Значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • «Горячие» документы
  • <Письмо> Минрегиона России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 «О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды»

 

<Письмо> Минрегиона России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 «О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды»

При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях (пункты 3 и 18 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306), нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды (пункты 4 и 21 приложения к Правилам установления и определения нормативов), нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях (пункт 5 приложения к Правилам установления и определения нормативов), нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды (пункты 7 и 27 приложения к Правилам установления и определения нормативов), нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (пункты 9 и 37 приложения к Правилам установления и определения нормативов), так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 17 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг).

 

Дата публикации на сайте: 14.12.2012

Поделиться ссылкой:

Нежилые помещения и места общего пользования в многоквартирном доме

Очень часто сегодня возникает вопрос о понятии «нежилое помещение» в многоквартирном доме.

Многие путают его с помещениями, входящими в состав общего имущества, или местами общего пользования (МОП), и от этого вопросов по расчету размера платы за коммунальные услуги становится ещё больше.

В этой статье мы разъясним, что же относится к нежилым помещениям в многоквартирном доме, и каким образом для них рассчитывается плата за коммунальные услуги.

Нежилые помещения в многоквартирном доме

Итак, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Постановление № 354) нежилое помещение в многоквартирном доме – это помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения.

К нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).

Нежилые помещения можно условно обозначить как коммерческие – различные магазины, офисы, аптеки, кафе, которые расположены в доме и, естественно, являются его частью.

У нежилых помещений также имеются собственники, на них также должны быть оформлены свидетельства регистрации права собственности конкретным юридическим или физическим лицом, впрочем, как и для обычных квартир.

Так как собственники нежилых помещений в многоквартирном доме имеют такие же права и обязанности, как и собственники квартир, расчет размера платы за коммунальные услуги производится для них на общих основаниях.

Они обязаны нести расходы на оплату коммунальных услуг по отоплению, согласно занимаемой общей площади, газоснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению по показаниям индивидуальных приборов учета или по объемам, выявленным расчетным способом. Также за ними сохраняется обязанность по оплате коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.

В формулах расчета размера платы за коммунальные услуги Постановления № 354 применяется понятие общей площади всех жилых и нежилых помещений, и здесь используется именно площадь помещений, за которыми закреплены собственники или пользователи помещений, помещения общего пользования, входящие в состав общего имущества, в эту площадь не включаются.

Следует отметить, что вопросы с правильным определением площади стали возникать в связи с необходимостью оборудования многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, ведь на тех домах, где такие приборы отсутствуют, совершенно все равно какую площадь занимают, допустим, магазины, расположенные на первом этаже, расчет производится для квартир по нормативам, для нежилых помещений определенный объем коммунальной услуги рассчитывает ресурсоснабжающая организация, учитывая, что в этом помещении находится, какая у него площадь и другие параметры.

Когда же на доме установлен общедомовой прибор учета на какую-нибудь коммунальную услугу очень важно учитывать все помещения, а не только квартиры, например. Ведь если в расчет не брать нежилые помещения, доля расходов по оплате за коммунальные услуги, предоставленных на общедомовые нужды, существенно возрастет для собственников и пользователей квартир.

Бдительные граждане в многоквартирных домах совсем недавно стали обращать на это внимание, так как эта проблема касается как новостроек, так и старых домов. Сегодня становится популярным выкупить в многоквартирном доме квартиру, расположенную на первом этаже, перевести в нежилое помещение и открыть в нем магазин, например. Если в дальнейшем это помещение учитывается при расчете размера платы за коммунальные услуги, ничего плохого в этом нет, а вот если расчет производится без учета таких помещений, это уже неправильно.

Хотя вопросы возникают и с другой стороны – от собственников нежилых помещений, которые согласно формулам должны оплачивать, например, отопление или электроснабжение, используемые в подъездах многоквартирного дома, хотя они такими помещениями не пользуются, так как имеют отдельный выход на улицу. Но исключение нежилых помещений из общего расчета было бы нарушением как самого Постановления № 354, так и принципов всего жилищного законодательства.

Бывают случаи, когда некоторые помещения, входящие в состав общего имущества, такие как подвалы или цоколи, переходят в категорию нежилых помещений. Говорить о том насколько это законно мы не будем, а вот по порядку расчета размера платы за коммунальные услуги будет вырисовываться следующая картина. Если некоторые помещения в подвале или цоколе оформлены юридически как

нежилые помещения, то есть на них оформлены свидетельства регистрации права собственности, то расчет будет производиться как для нежилых помещений.

А вот если такие помещения не зарегистрированы как нежилые помещения, то подвалы и цоколи будут относиться к помещениям, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, соответственно и плата за коммунальные услуги, потребляемые в этих помещениях будет распределяться на собственников и пользователей жилых и нежилых помещений этого дома.

Если же подвал или цоколь, например, сдаются в аренду (такое тоже очень часто используется) для этого нужно решение общего собрания собственников помещений, на котором и определяется порядок сдачи в аренду таких помещений, стоимость оплаты, а также порядок использования средств, полученных от сдачи в аренду таких помещений. Обязанность по оплате коммунальных услуг для арендатора возникнет, только если такое решение будет принято общим собранием и предусмотрено договором аренды.

Поэтому в многоквартирных домах, где помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений используется в коммерческих целях, а также имеются нежилые помещения необходимо четко знать, на каком основании такие помещения занимаются, и каким образом рассчитывается для них плата за коммунальные услуги.

В связи с этим напоминаем, что подпунктом р) пункта 31 Постановления № 354 в обязанность исполнителя коммунальных услуг входит предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Поэтому потребителям коммунальных услуг не нужно стесняться, а необходимо своевременно обращаться к исполнителю за разъяснением при возникновении вопросов по оплате за коммунальные услуги. Может чувство контроля со стороны потребителей заставит исполнителей более серьезно и ответственно подходить к своим обязанностям.

Читайте также:

Какая площадь используется при расчете размера платы за ЖКУ?

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Согласно статье 158 Кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Пунктом 1 статьи 37 Кодекса установлено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Кроме того, расчет размера платы за отопление, предоставленного в жилом помещении, и коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, производится в соответствии с занимаемой общей площадью помещения.

В соответствии со статьей 15 Кодекса общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Общая площадь Вашего помещения, которая должна использоваться для начисления платы, указана в техническом паспорте Вашей квартиры, в его выписке или в свидетельстве о праве собственности.

Если для начисления платы за жилищно-коммунальные услуги по Вашей квартире применяется неправильная площадь, Вам необходимо направить письменное заявление исполнителю жилищно-коммунальных услуг с требованием об изменении площади, с приложением подтверждающих документов.

В случае отказа произвести перерасчет Вы вправе обратиться в прокуратуру, жилищную инспекцию или оспорить отказ в судебном порядке.

 

 

Читайте также по теме жилищные услуги:

Данные технического паспорта жилого многоквартирного дома.(расчет

1)Как узнать почему изменилась площадь помещений общего имущества дома? В квитанциях по март 2015 года площадь площадь помещений общего имущества дома = 156 кв. м. С апреля 2015 года площадь помещений общего имущества дома = 221,48 кв. м.
Лидия

Здравствуйте. Самое простое, это направить запрос в Вашу УК. У них паспорт дома должен быть. Так же паспорт есть в адм-ии района или города, скорее всего района. Запрашиваете копии паспорта и делаете запрос на основании чего изменилась общая площадь в квитанциях.

Скорее всего, если это не какие то махинации со стороны УК, делался новый паспорт на дом и данные уточнялись, поэтому стала площадь больше. Но без ответа УК сказать трудно.

Так же можно направить запрос в жил. инспекцию, чтобы проверили правильность начисления тепла.

Так же в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731«Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» такая информация должна публиковаться или на сайте субъекта или на личном сайте УК, но делается такое далеко не всегда. Обычно публикуют только отчёт о фин-хоз. деятельности и адрес дома

Как показания по ОДПУ навешивают на один дом, если прибор учета один на несколько домов (в сцепке)?
Лидия

Берётся общая площадь и делится на показания счётчика и всё.

Хотя у Вас отдельный счётчик на дом обязан быть, если только нет тех. возможности его поставить. Дом старой постройки?

Наооборот, некоторое время назад чердачные помещения были переоборудованы в мансарды соседями, которые расширили свою жилплощадь за счет использования площадей помещений общего имущества дома.
Лидия

Да нет, по общему правилу данной мансардой соседи могут пользоваться, но общее имущество не подлежит передаче в собственность.

Как и где получить данные счетчика о потреблении Гкал за отопление(прибор учета один на несколько домов — дома на «сцепке»)?
Лидия

В Вашей УК, они снимают показания. Либо у теплосети, если УК не снимает показания.

Правилен ли расчет отопления за декабрь 2014 года, указанный в ответе администрации (стр.1)?
Лидия

Вам расчитали судя по всему как для дома не оборудованном прибором учёта тепла. Что формально правильно, так как дом не оборудован ОДПУ, но странно, если пишите, что счётчик считает 1 на 2 дома. Хотя и такого быть не должно.

Может кстати из за этого могла увеличистся площадь дома, потому что раньше брали площадь 2-х домов и считали по ОДПУ, а сейчас берут только площадь Вашего дома.

Сами формулы расчёта указаны в Приложении 2 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Включение площадей подвалов и чердаков при расчете КРСОИ

В вопросе включения площадей чердаков и подвалов при расчете КРСОИ по электроэнергии у судов на сегодняшний день отсутствует единое мнение. В одних регионах судьи склоняются что площадь чердаков и подвалов должна учитываться в расчетах, другие признают такие расчеты незаконными.

Перед тем как рассмотреть положительное для управляющей организации решение суда обратимся к нормам действующего законодательства, регламентирующим данный вопрос.

Пункт 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) относит к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома (далее – МКД) в числе прочего помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, включая межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Аналогичная норма содержится также и в п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

Согласно ч.1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.

Исходя из ч. 9.2. ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату КРСОИ определяется при наличии ОДПУ исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правила установления и определения нормативов потребления КРСОИ установлены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306).

Величина норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества определяется по формуле № 34 приложения № 1 к Правилам № 306, одной из составляющих которой является общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах.

Таким образом, площадь чердаков и подвалов должна учитываться при начислении потребителям платы за КРСОИ по электроэнергии.

Однако ни ГЖИ, ни Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области, ни Арбитражный суд Тюменской области не сочли указанные нормы достаточным основанием для включения площадей подвалов и чердаков в расходы на оплату электроэнергии в целях содержания общего имущества.

Отказывая в удовлетворении требований управляющей организации о признании недействительным предписания ГЖИ суд первой инстанции указал на то, что «составляющие площади в формуле 34 приложения № 1 к Правилам № 306 не раскрыты.

Согласно разъяснениям Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 19.11.2018 №08-15/3407 площадь ОИ в МКД в формуле 26, применяемой для определения нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, и формуле 34 Правил №306 имеет одинаковое буквенное обозначение (Son). Других ссылок по применению площади при расчете норматива на электрическую энергию для содержания ОИ в МКД Правила №306 не содержат.

При этом в формуле 26 общая площадь ОИ в МКД раскрывается как общая площадь помещений, входящих в состав ОИ в МКД, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам, то есть без учета площади чердаков и подвалов.

Таким образом, в целях обеспечения единого подхода при расчете площади ОИ в МКД учитывался одинаковый состав помещений, являющихся ОИ в МКД, как при определении нормативов потребления холодной и горячей воды, так и нормативов потребления электрической энергии (без учета чердаков и подвалов).

С таким подходом не согласился Восьмой арбитражный апелляционный суд и принял Постановление от 05.03.2019г. по делу № А70-17564/2018 в пользу управляющей организации, сославшись на письмо Минстроя России от 29.12.2015 № 42868-ОД/04 (далее – Письмо), которое в силу пункта 3 постановления № 306 уполномочено давать разъяснения по применению Правил    № 306.

Согласно указанному письму при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным статьей 36 ЖК РФ.

В письме от 11.04.2017 № 12368-АЧ/04 Минстрой России также разъяснил, что при расчете по формуле 34 приложения № 1 к Правилам № 306 нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ, в том числе площадь чердаков и подвалов.

Министерство в данном письме, кроме того, указало, что имеют место случаи установления уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с нарушениями Правил № 306 в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в многоквартирном доме. В этом случае уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам государственного жилищного надзора в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль.

На этом основании суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что «анализ норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению, утвержденный распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 21.08.2017 № 290/01-21, органом надзора не произведен, а напротив, предложено его применение с учетом примечания, не предусматривающего включение площадей чердака и подвалов при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, что противоречит вышеуказанным требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу».

Аналогичная правовая позиция изложена и в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.02.2016 № 64-АПГ15-6, от 15.12.2016 № 38-АПГ16-8, от 01.06.2017 № 85-АПГ17-3, от 06.07.2017 № 14-АПГ17-6, от 07.09.2017 № 83-АПГ17-11, от 28.05.2018 № 309-КГ18-5553 по делу № А60-23238/2017, от 23.11.2018 № 306-КГ18-18936 по делу № А12-29389/2017, от 28.11.2018 № 91-АПГ18-7.

Что же, пусть и во второй инстанции, но справедливость восторжествовала.

Компания «Бурмистр.ру» разрабатывает сайты для управляющих компаний и ТСЖ. Сайты отвечают всем требованиям законодательства. Более подробная информация о сервисе тут.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.