Содержание

сурик • Кирилл Власов • Научная картинка дня на «Элементах» • Археология, Химия

На фото — редкий природный минерал сурик из иранского рудника Чах Миле. По химическому составу это тетраоксид свинца (Pb3O4) с разными степенями окисления одного элемента — свинца (то есть это смешанный оксид), поэтому можно видеть и такую форму записи химической формулы сурика: Pb2+2Pb4+O4. Сурик встречается на свинцовых месторождениях и относится к так называемым вторичным минералам: он образуется в виде тонких пленок и корок на свинцовых рудах, которые почти невозможно отделить от вмещающей породы. В отличие от, например, киновари (см. картинку дня Краски древнего мира: киноварь) сурик не формирует больших скоплений, поэтому для производства красок его не добывали даже попутно.

Пигмент того же состава, свинцовый сурик, человечество научилось производить из отходов, образующихся при добыче свинца и серебра, еще за несколько тысячелетий до нашей эры. Так что свинцовый сурик — один из первых синтетических пигментов.

Латинское название сурика minium произошло от римского названия реки Миньо, протекающей на территории Испании и Португалии. Недалеко от нее находились киноварные рудники Тарна, разрабатывавшиеся в римские времена, и изначально это слово применяли и для свинцового красного, и для киновари. В первом веке нашей эры Плиний Старший словом minium называл именно киноварь, а сурик — minium secundarium (secundarium — «вторичный»). Дело в том, что из-за строгого контроля добычи киновари имперскими властями ее цена была крайне высока, и для удешевления или просто обмана покупателей эти пигменты смешивали в разных пропорциях. Такие смеси были идентифицированы, к примеру, в некоторых фресках Помпей. В конце концов киноварь получила свое имя — cinnabari, а слово minium закрепилось за оксидом свинца и прижилось во многих европейских языках.

Русское же слово «сурик» пришло из церковнославянского, куда попало из византийского греческого.

Источником является слово συρικόν («сирикон») — «сирийский», что, видимо, отсылает к районам его производства в Малой Азии, откуда он поставлялся в Константинополь.

При раскопках крупного торгового и политического центра Акротири на острове Тира (Санторин) в Греции, которые ведутся с 1967 года, археологи обнаружили несколько мастерских по производству красок на основе соединений свинца. Акротири был уничтожен цунами после извержения вулкана Санторин в XVII веке до нашей эры (см. Минойское извержение), а сама эта катастрофа, как считается, стала началом мифа об Атлантиде. Собранная за время раскопок коллекции артефактов бронзового века (2700–1600 лет до н. э.) — пестиков, ступок, палитр, фрагментов красителей и сырья для их производства — говорит о наличии многоступенчатой схемы химического производства свинцовых соединений.

Технология, неразрывно связанная с выплавкой серебра, включала в себя три основных этапа. На первом из них сульфид свинца, галенит (PbS), добываемый при разработке серебряных месторождений, прокаливали на воздухе при температуре ~600°C в смеси с углем. В результате серии химических реакций получался металлический свинец:

2PbS + 3O2 → 2PbO + 2SO2,

PbO+C → Pb+CO,

PbO+CO → Pb+CO2,

2PbO+PbS → 3Pb+SO2.

Всё содержащееся в руде серебро концентрировалось в свинце, откуда извлекалось методом купеляции: свинец прогревался на воздухе при 800–900°C и окислялся до чистого оксида свинца PbO (свинцового глёта), серебро же оставалось на дне тигля. На последнем этапе глёт измельчали и опять прогревали до 500°C, доокисляя часть свинца и получая рыжий сурик.

Любопытно, что, хотя свинцовый красный и был однозначно идентифицирован на ступках и пестиках, он не использовался для создания фресок: бордовые цвета дворцов Акротири — это всё та же старая добрая краска на основе гематита (см. картинку дня Краски Древнего мира: красная охра). Обнаружен только небольшой обломок керамики, покрытый суриком, но частью чего он был, неизвестно. Поэтому археологи предположили, что свинцовый красный мог использоваться в качестве косметики премиум-класса.

Судя по всему, после упадка крито-минойской цивилизации сурик на время выходит из употребления. Широкое применение его в изобразительном искусстве начинается лишь в греко-римский период. По свидетельству Плиния, называвшего его flammeus («пламенный»), сурик был переоткрыт случайно, благодаря пожару в афинском порту Пирей. Во время описи имущества, уцелевшего при пожаре, выяснилось, что свинцовые белила (состоящие из карбоната свинца) в глиняных сосудах поменяли свой цвет на ярко-красный. Первое же применение нового красителя Плиний приписывает художнику Никию, жившему в IV веке до нашей эры.

А более чем за столетие до этих полулегендарных событий в царстве Юэ на территории современного Китая мудрец Фань Ли написал книгу, в которой в том числе детально описал методику изготовления оксидов свинца из руды. В Китае сурик был известен под именем «желтая киноварь» и получался попутно при производстве свинца и серебра примерно в то же время, что и в Акротири, или даже раньше. Однако сведений о его применении в китайском изобразительном искусстве того времени крайне мало. Это можно объяснить большой доступностью и культовым статусом киновари, а также отношением к оксидам свинца как к сырью для производства другого ценного пигмента — свинцового белого, карбоната свинца. Имевший большую популярность в качестве белой косметической краски свинцовый белый получался при реакции оксидов и угля, и именно этот процесс описал Фань Ли, упоминая сурик лишь как промежуточный компонент. Учитывая то, что, по легенде, Фань Ли состоял в отношениях с одной из четырех великих красавиц древнего Китая Си Ши, его повышенный интерес к косметике вполне объясним.

Относительно недавно, в середине 90-х годов XX века, при детальном исследовании пигментов, применявшихся для покраски терракотовой армии императора Цинь Шихуанди (259–210 гг. до н. э.), было установлено, что в их числе был и сурик. Однако он был найден не в наружных слоях краски, а в составе грунтовочного слоя, в котором также присутствовали киноварь и свинцовые белила. Возможно, это было сделано, чтобы уменьшить расход киновари на грунтовку, так как большое ее количество требовалось для красных элементов самих статуй. Не исключено также, что сурик добавлялся в качестве влагопоглощающего агента.

Фото с сайта mindat.org. Ширина снимка — 3,5 мм.

Кирилл Власов

цена за штуку, характеристики, фото

Предназначена для внутренних и внешних отделочных работ для окраски металлических и деревянных поверхностей (кроме окраски полов).

Состав

пленкообразующее вещество, пигменты, наполнитель, растворитель.

Детали

Подготовка основания

Поверхность, предназначенную для окраски очистить от пыли, ржавчины, окалины и других загрязнений. Если поверхность была ранее окрашена, то непрочные слои старой краски удалить скребком, всю поверхность отшлифовать, пыль от шлифовки удалить. Впадины и неровности выровнять шпатлевкой, загрунтовать.

Способ применения

Перед применением тщательно перемешать до однородности. Если при хранении на поверхности краски образовалась пленка, то ее следует предварительно удалить. В случае необходимости краску разбавить уайт-спиритом. Наносить кистью или валиком на подготовленную сухую чистую поверхность (одним или двумя слоями).

Время высыхания

Время высыхания каждого слоя при температуре (20±2)°С и относительной влажности (65±5) % – не более 15 часов

Хранение

24 месяца со дня изготовления в плотно закрытой таре, предохраняя от попадания прямых солнечных лучей и атмосферных осадков.

Меры безопасности

Беречь от огня. При проведении окрасочных работ, а также после их окончания необходимо тщательно проветрить помещение. Для защиты рук применять резиновые перчатки. Беречь от детей.

Характеристики

  • Время высыхания

    15 часов

  • Расход

    100-200 г/м2

  • Страна-производитель

    Россия

  • Основа для колеровки

    Нет

  • Артикул

    69 068

  • Тип товара

    Краска

  • Бренд

    Расцвет

  • Вид

    Масляный

  • Применение

    Для стен

  • Вес/объем, кг/л

    2,7

  • Цвет

    Красный

  • Степень блеска

    Глянцевая

  • Тип основания

    Металл, Дерево

  • Тип работ

    Наружные, Внутренние

  • Тип растворителя

    Уайт-спирит

  • Марка

    МА-15

  • Вес, кг

    2,7

Отзывы покупателей

Сначала показывать

Леонид

Санкт-Петербург 11 мая 2021

Красил этой краской деревянный забор. Первое впечатление хорошее, но спустя год краска вся облезла. Есть с чем сравнивать, так как этот же забор красил еще другой краской сурик другого производителя, та краска не облезает. Возможно лучше будет для внутренних работ

Сергей

Санкт-Петербург 23 июля 2018

Достоинства: Хорошая краска.

Вопросы и ответы

Станьте первым, кто задал вопрос об этом товаре

Сертификаты

Вам могут понадобиться

  • Демисезонная спецодежда
  • Лестницы строительные
  • Мешки, пакеты, коробки, стретч
  • Растворители
  • Сопутствующий малярный инструмент
  • Столы малярные, помосты
  • Стремянки
  • Товары для уборки
  • Укрывные материалы

103762

  • Доставим

    • Завтра

      274 шт