птице свой дом, фото № 11

Каждой птице свой дом, фото № 12

Серая мухоловка. В отличие от предыдущих видов, она селится в природе не в дуплах, а полудуплах и различных пустотах в стволах и пнях, за отставшей корой, на строениях. Для привлечения серой мухоловки используют различные конструкции полудуплянок, угольников и полочек. Внутренний размер дна полудуплянки 10-12 см. В них может поселяться также садовая горихвостка, белая трясогузка, зарянка. Гнездовья для серых мухоловок прикрепляются, как правило, на стенах строений возле крыши.

Каждой птице свой дом, фото № 13


Садовая горихвостка. Эта птица селится в полудуплянках с внутренним размером дна 12-15 см. Ученые советуют белить их изнутри известью, горихвостка любит светлые гнездовья. Развешивают их также на строениях, в садах, возле вырубок.

Каждой птице свой дом, фото № 14

Зарянка. Она также может занимать искусственные гнездовья. В Каневском заповеднике зарянки гнездились в скворечниках с большим летком и в полудуплянках. В опытах К.Н. Благосклонова эти птицы селились в старых гнездовьях без крышки, разбросан ных по склонам оврагов в лесу. Лучше всего для привлечения зарянки использовать полудуплянки. Но размещать их необходимо в тенистых глухих местах невысоко от земли: в зарослях кустарников среди леса, возле оврагов и обрывов. На строениях полудуплянки для зарянки необходимо размещать не на открытых местах, как для серой мухоловки, а наоборот. Например, на стене сарая, которая выходит в заросли кустарников.

Каждой птице свой дом, фото № 15


Белая трясогузка. Может поселяться и в обычных полудуплянках, но разработаны конструкции и специально для нее. Модель К.Н. Благосклонова напоминает горизонтальный удлиненный ящик, который прикрепляется боковой стенкой. Размещайте гнездовье для трясогузки невысоко над землей около водоемов. Охотно селятся они возле строений, особенно на фермах, на постройках, где есть скот. Привлекают их мелкие насекомые, которые роятся возле скота.

Каждой птице свой дом, фото № 16

Стрижи. Эти непревзойденные летуны в природе гнездятся на скалах и обрывах. В городах они быстро облюбовали многоэтажные дома. Для них делают прямоугольные ящики с летком в одном из верхних углов передней стенки. Прикрепляют домики под крышами многоэтажных домов.

Каждой птице свой дом, фото № 17


Пищуха. Она устраивает гнезда в щелях и трещинах стволов деревьев, за отошедшей корой деревьев. Поэтому, собственно, и получила свое украинское название — подкорышник. Есть несколько вариантов гнездовий, которые имитируют природные условия для поселения этой птицы. Польский орнитолог Я. Соколовский предложил домик из досок в виде треугольника. Стороной, возле которой размещен леток, он прикрепляется к стволу дерева. Пищуха весьма придирчива в выборе мест гнездования, но если она не селится в вашем гнездовье-треуголь нике, пустовать оно вряд ли будет долго: в нем охотно селятся синицы, прежде всего лазоревка, но бывает, и большая. Другой вариант — к доске прикрепляется согнутый кусок коры так, что между ними образуется полость. Гнездовье также привязывается к дереву. Можно обойтись и вообще без доски. В Швеции для удобства измерения высоты ствола в еловых лесах к деревьям прикреплялись полоски войлока. Нижний конец прибивался, верхний — прикручивался проволокой. Пищухи вскоре облюбовали эти полоски для гнездования. Можно испробовать этот вариант и у нас. Щель между стволом и тканью должна быть небольшой, но такой, чтобы птица смогла протянуть в нее мелкие веточки и другой материал для гнезда. Интересный способ привлечения на гнездование пищухи предложили немецкие орнитологи. Необходимо отыскать на стволе нишу или углубление на 3-7 см. Это могут быть трещины и похожие повреждения. Углубление забивается тремя кусками коры различного размера так, что возле верхнего края образуется два небольших отверстия, которые служат летком.

Каждой птице свой дом, фото № 18

Интересно

1. Интересной для многих покажется информация, что всего лишь один выводок скворцов только за 5 дней может съесть целую тысячу майских жуков (в том числе и их личинок) и иных вредителей.

2. Польза синицы огромная. Стоит только сказать, что вес съеденных ею насекомых за день сопоставим с массой ее тела. Подсчитано, что для того, чтобы накормить своих птенцов, глава семейства синиц может за сутки более трехсот раз вылетать из гнезда на поиски насекомых. Только серая мухоловка может делать больше вылетов – около 500 за день. О том, что польза синицы по защите садов от вредителей неоценима, свидетельствует такой исторический факт. В первой половине 14 века, а точнее в 1328 году, в грамоте, подписанной Людвигом Баварским, говорится, что того, кто будет ловить синиц, ждет тяжкий штраф. Так как она (синица) является усердным ловцом насекомых.

3. Роль синиц в истреблении вредителей плодовых деревьев доказали садоводы. Ими давно подмечено: если в саду на площади 1 га установить до 25 птичьих домиков (синичников), то владельцу сада не приходится снимать с растений гнезда боярышницы и златогузки. Сама собой устраняется работа по борьбе с медяницей и шелкопрядами. Все это делают синицы, мухоловки и горихвостки.

4. Даже воробьи весной и летом становятся полезными. Птенцов первого вывода они выкармливают личинками яблоневого долгоносика — свирепого врага садов. Осенью и зимой они питаются, в основном, семенами сорняков. Стоит напомнить печальный пример Китая, где необдуманно истребили всех воробьев, а в результате лишили фруктовые сады защиты от вредителей.

5. Деятельность дятлов дает возможность определить, в какой степени заражены короедами деревья, что облегчает уход за лесом и посадками. Поползни и пищухи как бы продолжают работу дятлов: уничтожают вредных насекомых, живущих на ветвях, листьях, в коре.

6. Кукушки — также усиливают значение птиц в природе своей полезностью. Они очень прожорливы и уничтожают много вредных лесных насекомых. В желудке одной кукушки были найдены 173 гусеницы шелкопряда, у другой — 137 гусениц, 12 майских жуков и несколько больших зеленых кузнечиков.

7. Мухоловки, кроме мух, уничтожают малярийных комаров и многих других мелких насекомых. Ласточка за лето поедает около миллиона всевозможных мошек.

8.Хищные птицы — мощное средство борьбы с грызунами, вредителями сельского хозяйства. Две пустельги при выкармливании своих шести птенцов за день вылавливают до 9 сусликов, 5 полевок и много других зверьков. По самым скромным подсчетам, семья пустельги за месяц уничтожает не меньше 180 сусликов и 90 различных других грызунов.

9. Важно и то, что многие птицы — серые куропатки, перепелки, жаворонки, овсянки, голуби — истребляют семена сорняков, помогают человеку бороться за чистоту полей. А сойки, кедровки, дрозды, свиристели, питаясь лесными ягодами с твердыми оболочками семян, рассеивают эти семена на огромной территории, способствуя расширению площади леса. Некоторые из них (сойки, кедровки) делают запасы желудей и кедровых орехов, закапывая их в мох. Иногда эти запасы, не найденные птицами, дают дружные всходы.

Сова за лето уничтожает свыше 1000 мышей и полевок и тем самым спасает около тонны зерна.

Определяя, сколько необходимо сделать жилых домиков в саду, исходите из того, что на 6 соток орнитологи советуют строить 1…2 синичника, 1 скворечник и 1 домик для трясогузки. Располагают домики в 15…20 м друг от друга, причем леток домика ориентируют так, чтобы в него не задували господствующие ветры. Почему такое ограничение числа домиков? Это делается потому, что каждая птичья семья имеет свою постоянную территорию, где она питается, отдыхает, выращивает птенцов. Если птичьим семьям не хватит территории, они станут враждовать между собой.

На своём участке и рядом я повесила различные домики для птиц, чтобы каждый мог выбрать где ему удобно жить. И могу сказать, что практически все эти птицы, кроме разве что стрижей и то ещё не вещала им домик, сейчас живут на моём участке или недалеко от него и защищают его от различных вредителей.

А если у вас есть возможность подкармливать птиц зимой, то это ещё лучше. У меня весят всевозможные виды кормушек, расчитанные на разнообразных гостей.

Если у вас есть какие-то вопросы или можете поделиться своими наблюдениями с удовольствием отвечу и почитаю.