Содержание

как пользоваться, какую лучше выбрать, несмываемые

В разрабатывании новых материалов принимают участие не только технологи, но и люди с творческими задатками. Роспись по стеклу – одно из направлений в интерьерной отделки. Для этого необходимы особые, витражные краски.

Фото росписи по стеклу

Что такое витражная краска

Краска для витражей – разновидность лакокрасочных материалов, предназначенных для росписи гладких поверхностей. Они помогают раскрыть творческий потенциал взрослого человека и ребенка. Ими можно разнообразить обыденную стеклянную посуду, сделав из нее достойный презент близкому человеку. Краски для витража могут наноситься на зеркало, стекло либо посуду. Приобрести их можно в канцелярских и других специализированных магазинов по доступной цене. Они не боятся ультрафиолета и устойчивы к истиранию.

Витражная роспись бокалов

Витражными красками можно разнообразить обыденную стеклянную посуду, сделав из нее достойный презент близкому человеку.

Виды в зависимости от состава

Материал отличается не только большим выбором оттенков, но и консистенцией, зависящей от состава. Однако все они после нанесения образуют плотную прозрачную пленку, которая не искажает передачу цветов. Их принято классифицировать, исходя из основы или особенностей нанесения и времени высыхания.

Роспись стекла

Материал отличается не только большим выбором оттенков, но и консистенцией, зависящей от состава.

На водной основе

Витражные краски по стеклу на водной основе являются гипоаллергенными и подходят для работы с ними аллергикам. Они не прозрачные, а получаемый результат сход с тем, если делали роспись масляными составами. Среди минусов – недостаточная насыщенность палитры. Связано это с отсутствием содержания смол. Имеют небольшой эксплуатационный срок. Для закрепления орнамента необходим обжиг. Плюс, ложатся они не всегда равномерно и подходят для работ только со стеклом.

Фото тарелки с росписью

Витражные краски по стеклу на водной основе являются гипоаллергенными.

Акриловые

В них акриловая основа легко разбавляется водой. По сути, они являются разновидностью водных ЛКМ. Для окрашивания небольших участков используют кисть. Для обработки больших площадей лучше воспользоваться аэрозольными баллончиками. В отличие от водных составов, акриловые смеси обладают более насыщенными цветами. Оттенки легко перемешиваются между собой. Для износостойкости изделия не требуют обжига, но для закрепления результата можно покрыть рисунок сверху акриловым лаком. Они не выгорают на солнце и устойчивы к температурным колебаниям.

Роспись акриловыми красками

Краски не выгорают на солнце и устойчивы к температурным колебаниям.

Спиртовые

Спиртовые краски по стеклу наиболее устойчивы к внешним факторам. Они оптимальны, если хочется познакомиться с этим видом искусства впервые. Наносят их с помощью кисти, а для удаления состава используют специальный растворитель. Обладают насыщенной яркостью, блеском. Для закрепления результата обжиг не требуется.

Роспись спиртовыми красками

Спиртовые краски по стеклу наиболее устойчивы к внешним факторам.

Лаковые и другие

Существует разновидность лаковых составом, а также смесей на силиконовой, силикатной основе. Прочность и невосприимчивость покрытия к внешним факторам ЛКМ на основе из силиката или силикона материал приобретается после обжига окрашенного изделия. Поверхность становится гладкой и блестящей. Лаковые краски или изделия на органической основе узнаваемы по резкому запаху. Обработанные участки не следует обжигать. Сама краска сохнет несколько суток после чего поверхность можно протирать. Для разбавления требуется специальный растворитель, желательно той же марки.

Краска на любой основе не наносится на места, соприкасающиеся с пищей.

Фото витражного лака

Лаковые краски или изделия на органической основе узнаваемы по резкому запаху.

Отличия обжигаемых и необжигаемых витражных красок

Обжигаемые и не требующие обжига краски отличаются последующей обработкой. К ому же, материал не требующий дополнительной термической обработки более прост в использовании. Потому «необжигаемые» краски оптимальны для начинающих художников-декораторов, а также, когда требуется красивое обрамление стекол.

Для покупателей на банках с ЛКМ предусмотрена подсказка. Так, на упаковках (баночках) с «обжигаемой» краской имеется надпись «Porcelain» или «Porzellan». Средняя температура обжига колеблется от 120 до 160 градусов, а время от получаса и до полутора часов. Окрашенное изделие ставят в холодную духовку и только потом доводят температуру до нужных градусов.

Используя краски, нуждающиеся в контурах важно помнить, что и контур должен быть обжигаемым.

«Необжигаемые» составы обладают более насыщенным, ярким цветом. Однако срок высыхания у них достигает трех недель и только спустя месяц, окрашенную поверхность можно мыть.

Фото витража

Окрашенное изделие ставят в холодную духовку и только потом доводят температуру до нужных градусов.

Какие витражные краски лучше выбрать

Выбор красок для витражей обусловлен конкретной задачей, а также навыков работы с ними. Каждый вид материала оптимален в отдельно взятом случае. Лаковая краска для стекла идеальна для профессионалов, оформляющих промышленные объекты, выполняющие крупные заказы. Цветовая гамма соответствует требованиям, плюс широкий выбор оттенков. Ими можно работать не только со стеклом, но и расписывая предметы меблировки, тканевые поверхности. Они в равной степени применимы для оформления стеклянных и фарфоровых изделий. Идеальны, когда требуется различная техника нанесения.

Витражный потолок

Лаковая краска для стекла идеальна для профессионалов, оформляющих промышленные объекты, выполняющие крупные заказы.

Для любительского оформления, а также для детских работ оптимальны краски на водной основе. Коэффициент выцветания некритичен, а также не содержат токсичных веществ:

  • Они подойдут, если требуется временное оформление, которое в последующем можно смыть;
  • Ими можно декорировать небольшие предметы, вазы, тарелки и так далее.

Именно этот тип ЛКМ выбирают, когда на изделие требуется написать поздравительное или памятное послание.

Рисунок витражными красками

Для любительского оформления, а также для детских работ оптимальны краски на водной основе.

Особенности нанесения витражной краски

Для работы с красками для витража важно запастись рядом полезных инструментов. Для начала лучше использовать необжигаемые краски. Плюс, небольшие кисточек с жестким ворсом. Некоторые предпочитают работать губкой. Удалить ненужные штрихи поможет растворитель. Для работы нужно приобрести контурные краски, которые помогут сохранить очертания узора и не дадут основным составам смешаться.

Витражная роспись

Для работы нужно приобрести контурные краски, которые помогут сохранить очертания узора и не дадут основным составам смешаться.

Этапы росписи витражными красками

Перед началом работ, важно определить дизайн узора. Лучше сделать набросок, как трафарет, приложив его к внутренней стороны обрабатываемой поверхности, а его границы на внешней стороне очертить маркером или фломастером.

Перед декорированием поверхность обезжиривают.

  1. Краски для витража для контуров должны наноситься аккуратно, не допуская размазывания растекания краски. Он должен хорошо просохнуть. Время сушки, как правило, указывается производителем на упаковке.
  2. Далее идет непосредственно само раскрашивание кисточкой или губкой. Образующиеся пустоты у границ контура можно закрасить вторым слоем. Краска наносится прямо на окрашиваемый участок, а дальше растирается.
  3. Если расписывают акриловыми красками, то наличие контуров необязательно. По желанию его можно нанести, тогда узор целиком будет напоминать витраж, а без очертаний это больше похоже на живопись по стеклу.
  4. При необходимости окрашивания больших площадей, то применяют аэрозольные балончики. Они могут иметь масляную, латексную, акриловую основу или быть термостойкими. Популярностью пользуются акриловые составы.

Такие спреи обладают неплохой сцепляемостью с поверхностью, покрывая даже труднодоступные места. Не требуют дополнительных приспособлений для нанесения. Быстро сохнут, представлены в многообразной цветовой гамме. Нередко профессионалы используют аэрозоли для прорисовывания мелких деталей. Все зависит от опыта и ловкости. Среди ощутимых минусов – невозможность разбавить состав. К тому же, цвета нельзя перемешивать. А наличие вспомогательных эскизов увеличивает расход краски.

Витражная роспись стекла

Перед началом работ, важно определить дизайн узора.

Меры предосторожности при работе с витражными красками

Несмотря на отсуствие особо вредных компонентов, с ЛКМ нужно работать, соблюдая меры предосторожности. Нежелательно, держать тюбики и баночки с красками в открытом положении. В закрытом виде их следует выбрасывать после использования.

Краски для витражной росписи

Нежелательно, держать тюбики и баночки с красками в открытом положении.

Несмотря на гипоаллергенность работать со смесями нужно, защитив руки перчатками. В случае работы с аэрозолью, следует надевать респиратор. При попадании веществ на слизистую необходимо промыть участок и обратиться к врачу. Освоив эту технику росписи можно создавать для дома и друзей оригинальные вещицы обихода, а также немного видоизменять интерьер дома, квартиры.

Видео: Роспись на стекле витражными красками

выбираем детям набор с витражами для рисования по стеклу от фирм «Луч», Decola и Amos

Витражные краски: состав и правила использования

В век промышленного производства особо ценятся те изделия, которые не были выпущены на заводе, а сделаны вручную. Особенно это касается декоративных предметов интерьера и украшения жилища. Витражи очень славились даже в старые времена, и сегодня изображение на стекле сможет украсить любой дом.

Разрисовать окно можно и самостоятельно, если использовать специальные витражные краски.

Что это такое?

Витражные краски – это обобщенное название нескольких видов лакокрасочных материалов, у которых может быть разный состав и основа, однако есть одна общая черта – способность хорошо сцепляться со стеклянной поверхностью. А это такая поверхность, которая обладает минимальной адгезией, поскольку структура материала совершенно не предполагает впитывание жидкости. Поэтому у художников возникла потребность в выделении отдельного сектора лакокрасочных материалов, подходящих для окрашивания окон.

Витражные краски: состав и правила использования Витражные краски: состав и правила использования

Рисование по стеклу с помощью витражных красок осуществляется стандартными художественными инструментами, к которым относятся кисти и мастихины, а также лак для последующей защиты окрашенной поверхности от отрицательного воздействия внешних факторов.

Для всех витражных красок характерна хорошо заметная яркость оттенков, при этом они обычно довольно жидкие сами по себе и не требуют разбавления какими бы то ни было растворителями.

Впрочем, их жидкость способствует сильному растеканию, поэтому в процессе работы рекомендуется использовать специальные контуры.

Витражные краски: состав и правила использования Витражные краски: состав и правила использования

Специалисты выделяют целый ряд преимуществ использования красок витражного типа.

  • Витраж в современном интерьере выглядит довольно необычно, а потому запросто может стать акцентом в дизайне или даже изюминкой всего интерьера. Хотя традиционно местом нанесения витража были окна, в качестве рабочей поверхности можно использовать любое стекло, будь то старое зеркало или межкомнатная дверь.
Витражные краски: состав и правила использования Витражные краски: состав и правила использования
  • В последние годы все более модной становится витражная роспись мелких стеклянных предметов, которые в дальнейшем используются в качестве подарков. Разрисовать таким способом можно люстру, посуду или даже рамку для фотографий. В промышленном производстве подобных аксессуаров пока нет, да и они уместнее будут смотреться в индивидуальном исполнении – с учетом специфики потенциального владельца.
  • Витражные краски обычно гарантируют высокую степень адгезии с основой, благодаря чему можно не переживать за долговечность росписи вне зависимости от предназначения расписанного предмета. Краска не только не слезает сама, но и неплохо переносит несущественные механические воздействия и влагу. Не зря витражными красками разукрашивают и посуду – как правило, краситель нормально переносит воздействие химических моющих средств.
Витражные краски: состав и правила использования Витражные краски: состав и правила использования

Словом, у витражных красок есть все шансы не только не исчезнуть в ближайшие годы, но и получать все более широкое распространение.

Витражные краски: состав и правила использования Витражные краски: состав и правила использования

Виды и состав

Классификация витражных красок чаще всего напрямую зависит от того, из чего они сделаны. По материалу основы они разделяются на три основных вида.

На водной основе

Самый простой вариант – краски на водной основе. В их состав практически всегда входит акрил, однако не стоит путать их с собственно акриловыми лакокрасочными материалами, в которых этого полимера намного больше. Именно эта разновидность лучше любых других подходит для детского творчества, потому что не содержит каких-либо вредных добавок и даже не пахнет. Если рисунок вышел не очень удачным – не беда: пока состав не засох, его легко можно смыть обыкновенной водой.

После завершения работы шедевр требует специального обжига (его параметры указаны на упаковке с краской), иначе слой краски окажется недолговечным. В результате получается прозрачный витраж, который прекрасно подходит для окон.

Витражные краски: состав и правила использования Витражные краски: состав и правила использования

Акриловые

Акриловые витражные краски очень похожи по своим свойствам на предыдущий пункт, однако отличаются повышенной густотой. С одной стороны, это несколько упрощает роспись по стеклу, с другой – иногда приходится пользоваться едким растворителем, что не может не влиять отрицательно на экологичность подобного хобби. С другой стороны, именно этот вид было бы справедливо назвать профессиональным, поскольку разные оттенки прекрасно смешиваются между собой, позволяя получать новые цвета.

Более того, эти краски – атмосферостойкие, не боятся ни жары, ни холода, ни осадков, да еще и не требуют никакого обжига. Именно лакокрасочный материал на основе акрила считается оптимальным для взрослых новичков в этом деле.

Витражные краски: состав и правила использования Витражные краски: состав и правила использования

Лаковые

Лаковые краски на органической основе (с применением смол) отличаются высочайшим качеством получаемой картинки. Считается, что они на протяжении очень долгого времени сохраняют свои первоначальные цвета, не выгорая на солнце и не смываясь водой. Полученный рисунок отличается яркими цветами и не требует последующей термической обработки, однако придется подождать несколько дней, прежде чем он окончательно высохнет.

Другое дело, что из-за смолистой составляющей краски этого типа обычно отличаются весьма резким запахом, поэтому не очень подходят для домашнего применения.

Витражные краски: состав и правила использования Витражные краски: состав и правила использования

Другие разновидности

Несколько разнообразить ассортимент витражных красок помогают добавки, которые некоторые производители добавляют в состав той или иной разновидности. Например, широкой популярностью пользуются флуоресцентные краски, светящиеся в темноте – совершенно очевидно, что их использование позволит расписанной поверхности оставаться ярким акцентом не только в светлое время суток, но и в полной темноте.

Своеобразным аналогом являются и составы с блестками, которые в полной темноте все же невидимы, однако в лучах света буквально начинают сверкать.

Какие лучше выбрать?

Дети в принципе любят рисовать, а возможность использовать в качестве основы для будущего рисунка стекло, способное пропускать сквозь себя свет, может просто очаровать малышей.

Безусловно, лучшие витражные краски для рисования по стеклу для детей – это разновидности на водной основе. Нельзя с уверенностью сказать, что попадание такого красителя в организм ребенка пройдет для него совершенно безвредно, но по крайней мере такой состав допустимо использовать без специальных средств защиты, и малыш точно не отравится испарениями. Все остальные варианты для ребенка нежелательны, а лаковые краски на основе органических смол и вовсе запрещены для использования детьми.

Витражные краски: состав и правила использования

При этом производители не могли не отреагировать на растущий потребительский спрос на краски, рассчитанные именно для детского творчества, потому стали выпускать специальные детские наборы для росписи. Как правило, в такой набор входит не только красящее вещество, но и пластиковая основа для него, поскольку далеко не в каждом доме родители позволят малышу изучать изобразительное искусство при помощи окон или зеркал.

Готовые наборы могут выпускаться как с фоторамкой, которую можно украсить по собственному усмотрению, так и с витражами, где контуры уже нанесены – остается только разрисовать их. Результат подобных упражнений вполне может стать приятной памятью для всей семьи. Выбирать количество цветов следует, исходя из творческих возможностей ребенка.

Нужно отметить, что витражные краски на водной основе не очень приспособлены для смешивания цветов, поэтому получить новые оттенки из имеющегося небольшого набора будет сложно. Тем не менее ребенку, который только начинает учиться рисовать на стекле, для начала хватит и 10 цветов, лишь бы они были достаточно яркими и представляли весь спектр палитры.

Такого решения будет достаточно для разрисовывания витражей-полуфабрикатов, а вот детям, серьезно увлекающимся рисованием и действительно умеющим это делать, стоит подарить крупный набор, в который может входить даже 31 цвет.

При наличии высокого мастерства не следует ограничивать ребенка готовыми контурами – пусть учится самостоятельно создавать образы.

Правила использования

Пользоваться детскими наборами для росписи стекла довольно просто, однако сразу же следует уяснить главное правило, согласно которому краски на водной основе не рекомендуется использовать для украшения столовых приборов со стороны накладывания пищи. Вопреки тому, что подобный красочный слой можно специально запечь для повышения стойкости, он все же не может сравниться по своим характеристикам с более сложными синтетическими видами красок.

При длительном воздействии воды рисунок начинает растворяться, его также можно поцарапать любым острым предметом, а ведь состав красителя не предполагает его употребления в пищу. Следовательно, посуду разрисовывать если и можно, то только по внешнему краю. Во избежание соблазна сделать неправильно лучше давать ребенку для художественных опытов только кусочки пластика, поставляемые вместе с красочными наборами.

Витражные краски: состав и правила использования Витражные краски: состав и правила использования

Что же касается разукрашивания пластика из наборов для детского творчества, то здесь схема предельно проста. Шаблон представляет собой фигурный контур, повторяющий все линии разграничения цветов на будущем рисунке. Такой шаблон необходимо плотно приложить к прозрачному пластику, выступающему основой для создаваемого шедевра, и прямо из тюбика прокрасить контуры рисунка, используя трафарет.

После того, как краска подсохнет, на поверхности пластика уже будет рисунок, состоящий из одних только контуров – достаточно будет разукрасить его любым удобным способом.

Естественно, пластик – не стекло, поэтому было бы крайне неудачной идеей пытаться его запекать.

Другое дело, что готовый рисунок можно «снять» с пластиковой основы, не нарушив его целостности! В таком виде он прекрасно наклеивается на другую поверхность, благодаря чему можно не портить стекло или зеркало сразу же, а сначала нарисовать витраж на пластиковой заготовке и оценить качество шедевра.

Очень важно, что переклеивать такой рисунок с места на места можно неоднократно, и на старом месте не остается каких-либо грязных следов. Последнее качество очень способствует тому, чтобы родители не были против активного использования детского творчества и экспериментов в формировании интерьера жилища.

Производители и отзывы

Выбирать из огромного ассортимента различных детских наборов для рисования витражными красками окажется намного проще, если ориентироваться не только на определенные качества, а еще и на общую репутацию компаний, выпускающих такую продукцию.

Пожалуй, начать стоит с продукции компании «Луч». Этот бренд обладает широчайшей известностью как в России, так и во многих соседних странах, поскольку выпускает безграничный ассортимент различных товаров для детского творчества. Само собой, нашлось в модельном ряду место и витражным краскам. В целом продукцию этого бренда выбирают за сравнительно невысокую стоимость, а также за то, что это имя знакомо всем и каждому. Впрочем, в таких условиях не стоит ожидать профессионального качества получившихся результатов.

Витражные краски: состав и правила использования Витражные краски: состав и правила использования

Хотя потрясающая распространенность товаров марки «Луч» сама по себе свидетельствует о доверии потребителя, репутацию витражных красок данного бренда нельзя назвать безупречной. По крайней мере критикуется она довольно сильно. В частности, недоумение потребителей вызывает довольно продолжительный срок высыхания красок, что не может нравиться маленьким детям, которым традиционно свойственна нетерпеливость.

Небольшие наборы красок также удивляют подбором оттенков – там, в частности, могут присутствовать два оттенка розовой палитры (из шести) при полном отсутствии, например, синего. Кого-то могут шокировать разночтения касательно срока высыхания краски, допускаемые производителем в инструкции, а также тот факт, что срок годности почему-то указан внутри упаковки, в результате чего можно купить просроченный товар.

Витражные краски: состав и правила использования Витражные краски: состав и правила использования

Однако нельзя сказать, что такое решение окажется полностью неудачной покупкой. Комментаторы отмечают, что состав не вызывает ни малейших нареканий – краски действительно хорошо подходят для детского творчества, будучи полностью безопасными. Кроме того, производитель не обманывает, когда обещает хорошо заметный флуоресцентный эффект – даже в полной темноте рисунок заметен.

Продукция компании «Луч», вопреки своим недостаткам, является наиболее распространенной в нашей стране, однако стоит уделить внимание и конкурентам. Среди российских брендов выделяется торговая марка Decola, выпускаемая знаменитым заводом художественных красок «Невская палитра», а из зарубежных товаров нельзя не отметить краски корейской фирмы Amos. Оба варианта отличаются значительно более высокими художественными качествами, но и стоят заметно дороже.

Витражные краски: состав и правила использования Витражные краски: состав и правила использования

О том, как сделать витражные краски своими руками, смотрите в следующем видео.

Обзор витражных красок | Журнал Ярмарки Мастеров

Привет, всем читателям! Я давно занимаюсь витражной росписью, сегодня хочу провести обзор витражных красок и высказать свое субъективное мнение по поводу их свойств и качеств.

Первыми моими красками по стеклу были «Гамма» — они пригодны только для начинающих, хотя и так сказать, наверно, нельзя потому, что очень сложны в нанесении и оставляют много пузырьков. В общем, эти краски скорее отбивали охоту заниматься росписью, чем наоборот!

Обзор витражных красок, фото № 1

Потом я купила Hobby Line — это вполне сносные краски и смешиваются между собой, и неплохо ложатся, ничего плохого сказать не могу, вот только единственное неудобство — если вам нужно, чтобы они продержались долго – им нужна дополнительная защита лаком. Еще один минус Hobby Line — краски группы «хобби», а поэтому срок службы изделия будет недолгим.

Обзор витражных красок, фото № 2

Одновременно с Hobby Line проходило мое знакомство и с Idea Vetro — они конечно не в какие ворота, по сравнению Hobby Line — пузырьков тьма, и причем раздавить их довольно сложно, хотя палитра цветов у них довольно большая, вот так купила, с дуру) целую кучу, так они у меня и стояли, пока не переселились к одной девочке для тренировок :))

Обзор витражных красок, фото № 3

А потом я встретила свою любовь среди витражных красок и это были – Lefrank Vitrail!!!:)

Обзор витражных красок, фото № 4

куча преимуществ:

1) не нужно покрывать лаком, за счет того, что они на основе сольвента;) пузырьки появляются и, о чудо — сами лопаются!;

3) замечательная цена за такую тару!!!

4) с этими красками можно создавать интересные эффекты

Единственные недостаток — запах, т.е. помещение в которым вы работаете должно быть хорошо проветриваемым.

Есть еще одни краски на основе сольвента итальянского пр-ва Ferario

Обзор витражных красок, фото № 5

Я их не очень люблю, хотя есть и свои преимущества:

  • у них есть сольвенты с металлическим пигментом, в достаточно хорошем ассортименте

из минусов:

  • белая краска совершенно не белая, а какая-то грязная и все время впадает в осадок.
  • они не дают некоторые эффекты, на которые способны Lefrank

Спасибо, что заглянули ко мне, надеюсь, информация окажется полезной!

Хорошего настроения!

Дополнения и уточнения: моя информация по краскам подходит для объемных росписей : перегородки, стекла в шкафе-купе, оконные витражи. Не для мелких предметов, таких как посуда и т.п.. т.к. там необходим , в большинстве случаев, краски под обжиг, а с ними я не работаю.

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1

Часть 1.

Традиционное применение лаковых витражных красок.

Гуляя по просторам интернета, часто встречаю различные статьи и обзоры по витражной росписи и материалам, которые используются при этом. В этих статьях много рассуждений о том, как применяются те или иные материалы. Иногда, некоторые утверждения о том, что такой-то материал или такая-то краска «Категорически не могут использоваться …», «На эту поверхность эта краска однозначно не ляжет …», высказываются «со знанием дела» и не приемлют никаких возражений. Это интернет и ему многое простительно…..

Но в последнее время, на мои занятия все чаще стали приходить ученицы, которые обучались витражной росписи у других мастеров в других студиях или школах, со словами: «А мастер мне сказала, что ТАК делать нельзя…; Надо ТОЛЬКО так…; На эту поверхность эта краска не применяется…; С этими материалами эта краска не применяется…; Эти материалы и техники на одной работе совмещать НЕЛЬЗЯ! …».

К чему я все это? А к тому, что прочитав некоторые статьи и послушав учениц, у меня возникло непреодолимое желание поделиться своими знаниями о той технике и о тех материалах, которыми я работаю уже более 8 лет. Все, что я здесь напишу, основано исключительно на моем личном многолетнем опыте. Именно этой информацией я с удовольствием делюсь с ученицами на уроках в студии Арт-заготовка, но, к сожалению, не все имеют возможность посетить мои занятия.

На тему, о том, какие витражные краски существуют, написано много статей и обзоров, поэтому остановлюсь кратко.

Все витражные краски можно разделить на несколько групп по 2 признакам:

По составу.

  1. Краски на водной основе
  2. Краски на спиртовой основе
  3. Краски на лаковой (или сольвентной) основе

По способу закрепления на поверхности.

  1. Обжигаемые (или закрепляемые)
  2. Не обжигаемые (или не закрепляемые)
  3. Трансферные (в народе, краски-прилипалы)
  4. Запекаемые гранулы

Не буду распространяться о том, какие производители лучше или хуже – это сугубо индивидуально для каждого мастера. Как говорится, на вкус и цвет…

В интернете можно встретить советы о том, что загустевшие водные краски можно разбавлять водой, спиртовые – спиртом, а лаковые – Уайт-спиритом. Здесь буду категорична – НЕЛЬЗЯ!!! В результате таких манипуляций, краска потеряет свои первоначальные свойства. Ухудшится стойкость к УФ лучам и сцепление с поверхностью. И в дальнейшем, она еще быстрее засохнет в баночке. «Что же делать?» — спросите Вы. У каждого, уважающего производителя, имеются разбавители, которыми и нужно пользоваться, если у вас загустела краска или вы хотите немного убрать яркость цвета.

На какую поверхность ложатся витражные краски? – На любую! – только при нанесении необходимо учитывать, каким образом в дальнейшем, будет использоваться этот предмет. Если вы решили расписать красками под обжиг большой предмет или поверхность, которую нельзя поместить в духовку, то через какое-то время, краска может отшелушиться, смыться или выгореть. Что делать? В таком случае, попробуйте покрыть работу сверху лаком (если краски на водной основе) или специальным закрепителем, который есть у многих производителей. НО! Это же двойная работа. И потом, где гарантия, что лак ляжет так, нам хочется…

ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕ ЗАКРЕПЛЯЕМЫЕ КРАСКИ!

И вот, мы подошли к самому, я считаю, интересному. Расскажу подробно о тех материалах, которыми я пользуюсь 8 лет и ни на какие другие их не променяю!

Это витражные краски фирмы Pebeo, серия Vitrail. Это краски для росписи стекла и металла, НЕ ОБЖИГАЕМЫЕ.

Для начала, не большой экскурс о том, что такое витражная роспись, или как ее еще называют, заливной витраж.

Первое, что вы делаете – это выбираете рисунок, адаптируете его под витражную роспись и полученный эскиз переносите подходящим для вашей поверхности способом. В эскиз возможно перевести, практически любую картинку, даже фотографию Главное знать и учесть основные принципы витражной росписи.

Фото, присланное заказчицей:

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 1

Эскиз:

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 2

Конечный результат: Картина — размер 50/60см.

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 3

Еще один пример:

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 4

Эскиз:

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 5

Результат: Ширма

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 6

Существует несколько основных видов витражной росписи: контурная, без контурная, многослойная…

Поговорим о контурной. Название говорит само за себя – для разделения участков рисунка применяется контур. Это может быть как контур из тюбика, так и витражная лента, но главный ее принцип – это то, что все линии должны быть четко замкнутыми. После этого все ограниченные участки заливаются краской. По поводу толщины (или высоты) линии, могу сказать, что, чем больше краски вы планируете залить, тем выше должна быть контурная граница, иначе краска выльется и перемешается, а это испортит весь ваш труд.

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 7 Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 8

Многослойная витражная роспись и роспись без контура, требуют определенных навыков, много времени, терпения и аккуратности. Это достаточно трудоемкая и кропотливая работа. Об этих способах витражной росписи в другой статье.

Теперь немного о самих контурах. Как и краски их можно разделить на 2 вида: обжигаемые (закрепляемые) и не обжигаемые (не требующие дополнительного закрепления). Я пользуюсь вторыми. Из всех контуров, которые я пробовала, самую лучшую по высоте линию дают контуры фирмы Pebeo. Однако, у не обжигаемых есть один единственный, существенный минус – не богатая цветовая гамма. Но, их качество с лихвой этот недостаток компенсируют!

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 9 Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 10

Вот их цвета:

  1. Позолота
  2. Золото
  3. Золото королевское
  4. Золото тусклое
  5. Золото яркое
  6. Имитация свинца
  7. Медь
  8. Серебро
  9. Черный
  10. Прозрачный
  11. Контур с глиттерами

Так же, в качестве разделителя, прекрасно подходит витражная свинцовая лента, используемая для изготовления пленочных витражей. Только, обратите внимание, что в стыках краска может выливаться, поэтому в этих местах ленту необходимо очень тщательно прижимать к стеклу.

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 11 Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 12

Красками я пользуюсь PebeoVitrail. Это линейка не закрепляемых лаковых витражных красок по стеклу и металлу. Цветовая палитра огромнейшая, она настолько разнообразна, что ваша фантазия не будет знать границ.

Прозрачные краски – 26 цветов, объем по 45мл. Если, вдруг, вам такой объем покажется маленьким, есть 16 цветов в баночках по 250мл.

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 13 Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 14

Полупрозрачные краски – 10 цветов, объем 45мл.

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 15

Прозрачные и полупрозрачные краски, насыщенные, очень блестящие, яркие. Хорошая светостойкость. Текучие и тягучие высокоглянцевые. Рисовать ими можно только на горизонтальной поверхности. Что касается росписи ваз, бокалов и других объемных поверхностей, это тема отдельного разговора и требует определенных навыков и сноровки.

Еще к краскам на лаковой основе относятся краски со спецэффектами. Они так же не требуют дальнейшего закрепления.

Fantasy Prism «Калейдоскоп» — 28 цветов, объем 45мл.

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 16 Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 17

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 18 Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 19

Fantasy Moon «Лунные фантазии» 18 цветов, объем 45мл.

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 20 Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 21

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 22 Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 23

Краски со спецэффектами абсолютно не прозрачные, более густые и тягучие – в сравнении с красками серии Vitrail.

ВСЕ эти типы красок (PebeoVitrail, FantasyPrism «Калейдоскоп» и FantasyMoon «Лунные фантазии») прекрасно смешиваются друг с другом, что в миллион раз повышает ваши возможности в изобретении новых цветов и эффектов.

Наносить краски можно различными способами – пипеткой, палочками, шприцами. Я применяю кисти. Использую круглые Пони, серия Школьник – к синтетике так и не смогла привыкнуть – острый кончик не позволяет взять достаточное количество краски, даже, если делать это большим номером. Однако, если у вас тонкая и мелкая работа, синтетические кисти или тонкие деревянные палочки, типа зубочисток, тут будут очень кстати. Но тут, как говорится, на вкус и цвет…

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 24

Для разбавления загустевшей краски или придания ей большей прозрачности, у Pebeo Vitrail, есть 2 вида медиумов: Medium Lightening, Medium Matt. Их отличие друг от друга в том, что при применении Medium Matt, краска и поверхность, на которую ее наносят, приобретает матовость. Чем больше вы добавляете в краску Medium Matt, тем меньше глянца. Все очень просто, но при сочетании глянцевых и матовых участков в одной работе получаются замечательные и не обычные эффекты.

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 25 Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 26

И вот теперь мы плавно подошли к тому, с какими материалами, техниками и на какие поверхности могут применяться эти краски. А так же, какие эффекты можно создавать, проявив немного фантазии и сноровки. Тут могу сказать только одно: «Краски и вашу фантазию вам в руки!»

Оговорюсь сразу, что по некоторым способам нанесения краски и совмещению материалов, я не открою ничего нового. Некоторые способы можно найти в интернете, я несколько доработала их и сделала удобными в применении именно для самой себя. В чем-то я изобрела «велосипед». Не судите строго!

Итак, одна из основных поверхностей для витражной росписи – стекло, стеклопластик, зеркало. Тут ничего нового не скажу, кроме того, что попробуйте взять рельефное стекло – эффект получается потрясающий. Краска стекает в рельеф и возникает очень интересная игра цвета. Только учтите, что много контурных линий ухудшат этот эффект. Я это поняла уже после того, как нарисовала такую бабочку.

Витраж нарисован в 2007году — моя вторая работа , которая заняла первая место в конкурсе «Сам себе дизайнер» в журнале «Квартирный ответ»

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 27

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 28

Можно взять прозрачные структурные пасты и сделать на некоторых участках вашей работы рельеф самостоятельно. А потом, после высыхания пасты, нанести витражную краску.

Когда вы рисуете витраж, обязательно учитывайте прозрачность краски. Когда стекло лежит на белом фоне, краски выглядят очень темными, некоторые оттенки почти черными, но на просвет все будет совсем по-другому.

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 29

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 30

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 31

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 32

Много лет назад я делала витраж на сатиновом стекле. Оно имеет 2 стороны – гладкая и шероховатая (сатиновая). При нанесении на шероховатую поверхность лаковой витражной краски, эти участки становятся прозрачными. Сначала это меня испугало. «Все! Испортила заказ» — подумала я. Но потом, найдя в интернете описание этого эффекта, я поняла, что это мой первый «велосипед». В дальнейшем, я достаточно часто использовала эту особенность сатинового стекла – ведь такие витражи в солнечном свете особенно красиво играют своими красками и эффектами.

Одна из моих работ на сатиновом стекле. К сожалению, заказчица сфотографировала витраж так, что эффекта не видно, а мои фото пропали

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 33

Про зеркало могу сказать, что это достаточно сложная для работы поверхность – очень устают глаза, а уж постоянно лицезреть свое прекрасное отражение, через какое-то время начинает надоедать. Рисунок на зеркало я перевожу при помощи копирки. Мне такой способ кажется наиболее удобным и простым. При нанесении контура очень внимательно контролируйте его толщину. Объяснить это сложно, но попробовав несколько раз – вы поймете, о чем я сейчас говорю. Приступив к заливке краски, учитывайте то, что зеркало искажает цвет. Светлые оттенки становятся на несколько порядков темнее. Очень красиво смотрятся сочетания прозрачных и не прозрачных красок, а так же глянцевых и матовых элементов.

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 34 Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 35

Работы моих учениц в студии АртЗаготовка – да, рисунок закрывает практически всю зеркальную поверхность, но нарисовано так для того, что бы понять на уроке все особенности и сложности такой работы. А расписать зеркало дома так, что бы в него смотреться, уже не составит никакого труда:

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 36 Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 37

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 38 Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 39

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 40 Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 41

Дает необычный эффект золочение поталью под витражную краску.Но обязательно учтите, что на поталь краска будет ложиться, как на зеркальную поверхность – цвет затемняется.

Это так же работы моих учениц в студии АртЗаготовка— занятие «Ключница витражная».

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 42 Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 43

Витражные краски Pebeo Vitrail оказались настолько универсальными в плане нанесения их на различные поверхности, что четыре года назад мне пришла в голову идея попробовать их на дереве. Эффект настолько понравился, что я начала работать и совершенствоваться в этом направлении, назвав эту технику «Имитация перегородчатой эмали» Даже название этой технике придумала – «Имитация перегородчатой эмали». Ведь, если нанести аккуратно контур и залить красками, тех цветов, которые характерны для горячей эмали, получается очень похоже, особенно, если сравнивать с техникой с выступающими перегородками.

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 44 Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 45

Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 46 Витражная роспись. Совмещение техник и материалов. Часть 1, фото № 47

Я влюбилась и заразилась этой техникой. Стала в ней очень много работать. Заинтересовалась историей и стилями горячей перегородчатой эмали. И обо всем этом, в том числе и о том, как правильно и эффектно имитировать перегородчатую эмаль, как подготовить деревянную поверхность и какие эффекты можно получить, применяя лаковые краски, а так же с какими техниками декора их можно сочетать, я расскажу в следующей части своей статьи.

Статья написана мной для сайта студии Анны Григорьевой АртЗаготовка.

При копировании обязательно указывать авторство и ссылку на первоисточник!

Мастер-класс смотреть онлайн: Обзор витражных красок

В данное время на рынке есть много производителей предлагающих витражные краски. В их многообразии очень легко растеряться.
Мы поможем Вам сделать правильный выбор небольшим обзором витражных красок известных торговых марок.
В обзоре будут участвовать:
№1 Vitrail Lefranc&Bourgeois
№2 DecorGlas Marabu
№3 GlasArt Marabu
№4 Glasmal-Farbe HobbiLine
№5 Краска для витража на водной основе Dekola
№6 Краска для витража на органической основе Dekola
№7 Vetro Idea
№8 Vitrea Pebeo
№9 Glas Marabu
Обзор витражных красок, фото № 1
Начнем с контуров, чтобы разделить участки для проб красок. Хочется отметить, что плавную тоненькую линию оставляют контуры Idea Vetro и Pebeo Vitrea, более рельефную и толстую можно получить при помощи контуров Glas-konturen-paste HobbiLine или Kontnrenliner Creartec(подробнее в следующем обзоре контуров).
Обзор витражных красок, фото № 2
Обзор витражных красок, фото № 3
Обзор витражных красок, фото № 4
Обзор витражных красок, фото № 5
Итак, сегменты для проб высохли, приступим к нанесению красок и рассмотрению их характеристик. Все краски имеют глянцевый блеск, подходят для создания псевдовитражей, их можно мыть холодной водой, но нельзя использовать для предметов, контактирующих с пищевыми продуктами.
№1 Vitrail Lefranc&Bourgeois (цвет турецкий голубой)
Обзор витражных красок, фото № 6
-основа растворитель;
-запах характерный;
-средней густоты, хорошо ложится, не течет;
-высокоукрывистая, полупрозрачная;
-быстро сохнет.
№2 DecorGlas Marabu (цвет изумрудный)
Обзор витражных красок, фото № 7
-основа вода;
-почти без запаха;
-жидкая, хорошо ложится, саморастекаемая;
-в баночке мутная, после высыхания очень прозрачная;
-невозможно окрасить вертикальную плоскость.
-стойкая к погодным условиям.
№3 GlasArt Marabu (цвет изумрудный)
Обзор витражных красок, фото № 8
-основа растворитель;
-средней густоты;
-полупропразначная;
-не очень ровно ложится, не течет;
-стойкая к погодным условиям.
№4 Glasmal-Farbe HobbiLine (цвет турецкий голубой)
Обзор витражных красок, фото № 9
-основа растворитель;
-прозрачная.
-имеет едкий запах;
-довольно жидкая;
-быстро сохнет, самовыравниваемая;
№5 Краска для витража на водной основе Dekola (цвет бирюзовый)
Обзор витражных красок, фото № 10
-основа вода;
-почти без запаха;
-густая, довольно ровно ложится;
-можно наносить прямо из баночки, благодаря наконечнику;
-течет, наносится только на горизонтальную поверхность.
№6 Краска для витража на органической основе Dekola (цвет королевская синяя, турецкая зеленая)
Обзор витражных красок, фото № 11
Обзор витражных красок, фото № 12
-основа растворитель;
-имеет едкий запах;
-очень жидкая, ровно ложится;
-можно наносить прямо из баночки;
-течет, наносится только на горизонтальную поверхность;
-очень прозрачная.
№7 Vetro Idea (цвет турецкий голубой)
Обзор витражных красок, фото № 13
-основа растворитель;
-характерный запах;
-густая, не течет;
-полупрозрачная, саморастекаемая;
-довольно быстро сохнет;
-светостойкая;
-устойчивая к температурным перепадам.
№8 Vitrea Pebeo (цвет турецкий голубой)
Обзор витражных красок, фото № 14
-основа вода;
-почти без запаха;
-полупрозрачная;
-после запекания цвет становится более глубоким;
-довольно густая, не течет.
№9 Glas Marabu (цвет аметист)
Обзор витражных красок, фото № 15
-основа вода;
-почти без запаха;
-довольно ровно ложится;
-невозможно окрашивать вертикальную поверхность;
-очень прозрачная.
Исходя из вышеперечисленного, мне понравились краски на водной основе. С ними приятно работать, так как почти нет неприятного запаха, они довольно ровно ложатся, очень прозрачные. Но есть и минусы, ими невозможно окрашивать вертикальную плоскость, сильно текут, хотя есть исключение Vitrea Pebeo под запекание.
Наиболее понравились, и я думаю, являются универсальными, краски Vetro Idea и Vitrail Lefranc&Bourgeois. Они средней густоты, ровно ложатся, не текут, на растворителе, но запах не сильно едкий. Обе светостойкие, устойчивы к перепадам температуры, имеют богатые палитры. Доступны как профессионалам, так и начинающим.
Автор статьи: дизайнер « НМ Studio» Юлия Михалюк
Статья написана специально для магазина «НМ Studio», копирование без размещения активной ссылки на источник запрещено.

Какие витражные краски лучше выбрать?

Уважаемые друзья, подписчики и посетители блога!
Как я уже говорила, а сейчас ещё раз напомню, действительно профессиональные витражные краски — лаковые, или сольвентные, то есть те, которые растворяются только специальными растворителями.
Именно их свойства более всего подходят для написания больших, долговечных, качественных работ.

Если вы только начали свое знакомство с миром витражной росписи, то вам безусловно будет интересно почитать обзорную статью по краскам и принадлежностям.

С другой стороны, даже лучшие витражные краски имеют свои недостатки, и в некоторых случаях эти недостатки оказываются очень значимыми. Давайте попробуем разобраться, какие витражные краски лучше выбрать для конкретной задачи.

Главные свойства красок, которые нужно учитывать при выборе

Напомню, все витражные краски делятся на три типа:

  1. Лаковые, на основе органических смол. Их ещё называют сольвентными, растворяются или разбавляются они только органическими растворителями; с француского языка solvent переводится растворитель
  2. Акриловые, изготовляемые на водной основе и водой же растворяющиеся.
  3. Спиртовые

    Любое изделие из стекла преобразится и заиграет красочным витражным рисунком

В данной статье, речь пойдет о витражных красках на основе смол, (сольвентных) и на водной основе, так как именно они имеют большую популярность среди любителей росписи стекла, пластика, металла…

Лаковые витражные краски хороши высочайшим качеством получаемой заливки и, соответственно, готового изображения. Поверхность слоя их после высыхания практически идеально ровная, за счёт адгезии смолы к поверхности они очень крепко держатся на ней без дополнительных процедур: не смываются, не стираются, не осыпаются. Не требуют дополнительного закрепления высокой температурой

Слева — Расписной легкий, прозрачный витраж стиль Ар- Нуво, размер 120/ 70 см, Справа — Большой расписной витраж, размер 250/ 160 см

К тому же, они потрясающе яркие, сочные, насыщенные, в них идеально передаются цвета и оттенки, сохраняется прозрачность и светопроницаемость. И что не менее важно, эти цвета затем не меняются с возрастом работы, поскольку лаковые краски не выгорают на солнце, не тускнеют через несколько лет эксплуатации, стойкие к ультрафиолетовым лучам.

Идеально подходят витражные лаковые краски для тканевой основы, то есть для холстов. Возможно вы не знаете, но витражные краски на основе растворителя успешно используют даже художники, которые пишут картины маслом или акрилом, дополняя таким образом свои интересы.

Вы можете тоже попробовать написать витражными лаковыми красками на акриловом фоне интересную и красочную картину  по специальному Мастер Классу. Сейчас на МК скидка -70% , успейте заказать!

Почитайте статью- мотивашку о  распространенных стереотипах, которые блокируют мозг человека и не дают начать писать картины.

Но имеется у лаковых  витражных красок маленький недостаток. В частности, они сильно пахнут растворителем, при долгой работе с ними восприимчивые люди могут чувствовать себя плохо, иногда на эти краски может развиться аллергия.

Собственно, витражные краски на водной основе были созданы, как более безопасная альтернатива лаковым. Они не пахнут и не вызывают аллергии.

Витражные краски на водной основе необходимо закрепить обжиганием в духовке при температуре 160, около 40 минут

Но, с другой стороны, такая безопасность была получена за счёт отказа от смол, а без нее краски потеряли насыщенность и яркость цветов: все акриловые витражные краски менее прозрачны, цвета их не так насыщены, со временем они могут ещё больше тускнеть, хотя здесь многое зависит от марки и производителя.

Значимый недостаток витражных красок на водной основе— недолговечность работы. Чтобы краску закрепить на поверхности, нужно изделие обжечь в духовке при определенной температуре. И даже после обжигание, краски не любят долгий контакт с водой…

Как следствие, без дополнительного обжигания, иногда они легко осыпаются с основы, иногда смываются или стираются твердыми предметами. Некоторые необожженные краски даже стираются мокрой тряпкой. Если они после нанесения обжигаются, работа становится долговечные, но и после этого краску можно соскоблить ножом.

На заметку

Поэтому, кстати, в домашних условиях нельзя наносить вообще никакие краски на посуду с той стороны её, на которую выкладывается еда: и лаковые, и акриловые краски здесь одинаково вредны. Узоры на посуде делают только по промышленным технологиям с обжигом посуды и красок при температурах до 500°С.

Кстати, не только у краски для росписи стекла существуют недостатки.  Так, например, в масляной живописи, для того, чтобы очистить кисти от краски, используют токсичные и неприятные на запах растворители….

Несмотря на такой недостаток, масляная живопись считается самой популярной техникой в изобразительном искусстве. Соответственно, не мало почитателей и у акриловой техники, которая нейтральная на запах, но при этом имеет другого рода сложности в работе.

Для справки: масляная краска получается путем смешивания пигмента с очищенными маслами, а акриловая получается, когда пигмент растирают с водой. Существуют и другие составы красок , например, масляная краска на смолах, так называемая, алькидная краска, которую я также использую для картин на холстах.

Вообще, я люблю создавать работы, где можно использовать разные виды красок и материалы. Такая техника называется смешанной, а картины в этой технике намного интереснее. Да и выразить себя лучше  и показать свои способности окружающим можно на одной поверхности. А может и удивить близких людей тем самым!



Все витражные краски предназначены только для декоративного оформления

Так вот, учитывая эти свойства красок, можно решить, какие витражные краски лучше в конкретной ситуации.

Когда нужно применять лаковые (сольвентные) краски

Лаковые витражные краски применяются в первую очередь при профессиональном оформлении помещений, витражей, различных стеклянных конструкций, вывесок, при декорировании интерьеров и зданий. Они позволяют получить идеальную расписную работу или картину с такими цветами и оттенками, которые нужны художнику.

Также лаковые краски используются:

  1. Для художественной росписи мебели;
  2. Для декорирования фарфора, стекла, пластика;
  3. Для написания картин на тканевых и стеклянных поверхностях;
  4. При создании ответственных художественных произведений, например, в смешанной технике.

Фрагмент из видео урока по написанию стеклянной картины в смешанной технике

Другими словами, если вы планируете написать картину на стекле или холсте и хотите, чтобы она была яркая и долговечная, вам нужно выбрать именно лаковые витражные краски. К тому же, лаковые краски не нуждаются в дополнительном закреплении высокой температурой. И потом, трудно представить холст в духовке, не правда ли?

Ситуации, когда акриловые краски лучше

Витражные краски на водной основе применяются в основном в любительском творчестве, а также для обучения детей росписи ими. Когда начинающий художник хочет попробовать писать витражными красками, но сразу браться за дорогие профессиональные продукты не хочет, он пробует расписывать бутылки, чашки, небольшие стекла именно акриловыми витражными красками.

Здесь возможное выцветание красок не столь критично, а закрепить их на поверхности при обжигании получается достаточно надёжно.

Также акриловые витражные краски лучше выбрать в таких случаях:

  1. Для занятий детским творчеством — такие материалы безопасны и недороги;
  2. Для временного оформления окон, витрин, интерьеров помещений. После праздников или событий, для которых проводилось оформление, краски легко смываются;
  3. Для не коммерческой росписи небольших предметов — ваз, тарелочек, кружек, бутылок и сервизов. Здесь витражными красками рисуются различные мотивы, пишутся поздравления, делается декоративное оформление в традиционных стилях.

Большая радость детям «повазюкать» краской по большой поверхности стекла

Собственно, поэтому акриловые витражные краски бывают разными: такими, которые подходят именно для детей, специальные декоративные для временного нанесения. Среди них ещё нужно правильно выбрать марку.

Делаем краткий вывод:

Витражные краски на органической основе:
— не обжигаются
— ложатся ровно на поверхность
— прочные, яркие, очень блестящие
— ложатся и держатся на любой поверхности: стекло, дерево, пластик, ткань
— работа идет с удовольствием

Витражные краски на водной основе:
— обжигаются в духовке
— ложатся не всегда ровно
— не блестят, в меру прочные
— предназначены только для росписи стекла
— « трепают немного нервы, портят кровь»…. а не поискать ли что-нибудь им на замену? 

Для росписи больших витражей в окнах, дверных проемах или картины на стекле , холсте потребуются именно лаковые краски.  Это краски предназначены для искусства на любых поверхностях.

В любом случае, если вы профессионально подходите к работе, думаю вам не нужно объяснять, почему лаковые краски для вас предпочтительнее.

Если же вам нужно расписать маленькую вазу, тарелочку, разукрасить окно снежинками или новогодним рисунком к Рождеству, научить ребенка писать по стеклу, краски на водной основе — ваш выбор.

Но когда вы войдёте во вкус и начнёте относится к росписям серьезнее, то рано или поздно все равно возьмётесь за лаковые витражные краски краски.

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Обзорная статья по краскам для стекла

Главный вопрос — где купить?
Краски и контуры для росписи стекла можно купить в любом художественном магазине. Если продавцы попадутся грамотные, они вам еще и консультацию дадут.

Краски для стекла
Краски для стекла делятся на покрывные (непрозрачные) и витражные (полупрозрачные, пропускающие свет. Покрывные краски чаще всего акриловые. При покупке акриловых красок надо обязательно обратить внимание, чтобы было указано «для росписи стекла», обычный акрил может облезать при мытье изделия. Время полного высыхания краски указывается в инструкции. Например, краски Olki питерской фирмы “Olki Art” высыхают через 15 минут до состояния «можно касаться» и только через 2 суток посуду, расписанную этими красками можно мыть.

Витражные же краски в свою очередь делятся на краски для «холодного» витража и для «горячего». Название техник обусловлено тем, обжигается ли изделие в печи после росписи или нет.

Краски для «холодного» витража производятся на основе различных смол (например Marabu Glas Art) или спиртовой основе (например немецкие Hobby Line). Краски на основе смол растворяются уайт-спиритом, который весьма резко пахнет и вообще для здоровья не полезен. Сами краски тоже пахнут довольно сильно, поэтому работать с ними рекомендуется в хорошо проветриваемом помещении. Достоинством этих красок является их водостойкость и невысокая цена за растворитель.
Краски некоторых производителей хорошо смешиваются между собой, что позволяет расширить цветовую гамму.

Я использую в работе краски фирмы Hobby Line. Эти краски изготовлены на спиртовой основе, за счёт чего они водостойкие. Фирма выпускает специальный растворитель для красок, но он довольно дорог, поэтому я использую обычный спирт. Достоинство – водостойкость без запекания и отсутствие резкого запаха. Краски выдерживают мытьё в горячей воде, с моющими средствами. Посудомоечную машину и замачивание не переносят. С течением времени крепче прилипают к стеклу. В своё время я тренировалась на банках, в которых мама пару лет консервирует овощи. Краску и контуры уже невозможно отодрать даже ножом.

Если же у вас нет возможности доставать спирт (водка не годится), и при этом у вас есть хорошая духовка, на которой можно выставлять температуру, то можно использовать краски на водной основе (например Marabu DecorGlass), которые после запекания при заданной температуре (обычно это 130 или 160 градусов), так же становятся водостойкими. Температуру и режим, заданные на упаковке красок, надо строго выдерживать, иначе краски могут изменить свой цвет, а то и просто сгореть. Достоинством краски является бесплатный растворитель – вода, отсутствие какого-либо запаха.

Есть еще одна разновидность красок, о которой стоит упомянуть. Строго говоря, это краски не для росписи стекла. С помощью них создаются прозрачные наклейки, которые хорошо держатся на гладкой поверхности, и могут быть прилеплены без какого-либо клея на окно, зеркало, кафель. Эти краски считаются детскими, один из вариантов — краски «Витраж» фирмы «Луч». Краски продаются во флакончиках, из которых выдавливаются как контуры, на пластиковую основу (например, файл), после застывания (около суток) становятся прозрачными и легко отделяются от основы.

Контуры
Я использую контуры различных фирм, у всех у них разные характеристики и по толщине линий, по густоте красок, по времени высыхания. Идеальных нет, всё зависит от решаемой задачи. Контуры фирмы Pebeo, например, при высыхании становятся полупрозрачными и дают объемную линию, но время полного высыхания – трое суток, что не всегда удобно. Контуры Hobby Line сохнут быстрее, но линия при высыхании становится плоской, менее фактурной.

В принципе для всех контуров указан обжиг, но я их не обжигаю. Если контур заливается потом краской, то мытьё выдерживает. Если же контуром рисую мелкие детали, то сверху покрываю акриловым лаком для стекла.

Красота же линии (её равномерность на всём протяжении) зависит только от тренировки мастера.

Кисти
На мой взгляд лучше всего подходит колонок, хотя некоторые пользуются белкой или щетиной. Оптимальный размер кисти – двойка или единица, кто как привык. Большие кисти не нужны.

Растворитель
Под растворителем подразумевается то, в чём вы будете отмывать кисти. Вода/спирт/уайт-спирит/фирменные растворители. Для красок разряда metallic, с добавлением частиц металла, фирменные растворители необходимы. Всякие заменители плохо отчищают кисточки.

Дополнительные материалы
Также при работе могут понадобится зубочистки (подчищать огрехи), салфетки (вытирать кисти, капли краски), ватные палочки (вытирать лишнюю краску)

Краска для витража: какой тип краски использовать

Есть множество способов добавить детали к вашим проектам витража, включая декоративную пайку, проволоку и краску для стекла, и это лишь некоторые из них. Но роспись по стеклу открывает столько возможностей и вместе с тем много вопросов.

Итак, эта статья про роспись по стеклу и о том, какие из них использовать на витражах.

Даже если вы не считаете себя «художником», иногда вам просто нужно добавить глаз или пару линий для деталей.Или, может быть, вы хотите персонализировать что-то с именем или ищете способ подписать свою работу? Ответом может быть использование специальных красок для стекла.

Краска для стекла

С тех пор, как я начал работать с витражами, я хотел заниматься традиционной росписью витражей, но не начал с этого. Мне нужно было так много узнать о создании витражей, что мне пришлось начать с меньших размеров и с более простых конструкций и инструментов.

На протяжении многих лет я пробовал много разных типов красков для поделок по стеклу, прежде чем когда-либо прикоснулся к традиционным краскам для витражей.Я подумал, что поделюсь с вами своими любимыми красками для стекла в произвольном порядке.

Этот пост содержит партнерские ссылки. Используя наши партнерские ссылки для покупок, вы легко найдете то, что вам нужно, и я могу получить небольшую комиссию, которая поможет поддержать блог.

Эти краски для поделок по стеклу представляют собой акриловую краску, произведенную Plaid для стекла и керамики. Они бывают разных цветов и в выжимаемых бутылках, которые очень легко хранить.Эти краски для стекла на водной основе нетоксичны, их можно сушить на воздухе в течение 21 дня или запекать стекло в духовке.

Как заядлый мастер различных стилей ремесел, я был знаком с акриловыми красками народного искусства и обнаружил, что эмалевые краски народного искусства столь же просты в использовании. Эти краски для стекла непрозрачны и действительно долго держатся после запекания на стекле в обычной домашней духовке. Чтобы повредить краску, нужно умышленно поцарапать ее ножом или чем-то острым.

2. Эмали DecoArt Gloss

Краски DecoArt Gloss Enamel — это еще один тип краски для обработки стекла, который очень прост в использовании. Эти краски на водной основе можно наносить на стекло, чтобы его можно было мыть в посудомоечной машине. Это не значит, что витраж следует мыть в посудомоечной машине! Чтобы было ясно, мы этого не делаем. Ладно?

Эти краски, наносимые кистью, легко смываются водой и не токсичны. DecoArt также имеет довольно много продуктовых линеек эмалевых красок, в том числе Глянцевые эмали, морозные эмали, хрустальные глянцевые эмали, краски для классной доски по стеклу, морилки для стекла и многие другие.

Фонарь в стиле клош расписан черной глянцевой эмалью DecoArt. Причудливый узор был нарисован вручную кистью на янтарном стекле.

3. Pebeo — Фарфор 150

Краски Pebeo Porcelain 150 — еще один замечательный продукт для росписи стекла. Эти цвета можно смешивать для создания собственных оттенков и индивидуальных цветов и смывать водой. В этой линейке красок также есть специальный разбавитель, который можно использовать, если краска немного стареет и начинает густеть.

Краску Porcelain 150 оставляют для высыхания на воздухе в течение 24 часов, а затем запекают в духовке для отверждения краски.

Хотя эти краски по-прежнему очень легко удалить с твердых поверхностей, для очистки кистей потребуется немного больше времени. Средство для очистки кистей Masters Brush Cleaner прекрасно очищает их, кондиционирует, и это то, что я использую для всех своих кистей. Особенно хорошие мои.

4. Pebeo — Фарфор 150 — Ручки для рисования по стеклу

Линия Pebeo также предлагает дозатор стеклянных ручек для краски.Ручки для рисования Porcelain 150 идеально подходят для написания имен на рождественских украшениях или выполнения любой другой детальной работы с линиями, если у вас нет хорошего контроля с кистью.

Я лично обнаружил, что они часто высыхают, если их не использовать постоянно. Но даже при этом стеклянные ручки для рисования были очень удобны при написании имен или выполнении линий.

5. Пебео — Vitrea 160 Outliner

Эти причудливые тюбики с краской — отличный способ добавить текстуру вашему нарисованному рисунку.

Трубки Vitrea 160 Outliner имеют длинные тонкие наконечники для дозирования краски. Чтобы получить неизменно толстую линию, нужно немного потренироваться, но как только вы научитесь ими пользоваться, ими станет очень весело!

После окраски стекло оставляют для высыхания на воздухе не менее 24 часов, а затем запекают в духовке, чтобы закрепить контур краски на стекле навсегда.

ПРИМЕЧАНИЕ. Перед выпечкой убедитесь, что Vitrea 160 Outliner полностью высохла. В противном случае во время выпечки в краске появятся лопнувшие пузыри, от которых невозможно избавиться.

Линии в крыльях феи выполнены с использованием оловянной краски Pebeo Vitrea 160 Outliner. Перед запеканием на кончики линий краски для стекла были добавлены маленькие стеклянные бусины, и краска действовала как клей и удерживала их на месте!

Детали лица были нанесены лаком DecoArt Gloss Enamels (№2 в этом списке).

6. Традиционные красители — Reusche

Создавая витражи в течение 5-6 лет, я рискнул окунуться в удивительный мир традиционных витражных красок.Эти краски обжигаются в печи, и они того же типа, что и витражи в церквях.

Эти краски для стекла накладываются друг на друга и обжигаются при температуре примерно 1250 градусов в стекловаренной печи. Это в основном плавит стеклянную краску на верхней поверхности стекла.

Именно эта способность накладывать краску на стекло позволяет художнику получить больше глубины в своей работе. Это дало возможность контролировать количество проходящего света. И именно эта глубина помогает вдохнуть жизнь в их витражи.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ: Многие традиционные красители содержат токсины, такие как свинец и кадмий. По этой причине я использую только красители Reusche, не содержащие свинца и кадмия.

Если вас интересует этот увлекательный вид росписи стекла, убедитесь, что вы понимаете меры безопасности при использовании традиционной краски для стекла, надевайте соответствующую маску или респиратор, а также подумайте о надлежащей вентиляции.

По моему опыту …

Я использую небольшую тостерную печь, предназначенную исключительно для изготовления предметов, чтобы запекать краску на стекле.И каждый раз, когда вы рисуете по стеклу, стекло запекается или обжигается ДО того, как приступить к сборке витража.

Однажды я экспериментировал с небольшим подсвечником, на который я нарисовал несколько быстрых рисунков краской для стекла.

Не знаю почему, но я никогда не считал температуру плавления припоя перед тем, как положить его в печь! Излишне говорить, что когда я вынул проект из духовки, все четыре стороны стекла опрокинулись на основание, а припой расплавился по всему металлическому лотку.

В любом случае, если вы хотите добавить только пару деталей, таких как точки или линии, или вы хотите начать с традиционной росписи по стеклу, у вас есть много вариантов, чтобы найти именно то, что вам нужно добавить ваше собственное художественное чутье в ваших витражных проектах.

.

Витражи на стекле

Уроки рисования по стеклу

Роспись по стеклу — очень увлекательная техника витража.

Это позволяет вашему творчеству развиваться свободно, без ограничений, связанных с резкой, ведением или какими-либо другими процессами, которые требуют точности и множества неудобных деталей, соединяемых вместе.

Этот раздел охватывает все, что вам нужно знать о традиционной росписи витражей.
Прокрутите эту страницу вниз, чтобы увидеть ссылки на различные руководства, начиная от различных типов краски и того, как выбрать наиболее подходящий для вас.Пошаговые инструкции по технике покраски и советы по покупке материалов и поставщиков.

Здесь есть четкие и подробные инструкции для тех, кто никогда раньше не рисовал на стекле, а также более сложные руководства для более опытных.

Уроки рисования витражей

Вернуться ко всему, домашняя страница витражей

https://everythingstainedglass.com/painting-on-glasshttps://everythingstainedglass.com/wp-content/uploads/painting.jpghttps: //everythingstainedglass.com/wp-content/uploads/painting-150×150.jpg Милли ФрэнсисДекоративные методыУчебники по витражуРоспись по стеклуУчебники по рисованию на стекле Роспись по стеклу — очень увлекательная витражная техника. Это позволяет вашему творчеству развиваться свободно, без ограничений, связанных с резкой, ведением или какими-либо другими процессами, которые требуют точности и множества неудобных деталей, соединяемых вместе. В этом разделе содержится все, о чем вам нужно знать…Milly FrancesMilly [email protected] Витражи Create beautiful things. I

Поделитесь витражами с любовью!

  • Create beautiful things. I
.

Выбор витражной краски

Какая краска лучше всего подходит для вашего проекта?

Живопись по стеклу позволяет добавить бесконечное количество деталей и текстуры к вашим витражам. Он открывает вам множество различных эффектов. Он постоянно обжигается на поверхности стекла в печи.

Здесь вы узнаете о:

  • подходящая краска для вашего проекта витража
  • доступны разные виды красок
  • когда их лучше использовать
  • кто их делает и где купить

Что именно — это краска для стекла ?

blue and yellow john piper

— Часто называемые эмалями или стекловидными эмалями, они представляют собой смесь пигментов на основе оксидов металлов, флюса и матового стекла.

— Они используются для украшения поверхности и постоянно обжигаются в печи.

— Их цвет и непрозрачность зависят от типа используемого оксида металла.

— При покраске стекла нужно использовать маску для лица, так как вдыхание пыли опасно.

Какие бывают краски для стекла?

Есть масса разных типов красок, и в результате возникает путаница. В целом, они делятся на две основные категории: непрозрачные , (непрозрачные) и прозрачные, .

Картина непрозрачными красками

1. Пигменты

Во-первых, существует ряд коричневых, черных и серых оттенков, которые часто называют «стеклянными пигментами». Reusche стоит дорого, но, вероятно, поставляет лучшую витражную краску этого типа.

Эти краски используются в церковных окнах для драпировки и черт лица.

Это звучит скучно, но если вы представите некоторые из ярких цветов вашего витража, частично покрытые драматической живописью, вы поймете, насколько интересен этот тип краски.

Взгляните на окно Джона Пайпера выше — посмотрите, как темная картина создала почти трехмерный эффект? И как на самом деле черная краска делает цвета — особенно желтый — более яркими?

2. Цветная краска

Второй тип непрозрачных красок — чаще называемые эмалями — цветные. Существует огромный ассортимент цветов, и они различаются у разных производителей, у каждого из которых есть несколько разных типов эмали.

colored enamel tests

Некоторые из них имеют высокую температуру обжига — подходят для использования при температурах плавления, некоторые не содержат свинца — для посуды, а некоторые предназначены для архитектурных применений и выдерживают погодные условия.

Выше приведены некоторые тесты эмалей серии 34 Ferro. Вы видите, что цвета яркие и разнообразные. Их лучше всего использовать в ситуациях, когда требуется конфиденциальность или когда источник света находится спереди, а не сквозь них.

Johnson Matthey также производит три серии непрозрачных эмалей для архитектурного использования.

Картина прозрачными эмалями

pinky purple boat window

Прозрачные краски также бывают разных цветов и лучше всего подходят для архитектурных работ, когда свет проходит с через стекло .

Мои ученики постоянно жалуются на прозрачные эмали, что они жидкие. Их можно наслаивать и многократно обжигать, чтобы сделать их цвет более насыщенным, но на самом деле лучше не сравнивать их с цветным стеклом.

Вы никогда не добьетесь такой великолепной глубины цвета или прозрачности, которые все мы любим, но у них есть свое очарование и свои преимущества.

Рисование прозрачными красками позволяет изменять цвет внутри одного куска стекла без использования свинца.И это действительно может освободить ваше проектирование. Представьте, что вам не нужно думать о том, можно ли вырезать определенную форму, а вместо этого просто рисовать. Прекрасный!

Как и непрозрачные краски, существует множество производителей прозрачных красок.

Я использовал Ferro и Heraeus и предпочитаю цвета, полученные с помощью последнего, хотя Ferro дает фантастический синий цвет.

В этом комиссионном окне (вверху) для узкой двойной двери лодки использовались прозрачные пленки Heraeus.

Теперь вы знаете, какой тип краски вам нужен для вашего проекта, и вы готовы к идеальному смешиванию красок.

Этот стартовый набор для рисования Питера Макгрейна Deluxe доступен на Amazon

.

pinky purple boat window

pinky purple boat window

https: // витражное стекло.ком / живопись-glasshttps: //everythingstainedglass.com/wp-content/uploads/2016/08/xpainting-glass-1.jpg.pagespeed.ic_.iNe9Xew0F3.jpghttps: //everythingstainedglass.com/wp-content/uploads/ 2016/08 / xpainting-glass-1.jpg.pagespeed.ic_.iNe9Xew0F3-150×150.jpg Милли ФрэнсисДекоративные методыУчебники по витражуРоспись по стеклуКакая краска лучше всего подходит для вашего проекта? Покраска стекла позволяет добавить бесконечное количество деталей и текстуры к вашим витражам.Он открывает вам множество различных эффектов. Он постоянно обжигается на поверхности стекла в печи. Здесь вы узнаете … Милли Фрэнсис Милли [email protected] Витражи Create beautiful things. I

Поделитесь витражами с любовью!

  • Create beautiful things. I
.

Краска для витража — | Крылон

Витражная краска имеет рейтинг 4.1 из 5 пользователем 9.

Оценка 5 из 5 по Альметрия из Мандариновый апельсин идеально подходит для Жемчуг дракона! Сформировал шар террариума в Жемчуг дракона, как показано на фото. Мне хотелось бы, чтобы эта краска была какой-то радужной, потому что наносить ее кистью было немного некрасиво. Больше слоев этой краски сделало ее менее ужасной, и я очень доволен конечным результатом!

Дата публикации: 2020-03-19

Оценка 5 из 5 по JRMJ из Выдающийся продукт Вопреки инструкциям, я использовал этот продукт снаружи на дереве для бутылок, где бутылки потеряли свой первоначальный цвет из-за воздействия солнца.Для достижения желаемого вида потребовалось несколько легких слоев, но эффект потрясающий. Я промыл бутылки 20% уксусом и дал им полностью высохнуть перед распылением. Я «рискнул» с продуктом, потому что бутылки, которые я купил, были не из цветного стекла, а из прозрачного с голубым светом. Возможно, мне придется заменить бутылки в будущем, но я все равно буду использовать эту краску.

Дата публикации: 2020-02-15

Оценка 5 из 5 по Марли из Отличная краска Обожаю эту краску.Пожалуйста, продолжайте делать больше цветов. Я очень надеюсь, что в будущем ты сделаешь светло-розовый или розовый

Дата выпуска: 2019-06-20

Оценка 5 из 5 по Анди из Отличный продукт … цвета сказочные Я использовал все цвета витражной краски, и если вы будете следовать инструкциям и нанести несколько светлых слоев с интервалом в 1 минуту, цвета получатся великолепными! Для некоторых цветов требуется больше слоев, чем для других, но с любыми цветами вы можете получить желаемый цвет.Это замечательный продукт, и я надеюсь, вы никогда не перестанете его делать!

Дата публикации: 2018-05-18

Оценка 5 из 5 по Shabbychicgarden из Отлично подходит и для металла! Я купил зеленый цвет, чтобы примерить свои изделия из серебра. Я создаю украшения из ложек. Одну сторону я раскрашиваю вручную, а другую — распылением, чтобы придать ей красивый вид. Получилось замечательно. Для достижения желаемого эффекта потребовалось 2 слоя.Я очень рекомендую этот продукт.

Дата выпуска: 2017-10-31

Оценка 1 из 5 по Несчастный от Очень разочаровал в цвете — Cobalt Blue Он не получился ни кобальтово-синим, ни чисто-синим, ни даже небесно-голубым. Конечным результатом был голубовато-белый цвет … совсем не синий и не похожий на цвет, показанный на банке. Мой проект рухнул. 16 тепловых украшений из прозрачного стекла, которые я хотел темно-синего цвета., Они выглядят прозрачно-белыми с оттенком синего, но только если солнечный свет правильно их улавливает. Плохая партия или просто плохой товар.

Дата выпуска: 2017-10-02

Оценка 5 из 5 по Sooz из Замечательный продукт! Я купил 6 доступных цветов, и они просто потрясающие. Мои готовые изделия великолепны, и я люблю экспериментировать, совмещая разные цвета вместе. Цвет крышки очень точно соответствует фактическому цвету распыляемого материала, но для его достижения может потребоваться несколько легких слоев.Пожалуйста, не прекращайте делать эту краску, она мне очень нравится!

Дата выпуска: 2017-09-11

Оценка 1 из 5 по Скиппи из НЕ истинный цвет Я очень разочарован этим продуктом. Я купил фиолетовый, и он не подходил к цвету, указанному на банке. Конечный результат был больше клюквенного цвета.

Дата выпуска: 2017-06-05

,