Обезжиривает уайт спирит или нет: тестирование растворителей

Уайт-спирит обезжиривает или нет? Прежде чем отвечать на этот вопрос, познакомимся с его составом и свойствами, сравним с другими растворителями. В переводе с английского уайт-спирит (не спирт!) означает «белый дух» (White Spirit) и представляет собой бесцветную фракцию из жидких алифатических и ароматических углеводородов. Эти же вещества, полученные путём дистилляции (перегонки) нефти, содержат в себе бензин, керосин, лигроин, газойль, мазут и дизельное топливо – солярку. С «химической» точки зрения между всеми этими веществами разницы никакой, разве что присутствие октана у всех разное.

Однако, мы же не заливаем жидкий мазут в автомобильный двигатель, а средства для разжижения в дизель! Ведь мы знаем, что всё вышеперечисленное – топливо, а уайтспирит, который не спирт, – растворитель.

Уайт-спирит

В чем разница между керосином и уайт-спиритом?

Но и керосин (kerosene англ.) – растворитель! Он также может применяться в качестве автомобильного топлива (с ухудшением характеристики ресурса, само собой), но чаще всего его используют всё-таки в качестве добавки к ЛКМ или чистящего вещества.

Так чем воспользоваться, уайт спиритом или керосином? Оба они относятся к бензолам смешанного типа, оба получают свои свойства после прямой перегонки малосернистой нефти, оба содержат около 50% углеводородов, применимы в быту и производстве. Основные функции у того и другого одинаковы: растворять и разжижать нефтяные фракции, растительные жиры и масла, органические серные смеси, а так же азотные и кислородные соединения.

Все эти растворители, и большая половина из них содержат в себе вайт-спирит, нефрас или растворитель Стоддарта – сольвент (Stoddard solvent англ.). И сольвент (С4-155) и нефрас – другие торговые названия этого нефтепродукта.

Растворители

Область применения керосина

Эта горючая жидкость востребована в резиновой промышленности, для различных видов клея, промывки деталей и при ремонте оборудования, в химчистке тканей и меха, при производстве искусственных кож и для укрепления и очистки натуральной мездры. Идеален керосин и для очистки металлических изделий от окисей кислорода (ржавчины) и вытеснения H₂O, если железо долго прибывало под водой.

Керосин

Керосин просто необходим для высококачественных лаков и масляных красок. Недаром его называют ещё «греческим воском». Если вам необходимо развести масляную краску до нужной консистенции или алкидную, то вам нужен масляный растворитель – греческий воск, который хоть и имеет весьма своеобразный запах, но лучшего для этого действия и искать не стоит!

Несмотря на то, что этот продукт перегонки слегка желтоват, на колер после разведения это никак не повлияет.

Керосин

Конечно, в больших объёмах использовать ракетно-авиационное топливо весьма расточительно, но почистить любимые штаны, на которые попала алкидная или масляная краска, вполне по карману любому. Кerosene не вступает в «схватку» с тканью, что гарантирует сохранность и самих штанов, и их цвета.

Применение керосина

Характеристики уайт-спирита

Уайт (вайт)-спирит занимает промежуточное звено между керосином и бензином. Он тяжелее последнего, но легче кerosene. Он относится к легколетучим веществам и к четвёртому классу опасности для человека (почти не опасен), что не скажешь о его «родственниках» — сольвента и растворителя 646.

Применяется как растворитель ЛКМ, эмалей, мастик и каучука на основе битума, полибутилметакрила. Прекрасно справляется с эпоксиэфирными соединениями (эпоксидный клей, смола). Именно для этих материалов он и «выводился». Можно пользоваться им и в работе с масляными красками.

Уайт-спирит

Это прозрачное полувязкое вещество заслуженно пользуется успехом не только в строительстве и ремонте (лакокрасочная продукция, грунтовки и шпатлёвки, кровельные материалы, различные пропиток и олифы), но и очень популярно у автомобилистов.

Автомастерские охотно используют нефрас не только для промывки деталей, разбавляют им резинобитумные и сланцевые мастики, основная цель автомастеров – обезжирить уайт спиритом поверхность кузова перед покраской машины, заодно удалив с него битумные пятна и пр. грязь: различную органику и асфальтные смолы. Зачем? Чтобы увеличить сцепление материалов (металла и лако-краски) на молекулярном уровне, т. е. адгезию – очень нужную функцию при покраске кузова.

На видео: тестирование растворителей.

Что лучше?

Что лучше — обезжириватель уайт-спирит или керосин? Можно ли обеспечить качественную адгезию, заменив материалы? Вспомним принципиальные отличия одной фракции от другой – летучесть и вязкость. Керосин малолетуч и «тяжёл» по сравнению с «белым духом». Он прекрасный растворитель, но из-за своей малой летучести образует после обезжиривания тончайшую, маслянистую плёнку, что, конечно, не способствует лучшему сцеплению ЛКМ и поверхности кузова.

Керосин не вступает в реакцию с тканевыми красками и не портит ворс шерсти. Почему? Потому что не может взаимодействовать с мельчайшими оксидными соединениями, которыми покрываются все предметы, соприкасающиеся с атмосферой. Мы же живём в этой самой атмосфере! Точно такой же оксидной плёнкой покрывается и поверхность автомобиля, а значит, от неё надо либо избавиться, либо сделать её безопасной и «послушной».

Нефрас так же, как и керосин, не способен избавить поверхность машины от этой плёночки, зато он способен вступить с ней в реакцию и превратить вредный оксид в устойчивое химическое соединение, не препятствующее адгезии.

Нефрас

Нефрас «Калоша» — ещё один вариант вайта – применим не только для автомобильного железа, но и при вулканизации её «обуви».

Нефрас «Калоша»

Полностью удалить оксидную плёночку можно только чистым спиртом C₂H₅OH, но вы можете представить себе расход «спиритуса» на кузов автомобиля? 

Вывод напрашивается сам: уайт-спирит для обезжиривания перед покраской имеет явные преимущества перед керосином и спиртом.

Как очистить битум с машины (1 видео)

Разные виды растворителей (22 фото)

Рекомендуем прочитать:

Резервное питание — журнал За рулем

Жена Карла Бенца, пионера автомобильной индустрии, в подобной ситуации просто купила в аптеке горючее средство от грызунов и, залив его в бачок, благополучно продолжила поездку. Бывалый же водитель на неизведанном маршруте положит в багажник хоть пластиковую бутылку с бензином — на всякий случай. Однако и на бывалого бывает проруха, когда в баке пусто, а до заправки еще пилить и пилить.

Бутан из баллончика через сопло газовой горелки поступает непосредственно во впускной коллектор.

Бутан из баллончика через сопло газовой горелки поступает непосредственно во впускной коллектор.

Хорошо, если до очага автомобильной цивилизации недалеко прогуляться с канистрой. Но, предположим, не повезло — к услугам бедолаги только керосиновая лавка или сельпо да полуживой трактор в богом забытой деревне. Сценарий может быть и другим, суть одна — что можно залить в бак, когда нет бензина? Да так, чтобы, худо-бедно, про-ехать несколько километров. Это и стало целью нашего эксперимента.

Для чистоты эксперимента и удобства работы мы использовали «порционный» топливный бачок.

Для чистоты эксперимента и удобства работы мы использовали «порционный» топливный бачок.

Чем можно поживиться на прилавке виртуального магазина? Лаки, краски, средства от насекомых и олифу исключили сразу — у нас не многотопливный танковый дизель. А вот керосин, дизтопливо, уайт-спирит, скипидар, пару сортов растворителей, ацетон и «незамерзайку» для стекол проверим. Последняя, кстати, на открытом воздухе горит замечательно, поэтому тушить пожар под капотом (а такие попытки нам известны) ею не стоит. Ну и, конечно, главный продукт российской глубинки — чистый, как слеза, самогон.

Если с собой баллон с пропаном — вам повезло, подводите газ во впускной коллектор и сможете неплохо ехать.

Если с собой баллон с пропаном — вам повезло, подводите газ во впускной коллектор и сможете неплохо ехать.

Только где его в Москве купишь! Поэтому загодя затерли брагу, из которой спустя положенный срок добыли настоящий первач. На вкус и букет — та еще сивуха, однако горит исправно, а бытовой спиртометр уверенно показывает 70°. А чтобы «подсластить» горькое питье, заготовили чистейшего медицинского спирта и — гулять так гулять — две бутылки абсента Tunel — 70-градусного, как уверяют знатоки, «лекарства». Забегая вперед, заметим, что все, что ниже градусом — водка, коньяк, портвейн — для мотора все равно что вода, на них он даже не чихнул.

И наконец, спецтест для дачников. Все, наверное, знают, что автомобильный двигатель охотно работает на сжиженном газе. Том самом, что продают в красных баллонах. Только для газа нужно специальное оборудование — редуктор, испаритель, смеситель и т.д. А нельзя ли обойтись минимумом — бытовым редуктором и шлангом, подающим газ из баллона прямо во впускной коллектор? Результаты наших опытов — на следующем развороте.

* * * 

Наш эксперимент подошел к концу. За его рамками осталось немало горючих жидкостей, потенциально пригодных для автомобильного двигателя. Например, гептил (ракетное топливо), нитроглицерин, жидкий водород, но вряд ли эта опасная экзотика доступна простому смертному. Но и те, что мы испытали, позволяют сделать вывод: автомобиль, оказывается, способен ездить не только на бензине, а проглотит почти все, что горит.  

Тестовым автомобилем стала впрысковая «Нива». Измерительная аппаратура — мотор-тестер «Автоасс», косвенный показатель оптимальности топлива — продолжительность впрыска, а мощности — время раскрутки двигателя до 3000 об/мин (см. табл.). Но более интересными оказались все же не цифры, а личные ощущения. Проверить, как автомобиль поведет себя под нагрузкой, поможет пробный километровый пробег на каждом топливе. В эксперименте использовали и карбюраторный автомобиль. Кстати, спирт ему понравился куда больше, чем впрысковому.

Лить очертя голову в бензобак нашей впрысковой «Нивы» первую попавшуюся горючую жидкость было бы легкомысленно: а ну как не заработает? Поэтому установили на место запаски небольшой бачок со своим электробензонасосом и параллельную систему питания с двумя трехходовыми кранами. На чистоту эксперимента это не повлияет, зато при неудаче здорово сэкономим время на промывке штатной системы. А чт

Чем лучше заправлять керосиновую лампу, уайт спиритом или керосином ?

Правильно настроенная лампа не коптит. Керосин однозначно. Подрежьте фитиль, ровно, ножницами, заправьте не выше нормы. И приток воздуха равномерный со всех сторон, добиться ровного пламени без копоти. Грязное стекло вымыть и присудить. Имею опыт керосиновой печки, керосинки лет 40-50 назад, на ней варили "писчу", и лампой пользовались, часто свет пропадал.

всегда керосином заправляли. А вообще, фонарик купи светодиодный

гексапеном заправляй. вообще не коптит. только не знаю есть ли он в продаже

Светодиоды потребляют мало, поэтому даже не очень емкий аккумулятор 10А/ч (например) способен пол суток ярко освещать комнату.

Авиационным керосином, он почти не коптит в лампе

Коптить стекло будет и керосин и уайтспирит, для этого не нужно высоко поднимать фитиль. Но уайтспирит . является одним из наиболее пожароопасных веществ среди всех тех, которые только имеются на российском рынке. Чтобы понять, насколько он активный, достаточно представить себе, что вся классификация пожароопасности жидкостей имеет определенные классы (от первого, самого безопасного, до четвертого - наиболее уязвимого к воспламенению). Так вот, данный тип спирита принадлежит к самому высокому - четвертому классу. Именно поэтому специалисты крайне не рекомендуют использовать его вблизи с воспламеняющимися элементами, лучше всего это делать на расстоянии в несколько десятков метров. При этом хранить его следует в темном помещении. - Читайте подробнее на FB.ru: <a rel="nofollow" href="http://fb.ru/article/131994/sostav-uayt-spirita-uayt-spirit-harakteristika" target="_blank">http://fb.ru/article/131994/sostav-uayt-spirita-uayt-spirit-harakteristika</a>

В хоз. магах и палатках по сей день в продаже керосин именно для ламп! в бутылках по 0,5, с подробной инструкцией на этикетке....

Давно пора переходить на светодиодные светильники

Аналоги керосина ТС-1 | Амистад

Авиационный керосин марки ТС-1 – незаменимое топливо для самолетов дозвуковой авиации. Кроме того, он используется в лакокрасочной и химической промышленности, а также в быту для обезжиривания поверхностей, разбавления вязких масляных красок и пр. В каждой области использования керосин ТС-1 можно заменить более доступными и удобными в применении аналогами. Рассмотрим их подробно.

1. Растворитель «Уайт-спирит»

Это бесцветная маловязкая жидкость с резким запахом керосина, не имеющая в составе примесей, воды, щелочей, водорастворимых кислот. С помощью «Уайт-спирита» разбавляют лакокрасочные материалы для придания им рабочей вязкости. Также он растворяет органические соединения, краску, масла, эфиры, поэтому часто используется для выведения пятен. Обезжиривает ли «Уайт-спирит»? Да, и очень качественно, поэтому используется для подготовки поверхностей к покраске.

Производство и хранение «Уайт-спирита» регламентируется ГОСТом 3134. Его технические характеристики, а именно высокая температура кипения (1650⁰С), возможность хранения в обычных условиях и невысокая летучесть – позволяют безопасно использовать «Уайт-спирит» в быту и промышленности. Он нашел применение в резиновой, пищевой, лесохимической и лакокрасочной сферах.

2. Керосин технический

Это горючая легковоспламеняющаяся жидкость широко применяется в разных сферах промышленности. Нормы на технический керосин задает ГОСТ 18499-73. Из технического керосина получают этилен, пропилен и даже ПВХ после гидрирования. Также он используется как растворитель лакокрасочных материалов, обезжириватель и может заменить в лампе осветительный керосин.

Марки технического керосина (КТ-1 и КТ-2) различаются кислотностью, сернистостью, содержанием смол, но каждая из них находит применение в разных сферах. Технические характеристики КТ позволяют хранить этот продукт в бытовых условиях при температуре до 70⁰С.

3. Керосин КО-25

Осветительный керосин раньше использовался в основном в керосиновых лампах, а сегодня выступает топливом в машинах для резки металлов и как растворитель в лакокрасочном производстве и при промывке механических деталей. Его производство регламентирует ГОСТ 11128-65.

При использовании КО-25 по прямому назначению на первый план выходят такие характеристики, как высота некоптящего пламени, температура вспышки и массовая доля серы. Благодаря их оптимальным значениям применение этого вида керосина в бытовых условиях безопасно для человека и окружающей среды. Это вещество относится к 3-му классу опасности.

4. Керосин РТ

Реактивное топливо (РТ) – вторая по популярности марка авиационного керосина. Основное применение – топливо для самолетов, летающих в пределах до полутора звуковых скоростей. Для улучшения эксплуатационных свойств в марку РТ добавляют антиокислительные и износостойкие присадки.

Этот вид топлива получают с помощью дополнительной гидроочистки керосина, которая снижает уровень серы и избавляет от лишних углеводородов в составе. В результате керосин РТ обладает необходимыми в дозвуковой авиации характеристиками: высокой температурной стабильностью, способностью защиты металлических деталей от коррозии.

5. РЭС «Эльмус»

Концентрат для обезжиривания «Эльмус» предназначен для обработки поверхностей перед покраской. Он удаляет органические соединения, жиры, масла, фракции нефти. Эта малотоксичная бесцветная жидкость эффективна даже при 10%-ной концентрации в обычной воде и намного дешевле привычного керосина и «Уайт-спирита».

Купить керосин