Содержание

история, применение, факты и 30 потрясающих фото — INMYROOM

Декор интерьера

Кто не заглядывался на яркие ставни в Риме или не всматривался в искусные узоры, украшающие оконные затворы на русских избах? Вот и мы не удержались и сделали подборку лучших моделей

Ставни в современных домах встречаются редко, считаясь отголоском прошлого. Если их и устанавливают, то больше как защиту от нежеланных гостей или декоративный элемент. А ведь еще не так давно они выполняли ряд других функций. Каких именно? Об этом сегодня и пойдет речь. 

Спасение от жары и стужи

Раньше на севере Европы и на Руси ставни использовали для защиты от ветра и холода, а также от грабителей. В теплых странах, например в Испании, Франции, Италии или Марокко, их применяли, чтобы укрыться от палящего солнца и сделать жилище немного прохладнее.

Постепенно ставни стали устанавливать не только снаружи, но и внутри зданий. Так, во многих домах они выступили в роли дополнительного элемента декора. В некоторых стилях они являются частью композиции, например в интерьерах кантри. Часто они ассоциируются именно с деревенскими стилями. 

Из чего делали ставни?


В разных уголках мира сложились свои традиции оформления ставен. В русской культуре их делали из дерева под стать избам. Они были монолитные, часто резные и очень красочные – с цветными узорами или выкрашенные в яркий оттенок (зеленый, желтый, голубой). 

А вот в Европе их выполняли на манер современных жалюзи – сквозные. Материалом для таких изделий служили металл или дерево. Реечные ставни обеспечивали достаточное проникновение и рассеивание дневного света, притом что жаркие потоки воздуха практически не проникали через них в помещения.

Сакральное значение


Если у европейцев ставни выполняли чисто функциональную роль, то в славянском мире дела обстояли иначе.

Конечно, в первую очередь так защищались от нежелательных гостей. Иногда ставни даже заколачивали гвоздями, когда приходилось надолго оставлять дом без присмотра.

Помимо этого, как говорят пожилые жители российских деревень, деревянные затворки закрывали на ночь «от посторонних глаз». Тогда не было штор или жалюзи. Считалось дурным знаком, если семья вечером оставалась на виду и за ней могли наблюдать.

Также жители Руси считали ставни защитниками от злых духов. В целом окно выступало объектом, связывающим людей с Богом и миром мертвых. Ему придавали большое сакральное значение.

Ставни сегодня


Сегодня традиционные ставни используют не так активно, как раньше. На замену им пришли более практичные и удобные рольставни, жалюзи, римские шторы. Редкие экземпляры народного прикладного творчества можно наблюдать в старых деревнях России, где еще сохранились резные ставни со множеством узоров, ярких расцветок. А в регионах Старой Европы еще встречаются сквозные оконные затворы, потертые временем.

Сказка в сказке. Фото галерея резных наличников из старых русских городов.

Русская деревянная изба «Добрым людям на загляденье»  Полностью Сказки  можно  посмотреть в  Теме  ТЕРЕМА.


Сказка. Путешествие в историю.
Жизнь наших предков

Автор: Капралова М.В.

«За высокими горами,»
За бескрайними лесами
На своей родной земле
Жил мужик семьей в селе.
А село то не простое:
На горе оно стоит,
Рядом поле золотое,
Снизу реченька бежит,

За околицей леса,
Там живут медведь, лиса,
Вдоль реки стоят дома,
Смотрят на дорогу.
Украшает их сама
Матушка-Природа.
Подарила для избы
Лес из ели и сосны,
Дуб, осину: что смогла —
Все природа отдала.
Оглядись-ка ты вокруг,

Что увидишь, милый друг?


Пятистенка пред тобой
Словно терем расписной,
Ты в ворота постучи

И в калиточку войди.
Три окошечка подряд
На тебя резьбой глядят.
Украшает крышу пень
По прозванию охлупень

Словно конь аль птица
К солнышку стремится.
Толи терем, толи дом
И светелочка при нем,
А в светелке наверху
В теремочке — терему
Дочка мастера живет,
Мастерицею слывет.
Василиса краса
Ниже пояса коса,
Сарафанчик может сшить,
Гордо павою ходить.

Посмотри-ка ты на дом
И найди окошки в нем.
Вот и красное окно,
косящатое оно,
Ай да мастер мировой!
Все украшено резьбой,
А с причелины свисают,
Плотно бревна закрывают.
Закрывая, защищают чудо полотенца.

Хорошо украшен дом
И от зла обережен.
Что же мастер вырезал,
Как он дом свой украшал?

А резьба то не простая
Контурная, прорезная,
Ажурная, накладная,
Вот рельефная резьба,
Корабельная она.
И орнамент не простой!
Посмотри-ка ты, постой:
Ты увидишь змейку, соты,
Замечательной работы:
Вот витейка, ромб, цепочки,
И красивые листочки,
Вместо злобных страж с ворот
Смотрит лев на Вас как кот,
Вот русалки, птицы-павы —
Все важны и величавы.
Просто чудо, не уйти!

Что там ждет нас впереди?
Поднимись-ка на крыльцо,
Дерни тихо за кольцо.
Посмотри на дверь – защита —
Там подковочка прибита,
Ты за эту дверь зайдешь,
Сразу в сени попадешь.
Сени держат холода,
Не пробраться им сюда.
Ты шагни через порог
И постой-ка тут чуток,

Да получше оглядись

И найди-ка “красный угол”,
Трижды ты перекрестись.
Вот хозяева встречают,
В “красный угол” Вас сажают.

А теперь и посмотри:
Печка справа от двери,
А напротив – лавка,
конник ли кровать
Место для работы,
Можно и поспать.
Вот под лавкой ящик есть,
Инструмента в нем не счесть,
Плести лапти и лукошки.
Чинить сети, резать ложки
Как же в доме то живут?
Как хозяйство в нем ведут?

Вот хозяйка у окна,
Вечно занята она.
“бабий кут” иль “середа”
Тут идут ее года:
То на прялке нить прядет,
Есть готовит, что-то шьет,

Вяжет, вышивает,
Светец подправляет…
Что считают в доме важной?
Без чего не обойтись?
Ест всегда дрова она

Есть готовит, греет Вас.
Здесь про печечку рассказ,
А без печки никуда,
Всем всегда нужна она.
Здесь ухват и кочерга,
Помело, ступа, лопата.
Что ж еще нужно, ребята?
Есть где кашу приготовить,
Есть где хлебушек испечь,
Можно косточки попарить,
Сверху на полати лечь.
Все в хозяйстве есть у нас.
Дальше мы ведем рассказ.
Полотенце, рукомойник,
Вот в лоханке Вам вода —
Мойте, руки не стесняйтесь!
Рады гостю здесь всегда.
Ты, хозяйка, не зевай,
А заслонку открывай!
Доставай свой каравай,
Приглашай гостей на чай!

А за печкой домовой,
Дружит он со всей семьей.
Берегут его как могут,
В новый дом берут с собой.

Оглядитесь, сколько лавок!

Всех их нам не перечесть.
Если Вы устали очень,
То на лавку можно лечь.
Лавки крепятся к стене,
Место есть тебе и мне.
А скамеечку возьмешь
И к столу ты поднесешь.
Главный стол —
За ним семья.
Всем хватает места.
Съедим этот каравай —
Вновь поставим тесто.
Посмотри-ка ты вокруг!
Что приметил, милый друг?
Вот лукошки и корзины,
Туеса и короба —
В бураках хранится в поле
Принесенная вода.
Как в хозяйстве без посуды?
Без нее не проживешь!
Посмотри-ка ты на полках
Много разного найдешь:
Деревянная посуда
И красивая всегда.
Очень мастер постарался:
Прочно сделана она.
Тут ковши, корыта, ступы,
Ложки, чашки и матрешки,
Кружки, вазы, чаши, блюда:
Ай да мастер! Ну посуда!
Загляденье, просто чудо…
Вырезали, украшали
Плотники и мастера
Точки, ромбы, завиточки…
\Полюбуйся, детвора!
Вот Вам ковшик расписной,
Этот скопкарь вырезной
Из стволовой древесины,
Из нароста и коры,
Из сосны и липы, кедра,
Дуба, ясеня, ольхи…
Мастер брал, сушил и резал,
И узор свой составлял.
Добрым людям он на память
Всю посуду украшал…
Рубеля, вальки, трепала…
Чтоб рука не уставала.
Все украшено резьбой
Скобчатой и контурной.
Это пряничные доски,
Резать их совсем не просто.
На доске увидишь ты
Рыбку, птицу и цветы,
Прянички фигурные,
Прянички печатные.
Постарались мастера!
Вот для пряников доска,
Будут прянички для Вас.
Дальше мы ведем рассказ.

Это прялка всем на диво,
Знают толк в ней мастера!
Так нарядна и красиво
Разукрашена она:
Кони, птицы, солнце светит,

И цветы на ней, луна…
Догадайтесь быстро, дети
Для кого нужна она?
Ведь за прялкой в зимний вечер
У лучины, у окна
Пряха там за ней сидит
И на прялочку глядит.
Прялка с детства,
Прялка диво!
Разукрашена красиво.
Дева ниточку прядет,
Тихо песенки поет.
Будут нитки изо льна,
Будет много полотна.
Как нашьет рубах, портков,
Сарафанов, рушников,
“Будет ей приданое
Крепкое не дранное”.
Вышивает, украшает,
Всю семью оберегает.
Нужно много полотна,
А ткачиха-то одна.

Приглашай на посиделки,
Пусть порадуются девки.
Шутки, смех и прибаутки…
Пробегут часы, минутки;
Парни тоже к ним зайдут.
Что тут ткут
И что здесь шьют?
Как нашьют, наткут, навяжут,
Все уложат в сундуки,
Будет все лежать до свадьбы

Все подарки для родни.
Парни к девкам присмотрелись,
Засылают к девкам свах,
Сами прялочки готовят.
Все горит у них в руках!
Нужно к девицам сходить,

Прялку стоит подарить.

Так идет жизнь в деревнях
При лучинах, при свечах.

Скоро свадьба, загуляем.
Всех на свадьбу приглашаем!
Время даром не теряйте,
Вы ворота отворяйте
И коней ка запрягайте.
В бубенцы их наряжайте,
В расписные сани, дуги!
Еду я к своей подруге.
В церковь едем мы венчаться,
И за свадебку потом

Будет пир горой стоять,
Свадьбу будем мы играть.
Ну а Вас, честной народ,
Хлебом-солью угощать.
По весне поставят избы,
Снова жизнь им начинать.
Вот и сказочке конец,
А кто слушал молодец!
Автор:  я, Капралова М.В.©

Фото галерея резных наличников из старых русских городов

Наличник — это декоративный элемент, без которого изба, конечно, выстоит, но именно он делает простой деревянный сруб уникальным произведением искусства. Изначально наличники предназначались для того, чтобы закрыть щель между стеной и окном. Со временем деревянную планку стали украшать резьбой и узорами, красить в разные цвета. В различных регионах России сложились собственные уникальные традиции украшения окон.

Например, в Поволжье, где украшением домов занимались мастера речных судов, наличники выглядели роскошно и имели орнаментальные особенности, а в Иванове и Шуе характерной чертой окон были наличники в форме оградки.

Фотограф Иван Хафизов уже несколько лет путешествует по России и делает снимки резных наличников. В его архиве фотографии из 101 города России. Всего же он планирует посетить 500 городов и затем издать первую большую книгу, посвящённую этому виду народного творчества. Опубликованная Иваном подборка составлена с любовью и глубоким пониманием предмета.

По мнению коллектива Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, работа Хафизова чрезвычайно важна и актуальна именно сейчас. «Это искусство постепенно исчезало. В 70-80-х годах мы думали, что мастера работы по дереву перестанут существовать, а теперь видим почти возрождение — появилась масса молодых ремесленников, которые перенимают традиции предшественников. Если будет развиваться деревянное строительство, то будет и будущее у наличников», — рассказала старший научный сотрудник музея Татьяна Олейник.

При помощи краудфандинга фотограф собирает средства на создание виртуального музея наличников. Надеемся, что Иван продолжит экспедиции. Помочь проекту можно здесь .


Иркутские наличники отличает большой размер — высота такого окна может достигать двух метров. Особенностями обрамления являются огромное навершие и ставни, разделенные надвое узором.


Наличник из Кижей. Согласно одной из теорий, символ IXXI означает «второй сын родного брата главы семейства».


Этот наличник не характерен для Ижевска, но встречаются и такие.


В Костроме для украшения наличников широко используется растительный орнамент.


В селе Сусанино под Костромой получили распространение наличники, узор которых напоминает ниспадающую складками ткань.


Балашовские наличники, как почти во всей Саратовской области, имеют ставни и окрашены в яркие цвета. Навершие часто напоминает ламбрекен (драпировку шторной композиции).


В Ивановской области получили распространение наличники, подол которых равен по размеру навершия или превышает его.


Нельзя сказать, что этот наличник из Данилова Ярославской области характерен для этой местности, хотя он белый, как другие, и середина навершия заметно выше, чем края. Зато с кошками.


Наличник из Ижевска, который легко узнать по вертикальным прорезям. Такие встречаются только в Удмуртии.


Шуя — один из немногих городов, где домовая резьба продолжает развиваться и сейчас, поэтому там встречаются наличники разных видов.


Наличники подмосковного Малоярославца имеют характерные художественные элементы по бокам, похожие на веер. Большинство обрамлений — белого цвета.


В Тарусе вокруг наличников сложилась необычная традиция — боковины и нижняя часть украшены минимально, а навершие имеет характерную структуру: в середине элемент в виде солнца, по сторонам — планки, изображающие дождь.


Наличники в подмосковном Егорьевске отличаются трёхарочными навершиями.


В Нижнем Новгороде, в противовес более распространённой в стране сквозной резьбе, встречается глухая (рельефная) резьба.


Вологодский наличник легко узнать по расширениям кверху и книзу.


Большинство омских наличников имеют ставни. Кроме того, Омск — единственный город, где встречаются оконные обрамления со ставнями в стиле модерн.


Драконов на наличниках можно увидеть повсеместно — от Тверской области до восточных границ Ивановской и дальше. Чаще всего они встречаются в Ростове Великом.


Охристые цвета этого наличника выдают в нём принадлежность к Рязани — в центре города большая часть деревянных домов оформлена именно в песочной гамме.


Спасск-Рязанский — один из немногих городов, где большинство наличников имеет навершие в форме покатой крыши. Местные жители почти никогда не красят оконные обрамления в белый цвет.


Наличник из Мышкина Ярославской области. Местные оконные обрамления обычно выкрашивают в четыре-пять цветов.


Состоятельные жители города Юрьевец украшали свои дома наличниками с оригинальной верхушкой, которую можно увидеть только здесь.


В центре Самары сохранились десятки деревянных особняков. Большинство наличников на них имеют в середине навершия характерный выступающий излом.


Наличник из Суздаля. Уникальная авторская работа, элементы которой в других оконных обрамлениях не повторяются.


Мичуринск Тамбовской области донёс до наших дней особый тип наличника — полностью вырезанный на станке.


Томские наличники выполнены в основном в тёмных тонах.


В Воронеже наличников немного, в отличие от соседнего Борисоглебска. Местные резчики делали вертикальные стойки в виде колонн. Из-за этого оконное обрамление выглядит массивным.


Особенность наличников в Нерчинске — украшенные резьбой ставни.


В отличие от наличников в других городах, тюменские — не результат многолетнего оттачивания мастерства резчиками из народа, а заранее подготовленная и стилистически выверенная работа архитекторов, строивших дома.


Бабушка из города Любима сначала не хотела фотографироваться, но затем передумала — пропала на минуту, повязала платок, выглянула в окно и скомандовала: «Вот теперь снимай!». А наличник из Данилова легко узнать по уникальной подоконной части, состоящей не из горизонтальной доски, а из нескольких вертикальных.

Источник

Резные ставни — Лицензия, загрузка или печать за 12,40 фунтов стерлингов | Фотографии

Наши лицензии на изображения

×

Редакционная и персональная лицензия
Редакционные и личные