Добавление колера в краску: как развести, способы смешивания

Современные направления в дизайне не только офисных зданий, но и квартир предполагают отказ от традиционных обоев. Их все чаще заменяют окрашиванием. Такой подход позволяет быстро и часто менять цветовую гамму. Да и затраты на ремонт значительно сокращаются. Но все это возможно при условии, что стены предварительно тщательно выровняли, например, обшили гипсокартоном. В противном случае дефекты поверхности будут видны издалека. Их равно придется устранять.

Но при выборе краски в качестве отделочного материала может возникнуть проблема — отсутствие нужной вариации среди имеющихся в продаже цветов. Решить ее можно за счет смешивания колера и базового состава. Пропорции подбираются с учетом рекомендаций производителя.

В данной статье мы и поговорим о том, как проводить колеровку — добавлять колер в краску, какие смеси для этого подходят, примеры пропорций, какой колер смешать с белой и черной красками.

Типы колера по составу

Колеровка предполагает, что в белую основу добавляют нужные пигменты. Если влить чуть-чуть, получится очень светлая краска. Добавить еще, начнет проявляться желаемый цвет. По мере увеличения доли концентрата интенсивность будет меняться.

На текущий момент времени применяют две технологии получения желаемого оттенка. Процессы смешивания в них значительно отличаются. Об этом важно знать, чтобы не допустить ошибок, например, при оформлении заказа в магазине. Клиентам доступны:

  • колеровка. Соединяют белила и выбранный пигмент. Чем его больше, тем ярче результат;
  • лессировка. На первом этапе идет смешивание колорирующих добавок, например, для получения особой разновидности зеленого, фиолетового, бордового и т. д. Белая основа добавляется по необходимости, например, для снижения интенсивности.

Лессировка используется достаточно редко. К ней обращаются, если в готовых палитрах нет оттенка, нужного заказчику, либо от имеющихся колеров осталось буквально по несколько капель, и есть возможность получить уникальный результат.

Все применяемые на текущий момент времени колеры относятся к органическим и неорганическим. Определяющий момент — происхождение пигмента.

Если выбор сделан в пользу органики, итог получает более ярким, сочным. Палитра цветов здесь достаточно обширна. Но не стоит забывать об основном недостатке — быстром выгорании под воздействием прямых солнечных лучей. На стенах появятся блеклые пятна, которые будут портить впечатление от ремонта.

Есть и еще один важный момент. Штукатурка под такую краску тоже должна иметь органическое ядро. В минеральной содержится щелочь. Такое соседство негативно скажется на качестве готового покрытия.

Колеры с неорганическими компонентами имеют и преимущества, и недостатки. К первым следует отнести устойчивость к УФ-лучам. И через годы стены будут радовать ровным изначальным цветом.

Предлагаем выгодно купить колер для краски по доступной цене в нашем интернет-магазине, гарантируем широкий выбор, оперативную доставку по Москве, области и городам России.

Но и пробелов у таких текстур хватает, например:

  • цветовая палитра ограничена. Выбирать бесконечно не получится;
  • все тона получаются немного приглушенными. Например, об огненно алом придется забыть.

Что же выбирать? Если окна кабинета или комнаты выходят на северную сторону здания, освещение будет преимущественно искусственным, подойдут органические колоранты. Если же выбранный проект интерьера не предполагает использование супер ярких цветов, нужен неорганический колер. Его же выбирают для оформления объектов с большими окнами, качественной естественной инсоляцией.

Классификация колеров по форме выпуска

Потребителям предлагаются колеры в следующих формах:

  • порошки. Они стоят дешевле аналогов, но их применение очень ограничено. Добавлять их можно только в водоэмульсионную основу. Да и доступных цветов немного. Еще один существенный недочет — сложности с дозировкой. Обязательно нужны специальные мерные ложки или электронные весы. «На глазок» отсыпать порошок для получения нужного тона не получится. Непосредственно со структурой связан и последний минус — плохая растворяемость. Чтобы не увидеть в итоге на стене темные и светлые разводы, смесь необходимо долго и тщательно перемешивать перед применением;
  • жидкие краски. На полках магазинов представлены самые разные упаковки: от тюбиков для точечного нанесения до ведер и банок. Краска в них очень насыщенная и яркая. Ее можно использовать в первоначальном виде, например, для акцентирования одной стены или деталей, или добавлять в белую базу.Дозировать жидкие колоранты удобнее, чем порошки. Чтобы отсчитывать капли, на тюбик надевают конусообразный носик;
  • пасты. Этот вариант используется чаще всего. К преимуществам стоит отнести удобство дозировки, легкость перемешивания при добавлении в основу. Готовые цвета получаются достаточно мягкими, пастельными. 

Как совмещать колеры с красками и иными отделочными материалами

Для потребителя важно, можно ли добавлять колер в основу того или иного вида, не будет ли расслоений или иных негативных факторов. Мы постарались собрать ответы на наиболее популярные вопросы:

  • если вы собираетесь окрашивать деревянные панели, полы, мебель, отдавайте предпочтение пастам или жидким краскам;
  • если база имеет водную основу, выбирайте колеры, совместимые с ним. Это может быть «Файдаль» или «Colorex» с соответствующей пометкой на упаковке. В основном покупателям предлагаются жидкие концентрированные колеры;
  • алкидные краски лучше смешивать с пастами. Наибольшей популярностью пользуются марки «Интерьер-Фасад», «Текс», «Олки», «Инжсинтез», «Unisistem».Их же можно использовать совместно с побелкой;
  • на полках магазинов представлены пасты для колеровки марок «Эласт-Колор», «Профессионал», «Полимер», «Униколер», «Monicolor». Они относятся к универсальным. Их с равным успехом добавляют в основы с полиуретаном, эпоксидной смолой, нитроцеллюлозой и кремнийорганические;
  • практически отсутствуют ограничения по применению колорантов с включением перламутра или металлического блеска.

Приведенная выше информация позволяет сделать вывод, что ограничения для колеровки практически отсутствуют. Пигменты добавляют не только в краску, но и в декоративную штукатурку, лаки, грунтовки. Все зависит от выбранного варианта декорирования стен.

Но при этом важно помнить о разумных ограничениях в части максимального содержания. Если не соблюсти пропорции, можно получить слишком яркий оттенок даже после высыхания. Придется либо мириться с таким вариантом, либо докупать еще белую краску и разбавлять основу.

Другая потенциальная проблема — утрата адгезионных свойств. Краска или штукатурка не будут ложиться на исходную поверхность. Возможно сползание.

Избежать подобных неприятностей можно, если выполнять следующие требования:

  • при использовании водорастворимых красок рекомендованная пропорция — 20% колера, остальное база;
  • в литре масляной краски пигмента не более 1,5-2%;
  • в иных ЛКС колера может быть до 5%.

В этом случае первоначальные свойства краски не изменятся, ее можно будет использовать для окрашивания выбранных поверхностей.

Как выполнять колеровку: доступные способы

О видах колеров, их совместимости с базами мы рассказали. Теперь осталось узнать, как непосредственно проходит колерование. Способов за всю историю придумали только два:

  • ручной;
  • автоматизированный.

Первый вариант предполагает, что краску переливают в рабочую емкость. Туда же при помощи шпица или мерного стаканчика вводят колер. Далее остается перемешать деревянной палочкой или дрелью с особой насадкой.

К преимуществам ручного замешивания можно отнести:

  • отсутствие дополнительных расходов на оплату услуг по колеровке;
  • возможность изготовить пробную партию, например, в качестве эксперимента, увеличивая и уменьшая количество пигмента.

Есть и жирный минус. Если вы не запомните количество капель или не взвесите порошок с точностью до миллиграмма, в следующий раз вы получите состав на тон-два темнее или светлее, если первой банки не хватит. Да и идеально перемешать раствор не у всех получается.

Автоматизированная колеровка выполняется на специальном оборудовании под управлением компьютера. Услугу предлагают крупные магазины, торгующие лаками и красками. Процесс предполагает соблюдение следующего алгоритма:

  • покупатель просматривает палитры в альбоме или на экране ПК, выбирает понравившийся вариант. Далее он обращается к оператору или самостоятельно указывает машине нужные параметры, например, требуемый объем краски;
  • компьютер проверяет пропорции выбранного оттенка, заливает в емкость базовый состав и добавляет колер в соответствии с расчетными данными;
  •  происходит непосредственно перемешивание.

Среди преимуществ метода — возможность дозаказать краску, если первой упаковки не хватило. Гарантировано не будет разнооттеночности. Но это при условии, что в магазине для колеровки используются составы из одной партии. В противном случае возможны отличия. Об этом говорят даже производители ЛКС.

Отметим и недостатки:

  1. Увеличение общих расходов на ремонт. Никто колеровку бесплатно не выполняет. Услуга оказывается только на платной основе.
  2. Невозможность поэкспериментировать. Заказать небольшую партию? Не хватит. Закупить несколько банок? А вдруг не понравится итоговый цвет? Приходится решать подобную дилемму. Нельзя забывать, что ни одна фотография или экран ПК не передают цвета точно. Разница обязательно будет.

8 советов по колеровке краски

Karina_Vailo | 07.02.2019 | Обновлено | Лакокрасочные материалы, Отделка стен | 39 789 просмотров | 1 комментарий

Содержание статьи

Современные направления в сфере дизайна интерьеров с каждым днем становятся все популярнее. И можно заметить, что наиболее частым решением по оформлению стен в таком случае становится их окрашивание. Во-первых, это очень практично. Особенно если вы привыкли к частым сменам декораций. Ведь окрашенную стену запросто можно перекрасить в другой оттенок в любое время и практически без особой подготовки. Во-вторых, иногда окрашивание является более доступным по стоимости видом отделки, нежели то же оклеивание обоями, цены на которые иногда могут обескураживать. Конечно, экономии можно добиться лишь при условии, что ваши стены идеально ровные. В противном случае придется потратиться на их выравнивание.

Как бы там ни было, те, кто предпочел краску другим видам отделки, может столкнуться с таким неприятным моментом, как отсутствие желанного оттенка среди готовых составов. Но это не повод отказываться от своей идеи. Достаточно просто найти подходящий оттенок в палитре возможных и смешать колер и базу в заданных пропорциях. В этой статье мы дадим 8 советов, как колеровать краску, расскажем какие именно составы можно колеровать и приведем примеры пропорций для получения самых оригинальных и востребованных оттенков.

Разновидности колера по составу

Наверное, каждый из вас в теории представляет, как происходит процесс придания обычной белой краске необходимого оттенка. Главное в этом деле подобрать подходящий вид колера, который представляет собой концентрат определенного цвета. В зависимости от добавленного количества данного состава будет меняться насыщенность и интенсивность конечного цвета краски. Кстати, у технологии создания нового оттенка есть два названия, которые предполагают абсолютно разные действия:

  • Колеровка, о которой и пойдет сегодня речь – это когда пигмент добавляется в основу белого цвета с целью получения одного из возможных тонов колера. В этом случае насыщенность зависимости от количества пигмента в составе;
  • Лессировка – когда смешивают два и более цвета колера с цель получения нового, третьего цвета. Например, когда смешивают голубой и желтый, чтобы получить зеленый. В этом случае сначала могут смешиваться исключительно колоранты, а затем полученная смесь может добавляться в белую основу для получения не такого насыщенного тона. Делать это рационально, когда не нашлось колера нужного цвета, либо когда под рукой были остатки двух колеров, которые при смешивании дают желаемый результат.

Все колеры в зависимости от происхождения пигментов в их составе можно разделить на два вида:

  • Органические;
  • Неорганические.

В первом варианте колер будет обладать более насыщенным, сочным и ярким оттенком, что, несомненно, является преимуществом. Их цветовая палитра очень широкая. Однако готовый лакокрасочный состав на основе такого колера будет обладать низкой светостойкостью, то есть очень быстро выгорать на солнце и терять эффектный первоначальный цвет. К тому же, если краска будет наноситься поверх штукатурки на минеральной основе, которая выделяет небольшое количество щелочи, это будет негативно сказываться на покрытии.

Колеры неорганического происхождения более устойчивы к воздействию ультрафиолета и на протяжении долгого времени сохраняют первоначальный оттенок. Но в сравнении с органическими пигментами, полученные тона будут как бы приглушенными и менее концентрированными. Да и спектр возможных цветов будет более ограниченным.

Исходя из этого, многие рекомендуют выбирать первый тип колорантов, если в окрашиваемом помещении будет преобладать искусственное освещение. И отдавать предпочтение второму типу колеров, если планируется окрашивать светлые, наполненные естественным светом на протяжении почти всего дня, помещения.

Типы колеров по форме выпуска

Все разнообразие колеров можно разделить на три большие группы в зависимости от формы их выпуска:

  • Порошковые – являются самыми доступными по стоимости. Обратите вминание, что с помощью сухого пигмента можно колеровать только водоэмульсионные красящие составы. Палитра возможных цветов очень ограничена при этом. Также порошкообразные красители не очень удобны в использовании в плане расчета точной дозировки. Если не пользоваться специальными мерными ложечками или весами, никогда не будешь знать, сколько же колера вы добавили основу. Еще одним недостатком является плохая растворяемость. Для получения действительно однородного по цвету состава по всей глубине емкости нужно очень тщательно и продолжительно перемешивать;
  • Жидкие или колерные краски – могут продаваться в тюбиках, небольших баночках, бутылках, пластиковых ведерках или тубах. Такая краска является очень насыщенной и концентрированной. Таким составом можно смело окрашивать стену без разведения. Особенно актуально это при необходимости добиться максимально яркого оттенка, например, при оформлении акцентной стены. Жидкий колорант более удобный и контролируемый при дозировке. Обычно считают количество капель. Более удобными будут емкости с тонкими, конусообразными носиками;
  • Пастообразные – самые востребованные и распространенные. Преимуществом колерных паст является возможность получения мягкого, близкого к природному оттенку. Также они довольно легко перемешиваются при помощи строительного венчика и удобны в дозировке.

Совместимости колеров с различными видами красок и другими составами

У многих часто возникает вопрос, можно ли колеровать тот или иной вид лакокрасочного состава и если да, то какой лучше всего выбрать колер. Мы решили внести ясность в этот вопрос:

  • Если вам необходимо придать особый оттенок лаку или грунтовочному составу, предназначенному для нанесения на деревянные поверхности, то стоит применять колер в виде пасты или колерные краски;
  • Для всех разновидностей красящих составов на водной основе существуют специализированные колеры типа «Файдаль» или «Colorex», на упаковке которых указана их совместимость с данным видом ЛКС. Чаще всего это жидкие концентрированные пигменты;
  • Для колерования алкидных красок более подходящими будут пасты, например, «Интерьер-Фасад», «Текс»,«Олки», «Инжсинтез», «Unisistem»;
  • Так же допустимо добавлять вышеперечисленные колерные пасты в побелку;
  • Выпускают и универсальные пасты, с помощью которых можно колеровать полиуретановые, эпоксидные, кремнийорганические и нитроцеллюлозные эмали. К ним относятся «Эласт-Колор», «Профессионал», «Полимер», «Униколер», «Мonicolor»;
  • Почти со всеми разновидностями красок можно смешивать колоранты с блеском – перламутровым или металлическим.

Как видите, таким образом, можно смело утверждать, что колеровать можно практически все разновидности лакокрасочных составов и даже грунтовки и лаки. Помимо этого многие дизайнеры при создании покрытия из декоративной штукатурки добавляют пигмент непосредственно в состав.

Но не стоит думать, что колер можно добавлять в основу в неограниченных количествах. Это чревато сразу двумя неприятными последствиями – конечный оттенок может стать чересчур насыщенным после того, как краска немного постоит и придется либо смириться и взять в работу то, что получилось, либо идти за новой порцией белой краски. Или красящий состав может потерять свои адгезионные свойства и будет неравномерно ложиться на основание либо сползать.

Придерживайтесь базовых правил:

  • Объем колера, добавленного в водорастворимые краски не должен превышать 20% от их объема;
  • Для масляных красок этот показатель не должен превышать 1,5-2%;
  • Для всех остальных лакокрасочных составов – не более 5%.

Тогда полученный состав будет пригоден для применения, а интегрирование пигмента никак не отразиться на его свойствах.

Обзор производителей

Часто можно встретить понятие «колеровальные системы», которое может ввести в заблуждение своим названием. По сути, это не что иное, как обычная палитра возможных оттенков, которые удастся получить, смешивая краску-основу и колер того или иного производителя.

У каждого производителя один и тот же цвет, например, обычный красный, может отличаться по тональности или по температуре. Обращайте внимание на этот момент. Также в идеальном варианте советуют выбирать основу и колер одной и той же фирмы для 100%-го попадания в цвет и получения именно такого оттенка, который нарисован в палитре. Примечательно, что, несмотря на то, что с помощью разных колеров можно получить до 15000 новых интересных оттенков, колеровальные системы разных торговых марок имеют четко ограниченное количество возможных тонов. Рассмотрим самые популярные:

  • Всем известная фирма «Тиккурила» предлагает потребителям собственную колеровальную систему под названием «Tikkurila Symphony». Палитра включает в себя ни много ни мало 2256 оттенков, среди которых вы найдете около 10 разных оттенков белого цвета. Системы предполагает колерование интерьерных бытовых и общестроительных лакокрасочных составов. Для придания необходимого оттенка фасадным краскам существует отдельная система под названием «Тиккурила Фасад», в которую входит 232 тона;
  • Одной из общепринятых систем колеровки является Natural Color System, которая базируется на использовании шести основных цветов. При этом каждый цвет имеет свое буквенное обозначение. Черный – S, белый – W, желтый – Y, красный – R, Зеленый – G, синий – В. Все оттенки, полученные на основе этих цветов, имеют свою кодировку, состоящую из букв и цифр, где буква обозначает цвет, а цифра его процентное содержание в составе;
  • Одним из отечественных производителей колеров, чье качество не уступает зарубежным, является фирма «Аква-Колор». Специализируется компания на выпуске колеровочных красок и паст, совместимых с алкидными, масляными, водоэмульсионными красками, цементными и известковыми растворами и затирочными составами;
  • Линейка пигментов под названием «Униколор» от производителя «Олки» предназначена для применения с алкидными красками, эмалями, лаками, водоразбавляемыми грунтами и красками, клеевыми и побелочными составами, масляными белыми красками, эпоксидными и меламиноалкидными составами;
  • Колеровочные краски «Dali» от московской компании «Рогнеда» подходят для использования в качестве самостоятельного красящего состава, для водно-дисперсионных красок, штукатурок, эмалей. Данная линейка пигментов обладает повышенной светостойкостью, атмосферостойкостью, широкой палитрой возможных оттенков и высокими показателями адгезии с поверхностью основания.

Способы колерования ЛКС

После того, как вы ознакомились с возможными разновидностями колеров и их совместимости с разными составами, необходимо разобраться, как именно может выполняться сам процесс колерования краски. Вариантов всего два:

  • Механическим или автоматизитрованным способом;
  • Ручным.

Получение необходимого оттенка в первом случае происходит на специализированном оборудовании, которое управляется с компьютера. Такие машины можно найти в профессиональных магазинах, которые занимаются реализацией исключительно лакокрасочных составов или в крупных строительных маркетах.

Процесс происходит следующим образом:

  • Вы выбираете нужный вам оттенок из палитры либо из цветового спектра в программе, которая является управляющей для смешивающего оборудования;
  • Каждый оттенок при этом имеет четкий состав и строгие пропорции;
  • После этого необходимо задать нужный объем готовой краски;
  • На основании этих данных компьютер проводит расчет и происходит сам процесс колеровки;
  • В результате вы получаете гарантированный оттенок.

Такой способ, несомненно, очень удобен. В первую очередь тем, что если в итоге вы не угадали с нужным количество краски и вам просто ее не хватило, вы всегда можете вернуться в магазин и сделать дозаказ. При этом исключается разница оттенков нового состава с полученным до этого.

Хотя, если честно, данное утверждение, лично у меня, вызывает некие сомнения. Ведь даже сами производители пигментов и красок-основ всегда предупреждают о том, что тон одного и того же цвета но разных партий может отличаться. Значит, и заколерованый состав будет иметь отличия? Вопрос…

К недостаткам такого метода можно отнести и:

  • Дополнительные затраты, ведь услуга эта не бесплатная;
  • Невозможность выполнить колеровку непосредственно на объекте и на месте оценить необходимую интенсивность оттенка. А ведь это очень важно, так как маленький квадратик оттенка в палитре может восприниматься совсем не так, как вся стена, окрашенная этим цветом.

Ручная колеровка является более кропотливым процессом, однако ничего сложного в этом нет, и вы вполне справитесь самостоятельно. У такого способа лишь один отрицательный момент:

  • Очень велика вероятность, что вы не сможете повторить приготовленный оттенок в случае, если вам не хватит краски.

Зато преимуществ гораздо больше:

  • Во-первых, это абсолютно бесплатно;
  • Во-вторых, вы всегда можете приготовить сначала небольшое количество состава на месте, потренироваться, покрасить небольшой фрагмент стены получившимся цветом и здраво оценить результат. А главное – вовремя внести корректировку. И именно так и рекомендую делать, но об этом немного позже;
  • И, в-третьих, вам не потребуется специфического оборудования. Всего лишь чистая, желательно стеклянная тара, деревянная палочка, дрель и насадка в виде венчика, мерный стакан и шприц без иглы.

Пошаговая инструкция

Процесс колеровки не является сложным, нужно лишь придерживаться главного правила – не спешить. Многие совершают одну и ту же ошибку, которая ведет к ненужным дополнительным тратам – сразу добавляют большое количество колера, а затем начинают перемешивать состав. Естественно, в преобладающем большинстве случаев, результат будет непредсказуемым.

Мы будем действовать взвешенно и четко:

  • Для начала подготовим все необходимые инструменты, о которых мы говорили в пункте выше;
  • Приготовим себе рабочий уголок — застелем пол, если на нем уже имеется финишное покрытие, так как краску лучше всего разводить именно в том помещении, для которого и подбирается оттенок;
  • Начинать работы будем с приготовления, так называемого пробника, то есть небольшого количества тонированной краски. На данном этапе наша задача – определиться с пропорциями и прочувствовать сам процесс перемешивания. Ведь краска должна быть окрашена равномерно и обладать целостной структурой;
  • Для приготовления пробника налейте небольшое количество белой краски в чистую емкость. Многие этого не пишут, но лучше всего пользоваться мерным стаканом, чтобы потом не гадать, а сколько же было основы. После этого наберите небольшое количество колера в шприц без иглы. Добавляйте пигмент в основу по капле, тщательно перемешивайте и только после этого, по необходимости, добавляйте следующую каплю красителя. На глаз вы можете этого не заметить, но верьте, с каждой новой каплей оттенок действительно меняется;
  • Когда после перемешивания оттенок будет приблизительно похож на желаемый, остановитесь. Дело в том, что приготовленный состав должен быть немного светлее, чем тот, который вы себе представляли. Связано это с той особенностью, то на большой поверхности, тон может оказаться уже достаточно насыщенным;
  • Посчитайте, сколько делений по шкале на шприце колера вы использовали. Запишите объем основы и колера на бумаге;
  • Теперь нужно произвести пробное окрашивание. Это поможет понять, действительно ли это тот оттенок, который нужен;
  • Для этого вовсе не нужно красить пол стены. Достаточно небольшого фрагмента. Буквально 40×40 см. Не выбирайте участок стены в углу или вблизи от пола. В таких местах оттенок всегда будет казаться темнее;
  • Окрасьте квадрат на уровне ваших глаз. И не бойтесь, если вас что-то не устроит, его всегда можно перекрыть следующим слоем краски;
  • Теперь нужно оценить результат. Не спешите. Посмотрите на квадрат под разными углами. Так же посмотрите, как выглядит цвет под разными источниками освещения. Включите верхний свет, торшер, все вместе, выключите свет. Желательно работать в середине дня, когда в комнате достаточно естественного освещения, чтобы оценить влияние всех возможных источников освещения. Если время позволяет, оставьте краску на стене до следующего дня. Вечером все может предстать совсем иначе;
  • Если работы отложены до следующего дня – плотно закройте все емкости и поставьте их в темное место;
  • Допустим, на следующий день оттенок все так же вам приятен, значит можно смело готовить рабочий состав. Очень важно развести колеровать краску с небольшим запасом, на всякий случай;
  • При приготовлении пользуйтесь уже имеющимися пропорциями. Например, вы развели 5 капель колера в 100 мл основы. Значит на 1 л краски вам необходимо 50 капель. Но это не значит, что нужно добавлять сразу все 50 капель. Добавьте 45, тщательно перемешайте венчиком, посмотрите, добавьте еще 3 капли, перемешайте, и только потом добавьте остаток колера и снова перемешайте.

Как видите, ничего сложного, лишь немного терпения и усердия.

Небольшие советы

Некоторые важные моменты, которые обязательно следует учитывать при самостоятельной колеровке:

  • Выбирать краску и колер одного и того же производителя рекомендуют вовсе не просто так, придерживайтесь данной рекомендации;
  • Интересным фактом является то, что на самом деле за возможную интенсивность при колеровке отвечает количество связующего вещества в краске-основе. Чем его больше, тем насыщеннее и темнее можно получить оттенок. Поэтому при выборе краски обязательно нужно обращать на это внимание;
  • Чаше всего в качестве базовой используется именно белая краска. И не просто белая, а белоснежная. Если на глаз вам трудно определить степень белизны воспользуйтесь простым тестом. Рядом с открытой банкой краски или с соответствующим белым цветом в палитре положите листок бумаги. Если краска темнее, желтее, серее она не подходит. Только белее, либо такого же оттенка. Иначе при смешивании, желтый или серый оттенок базы может повлиять на конечный результат. И вместо, например, фиолетового, вы получите грязно-розовый;
  • Когда вы будете оценивать результат пробного окрашивания под разным освещением, желательно чтобы источник света был именно тот, который и будет в дальнейшем использоваться в этой комнате;
  • Цвет, нанесенный на стену, всегда будет казаться более насыщенным, нежели на образце. А по углам он будет казаться темнее, это нормально;
  • Если вы не использовали весь объем колера, можете развести его в небольшом количестве воды, плотно закрутить и поставить в темное место. В таком виде пигменты могут храниться до 5 лет;

«Рецепты» самых популярных оттенков

Сейчас в интерьерах современных жилищ, можно встретить самые разные и самые смелые оттенки. Бывает же иногда – смотришь на цвет и думаешь, как же его получили? Приведем пример самых благородных оттенков и их состав в процентном содержании:

  • Королевский красный – в красную базу холодного красного цвета добавьте 5-10% холодного голубого. Можете поэкспериментировать и с тем же содержанием, но красок теплых тонов;
  • Томатно-красный – легко получить, добавив в базовый красный 5% желтого и 5% коричневого цвета;
  • Малиновый – его основа имеет синий цвет, в который добавляют по 1-2% белого, коричневого и красного. Если интенсивность недостаточная, добавьте еще раз небольшое количество вспомогательных цветов в равных долях;
  • Оливковый – в зеленой базе растворяют 10-20% желтого в зависимости от желаемой насыщенности;
  • Бирюзово-зеленый – в базу стандартного зеленого цвета добавьте не более 20% синего колера;
  • Бутылочный зеленый – получают методом смешивания желтого цвета и 20-40% синего;
  • Бирюзово-синий – легко получить, добавив в стандартный синий цвет 10-15% зеленого;
  • Королевский синий – этот шикарный оттенок получают путем добавления в синюю базу 10-15% черного цвета и 2% зеленого;
  • Насыщенный темно-синий – получается в результате добавления в синий цвет 5% черного и 2% зеленого;
  • Золотисто-коричневый – для придания эффекта сияния добавьте в желтый цвет 10% синего, 10% белого, 10% красного. При этом, чем больше будет процентное содержание желтой базы, тем выше контрастность;
  • Горчичный — в желтую базу нужно добавить 5% черного, 5% красного, 1-2% зеленого;
  • Благородный розово-серый цвет – получают при добавлении в белый до 5% черного и до 5% красного;
  • Серо-голубой оттенок – получается при добавлении 5% светло-серого и 1% синего цвета в белую базу. При тех же пропорциях, но с добавлением вместо синего цвета зеленого дадут серо-зеленый оттенок;
  • Лимонно-желтый – яркий и позитивный цвет получают при добавлении в стандартный желтый 5% белого и 1-2% зеленого. При этом если базовый желтый будет теплого оттенка, то и итоговый цвет больше будет отдавать в желтизну;
  • Цвет морской волны – можно получить, добавив в белую краску 35%, не более, зеленого цвета и 5% черного;
  • Королевский пурпурный – получают методом добавления в красную базу в небольших количествах и в равных пропорциях черного и синего цвета до тех пор, пока не получится желаемый уровень насыщенности;
  • Бургунди – в красную базу добавьте от 5 до 10% каждого цвета, но в равных долях – желтого + коричневого + черного;
  • Сливовый – чудный оттенок получается при добавлении 10% черного, 10% синего и 5% белого цвета в красную базу.

Все вышеперечисленное является ярким примером процесса лессировки. После чего полученный оттенок может использоваться либо как самостоятельный состав, либо как колер, который принято разводить в белой базе.

Статья написана для сайта remstroiblog.ru.

Метки:Эмали и краски

Основы генетики: генетика окраса шерсти у собак

Грегор Мендель был австрийским монахом, который благодаря своей научной работе с растениями гороха стал известен как отец генетики. Мендель показал, что гены идут парами, по одному унаследованному от каждого родителя. Это может показаться простым садоводческим экспериментом, но от растений гороха до собак и людей генетика сложна.

ДНК не так проста, как ABC

Ядра клеток собак содержат важные генетические данные. У собаки 39пар хромосом в каждой клетке (39 от матери и 39 от отца). Одна из этих пар определяет пол собаки, а остальные определяют все остальное, что делает ее уникальной. Хромосомы состоят из тысяч генов, несущих черты, вписанные в ДНК (дополнительную информацию см. в статье «Основы генетики: понимание ДНК»).

«…мать и отец случайным образом вносят по одному аллелю из каждого локуса, что дает каждому аллелю 50% шанс передать щенкам.»

Гены имеют пары аллелей (по одному от каждого родителя), которые расположены в определенных участках (локусах) на хромосоме. Когда собаки размножаются, мать и отец случайным образом вносят по одному аллелю из каждого локуса, что дает каждому аллелю 50% шанс передать щенкам. Один из аллелей в каждом локусе является доминантным и определяет признаки, такие как окрас шерсти, которые проявляются у собаки.

Начинается с двух цветов

Несмотря на огромное разнообразие окрасов шерсти, есть только два основных пигмента, определяющих окрас клыков: эумеланин (черный) и феомеланин (рыжий). Все различные вариации цвета создаются этими двумя пигментами, которые являются формами меланина.

«…есть только два основных пигмента, которые определяют цвет клыков…»

Меланоциты — это клетки внутри волосяных фолликулов, которые добавляют меланин к волосам по мере их роста и определяют основной цвет шерсти. Чем больше меланина, тем темнее цвет. Меланин не всегда вырабатывается с постоянной скоростью, поэтому кончик шерсти собаки может быть темнее, чем остальная часть волосяного стержня.

Каждый из пигментов, эумеланин и феомеланин, имеет « по умолчанию » цвет, который может быть изменен различными генами. Эумеланин по умолчанию равен 9.0021 черный пигмент , но изменение цвета происходит из-за того, что гены модифицируют эумеланин для создания других цветов, таких как печень (коричневый), синий (серый) или изабелла (бледно-коричневый). Гены по существу «разбавляют» пигмент этими другими цветами, предотвращая выработку эумеланина полной концентрации.

Феомеланин — второй пигмент, определяющий окрас шерсти собак. Этот пигмент имеет красный цвет с золотым или желтым цветом по умолчанию. Феомеланин создает красные оттенки от темно-красного (ирландский сеттер) до оранжевого, кремового, золотого, желтого или коричневого. Гены контролируют интенсивность феомеланина, делая цвет сильнее или слабее. Этот пигмент вырабатывается только в шерсти и влияет только на цвет волос, а эумеланин влияет на цвет глаз и носа. Феомеланин у людей отвечает за веснушки!

Эумеланин и феомеланин во всех их формах создают огромное разнообразие цветов шерсти собак. Белые волосы у собак появляются, когда клетки вообще не производят никакого пигмента. В большинстве случаев это влияет на определенные участки шерсти собаки. Например, вы можете увидеть цветную собаку с белыми отметинами. Если эумеланин не вырабатывается в носу, собака становится розовой. Если эумеланина в глазах нет, у собаки голубые глаза. В редких случаях поражается вся шерсть, в результате чего у собаки-альбиноса появляются красные глаза.

Генетика расширяет диапазон этих двух цветов.

Многие гены влияют на окрас собаки, манипулируя этими двумя основными пигментами. Геном собаки содержит примерно 3 миллиарда пар оснований ДНК и тысячи генов, но только 8 генов у собаки связаны с окрасом шерсти. Локусы, связанные с окрасом шерсти у собак:

Локус А (агути). Этот сайт отвечает за различные окрасы шерсти собак. Белок агути контролирует выделение меланина в волосах и участвует в переключении между двумя пигментами (эумеланин и феомеланин).

E (расширение) локус. Этот локус создает черную лицевую маску многих собак, а также желтую или красную шерсть. Четыре аллеля этого гена в порядке доминирования: меланистическая маска (Em), серая (Eg), черная (E) и красная (e).

К (доминантный черный) локус. Этот ген контролирует доминирование черного, тигрового и палевого окрасов. Этот относительно новый локус включает в себя окраску, ранее связанную с другими генами, такими как агути.

B (коричневый) очаг. Этот локус связан с коричневым цветом, шоколадом и печенью. Есть два аллеля коричневого, B (доминантный коричневый) и b (рецессивный коричневый). Для разбавления черного пигмента до коричневого требуется два рецессива (bb). У собак из семейства красных или желтых пигментов (феомеланин) аллель коричневого цвета может изменить цвет носа и подушечек лап на коричневый.

D (разбавленный) очаг. Этот генетический участок отвечает за разбавленный пигмент, который осветляет шерсть от черной или коричневой до серой, синей или очень бледно-коричневой. Мутация в гене меланофилина (MLPH) является причиной обесцвечивания. Два аллеля, связанные с разбавлением, — это D (доминантный полный цвет) и d (рецессивный разбавленный). Требуется два рецессива (dd), чтобы осветлить черный пигмент до серого или синего и красный пигмент до кремового.

М (пестрый) местонахождение. Выявлена ​​мутация, вызывающая мерль во всех его формах. Этот участок создает слои пятен неправильной формы из разбавленного пигмента и сплошного цвета. Мерле разбавляет только эумеланиновый (черный) пигмент. Собаки с красным или желтым пигментом не являются мраморными, но могут производить щенков мраморного окраса.

Локус H (арлекин). Этот сайт связан с белыми собаками с черными пятнами и часто взаимодействует с локусом мерля, создавая различные комбинации пятен и цветов.

S (пятнистость) местонахождение. Этот локус связан с интересными окрасами шерсти, такими как пегий, пестрый и экстремально белый, которые дают шерсть с менее симметричными белыми пятнами.

Каждый из этих локусов работает отдельно или в сочетании с другим локусом, контролируя производство и распределение эумеланина и феомеланина. Объединенные усилия всех локусов определяют окрас собаки. Но собака одного окраса может нести в своем генофонде скрытые цвета, которые могут проявиться у его/ее щенков. Вот почему у вас могут быть щенки, которые не являются зеркальным отражением ни одного из родителей.

Правило генов

Цвет шерсти собаки в основном зависит от ее генофонда. Гены делают две вещи, которые определяют внешний вид собаки. Они контролируют производимые пигменты (эумеланин и феомеланин) и место, где эти пигменты производятся. Гены управляют, приказывая одним клеткам производить эумеланин, другим — феомеланин, а третьим вообще не производить пигмент. Гены могут даже сказать клетке переключить передачу и перейти от производства эумеланина к феомеланину, чтобы создать волосы, которые одновременно черные и красные!

Хотя кажется, что цвет можно определить броском костей, Мендель много лет назад показал нам, что генетика — это наука, которая контролирует характеристики организма… даже цвет собаки. А при хорошем знании генетики, доминантных и рецессивных генов, мутаций и возможных аллелей предсказание окраса щенков является статистической вероятностью. Из двух пигментов получается множество вариаций окраски собачьей шерсти… и это то, что делает вашу собаку уникальной!

Уголок науки: генетика окраса шерсти 101

Это связано с тем, что из каждого правила есть исключения, а сообществу ветеринарных генетиков еще многое предстоит узнать об окрасе шерсти. Изучение наследования окрасов шерсти может быть невероятно полезным, поскольку это возможность увидеть силу и влияние генетики в «реальном времени», создав визуальную модель для лучшего понимания генетики нарушений здоровья и особенностей породы.

Embark надеется облегчить понимание цвета шерсти, предоставив эту запись в блоге и удобную инфографику. Если вам нужна дополнительная помощь, вы можете связаться с членом команды Embark по адресу [email protected].

Некоторые основные генетические термины:

Локус:  Конкретное физическое расположение гена на хромосоме (множественное число локусов)

Аллель:  Одна из двух или более версий гена. Собака наследует два аллеля каждого гена, по одному от каждого родителя. Если два аллеля совпадают, говорят, что собака гомозиготна. Если аллели разные, собака считается гетерозиготной.

Генотип:  Комбинация аллелей, которые собака имеет в определенном локусе

Фенотип:  Внешний вид зависит от генотипа и/или окружающей среды. Для проявления фенотипа необходима только одна копия аллеля (доминантный аллель будет скрывать другой аллель, если собака является гетерозиготой)

Цвет шерсти, носа, подушечек лап и цвет глаз:

У собак все черные или коричневые («печеночные») области вызваны клетками, вырабатывающими  эумеланин  (черный/коричневый пигмент). Однако есть гены, которые изменяют структуру или выработку эумеланина, изменяя фенотип на коричневый, голубой или изабелловый. Коричневый цвет обусловлен изменением структуры эумеланина, синий — разбавленным черным пигментом, а изабелла — разбавленным коричневым пигментом.

Феомеланин  – красновато-желтый пигмент, образующийся в шерсти. Это не происходит в глазах или носу; в этих областях встречается только эумеланин, поэтому только гены, влияющие на эумеланин, могут влиять на их цвет. Вы узнаете больше о феомеланинах, когда мы будем обсуждать локус E.

What Embark сообщает для локусов E, K, A, B и D:

Локус E (MC1R)  имеет 4 аллеля, о которых можно сообщить: Em, Eg, E и e, и это имеет иерархическую структуру доминирования. Em  (меланистическая или темная маска) находится вверху и доминирует над другими аллелями E. Это характерная лицевая маска, которую можно увидеть у немецких овчарок и мопсов. Например, (серый) стоит следующим в очереди и выглядит как вдовья пика афганца. Физическая видимость маски или гризли зависит от генотипов в локусах K и A. Например, для того, чтобы гризл проявлялся фенотипически, собака также должна иметь генотип kyky в локусе K и atat в локусе A. Теоретически собака также может быть ата, однако аллель а не был зарегистрирован у пород с видимым гризли.

Аллель E обеспечивает способность вырабатывать эумеланин в шерсти и является доминантным по отношению к аллелю e (рецессивный красный). Собаки с EE или Ee могут давать темные (черные, коричневые, голубые, изабелловые) волосы, но их распределение будет зависеть от генотипов в локусах K и A. Собаки с ee (рецессивным красным) не будут давать темных волосков независимо от их генотипа по локусам K, A, B и D. (Интересно, что обычно вы можете сказать, какой у них генотип по локусам B и D, по цвету их носа.) Оттенок красного цвета их шерсти может варьироваться от темно-медного, как у ирландского сеттера, до желтого, как у лабрадора-ретривера. к белому самоедов. Это изменение интенсивности красного цвета контролируется несколькими генетическими локусами и имеет разные генетические детерминанты у разных пород. Embark работает над определением генетики интенсивности красного цвета, и вы можете помочь, предоставив высококачественные изображения своих собак в их профилях.

Два зарегистрированных аллеля в локусе K (CBD103) представляют собой KB и ky. Embark не сообщает о тигровом (иногда сокращенно Kbr), потому что в настоящее время нет достаточных доказательств, подтверждающих генетику тигрового, чтобы Embark мог точно сообщить. KB  доминирует над ky . Это означает, что для выражения окраса шерсти требуется только одна копия KB. Мы используем термин доминирующий черный для КБ. Если у собаки есть хотя бы один аллель KB, вы можете полностью игнорировать локус A в отношении фенотипа этой собаки. Однако для племенного животного может быть важно знать генотип А. Если собака kyky (а не ee), то локус А будет выражаться следующим образом:

Локус A (ASIP) имеет 4 аллеля, о которых можно сообщить: ay, aw, at и a. В отличие от локуса K, который имеет один доминантный и один рецессивный аллель, локус A имеет иерархию аллелей, аналогичную локусу E. Аллель ау (палевый или собольий) доминирует над всеми другими аллелями А, а aw (агути или волчий соболь) доминирует над at (черно-подпалый) и a (рецессивный черный). Аллель at доминирует только над a. Однако эта иерархия доминирования может применяться не ко всем породам.

Например, используя стандартную иерархию, приведенную выше, собака аяв или аят будет палевым/соболиным, и только собака атат или ата будет черно-подпалой. Считалось, что аллели не являются аддитивными, и собака ават и собака авав будут иметь одинаковую степень волчьего соболя, однако отзывы многих заводчиков предполагают, что может иметь место взаимодействие аллелей А в зависимости от породы.

Есть также несколько различных рисунков шерсти палевых/соболиных собак, которые выходят за рамки этого поста. Как и в случае с локусом K, оба аллеля могут быть важны для записи, чтобы знать, что может произвести ваша племенная собака.

Далее идут локусы B и D.  Оба осветляют пигмент, а аллели в локусах B и D являются рецессивными по своему фенотипическому выражению. Это означает, что для фенотипической экспрессии необходимы две копии рецессивного генотипа (b или d).

Локус B   (TYRP1)  будет определять, осветляется ли черный пигмент в шерсти, носу, подушечках лап и глазах до коричневого пигмента. Коричневый, шоколадный или печеночный все относятся к одному и тому же генотипу (

bb ) и имеют предпочтения в терминологии фенотипа конкретной породы. Генотип в локусе B влияет на любые черные волосы, независимо от вызывающего их аллеля, и глаза собаки bb, скорее всего, станут янтарными или медными. Хотя существует множество рецессивных аллелей b (например, bc, bs), которые взаимодействуют в локусе B, создавая коричневый фенотип, для простоты мы используем bb как генотип коричневой собаки. Кроме того, некоторые породы называют коричневый фенотип красным, но с генетической точки зрения красный используется для обозначения феомеланина, а не эумеланина.

Локус D (MLPH) будет определять, является ли эумеланин в шерсти, носу, подушечках лап и глазах «разбавленным» до голубого или изабеллового. У собак  dd  носы могут быть любого оттенка от светлого до темно-серого, а их глаза могут варьироваться от светло-коричневого, желтого, желто-зеленого или серого.

Что означает термин Изабелла? Это специальный термин для разбавленного коричневого ( bbdd ). Этот цвет часто ассоциируется с веймаранерами.

What Embark Reports для локуса S:

Локус S (MITF) контролирует, где вырабатывается пигмент в шерсти и коже собаки. Вставка рядом с геном MITF отключает выработку пигмента в шерсти и коже, что приводит к появлению белых волос и/или розовой кожи. Собаки с двумя копиями вставки (sp), вероятно, будут иметь белый рисунок, зависящий от породы, с почти полностью белым, частичным или пегим окрасом. Собаки с одной копией этого варианта будут иметь более ограниченные белые пятна и могут считаться вспышками, парти или пегими.

Важно отметить, что вариант вставки MITF не объясняет все образцы белых пятен у собак, и в настоящее время исследуются другие варианты. Например, у некоторых собак может быть небольшое количество белого на лапах, груди, морде или хвосте независимо от их генотипа S-локуса. Это называется остаточной белизной. У собак некоторых пород фиксируется ирландская пятнистость, белый рисунок на нижней стороне тела, часто белый воротник на шее и иногда белые отметины на лице. Исследования генетики ирландской пятнистости продолжаются.

Вы можете узнать больше о нашем тесте S Locus здесь: Тест на белую пятнистость добавлен к продукту Embark для заводчиков

Как насчет выбора пары и ожидаемого цвета шерсти в помете?

При приближении к генотипу окраса шерсти для определения фенотипа лучше всего шаг за шагом работать с отдельной собакой, а затем создавать квадраты Пеннета, чтобы визуализировать генетику окраса шерсти для потенциальной вязки. Учебное пособие по квадратам Пеннета можно найти здесь: https://www.facebook.com/watch/?v=139453604075319.3

Как насчет локусов или аллелей окраски шерсти, не упомянутых здесь?

Существуют и другие аллели в локусах E, B и D, о которых Embark в настоящее время не сообщает. Мерль, седловидный подпал, арлекин и альбинизм выходят за рамки этой статьи (но вы можете узнать больше о мерле здесь), а на поседение/выцветание, урахиро, чалость и тикинг в настоящее время нет доступных генетических тестов.

С каждой новой версией нашего микрочипа Embark работает над расширением возможностей тестирования. Мы активно пытаемся узнать больше о генетике окраса шерсти, и мы уже обнаружили вариант, вызывающий голубые глаза у сибирских хаски. Загружая фотографии своей собаки и заполняя наши исследовательские опросы, вы помогаете Embark лучше понять генетику окраса шерсти и предлагаете дополнительную информацию о сложных чертах окраса шерсти, которые остаются неуловимыми, но такими интересными.