Содержание

стальной канат - это... Что такое стальной канат?


стальной канат
[steel rope] — продукция метизного производства в виде пряди или группысвязанных прядей стальных проволок, расположенных по винтовой линии вокруг сердечника или параллельно один другому.
Стальные канаты различают по виду и конструкции на круглопрядные (в том числе спиральные, двойной, тройной свивки), фасоннопрядные, плоские, закрытые: для подвесных дорог, подъемные; по типу свивки прядей — с точечным и линейным касанием проволок между слоями (при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди, при разных диаметрах проволок в наружном слое пряди и проволоками заполнения, имеющие в пряди слои с проволоками разных диаметров и слои с проволоками одинакового диаметра), с комбинированным точечно-линейным касанием проволок; по способу свивки — нераскручиваемые и раскручиваемые; по степени уравновешивания — рихтованные и нерихтованные; по направлению свивки — правой и левой; по сочетанию направления свивки канатов и его элементов — крестообразной и односторонней свивки; по виду покрытия поверхности проволок в канате — без покрытия, с цинковым покрытием для средне агрессивных условий работы, с покрытием каната полиэтиленом низкого давления; по точности изготовления — нормальной и повышеной. Марки канатов в зависимости от механических свойств проволоки, из которой они производятся, — стальной канатной или оцинкованной: высшая, первая, вторая и бензельная. Канатная проволока изготовливается из катанки углеродистой стали марок 35, 40, 45, 50, 55, 60, 70, 75, 80, 85. Проволочные канаты в зависимости от требуемого разрывающего усилия производят из проволоки с ст
в
= 1,0—2,6 ГПа, бензельные канаты с ств = 500—900 МПа. При повышении кислотности используют канаты из нержавеющей кислотостойкой стали. В стальных канатах используют органические, пластмассовые, и металлические сердечники, которые служат опорой для прядей в канате. Критерием, определяющим качество сердечника служит сопротивление его поперечному сжатию. Органические сердечники, используемые почти для 90 % стальных канатов, — волокна листьевых и стебельчатых растений. Очень влияет на стойкость органического сердечника в канате количество и качество пропиточного материала, — противогнилостной и антикоррозионной жидкости. Пластмассовые сердечники выполняют из полиэтилена (в виде стержня) и полипропилена (в виде пряжи). Металлические сердечники применяют, когда необходимо повысить: разрывное усилие каната без увеличения его диаметра, структурную плотность каната при многослойной навивке на барабан;
Смотри также:
— Канат
— фасоннопрядный канат
— канат круглопрядный

Энциклопедический словарь по металлургии. — М.: Интермет Инжиниринг. Главный редактор Н.П. Лякишев. 2000.

  • steel rope
  • round-strand ropes

Смотреть что такое "стальной канат" в других словарях:

  • Плоский стальной канат — 2.18. Плоский стальной канат канат шириной в два и более раз превышающий его толщину, пряди которого изготовлены из стальной проволоки (черт. 2.11.). Источник: РД 11 07 2007: Инструкция по проектированию, изготовлению и безопасной эксплуатации… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Круглопрядный стальной канат — 2.17.1. Круглопрядный стальной канат канат, сечение которого представляет собой концентрическую окружность с круглопрядными прядями со стальными проволоками (см. черт. 2.10. а., б., в.). Источник: РД 11 07 2007: Инструкция по проектированию,… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • талевый [стальной] канат — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN wire line …   Справочник технического переводчика

  • КАНАТ — КАНАТ, каната, муж. 1. Очень толстая веревка. Морской канат. Ходить по канату (в цирке). «Так их (каторжан) канатом прикрутят друг к другу и ведут.» Некрасов. 2. Смолистая пряжа такой веревки, кусочками которой вместо ваты моряки закладывают себе …   Толковый словарь Ушакова

  • канат круглопрядный — [round strand ropes] наиболее многочисленная группа стальных канатов диаметром от 0,65 до 20 мм с разрывным усилием от 440 Н до 6 МН. Наиболее широко применяют круглопрядные канаты: типа ТК одинарной или двойной свивки для напряженных условий,… …   Энциклопедический словарь по металлургии

  • Канат — [горе]: Смотри также: фасоннопрядный канат стальной канат канат круглопрядный …   Энциклопедический словарь по металлургии

  • Канат —         гибкое изделие, изготовленное из стальной проволоки, нитей, пряжи (каболки) из волокон растительного, синтетического или минерального происхождения. По способу изготовления К. подразделяются на кручёные (витые), невитые, плетёные (см.… …   Большая советская энциклопедия

  • КАНАТ — гибкое изделие, изготовл. из стальной проволоки, нитей, пряжи (каболок) из волокон растит., синтетич. или минер. происхождения. По способу изготовления К. подразделяются на кручёные, или витые (см. рис.), невитые, плетёные. Стальные К.… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • канат — а; м. Толстая, очень прочная верёвка из волокон или проволоки. Пеньковый к. Стальной к. Капроновый к. ◁ Канатный, ая, ое. К ое производство. К ая дорога (подвесная). * * * канат гибкое изделие из стальной проволоки, нитей, пряжи, синтетических… …   Энциклопедический словарь

  • канат — а; м. см. тж. канатный Толстая, очень прочная верёвка из волокон или проволоки. Пеньковый кана/т. Стальной кана/т. Капроновый кана/т …   Словарь многих выражений

Канат стальной

Стальные канаты и цепи относятся к категории «Метиз» — металлических изделий. Сам же канат стальной выполняет функции основного грузонесущего элемента во всех грузоподъемных механизмах. Поэтому область его применения обширна и распространяется практически на все сферы деятельности человека. Если говорить о технических его характеристиках, то необходимо разобраться с классификацией канатов.

Классификация

Существует разные параметры стальных канатов, которые разделяют их на классы и группы. И все они сильно отличаются друг от друга, что зафиксировано ГОСТами. Поэтому технические характеристики канатов из стальной проволоки надо рассматривать в аспекте их принадлежности к тому или другому классу.

Начнем с того, что в конструкцию входят сердечник и проволоки, из которых вяжутся пряди. Сердечник в конструкции выполняет функции основы, при этом он придает изделию гибкость и удерживает смазку. Он может представлять собой монолитную проволоку или прядь из двух или трех свивок. Он может представлять собой как металлический элемент, так и из органических материалов: пеньки, хлопчатобумажной пряжи, манилы и так далее.

Пряди проволок, которыми обвивается сердечник, могут свиваться из одинаковых по диаметру проволок или из разных. Первая позиция называется нормальным сечением, вторая комбинированным.

Виды канатов из стальных проволочек

Чисто конструктивно канат стальной делится на три группы.

  • Одинарная свивка.
  • Двойная.
  • Тройная.

Первый вариант – это трос, состоящий из 1-3 проволок, которые скручиваются в коническую спираль. Чаще всего их изготавливают из проволок круглого сечения, реже из фасонных изделий. Обычно такие канаты используют, как свивки с таким же в пряди, используемые для изготовления канатов более сложной конфигурации элементов. Их и называют прядями.

Вторая позиция состоит из шести и более прядей. Они делятся на одно- или многослойные. Последние обладают хорошими техническими характеристиками, к которым можно отнести повышенную прочность и гибкость с большой опорной поверхностью. Такие канаты обладают большим некрутящим моментом. Однослойные двойной свивки обычно используются для скрутки в более сложные конструкции. Они называются стренгами.

Третья позиция – это, по сути, несколько стренгов, скрученных в один проволочный трос.

Существует разделение по типу касания проволок.

  • Точечное касание. Самое низкое качество, потому что такие стальные канаты быстро изнашиваются, из-за того, что проволоки внутри скруток пересекаются, а не ложатся вдоль оси скручивания.
  • Линейное касание. Такие канаты скручиваются за один прием, и их проволоки не пересекаются, а ложатся вдоль оси скручивания.
  • Комбинированное касание прядей.

Что касается направления свивки канаты стальные делятся на левой и правой свивки. Здесь же есть разделение их на раскручивающиеся и нераскручивающиеся. Последний тип обладает превосходными характеристиками, которые не дают изделию раскручиваться на отдельные элементы. Это достигается рихтовкой, после которой все канатные элементы при нагрузках сохраняют свое заданное положение. Соответственно есть и разделение на рихтованные и нерихтованные.

По механическим характеристикам стальные канаты делятся на высокопрочные (ВК) и обычные (В). В настоящее время производители предлагают изделия из обычной стали и из оцинкованной. Конечно, вторая позиция по многим показателям выше, особенно это относится к коррозионной стойкости изделия.

И последняя классификация стальных канатов – это по назначению. В принципе, он и считается одной из главных. Это грузолюдские канаты (ГЛ), которые устанавливаются на лифтах, и грузовые (Г) для всех других механизмов.

Все позиции классификации обязательно отражаются в маркировке. К примеру, 10,5-ГЛ-ВК-ОЖ-МК-Л-Н-Р-Т-1770 ГОСТ 7668-80. Что обозначают эти буквы и цифры.

  • 10,5 – это диаметр в миллиметрах.
  • ГЛ – грузолюдской.
  • ВК – высокого качества.
  • ОЖ – оцинкованный.
  • МК – канат малокрутящийся.
  • Л – свивка левая.
  • Н – трос нераскручивающийся.
  • Р и Т – повышенная точность изготовления.
  • 1770 – маркировочная группа с единицей измерения Н/мм² или 170 кгс/мм². По сути, это и есть прочностная характеристика.
  • Изготовленный по ГОСТ 7668-80.

Существует достаточно большой список ГОСТов, в которых каждая марка обладает своими техническими характеристиками. Самыми распространенными являются канат стальной ГОСТ 2688-80 и ГОСТ 7668-80.

Контроль качества

Канаты из стали, используемые на производстве, необходимо все время контролировать на качество. При этом найденные дефекты необходимо сверять с такими показателями, как нормы браковки стальных канатов. Чтобы было понятно, о чем идет речь, посмотрите на фото ниже, где показаны разные дефекты изделий.

Пройдемся по пунктам.

  • а) это залом троса;
  • б) канат был чем-то придавлен;
  • в) разрушился сердечник, поэтому изменилась конфигурация сечения;
  • г) из пряди были выдавлена проволока;
  • д) износ наружных проволочек;
  • е) обрыв проволок.

Если такие дефекты были обнаружены, то канат бракуется. Если бракованные участки не очень большие, то можно трос разрезать, удалив дефекты. При этом, конечно, его длина уменьшиться. Но все можно исправить, если произвести сращивание двух частей способом скручивания. Процесс непростой, даже можно сказать сложный и трудоемкий, для которого часто используют различные приспособления.

Канаты марки ГЛ (для подъема людей) бракуются, если обрыв проволочек на одной свивке составляет 25% от их общей массы. В грузовых моделях (Г) этот показатель может быть больше в два раза. То же самое касается уменьшения диаметров проволочек за счет коррозии. Если ГЛ на 40% подвергся коррозии, то его сразу бракуют. То есть, нормы браковки в отношении ГЛ намного жестче. Остальные модели бракуются в зависимости от их условий эксплуатации.

Петля на стальном тросе

Ситуации, когда петля на конце стального каната выручала в экстренных случаях, встречаются очень часто. К примеру, надо опустить на какую-то глубину груз, или нужно отбуксировать неисправный транспорт. Поэтому петля – элемент необходимый. Еще совсем недавно ее просто заплетали прядями самого стального каната. Правда, процесс плетения всегда был непростым, требовал определенных навыков и знаний. 

Сегодня можно петлю сделать быстро и легко, используя зажимы для стальных канатов и коуши. Существует несколько чисто конструктивных особенностей зажимов, поэтому по внешнему виду и по зажимным механизмам они отличаются друг от друга. Но все они предназначены именно для соединения двух направляющих отрезкой (участков) канатов. И неважно, эти направляющие участки являются частью одного троса или двух отдельных. Важно – правильно провести соединение двух частей, правильно установить зажимы и коуши и прочно прижать две части зажимов болтовыми соединениями.

Коуш в данном случае будет исполнять функции оправы петли, установленной изнутри. Поэтому чаще всего форма коуша – каплевидная. Хотя производители предлагают круглые коуши, прямоугольные и треугольные.

Внимание! Устанавливая коуш в петлю, необходимо чтобы канат прилегал к нему плотно. Само приспособление внутри петли болтаться не должно.

Требования

  • Основное требование – это условия, при которых пряди и свивки каната не раскручивались. Чтобы этого добиться, необходимо размоточный барабан установить так, чтобы его ось была расположена в горизонтальной плоскости.
  • При этом сматываемый конец троса должен всегда располагаться или в нижнем, или в верхнем положении.
  • Если канатное изделие сматывается с одного барабана и тут же наматывается на другой, то расстояние между ними не должно быть меньше 300 диаметров самого  троса.
  • К тому же канат в процессе наматывания его на барабан должен накручиваться на него без перегибов.
  • А вот разматывание должно производиться только в натянутом состоянии.
  • Нельзя накручивать канат на некрутящийся барабан. Сделать это без перегибов просто не получится.

Казалось бы, всего лишь канат, изготовленный из стальных проволочек, но сколько к нему требований. Поэтому тем, кто работает с металлическими тросами, необходимо знать не только правила и технику его использования, но методы и параметры контроля его качества.

Применение стальных канатов в зависимости от сферы использования


Применение стальных канатов

Отечественная промышленность выпускает несколько десятков видов стальных тросов. Определиться с тем, какой именно ГОСТ следует использовать в той или иной ситуации, вам поможем данная таблица:

Примечание 1:

1 — подъемные;
2 — лифтовые;
3 — канат талевый;
4 — шахтный вертикальный подъем;
5 — шахтный наклонный подъем;
6 — канатные проводники;
7 — тормозные канаты;
8 — уравновешивающие канаты;
9 — для подвески оборудования при проходке;
10 — экскаваторы;
11 — дорожные машины;
12 — подвесные канатные дороги и кабель-краны;
13 — тяговые;
14 — скип доменных печей;
15 — металлургические краны;
16 — буровые установки;
17 — судовой подъем.

Примечание 2: Применение тросов, указанное в таблице, носит рекомендательный характер.

Примечание 3. В таблице приведены не все ГОСТы, еще некоторые вы можете найти здесь.

Выбор тросов для конкретных условий эксплуатации должен учитывать: вид канатов, их конструкцию и характеристики, например:

  • Канаты одинарной свивки из круглых проволок обладают повышенной жесткостью, поэтому их рекомендуется применять в областях, где преобладают растягивающие нагрузки на канат: грозозащитные тросы высоковольтных линий электропередач, ограждения, растяжки и т.д.
  • Канаты двойной свивки с линейным касанием проволок обладают сравнительно большой работоспособностью и имеют разнообразные конструкции, что позволяет выбрать канаты для работы при больших концевых нагрузках, при значительном абразивном износе, при минимально допустимых отношениях диаметра органа навивки к диаметру каната.
  • Канаты стальные типа ЛК-Р рекомендуется применять при воздействии на них агрессивных сред, интенсивного знакопеременного изгиба при работе на открытом воздухе: на строительных и металлургических кранах, шахтных подъемных установках, экскаваторах, скреперах, подвесных дорогах, кранах-штабелерах.
  • Канаты стальные типа ЛК-О рекомендуются для работы в условиях сильного истирания благодаря наличию в верхнем слое проволок увеличенного диаметра: в качестве подъемных канатов на судах и лифтах, тормозных — на шахтных подъемных установках, тяговых — на канатно-подвесных дорогах и т.п.
  • Канаты стальные типа ЛК-РО отличаются сравнительно большим числом проволок в прядях и поэтому обладают повышенной гибкостью. Наличие в наружном слое прядей этих канатов относительно толстых проволок позволяет успешно применять их в условиях абразивного износа и агрессивных сред.
  • Канаты стальные двойной свивки типа ТЛК рекомендуется применять тогда , когда использование канатов с линейным касанием проволок в прядях невозможно из-за нарушения установленных минимально допустимых соотношений между диаметрами органов навивки и диаметрами проволок каната или при невозможности обеспечения рекомендуемого запаса прочности.
  • Канаты стальные двойной свивки типа ТК не рекомендуются для ответственных и интенсивно работающих установок, так как они обладают низким техническим ресурсом. Применение стальных канатов типа ТК допустимо для напряженных условий эксплуатации, где знакопеременные изгибы и пульсирующие нагрузки незначительны или полностью отсутствуют: расчалочные и грузозащитные тросы.

Выбор канатов должен выдерживать рекомендуемые соотношения между диаметрами органов навивки и диаметрами канатов, а также необходимый запас прочности, обеспечивающий безаварийную работу каната. Надежность и долговечность канатов в значительной степени зависят от материала сердечника, а канатов, работающих в агрессивных средах, также от применения защитных металлических покрытий и антикоррозионной смазки. Смазка стальных канатов предназначена не только для защиты металла от коррозии, но и для обеспечения длительной сохранности органического сердечника в канате, уменьшения трения и износа как внутренних, так и наружных проволок при работе каната на блоках.

За более подробной информацией обращайтесь к нашим менеджерам.

Канаты Википедия

Запросы «верёвка» и «канат» перенаправляются сюда; см. также другие значения терминов верёвка и канат.

Трос (от нидерл. tros) — витое или кручёное из синтетических, или стальных, или смешанных прядей похожее на верёвку изделие[1].

  • Верёвка (др.-рус. вьрвь) — тонкое и гибкое, витое или кручёное из натуральных или синтетических прядей (волокон) изделие[2]. Например альпинистская верёвка, бельевая верёвка. На морских судах верёвку называют «кончик». Иногда одну прядь называют верёвкой.
  • Кана́т — иногда синоним «троса»[3]. Слово также употребляется по отношению к более толстому тросу сравнительно с тонкими верёвками. В настоящее время чёткой границы нет. Стальные канаты — основная часть грузоподъёмных, транспортных, землеройных машин и механизмов, машин для строительства дорог. Стальные канаты различаются по форме поперечного сечения и механическим характеристикам проволоки, сердечников. Стальные канаты — одни из самых распространённых типов верёвки и применяются во всех отраслях промышленности: нефтегазодобывающей, горнорудной, угольной, в машиностроении, морском, речном, сухопутном транспорте и др. Канаты из растительных волокон начали применять в горном деле задолго до н. э., металлические — с конца 18 в. Также канат используется на шахтных подъёмных установках для соединения подъёмного сосуда с барабаном или ведущим шкивом трения подъёмной машины и для откатки вагонеток по горным выработкам с помощью лебёдок и др. Основной материал для изготовления канатов, используемых в горн. деле, — сталь, реже капрон и другие синтетические материалы; из конопли и волокон алоэ иногда изготавливают сердечники стальных канатов. Проволоку канатов, предназначенных для работы в агрессивных средах, покрывают цинком. Различают следующие виды канатов: винтовые некручёные, плетёные. По направлению навивки выделяют канаты правой и левой, крестовой, параллельной, комбинированной навивок. Свивают проволоки вокруг сердечника либо за одну операцию или в несколько слоёв последовательно. Для защиты элементов каната от коррозии используют специальную фрикционную и другие смазки (плоские канаты покрывают резиной). Для этой же цели, а также для повышения износостойкости стальных канатов применяют покрытия из полиамидных смол. Срок службы канатов шахтных подъёмов 1,5-3 года.
  • Трос дистанционного управления (ТДУ) — синоним «боуден» — устройство для гибкой передачи механических усилий в системах управления машин (от элементов управления к исполнительным механизмам)[4].

История

Проволочный канат, реклама 1908 г.

Тросы в виде плетёных верёвок или канатов были известны с времён Древнего Eгипта.

Стальные тросы в начале XX века называли «проволочный канат».

В 1939 году был получен патент на изобретение — трос дистанционного управления[5].

Материалы тросов

Верёвочное производство.
Село Павлово Горбатовского уезда. 1896 год Изготовление троса

Растительные тросы

  • Манильские тросы — сырьём для манильских тросов служат сосудистые волокна черенковой части листьев бананов вида Musa textilis (другое название — абака), произрастающих на Филиппинских островах. Манильский трос легко узнать по пятнистой поверхности, которая образуется при изготовлении от сочетания коричневых и золотистых волокон.
  • Сизальские тросы — изготовляются из волокон мясистых листьев различных видов агав, в частности вида лат. Agave var. sisalana (сизаль или агава). Эти растения произрастают на сухих каменистых возвышенных плато в Центральной Америке.
  • Кокосовые тросы — изготовляются из волокон, образующихся на внешней поверхности скорлупы кокосового ореха.
  • Пеньковые тросы — изготовляют из обработанных мочалистых волокон конопли. Пеньковые тросы тоньше и мягче манильских. Они без труда пропитываются смолой. Мокрые бельные пеньковые тросы плохо сохнут и легко загнивают, так как тонкие волокна активно поглощают влагу. Поэтому пеньковые тросы, предназначенные для использования на судах, предварительно смолят. Смола уменьшает прочность троса на 15-20 %, но вместе с тем и продлевает срок его службы, так как предохраняет от гниения. Несмолёные тросы из высококачественной пеньки прочнее тросов из других материалов, за исключением нейлоновых. Однако манильские тросы высокого качества прочнее смолёных пеньковых, хотя пенька и долговечнее волокон маниллы.
  • Хлопок — прочность хлопковых тросов вдвое меньше прочности манильских. Такие тросы очень мягкие и гибкие. Их легко травить, они хорошо работают в блоках, но хлопковые тросы сильно растягиваются и, кроме того, очень чувствительны к плесени.
  • Джут — джут производят из мочалистых волокон высокого кустарника, произрастающего в Индии, родственного липе. После срезки стебли кладут в воду, чтобы они стали мягче, затем слущивают лыко, промывают его и сушат. После этого сырьё превращается в готовую товарную продукцию. По прочности джут значительно уступает пеньке и волокнам из абаки.
  • Лён — лён используют для изготовления линей (тонких тросов) и различных ниток, а также брезента и парусины.
  • Бомбейская пенька — получается при переработке волокнистого растения, произрастающего в Южной Индии. Она дешёвая в изготовлении, но менее прочная, чем обычная конопляная пенька[6]. Используется для изготовления тросов, подвергающихся небольшой нагрузке, а также для свивки с волокнами манильской пеньки более низкого качества.
  • Новозеландский лён — это светло-жёлтое жёстковолокнистое растение с длинными волокнами, напоминающими волокна агавы.

Синтетические тросы

  • Полиамид — РА, амидпласт (нейлон-66, перлон, энкалон, бринайлон, антрон, селон, рилсан). По прочности нейлоновые тросы приблизительно в 3 раза превосходят манильские тросы высшего качества и примерно в 10 раз тросы из кокоса, несмотря на то, что вес их меньше. Нейлоновые тросы не впитывают воду. Нейлон не гниёт и не преет. С него легко смывается грязь, нет необходимости его протирать перед упаковкой. Температура плавления нейлона-66 равна 265 °C, а нейлона-6 — 215 °C, но повреждения бывают и при более низких температурах. Выпускают также эластичные нейлоновые снасти, которые растягиваются до 30 % длины и возвращаются к первоначальным размерам после снятия нагрузки. Тросы из нейлонового шёлка очень скользкие, поэтому узлы должны выполняться с особой тщательностью. Труднее всего обращаться с тонкими рыболовными лесками, представляющими собой непрерывную вытянутую нить.
  • Полиэстер (аббревиатура англ. PETP — Polyethylene Terephthalate Polyester — линейный этиленгликольтере-фталатпласт. Термопласт, температура плавления 260 °C. Торговые названия: терилен (Англия, Италия, Финляндия), диолен/тревар (Германия), полиэстер (Нидерланды), теторон (Япония), дакрон (США и Турция), тергаль (Франция и Испания), тезил (Чехия). Как и нейлон, полиэстер выпускают как в виде коротковолнистой многонитевой пряжи с мягкой поверхностью, так и тонкого непрерывного полиэстерового волокна. Полиэстер уступает нейлону в эластичности, но сравнительно мало изнашивается. Полиэстеровые снасти в настоящее время являются самыми распространёнными в парусном спорте.
  • Полиэтен — HDPE, этенпласт, HD, полиэтилен. Термопласт, температура плавления около 180 °C. Волокно выпускают только мононитевым. Они долговечные, разрывное усилие этих тросов в 1,5 раза больше, чем манильских.
  • Полипропен — РР, пропенпласт, полипропилен, мераклон. Температура плавления полипропена около 165 °C. Многопрядный трос из непрерывного волокна, по прочности почти вдвое превышает манильский трос. Трёхпрядные или сплетённые косицей тросы отличаются низкой стоимостью и используются повсеместно. Широко применяются также тросы из плёночного полипропена с плоскими волокнами из тонкой плёнки. Разрывное усилие у таких материалов более высокое. Плёночный полипропен не тонет. Мокрый трос сохраняет свою прочность и гибкость. Однако плёночный полипропен быстро изнашивается, поэтому рекомендуется предварительно осматривать утки, кнехты, лебёдки и устранять на них острые рёбра и выступы.
  • Кевлар — арамид. Преимущества: по прочности превосходит стальные тросы, лёгкость, низкий коэффициент растяжения, гибкость, плавучесть, безопасность для рук (высучивая вручную трос из других синтетических материалов, имеющих высокую жёсткость, можно получить механический ожог). Основные недостатки: высокая цена, низкая устойчивость к влаге (влажный трос имеет намного более низкую прочность, чем сухой) и действию ультрафиолета (при достаточно частом использовании его на солнце он теряет прочность), малый срок службы (до 5 лет, некоторые производители дают гарантию на 10 лет). В последнее время появились тросы из кевлара, в которых последние недостатки частично устранены.

Стальные тросы

Разрез стального троса

Стальные тросы изготавливают из стальной проволоки разного качества, свитой по спирали. Стальная проволока изготавливается из углеродистой стали, оцинковывается (со временем покрытие стирается), также, тросы имеют пеньковый сердечник, пропитанный смазкой. Тросы последнего типа состоят из шести прядей, свитых вокруг пенькового, манильского или джутового сердечника. Сердечник заполняет пустоту в центре троса, образованную между прядями, предохраняет пряди от смещения к центру и защищает внутренние слои проволок троса от коррозии, так как пропитан антикоррозионной смазкой, которая проникает в межпроволочное пространство прядей при изгибе троса.

В зависимости от количества проволок в тросе, тросы бывают разной гибкости — менее гибкие из 42 проволок, гибкие тросы из 72 проволок, по 12 в каждой пряди вокруг пенькового сердечника, тросы повышенной гибкости свитые из 144 тонких проволок (по 24 в каждой пряди) вокруг пенькового сердечника.

Типы тросов

Тросовые и кабельные тросы

Тросы тросовой работы

При изготовлении тросов тросовой работы (классическая свивка) составляющие их волокна свивают три раза. Сначала волокна свивают в каболки (пряжу), затем каболки свивают в пряди, а пряди — в трос. Тросы бывают крутой и пологой свивки в зависимости от назначения. Тросы пологой свивки выдерживают большие усилия, но крутосвитые тросы меньше изнашиваются, они более долговечны.

Тросы кабельной работы

Тросы кабельной работы отличаются тем, что волокна сплетают четыре раза. Тросы кабельной работы более плотные и поэтому меньше изнашиваются и меньше задерживают влагу по сравнению с тросами тросовой работы. Тросы кабельной работы более дорогие и более слабые по сравнению с тросами тросовой работы того же диаметра.

В литературе тросами кабельного типа также называют тросы с плетённой оплёткой (например, альпинистские верёвки).

Число прядей в тросе

Тросы бывают трёхпрядные, четырёхпрядные, многопрядные (8 или 16 прядей). Как исключение встречаются пятипрядные грубые тросы кабельной работы. Стальные тросы обычно шестипрядные с сердечником.

Трёхпрядные тросы встречаются более часто, но распространены также и четырёхпрядные тросы. В середине такого четырёхпрядного троса, если его толщина 50 мм и более, имеется пятая более тонкая прядь (сердечник), которая заполняет пустое пространство, остающееся между четырьмя прядями. Трёхпрядные тросы намного прочнее четырёхпрядных такой же толщины при размерах до 125 мм. При размерах, превышающих 150 мм, четырёхпрядные тросы оказываются прочнее соответствующих трёхпрядных. Быстрее изнашиваются трёхпрядные тросы, пряди в которых толще, чем в четырёхпрядных соответствующих размеров.

Среди тросов средних размеров четырёхпрядные мягче трёхпрядных. Четырёхпрядные тросы имеют также то преимущество, что в поперечном сечении они более круглые, чем трёхпрядные.

Тросы из синтетических материалов либо изготовляют по тому же принципу, что и из растительных волокон (но число прядей обычно больше: 8 или 16), либо состоят из плетённой оплётки и из сердечника с прямыми волокнами. В таких тросах сердцевина занимает 2/3 от толщины троса.

Тросы правой и левой свивки

В зависимости от направления свивки, тросы бывают правой (прямой спуск) и левой свивки (обратный спуск). Практически все растительные тросы — тросовой работы правой свивки и, чаще всего, трёхпрядные. Бывают также тросы обратного спуска (левой свивки). При изготовлении тросов правой свивки скручивание прядей производится по солнцу (по часовой стрелке), эти тросы имеют то же направление спирали, что и винт с правой резьбой.

Квадратные тросы
Квадратный трос

В 1950-х годах появились так называемые «квадратные тросы» — трос плетут из восьми прядей, чередуя их попарно, причём одна пара в тросе идёт по часовой стрелке, а другая — против (см. иллюстрацию). Такие тросы получаются мягкими, без скрутин. Они сохраняют эти свойства даже после намокания.

Типы синтетических тросов

Если синтетическое сырьё вытягивается в тонкие гладкие нити, длина которых равна длине всего троса, то такие тросы называют «мононитевые» («монофильные»). Они более прочные, но скользкие и плохо держат узел. Мононитевые тросы плетут из вытянутых непрерывных нитей диаметром более 0,1 мм — более жёсткие с твёрдой и блестящей поверхностью.

Если трос свивается из относительно коротких нитей, то такие тросы называются «многонитевые» («филаментные»).[источник не указан 3731 день] Поверхность такого троса немного ворсистая. Этот материал имеет меньшую прочность, но такие тросы мягкие и гибкие, и на таких тросах удобно вязать узлы. Многонитевые тросы плетут из пряжи, состоящей из тонких нитей, диаметр которых не превышает 0,1 мм. В торговле нейлоновый филаментный материал встречается под названием «шерстеподобный нейлон».

Существуют также Многоплёночные тросы, их сплетают из тонких плёночных нитей-полос.

Тросы дистанционного управления

Состоят из прочного стального плетёного троса (сердечника), покрытого смазкой и помещённого в гибкий кожух с полиуретановой оболочкой. На концах троса закреплена арматура (наконечники), фиксирующая положение внешнего кожуха, но допускающая независимые перемещения сердечника внутри него.

Разное

Размеры тросов

Размер тросов определяют двумя способами: либо по длине окружности в английских дюймах, либо по диаметру в миллиметрах. В настоящее время более распространён последний способ.

Как подручными средствами отличить синтетические тросы

Синтетические волокна легко различаются по следующим признакам:

  • Если образец не тонет в воде, значит он изготовлен из полиэтилена, если тонет, то это либо полиамид, либо полиэфир.
  • Образцы подвергают воздействию открытого огня. Если при сгорании идёт тёмный дым и образец плавится, то это полиэфир, если он плавится без изменения окраски, то это полиамид, полипропен или полиэтилен.
  • Если образец смочить 90%-м фенолом или 85%-й муравьиной кислотой (несколько капель на стёклышке) и волокно растворится, то это полиамид, если образец не растворится — полиэфир; если не растворится и сохранит гибкость — полипропен или полиэтилен.
  • Неокрашенный нейлоновый трос имеет между прядями светлую окраску, трос из полиэфирного шёлка отличается большим металлическим блеском.

Разрывная прочность троса (РПТ)

РПТ — это нагрузка, при которой трос разрушается

R=f∗c2{\displaystyle R=f*c^{2}}, где:

f — коэффициент запаса прочности для данного троса (из справочника),
c — радиус окружности троса.

См. также

Литература

Примечания

Ссылки

Стальной канат – применение, характеристики

Канат стальной – область применения, технические характеристики, расшифровка обозначений

Трос стальной применяется в различных промышленных отраслях, где используется грузоподъемное оборудование (краны, такелажная техника и т.п.). Различные виды каната различаются по конструкции, своим прочностным характеристикам, коэффициенту растяжения, гибкости. Наиболее популярными являются стальные тросы ГОСТ 2668-80 и ГОСТ 7668-80.

Характеристики и расшифровка условных обозначений

Характеристики канатов, классифицирующихся по указанным выше ГОСТам, могут  содержать следующие обозначения:

  • ГЛ - грузолюдской, Г - грузовой;
  • ВК - высшее качество, В - стандартное, 1 - бюджетное;
  • ОС - органический сердечник, МС - металлический;
  • С - оцинкованное изделие предназначено для эксплуатации в средних климатических условиях, Ж - в жестких условиях, ОЖ - особо жестких, П - трос покрыт полимерными материалами;
  • Н - нераскручивающийся;
  • Р - рихтованный;
  • Т - повышенная точность при изготовлении;
  • К - комбинированная свивка, О - односторонняя, Л - левая, П - правая;
  • Р - рихтованная.

Трос, соответствующий стандартам ГОСТ 2668-80, по типу свивки имеет обозначение ЛК-Р. Это свидетельствует о том, что в наружном слое пряди использовалась проволока разных (Р) диаметров, с линейным касанием (ЛК) между слоями. Канат ГОСТ 7668-80 обозначается как ЛК-РО (то есть применяется проволока с разными (Р) и одинаковыми (О) диаметрами), технология свивки - линейное касание (ЛК).
Формула конструкции канатов также подлежит расшифровке и представляет собой сумму чисел проволок в слоях. Например, обозначение троса ГОСТ 2668-80 выглядит так: 6х19 + 1 о.с. В данном случае, 19 - это количество проволок в одном слое, 6 - количество слоев, 1 о.с. - органический сердечник.

Область применения стальных канатов

Тросы типа ЛК-Р или ЛК-РО используются на строительных и шахтных тельферах, скреперах, различных грузоподъемных кранах, экскаваторах, подвесных дорогах. Их применяют на землеройных и горных машинах в качестве канатов для лебедок, на траулерах для оснастки трапов, на буровых установках, в лифтах - для вертикального подъема, для шкивов трения, а также для барабанных лебедок.
Тросы ЛК-Р могут выдерживать достаточно высокие механические нагрузки при эксплуатации в агрессивных средах, на открытом воздухе, в напряженных условиях работы. Канаты ЛК-РО характеризуются большим количеством проволок в прядях, что обеспечивает им повышенную гибкость. Изделия данного типа устойчивы к абразивному износу и могут применяться в сложных условиях (при повышенной запыленности в шахтах, при земляных работах, в песчаных карьерах и т.п.).

Свойства и назначение сердечника

Сердечник - это внутренняя опора для каната в целом, а также амортизатор для проволочных прядей. Его основной функцией является противостояние радиальному давлению прядей при испытываемых нагрузках каната, без допуска его деформации. Сердечник, выполненный из органических материалов, при производстве пропитывают смазкой, что предохраняет внутреннюю часть каната от истирания и коррозийных явлений.
Органический сердечник может быть выполнен из следующих материалов:

  • полипропилен, полиэтилен;
  • вискоза, капрон, лавсан;
  • пенька;
  • хлопчатобумажная пряжа либо корд.

Изготовление сердечников производится под строгим контролем качества, с учетом технических нормативов, предусмотренных ГОСТ.

Способ свивки канатов, степень крутимости

Стальные тросы бывают нераскручивающиеся и раскручивающиеся. Типы, обозначенные литерой «Н» (нераскручивающиеся), обладают следующими преимуществами:

  • практически не образуют петель, узлов при эксплуатации;
  • свободные концы троса не подвержены раскручиванию и не распускаются;
  • канат оцинкованный и светлый не совершает круговые вращения при обрезке, при снятии перевязок с конца троса.

Метод свивки канатов может быть левым (обозначение - латинская «S» либо славянская «Л») или правым (Z). Это зависит от того, по какому винтовому направлению расположены наружные слои. Направления свивки могут сочетаться, быть односторонними (Zz или Ss) или противоположными, крестовыми (Zs, Sz).
Применение канатов разной свивки способствует уменьшению кручения подвешиваемого груза. Если он выполнен с одинаковым направлением свивки всех проволочных прядей, то у него будет высокая степень крутимости. Противоположные направления свивки дают эффект малой крутимости (обозначение «МК» - малокрутящийся).

Типы смазки стальных канатов

Чтобы тросы служили как можно дольше, за ними необходимо грамотно ухаживать. Регулярная смазка предохранит трос от образования коррозии и механических повреждений, а также от деформации и гниения сердечника органического вида. Основные типы смазочных веществ, применяемых в качестве защитных составов, это Торсиол-55 (35), БОЗ-1. Средства могут использоваться в достаточно широком диапазоне рабочих температур ±50С. Смазку следует наносить сплошным слоем толщиной около 0,2 мм, она используется при производстве канатов, а также в процессе их эксплуатации.

Стальные канаты - общее определение и основные параметры

Канат стальной оцинкованный – это крученое из стальной проволоки изделие. При его изготовлении используются тонкие прутья (нити) различной толщины и качества. Все они свиваются по спирали в одну прядь. Любой канат состоит из нескольких витых однотипных прядей и металлического или органического сердечника. Сердечник располагается в центре троса, заполняет его пустоту и предохраняет от проваливания соседние свивки проволоки. Пропитанный антикоррозийной смазкой, он защищает внутреннюю прослойку от коррозии при изгибе троса. Применяемая проволока может быть оцинкованной или непокрытой, иметь круглое или фасонное сечение. Ее предел прочности на разрыв находится в диапазоне от 900 до 3500 Н/мм2. Число прядей в канате, которые располагаются вокруг сердечника, определяют его структуру.

канат стальной оцинкованный

Стальные канаты различаются друг от друга формой поперечного сечения, физико-механическими характеристиками проволок и имеют большое количество конструкций. От марки материала, типа сердечника, направления свивки, количества проволок в пряди зависят гибкость и жесткость каната. Чем больше используемых проволочек, тем канат гибче.

канат стальной гост

В зависимости от условий эксплуатации стальные канаты подразделяются на тяговые, армирующие, подъемные, грузовые, буксирные, шахтные, несущие и др. Широкое применение эти изделия получили во многих отраслях промышленности и коммунальном хозяйстве. Стальные канаты являются грузонесущим элементом транспортных, дорожно-строительных, грузоподъемных сооружений и машин. Качество этих приспособлений обеспечивает безопасность использования всех подъемных механизмов.

По конструктивному признаку канат стальной (ГОСТ 3241-80 или DIN 3051) различают следующих видов:

  1. Одинарной свивки. Такой трос состоит из одной пряди. У него проволочки одного диаметра свиты в один слой (или несколько прослоек) вокруг одной проволоки.
  2. Двойной свивки. Этот канат состоит из нескольких прядей, которые составляют один или два слоя, и располагаются вокруг сердечника.
  3. Тройной свивки. Он состоит из трех прядей, которые свиты между собой и не имеют сердечника.

Свивка прядей может быть крестовой, односторонней или комбинированной, левого или правого направления, раскручивающегося или нераскручивающегося способа кручения. Внутри пряди проволоки имеют точечное, линейное или точечно-линейное касание.

Стальные канаты характеризуются следующей формулой: N * M + L, где N – количество прядей, М – число проволок в одной пряди, L – количество сердечников в канате. Например, запись 6*36 + 1 означает, что канат состоит из шести прядей, в каждой из которых находится 36 проволочек, и одного сердечника.

стальные канаты

Стальные тросы должны храниться намотанными плотными рядами на катушках (бобинах) или свернутыми в небольшие бухты. От воздействия агрессивной среды бухта с тросом должна защищаться парусиновым чехлом, расположенном на деревянном поддоне (в солнечную погоду кожух снимается). Для троса вредны чрезмерные изгибы. Поэтому тара для него подбирается тщательным образом. При правильном хранении каната срок службы изделия не ограничен.

назначение и изготовление, параметры и конструкция, виды и маркировка

Стальной тросСтальные тросы, которые должны соответствовать ГОСТ 2688–80 , изготавливаются из специальной проволоки, предварительно подвергаемой термической обработке, придающей ей высокую прочность. Металлический трос активно используется в самых разных областях: добыче угля, нефтепереработке, строительстве, при эксплуатации речного и морского транспорта, а также многих других сферах. Итак, трос стальной — это изделие, свитое из большого количества проволок и имеющее высокую прочность. Рассмотрим его особенности.

Назначение изделия

Где используется стальной тросЧаще всего изделие применяется при буксировочных, такелажных и грузоподъемных работах. Прочный и гибкий, трос непременно является частью оснащения экскаваторов, подъемных кранов, буровых установок. Еще он используется в механизмах подъема и опускания грузовых и пассажирских лифтов и для армирования бетона. Наиболее широко тросы применяются при грузоподъемных работах: гибкость и высокая прочность изделий позволяет делать из них грузозахватные приспособления, выдерживающие серьезные механические нагрузки.

С учетом сложности работ, подразумевающих использование стальных тросов, к выбору изделий следует подходить со всей ответственностью. Современный рынок представляет много видов канатов и тросов из стали, поэтому несведущий человек может растеряться из-за всего этого разнообразия. Поэтому в случае затруднений лучше обратиться за консультацией к профессионалу, который поможет подобрать изделие для конкретных задач.

Строгие требования соответствия эксплуатационным характеристикам предъявляются и к металлическим тросам, и к дополнительным элементам, с которыми они используются. Перед эксплуатацией такие изделия подвергаются различным испытаниям и проверкам и в случае успешного прохождения получают сертификаты и разрешения, позволяющие использование по прямому назначению.

Основные параметры

Основные параметры, по которым выбираются тросы, следующие:

  1. Прочность;
  2. Гибкость;
  3. Грузоподъемность;
  4. Предельные значения натяжения.

Для повышения устойчивости к агрессивным средам, где будут эксплуатироваться тросы, в отдельных случаях их подвергают дополнительной обработке. Что касается отдельных сфер использования изделия, одним из самых значимых параметров может быть его вес.

Особенности конструкции

Как используется стальной тросЕсть разные технологии изготовления стальных тросов. Остановимся на общих особенностях. Основа конструкции — это большое число стальных проволок, которые переплетены вокруг сердечника, изготавливаемого из разных материалов, в том числе неметаллических. Первым делом этот элемент должен формировать модель готового изделия и предохранять от продавливания, возникающего из-за значительных механических нагрузок, его поверхность. Если сердечник изготавливается из металла, его поверхность защищают от коррозии с помощью покрытия цинком или алюминием.

Нередко сердечник изготавливается из органических материалов:

  1. Ткани х/б;
  2. Манилы;
  3. Пеньки;
  4. Сизали.

Как применить стальной тросОрганика же сильно подвержена гниению и поражению грибком. Во избежание этого явления сердечники из органики пропитываются специальной смазкой, которая значительно повышает срок службы изделия и дополнительно минимизирует трение между его элементами.

Еще активно используются канаты с сердечником из синтетических материалов: полиамидных нитей. Обычно такие тросы двухслойные, слои разделены синтетическими нитями и не трутся друг о друга. Огромный плюс данной конструкции в относительно небольшом весе, что крайне важно во многих ситуациях. Металлическими сердечниками тросов могут служить изолированные пластины металла, лента или проволока, свитые в спирали.

По уровню гибкости стальные тросы делятся на три категории:

  1. Наименьшей степени гибкости (сердечник из пеньки и 42 проволок).
  2. Гибкие (72 проволоки, из которых предварительно сделаны отдельные пряди).
  3. Повышенной гибкости (сердечник из пеньки и 144 проволоки, свитые предварительно в шесть прядей).

Виды и маркировка

При выборе троса учитывается масса факторов:

  1. Устройство;
  2. Длина;
  3. Диаметр;
  4. Гибкость;
  5. Предельная нагрузка, которую способно выдержать изделие.

Устройство стального тросаТот или иной тип конструкции определяется в зависимости количества свиваний. Например, стальной трос одинарного свивания состоит из сердечника с накрученной на него по спирали проволокой. Отдельные пряди данных элементов часто служат для изготовления более сложных изделий — тросов двойного свивания. Конструкция таких изделий в себя включает сердечник, на который в определенной последовательности накручиваются пряди. Пряди используются для изготовления однослойных и многослойных изделий, способных выдерживать серьезные нагрузки, что нередко очень важно.

Наиболее сложное устройство имеют тросы тройного свивания, изготавливающиеся из стренги. По сути, стренга — это стальной трос двойного свивания, специально изготовленный для формирования из него в дальнейшем более сложных изделий.

Для производства сложных по конструкции тросов могут использоваться выполненные различными способами пряди. Для маркировки и определения типа прядей используется обозначение ЛК — линейное касание. Простейшие по устройству пряди (ЛК-0) характеризуются одинаковым шагом свивания во всех слоях и повторяющимся узором.

Для формирования слоев пряди используется проволока разного диаметра, обозначается она в таких случаях — ЛК-Р. Есть смешанные типы прядей, то есть те, слои которых изготовлены из проволоки разного диаметра. Эти пряди имеют обозначение ЛК-РО. Способ изготовления прядей тоже учитывается при выборе.

Стальные тросы вьются также из прядей, изготовленных по принципу точечного касания (ТК) проволоки в них. Особенности устройства этих прядей в том, что в каждом их слое проволока намотана с разным шагом, а слои перекрещиваются друг с другом. Сразу скажем, что не рекомендуется использовать тросы с такими прядями, когда они предназначены для значительных динамических нагрузок. Ведь в связи с малой плотностью внутренней структуры данных изделий слои их при динамических нагрузках подвергаются сильному трению, что может быстро вывести трос из строя.

Комбинированные тросы изготавливаются из прядей типов ЛК и Т. К. Они обозначаются ТЛК. Каждый из описанных типов выбирается в зависимости от назначения, тщательно оцениваются условия эксплуатации.

Отдельного внимания заслуживает изделие из оцинкованной проволоки. Для дополнительной защиты от коррозии оно помещается в ПВХ оболочку. Благодаря этой особенности устройства изделие успешно эксплуатируется и в неблагоприятных условиях. Такими тросами обвязываются грузы, опускаемые в жидкие среды, с их помощью выполняется монтаж антенн и мачт, линий связи и электропередачи.

Дополнительная информация

Как производится стальной тросВыпускаются также металополимерные тросы, в которых проволока может быть дополнительно оцинкована, благодаря чему изделие приобретает большую устойчивость к коррозии. Есть и более простой способ защиты от коррозии: покрытие специальными смазками или добавление в структуру дополнительного слоя из оцинкованной проволоки.

Современный рынок предлагает тросы, чья поверхность защищена материалом, который может противостоять горению и перепадам температуры.