Содержание

Реконструкция помещения в многоквартирном доме: как никого не обидеть

На реконструкцию помещения в многоквартирном доме потребуется согласие всех собственников помещений дома. Об этом напомнил Верховный суд РФ в определении N 83-КГ16-10.

Мы расскажем, как перевести жилое помещение в нежилое и не ущемить при этом права других жильцов дома.

Земельный участок в составе общего имущества МКД

Что случилось

Собственница жилого помещения в МКД обратилась в суд на другого собственника. Тот перевёл свою квартиру в нежилое помещение. Местная администрация разрешила ему провести реконструкцию и сделать пристройку под парикмахерскую.

Истец на реконструкцию и строительство разрешения не давала. Поэтому потребовала признать разрешение администрации недействительным, прекратить строительство и привести земельный участок в изначальное состояние.

Ответчик сослался на то, что он не самовольно решил поменять площадь помещения, он заручился поддержкой других собственников помещений в МКД. Собрал внеочередное общее собрание собственников и получил 74,6 % голосов на реконструкцию квартиры под парикмахерскую со строительством пристройки и входного узла.

Именно поэтому местная администрация разрешила перевести жилое помещение в нежилое для реконструкции в парикмахерскую.

Земельный участок под домом блокированной застройки

Разберитесь, относится ли земля к общему имуществу

Собственники помещений в МКД владеют на праве общей долевой

собственности общим имуществом, к которому относится и земельный участок под домом с элементами озеленения и благоустройства (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Время, когда земля под домом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников, указано в ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ. Это происходит после того, как:

  • земельный участок сформирован,
  • зарегистрирован в ЕГРН.

Если земельный участок под МКД сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (п. 66 постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).

Такой земельный участок переходит в общую долевую собственность тоже бесплатно. Органам власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в МКД составлять не нужно.

Пристройка к нежилому помещению, которую построил ответчик, занимает часть земельного участка под многоквартирным домом. Этот земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учёт в 2003 году – до введения в действие Жилищного кодекса РФ – и входит в состав общего имущества.

Поэтому реконструкция, которую провёл ответчик, фактически уменьшает размер общего имущества дома.

Сервитут? А что это?

Вспомните, кто может принимать такие решения

Решения по уменьшению размера общего имущества принимаются с согласия всех собственников помещений в таком доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). То есть 74,6 % голосов, которые собрал ответчик, явно недостаточно.

К тому же согласием всех владельцев помещений нужно заручиться, если

  • реконструировать,
  • переустроить,
  • сделать перепланировку помещений

нельзя без присоединения к ним части ОИ в МКД (ч. 2 ст. 40 ЖК РФ).

Вывод, который можно сделать –  100 % голосов собственников нужно получить на любую реконструкцию, которая приводит к уменьшению размера общего имущества МКД.

Верховный суд РФ рассмотрел обстоятельства дела и постановил признать разрешение администрации недействительным, прекратить строительство и привести земельный участок в изначальное состояние.

Если в доме необходимо провести общее собрание и получить согласие собственников на реконструкцию, проведите собрание с помощью сервиса «ОСС на 100%». Узнайте, как это работает.

Разрешение на реконструкцию части жилого дома

Людмила, здравствуйте!

Согласно ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательство (п. 6 

Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47(ред. от 08.04.2013)).
Если Вы живете в многоквартирном доме, то на Вас распространяются следующие нормы.

Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

«Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года»

(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.2008)

(ред. от 05.12.2008)

(Извлечение)
Однако, как следует из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, для проведения реконструкции многоквартирного дома требуется решение общего собрания собственников помещений, а в отдельных случаях и согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Так, п. п. 1, 2 ст. 44 ЖК РФ предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).

При этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 ЖК РФ. Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Более подробно данное понятие раскрывается в Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»).

При проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 40 ЖК РФ: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Если Ваш дом находится в общей долевой собственности, то реконструкция должна происходить по согласию сособственника (соседей).

ГК РФ

Статья 253. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности

1. Участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом.

2. Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом.

3. Каждый из участников совместной собственности вправе совершать сделки по распоряжению общим имуществом, если иное не вытекает из соглашения всех участников. Совершенная одним из участников совместной собственности сделка, связанная с распоряжением общим имуществом, может быть признана недействительной по требованию остальных участников по мотивам отсутствия у участника, совершившего сделку, необходимых полномочий только в случае, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об этом.

4. Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности настоящим Кодексом или другими законами не установлено иное.

С уважением,

юрист, член Совета экспертов «Правовед.RU»

Александр Безгодов

Чем отличается реконструкция от перепланировки. Переустройство квартиры

На первый взгляд, между всеми этими понятиями особой разницы нет. Но это только на первый. На самом деле процессы разные. И почти все они требуют разрешений и согласований с заинтересованными службами. Давайте посмотрим на работы внимательнее, пойдем от самого простого к сложному. 

Ремонт 

510c5dd5cfea0ec0767a998e05409956.jpg

Ремонт квартиры или дома подразумевает проведение внутренних или внешних строительных и отделочных работ без изменения конфигурации помещения и его инженерных систем. Вы можете изменить цвет и материал покрытия стен, пола и потолка. Заменить сантехнические изделия и электрические приборы. Поменять двери и окна на новые. 

Ремонтом считаются работы, которые не вносят изменений в план квартиры. Например, вы можете сменить деревянные окна на пластиковые или поменять старую модель унитаза. Но поставить новый унитаз необходимо на то же самое место, где стоял старый. Перенос его на другое место — уже переустройство, а его проведение уже требует разрешений и согласований. 

Переустройство 

a923d791ed20bb83fe89497c45660445.jpg

Переустройство — процесс, в результате которого вносятся изменения в инженерные сети дома или квартиры. Инженерными считаются газовые и электрические сети, система водоснабжения, канализации и вентиляции. 

Например, перенос кухонной мойки из одного угла кухни в другой, с прокладкой дополнительных водопроводных и канализационных труб считается переустройством, прокладка дополнительного кабеля для установки еще одной розетки в комнате — тоже. Вроде бы несложная работа, которую часто делают во время косметического ремонта, но и это изменение электрической сети необходимо согласовать. 

Согласовывать переустройство нужно у профильной службы (например, перенос газовой плиты — в районной газоснабжающей организации), а все изменения должны быть внесены в план квартиры и утверждены в БТИ.

Перепланировка

6dfb363a7e4d7800e52cb526fb64247e.jpg

Перепланировка — это изменение конфигурации помещения. Полный или частичный демонтаж стен и перегородок и возведение новых, добавление или ликвидация оконных и дверных проёмов, изменение их размеров. Можно даже переносить несущие конструкции или изменять их конфигурацию. 

Так, если вы хотите объединить кухню с гостиной, прорубив дополнительный дверной проем в стене между ними, — это классическая перепланировка. Превращение открытой лоджии в теплое жилое помещение — тоже. 

Перед тем, как проводить перепланировку, проект будущих изменений обязательно надо согласовать в органах местного самоуправления. О том, какие документы вам потребуются, как и где их согласовывать — читайте в специальном материале. 

Реконструкция 

179dbcea069866f43c68eb7c37d1f923.jpg

Реконструкцией принято называть изменение технических характеристик и общих параметров объекта. Она предполагает изменение этажности дома, сооружение надстроек и пристроек, изменение инженерных систем. Несущие конструкции во время реконструкции можно восстанавливать и ремонтировать, но не заменять. 

Реконструкция — более широкое понятие, чем перепланировка, хотя эти два термина часто путают. Процесс реконструкции может включать в себя и перепланировку, и переустройство, и ремонт. Естественно, для проведения реконструкции до ее начала нужно рассчитать и утвердить проект, а после — согласовать и утвердить во всех инстанциях внесенные изменения. 

Чем отличается реконструкция от перепланировки 

  • При реконструкции можно менять конфигурацию помещения, добавляя какие-то площади (пристройки, этажи, дополнительные комнаты). Перепланировка же проводится в рамках исходной имеющейся площади, которая остается неизменной
  • Во время реконструкции можно работать и с фундаментом (если вы проводите реконструкцию частного дома), и с фасадом. Например, утеплить его или сделать вентилируемым. Перепланировка же касается работ только внутри помещения 
  • Реконструкция не затрагивает изменение несущих конструкций здания. Задача реконструкции — восстановить изношенные части здания, вернуть несущим элементам первоначальные проектные параметры. Например: когда-то в несущей стене прорубили дверной проем, сделали перепланировку. Позже этот дверной проем заложили кирпичом или залили бетоном так, что исходные свойства несущей стены были восстановлены. Это уже реконструкция
  • Реконструкция в большинстве случаев подразумевает полную или частичную замену инженерных сетей. Перепланировка может и не затрагивать эти коммуникации

Если проще: допустим, вы желаете добавить второй этаж или жилую мансарду к своему одноэтажному коттеджу — это реконструкция. А если хотите из одной большой комнаты сделать две, соорудив перегородку — это перепланировка. А если собираетесь протянуть после перепланировки дополнительные электрические кабели во вторую комнату для розеток и люстры — переустройство.

Нормативная база

59c6481e00b33ba612004f163f75b747.jpg

Жилищный кодекс РФ – один из основных документов, регламентирующих реконструкцию и переустройство. Особое внимание стоит обратить на 4 главу. Там всего 5 статей, в которых подробно описано, как подать заявление на перепланировку, почему могут отказать, и к чему приведет нарушение данных законов.

Также обратите внимание на ФЗ РФ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009. В нем, как в Яндексе, найдется все: от требований пожарной безопасности до качества воздуха и микроклимата.

246 статья ГК РФ и 6 глава ЖК РФ напомнят, что распоряжаться имуществом, находящимся в долевой собственности, можно только с согласия всех владельцев. Поэтому покрасить фасад дома в розовый получится только в мечтах или во сне. Общее имущество, как-никак.

Как получить согласие на реконструкцию/перепланировку?

21083c00debced39807d358684188fc2.jpg

Чтобы сделать реконструкцию или переустройство, ваши намерения сперва придется согласовать с органом местного самоуправления. Документов совсем немного, поэтому мороки с их сбором быть не должно. Итак, приготовьте следующие бумаги:

1. Заявление по утвержденной форме

2. Правоустанавливающие документы на жилое помещение

3. Готовый и оформленный в установленном порядке проект реконструкции или перепланировки

4. Технический паспорт жилого помещения

*5. Согласие в письменной форме всех членов семьи, которые занимают жилое помещение (если вы не собственник)

*6. Специальное разрешение на реконструкцию или перепланировку (если жилое помещение или дом являются памятниками истории, архитектуры или культуры)

Решение, быть в квартире объединенному санузлу или нет, примут в течение 45 дней. На то, чтобы получить соответствующий документ, уйдет еще 3 рабочих дня. И, наконец, согласие на перепланировку у вас в руках!

Как узаконить самовольную реконструкцию/перепланировку?

501955ff935c14805f32e0cad43999c6.jpg

Что предпринять, если вы все-таки изменили планировку самовольно (настоятельно не рекомендуем это делать: велик риск навредить не только себе, но и окружающим)? По закону вы можете обратиться в суд и доказать, что снесенная стена или совмещенный санузел не нарушают права и интересы других граждан, а также не угрожают их жизни и здоровью. Если это соответствует действительности, велика вероятность, что Жилищная инспекция пойдет навстречу.

f26ede0cf6ef85b756d16b224ee5c49c.jpg

Теперь, когда вы понимаете разницу между этими вещами, можно смело приступать к изменению жилища. Если меняете самостоятельно, работайте по принципу «семь раз отмерь — один раз отрежь». Дело серьезное.  Но обратиться к инженеру, дизайнеру или архитектору будет проще. Сэкономите время и нервы.

О согласии собрания собственников на реконструкцию жилого дома. Судебная практика

Позиция Верховного Суда РФ о необходимости согласия всех собственников МКД на реконструкцию при переводе помещения в нежилое

Разрешая гражданско-правовые споры по делам, связанным с реконструкций дома и получением на нее согласия собственников помещений многоквартирного дома, суды руководствуются разъяснениями, данными в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.2008 года, где приведена следующая правовая позиция.

«Вопрос 4: Вправе ли орган местного самоуправления на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в многоквартирном доме в нежилое требовать от заявителя представления согласия других собственников, если из представленного заявителем проекта следует необходимость проведения работ по реконструкции дома и (или) предоставления заявителю в этих целях части общего земельного участка, при условии, что данный земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован (установлены его размеры и границы) и в отношении его проведен кадастровый учет, как того требуют положения ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»?

Ответ: Часть 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод.

Указанный перечень является исчерпывающим, поскольку частью третьей данной нормы установлено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью второй указанной статьи.

Однако, как следует из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, для проведения реконструкции многоквартирного дома требуется решение общего собрания собственников помещений, а в отдельных случаях и согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Так, п. п. 1, 2 ст. 44 ЖК РФ предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).

При этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 ЖК РФ. Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Более подробно данное понятие раскрывается в Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»).

При проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 40 ЖК РФ: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, несмотря на отсутствие в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка, при условии, что этот земельный участок предан в порядке, установленном ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, то в указанных случаях положения ч. ч. 2 и 3 ст. 23 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме».

Обжалование решений общего собрания собственников
о даче согласия на реконструкцию МКЖД.
Примеры из судебной практики

Практика судов общей юрисдикции по вопросам реконструкции, уменьшения размера общего имущества в многоквартирном доме и обжалование решений общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме о даче согласия на реконструкцию жилого дома.

1. Признание недействительным решения общего собрания собственников помещений МКЖД о даче согласия на реконструкцию чердачного помещения многоквартирного жилого дома в целях создания двухуровневой квартиры

Решением суда первой инстанции признан недействительным и отменен протокол общего собрания собственников помещений дома;

признано недействительным и отменено разрешение на реконструкцию многоквартирного дома, выданное ответчику комитетом архитектуры и градостроительства администрации ГО «Город Калининград»;

Суд обязал ответчикка привести жилой дом № по ул.М. в г. Калининграде в первоначальное состояние, существующее до производства К.Т.В. работ по реконструкции чердачного помещения, путем производства работ по сносу возведенной постройки над квартирами № и № в следующем порядке, а именно: демонтировать существующую кровлю, стропильную систему, чердачное перекрытие над вторым уровнем надстроенной квартиры, демонтировать стены второго уровня надстроенной квартиры, перекрытие первого уровня надстроенной квартиры, демонтировать стены первого уровня надстроенной квартиры в технической последовательности в соответствии с нормативными требованиями на демонтажные работы, реконструировать чердачное помещение, стропильную систему, крышу над квартирами № и № в соответствии с техническим планом ФГУП «Ростехинвентаризации» по состоянию на 15.05.1996 г. за свой счет в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а в случае неисполнения в указанный срок К.Т.В. решения суда — разрешить А.О.Д. или третьим лицам по ее поручению снести указанную постройку с последующим возложением расходов по сносу и восстановлению чердачного помещения на К.Т.В., а К.Т.В. обязать не препятствовать в проведении указанных работ.

Областной суд оставляя решение без изменения, указал следующее. «Каких-либо доказательств соблюдения процедуры созыва общего собрания и проведения в том порядке, как это предусмотрено приведенными выше нормами, ответчица суду не представила.. Доводы К. о том, что собрание фактически было проведено в заочном порядке были проверены судом и признаны несостоятельными.. Представленные К. «Отношения собственников жилья … о возможности проведения реконструкции» не может быть расценено, как решение общего собрания собственников.

Учитывая изложенное, суд правильно признал недействительным как сам протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома от 17.12.2005 г., так решение, принятое на нем. В этой связи, правильным является и вывод суда о недействительности выданного К. разрешения на проведение реконструкции, основанием к выдаче которого явилось отмененное судом решение собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома» (см. подробнее Кассационное определение Калининградского областного суда от 28 апреля 2010 года по делу № 33-2002/ 2010 г.)

2. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Таким образом, для осуществления реконструкции, влекущей за собой уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, недостаточно согласия на такую реконструкцию 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме, а кворум, необходимый для принятия решения о даче согласия на подобную реконструкцию, составляет 100% от общего числа голосов всех собственников

Истец обратился в суд с иском о признании решения общего собрания собственников недействительным, указал, что ответчик, без получения его согласия, самовольно, стал производить реконструкцию своей квартиры путем присоединения части чердачного пространства. В результате выполнения данных работ появились трещины в конструкциях здания, в том числе и в его квартире, общее собрание собственников многоквартирного дома не проводилось, часть подписей в указанном протоколе являются поддельными.

Суд требования удовлетворил, постановил решение:

Признать недействительным решение общего собрания собственников многоквартирного жилого дома;

Признать недействительным разрешение на строительство, выданное ответчику комитетом архитектуры и строительства администрации городского округа;

Обязать ответчика прекратить строительные работы по реконструкции чердачного помещения дома.

Обязать ответчика привести чердачное помещение дома в первоначальное состояние, существовавшее до производства работ по реконструкции чердачного помещения.

При этом суд указал следующее. «По общему правилу, установленному ч.1 ст. 46 ЖК РФ по вопросу о реконструкции многоквартирного дома решение общего собрания принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Исключение из этого правила предусмотрено частью 3 ст. 36 ЖК РФ, согласно которой уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Таким образом, для осуществления реконструкции, влекущей за собой уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, недостаточно согласия на такую реконструкцию 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме, а кворум, необходимый для принятия решения о даче согласия на подобную реконструкцию, составляет 100% от общего числа голосов всех собственников помещений в многоквартирном доме. Из материалов дела видно и сторонами не оспаривается, что согласие всех собственников на реконструкцию квартиры с освоением части чердачного пространства в пределах границ указанной квартиры получено не было. В силу п.6 ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях реконструкции, застройщик обязан представить в уполномоченный орган согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, что в данной ситуации сделано не было» (см. подробнее Решение Октябрьского районного суда г. Калининграда от 4 марта 2010 года). P.S. 19 мая 2010 г. Калининградским Областным судом вынесено кассационное определение: решение Октябрьского районного суда г. Калининграда от 4 марта 2010 г. оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.


Вернуться к оглавлению обзора: Обжалование решений общего собрания собственников МКД, собрания членов ТСЖ. Судебная практика

Рекомендуемые по теме обзоры практики:

Чем капитальный ремонт отличается от реконструкции?

Что такое капитальный ремонт

Капитальный ремонт производится в строительстве при необходимости восстановления характеристик объекта до текущих нормативов, с восстановлением и (или) заменой любых частей строительного объекта.

Определение капитального ремонта по Градостроительному кодексу

Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно- технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (ст. 1, п. 14.2 Градостроительного Кодекса РФ).

Чем капитальный ремонт отличается от реконструкции? 1

Капитальный ремонт линейных объектов — это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (ст. 1, п. 14.3 Градостроительного Кодекса РФ).

Исходя из определения, видно, что при проведении капитального ремонта (за исключением линейных объектов) не изменяются основные технико-экономические показатели (площадь застройки, строительный объем, полезная площадь, число этажей).

Определения объекта капитального строительства и линейного объекта

К объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения и объекты, строительство которых не завершено (за исключением временных построек, навесов, киосков и др. подобных объектов). Объектами капитального ремонта являются, например, жилые здания и их части (крыши, стены и т.д.), многоквартирные дома и придомовые территории, сооружения, помещения и др.

К линейным объектам по определению Градостроительного Кодекса относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. К капремонту линейных объектов относится, например, капитальный ремонт дороги, ремонт моста и инженерных систем.

Что относится к капитальному ремонту зданий и сооружений

Капитальной ремонт проводится при их физическом износе и разрушении. К нему относятся работы по восстановлению или замене составных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования.

Цель капитального ремонта

Целью проведения является устранение неисправности всех изношенных элементов, включая частичную замену или усиление фундаментов, несущих стен, каркасов, крыши и кровли на более долговечные, экономичные и ремонтопригодные материалы.

Виды капитального ремонта

Капитальный ремонт по принципу качества планировки, степени внутреннего благоустройства и технического состояния зданий подразделяется на комплексный и выборочный.

Комплексный капитальный ремонт — это ремонт с заменой конструктивных элементов и инженерного оборудования и их модернизацией. Он включает работы, охватывающие все здание в целом или его отдельные секции, при котором возмещается их физический и функциональный износ.

Выборочный капитальный ремонт — это ремонт с полной или частичной заменой отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений или оборудования, направленные на полное возмещение их физического и частично функционального износа.

Смежные понятия

В Градостроительном кодексе модернизация здания трактуется как совершенствование технико-экономических свойств и характеристик объекта, осуществляемое путем замены систем и конструктивных элементов объекта на более эффективные. При капремонте объектов капитального строительства может проводиться модернизация здания: улучшение планировки путём демонтажа старых не несущих перегородок и возведения новых, переоборудование старых инженерных сетей на новые и современные. Аналогичная ситуация — с линейными объектами. Например, при капитальном ремонте дорог и мостов количество полос для движения не увеличивается, показатели наружных инженерных сетей, такие, как мощность, давление, напряжение — не изменяются. Но при этом допускается замена материалов на иные, с лучшими эксплуатационными характеристиками. Например, замена чугунных труб на полипропиленовые, алюминиевого кабеля — на медный и т. д.

Техническое перевооружение отличается от капитального ремонта главным образом наличием изменений технологического процесса.

Перепланировка при капитальном ремонте возможна только в том случае, если изменяется конструктивная схема здания.

Что такое реконструкция

В Российском законодательстве встречается несколько значений термина «реконструкция», в т.ч. в Налоговом, Жилищном и Градостроительном кодексах.

Определение реконструкции по Градостроительному кодексу

Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением объектов линейного строительства) — это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена, перепланировка и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (ст. 1, п. 14 Градостроительного Кодекса РФ). Примером работ с объектами капстроительства является реконструкция жилых домов и помещений, общественных зданий и т.д.

Чем капитальный ремонт отличается от реконструкции? 2

Реконструкция линейных объектов — это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъёмности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (ст. 1, п. 14.1 Градостроительного Кодекса РФ). Примером работ с линейными объектами является реконструкция инженерных сетей (систем водоснабжения и водоотведения, электрических, газовых, тепловых коммуникаций и т.д.).

Трактовка понятия реконструкции в различных нормативных документах

Согласно Налоговому кодексу, к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей, осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

Очевидно, что определения термина «реконструкция», данные Налоговым и Градостроительным кодексами, существенно отличаются. Возникает вопрос: каким из определений следует руководствоваться, или одно дополняет другое? Тогда получается, что переустройство — это и есть реконструкция?

Однако, в Жилищном кодексе нет определения реконструкции, в то время, как термин «переустройство» является синонимом капитального ремонта, в части «замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения». Выходит, трактовка из Налогового кодекса противоречит Градостроительному и Жилищному кодексам?

Попробуем прояснить. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Чем капитальный ремонт отличается от реконструкции?5

Таким образом, если в здании производится продукция (иными словами — если здание, о котором идёт речь, производственного назначения) и продукция эта облагается налогом, то необходимо руководствоваться определением из Налогового кодекса. То есть, реконструкцией в данном случае будет являться замена и (или) установка оборудования на более совершенное, которое сможет изготавливать новую продукцию или позволит увеличить объемы или улучшить качество продукции. Если предполагается заменить старое, морально и физически устаревшее оборудование на новое, современное, то это будет являться техническим перевооружением; при этом разрешается изменить технологию производства, но не допускается увеличение производственных мощностей и не идет речь о количестве и качестве выпускаемой продукции.

Чем капитальный ремонт отличается от реконструкции?5

Смежные понятия

При реконструкции так же может осуществляться модернизация свойств и технических характеристик зданий, систем и элементов. Однако, не стоит путать эти понятия, так как они являются взаимодополняющими.

Реконструкция здания отличается от технического перевооружения необязательностью изменения технологического процесса и, напротив, обязательным характером замены (восстановления) несущих конструкций.

Перепланировка при реконструкции является частью понятия реконструкции зданий и сооружений и включает в себя работы, затрагивающие положение несущих стен и конструкций здания.

Реставрацию часто путают с реконструкцией, однако эти понятия различаются, главным образом тем, что к реставрации относятся работы по укреплению и восстановлению зданий и сооружений, которые являются памятниками истории, культуры и искусства.

Приобретает популярность реконструкция домов, заброшенных зданий с целью адаптации под современные нужды, которая называется реновацией зданий. Например, реконструкция и перестройка здания заброшенного завода или фабрики с целью превращения в офисный центр.

Отличия реконструкции и капитального ремонта

Капитальный ремонт и реконструкция, исходя из определений Градостроительного кодекса отличаются степенью изменения объекта строительства. При капитальном ремонте зданий и сооружений объекты возвращаются к их первичному состоянию, пригодному для эксплуатации; при реконструкции же могут производиться изменения ключевых технико-экономических параметров строительного объекта.

Например, при реконструкции автомобильной дороги меняется категория дорог, ширина проезжей части, если это наружные инженерные сети — то меняется их мощность и протяженность. При реконструкции объектов капитального строительства необходимо не только устранить накопившийся физический и моральный износ, но и довести объект до соответствия всем действующим нормам и правилам.

Большинство ремонтируемых зданий не соответствуют всем действующим нормам, и это понятно, ведь часто возраст здания исчисляется десятилетиями, а нормы меняются чуть ли не каждый год.

Поэтому при капитальном ремонте допускается некоторое отступление от действующих норм. Например, принято решение отремонтировать крышу здания; при этом не нужно благоустраивать прилегающую территорию, увеличивать количество парковочных мест, утеплять фасады и т. д. А если решено провести реконструкцию здания, например, возвести пристройку или вместо неэксплуатируемого чердака сделать мансарду, то необходимо довести всё здание до требуемых действующих норм, начиная от современных архитектурных решений, планировок, и заканчивая требованиями по энергетической эффективности здания.

Чем капитальный ремонт отличается от реконструкции?3

Разрешение на строительство при проведении капитального ремонта получать не требуется, а процедура подготовки к строительству и ввод в эксплуатацию здания пройдет гораздо проще, быстрее и дешевле, чем при реконструкции здания. Разрешение на реконструкцию здания зачастую требуется органами государственного и местного управления, а процедура получения разрешительных документов является длительной и трудоемкой. Это связано с тем, что при реконструкции дома может производиться новое строительство, очень распространенной практикой является надстройка мансарды на крыше здания.

Что касается проектирования капитального ремонта и реконструкции, то при проведении каждого из типов работ необходимо планирование и составление проекта. Это связано с тем, что проведение строительных работ в здании или части здания так или иначе может влиять на соседние здания в квартале. Именно поэтому, работы важно проводить после согласования с генеральным планом квартала. При этом составление проекта на реконструкцию является более трудоемкой процедурой и часто требует дополнительных согласований проектного задания и проекта организации работ.

Разницу между капитальным ремонтом и реконструкцией прекрасно понимают застройщики, всеми силами пытаясь «уйти» от реконструкции здания, так как подготовка документов может занимать больше года, а в иных случаях — и не один год. В результате возникают спорные вопросы между органами местного управления и заинтересованными лицами.

В следующей статье мы расскажем о спорных ситуациях, возникших при проведении капитального ремонта зданий, с которыми нам приходилось сталкиваться на практике.

Реконструкция домов с надстройкой — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

13 июля 2015 года

В Департаменте градостроительной политики города Москвы завершена подготовка «Методических рекомендаций по реконструкции многоквартирных жилых домой с надстройкой верхних этажей в городе Москве» в помощь заказчику-застройщику по подготовке градостроительной документации, получению технических условий на подключение к инженерным сетям, прохождению экспертизы, получению разрешения на строительство, оформлению земельно-имущественных отношений (общедолевая собственность).

В методических рекомендациях отображены основные критерии жилых домов, которые можно реконструировать:

a) этажность не более 5;
b) объект принадлежит группе кирпичных (блочных) домов «сталинских серий» и построенных по индивидуальным проектам, с использованием для перекрытий заводских конструкций из сборного железобетона;
c) удаленность от объектов УДС — не менее 3 м;
d) объект находится вне зон ограничения градостроительной деятельности и не имеет градостроительных ограничений;
e) высота потолков — около 3 метров;
f) расчетный износ здания на текущий год — не более 50%;
g) год постройки — с 1950 по 1965, включительно;
h) количество квартир — не более 40.

В настоящее время текст методических рекомендаций направлен во все органы исполнительной власти Москвы и ресурсоснабжающие организации города, которые являются участниками в процессе разработки и реализации проекта реконструкции с надстройкой.

Говоря о перспективности проекта, ранее 26 декабря в ходе пресс-завтрака руководитель Департамента Сергей Лёвкин отметил, что область применения настоящих рекомендаций огромная. В настоящее время около 400 жилых домов общей жилой площадью 1 млн. кв. м в городе Москве могут быть рекомендованы для реконструкции с надстройкой.

Пилотным проектом реконструкции жилого дома с надстройкой и расширением стал дом на ул. Мишина 32.

Реконструкция дома с надстройкой: Химкинский бульвар, 4:

dgp.mos.ru

Алгоритм реконструкции жилого дома :: ЮС ИнвестЪ

Яковина Ирина, юрист

 Жилой дом может принадлежать на праве собственности как физическим, так и юридическим лицам. Также возможны ситуации, в которых жилой дом принадлежит на основании общей долевой собственности. В случае если один из собственников принимает решение, например, о переносе проема в несущей стене с усилением кладки, надстройке второго этажа, возведении новой кровли, необходимым является оформление всех разрешительных документов, чтобы такое строительство было признано законным. В данной статье рассмотрим порядок по реконструкции индивидуального (частного) жилого дома.

1. Перечень работ по реконструкции.

Согласно Положению о порядке реконструкции жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384, реконструкция жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном, блокированном жилом доме, одноквартирного жилого дома, а также нежилых построек (далее — реконструкция) — совокупность работ и мероприятий, направленных на использование по новому назначению этого дома, помещений и нежилых построек и (или) связанных с изменением их основных технико-экономических показателей и параметров.

В соответствии с пунктом 9 указанного Положения, к реконструкции относятся следующие работы по:

  • изменению назначения, количества и (или) общей площади жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов и (или) нежилых построек;
  • изменению строительного объема или общей площади жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирного жилого дома и (или) нежилых построек;
  • замене несущих конструкций (отдельных видов таких конструкций) жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирного жилого дома и (или) нежилых построек;
  • устройству балконов, лоджий, веранд, террас, а также пандусов для передвижения инвалидов-колясочников с первого этажа на придомовую территорию;
  • устройству неотапливаемых кладовых и погребов в пространстве под балконами и лоджиями первых этажей многоквартирных, блокированных жилых домов без использования подвальных помещений таких домов с обустройством доступа в эти кладовые и погреба с балконов и лоджий посредством люков;
  • инженерному оборудованию (переоборудованию) жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых построек;
  • устройству (переустройству) наружных сетей, кроме магистральных.

Иные работы не являются работами по реконструкции, и для их проведения не требуется решение о разрешении на реконструкцию.

 

  1. Подача документов в местный исполнительный орган.

Перечень документов и сроки рассмотрения установлены Указом № 200 от 26.04.2010 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

Срок рассмотрения документов и принятия решения местным исполнительным органом – 30 дней.

Согласно подп. 9.3.2 п. 9 Указа № 200, выдача решения о разрешении на реконструкцию жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории осуществляется при предоставлении следующих документов:

  1. заявление;
  2. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  3. технический паспорт и документ, подтверждающий право собственности на помещение, дом, постройку, — для собственника помещения, дома, постройки;
  4. удостоверенное нотариально письменное согласие совершеннолетних граждан, имеющих право владения и пользования помещением, домом, постройкой, и участников общей долевой собственности, в том числе временно отсутствующих таких граждан и участников, на реконструкцию помещения, дома, постройки либо копия решения суда об обязанности произвести реконструкцию — в случае, если судом принималось такое решение;
  5. описание работ и планов застройщика по реконструкции помещения, дома, постройки, составленное в произвольной форме.

 

Если не удалось получить согласие граждан, имеющих право владения и пользования помещением, домом, постройкой, и участников общей долевой собственности.

В случае если второй собственник отказывается в выдаче нотариально удостоверенного согласия на реконструкцию жилого дома, то есть альтернативный способ для решения данного вопроса. В таком случае вопрос о необходимости проведения реконструкции должен быть рассмотрен в судебном порядке.

Согласно части 1 пункта 2 ст. 250 ГК собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, а также распоряжаться им иным образом.

Согласно ст. 285 ГК, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Рассмотрим пример из судебной практики (решение районного суда от 26.05.2016).

Т. принадлежит 1/2 доли в праве собственности на жилой дом. Он намерен газифицировать принадлежащую ему квартиру (№ 1), для чего необходима реконструкция. Поскольку Р., совладелица дома, не дает согласия на реконструкцию, сельским исполкомом Т. было отказано в принятии соответствующего заявления. По указанной причине Т. просит устранить препятствия в осуществлении права собственности: признать отказ Р. в даче согласия на реконструкцию квартиры необоснованным, признать за ним право на обращение в сельский исполком с заявлением о принятии решения на реконструкцию квартиры с учетом оснащения инженерным оборудованием без письменного согласия совладельца.

Ответчица Р. иск не признала. Она указала, что с истцами находится в неприязненных отношениях, предлагаемый проект подвода газа к квартире истцов предусматривает прокладку газопроводной трубы по ее (ответчицы) стене дома, чем будет нарушено ее право собственности. У стены дома, по которой планируется прокладка трубы, растут цветы, которые при производстве работ будут уничтожены. На указанной стене находится ввод электрокабеля в дом, поэтому прокладка по этой стене газопровода повлияет на ее (ответчицы) безопасность. Подвод газа к квартире истцов может быть осуществлен от другой газопроводной трубы, которая находится на незначительном расстоянии от их дома, а не от трубы, по которой подается газ в ее (ответчицы) квартиру. Кроме того, истец не оборудовал свою квартиру канализацией, уничтожил ее плодовые деревья, складирует навоз на общем дворе. Против внутренней перепланировки квартиры истцов ответчица не возражает.

Судом установлено, что истцам, являющимся супругами, принадлежит 1/2 доли в праве собственности на жилой дом. Они проживают в квартире N 1. Собственником оставшейся части дома (квартира № 2) является Р. В квартире ответчицы зарегистрированы ее супруг Л. и сын И. С целью улучшения условий проживания истец принял решение о газификации своей квартиры природным газом и о внутренней перепланировке квартиры, на что необходимо получить согласие ответчицы и всех совершеннолетних граждан, зарегистрированных в ее квартире (соответчиков). Поскольку такое согласие ответчики не дали, истцы просили суд устранить препятствия в осуществлении ими (истцами) права собственности на принадлежащее им недвижимое имущество.

Так, судом установлено, что по улице, где расположен дом истца, проходит газопровод, проложенный в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 368 «О мерах по регулированию отношений при газификации природным газом эксплуатируемого жилищного фонда граждан» (далее — Указ). Финансирование строительства данного газопровода осуществлялось в следующем порядке: 30% стоимости за счет граждан, 70% стоимости за счет республиканского бюджета. При прокладке газопровода истцы в финансировании работ по прокладке не участвовали, однако Указом допускается подключение к газопроводу иных абонентов при условии компенсации иным абонентам их расходов. Истцы готовы компенсировать остальным участникам строительства газопровода их долю в стоимости работ, определенную в соответствии с Указом. Исходя из изложенного, судом сделан вывод, что газификация квартиры истцов возможна от существующего газопровода и не противоречит действующему законодательству.

Возражая против иска, ответчица указывала, что возражает против прокладки трубы газопровода по стене ее квартиры, так как таким образом будет нарушено ее право собственности. Однако в чем конкретно будет выражаться данное нарушение, чем конкретно будут ущемлены ее права, ответчица не пояснила.

Утверждения ответчиков о том, что в результате прокладки трубы по стене их квартиры будет нарушена их безопасность, опровергаются письменными заключениями отдела архитектуры и строительства райисполкома, электрических сетей, ПУ «В», КУП «Коммунальное хозяйство», РОЧС, ЦГЭ, райинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, согласно которым препятствий для газификации квартиры истцов от существующего газопровода не имеется.

Иные доводы, приводимые ответчицей (такие как: уничтожение истцом деревьев ответчицы, отсутствие в квартире истца оборудованной канализации, неприязненные отношения и т.п.) не относятся к существу спора и не могут служить основанием для отказа в иске.

При таких обстоятельствах суд решил: устранить препятствия в осуществлении Т. и А. права собственности на принадлежащее им недвижимое имущество: 1/2 доли в праве собственности на жилой дом. Признать отказ Р., Л. и И. в даче согласия на реконструкцию квартиры № 1 указанного дома необоснованным, признать за Т. право на обращение в сельский исполнительный комитет с заявлением о принятии решения на реконструкцию квартиры с учетом оснащения инженерным оборудованием (газификацию) без письменного согласия Р., Л. и И.

Таким образом, при невозможности урегулировать вопрос мирным путем, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с требованием об устранении препятствий в осуществлении права собственности на принадлежащее недвижимое имущество; признании отказа в даче согласия на реконструкцию необоснованным; признании права на обращение исполнительный комитет без письменного согласия второго собственника.

 

  1. Подготовка комплекта исходных данных на проектирование от заинтересованных организаций.

Согласно ч. 3. п. 11 Положения № 384 от 16.05.2013, основанием для размещения заказа на разработку проекта реконструкции является разрешение местного исполнительного и распорядительного органа, а также комплект исходных данных на проектирование от заинтересованных организаций.

 

  1. Разработка проектной документации на реконструкцию и согласование проекта в местном исполнительном органе.

В соответствии с п. 11 Положения № 384 от 16.05.2013, проект реконструкции разрабатывается по заказу и за счет средств застройщика по договорам подряда на выполнение проектных работ с разработчиком проектной документации.

Разработанная проектная документация подлежит в дальнейшем согласованию в отделе архитектуры и градостроительства местного исполнительного органа. Данная административная процедура осуществляется в соответствии с Указом № 200 от 26.04.2010 (пп. 9.3.3). Для согласования проектной документации необходимо предоставить:

— заявление;

— проект, подлежащий согласованию.

Местный исполнительный орган оформляет согласование в течение пяти дней с даты предоставления документов.

 

  1. Выполнение строительных работ по реконструкции жилого дома.

Реконструкция может осуществляться:

1) самим застройщиком при реконструкции жилых и (или) нежилых помещений в блокированных жилых домах высотой до 7 метров и одноквартирных жилых домов высотой до 7 метров, а также нежилых построек.

! Исключение: работы по инженерному оборудованию;

2) только по договорам строительного подряда с юридическими лицами или ИП, имеющими право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, при реконструкции жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, а также жилых и (или) нежилых помещений в блокированных жилых домах высотой более 7 метров и одноквартирных жилых домов высотой более 7 метров, по инженерному оборудованию жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых построек.

При реконструкции запрещается:

— производить в выходные и праздничные дни СМР, создающие шум или вибрацию, а также начинать такие работы ранее 9 часов и заканчивать их позднее 19 часов в рабочие дни;

— загромождать и загрязнять строительными материалами и их отходами коридоры, лестничные марши и площадки, проходы, запасные выходы и другие вспомогательные помещения жилого дома;

— использовать пассажирские лифты для транспортировки строительных материалов и их отходов без упаковки.

 

  1. Приемка жилого дома в эксплуатацию после реконструкции.

В соответствии с пунктом 17 Положения № 384 от 16.05.2013, законченные реконструкцией жилые и (или) нежилые помещения в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирные жилые дома, нежилые постройки, а также выделенные согласованным проектом реконструкции очереди реконструкции подлежат обязательной приемке в эксплуатацию приемочной комиссией, назначаемой в соответствии с законодательством.

Приемка в эксплуатацию законченного реконструкцией жилого и (или) нежилого помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирного жилого дома, нежилых построек осуществляется в установленном законодательством порядке.

Порядок приемки в эксплуатацию финансируемых физическими лицами законченных возведением одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, нежилых капитальных построек на придомовой территории, реконструированных жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, квартир в блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, нежилых капитальных построек на придомовой территории, регулируется Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716 (глава 3).

В состав приемочных комиссий при приемке в эксплуатацию финансируемых физическими лицами законченных возведением и реконструированных одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, нежилых капитальных построек на придомовой территории включаются представители застройщика (заказчика и подрядчика — в случае заключения договора строительного подряда), местных исполнительных и распорядительных органов и территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Согласно пункту 27 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, для получения утвержденного местными исполнительными и распорядительными органами акта приемки объекта в эксплуатацию физические лица, подают следующие документы:

— заявление;

— согласованная проектная документация.

— разрешительная документация на возведение одноквартирных, блокированных жилых домов и (или) нежилых капитальных построек на придомовой территории.

 

  1. Местный исполнительный орган утверждает Акт приемки объекта в эксплуатацию.

Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют выдачу утвержденного акта приемки объекта в эксплуатацию на безвозмездной основе не позднее 15 дней со дня подачи заявления, а в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций — в течение одного месяца со дня подачи заявления.

 

  1. Оформить технический паспорт.

Составление технического паспорта на соответствующее недвижимое имущество и государственная регистрация изменения или создания в результате реконструкции недвижимого имущества осуществляются организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (п. 18 Положения № 384 от 16.05.2013).

 

  1. Получить правоустанавливающие документы (свидетельство о государственной регистрации).

Одновременно с подачей документов для получения технического паспорта можно написать заявление об оформлении свидетельства о государственной регистрации на жилой дом.

 

Таким образом, несмотря на то, что законодателем прописан четко порядок по реконструкции жилого дома, данный процесс занимает достаточно длительный период времени и связан с подготовкой и оформлением большого количества документов. Поэтому следует обратить внимание прежде всего на получение всех разрешительных документов, заключений и согласований от местного исполнительного органа, чтобы в последующем избежать вопросов при приемке объекта после реконструкции.

 

Материал актуален по состоянию на 30.01.2019