Содержание

Конструкция стальных, необходимые знания на мягкой кровле

Стальной канат – конструкции канатов могут содержать одну или много прядей (таблица 5.1), (рис.5.1). Пряди состоят из проволок, которые делятся на одинаково нормальную структуру сечения (все проволоки с одинаковым сечением) и разного диаметра (комбинированная структура сечения). Величина разрывного усилия каната в основном зависит от его диаметра. При одинаковых диаметрах канат с большим числом проволок является более гибким.


Стальной канат двойной свивки

Рис. 5.1 Стальной канат двойной свивки
1 — проволока; 2 — прядь; 3 — сердечник


По конструкции различаются канаты

Одинарной свивки (спиральные) — состоящие из одного, двух или трех слоев проволоки, свитых в концентрические спирали (рис. 5.2)


Одинарной свивки

Рис. 5.2 Одинарная свивка (спиральные)

Двойной свивки — состоящие из шести и более прядей, свитых в один концентрический слой (рис. 5.3).


Двойноая свивка

Рис.5.3 Двойноая свивка

Тройной свивки - состоящие из стренг, свитых по спирали в один концентрический слой (рис. 5.4).


Тройная свивка

Рис. 5.4 Тройная свивка

По типу касания проволок между слоями различают канаты:

С точечным касанием (тип ТК) - свивки проволок имеют разные шаги по слоям пряди, а проволоки между слоями перекрещиваются. Такое расположение элементов увеличивает их износ при сдвигах в процессе эксплуатации, создает значительные контактные напряжения, способствующие развитию усталостных трещин в проволоках, и уменьшает коэффициент заполнения сечения каната металлом.

С линейным касанием (тип ЛК) - такие пряди изготавливают за один технологический прием, при этом постоянство шага свивки проволок во всех слоях пряди сохраняется. Для получения линейного касания диаметры проволоки и пряди выбирают в зависимости от конструкции последней. Так, в верхнем слое прядей каната типа ЛК-0 применяются проволоки одинакового диаметра по слоям, пряди типа ЛК-Р имеют в наружном слое проволоки различного диаметра, а в пряди типа /7/С-З используют проволоки, заполняющие пространство между проволоками различных диаметров. Существует тип каната с линейным касанием проволоки между слоями и имеющий в пряди слои с проволоками как разных, так и одинаковых диаметров-ЛК-РО. В трехслойных прядях линейного касания имеют место различные сочетания указанных выше типов прядей. Следует отметить, что работоспособность канатов с линейным касанием проволок в прядях при правильном выборе конструкции каната значительно выше, чем работоспособность канатов с точечным касанием проволок.

С точечно-линейным касанием (тип ТЛК) - пряди точечно-линейного касания получают при замене центральной проволоки в прядях линейного касания семипроволочной прядью: в этом случае на двухслойную прядь типа ЛК укладывается слой проволок одинакового диаметра с точечным касанием. Конструкции этих прядей обеспечивают возможность их изготовления на прядевьющих машинах со сравнительно небольшим числом шпуль. Кроме того, пряди ТЛК при соответствующем выборе параметров свивки обладают повышенными некрутящимися свойствами;

По материалу сердечника различают канаты:

С органическим сердечником (ОС). В большинстве конструкций канатов для обеспечения требуемой гибкости и упругости в качестве сердечника в центре каната, а иногда и в центре прядей, используют пропитанные смазкой органические сердечники из пеньки, манилы, сизаля или хлопчатобумажной пряжи. Допускается также применение сердечников из асбестового шнура и искусственных материалов(полиэтилена, капрона, нейлона и др.).

С металлическим сердечником (МС). Металлический сердечник целесообразно применять в тех случаях, когда требуется повысить структурную прочность каната при многослойной навивке его на барабан, уменьшить конструктивные удлинения каната при растяжении, а также при эксплуатации каната в условиях повышенной температуры. Одной из наиболее распространенных конструкций такого типа является канат двойной свивки из 6-7 проволочных прядей, расположенных вокруг центральной семипроволочной пряди. Металлический сердечник может быть изготовлен из обычной канатной или мягкой проволоки с временным сопротивлением разрыву не более 900 Н/мм2.

По сочетанию направлений свивки прядей и каната:

Канат односторонней свивки — с одинаковым направлением свивки проволок в прядях и прядей в канате (рис. 5.5).


Канат односторонней свивки

Рис. 5.5 Канат односторонней свивки

Канат крестовой свивки — с противоположным направлением свивки прядей и каната (рис. 5.6).


Канат крестовой свивки

Пряди в канатах (прядь ЛК, прядь ТК)

 Пряди в канатах (прядь ЛК, прядь ТК)

Внешне канат крестовой свивки отличается тем, что проволоки на его поверхности располагаются параллельно оси каната. Проволоки каната односторонней свивки располагаются под углом к его оси.

Канаты односторонней свивки менее жесткие, но склонны к раскручиванию. В крановых механизмах, а также для изготовления стропов применяют ка

наты крестовой свивки, более жесткие, но не склонные к раскручиванию под нагрузкой. Нераскручивающиеся канаты, свитые из предварительно деформированных проволок описание которых пойдет ниже.

По способу свивки канаты делятся:

Раскручивающимися - проволоки не освобождены от внутренних напряжений, возникающих в процессе свивки проволок в пряди и прядей в канат. Стренги, пряди и проволоки в этом случае не сохраняют своего положения в канате после снятия перевязок с его концов;

Нераскручивающиеся (Н) - при свивке проволок в прядь и прядей в канат внутренние напряжения снимаются рихтовкой и предварительной деформацией таким образом, что после снятия перевязок с конца каната пряди и проволоки сохраняют заданное положение. Нераскручивающиеся канаты по сравнению с раскручивающимися имеют ряд преимуществ: несколько большую гибкость и более равномерное распределение растягивающих усилий на пряди и проволоке, повышенную сопротивляемость усталостным напряжениям, отсутствие стремления нарушить прямолинейность при раскладывании.

По степени крутимости канаты делятся:

Крутящиеся;

Малокрутящиеся (МК). Эти канаты следует отличать от нераскручивающихся. В малокрутящихся канатах, благодаря подбору направлений свивки отдельных слоев проволок (в спиральных канатах) или прядей (в многослойных канатах двойной свивки), устраняется вращение каната вокруг своей оси при свободном подвешивании груза. Малокрутящийся канат может быть изготовлен как нераскручивающимся, так и раскручивающимся. Обязательным условием изготовления мало - крутящихся канатов является расположение прядей в двух или трех концентрических слоях с противоположным направлением свивки каждого концентрического ряда прядей. В этом случае моменты вращения всех прядей каната уравновешиваются, что предотвращает общее вращение каната вокруг своей оси.

Дополнительные материалы:

Условное обозначение стального каната и признаки деформации стальных канатов

Капроновый и растительный канат

Подъемные механизмы при производстве работ на мягкой кровле

Каталог гидроизоляционных кровельных материалов компании “Технониколь”

Каталог кровельных наплавляемых материалов завода производителя ЗАО “Оргкровля”


Аппарат

Стальные канаты и канатные стропы

канат и строп

При проведении подъемно-транспортных и такелажных работ используются множество механизмов и приспособлений, но нельзя представить эту работу без использования чалок и строп. Стропы используется в случаях отсутствия у груза специальных мест крепления под крюк грузоподъемного механизма (крана), или при работе с крупногабаритными грузами, для подъема которого требуются дополнительные элементы.

Стропы принято делить на три группы: канатные, цепные и текстильные. В свою очередь текстильные подразделяются на два основных вида — это ленточные и круглопрядные стропы. Каждый из этих видов имеют свои особенности изготовления и формы исполнения. В данной статье мы более подробно рассмотрим канатные стропы и стальные канаты, из которых они изготавливаются.

Канатные стропы

Канатные стропы, исходя из названия, изготавливаются из различных канатов. Материалом для них служат стальные, синтетические и канаты растительного происхождения (пеньковые и хлопчатобумажные). В качестве грузоподъемных строп чаще всего используются стальные канаты, поскольку они выдерживают высокие разрывные нагрузки, обладают повышенной износостойкостью, а также позволяют поднимать груз с высокой скоростью (динамическое нагружение).

Канатные стропы изготавливаются в соответствии с ГОСТ 25573-82 и РД 10-231-98 (РД-10-33-93 с изм. 1998г.). В грузоподъемных устройствах и на производстве строп применяются стальные канаты двойной (троссовой) свивки.

Стальные канаты изготавливаются способом последовательной свивки его отдельных элементов — проволок в пряди (спиральные канаты одинарной свивки), и прядей в канаты или стренги. В результате свивки прядей проволок получают канаты двойной (троссовой) свивки, которые в дальнейшем могут использоваться для изготовления канатов тройной свивки. При изготовлении тросов пряди навиваются на органический или металлический сердечник.

Типы свивки канатов

Различают канаты с точечным касанием проволок между слоями прядей (ТК) и линейным касанием (ЛК). Проволоки, из которых свивают пряди, могут быть одинакового или разного диаметра, при разном диаметре проволок в обозначение каната добавляют букву Р, при одинаковом — О.

При производстве тросов типа ТК послойно изготавливаются многослойные пряди с последующей свивкой их в канат. При этом способе производства стремятся свить прядь, сохраняя одинаковые углы свивок проволок по отдельным слоям, поэтому шаги свивки получаются разные и и проволоки в них между слоями перекрещиваются, образуя точечное касание. Стальные канаты с точечным касанием могут изготавливаться из проволок как одинакового, так и разного диаметра.

Пряди, изготовленные таким способом, отличаются повышенной жесткостью, при этом проволоки подвергаются значительному износу из-за перекрещивания, а также значительным контактным напряжениям.

На производстве тросов типа ЛК сохраняют постоянным шаг свивки, допуская различные углы свивки для каждого слоя прядей, при соответствующем подборе диаметров отдельных проволок как по слоям, так и в самом слое. Это дает возможность исключить перекрещивание проволок по отдельным слоям и обеспечивает взаимное линейное касание.

В прядях типа ТК проволоки внутреннего и наружного слоев загружены одинаково, а центральная проволока несет большую нагрузку. В прядях типа ЛК проволоки наружного слоя несут наименьшую нагрузку, а проволоки внутреннего слоя — значительно большую нагрузку, при этом центральная проволока даже перегружена. Канаты типа ЛК имеют лучшее заполнение сечения, они более гибкие и износостойкие в сравнении с канатами типа ТК.

Комбинированные канаты применяются когда использование тросов с линейным касанием проволок в прядях невозможно из-за нарушения установленных соотношений между диаметрами органов навивки и диаметрами проволок или необеспечения рекомендуемого запаса прочности. В зависимости от типа располагающегося слоя (ЛК или ТК), считая от центра пряди, получают канаты с точечно-линейным касанием (ТЛК), или с линейно-точечным касанием (ЛТК).

Сочетание направлений свивки канатов

Канаты изготавливаются с различным направлением свивки прядей — с правым и левым. При правом направлении свивки (обозначение Z) пряди идут слева-вверх-направо, при левом направлении (обозначение S): справа-вверх-налево. По сочетанию направлений свивки проволок в прядях и прядей в канатах различают канаты односторонней и крестовой свивки. В канатах односторонней свивки направления навивки проволок в наружном слое прядей и прядей в канате одно и то же, в канатах крестовой свивки эти направления противоположны.

Канаты односторонней свивки имеют более ровную поверхность, площадь сечения в них заполнена лучше, они более гибкие и долговечные, вследствие увеличенной поверхности соприкосновения проволок с поверхностью блока или барабана. В канатах крестовой свивки наружные проволоки смежных прядей соприкасаются по отдельным точкам, что увеличивает контактные напряжения. Из-за стремления к раскручиванию под действием растягивающей нагрузки, канаты односторонней свивки непригодны к использованию, если требуется свободно подвесить груз на одной ветви. В этих случаях используют некрутящиеся канаты крестовой свивки.

В случаях когда хотят уменьшить крутящий момент и износ каната благодаря линейному касанию проволок, используют канаты с комбинированной свивкой, в которых чередуется одинаковое количество прядей правой и левой свивок.

Выбор направлений навивки канатов

Грузоподъемные механизмы, на которых применяются стальные канаты, оснащаются тяговыми барабанами, к которым крепится один или оба конца каната. В зависимости от назначения и конструкции грузоподъемного механизма, на барабан производится однослойная или многослойная навивка каната. Как правило, применяется спиральная послойная навивка каната, при которой отдельные, спирально расположенные ветви каната плотно и равномерно навиваются на поверхность барабана, а при многослойной навивке — на ранее навитые слои.

В зависимости от направления свивки троса, направления вращения барабана и порядка укладки витков на барабан деформация кручения может увеличиваться или уменьшаться. При многослойной навивке каната, направление навивки чередуется в нарастающих слоях, поэтому направление навивки следует выбирать из условия правильной навивки первого слоя.

Требуемое направление свивки каната легко установить по направлению пальцев правой и левой руки.

Номер позиции

Укладка витков каната на барабан

Направление движения каната

Требуемое направление свивки каната

I

II

III

IV

Слева направо

Справа налево

Справа налево

Слева направо

На барабан

Под барабан

На барабан

Под барабан

Правое

Правое

Левое

Левое

При наличии абразивной или коррозийной среды предпочтительнее выбирать канаты из более толстой проволоки. Для уменьшения изнашивания и повреждения канаты покрывают защитными смазочными материалами. Разрушение каната происходит постепенно, что позволяет своевременно обнаружить дефект и заменить канат.

Стропы из стальных канатов

Канатные стропы изготавливают в 2 основных исполнениях — петлевые (УСК 1, СКП) и кольцевые (УСК 2, СКК). Двухпетлевые стропы в обиходе именуют «чалками» (происх. от чалить — вязать, связывать, увязывать). На основе петлевого исполнения изготавливаются многоветвевые стропы типа 1СК, 2СК, 3СК, 4СК, а также специальные виды с использованием канатных строп.

При изготовлении канатных строп концы канатов заделывают различными способами. Основными способами заделки концов являются опрессовка концов алюминиевой или стальной втулкой и заплетка. При изготовлении специальных видов строп иногда применяются заделка концов каната винтовыми зажимами, клиновыми зажимами, а также заливка концов в вантовом стакане или специальном коуше.

Свивка канатов - Энциклопедия по машиностроению XXL

Угол Эйлера (- отражения, падения, возвышения, закручивания, прицела, свивки каната, сдвига, трения, вылета снаряда, смежности...).  [c.91]

Шаг свивки каната проверяют линейкой или штангенциркулем с точностью до 1 мм на расстоянии не менее 5 ж от конца каната. Длину каната определяют путем перематывания каната с точностью замера 1%.  [c.128]

По виду свивки канаты подразделяются на  [c.90]

Фиг. 117. Виды свивки канатов а— крестовая б — односторонняя. Фиг. 117. Виды свивки канатов а— крестовая б — односторонняя.

Нормы браковки изношенных канатов. Опасный износ канатов определяется по количеству оборванных проволок на шаге свивки каната. За шаг свивки каната принимается длина каната, на протяжении которой прядь делает полный оборот вокруг оси каната (фиг. 118).  [c.492]
Фиг. 118. Определение шага свивки каната. Фиг. 118. Определение шага свивки каната.
Число обрывов проволок на длине одного шага свивки каната, при котором канат должен быть забракован  [c.35]

Шаг свивки каната определяется Следующим образом (фиг. 3-2).  [c.36]

Согласно действующим правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов браковка находящихся в работе стальных канатов (тросов) производится по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки каната согласно данным табл. 5-11.  [c.84]

Рис. 5-2. Определение шага свивки канатов. Рис. 5-2. Определение шага свивки канатов.
По кратности свивки следует различать канаты одинарной или спиральной свивки, двойной или тросовой и тройной или кабельной свивки. Канаты спиральной свивки изготовлены непосредственно из проволок, расположенных в один или несколько слоев. Канаты тросовой свивки изготовлены из предварительно свитых спиральных проволочных прядей. Канаты же кабельной свивки изготовляют из проволочных прядей тросовой свивки.  [c.247]

Браковка находящихся в работе стальных канатов (тросов) производится по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки каната, а также по коррозии проволок и поверхностному износу.  [c.606]

Браковка стальных канатов должна производиться по количеству оборванных проволок на одном шаге свивки каната согласно приложению 4.  [c.737]

Осмотр канатов производится в машинном помещении последовательными участками длиной примерно по одному метру. Подсчет количества обрывов проволок на шаге свивки каната производится при отключенном главном рубильнике (установочном автомате).  [c.758]

Браковка каната, изготовленного из проволок различного диаметра, конструкции 6 X 19 = 114 проволок с одним органическим сердечником производится согласно данным, приведенным в первой графе табл 7, причем число обрывов как норма браковки принимается за условное. При подсчете обрывов обрыв тонкой проволоки принимается за 1, а обрыв толстой проволоки — за 1,7. Например, если на длине одного шага свивки каната при первоначальном коэффициенте запаса прочности до 9 имеется 7 обрывов тонких проволок и 5 обрывов толстых проволок, то 7 X 1 -f 5 X 1,7 = 15,5, т. е. более 14 (табл. 7) и, следовательно, канат надлежит забраковать.  [c.761]


Осмотр канатов с целью определения их износа производится нз машинного помещения последовательными участками длиной примерно по одному метру. Количество обрывов проволок на шаге свивки каната подсчитывается при отключенном главном рубильнике (установочном автомате). Число обрывов проволок на шаге свивки каната не должно допускаться свыше нормы, указанной в Правилах.  [c.773]

Канат изготовляют свивкой из высокопрочной стальной проволоки диаметром 0,3. .. 3 мм. Стальные канаты бывают одинарной, двойной и тройной свивки. При одинарной свивке канат свивают из отдельных проволок, при двойной - из предварительно  [c.143]

По виду свивки канаты подразделяются на о б ы к н о в е н-н ы е,или раскручивающиеся (в этих канатах проволоки  [c.156]

Браковка канатов, работающих со стальными или чугунными блоками, проводится по числу обрывов проволок в соответствии с указаниями правил Госгортехнадзора. Приведенные в правилах нормы браковки распространяются на механизмы различных групп режимов работы с канатами крестовой и односторонней свивки. Канаты, предназначенные для транспортировки людей, расплавленного или раскаленного металла, шлаков, огнеопасных и ядовитых веществ бракуются при вдвое меньшем числе обрывов проволок, указанных в правилах Госгортехнадзора. Проволоки заполнения не считаются несущими и не подлежат учету. Стальные сердечники каната рассматриваются как внутренние пряди и не учитываются при определении числа Оборванных проволок. Если канат работает с блоками из синтетических материалов или из металла, но с синтетической футеровкой, то в этом случае характерно появление значительного числа обрывов проволок внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволок или интенсивного износа на наружной поверхности каната. Такие канаты отбраковываются с учетом потери внутреннего сечения.  [c.161]

СВИВКИ КАНАТА М. — устр для одновременного закручивания нитей и скручивания лх в канат.  [c.317]

Чтобы определить пригодность каната для дальнейшей работы, подсчитывают количество оборванных проволок на шаге свивки каната. Шагом свивки стального каната называют расстояние между таким числом прядей, из которого свит канат. Для определения шага свивки на одной пряди делают метку, от нее вдоль каната отсчитывают имеющееся количество прядей в канате и на следующей после отсчета пряди ставят вторую метку. Расстояние между метками и будет шаг свивки.  [c.37]

Направление свивки каната определяется для канатов одинарной свивки — направлением свивки проволок наружного слоя для канатов двойной свивки — направлением свивки прядей наружного слоя для канатов тройной свивки — направлением свивки стренг в канатах.  [c.241]

Браковка каната, изготовленного из проволок различного диаметра, производится следующим образом. При подсчете обрыв тонкой проволоки условно принимают за 1, а обрыв толстой проволоки за 1,7. Если на длине одного шага свивки каната при первоначальном коэффициенте запаса прочности до 6 имеется четыре обрыва тонких проволок и пять обрывов толстых проволок, то условное число обрывов составляет 4X1+5X1,7-12,5.  [c.91]

Перед осмотром тяговых канатов необходимо иметь следующие данные для отбраковки канатов коэффициент запаса прочности (берут из паспорта лифта) -конструктивные данные канатов (число прядей в канате и проволочек в пряди, диаметр проволок и тип свивки каната). Кроме этого, электромеханик должен иметь таблицу допустимого числа обрывов проволок на шаге свивки (табл. 3) и таблицу уменьшения допустимого числа обрывов на  [c.231]

Следует заботиться о долговечности работы канатов на экскаваторах, учитывая абразивность среды,в которой им приходится работать. Толстопроволочные канаты лучше, чем гибкие тонкопроволочные, хотя они и требуют барабанов большихдиаметров.Свивку канатов предпочтительно иметь одностороннюю (не крестовую), так как при ней меньше изнашиваются желоба роликов и барабанов.  [c.1195]

На поверхности какой-либо пряди наносится метка а, от которой отсчитывается вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната (например, шесть в шестипрядном канате), и на следующей после отсчета пряди (в данном случае на 7-й) наносится вторая метка б расстояние между метками а и б принимается за шаг свивки каната.  [c.36]

Шаг свивки каната определяют следующим образом. На поверхности какой-либо пряди (рис. 5-2) наносят метку (точка а), от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната (например, 6 в шестипрядном канате), и на следующей после отсчета пряди (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку (точка б). Расстояние между метками а и б принимается за таг свивки каната.  [c.85]

Шаг свивки каната определяют следующим образом. На поверхност какой-либо пряди (см. рис. 1) наносят метку (точка а), от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната (например, 6 в шестипрядном канате) и на следующей после отсчета пряди (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку (точка б). Расстояние между метками (точками а и б) принимается за шаг свивки каната. У многопрядных тросов (например, у каната 18 X 19 = 342 проволоки с одним органическим сердечником имеется 6 прядей во внутреннем слое и 12 — в наружном) отсчет прядей производят, исходя из числа прядей в наружном (слое).  [c.576]

Направление свивки имеет большое значение при наматывании каната на барабан. За каждый оборот барабана канат смещается на размер своего диаметра и деформация изгиба каната дополняется деформацией кручения. В зависимости от принятого направления вращения барабана, а также в зависимости от направления свивки прядей каната эта деформация кручения может уменьшать или увеличивать его скручивние. Для увеличения плотности каната и удлинения срока его службы следует так подбирать направление навивки, чтобы канат в процессе работы дополнительно подкручивался. Направление свивки каната в зависимости от направления укладки его витков на барабане надо выбирать, как показано на рис. 68. При  [c.158]

По сочетанию направлений свивки каната и его элементов в канатах двойной и тройной свивки различают канаты крестовой свивки (направление свивки каната и направление свивк 1 стренг и прядей противоположны) О — односторонней свивки (направ-  [c.241]

Каждый канат, выпускаемый заводом-изготовителем, должен быть снабжен сертификатом (паспортом), в котором указывается наименование или товарный знак завода-изготовителя наименование организации, в систему которой входит предприятие-изготовитель номер каната в системе нумерации предприятия назначение каната номер сортаментного стандарта номинальный диаметр длина и масса вид покрытия проволоки направление свивки каната и сочетания направлений свивки его элементов способ свивки и степень крутимЬсти Каната результаты механических испытаний маркировочная группа каната по временному сопротивлению (разрыву, марка каната, суммарное разрывное усилие каната в целом материал сердечника и дополнительные сведения о канате дата изготовления каната.  [c.86]


Структура и наименования импортных канатов

Большое количество импортного грузоподъемного оборудования на рынке и предприятиях требует также и широкого доступа с запасным частям и тяговым элементам. Если запчасти поставляют предприятия-изготовители через дилерскую сеть и получить необходимую деталь возможно только у них, то тяговые элементы (цепь, канат, лента) изготавливают многие предприятия и всегда есть альтернатива выбора.

Стальные канаты чаще всего используются для комплектации грузоподъемных механизмов — кранов, талей, лебедок и т.д.. При необходимости их замены довольно часто встает вопрос «возможно ли использовать канат отечественного производства или заказывать импортный».

Нужно четко понимать что российские и импортные канаты значительно отличаются друг от друга и подбор не стоит сводить только к диаметру каната и удельному разрывному усилию. Структура канатов по ГОСТ и, например, европейским нормам сильно разнится и прямые аналоги подобрать довольно сложно. Именно поэтому при выборе каната необходимо в первую очередь обращать внимание на его структуру, направление свивки, тип сердечника, маркировочную группу.

Ниже приведены наиболее часто встречающиеся в наименовании канатов аббревиатуры и их расшифровки.

Класс каната (маркировочная группа):

  • PS -Plow Steel (1570 Н/мм2)
  • IPS- Improved Plow Steel (1770 Н/мм2)
  • EIPS — Extra Improved Plow Steel (1960 Н/мм2)
  • EEIPS — Extra, Extra Improved Plow Steel (2160 Н/мм2)
  • GIPS — Galvanized Improved Plow Steel — оцинкованный канат марки IPS

Конструкция пряди каната:

  • S (Seale) — прядь состоит из двух слоев проволок, количество проволок по слоям одинаково, диаметр проволок в слое одинаковый.
  • W (Warrington) — прядь состоит из двух слоев, внутренний слой состоит из проволок с одинаковым диаметром, внешний — с разным диаметром.
  • F (FW — Filler wire) — прядь состоит из двух слоев, количество проволок внутреннего слоя равно половине числа проволок внешнего, борозды внутреннего слоя заполняются проволоками меньшего диаметра.
  • PRF (Preformed) — проволокам перед свивкой в прядь предварительно придают винтовую форму.

Комбинированные канаты:

  • WS (Warrington seale)
  • SWS (Seale warington seale)
  • SFW (Seale filler wire)
  • FWS (Filler wire seale)

Направление свивки каната по слоям:

  • RR (sZ) – Right regular lay – правая крестовая свивка
  • LR (zS) – Left regular lay – левая крестовая свивка
  • RL (zZ) – Right lang lay – правая односторонняя свивка
  • LL (sS) – Right lang lay – левая односторонняя свивка

Тип сердечника:

  • FC (Fiber core) — органический (NFC) или синтетический (SFC) сердечник
  • IWRC (Independed wire rope core) — стальной проволочный сердечник отдельной свивки
  • SC (Strand core) — стальной проволочный сердечник, структура аналогична прядям каната
  • Poly — Polypropylene Core — полипропиленовый сердечник

Довольно часто производители канатов публикуют подробную техническую информацию, например:

Cable Technical Specifications

Diameter: 1.5mm
Construction: 7×19 (Extra Flexible)
Core: WSC (Wire Strand Core)
Lay: Right Hand Ordinary (sZ)
Material: Stainless Steel 1570N/mm2 A4-AISI 316 1.4401
Standard: DIN 3060
MBL: 130 kgs (1.28 kN)
WLL: 26 kgs (0.25 kN)
FOS: 5:1
Export Commodity Code: 72230091
NSN:
Net weight: 8.6 g

В данном случае указана полная информация, за исключением структуры каната, которая часто заменяется эскизом. Этих данных достаточно для заказа, в случае затруднения с подбором каната рекомендуем обратиться к специалистам.

Канат - крестовая свивка - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Канат - крестовая свивка

Cтраница 1

Канаты крестовой свивки не имеют большого стремления к раскручиванию, но менее гибки и быстрее подвергаются износу.  [1]

Канаты крестовой свивки имеют повышенную жесткость, повышенные напряжения смятия между проволоками в канате из-за точечного контакта. Вследствие точечного касания проволок с поверхностью барабана и блока уменьшается срок службы каната и увеличивается износ блоков и барабана.  [3]

Канаты крестовой свивки не раскручиваются, как канаты прямой свивки, но менее гибки и быстрее изнашиваются.  [5]

Преимуществом канатов крестовой свивки является то, что они не требуют особых навыков при их эксплуатации. Достоинство канатов альбертовской свивки заключается в их сравнительно большой гибкости и износостойкости. Однако эти канаты склонны к раскручиванию и требуют особых навыков при сращивании, заплетке и эксплуатации.  [6]

В канатах крестовой свивки направление свивки проволок в пряди противоположно направлению свивки прядей в канате.  [8]

В канатах крестовой свивки наружные проволоки смежных прядей соприкасаются по отдельным точкам, что увеличивает контактные напряжения, повышает износ и снижает долговечность каната.  [10]

В канатах крестовой свивки проволоки внутри прядей имеют свивку в направлении, противоположном свивке самих прядей в канате.  [11]

В канатах крестовой свивки проволоки расположены параллельно оси каната, а в канатах односторонней свивки - наклонно.  [13]

В канатах крестовой свивки проволоки верхнего слояпрядей расположены параллельно оси каната вследствие разного направления свивки проволок в прядях и прядей в канате. В канатах односторонней свивки проволоки верхнего слоя прядей расположены наклонно по отношению к оси каната.  [14]

В канатах крестовой свивки проволоки пересекаются под большим углом, чем в канатах односторонней свивки; вследствие этого в местах соприкасания проволок каната крестовой свивки возникают более значительные напряжения. Поэтому канаты односторонней свивки имеют, с точки зрения смятия, больший срок службы; несмотря на это, предпочтение все же отдается канатам крестовой свивки, так как их проволоки имеют малый угол подъема винтовой линии.  [15]

Страницы:      1    2    3    4    5

Рекомендации по установке и использованию канатов:

1.  Определение свивки каната

На рисунке показан стальной трос:

а) левой свивки;      б) правой свивки;

 

При определении свивки троса необходимо смотреть на трос снизу вверх

А)Левая крестовая свивка  Б) Правая крестовая свивка
В) Левая односторонняя свивка  Г) Правая односторонняя свивка

А) пряди каната направлены влево, а проволоки в
прядях направлены вправо

Б) пряди каната направлены вправо, а проволоки в
прядях направлены влево

В) пряди каната направлены влево и проволоки в
прядях так же направлены влево

Г) пряди каната направлены вправо и проволоки в
прядях так же направлены вправо

Определение направления свивки по барабану. 

2. Определение количества прядей каната
Количество прядей определяется по внешним прядям каната.

 6-ти прядный  8-ми прядный  многопрядный

Выбор каната - ЕВРОТРЕЙД грузоподъемные системы ETM

Однако с увеличением времени эксплуатации эти преимущества могут быстро превратиться в недостатки. Смазка выдавливается из волокон,и заменяется водой из атмосферы. Базовая геометрия каната также меняется, так как стабильность волоконной сердцевины со временем снижается. Волоконная сердцевина уменьшается в диаметре, что приводит к соприкосновению нитей и раннему ухудшению свойств каната. Особенно в условиях высоких радиальных усилий, которые происходят, например, в многослойных обмотках, геометрия канатов с волоконной сердцевиной не является достаточно стабильной.

 Стальные канаты с органическими металлическим сердечником

       

   Канат с органическим волоконным сердечником       Канат с независимым металлическим сердечником

В такой ситуации цельнометаллические канаты имеют большие преимущества. Их низкая сжимаемость и компактная структура каната гарантируют отличную геометрическую стабильность. Более высокая металлическая площадь цельнометаллического каната стала причиной низкого удельного натяжения при воздействии тех же нагрузок. Это обеспечивает гораздо лучшую эксплуатацию.

Цельнометаллические канаты с независимым сердечником страдают проблемой избыточного пересечения. Точки соприкосновения, где внутренние пряди пересекаются в противоположном направлении с внешними прядями, вызывают внутренние повреждения стального каната.

Многопрядные канаты являются специальной разработкой цельнометаллического каната, где внутренние и внешние пряди лежат параллельно друг другу. Это позволяет избежать избыточного пересечения, свойственного для обычных цельнометаллических канатов, которые могут буквально распиливать проволоки стальных прядей и приводятк преждевременному отказу стального каната.

Многопрядный стальной канат

Канаты с крестовой или односторонней свивкой?

Левая крестовая свивка (zS)

Левая одностооронняя свивка (sS)

Как распознать канат с крестовой свивкой?

На поверхности каната с крестовой связкой (zS или sZ), внешние проволоки почти параллельны оси каната.

Для большинства применений канаты с крестовой свивки более пригодны, чем канат с односторонней свивкой. Внешние проволоки крестовой свивки рвуться раньше, чем в канатахс односторонней свивкой, и таковое является полезным показателем состояния каната, так как критерии замены можно определить с большей уверенностью.

Правая крестовая свивка (zS)

Правая одностооронняя свивка (zZ)

Как распознать канат с односторонней свивкой? На поверхности каната с односторонней свивкой (zS или sZ), внешние проволоки наклонены в направлении свивки каната и имеют четкий угол к оси каната.

Канаты с односторонней свивкой, как правило, используются в условияхс предельной полезной нагрузкой. Типичный случай – это канаты, которые постоянно находятся под высоким натяжением при помощи противовесов. Кроме того, в условиях многослойной намотки, канаты с односторонней свивкой превосходят канаты с крестовой свивкой. Внешние проволоки соседних прядей канатов с крестовой свивкой лежат параллельно друг другу и поэтому образуют вмятины и наносят повреждения друг другу. Это не может произойти с канатамис односторонней свивкой, где внешние проволоки соседних прядей наклонены в разные стороны.

Канаты с левой или правой свивкой?

Выбор правильного направления свивки каната является абсолютно необходимым для надлежащего функционирования системы запасовки. Использование каната с левосторонней свивкой, когда должен быть использован канат с правосторонней свивкой (и наоборот) приведет к наращиванию крутящего момента, который, в свою очередь, приведет к проблеме намотки и структурным повреждениям каната.

Чтобы определить направление барабана или запасовки, встаньте в точку крепления каната на барабане или запасовки и следуйте пальцем по спирали, образованной канатом. Если ваш палец поворачивается по часовой стрелке, барабан (или запасовка) является правосторонним и, следовательно, требует левой свивки. Если ваш палец поворачивается против часовой стрелки, барабан (или запасовка) является левосторонней и требует правосторонней свивки.

Эти четыре барабана являются правосторонними и требуют канат с левой свивкой Эти четыре барабана являются левосторонними и требуют канат с правой свивкой

Канаты устойчивые к вращению: да или нет?

Операции с однократной запасовкой

Использование нераскручивающихся канатов обязательно для подъемных или неуправляемых нагрузок с однократной запасовкой каната

Операции с многократной запасовкой

Неустойчивые к вращению канаты достигают более высокого срока службы, чем канаты устойчивые к вращению, при работе в идентичных условиях с многократной запасовкой. Стальные канаты неустойчивые к вращению более надежны и имеют более низкую тенденцию к разрушению свивки при влиянии сил кручения, вызванными большими углами отклонения.

При условии, что нет никаких других специальных условий, которые требуют использования канатов, устойчивых к вращению,в условиях многократной запасовки, должны использоваться канаты неустойчивые к вращению.

При определенных геометрических условиях существует опасность того, что тали могут крепиться канатом, находясь под нагрузкой. Это наиболее вероятно при больших высотах подъема, узких блоках крюка, или под влиянием дополнительных моментов, созданных ветром или поворотом крана. В такой ситуации необходимо использовать канаты, устойчивые к вращению, или пары канатов с лево-и правосторонней свивкой, которые неустойчивы к вращению.

Если кран был снабжен канатом, устойчивым к вращению, производителем, то последующие замены должны быть конструкциями, устойчивыми к вращению.Если это возможно, канаты, устойчивые к вращению должны использоваться с поворотным соединенем. Канаты, неустойчивые к вращению,не могут использоваться с поворотными соединениями.