самодельные печки и схемы их изготовления
Частный гараж – помещение специфическое и в зимний период обычно очень холодное. Ни для человека, ни для автомобиля такой микроклимат совершенно не полезен. При этом использование стандартных электрообогревателей зачастую оказывается слишком дорогостоящим и малоэффективным.
Остается изготовить печь для гаража своими руками, выбрав один из подходящих вариантов. Мы предлагаем к рассмотрению четыре способа обустройства печного отопления, каждый из которых имеет свои особенности в создании и эксплуатации.
Наглядные схемы и видео-инструкции помогут определиться с конструкцией печи, выполнить сборку и подключение агрегата самостоятельно.
Содержание статьи:
Особенности отопления гаража
Капитальный гараж с утеплением доступен далеко не каждому автовладельцу. Чаще всего в распоряжении владельца транспортного средства оказывается металлическое строение, лишенное какого-либо утепления. Любая тепловая энергия покидает такое строение практически моментально.
При решении проблемы отопления гаражного помещения, не стоит оценивать его потребность в тепле, опираясь на аналогичный опыт с жилым домом. И дело не только в отсутствии теплоизоляции.
Существует так называемый закон квадрата-куба, который гласит, что когда размеры геометрического тела уменьшаются, отношение размеров поверхности этого тела к его объему увеличивается.
Для нормального хранения автомобиля в гараже температура внутри бокса не должна опускаться ниже +5º и подниматься выше +18º во время присутствия владельцев и выполнения ремонтных работ. Требования регламентированы СП 113.13330.2012
Это сказывается на размерах теплопотерь объекта, поэтому для обогрева одного кубического метра маленького помещения, например, гаража, необходимо больше тепла, чем при отоплении большого дома.
Если для двухэтажного строения может хватить и отопительного прибора мощностью 10 кВт, то на значительно меньший по размерам гараж понадобится агрегат с производительностью около 2-2,5 кВт тепловой энергии.
Для поддержания очень скромной рабочей температуры на уровне 16°С хватит и печки мощностью 1,8 кВт. Если же нужно поддерживать только оптимальную температуру для хранения автомобиля на стоянке – 8°С – подойдет агрегат на 1,2 кВт.
Получается, что расход топлива на обогрев единицы объема пространства гаража может в два раза превышать аналогичный показатель для жилого дома.
Чтобы тщательно прогреть весь гараж, его стены и пол, понадобится еще больше тепловой энергии, т.е. еще более мощный обогреватель. Но даже при наличии утепления тепло будет уходить из помещения слишком быстро. Поэтому рекомендуется осуществлять обогрев не всего гаража, а только так называемого рабочего пространства.
Эффективный обогрев гаража можно выполнить с помощью так называемой «теплой шапки», образуемой в процессе естественно-ограниченной конвекции теплого воздуха в помещении
Идея состоит в том, чтобы сосредоточить прогретый воздух по центру помещения и вокруг него таким образом, чтобы между стенами и потолком оставалась прослойка холодного воздуха. В результате техника и люди будут постоянно находиться в облаке воздуха комфортной температуры, а расход тепловой энергии заметно сократится.
Это явление специалисты называют теплой шапкой, оно возникает благодаря естественно-ограниченной конвекции. Интенсивный поток нагретого воздуха поднимается вверх, но немного не достигает потолка, поскольку его кинетическая энергия гасится более плотными холодными слоями.
Далее горячий поток распределяется по сторонам, слегка касаясь стен или на небольшом расстоянии от них. Почти весь гараж становится теплым, под воздействием конвекционных процессов прогревается даже смотровая яма.
Для достижения подобного эффекта подходят гаражные печи относительно небольшой мощности, создающие интенсивный, но не особенно плотный поток теплого воздуха.
Естественная конвекция воздушной массы в гараже обеспечивает формирование благоприятной для работ температуры даже в смотровой яме
Альтернативный вариант отопления гаража состоит в использовании различных инфракрасных обогревателей. Для гаража с металлическими стенками такое оборудование не особенно хорошо подходит. Инфракрасное излучение плохо отражается от металлических поверхностей, оно проникает сквозь них, в результате все тепло просто уйдет на улицу.
Для кирпичного гаража со стенками в полкирпича инфракрасный обогреватель специалисты также не рекомендуют. Этот материал не пропускает инфракрасные волны, но и не отражает их. Кирпич поглощает этот тип тепловой энергии и со временем ее отдает. К сожалению, на процесс аккумулирования энергии и ее возврат уходит слишком много времени.
Практичные рекомендации по выбору гаражного обогревателя приведены в .
Использование утеплителей: за и против
Гаражи эконом-класса практически никогда не утепляют снаружи по очень простой причине – это слишком дорого для помещения, которым постоянно не пользуются. Да это и не всегда возможно, например, в гаражных кооперативах строения ставят очень близко друг к другу, зазор не позволяет выполнить монтаж утеплителя.
Для утепления гаража можно использовать такие материалы, как ДВП, которые затухают при возгорании. Использование пластика в таком помещении недопустимо
Но и внутренняя теплоизоляция гаражного помещения может оказаться проблематичной. При монтаже утеплительного материала непосредственно на металлические стены в месте их контакта возникает так называемая точка росы, т.е. место скопления конденсата. Практически всегда при контакте с влагой утеплитель приходит в негодность довольно быстро.
Да и для самого строения такая ситуация может оказаться губительной. В металлическом гараже утепление можно поставить, но лучше установить подходящий материал на некотором расстоянии от стены, примерно в 20-50 мм.
От пола следует отступить на 50-70 мм. В качестве профиля лучше всего использовать шайбы, чтобы избежать создания замкнутых контуров под покрытием.
При таком варианте монтажа конденсат также будет появляться, но благодаря циркуляции воздуха под слоем утеплителя влага будет постепенно испаряться, не нанося ощутимого вреда строению.
Однако для гаража, который отапливается постоянно, этот вариант не подходит, поскольку влажность внутри помещения большую часть времени будет чрезмерно высокой. Это подвергнет риску как здоровье людей, так и состояние автомобиля.
При утеплении металлической конструкции между ней и утепляющим материалом необходимо оставить вентиляционный зазор для регулярного отвода конденсата
В качестве материала для такого “вентилируемого” утепления рекомендуется использовать плиты, например, ДВП, ДСП, то есть древесные материалы, самозатухающие при возгорании. Рекомендуемая толщина – около 5 мм.
Прекрасно подойдет плоский ондулин или его аналоги. Эти материалы обладают способностью отражать инфракрасное излучение, что обеспечивает эффективный обогрев.
А вот пластик, даже обладающий свойствами затухания, ставить в гараже категорически не рекомендуется. Такие материалы при возгорании выделяют ядовитые испарения, из-за которых избежавшие пожара люди могут просто отравиться. Запрещено использовать в качестве утепления также плиты, в составе которых имеется асбест.
При утеплении холодного кирпичного гаража рекомендуется сначала оштукатурить стены вермикулитовым составом, чтобы защитить их от влаги. Стены металлического гаража следует окрасить в два слоя, предварительно прогрунтовав основание.
Стены утепляемого гаража необходимо обработать водоотталкивающим составом, чтобы защитить постройку от разрушающего воздействия конденсата
Обзор возможных вариантов
Для гаража чаще всего используют следующие варианты самодельных печей:
- кирпичная дровяная печь;
- буржуйка;
- печь длительного горения;
- печь на отработке.
Каждый из этих вариантов печей для гаража, сделанных своими руками имеет определенные преимущества и недостатки. Некоторые агрегаты можно сочетать, чтобы расширить возможности по отоплению гаража и сделать этот процесс более удобным и выгодным.
В сооружении небольшой печурки в гараж можно использовать фактически бросовые поручные средства и материалы, это:
Галерея изображений
Фото из
Изготовление печки из металлической бочки
Оригинальный агрегат из старого бидона
Печь из обрезков листовой стали
Увеличение теплоемкости металлической печки
#1: Кирпич – могут возникнуть проблемы
Печь из кирпича иногда делают в гараже, хотя это и не самый простой вариант. Устройство с основанием два на два с половиной кирпича справится с обогревом небольшого пространства.
Однако такая печь разогревается не слишком быстро, а потом длительное время отдает тепло. Поэтому она не очень хорошо подходит, если владелец заходит в гараж только на небольшой срок.
Кирпичная печка в стандартном гараже обычно имеет очень скромные размеры, для ее разогрева понадобится примерно час-полтора, разжигать такую печь следует заранее
Создать упомянутую выше теплую шапку с помощью дровяной печи практически невозможно, поскольку она не способна выдавать достаточно интенсивный поток теплого воздуха. Рекомендуется растапливать такую печь заранее, примерно за час до начала работ.
Чтобы сложить дровяную печь этого типа, понадобится огнеупорный и шамотный кирпич. В кладочный раствор следует добавить огнеупорную глину, а также шамотный порошок. Топливную камеру делают на уровне второго-четвертого рядов, которых в кладке обычно не больше девяти. Конечно, понадобится устроить дымоход.
Его также выполняют из огнеупорного кирпича, а внутрь ставят стальной вкладыш. Дымоход выводят через крышу, кладка должна быть аккуратной и ровной.
Галерея изображений
Фото из
Нижняя часть мини кирпичной печки
Кладка топливника кирпичной печки
Сооружение тепловой камеры печки
Устройство перекрыши и дымохода
Выбирая для своего гаража кирпичную печь, следует помнить, что постоянные перепады влаги через некоторое время приведут к ухудшению вязкости кладочного раствора – устройство прослужит не слишком долго.
#2: Буржуйка – просто и надежно
Самый простой вариант самодельной печки в гараж – . Ее не сложно изготовить из подручных материалов. Подойдет и листовой металл, и старый газовый баллон, и отрезок трубы или ненужная бочка.
Главное, чтобы толщина металла была хотя бы 5 мм. Если используется предмет цилиндрической формы, то его сечение должно быть не менее 300 мм.
Классическая буржуйка состоит из корпуса с решеткой, зольником, загрузочной дверцей и дымоходом, который может быть вертикальным или боковым
На дымоход рекомендуется взять металлическую трубу с толщиной стенки 2-3 мм и сечением не менее 120 мм. Из металла или заготовки (баллона, трубы, бочки и т.п.) вырезают топочную камеру. На дне устраивают решетку для топлива, а под решеткой делают ящик для сбора золы. Для этого элемента подойдет и металл толщиной в 3 мм.
Вверху камеру закрывают и вертикально . Остается только приделать ножки из металлического уголка. Чтобы повысить эффективность обогрева, некоторые мастера приваривают к бокам буржуйки небольшие металлические “крылья”.
Это увеличит площадь соприкосновения воздуха с горячим металлом и ускорит прогрев помещения.
Буржуйка для гаража может иметь круглую или квадратную конфигурацию в зависимости от особенностей материала, из которого ее изготавливают
Для буржуйки следует приготовить ровное и прочное основание, покрытое огнестойкими материалами. Окружающие стены также следует защитить от возможного возгорания. Кроме того, в непосредственной близости от буржуйки не должны находиться никакие посторонние предметы.
Поверхность такой печки может нагреваться до очень высоких температур. Следует помнить об опасности получить серьезный ожог при случайном прикосновении к ней.
При изготовлении нужно проявить осторожность. Бывали случаи взрыва остатков газа при распиливании такой емкости. Специалисты рекомендуют предварительно наполнить баллон водой, чтобы вытеснить горючие остатки.
Наглядно с процессом изготовления печки-буржуйки из опустошенного газового баллона ознакомит следующая фото-подборка:
Галерея изображений
Фото из
Шаг 1: Подготовка баллона к сооружению печки
Шаг 2: Разметка баллона для прорезания отверстий
Шаг 3: Резка балона по продольной разметке
Шаг 4: Извлечение вырезанных сегментов баллона
Шаг 5: Сборка заготовки колосника
Шаг 6: Изготовление шаблона для обрезки колосника
Шаг 7: Обрезка заготовки колосниковой решетки
Шаг 8: Фиксация колосниковой решетки в баллоне
Работы по сооружению основной части будущей гаражной печки проведены, осталось только приварить к ней дымоход и вывести трубу наружу:
Галерея изображений
Фото из
Шаг 9: Наживление трубы дымохода
Шаг 10: Обварка патрубка дымовой трубы
Шаг 11: Сборка дымовой трубы для буржуйки
Шаг 12: Установка дымового канала металлической печки
Перед сооружением печки из опустошенного баллона саму емкость нужно обязательно “обжечь”. Сделать это лучше на каком-либо пустынном месте, на костре, удалив вокруг него старую траву и все возгораемые предметы в радиусе 2-3 метра. Лучше даже новую растительность скосить почти под ноль триммером.
От баллона перед обжигом обязательно нужно отделить вентиль, т.е. срезать его. Саму емкость следует положить строго горизонтально прямо на дрова и обложить боковые стенки дровами. Затем надо залить внутрь немного жидкости для розжига и поджечь всю “укладку” обязательно со стороны днища.
Когда пламя костра схватится и начнет разгораться, от костра нужно отойти на предельно дальнее расстояние. Но не так, чтобы не было возможности затушить в случае необходимости. Все действия проводите, имея рядом с собой огнетушитель, запаситесь хотя бы автомобильным вариантом или водой в ведрах.
В этом ролике продемонстрирован опыт изготовления классической буржуйки:
#3: Печь на отработке – эффективно, недорого
Конструкция такого агрегата немного сложнее буржуйки, но его эффективность бьет многие рекорды. Отработанное масло найдется у каждого автолюбителя, а если его недостаточно, то приобрести такое топливо можно практически в любом автосервисе по более чем умеренной цене.
В отличие от буржуйки, такую печь делают из двух отделов, соединенных перфорированной металлической трубой.
Старый газовый баллон прекрасно подходит для изготовления различных видов самодельных печей для гаража. Резать такую емкость с помощью сварки следует крайне осторожно
В нижнем отделе сгорает отработанное масло, которое дает некоторое количество тепла и превращается в горючий газ. По трубе этот газ поступает во вторую камеру сгорания, попутно смешиваясь с небольшим количеством воздуха. Полученная газовая смесь при сжигании дает впечатляющее количество тепла.
Первая камера, в которой сгорает отработанное масло, может быть сделана из листового металла или подходящей металлической емкости квадратной, круглой или прямоугольной конфигурации.
Чтобы процесс горения протекал правильно, в этой емкости делают заслонку для регулирования количества поступающего в камеру воздуха.
Перед изготовлением печи на отработке не помешает найти и изучить чертеж такого устройства, хотя строгих требований к конфигурации и размерам нет (+)
Снизу нужно приделать ножки из уголка или толстой проволоки, главное, чтобы они были достаточно прочными, чтобы выдержать металлическую конструкцию. Сверху делают круглое отверстие и вставляют в него трубу с перфорацией.
Обычно эта труба служит опорой для верхней камеры, а также подвергается воздействию высоких температур от сгорающего масла.
Поэтому понадобится конструкция с достаточно толстыми стенками, чтобы выдержать и дополнительный вес, и температуру. В противном случае она очень скоро прогорит. Верхнюю камеру обычно делают в виде короткого и широкого цилиндра из толстого металла.
Сверху нужно поставить дымоход – боковое расположение трубы для удаления дымных газов в этом случае не допускается.
Печь на отработке состоит из двух отдельных камер, которые соединены перфорированной трубкой. В процессе горения из этих отверстий вырывается открытое пламя, что делает устройство пожароопасным
Требования к установке печи на отработке примерно такие же, как и для буржуйки: ровное и прочное основание, защита окружающего пространства от перегрева и возгорания. Сжигать в такой печи можно практически любые отработанные масла: соляру, трансмиссионные составы, мазут, дизельное топливо, керосин и т.д.
Следует воздержаться от экспериментов с составами, для которых характерно легкое и быстрое воспламенение, т.е. от сжигания в такой печи бензина или различных растворителей.
Незначительное количество бензина допускается использовать для розжига отработки. А бензин, пролитый непосредственно возле разогретой печи может привести к серьезному пожару.
Официально оформить разрешение на установку такой печи невозможно, это запрещено нормами пожарной безопасности. Владельцы частного гаража имеют право установить такой агрегат, но они несут полную ответственность за возможное возгорание.
Изогнутую перфорированную трубу используют в разновидности печи на отработке, которую можно также использовать как буржуйку, сжигая не только масло, но и дрова
Интересным решением может стать на отработке. Для этого камеру, в которой сжигают отработку, снабжают изогнутой перфорированной трубкой, а буржуйку делают двухкамерной, чтобы можно было сжигать в ней не только дрова, но и отработанное масло. Агрегат можно использовать для двух видов топлива в зависимости от ситуации.
Модифицированный вариант печки на отработке сможет не только повысить температуру в гараже, но и согреет воду для мытья рук:
Галерея изображений
Фото из
Увеличение площади теплоотдачи
Особая конструкция нижней части печки
Отделение для заливки отработанного масла
Водогрейный бак самодельной печки
Дополнительные варианты самодельных печей для гаража описаны в этих статьях:
Подробный обзор по изготовлению и эксплуатации печи на отработке представлен в видео:
#4: Печь длительного горения – высокий КПД
Принцип работы этой печи позволяет получить максимальное количество тепла при сжигании обычных дров. Топливо в большом количестве загружается в камеру сгорания, туда же подается умеренное количество кислорода. В таких условиях древесина не сгорает сразу, а медленно тлеет, выделяя при этом горючий газ.
Печь длительного горения обычно изготавливают из какой-нибудь цилиндрической емкости, но ее можно сделать и квадратной, если будут обеспечены условия для тления дров (+)
Этот газ сгорает в верхнем отделе топочной камеры при очень высокой температуре, чем и обеспечивается высокий КПД такого типа устройств.
Здесь показан процесс создания интересного варианта печи длительного горения:
Загружать топливо в печь длительного сгорания нужно не более двух раз в сутки, поэтому такие устройства больше подходят для постоянного обогрева гаража или для использования в течение длительного срока.
Проще всего изготовить печь длительного горения из металлической бочки с толстыми стенками. Емкость размером около 200 литров считается оптимальной для таких целей. Сверху нужно сделать крышку с дымоходом и отверстием для подачи свежего воздуха, необходимого для горения.
Дымоход печи длительного горения обычно выводят сбоку, а сверху делают отверстие для трубы, через который осуществляется приток воздуха
Сечение дымохода должно составлять около 150 мм, а трубы для воздуха – 100 мм. Важный элемент печи этого типа – груз, который придавливает тлеющие дрова. Для его изготовления понадобится металлический круг чуть уже, чем диаметр бочки, а также два куска швеллера, которые исполнят роль утяжелителя.
В этом элементе также проделывают отверстие для подачи воздуха, к которому потом приваривают трубу с сечением 100 мм. Она должна быть немного длиннее, чем высота корпуса печки.
Сбоку делают загрузочное отверстие для дров с дверцей, а снизу ставят решетку и емкость для золы, приваривают прочные ножки.
Для печи длительного горения лучше всего подходят сухие дрова, которые выделяют в процессе горения минимальное количество смолы
Дрова сгорают в печи длительного горения почти полностью, оставляя небольшое количество отходов, поэтому большой зольник здесь не нужен. Чтобы запустить такую печь, нужно сверху загрузить дрова, прижать их грузом, затем накрыть конструкцию крышкой, продев в соответствующее отверстие трубу для воздуха.
По мере тления количество дров будет уменьшаться, груз опустится. Для установки такой печи также необходимо прочное основание и безопасное окружение.
Можно – достойный пример печей длительного сгорания.
Обогрев от печи – далеко не единственный вариант отопления гаража. Об альтернативных способах теплообеспечения автомобильного бокса написано в .
Выводы и полезное видео по теме
Видео-презентация устройства в гараже автономной отопительной системы на основе печки:
Варианты самодельных печей достаточно разнообразны, и конструкции таких устройств не особенно сложные. Понадобятся навыки работы с металлом, сварочный аппарат и вполне доступные материалы. Правильно изготовленная печь работает эффективно и служит долго.
Подыскиваете эффективный способ обогрева гаража? Или есть опыт изготовления и использования печки? Оставляйте, пожалуйста, комментарии к статье и задавайте вопросы по теме.
Самодельная печь для гаража: пошаговая инструкция :: SYL.ru
Печь для гаража порой незаменима, когда нет возможности воспользоваться центральным отоплением. Такую конструкцию можно соорудить самостоятельно, применив одну из представленных ниже технологий. Электрический обогреватель при необходимости обогрева гаража может стать излишне неэкономичным.
Особенности печи для гаража
Конструкция должна обладать определенными качествами. Печь для гаража, прежде всего, должна быть компактной, ведь, как правило, места в нем не слишком много. Кроме того, обогревательный прибор должен быть экономичным, а также стоить не столь дорого. Хорошо еще, если будет возможность топить разными видами топлива. Удобство в эксплуатации тоже чрезвычайно важно. Самодельная печь для гаража может быть выполнена из разных материалов, выбрать один из которых придется, учитывая ваши навыки при работе, например, с кирпичом или сталью. Необходимо помнить, что отопительное оборудование должно не только обладать способностью в течение длительного времени выделять тепло, но и не снижать объем кислорода в помещении. Работа печи не должна сопровождаться выделением вредных веществ, кроме того, она не должна быть пожароопасной.
Изготовление кирпичной печи
Самодельная печь для гаража может иметь в основе кирпич, однако перед началом работ необходимо помнить, что процесс кладки требует от мастера наличия определенных навыков и будет сопровождаться сложностями. Для подобной конструкции предстоит подготовить не столь габаритное пространство. Проведение работ следует осуществлять с использованием огнеупорного кирпича. Тогда как раствор необходимо замешать с использованием песка, шамотного порошка, а также огнеупорной глины.
При укладке топки рекомендуется применять шамотный кирпич, располагая его на уровне 2-4 рядов. В высоту подобная кирпичная печь не будет больше девяти изделий. Для того чтобы обеспечить отвод печных газов, необходимо выложить кирпичный дымоход, во внутреннее пространство которого предстоит установить гильзу, выполненную из нержавеющей стали. Печь для гаража будет выводить дым через дымоход, устроенный сквозь крышу. Обязательно необходимо возвести фундамент, так как печь станет обладать внушительной массой. Сделать его можно на основе монолитной плиты. По периметру конструкции следует застелить стальной лист, который станет защищать пол от попадания искр, ведь они могут стать причиной возникновения пожара.
Технология изготовления буржуйки
Если вам нужна печь для гаража, но вы не желаете тратить на нее излишнее количество сил и средств, то предпочтительнее изготовить буржуйку, что станет наиболее простой задачей. Для этого рекомендуется использовать сталь в листах, отлично подойдет и бочка, которую иногда заменяют стальной трубой соответствующего диаметра. Если в наличии листовая сталь, то придется применять сварочный аппарат, который позволит создать установку прямоугольной формы. Использовать в любом случае необходимо металл, минимальная толщина которого равна 5 мм или больше. А вот если вы решили применить трубу, то ее минимальный диаметр должен быть равен 300 мм.
Такая печь для гаража тоже будет обладать дымоотводом, который, как правило, устраивается сверху, но в некоторых случаях это делается сзади. В последнем варианте предстоит обеспечить уклон трубы, угол которого примерно равен 300. Наиболее эффективно отработанные газы получится отвести, если использовать в качестве трубы изделие из стали с диаметром, равным 120 мм, однако подойдет и более внушительный диаметр.
Изготовление дымоотвода
Первые метры отвода отработанных газов должны быть выполнены из толстого материала (около 3 миллиметров). Если пренебречь этим требованием, то тонкий металл через некоторое время прогорит. Под топкой обязательно должно быть обустроено место, которое будет использоваться для вывода золы. Для чего необходимо применить стальную пластину, которая располагается горизонтально и имеет прорези. Габариты последних можно определить из расчета размеров печи, а также разновидности топлива. Если агрегат сравнительно небольшой, а также функционирует за счет угля и маленьких дров, то прорези должны быть равны 12 мм, тогда как если гараж сравнительно большой и печь в нем предполагается установить большую, то прорези в описанном элементе должны быть равны 40 мм или даже больше.
Особенности зольника
Когда мастера делают такие печи для гаража, то под перегородкой они ставят съемный ящик, периодически очищаемый по мере того, как в нем будет накапливаться зола. Для изготовления этого ящика следует применять 3-миллиметровую листовую сталь. Повысит коэффициент полезного действия печи прием, который предполагает необходимость крепления к бокам стальных пластин, в их основе должна быть сталь 5 мм. Это позволит значительно увеличить площадь соприкосновения аппарата с воздухом. В итоге внутреннее пространство гаража станет нагреваться значительно скорее. Стоит помнить, что обязательно предстоит соотнести толщину листовой стали и подходящих параметров болгарки.
Самодельная печь на отработке
Если вы нуждаетесь в печи для гаража, то можно изготовить ту, что, пожалуй, является одной из самых экономичных, так как топливо для нее можно приобрести за бесценок или вовсе взять бесплатно. Такие печи функционируют за счет отработанного масла, которое вы и сами, будучи автолюбителем, выбрасываете за ненадобностью. Теперь есть возможность использовать его повторно. Такая печь предполагает более внушительные трудозатраты по сравнению с теми, что сопутствуют изготовлению буржуйки.
Изготавливая такие печи для гаража своими руками, необходимо будет создать два отсека, один из которых предназначен для сгорания отработки, тогда как второй – для горения газов, предварительно смешанных с кислородом. Для создания подобного устройства придется сформировать Н-образный аппарат, в составе которого будет топливный бак, дымоотвод, камера дожигания, а также температурная камера. При изготовлении следует использовать все ту же листовую сталь. Тогда как снизу располагающийся бак допустимо сформировать с применением готового стального ящика. Для того чтобы обеспечить пожарную безопасность и правильное функционирование печи, к нижнему ящику приваривают ножки.
Описываемые выше печи для гаража своими руками должны быть изготовлены с учетом того, что нижний отсек предстоит снабдить отверстием со стальной заслонкой. Именно через него и станет заливаться отработанное масло-топливо, а вот заслонка совершенно необходима для того, чтобы корректировать интенсивность поступления первичного воздуха.
Изготовление верхнего отсека
Верхняя камера должна быть изготовлена таким образом, чтобы обладала цилиндрической формой. Ее предстоит сопрячь с баком, применив трубу, изготовленную из металла. В последнем упомянутом элементе печи предстоит проделать несколько отверстий Ø10 мм, они нужны для того, чтобы воздух смог поступать во внутреннее пространство.
Дополнение печи дымоходом
Печь для гаража на масле должна обладать дымоотводом, который крепится только сверху. Его фиксация должна получиться совершенно герметичной, так как в противном случае отработанные газы станут поступать в помещение. Эту характеристику обязательно необходимо проверить перед тем, как запустить печь в работу. В качестве топлива есть возможность применять не только отработку, но и соляровое масло, керосин, мазут и трансмиссионное масло. А вот от легковоспламеняющихся веществ по типу ацетона, конечно же, предстоит отказаться.
Изготовление дровяной печи
Если печь для гаража на отработке вас не устраивает по той причине, что гараж вы используете не для машины, а, например, для хранения овощей, то можно изготовить печь, работающую за счет дров. Она тоже экономична, так как подкладывать дрова в нее не возникает необходимости порой до 20 часов. Для ее изготовления рекомендуется использовать стальную бочку, объем которой равен 200 л. Предварительно бочку необходимо подготовить, для этого ее верхняя часть убирается, чтобы появилась возможность сделать отверстие для дымоотводящей трубы. Помимо этого, нужно проделать отверстие для 100-мм трубы, сквозь которую станет поступать кислород.
Печи для гаража на дровах работают эффективно, если дымоход имеет правильные параметры. Таким образом, его диаметр должен быть равен 150 мм или больше.
Конструкцию предстоит снабдить кругом, который делается из листового металла. К нему нужно приварить 2 отрезка швеллера. Круг должен обладать такими габаритами, чтобы он имел возможность свободно передвигаться во внутреннем пространстве. После необходимо сделать отверстие, к которому крепится 100-мм труба. В качестве альтернативного решения можно применить трубу, которая заменит бочку.
Внутреннее наполнение устройства
Перед началом работ предстоит подготовить чертеж печи для гаража, там должно быть обозначено, например, что дном конструкции станет металлическая заготовка, которая приваривается для устойчивости к краю корпуса. Груз необходимо поместить внутрь, а сверху все накрыть крышкой. Труба для поступления кислорода вставляется в подготовленное заблаговременно отверстие. Напоследок будет необходимо вырезать пару люков, через которые станет производиться загрузка топлива и устранение золы. Люки стоит закрыть, применяя стальные крышки. После того как печь будет готова, для нее можно подготовить фундамент, который делается из кирпича. Это обеспечит пожарную безопасность. Ведь именно это обстоятельство – самое важное при работе обогревательного оборудования.
как сварить конструкцию, на дровах, длительного горения в том числе, инструкция с фото
Преимущества отапливаемого гаража не ограничиваются оптимальной температурой хранения автомобиля и лёгкостью запуска его двигателя в мороз — у большинства автомобилистов гаражное помещение используется ещё и как мастерская или своеобразный «клуб по интересам». Заниматься любимым делом или просто общаться с друзьями в тепле позволит простая печь для гаража, построить которую можно всего за один день своими руками.
Гаражная печь: какой она должна быть
Самодельная печь обеспечит гараж теплом не хуже, чем заводской отопительный прибор
Чаще всего гараж представляет собой небольшое, закрытое помещение, размер которого ещё больше скрадывает находящийся там автомобиль. Для того чтобы автолюбитель мог комфортно работать в этом ограниченном пространстве в течение нескольких часов, гаражная печь должна быть не только удобной, но и безопасной. В связи с этим к ней предъявляются определённые требования:
- Габариты и место установки печи не должны мешать проезду автомобиля и свободному передвижению владельца.
- Конструкция агрегата должна исключать возможность воспламенения близлежащих предметов.
- Минимальное потребление кислорода и отсутствие вредных выбросов внутрь помещения.
- Материалы для постройки самодельного теплогенератора должны быть доступными и недорогими.
- Быстрый разогрев отопительного прибора до рабочей температуры.
- Возможность длительной работы от одной топливной закладки.
- Простота конструкции и возможность изготовления в домашних условиях и с минимальными слесарными навыками.
Поскольку при эксплуатации автомобиля в гараже накапливается отработанное моторное масло, было бы просто неразумным не использовать его для отопления. Поэтому лучшей печью можно считать ту, которая может работать на двух видах топлива — жидком и твёрдом.
Виды и особенности гаражных теплогенераторов
Конструкция агрегатов для автономного гаражного отопления различается в зависимости от нескольких факторов:
- источников используемой энергии;
- вида топлива и способа его сжигания;
- материала изготовления;
- способа теплопередачи.
Сегодня мы не будем рассматривать отопительные приборы, работающие от электрической сети ввиду их неэкономичности. Что же касается остального оборудования, то своими руками можно построить:
- кирпичную печь;
- твердотопливную буржуйку прямого горения;
- булерьян;
- печь длительного горения;
- буржуйку, работающую на жидком топливе.
Выбирая агрегат для оснащения своего гаража, необходимо рассматривать не только возможность его работы на дешёвом топливе. Не менее важными критериями являются удобство эксплуатации и обслуживания, а также то, сможет ли отопительный прибор обеспечить должный уровень безопасности.
Кирпичные печи
Гаражная кирпичная печь отличается от знакомой всем «шведки» или «голландки» более компактными размерами и упрощённой конструкцией газоходов. В остальном она также состоит из поддувала с колосниковой решёткой в верхней его части и топочной камеры. Для отвода газов из рабочей зоны используется кирпичный или металлический дымоход.
Если позволяет место, то печь в гараж можно сложить из кирпича
Буржуйка прямого горения
Металлические буржуйки среди самодельных отопительных печей представлены самым большим разнообразием конструкций. Их корпус может быть ориентирован в горизонтальной или вертикальной плоскости — на производительность агрегата это не влияет. Для оснащения гаражей чаще всего выбирают отопительные приборы стоячего типа, поскольку они занимают намного меньше места. Если же площадь помещения позволяет установить печь горизонтально, то это позволит её работать намного дольше из-за возможности использования длинных поленьев.
Буржуйка прямого горения — самый простой способ наполнить гаражное помещение уютным теплом
Булерьян
В основе булерьяна лежит всё та же металлическая буржуйка с горизонтальной топкой, оборудованная камерой для дожигания продуктов сгорания. Особенностью агрегата со столь причудливым названием являются отрезки труб большого диаметра, опоясывающие корпус печи. Такая конструкция позволяет значительно усилить тепловую производительность за счёт постоянного движения нагреваемого воздуха внутри теплообменников.
При изготовлении самодельного булерьяна не обойтись без трубогибочного оборудования
Булерьян, или, по-народному, буллер, не является чем-то совершенно новым — по сути, это знакомая всем калориферная печь, которая может работать в режиме пиролизного сжигания. Своё же название агрегат получил благодаря канадской компании «Bullerjan», которая первой начала его серийное производство. В нашей стране булерьян нередко называют бренераном по той причине, что агрегат в России выпускается под маркой Breneran.
Буржуйки длительного горения
В агрегатах этого типа используется способ поверхностного сжигания топлива, что позволяет многократно увеличить продолжительность работы до 10–20 часов. Кроме того, в печи проходят процессы пиролитического разложения и окисления уходящих газов, благодаря чему обеспечивается полнота сгорания топлива.
Для постройки печи длительного горения можно воспользоваться металлической ёмкостью подходящего размера — например, старой бочкой из-под ГСМ
Жидкотопливные печи
Печь, использующая отработанное масло, будет настоящей находкой для гаража, поскольку с её помощью можно не только отапливать помещение, но ещё и утилизировать отходы. Нередко для сжигания отработки модернизируют уже установленную твердотопливную буржуйку. Для этого её оснащают ёмкостью для хранения масла, трубопроводом подачи и горелкой или пламенной чашей.
Буржуйка на отработке обладает высокой производительностью и не занимает много места
Анализируя описанные конструкции, следует выбирать отопительный прибор по таким критериям:
- площадь гаража;
- длительность отопительного периода;
- доступность топлива;
- время работы агрегата в сутки;
- степень безопасности сооружения.
Не стоит сбрасывать с чаши весов и фактор стоимости, ведь печь для того и строится своими руками, чтобы избежать лишних затрат.
Конструкция и особенности работы
Печи прямого и поверхностного горения, равно как и агрегаты, предназначенные для работы на отработке, отличаются как конструктивно, так и по способу действия. Для понимания процессов, которые происходят в отопительных приборах во время сжигания топлива, рассмотрим устройство и особенности их конструкции.
Печи прямого горения
Независимо от материала изготовления (металл или кирпич), агрегаты прямого горения имеют поддувальную и топочную части, газоход и печную трубу. Топка оборудуется дверцей, через которую в рабочую зону загружается топливо и удаляется зола. Поддувало в кирпичных печах также имеет створку для удаления пепла из зольника, а вот в металлических буржуйках этот элемент нередко заменяется задвижкой или и вовсе отсутствует.
После загрузки и поджигания дров топочный проём закрывают. Кислород в зону горения подаётся за счёт естественной тяги через поддувало и колосниковую решётку, которая устанавливается в его верхней части. Для регулировки интенсивности горения изменяют подачу воздуха, открывая или прикрывая поддувальную дверцу. Поскольку в качестве теплообменника выступают стенки печи, внутри металлической топки устанавливают перегородки, заставляющие раскалённые газы двигаться по удлинённому пути. За счёт этого увеличивается теплоотдача и обеспечивается экономичность буржуйки. В кирпичных печах в этих же целях обустраивают дымовые каналы, наподобие тех, которые устанавливают в классических шведских или голландских печах.
Простейшая буржуйка из листовой стали
Функциональность буржуйки или кирпичной печи можно расширить, дополнив конструкцию водонагревателем или площадкой для разогрева пищи. Чтобы использовать отопительный прибор в качестве кузнечного горна, его оборудуют турбиной и трубами для принудительной подачи воздуха в зону горения.
Буржуйки длительного горения
Экономичность и длительность работы в буржуйках этого типа обеспечивается за счёт поверхностного горения топлива и дожигания пиролизных газов.
Пиролизом называется процесс высокотемпературного разложения топлива на горючие газообразные составляющие при отсутствии кислорода.
Для сжигания мелких древесных отходов и опилок можно использовать двустенную буржуйку с нижним расположением дымохода. Первичную зону горения в ней формируют на этапе закладки топлива, используя металлический или деревянный конус. Принцип действия такой печи изображён на схеме.
Схема печи длительного горения, предназначенной для работы на древесных опилках
Кислород в зону горения подаётся по вертикальной трубе, к нижнему концу которой приварен круглый груз с отверстием и воздухораспределительными лопастями. По мере прогорания топлива груз под собственным весом опускается вниз, за счёт чего обеспечивается неизменный объём камеры сгорания и постоянство подачи кислорода. Выделяющиеся горючие газы дожигаются у свода печи, чему способствует подача вторичного воздуха по дополнительному каналу.
Неказистый внешний вид печи поверхностного горения очень обманчив. Конструкция, получившая название «Бубафоня», является бесспорным лидером среди гаражных печей
Основу печи составляет круглый корпус, для изготовления которого используют металлическую бочку или газовый баллон. В качестве дымохода можно взять стальную трубу диаметром не менее 100 мм. Закладку дров, так же, как и очистку от золы, выполняют через верхний проём.
Самодельные жидкостные печи
Простая в изготовлении буржуйка на отработке состоит из двух расположенных друг над другом металлических камер, соединённых перфорированной трубой-диффузором. В нижнем баке есть проём, через который агрегат заправляется отработанным маслом. Это же окно используется для подачи воздуха и регулировки его количества. Для этого его оборудуют поворотной заслонкой. Верхняя ёмкость играет роль теплообменника и позволяет дожигать продукты сгорания. В её задней части расположен патрубок, посредством которого буржуйка подключается к дымоходу.
Схема буржуйки на отработке
Первичное горение отработки происходит в нижнем баке и сопровождается бурным выделением горючих газообразных компонентов. Летучие фракции сгорают в диффузоре при активном насыщении кислородом — для этого вертикальная труба имеет ряд сверлений. Раскалённые газы поднимаются в верхний бак, где отдают своё тепло его стенкам, дожигаются и выводятся наружу.
Не меньшей популярностью у домашних мастеров пользуются и печи с так называемой пламенной чашей. Чаще всего они изготавливаются из установленного вертикально газового баллона или трубы большого диаметра. На дно ёмкости помещается металлическая плошка, в которую по топливной магистрали подаётся масло. При сжигании топлива чаша разогревается до температуры 400–600 °С — это способствует процессам пиролиза, благодаря которым происходит разложение отработки на газообразные компоненты. Они сгорают при высокой температуре и дожигаются внутри вертикально установленной перфорированной трубы.
Рекомендации по выбору места и монтажу
При установке гаражной печи следует ориентироваться на существующие строительные и санитарные нормы. Кроме того, следует учитывать правила пожарной безопасности и рекомендации опытных специалистов, имеющих опыт реальной эксплуатации агрегата той или иной конструкции.
- Печь устанавливается вдали от мест хранения горючих и легковоспламеняющихся материалов.
- Основание пола защищают металлическим листом, выступающим перед дверцей на расстояние 0.5 м.
- Сгораемые конструкции, расположенные в непосредственной близости от стенок печи, закрываются теплоотражающими экранами.
- При выводе печной трубы через сгораемое перекрытие, между дымоходом и элементами кровли обеспечивают зазор не менее 0.25 м, который заполняют базальтовым волокном или керамзитом.
- Высота дымохода должна быть не менее 4 м (учитывается расстояние от колосников), а длина его горизонтального участка в месте подключения к отопительному прибору не должна превышать 1 м.
Особое внимание уделяют приточно-вытяжной вентиляции. При её отсутствии эксплуатация отопительных приборов с открытой камерой сгорания запрещена.
Что понадобится для сооружения гаражной печи
Для изготовления металлической буржуйки можно использовать прочные металлические ёмкости достаточного объёма или листовую сталь толщиной не менее 3 мм. Часто в роли корпуса печи применяют металлические бочки или газовые баллоны, старые охотничьи сейфы и т. д. Кроме того, для постройки буржуйки могут понадобиться:
- трубы диаметром более 100 мм для изготовления дымохода;
- обрезки труб и металлических уголков;
- стальной пруток диаметром не менее 10 мм;
- колосники;
- топочная и поддувальная дверца;
- старые автомобильные диски;
- асбестовый шнур или базальтовый картон.
Перед началом работы следует подготовить такие инструменты:
Большинство деталей для изготовления гаражного теплогенератора можно найти в металлоломегазовый резак или плазморез;
- сварочный аппарат;
- «болгарку» с зачистным и отрезным диском;
- электрическую дрель и набор свёрл;
- кольцевые пилы для металлических поверхностей;
- металлическую щётку-насадку для дрели или болгарки;
- молоток и наковальню;
- зубило;
- рулетку;
- чертилку;
- кёрн.
Те, кому важна ещё и эстетичность конструкции, должны позаботиться о материалах для окраски печи. Для этого понадобится жаростойкая грунтовка и краска, преобразователь ржавчины и растворитель.
Тем, кто решит строить кирпичную печь, следует заранее запастись материалами для строительства:
- красный кирпич;
- шамотный кирпич;
- глина;
- цемент;
- просеянный речной песок;
- топочная и поддувальная дверца
- металлический уголок;
- чугунная плита с конфорками;
- задвижка;
- колосниковая решётка;
- жаростойкий уплотнитель;
- проволока стальная;
- арматура Ø20–25 мм.
Дымоход можно сложить из кирпича или использовать трубу диаметром не менее 150 мм, изготовленную из алюминия, оцинкованной стали или асбестового волокна. В этом случае для её теплоизоляции понадобится любой минеральный утеплитель с влагостойким отражающим слоем.
Выбирая шамот, предпочтение отдают материалу, размер которого максимально приближается к габаритам красного кирпича
Для выполнения кирпичной кладки понадобятся:
- кельма;
- ёмкости для приготовления раствора;
- молоток-кирка;
- пассатижи;
- отвес;
- угольник;
- расшивка;
- рулетка;
- лопата.
Печь из кирпича устанавливают на фундамент. Поэтому если в гараже нет прочного основания, то дополнительно понадобятся материалы и инструмент для проведения бетонных работ: щебень, песок и цемент, доски для опалубки и трамбовка.
Строим кирпичную печь для гаража своими руками
Вес даже небольшой гаражной кирпичной печи составляет сотни килограмм, поэтому, прежде чем приступить к её строительству, необходимо позаботиться о прочном и надёжном фундаменте. Для этого обустраивают песчано-щебневую подушку толщиной 0.2–0.3 м и устанавливают опалубку, которая должна выступать за контуры печи не менее чем на 15–20 см. Армопояс монтируют из строительной сетки или отрезков арматуры. Бетон готовят из смеси песка, цемента и щебня в пропорции 1:3:4 и заливают в форму с промежуточной трамбовкой или штыкованием. После выравнивания поверхности фундаментную плиту накрывают полиэтиленовой плёнкой и выдерживают до полного схватывания раствора.
Кладку печи выполняют на глиняный раствор, который готовят заранее. Для этого глину замачивают на сутки, после чего разминают и доводят консистенцию до состояния густой сметаны. К работе приступают после проверки раствора на пластичность, при необходимости регулируя жирность смеси добавлением песка.
Работу лучше выполнять поэтапно — чёткая организация процесса позволит избежать ошибок и сократит время строительства.
Отказ от нижней подачи воздуха позволяет отказаться от монтажа поддувала и колосниковой решётки
- В нижней части топочной дверцы выполняют ряд сверлений диаметром 12–15 мм для притока воздуха в зону горения. Отказ от нижней подачи воздуха позволяет упростить конструкцию печи, поскольку отпадает необходимость в обустройстве поддувала и установке колосниковой решётки.
- На бетонное основание всплошную укладывают первый ряд кирпичей, после чего поверхность заливается глиняным раствором.
- Второй ряд выполняет роль основания печи и является подом её топки. Чтобы предотвратить термическое разрушение стенок и днища, рабочая камера выкладывается огнеупорным материалом.
- Третьим рядом начинают закладывать стенки печи и монтируют дверцу. Для этого в специальные ушки продевают стальную проволоку, которую впоследствии укладывают в швы.
Укладка первых рядов и монтаж дверцы с отверстиями для подачи воздуха. На рисунке они обозначены стрелкой
Для временной фиксации дверцы используют любые подручные материалы — обрезки досок, уголков или труб, кирпич или другой груз.
- С 3-го по 6-й ряд выкладывают топочную камеру. Проём над дверцей перекрывают стальным уголком, поверх которого укладывают кирпичи.
Перекрытие топочной дверцы
- В 7-м ряду обустраивают свод топки, для которого в качестве опорных элементов также используют стальные уголки или прутки, отрезки арматуры, куски рессор и т. д. При этом в центре должно остаться отверстие размером в кирпич.
Газоход над топкой
В процессе работы периодически выполняют расшивку швов. Они сделают конструкцию более привлекательной.
- В 8-м ряду выполняют кладку «в полкирпича», получая расширение рабочего пространства. Оно понадобится для протекания теплообменных процессов.
Расширение восьмого ряда
- 9-м рядом начинают сужение тела печи, для чего кирпичи укладывают «на ребро».
Кладка девятого ряда
- 10-й ряд укладывают «плашмя», получая внутри отопительного прибора выступы, способствующие теплообмену.
- 11-й ряд выполняют кладкой «на ребро». Здесь же газоход разделяют на две части, установив один кирпич поперёк канала.
Одиннадцатый ряд продолжает наращивать тело печи и делит газоход на два канала
- Попеременным чередованием рядов с кирпичами, уложенными «плашмя» и «на ребро», наращивают тело печи на нужную высоту, после чего устанавливают дымовую заслонку.
Сужение печи в верхней части
- Для подключения отопительного прибора к трубе дымоход сужают до минимума. При этом внутри должен оставаться канал в полкирпича, необходимый для отвода продуктов сгорания наружу.
- Место присоединения к металлическому дымоходу тщательно заделывают глиняной смесью и каолиновым уплотнителем.
Место присоединения печной трубы тщательно герметизируют
Опытные печники не рекомендуют проводить испытание печи сразу же после постройки, аргументируя это тем, что её швы могут дать трещины. Для ускорения процесса сушки внутрь топки можно поставить теплогенератор или небольшой ТЭН.
Инструкция по изготовлению буржуйки на отработке
Для изготовления двухобъёмной буржуйки, работающей на отработанном автомобильном масле, понадобятся отрезки труб диаметром 32.5–35.5 см, отрезки металлического листа толщиной 4 мм и 6 мм и 100-миллиметровая стальная труба со стенкой не менее 4 мм.
Чертёж двухобъёмной буржуйки на отработке
Цилиндрические элементы верхнего и нижнего бака можно вырезать из старого газового баллона. Перед тем как приступить к его демонтажу, сосуд обязательно наполняют водой для удаления остатков пропана и газового конденсата.
- Из стального листа толщиной 4 мм вырезают круг диаметром 35.5 см — он будет дном масляного бака. Эту деталь сплошным швом приваривают к обрезку трубы Ø35.5 см высотой 11.5 см .
Изготовление нижней ёмкости
- Из металлической полосы шириной 60 мм изготавливают цилиндр, который сможет плотно входить в нижнюю ёмкость. Кольцо понадобится в качестве дистанционной проставки — верхняя часть топливного бака должна быть съёмной для очистки ёмкости от нагара.
Использование струбцин облегчает процесс сварки дистанционной проставки нижнего бака
- По диаметру внутреннего кольца нижней камеры изготавливают крышку. В ней сразу же вырезают отверстие Ø100 мм по центру и Ø60 мм — на расстоянии 15–20 мм от края. Заправочный проём оборудуют сдвижной заслонкой Ø80 мм, которую крепят винтом или заклёпкой.
В крышке топливного бака прорезают отверстия под диффузор и заправочное окно
- Дистанционную проставку и крышку соединяют при помощи сварки.
- В стальной трубе Ø100 мм длиной 360 мм выполняют серию сверлений на расстоянии 55 мм от верхнего края и 20 мм — от нижнего. В шахматном порядке высверливают 48 отверстий Ø9 мм так, чтобы получить 6 рядов. Для совмещения трубы-диффузора с верхним и нижним баком, с обеих её сторон снимают фаску.
- Верхняя камера изготавливается из отрезка трубы Ø32.5–35.5 мм и двух круглых элементов толщиной 4 мм и 6 мм. В соответствии с чертежом в крышках вырезают проёмы Ø100 мм для присоединения диффузора и выпускного патрубка.
Сборка верхней камеры
- Из стали толщиной 6 мм вырезают перегородку, после чего выполняют сборку верхнего теплообменника.
Монтаж перегородки
- Верхнюю и нижнюю камеру присоединяют к перфорированной трубе и качественно проваривают стыки. При этом очень важно контролировать геометрические параметры — диффузор и плоскости верхней и нижней ёмкости должны образовывать перпендикуляр.
При установке перфорированной трубы вертикаль контролируют при помощи уровня и угольника
- На выходное отверстие верхней камеры монтируют выходной патрубок. Разъёмное соединение буржуйки и печной трубы позволит проводить периодическую чистку дымохода от нагара и сажи, а кроме того, сделает конструкцию мобильной.
- К боковым стенкам верхнего и нижнего бака приваривают отрезок металлического прутка или уголка — он будет служить для жёсткости конструкции.
- На нижнюю часть топливного бака монтируют ножки.
На финальном этапе печь оснащают ребром жёсткости и ножками
Для розжига буржуйки в бак заливают отработку, после чего её поджигают при помощи смоченной в бензине тряпки. По мере прогревания диффузора до рабочей температуры сдвижную заслонку прикрывают, добиваясь устойчивой и экономичной работы печи.
Важно: перед каждой заправкой бак протирают ветошью для устранения конденсата — вода в масле приводит к разбрызгиванию масла и хлопкам во время работы печи. В этих же целях отработку перед использованием обязательно отстаивают.
Видео: как работает буржуйка на отработке
https://youtube.com/watch?v=eCm9ueCJkJk
Вопросы безопасной эксплуатации
Все гаражные печи представляют собой пожароопасное оборудование, поэтому во время их эксплуатации не следует забывать о существующих нормах и правилах:
- При работе отопительных приборов с открытой камерой сгорания подачу воздуха нельзя перекрывать до тех пор, пока топливо полностью не прогорит.
- Не допускается размещение легковоспламеняющихся предметов рядом с работающей печью.
- Гараж обязательно должен быть оборудован средствами пожаротушения — ёмкостью с песком, огнетушителями и др.
Ёмкость углекислотного огнетушителя рассчитывают таким образом, чтобы объём выделяемого газа в два раза превышал внутренний объём помещения.
- Не следует оставлять работающие отопительные приборы без присмотра.
- При эксплуатации печей необходимо обеспечить приток свежего воздуха.
Кроме того, нельзя игнорировать юридические аспекты проблемы. Так, использование в гаражах самодельных печей длительного горения запрещено пожарными службами, что может повлечь проблемы со страховкой на автомобиль и помещение для его хранения. Если же машина используется на условиях аренды или лизинга, то владелец вправе аннулировать договор без возврата уже полученной оплаты.
В условиях постоянно растущих цен на газ и электричество печное отопление является самым дешёвым способом обогреть гараж в холодное время года. Его достоинство в том, что построить производительный и экономичный тепловой агрегат можно своими руками. Важно только правильно определиться с конструкцией прибора, а во время работы проявлять максимальную аккуратность и соблюдать правила безопасности.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!Как сделать печку в гараж – советы строителя – Свой дом мечты
Известно, что далеко не у всех автолюбителей есть возможность построить рядом с домом гараж, который можно отапливать от центрального отопления, а в гаражных кооперативах такой обогрев, как правило, не предусмотрен. Это делает пребывание внутри помещения в холодное время года некомфортным не только для человека, но и для его «железного коня», а о любимых многими мужчинами посиделках в гараже зимой в этом случае и речи идти не может.
Электрические обогреватели не в состоянии справиться с проблемой, тем более что счета за электроэнергию будут просто огромными. Но решение все же есть. Более экономным и эффективным средством обогрева гаража может стать самодельная буржуйка, печь на отработке или другая аналогичная конструкция. О способах сооружения печи в гараж своими руками, основных отличиях разных конструкций и других особенностях такого отопления и пойдет сегодня речь.
Обогрев гаража. Почему стоит задуматься об отоплении?
Рассмотрим несколько аспектов того, почему отопление в гараже не роскошь, а необходимость. Согласно нормативам, наиболее благоприятной температурой для хранения автомобиля считается не менее 5° С. Если же показатели будут ниже, то завести двигатель, особенно после длительной стоянки, станет непростой задачей.
Более того, регулярное промерзание системы охлаждения автомобиля может привести к его преждевременному выходу из строя и необходимости дорогостоящего ремонта. Лед, намерзающий на колесах и днище, также представляет опасность, вызывая со временем коррозию кузова.
Если у вас нет возможности подключить гараж к теплу от домашнего котла, то лучшим способом сохранить свое авто и создать в помещении подходящий микроклимат станет обустройство автономного отопления.
Топливо для печки должно быть недорогимОпределяясь с типом обогрева нужно обращать внимание на следующие показатели:
- экономичность и эффективность;
- практичность использования;
- стабильность работы;
- дешевизну топлива.
Источником тепла для гаража чаще всего выступают печи, работающие от:
- сжиженного или централизованного газа;
- твердого топлива;
- отработанного машинного масла;
- электричества.
Все они обладают своими особенностями и преимуществами, которые заслуживают более детального рассмотрения.
Типы печей для гаража и их особенности
Основным признаком, по которому классифицируется отопительное оборудование, является вид топлива, используемого в нем. Согласно этому принципу выделяют следующие типы отопительных приборов, применяемых для обогрева гаражных помещений:
- Печь электрическая. Она удобна тем, что можно подобрать устройство с любым желаемым уровнем мощности. Однако есть и существенный минус – большой расход электроэнергии. Кроме того, делать такую печь без специального образования и практического опыта самостоятельно не рекомендуется, так как велик риск возникновения пожара или короткого замыкания.
- Газовый котел или печка. Такое устройство высокопродуктивно и более экономично, чем электрическая печь, но для ее сооружения нужно иметь возможность подключиться к линии газоснабжения или установить баллон. Также нужно учитывать повышенную взрывоопасность газа, поэтому при монтаже и подключении не обойтись без помощи специалистов.
- Печка на отработке. Отработанное машинное масло – недорогое топливо, а работающая на нем печь достаточно проста в сооружении и эксплуатации, чем и объясняется ее популярность для отопления небольших помещений.
- Буржуйка на дровах. Печка на твердом топливе (угле, дровах) также пользуется заслуженной популярностью для отопления дач, гаражей и т.д. Ее легко сделать своими руками из подручных материалов, например, ненужных труб и бочек, поэтому и обойдется она недорого. Но, если нет желания или соответствующих навыков, то ее можно приобрести в готовом виде, благо на рынке имеется большой выбор такого оборудования от отечественных и зарубежных производителей.
Преимущества дровяной печки
Среди основных преимуществ печи, работающей на дровах, можно выделить:
- небольшой бюджет на сооружение конструкции;
- простоту эксплуатации;
- хорошую теплоотдачу;
- малогабаритность;
- возможность использовать печь вдали от жилья и коммуникаций;
- отсутствие необходимости делать специальный фундамент.
Но при всех ее положительных качествах и свойствах, необходимо учитывать, что такая печь требует большого количества топлива, которое хоть и стоит недорого, но расходуется достаточно быстро. А это значит, что для ее регулярного использования потребуется позаботиться о месте для хранения его запасов.
Составляющие буржуйки
Как уже упоминалось, буржуйка на твердом топливе – достаточно простое устройство. Ее конструкция и габариты могут быть разнообразными, поскольку каждый хозяин адаптирует печь под свои нужды и возможности. Но есть и основные элементы, а именно:
- Резервуар, в котором происходит сгорание дров, называемый топкой.
- Решетка под дрова, располагаемая внутри над дном печки (колосник).
- Емкость для сбора золы и поддувало.
- Дымоотвод.
Это базовая конструкция, но ее можно модернизировать, чтобы добиться более экономного расхода топлива и большей продуктивности. Для этого по бокам печки под прямым углом рекомендуется приварить дополнительные ребра из металлических уголков или пластин с толщиной стенки около 5 мм. Такой прием позволит увеличить площадь контакта раскаленного металла с воздухом, тем самым ускорив прогрев гаража и улучшив эффективность работы печи.
Относительно расположения топки и поддувала, стоит придерживаться следующего принципа – топка должна размещаться выше и быть отделена перегородкой с отверстиями для опадания золы. Если буржуйка для гаража будет топиться крупными дровами, то отверстия должны быть не уже 4 см, а для мелких дров или угля хватит и 1-2 см.
Дымоотвод лучше размещать на задней или верхней стенке печи, при этом вертикальный способ отвода дыма более эффективный. Диаметр дымохода должен быть не менее 12 см, а материалами для основного корпуса могут служить листы металла толщиной более 5 мм или труба достаточного диаметра с аналогичными стенками.
Печь на отработке
Печка на отработке по своему строению напоминает конструкцию, работающую на дровах, хотя и имеет некоторые отличия. И, также как и у буржуйки, у нее есть свои преимущества:
- отсутствие выбросов копоти и дыма;
- простое изготовление;
- дешевое топливо;
- мобильность;
- низкий риск возникновения пожара;
- возможность регулирования температуры.
Схема печи на отработке
Конструкция такой печи состоит из двух емкостей, перфорированной трубы, которая их соединяет, трубы для вытяжки и съемной верхней части, позволяющей чистить горелку. Принцип ее работы следующий:
- Нижняя часть печи является баком для топлива, топка размещается там же.
- Отработанное машинное масло заливается в резервуар через отверстие сверху.
- Отверстие обязательно снабжается крышкой, которая выполняет дополнительную функцию – помогает регулировать подачей кислорода силу горения, в зависимости от того, насколько широко она открыта.
- Верхняя емкость и труба – нагревательные элементы, через которые печь отдает тепло помещению. При полном разогреве их температура может достигать 900 градусов.
Как видите, конструкция достаточно эффективная. Сварить печку на отработке своими руками несложно – для этого вам понадобится сталь толщиной не менее 4 мм для корпуса и труба из оцинкованного железа. Материала потребуется немного, поскольку стандартная печь имеет следующие габариты: диаметр верхней части – 50 см, нижней – 35 см, высота без учета трубы – около 70 см, диаметр дымоотвода – 10 см. Расход масла для такого устройства составляет от 1 до 1,5 л в час.
При сооружении печи нужно учитывать, что оптимальная высота трубы равна 4 м и, чтобы обеспечить хорошую тягу, стоит избегать в ней горизонтальных участков. Также для нормального функционирования печи ее следует регулярно чистить, желательно раз в 10 дней. Не забывайте, что хотя сама печка пожаробезопасна, но хранить рядом с ней легковоспламеняющиеся вещества и предметы строго запрещено.
Готовая конструкцияКак сделать печку своими руками
Рассмотрим порядок самостоятельной сборки гаражной печки на примере буржуйки вертикального типа, работающей на твердом топливе. Для начала нужно подготовить необходимые материалы:
- бочку металлическую достаточного размера и прочности;
- швеллера;
- арматуру;
- трубу с сечением 15 см.
Из инструментов вам понадобятся: молоток, болгарка, зубило, сварочный аппарат. Прежде, чем приступить к работам, рекомендуется составить чертеж будущей конструкции с указанными на нем размерами всех элементов.
Устройство топки и зольника в вертикальной печиПоследовательность работ
- Наносим разметку, обозначающую дверцы для топки и зольника. Топка должна располагаться выше и быть больше по размеру, а зольник при таком строении печи должен размещаться в самом низу.
- По нанесенной разметке вырезаем их болгаркой.
- Дверцы оснащаем ручками и крепим обратно на петли, также нужно позаботиться о надежном механизме закрывания заслонок.
- Примерно на 10 см ниже топки нужно поместить решетку из арматуры. Под нее следует приварить к бочке изнутри кронштейны.
- К дну сваркой крепим швеллера, которые будут ножками конструкции.
- Используя зубило, вырезаем в верхней части бочки отверстие с диаметром 15 см и привариваем к нему трубу дымоотвода.
- Дымоход выводим на улицу.
- Проводим отделочные работы – шлифовку корпуса и покрытие его жаропрочной краской.
Печь готова. Аналогичным образом можно сделать буржуйку из трубы или листового металла.
Советы по безопасной эксплуатации дровяной печи
Чтобы эксплуатация буржуйки не вызвала аварийных ситуаций и была безопасна для здоровья, следует придерживаться ряда правил:
- Не закладывать в печь более 3-х кг топлива.
- Плотно прикрывать дверку топки во время горения.
- Регулярно и полностью очищать зольник.
- Не прикасаться к корпусу работающей печки.
- Не использовать буржуйку при засорившемся дымоходе.
Открытая заслонка может стать причиной пожара
Также обращайте внимание на звуки, издаваемые устройством. Сильный гул свидетельствует о том, что топливо горит слишком интенсивно и пламя попадает в трубу. В этом случае необходимо уменьшить приток воздуха, регулируя его дверцей зольника.
Фото гаражных печек
Теперь, зная, как сделать печку в гараж своими руками, вы сможете сами позаботиться о своем комфорте и сохранности автомобиля в период холодов. Ниже представлены несколько фото конструкций гаражных печек, которые можно собрать из различных подручных материалов. Возможно, одна из них подойдет и вам.
Вертикальная буржуйка из баллона, работающая на твердом топливе, не потребует больших затрат на создание и займет совсем немного места.
Еще одна компактная конструкция – гаражная печь из металлической бочки.
При отсутствии подходящих емкостей материалом для буржуйки могут служить стальные листы.
Небольшую, но эффективную печь на отработке можно соорудить из обрезков труб и швеллеров.