однофазные и трёхфазные электродвигатели, возможность подключить

Принципом работы любого электрического двигателя является способность трансформировать электрическую энергию в механическую. Независимо от конструкции, каждая электрическая машина устроена одинаково: в неподвижной части (статор или индуктор) вращается подвижная часть (ротор или якорь). Для продолжительной бесперебойной эксплуатации оборудования необходимо правильное подключение электродвигателя.

  • Основные разновидности
  • Способы подключения
    • Однофазный асинхронный
    • Коллекторный вариант
    • Подключение «звездой»
    • Соединение «треугольник»

Основные разновидности

Электрические двигатели обладают рядом очевидных достоинств. Они гораздо меньше по размеру, чем их тепловые аналоги идентичной мощности. Поэтому они отлично подходят для размещения в общественном электротранспорте или на заводских станках. Во время работы они не вредят окружающей среде выделением продуктов распада и паровыми испарениями.

Электрические двигатели можно разделить на две основных группы:

  1. Двигатели постоянного тока. Применяются для регулируемых электроприводов с эксплуатационными показателями высокого качества, такими как готовность к перезагрузке и вращательная равномерность. Ими оснащают вспомогательные агрегаты экскаваторов, полимерного оборудования, бурильных станков. Электродвигатели массово применяются в электротранспорте. Преобразователи постоянного тока дополнительно подразделяются на коллекторные и вентильные.
  2. Двигатели переменного тока. Являются более дешевыми и долговечными, с простым и надёжным конструкторским решением. Подавляющее большинство бытовой домашней техники укомплектовано этими электродвигателями. В промышленности они применяются в заводских станках, вентиляторах, компрессорах, насосах, лебёдках для поднятия и перемещения груза. По принципу работы эти механизмы делятся на синхронные и асинхронные.

Способы подключения

Электрические двигатели любой конструкции устроены одинаково. В статичной обмотке (статоре) осуществляется вращение ротора. В нём происходит возбуждение магнитного поля, отталкивающее его полюсы от статора. Бесперебойная работа этой конструкции обусловлена правильным подключением электродвигателя, зависящим от используемого вида.

Однофазный асинхронный

Этот двигатель получил такое название потому, что у него всего одна рабочая обмотка. Его мощность может составлять от пяти до десяти киловатт. Рабочая и пусковая обмотки располагаются между собой под прямым углом.

К цепи необходимо подключить фазовращающий элемент. Такая схема подключения однофазного электродвигателя с конденсатором отличается оптимальными пусковыми свойствами. Используя конденсатор, электрический двигатель может быть оснащен следующими видами этого двухполюсника:

  • рабочим;
  • пусковым;
  • рабочим и пусковым.

На практике чаще всего применяется пусковой конденсатор. Применить этот вариант можно, используя реле времени или замкнув электрическую цепь через пусковую кнопку.

В случае выбора схемы подключения электродвигателя 220 В через конденсатор пусковые характеристики заметно ухудшаются. Третий вариант с пусковым и рабочим двухполюсником считается промежуточным.

Коллекторный вариант

Универсальность этого двигателя заключается в том, что он имеет возможность получать энергию от преобразователей переменной или постоянной разновидности тока. Он находит применение в швейных или стиральных машинах, бытовых электрических инструментах.

Однофазные коллекторные двигатели отличаются такими недостатками:

  1. Сложность ремонтных работ, невозможность их самостоятельного проведения.
  2. Высокий уровень шума.
  3. Сложное управление.
  4. Высокая стоимость.

Сначала необходимо убедиться, что параметры электрической сети соответствуют допустимым напряжению и частоте, указанным на корпусе электродвигателя.

Система должна быть предварительно обесточена.

Для подключения коллекторного двигателя следует последовательно соединить статор и якорь. Клеммы 2 и 3 необходимо соединить, а 1 и 4 замкнуть в цепь 220 В. Включение без регулятора перепада давления может спровоцировать образование пускового тока значительной мощности, что приведёт к искрению в коллекторе.

Также стоит рассмотреть схему подключения электродвигателя через магнитный пускатель:

  1. Следует удостовериться, что контактная система пускателя выдержит эксплуатационные условия электрического двигателя. Есть восемь категорий величины нагрузочного тока от 6,3 А до 250 A. Величина в этом случае обозначает силу тока, которую в состоянии пропустить через рабочие контакты электромагнитный пускатель.
  2. Катушка управления может быть рассчитана на 36 В, 220 В, 380 В. Следует выбрать вариант 220 вольт.
  3. После сбора схемы электромагнитного пускателя следует подключить силовую часть.
    На выходе силовых контактов происходит включение электрического двигателя, параллельно присоединяется вход на 220 вольт.
  4. Затем следует подключить кнопки «Стоп» и «Пуск».
  5. На второй вывод электромагнитного пускателя необходимо присоединить «ноль».

Подключение «звездой»

Такой способ подходит для схемы подключения трёхфазного электродвигателя на 380 В. К началу обмоток (С 1, С 2, С 3) подсоединяются фазные проводники (А, В, С) через аппарат коммутации. Концы обмоток необходимо совместить в одной точке.

Такая схема электродвигателя не позволит развить всю его мощность, потому что на каждой обмотке напряжение будет равняться 220 В. Возможность подключить электрический двигатель по схеме «звезда» подтверждается на табличке символом Y.

Эту схема подключения двигателя можно без труда различить в клеммной коробке из-за перемычки, расположенной посреди выводов обмоток.

Соединение «треугольник»

Чтобы трёхфазная электромашина смогла развить максимально предусмотренную мощность, следует применять схему подключения асинхронного двигателя способом «треугольник».

Выводы обмоток необходимо соединить в следующем порядке:

  • С 2 с С 4;
  • С 3 с С 5;
  • С 6 с С 1.

Между проводами в трёхфазных сетях линейное напряжение будет равняться 380 В. С таким вариантом подключения может не справиться проводка, потому что она способствует возникновению пусковых токов. Такое соединение возможно в случае наличия на табличке двигателя значка Δ.

Для полного понимания того, как подключить электродвигатель с 3 проводами, следует знать о комбинированном подключении.

В таком случае сперва применяется схема соединения «звездой», затем в рабочем режиме обмотки переключается на «треугольник».

Всегда нужно помнить в процессе работы с электрическими приборами о строгом соблюдении правил техники безопасности. Все действия необходимо производить лишь в режиме обесточенного оборудования.

Подключение электродвигателя к сети 220В/380В/660В

Чтобы произвести пуск ротора асинхронного двигателя в движение и не спалить электродвигатель АИР при запуске – концы обмоток статора следует правильно подключить к сети переменного тока с рабочим напряжением: 220 вольт, 380 вольт и 660 вольт.

Общепромышленные асинхронные электродвигатели АИР можно подключить к трехфазной сети «Треугольником» либо «Звездой». В зависимости от мощности, производителем электродвигателей АИР рассчитана работа с двумя номинальными напряжениями 220В/380В или 380В/660В, отсюда и два способа поколения: схема звезда и схема треугольник.

Для снижения пусковых токов электромотора, при запуске двигателя необходимо соблюдать правильную последовательность схем присоединения обмотки: с начало производится подключение звезда на пониженных оборотах, после переключиться на треугольник.


Как правильно подключить провода электродвигателя?

При соединении трёхфазного электродвигателя по схеме подключения звездой — начало обмоток подключаются к фазам, а концы статарных обмоток трехфазного электродвигателя необходимо соединить вместе в одной точке, после чего на начало обмоток двигателя подать питание.

При присоединении трёхфазного электродвигателя по схеме подключения треугольником — обмотки статора электродвигателя соединяются последовательно, одна обмотка соединяется началом следующей и так поочередности до конца.

Схема «Зезда»Напряжение при подключении
220/380
380 В — «звездой»
220 В — «треугольником»
Схема «Треугольник»Напряжение при подключении
380/660
380 В — «треугольником»
660 В — «звездой»

Типы и виды подключения двигателя АИР.

Фото клеммной коробки

Схема подключения «звезда»

При подключении обмоток по схеме звезда, трехфазный электродвигатель работает на полную мощность, что на 30% больше от мощности при соединении двигателя треугольник. При подключении звездой в работе электродвигателя наблюдаются очень большие значения пусковых токов.

Основными преимуществами способа подключения электродвигателя по схеме звезда считаются:

  • Плавный пуск
  • Повышенная надежность
  • Устойчивость к недлительной перегрузки

При такой схеме подключения, фактическая мощность электродвигателя меньше заявленной.

Схема подключения «треугольник»

Электродвигатель имеющий соединение обмотки треугольником, работает более плавно и мягче, в отличии от электродвигателей с соединением обмотки звездой. При подключении обмоток треугольником электродвигатель не может развить заявленную мощность производителем.

Преимущества подключения трехфазного двигателя по схеме треугольник:

  • Максимальная мощность
  • Повышенный вращающий момент
  • Увеличенные тяговые способности

Недостатки способа подключения: электродвигатели присоединяющиеся треугольником больше нагреваются.

Комбинированное подключение электродвигателя

Подключение «звездой» обеспечит электродвигателю плавный запуск, но максимальная заявленная мощность электромотора не будет достигнута. При подключении «треугольником» электродвигатель работает на заявленной мощности, однако есть возможность, что пусковой ток повредит изоляцию обмотки.

В связи со снижением пусковых токов, для больших и мощных электродвигателей (от 5,5 кВт 3000 об/мин — АИР100L2) рекомендуется использовать подключение по схеме звезда — треугольник. Данный способ подключения обеспечит первоначальный запуск электродвигателя по схеме «звезда», после того как электродвигатель наберет обороты, будет выполнено автоматическое переключение по схеме «треугольник». Таким образом комбинированная схема подключения обезопасит электромотор, а на выходе получите максимальную мощность двигателя.

Ходовые модели трехфазных асинхронных электродвигателей в Украине:

  • АИР 71А2, АИР 71В4, АИР 71В2
  • АИР 80А2, АИР 80В4, АИР 80В2
  • АИР 90L6, АИР 90L4, АИР 90L2
  • АИР 100S4,АИР 100S2, АИР 100L4
  • АИР 112МВ6, АИР 112М4, АИР 112М2
  • АИР 132S4, АИР 132М4, АИР 132М2
  • АИР 160S4, АИР 160М4, АИР 160М2
  • АИР 180S4, АИР 180М4, АИР 180М2
  • АИР 200М2, АИР 200М4, АИР 200L2
  • АИР 200L4, АИР 225М4, АИР 225М2
  • АИР 250S2, АИР 250S4, АИР 250М2
  • АИР 280S2, АИР 280S4, АИР 280М2
  • АИР 315S2, АИР 315S4, АИР 315М2
  • АИР 355S2, АИР 355S4, АИР 355М2

Проблемы при выборе подключения электродвигателя

При покупке электромотора, возникают ряд вопросов, таких как: как подключить трехфазный электрический двигатель, какую схему использовать при соединении (звезда или треугольник) для надежной работы, какая устойчивость к перегрузкам, стоить переплатить за качество и надежность или выбрать дешевый мотор. Специалисты «ЗЭМО

» готовы дать ответы на все Ваши вопросы. Поможем купить трехфазный асинхронный электродвигатель мощностью от 0,12 до 315 кВт, понять как правильно подключить электродвигатель к сети питания и как самостоятельно определить нужную схему подключения на оборудование производства.


Тип тормоза

Соединение тормоза

Подключение двигателя

Схема

Номинальное напряжение двигателя

Номинальное напряжение тормоза

1

Переменный ток – 3 фазы (только BA(X))

Δ/Y(6w)

Δ/Y (6 Вт)

Диаграмма

265 В/460 В/60 Гц, 330 В/575 В/60 Гц, 220 В/380 В/60 Гц,…

265 В/460 В/60 Гц, 330 В/575 В/60 Гц, 220 В/380 В/60 Гц,…

2

ГГ/Г(9н)

Диаграмма

230В/460В/60Гц,…

230 В/460 В/60 Гц,…

3

Однофазный выпрямленный постоянный ток (BA(X) и BM(X))

Выпрямитель

Δ/Y (6 Вт)

Диаграмма

265 В/460 В/60 Гц, 330 В/575 В/60 Гц, 220 В/380 В/60 Гц,…

1~110 В, 1~230 В,…

4

ГГ/Г(9н)

Диаграмма

230 В/460 В/60 Гц,…

1~110 В, 1~230 В,…

5

24 В пост. тока (BA(X) и BM(X))

Напряжение постоянного тока

Δ/Y (6 Вт)

Диаграмма

265 В/460 В/60 Гц, 330 В/575 В/60 Гц, 220 В/380 В/60 Гц,…

24 В постоянного тока

6

ГГ/Г(9н)

Диаграмма

230 В/460 В/60 Гц,…

24 В постоянного тока

Подключение двигателя

Схема

Номинальное напряжение двигателя

7

Δ/Y (6 Вт)

Диаграмма

265 В/460 В/60 Гц, 330 В/575 В/60 Гц, 220 В/380 В/60 Гц,…

8

ГГ/Г(9н)

Диаграмма

230 В/460 В/60 Гц,…

Тип двигателя

Тип соединения

Схема

9

БАД/БМД
СМД

Обмотка Singe – Dhalander

Диаграмма

10

БАДА
БМДА
СМДА

Двойная обмотка

Диаграмма