Тема 1. Инженерная организация территории населенных мест Вертикальная планировка городских территорий

Вертикальная планировка — это инженерное мероприятие по искусственному изменению, преобразованию и улучшению существующего рельефа местности для использования его в градостроительных целях. Она является обязательным и одним из важнейших мероприятий по инженерной подготовке и благоустройству территорий.

Основная цель вертикальной планировки заключается в создании спланированных поверхностей, удовлетворяющих требованиям застройки и инженерного благоустройства территории. Вертикальная планировка территории призвана создать благоприятные условия для размещения зданий и сооружений, прокладки улиц, проездов, подземных инженерных коммуникаций и пр. Все эти мероприятия связаны с работами по срезке, подсыпке и перемещению земляных масс. Поскольку земляные работы в комплексе строительства занимают важное место, как по объему, так и по стоимости, то при вертикальной планировке стремятся более рационально использовать существующий рельеф местности.

Все земельные работы на территории непосредственно связаны с организацией стока поверхностных (ливневых и талых) вод, которая осуществляется при помощи общетерриториальной закрытой водосточной системы. Она проектируется таким образом, чтобы собрать весь сток поверхностных вод с территории и отвести в места возможного сброса или на очистные сооружения, не допустив при этом затопления улиц, пониженных мест и подвалов зданий и сооружений.

Организацию поверхностного водоотвода осуществляют со всех городских территорий. Для этой цели используют открытую и закрытую водосточную системы города, которые выводят поверхностный сток за городскую территорию или на очистные сооружения.

К основным задачам вертикальной планировки относятся:

— организация стока поверхностных вод (дождевых, ливневых и талых) с городских территорий;

— обеспечение допустимых уклонов улиц, площадей и перекрестков для безопасного и удобного движения всех видов городского транспорта и пешеходов;

— создание благоприятных условий для размещения зданий и прокладки подземных инженерных сетей;

— организация рельефа при наличии неблагоприятных физико-геологических процессов (затопление территории, подтопление ее грунтовыми водами, оврагообразование и т.д.)

— решение задач при сооружении крупных и уникальных плоскостных сооружений (спортивного центра, аэродрома и пр.).

— придание рельефу наибольшей архитектурной выразительности;

— придание ансамблю (территории микрорайона, парка, зоны отдыха) пространственной композиции путем перемещения грунта в границах проектируемой территории

— создание в необходимых случаях искусственного рельефа;

Общие сведения о рельефе

Из всех природных условий рельеф является наиболее характерным и определяющим состояние поверхности городских территорий. Решение многих вопросов инженерной подготовки требует предварительного изучения естественного рельефа и его приспособления к требованиям строительства.

Рельеф местности изображают на плане местности условными линиями — горизонталями, которые соединяют на чертеже точки равных высот (рис. 1). Шаг горизонталей характеризует разницу высотных отметок между соседними горизонталями и называется сечением рельефа.

На плане местности существующую поверхность обозначают существующими (черными) горизонталями, а проектную — проектными (красными) горизонталями.

Рис. 1. План местности с существующими горизонталями

1 — горизонтали; 2 — тальвег; 3 — седловина

Взаимное расположение существующих и проектных горизонталей определяет уклоны поверхности и особенности форм рельефа, водораздельные линии и наиболее низкие места, где концентрируется поверхностный сток.

Уклон местности — i выражают в промилях (10/00 = 0,001) или процентах (1% = 0,01). Его рассчитывают между двумя фиксированными точками, по выражению:

ih/l

где Δh — перепад отметок между рассматриваемыми точками, м;

l — расстояние между рассматриваемыми точками, м.

При определении уклона между двумя точками, не находящимися на горизонталях, их отметки вычисляют интерполяцией. За основу берут отметки двух горизонталей, между которыми лежит точка. Тогда отметка точки НХ (рис. 2) будет равна

: НХА+h1.

Рис.2. Определение отметок рельефа

По сложности и особенностям освоения, рельеф, для различных видов строительства, классифицируют по благоприятности (табл.1).

Таблица 1

Сущность и методы вертикальной планировки

Вертикальная планировка — важный элемент инженерной под­готовки территории. Ее назначение — привести естественный ре­льеф в состояние, соответствующее наиболее благоприятным ус­ловиям для общего планировочного решения. При строительстве и реконструкции населенных мест с помощью вертикальной пла­нировки сооружают уличную сеть в соответствии с требованиями городского транспорта, обеспечивают нормальный отвод поверх­ностных вод с территорий города. Она имеет важное значение в создании необходимых условий для застройки микрорайонных тер­риторий, решает частные задачи по высотному расположению ча­стей города, отдельных зданий и сооружений.

Вертикальная планировка городских территорий — это изме­нение естественного рельефа местности путем срезки и подсыпки грунта, смягчения уклонов и т. д. применительно к требованиям планировки и застройки городов. При помощи вертикальной пла­нировки рельеф приспосабливается для строительства города, ком­плекса сооружений или отдельного объекта. Мероприятия по вер­тикальной планировке в значительной мере зависят от рельефа. Для целей градостроительства различают благоприятный и небла­гоприятный рельеф. Благоприятный рельеф имеет следующие гра­достроительные градации в зависимости от уклона (%): спокой­ный — О…0,4; ровный — 0,4… 3 и слабопересеченный — 3…6. При таком рельефе строительство города в целом с прокладкой улиц, организацией стока поверхностных вод, возведением жилых, об­щественных и промышленных объектов не требует значительных масштабов вертикальной планировки. Неблагоприятный рельеф оценивается как пересеченный при уклоне

6… 10%, сильнопере­сеченный — при уклоне 10…20%, очень сильнопересеченный -20 % и горный. Строительство городов и отдельных сооружений на такой местности проводится в исключительных случаях и тре­бует вертикальной планировки в больших объемах. Стоимость стро­ительства в таких районах значительно возрастает. Обычно стоимость вертикальной планировки составляет 2… 3 % от общей сто­имости любого строительства, будь то целый город или отдель­ный объект. Вертикальная планировка местности входит в состав любого проекта и производится в начальный период как проекти­рования, так и строительства.

Работы при вертикальной планировке направлены главным образом на изменение микрорельефа. При вертикальной плани­ровке обычно максимально сохраняется естественный рельеф. Объемы работ при частичном преобразовании рельефа с уклоном 0,4… 10% составляют 800… 1500 м

3/га, рельефа с уклоном выше 10 % — 3000 м3/га. Однако в исключительных случаях бывает необ­ходимо коренное изменение рельефа. Оно осуществляется при комплексных инженерно-мелиоративных мероприятиях: засыпке оврагов, пробивке городских магистралей, сплошной подсыпке территории. При объемах работ свыше 1 млн м3 применяют гидро­механизацию, а при объемах работ свыше 1,5 млн м3 — взрывную экскавацию. При меньших объемах перемещаемых земляных масс вертикальную планировку выполняют, используя средства земле­ройной техники.

Основным принципом вертикальной планировки является принцип балансирования земляных масс. Это значит, что необхо­димо соблюдать условие, при котором баланс земляных масс дол­жен быть приближенным к нулевому. Нулевой баланс земляных масс — это оптимальный вариант. Он означает равенство объемов выемок и насыпей. Если эти объемы не совпадают, то требуются дополнительные транспортные расходы, удорожающие строитель­ство. Для определения баланса земляных масс в проекте организа­ции работ составляют картограмму земляных работ.

Проектирование вертикальной планировки территории осуще­ствляется в одну или две стадии. В одну стадию проектируют вер­тикальную планировку несложных объектов. Большая часть про­ектов составляется в две стадии: I стадия — проект, на этой ста­дии определяют основные объемы земляных работ, принимают основные решения; II стадия — рабочая документация, более кон­кретная разработка вертикальной планировки территории, выпол­няется на основе утвержденного проектного задания.

При проектировании вертикальной планировки используют три метода: метод проектных профилей, метод проектных (красных) горизонталей, графоаналитический метод.

Метод проектных профилей состоит в том, что на плане мест­ности через 20… 200 м (в зависимости от размеров участка и степени конкретности) наносят сетку, по которой в обоих направлениях выполняют условные сечения — профили. На профилях наносят

существующий рельеф поверхности земли (черные отметки) и основные уклоны. Объемы работ могут быть подсчитаны лишь при сопоставлении всех профилей. На практике часто прибегают к ча­стичной вертикальной планировке территории: прорабатывают только улицы, проезды, площади и основные виды площадок. Составление проектных профилей улиц и других линейных соору­жений является частным случаем этого метода. Сетка проектных профилей проходит в этом случае по осям улиц и через пикеты. Проектные профили, составляемые по осям улиц, называют про­дольными. Точки пересечения осей улиц на перекрестках являют­ся пикетами. Между перекрестками пикеты устанавливаются че­рез каждые 20… 50 м и нумеруются от первого перекрестка: ПК-0; ПК-1; ПК-2 и т.д. По каждому пикету делается поперечное сече­ние — поперечный профиль улицы. Для удобства проектирования и большей наглядности профили выполняют в разных вертикаль­ных и горизонтальных масштабах. Для поперечных профилей при­нято соотношение масштабов 1:10 (вертикальным масштабам 1:50, 1:100 соответствуют горизонтальные масштабы 1:500, 1:1000). Для поперечных профилей это соотношение равно 1:2 (вертикально­му масштабу 1:100 соответствует горизонтальный масштаб 1:200). При сопоставлении всех продольных и поперечных профилей с нанесенным проектным рельефом подсчитывают земляные рабо­ты по выемкам и насыпям на исследуемом или проектируемом участке улицы. Метод проектных профилей весьма трудоемок и не очень точен. Его применяют на первой стадии проектирования для принятия общих планировочных решений. Упрощенная раз­новидность этого метода — метод проектных отметок. Он состоит в нанесении на плане городских территорий красных отметок то­чек изменения уклона, для улиц и проездов — красных отметок пикетов.

Метод проектных (красных) горизонталей используют непо­средственно на плане местности (геоподоснове) с нанесенным планировочным решением. Существующий рельеф отображают черные горизонтали. Проектируемый рельеф наносится при по­мощи расчетного расположения красных горизонталей. Как пра­вило, красные горизонтали состоят из прямолинейных участков, отображающих простые формы проектируемой поверхности зем­ли. Излом линий горизонталей обозначает изменение направле­ния уклона. На границе преобразуемого рельефа красные и чер­ные горизонтали одного наименования соединяются, если в ре­альности это уклон. Если одноименные горизонтали смещены вдоль одной линии — в реальности это уступ, ступенька. Вертикальная планировка улиц и проездов методом красных линий сводится к обеспечению допустимых продольных и поперечных их уклонов. Поперечный профиль улиц должен обеспечивать сток дождевых вод с середины проезжей части и с тротуаров к лоткам, а при

односкатном поперечном профиле — в сторону одного лотка. Про­дольный уклон, кроме того, назначается и из условий хорошей видимости полотна проезжей части. Зная эти уклоны, на плане улицы или проезда строят одну исходную красную горизонталь. Остальные горизонтали с шагом 0,1; 0,2 или 0,25 м повторяют ее рисунок.

Горизонтали, соответствующие целому числу метров, выделя­ют более толстой линией. С изменением уклона строят новый ри­сунок исходной горизонтали.

Этот метод проектирования вертикальной планировки имеет то преимущество перед предыдущим, что он составлен на одном чертеже. Красные горизонтали наглядно показывают изменение существующего рельефа. По ним проводят подсчет объемов зем­ляных работ.

Графоаналитический метод проектирования вертикальной пла­нировки имеет много разновидностей. Их смысл сводится к тому, что с помощью математики строится аналитическая модель суще­ствующего и проектируемого рельефов. Исходным условием явля­ется нулевой баланс земляных работ.

§ 35. Особенности вертикальной планировки парковых территорий

откоса

не позволяет

уравнять отметки углов, которые

определя-

ют в

соответствии

с проектными

планировочными

отметками

улицы.

 

 

 

 

На

первом этапе

существования

здания входы могут быть вы-

ше или ниже естественной поверхности и иметь лестницы, которые при реконструкции улицы приводят в соответствие с проектными отметками красной линии. При наличии отступов между зданием и красной линией имеется возможность устройства наклонной полосы газона от здания до красной линии. Задаваясь переменным поперечным уклоном полосы, можно достичь некоторого выравнивания отметок противоположных углов здания. Лучше, если отметки площадки здания несколько выше отметок крас-

ной линии; здание может размещаться и ниже отметок

красной

линии, но вдоль

его фасада должен быть создан уклон

для отво-

да вод к проезду, ведущему к улице.

 

Одновременно

оценивается возможность беспрепятственного

сопряжения отмосток здания с поверхностью улицы при

ее рекон-

струкции в. перспективе, влекущей за’ собой изменение отметок красной линии.

Под зеленые насаждения в городе, как правило, отводят участки со сложным рельефом, крутыми склонами, т. е. наименее пригодные для другого использования. При этом изменение существующего рельефа парковых территорий должно носить локальный характер. Планировочные работы должны быть связаны лишь с прокладкой транспортных и пешеходных путей, выравниванием небольших площадок под парковые здания и сооружения, упола-

живанием или террасированием склонов, подверженных

актив-

ным физико-геологическим процессам (оползни, овраги и

др.).

Последовательность работ по проектированию вертикальной планировки парковых территорий приведена на рис, 70. На первом этапе разрабатывают схему высотного решения: определяют уклоны и расстояния между переломными точками на осях тран-

спортныхпроездов, пешеходных аллей и тропинок.

Для макси-

мального сохранения растительного слоя откосы,

сопрягающие

спланированную поверхность проезда со склонами,

устраивают

предельной крутизны. Продольный профиль аллей и пешеходных дорожек обычно совпадает с существующей поверхностью. Про-

дольные

уклоны

могут достигать

100 % 0- При ‘более крутых укло-

нах по

основным

направлениям

устраивают лестницы

(заложе-

ние лестничного

марша — 1:4, причем

в одном марше

объединя-

ют не более 5…6

ступеней). Но

наряду

с лестницами

желательно

иметь и проложенную в том же направлении пешеходную дорожку с развитой трассой, решенную в виде пандуса без ступеней.

Пешеходные дорожки обычно устраивают несколько пониженными относительно окружающей территории, и в зависимости от

поперечного профиля они могут ихметь один или два водоотводящих лотка. Широкие аллеи могут иметь двускатный выпуклый

профиль

с поперечными

ук*

 

 

 

 

 

 

 

 

лонами

20…30%о

в

завись

Оценка рельефа, выявление

участков

с раз-

мости

от типа покрытия.

личными уклонами

 

 

 

 

 

 

Дорожки

вогнутого

про-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

филя

устраивают

на

второ-

Определение

существующих

отметок

пересе-

степенных направлениях при

чения осей и уклонов пешеходных аллей,

незначительном стоке по ее

тропинок, парковых

проездов

 

 

лотку в условиях малых про-

 

 

 

 

 

 

 

 

дольных

уклонов,

когда

не-

Высотное решение

 

 

Вертикальная пла-

возможно выполнить

сопря-

 

 

нировка отдельных

прогулочно-дорож-

 

 

жение двускатной

поверхно-

 

 

площадок под зда-

ной сети

 

 

 

сти дорожки на примыкании

 

 

 

 

ния

и сооружения

с лотком проезда. Сеть не-

 

 

 

 

 

 

 

 

широких пешеходных тропи-

Проектирование

откосов,

под-

нок в

высотном

отношении

порных

стенок,

лестниц и

пан-

дусов

 

 

 

 

 

 

 

обычно не прорабатывают, а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

решают

вместе

с

участком

Выявление

мест

временного

зелени,

по

которому

она

складирования

 

растительного

проложена.

Планировочные

 

грунта с мест производства -зем-

отметки прогулочно-дорож-

ляных работ

 

 

 

 

 

 

ной сети являются основны-

 

 

 

 

 

 

 

 

ми при

проектировании

от-

Построение картограммы земля-

дельных площадок под пар-

ных работ

 

 

 

 

 

 

ковые

сооружения (павиль-

 

 

 

 

 

 

 

 

оны, здания, открытые теат-

 

 

 

 

 

 

 

 

ры, спортивные

и

 

игровые

Рис. 70. Блок-схема

процесса

проекти-

площадки и др.).

 

 

 

 

рования вертикальной планировки пар-

Горизонтальные

площад-

 

ковой

территории

 

 

ки на

крутых склонах

уст-

 

 

 

 

 

 

 

 

раивают в виде консолей или

платформ,

террас

оформленных с

помощью откосов

или подпорных стенок

(рис. 71). Эти

приемы, в

Рис. 71. Способы создания горизонтальной плоскости на склонах:

-консоль; б — платформа на опорах; в, г — террасы,

оформленные подпорными стенками

и откосами; д — система террас;

е — берма-аллея

наибольшей степени применимы для создания видовых площадок. Пешеходным аллеям, проложенным по крутому косогору, придают односкатный профиль с уклоном в сторону косогора, где размещают подоткосный водоотводящий лоток.

При планировке береговой полосы парковых водоемов линию регулирования относят в сторону водоема. Таким образом, прогулочная аллея образуется не за счет подрезки склона и связанного с ней нарушения растительного покрова и зеленых насаждений, а повышением отметок на полосе уреза воды.

§ 36. ОСОБЕННОСТИ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛАНИРОВКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Проектирование рельефа площадок под промышленные предприятия осуществляют так же, как и для межмагистральных тер-

риторий.

 

Промышленные

площадки отличаются большим разнообрази-

ем (в соответствии

с особенностями технологии и плотности заст-

ройки) размеров производственных зданий, насыщенностью технологическими коммуникациями, обслуживающим транспортом и др.

Принципиальная блок-схема процесса проектирования приведена на рис. 72. Проектирование поверхности промышленной площадки обычно начинают с установления отметок транспортных проездов. Если отметки по контуру площадки устанавливают по обобщенным высотным решениям предшествующих стадий проектирования, то высотное положение внутриплощадочных проездов определяют на основе проектирования продольных профилей. При вводе на территорию железнодорожных путей отметки последних оказывают решающее влияние на высотное решение всего участка.

Важную роль в выборе высотного решения территории промышленной площадки оказывают и профили, построенные в продольном и поперечном направлениях по главным планировочным осям. Проектные отметки, перенесенные из профилей на план, являются опорными для решения поверхности отдельных участков.

Характер рельефа и плотность размещения производственных зданий на площадке предопределяют применение выборочной или сплошной вертикальной планировки. Выборочная вертикальная планировка применима при застройке площадки зданиями с большими разрывами и при относительно однородном рельефе. Она предусматривает выравнивание поверхности лишь под производственные здания и сооружения и связывающие их подъездные пути. Несмотря на то что производственные здания отличаются размерами в плане от жилых, для проектирования поверхности под их размещение полностью применимы способы, рассмотренные выше для жилой застройки. Если железнодорожные пути проходят сквозь производственное здание, их отметка на входе является отметкой пола и принимается как опорная.

Необходимость выполнения сплошной вертикальной планировки промышленной площадки возникает при плотном размещении производственных зданий и сложном рельефе. При этом создает-

Рис. 73. Планировочные профили промышленных территории:

а…в — бестеррасный; г,

д — террасный; / — производственные

здания; 2 — существующий

рельеф; 3— проектная

поверхность;

4 — оси автодорог: 5 — оси железнодорожных путей;

 

6 — нагорная

канава; 7 — подпорная

стенка

ся новая поверхность по всей территории промышленного предприятия.

Условия трассирования подъездных железнодорожных путей на территории предприятия предопределяют вытянутое расположение площадки вдоль горизонталей топографического плана. При этом, как правило, достигается незначительный уклон в продольном направлении и относительно большой — в поперечном. Направления скатов и особенности производственных, зданий определяют характерные типовые решения оформляющих плоскостей планируемой поверхности .площадки в поперечном направлении (рис. 73).

Бестеррасная планировка (рис. 73, а — в) возможна при уклонах, не превышающих 40%0. В зависимости от направления уклонов поверхность бывает односкатной, выпуклой или вогнутой. В равнинной местности может быть применен и пилообразный мно-

госкатный профиль.

Террасные

схемы (рис. 73,

г, д) применяют

при значительных

поперечных

уклонах. При

большой ширине

производственных зданий и малых разрывах между ними в поперечном направлении необходимость террасного решения возникает из-за невозможности создания наклонной плоскости на узкой полосе между зданиями. Отдельные террасы сопрягаются откосами или подпорными стенками. При многоэтажных зданиях отмет-

ки

террас могут назначаться из условия возможности въездов с

них

на 1-й и 2-й этажи здания (рис. 73, (5). Транспортная связь

между отдельными террасами осуществляется по пандусам, проложенным в продольном направлении.

Вертикальную планировку территории промышленного района с уравновешиванием объемов насыпи и выемки можно проектировать графоаналитическим методом, подобно описанному применительно к территории микрорайона (см. § 33, рис. 63).

З а к л ю ч е н и е

Выше были рассмотрены наиболее распространенные виды работ по вертикальной планировке городских территорий и описаны методы их решения. Автором была сделана попытка в максимальной степени алгоритмизировать процесспроектирования, но следует помнить, что слепое следование приведенным в пособии блок-схемам может дать и отрицательный результат: конкретные условия объекта проектирования иногда требуют изменения последовательности действий.

В пособии не рассматривались вопросы применения ЭВМ для проектирования вертикальной планировки городской территории. Решаемые при проектировании задачи настолько многообразны и специфичны (по условиям существующего рельефа, особенностям размещаемых сооружений, наличию существующих инженерных коммуникаций и др.), что на практике легче осуществить проектирование поверхности традиционными методами, чем для каждой задачи корректировать программу и кодировать многочисленные исходные данные.

Применение ЭВМ целесообразно лишь для решения ограниченного круга задач вертикальной планировки, в которых при сравнительно малочисленных исходных данных имеется множество промежуточных решений, а также при решении большого числа однотипных задач при однохарактерных исходных данных. К их числу мо1 ут относиться: проектирование поверхности отдельной площадки значительных размеров под производственное здание, определение объемов земляных

работ по квадратам на больших

пространствах,

проектирование

продольного

профиля автомобильной дороги большой протяженности.

 

 

Определенных перспектив следует ожидать

с

широким

распространением

ЭВМ, работающих в

диалоговом режиме, когда проектировщик

сможет коррек-

тировать на дисплее

графические

построения,

осуществляемые

по

заложенной

в ЭВМ программе. Однако и в этом случае требуется создание необходимого-

программного обеспечения проектных работ.

 

 

Автор будет считать свою цель достигнутой, если данная

работа

поможет

студенту быстрее приобрести практические навыки в чтении

и оценке

рельефа

и в поиске путей его преобразования.

 

 

Ли т е р а т у р а

1.Баулинй В. В. Исторический опыт использования сложного рельефа для

создания садово-парковых

ансамблей. — Сб.: В помощь проектировщику-градо-

строителю. Ландшафт и архитектурно-планировочная

среда городов. Киев,

1974.

2. Бочаров Ю., Крогиус

В, Проблемы

планировки

городов в условиях

слож-

ного рельефа. — Архитектура СССР, 1976,

№ 7.

 

 

3.Виду ев Н. Г., Грок:ибов’ский В. П. Геодезическое проектирование вертикальной планировки. М., 1964.

4.Горниак Л. Использование территорий со сложным рельефом под жилую

застройку /Пер.

сб

словац. В. К. Иванова; под ред. В. Р.

Крогиуса.

М.,

1982.

5. Гулиев Ф.

А.

Топографические и композиционные

особенности

в

застройке

Бакинского амфитеатра. — Сб.: В помощь проектировщику-градостроителю. Ландшафт и архитектурно-планировочная структура города. Киев, 1974

6.Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения прсектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружении. СН 202—81*. М., 1981.

7.Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения

схем и проектов районной планировки, планировки и застройки городов, поселков

исельских населенных пунктов. ВСН 38—82, М., 1983.

8.Кориеев Н. А. Графоаналитический метод проектирования вертикальной планировки. М., 1983.

9.Кривцов И. /1. Вертикальная планировка в градостроительном проектировании. М., 1982.

10.Лесное О. В. Застройка приречных территорий городов. Киев, 1977.

11. Меркулов

Е. А., Турчихин Э. Я., Дубровин Е. И. и др. Проектирование

дорог и сетей пассажирского транспорта в городах. М., 1980,

12. Моисеев

В. ЮПинчук

В. Я. Проектирование рельефа застраиваемой тер-

ритории. Киев, 1977.

 

13.Митин Н. А. Таблицы для разбивки кривых на автомобильных дорогах. М., 1978.

14.Мулин В. Я, Расчет основных технико-экономических параметров вертикальной планировки. М., 1974.

15.Мулин В. И. Таблицы и номограммы для подсчета земляных работ при вертикальной планировке. М., 1970.

16.СНиП II-60—75. Планировка и згстройка городов, поселков и сельских населенных пунктов. Нормы проектирования. ДА., 1976.

17.Справочник по проектированию инженерной подготовки застраиваемых территорий /Под ред. В. С. Нищука. Киев, 1983.

18.

Черепанов В. АГуревич

Л. В., Евтушенко М. Г. Инженерное проекти-

рование

планировки городов. М.,

1971.

П р е д м е т н ы й у к а з а т е л ь

Аллеи и пешеходные дорожки в парках, профили, уклоны 108

Вертикальные кривые в продольном профиле 66

Видовые площадки в парках 110 Высотная привязка зданий, располо-

женных:

на красной линии 106 на местных площадках 103

Вогнутый поперечный профиль проездов и дорожек 61, 109

Водораздельные линии 20 Возвышенности 20 Входы в здания, увязка с планиро-

вочными отметками 106

Горизонтали: проектные 40

существующего рельефа 17 Грунт, степень разрыхляемости 45

Дефектовка рельефа 21

Задачи вертикальной планировки 15 Здания на сложном рельефе 7

Картограмма земляных работ 43 Квадраты полные и неполные 44 Корректировка трасс улиц по услови-

ям рельефа 32 Котловины 20

Лестницы на откосах 56 Линия нулевых работ на картограм-

мах 43

 

 

 

 

Межмагистральные

территории:

 

организация поверхности 94

 

:-^тапы проектирования поверхно-

сти 95

 

 

 

 

Мысообразные выступы 20

 

Нахождение:

 

 

 

местоположения

горизонталей на

прямой

47

 

 

 

— точки нулевых работ 67

 

с

заданной

отметкой

47

отметки

точки

на

красной

линии

48

 

 

 

 

отметки

угла квартала 49

 

Объемы земляных работ, расчет: грунта, вытесняемого сооружениями и коммуникациями 46 по квадратам 43 по профилям 42

Отвод поверхностного стока с городской территории 31, 36, 60

Откосы, проектирование 54, 80 Охрана окружающей среды при вер-

тикальной планировке 9

Палетка:

градуирования прямой 56 заложений 21

Пандусы 56 Пилообразный профиль лотков про-

езжей части улиц 81 Площади:

направление гребня проектируемой поверхности 85 общие принципы организации поверхности 83

поверхность площадей кольцевогодвижения 89

общественных центров 87 Подпорные стенки 54 Последовательность проектирования:

поверхности межмагистральных территорий 97, 104

—парковых территорий 108

—перекрестков улиц 76

—пересечений в разных уровнях

91

—площадей 87, 89

—промышленных территории 110 профилей улиц 64

схемы высотного решения территории 110

Построение:

полей невидимости 25

профилей по горизонталям плана

22

силуэта местности 26 Построение проектных горизонталей

•на:

наклонной площадке 40 перегоне улицы 52 перекрестках улиц 70

проезжен части улииы с переменным уклоном 53

Владимир Всеволодович «Пеонтович

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Заведующий редакцией Б. А. Ягупов Редактор Л. Б. Лохова

Младший редактор Е. В. Лебедева Художник Э. А. Марков Художественный редактор Т. А. Дурасова Технический редактор Л. А. Муравьева Корректор Т. Д . Бенедиктова

ИБ Ко 5339

Изд. Ле CTP—446. Сдано в набор 17.12.84. Подп. D печать 13.02.85. Т—03074. Формат 60X907,6.

Бум. тип. № 3. Гарнитура литературная. Печать высокая. Объем 7,5 усл. печ. л. 7,75 усл. кр.-отт. 8,10 уч.-изд. л. Тираж 9000 экз. Зак. № 1123.

Цена 25 коп.

Издательство «Высшая школа», 101430, Москва, ГСП-4. Неглинная ул.. д. 29/14.

Московская типография № 8 Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР

по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 101898, Москва, Центр, Хохловский пер., 7

Вертикальная планировка территорий населенных мест и их районов

На основе генерального проекта планировки населенного места в целом (генплан), разработанного на геодезической подоснове (М 1:5000), для определения наиболее целесообразного и экономически оправданного решения приспособления рельефа к условиям застройки составляют схему вертикальной планировки. В зависимости от размеров проектируемой территории (города, района) и сложности рельефа масштабы и степень их подробности могут быть различными. Основой для их решения служат планы дорожно-уличной сети.

Схемой вертикальной планировки должны быть определены изменения рельефа территории, условия организации поверхностного стока и канализования. Для этого устанавливают места сброса ливневых и фекальных вод и намечают сеть основных водоотводящих коллекторов. Исходя из преимущественного расположения водоприемных сооружений и водоотводящих сетей ливневой и фекальной канализации вдоль улиц последние обычно трассируют по пониженным местам по отношению к прилегающей территории, чем обеспечивается сток поверхностных вод с прилегающей территории и удобство канализования отдельных их участков.

В зависимости от рельефа местности планируемым территориям придают односкатную, двухскатную или четырехскатную поверхность (рис.6). Лучшими являются двух и четырехскатные поверхности, так как они обеспечивают быстрый сток поверхностных вод в направлении проходящих по улицам водостоков и способствуют сокращению сети водостоков на внутриквартальных территориях.

Наименее удобны участки территории с замкнутым контуром, т.е. с пониженным расположением их по отношению к прилегающим улицам. На таких территориях необходимо устраивать развитую водосточную сеть с размещением во всех пониженных местах водоприемных колодцев. Однако это не устраняет возможности подтопления территории, особенно в период сильных ливней, а также в случае засорения ливневой канализации. Поэтому дорожно-уличную сеть, а также прилегающие территории следует планировать по возможности таким образом, чтобы обеспечивался поверхностный сток в направлении прокладываемых вдоль улиц водосточных сетей.

Рис.6. Схемы организации поверхностного стока

на микрорайонных территориях:

а, б — с односкатной поверхностью;

в — с двухскатной поверхностью;

г — с четырехскатной поверхностью;

д — на пониженном участке

Как уже было отмечено, при проектировании вертикальной планировки следует стремиться к достижению нулевого баланса земляных работ, т.е. к равенству объемов насыпей и выемок на соседних участках планируемых территорий. Иногда необходимость подсыпки территорий может вызываться наличием пониженных участков местности с затрудненным водоотводом, заболоченных участков, затапливаемых территорий и т.д., однако большие объемы земляных работ связаны со значительными затратами изменением природных условий, а в отдельных случаях с необходимостью переустройства существующих наземных или подземных сооружений. Поэтому намечаемые работы по подъему уровня поверхности территорий следует сопоставлять с другими возможными инженерными решениями: понижением уровня грунтовых вод, устройством на планируемых территориях сети водостоков, водозащитных сооружений (от затопления) и т.п.

При проектируемой срезке грунта следует учитывать наличие участков с высоким уровнем грунтовых вод, трудноразрабатываемыми скальными породами, возможность повреждений или необходимость переустройства подземных сооружений и дорожных покрытий. Иногда изменение рельефа может быть связано с осуществлением своеобразного архитектурно-композиционного замысла.

Условия изменения рельефа характеризуются объемом подсыпок и срезок на отдельных участках поверхности. Подсыпки или срезки определяются рабочими отметками, представляющими собой разность проектируемых и существующих отметок в отдельных точках (рис.7).

Указанные на схемах вертикальной планировки стрелки вдоль осей улиц и дорог характеризуют направления продольных уклонов на участках между опорными точками. Цифры над стрелками показывают проектные продольные уклоны улиц и дорог (%о — промилле), а под стрелками — расстояния между соседними опорными точками (в м). Нижние цифры у опорных точек показывают существующие отметки поверхности в этих точках, верхние — проектные отметки и средние — рабочие отметки. Положительные рабочие отметки (+) характеризуют намечаемый объем подсыпок, а отрицательные — (-) срезок.

Проектные уклоны определяют по формуле

где:

НиН, — проектные отметки в рассматриваемых точках;

l — расстояние между ними.

Рис.7. Фрагмент схемы вертикальной планировки участка городской территории

Значение i обычно округляют до тысячных долей с соответствующим корректированием отметок рассматриваемых точек.

Глава 3. Вертикальная планировка при разработке генерального плана города

вается ли высотная увязка элементов сети с существующими дорож- но-транспортными сооружениями, достаточно ли согласуются с рельефом местности предложения генерального плана по созданию •транспортных развязок в разных уровнях, подходов к мостовым переходам и др. Кроме того, схема высотного решения территории должна установить: возможность отвода поверхностных вод открытым способом или необходимость устройства ливневой канализации; условия освоения территорий, требующих проведения специальных инженерных работ по их приспособлению для градостроительных целейг (овраги, территории с действующими оползнями, затопляемые, с- высоким уровнем грунтовых вод, заболоченные и др.). Поэтому необходима непосредственная увязка решений вертикальной планировки не только с решением генерального плана, но и с решением задач инженерной подготовки городской территории. При ее включении в состав документации проекта генерально го плана города схема высотного решения является’ первичные документом, на материалах которого базируются более детальные проработки в процессе реализации генерального плана.

При разработке генплана практически

невозможно разделит!

во времени

процессы выработки планировочного решения

и егс

высотного

обоснования — целесообразность

планировочного

прие

ма должна быть обоснована из условий рельефа уже при зарож дении самой идеи. Поэтому работу по проектированию схемы высотного решения можно условно разделить на два этапа: выполняемая в процессе разработки решений генерального плана предварительная оценка трассирования уличной сети и высотного положение отдельных элементов плана города; окончательное выполнение схемы вертикальной планировки (в случае ее включения в соста! лроектной документации).

§ 11. ОЦЕНКА ТРАССИРОВАНИЯ УЛИЧНОЙ СЕТИ ПО УСЛОВИЯМ РЕЛЬЕФА

Схему высотного решения территории разрабатывают на основании тех же материалов, которые используют для’ выработка лланового решения генерального плана. Исходным документом дл* проектирования является топографический план в масштабе 1 :5000. Более мелкий масштаб (1 : 10 000) обычно используют при разработке генплана города с населением свыше 500 тыс. чел.

На плане с достаточной полнотой должны быть отражены: существующий рельеф, опорная уличная сеть и застройка, имеющиеся инженерные сооружения и коммуникации, зеленые насаждения

.архитектурные памятники и др. Помимо топографической съемка необходимы дополнительные картографические, текстовые материа лы, освещающие физико-геологические и гидрогеологические про цессы, происходящие на осваиваемой территории, подлежащие уче-

ту

при разработке схемы вертикальной планировки.

Так, в места*

с

высоким уровнем грунтовых вод нежелательна

срезка грунта-

наличие скальных пород также накладывает ограничения на уста* новление проектных отметок, на участках с высоким уровнем груН’ товых вод возможна подсыпка слоя грунта, высотное решение пр*1′

13. Вертикальная планировка и благоустройство территории промышленного предприятия.

Является составной частью архитектурно­го решения генерального плана предприятия. В этой части генерального плана на основании целесообразной архитектурно-планировочной орга­низации застройки назначают основные элементы благоустройства: озе­ленение, малые архитектурные формы, элементы обработки рельефа, ви­зуальной информации, монументально-декоративного искусства и др

В застройке территорий промышленных предприятий сложились оп­ределенные планировочные системы, среди которых наиболее примени­мы: сплошная (павильонная), многорядная с параллельным размещением объектов и их торцевой ориентацией на автопроезды и периметральная. В каждой из них применяют наиболее рациональные приемы и средства архитектурной композиции, способствующие достижению наилучшей выразительности промышленного комплекса.

Приемы и средства по благоустройству разрабатывают диффе­ренцированно для основных функциональных зон предприятия с учетом особенностей климата и ландшафта местности.

При благоустройстве производственных зон учитывают степень насы­щенности работающими. При малом числе работающих приемы благо­устройства подчиняют строго функциональным задачам. В этих случаях благоустройство сводят, в основном, к выбору соответствующих материа­лов для покрытий дорог и пешеходных путей, назначению газоустойчи­вых видов трав, кустарников и деревьев, а также светильников, зеленых стенок для «скрытия» наземных трубопроводов и др.

Для производственных зон с большей насыщенностью людскими по­токами принимают более широкую номенклатуру элементов благоустрой­ства. Она включает в свой состав, кроме микроклиматических, функцио­нальных и декоративных форм, защитные экраны для изоляции мест общественного пользования от производственных и транспортных вредностей и элементы, обеспечивающие безопасность пешеходного движе­ния.

Для многолюдных участков территории и участков, имеющих боль­шое композиционное значение, элементы благоустройства более разно­образны. Здесь используют наглядную информацию, рекламу, садовую мебель, декоративную скульптуру, водоемы, декоративные формы расте­ний и другое (рис. 1Х-6).

Участки у отдельно стоящих административных и бытовых зданий благоустраивают, как и предзаводские площади, с особой тщательностью.

В производственной зоне большое внимание уделяют благоустройству дорог (покрытие, разделительные полосы, пересечения, озеленение). На перекрестках дорог и въездах в цеха обеспечивают видимость для водите­лей автотранспорта. В этих местах не допускается размещение высоких зеленых насаждений и других зрительных преград. В районах с обильны­ми снегопадами должны быть предусмотрены условия для механизиро­ванной уборки снега с проезжей части дорог и путей движения людей.

Застройка территории производственной зоны предприятия осуществляется в зависимости от его класса по различным планировочным схемам:

  1. квартальная (панельная) застройка присуща категориям 1-го класса (по санитарной классификации). Она характеризуется наличием одной главной магистрали (продольной или поперечной) транспортных и инженерных вводах. Главная магистраль служит организующей осью генплана. Параллельно и перпендикулярно ей размещают остальные магистрали и проезды, расчленяющие территорию предприятия на отдельные панели и кварталы.

Квартальная планировка позволяет разместить на должных расстояниях пожаро- взрывоопасные и вредные цехи, открытые технологические установки и емкостные сооружения (газгольдеры – цилиндр, вверху тяжелая крышка, опускающаяся при уменьшении газа; нефтехранилища и пр.)

  1. сплошная застройка территории одним или двумя одноэтажными зданиями большой ширины и длины, в которое может быть скомпоновано несколько производств. Наиболее характерно для предприятий 2-го и 3-го классов.

Сплошная застройка обеспечивает максимальное использование территории (плотность застройки 70-75%).

Ограничения:

— Применяется для предприятий без ж/д вводов, не имеющих вредных и взрывоопасных подразделений

— Если предприятие связно с определенным зрительным напряжением, широкое здание не получается.

Основное производственное здание, особенно если к нему приблокированны проходные, лабораторные и административно-вспомогательные помещения, располагаются на границе территории, но с отступом от красной линии улицы или проезда для организации предзавоской площади, озеленения, автомобильных и велосипедных стоянок. Принципы сплошнйо застройки используются в проектировании предприятий панельного домостроения и сборного ж.б, текстильной промышленности и др.

  1. павильонная в ограниченном объеме применяется для предприятий 1-го класса (самый вредный) и достаточно широко для предприятий 4-го и 5-го классов. В одноэтажных протяженных павильонах малой ширины размещается взрыво- и пожароопасные цехи предприятий 1-го класса. Отдельно стоящие или объединенные в комплекс павильоны используются при возведении предприятий 4-го и 5-го класса.

Объемно-планровочные решения сблокированных павильонов обуславливается функционально: в каждом из павильонов размещается отдельное производство или его отдельный закончены технологический цикл в каждом павильоне и до конца.

Преимуществом павильонной застройки является ее гибкая приспособляемость к рельефу: она позволяет использовать под промышленную застройку не только территорию с уклоном поверхности свыше 3%, но и участки с крутым уклоном и перепадами при минимальном объеме земляных работ при вертикальной планировке.

  1. Павильонно-гребенчатая (секционная) схема планировки применяется для проектирования предприятий 4-го 5 –го класса. Эта застройка компонуется из унифицированных малых или многоэтажных типовых секций, группирующихся вокруг световых дворов и открытых рекреационных пространств. Ее преимуществами по сравнению со сплошной застройкой являются частичная изоляция цехов, возможность использования естественного бокового освещения (так делаются алюминиевые заводы, длина ниток до 800 метров) и улучшений воздухообмена, а также возможность визуального общения с природой. Экономическими преимуществами перед сплошной является возможность последовательного освоения предприятия и ввода цехов, их технологического монтажа и демонтажа, а также быстрой окупаемости капиталовложений в строительстве.

Широко применяется в строительстве предприятий радиоэлектроники и приборостроения.

  1. Свободная застройка так же используется преимущественно для 4-го и 5-го класса. Основополагающим принципом является расчленение строительных объемов по функциональному признаку (производственные, складские, административно-вспомогательные, культурно-бытовые) при разнообразных сочетаниях их объемов в ансамбле всего комплекса.

Лекция № 8

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Раздел 8

ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

8.1. Сущность вертикальной планировки

Назначение вертикальной планировки — привести естественный рельеф в состояние, соответствующее наиболее благоприятным условиям для общего планировочного решения. При строительстве и реконструкции населенных мест с помощью вертикальной планировки сооружают уличную сеть в соответствии с требованиями городского транспорта, обеспечивают нормальный отвод поверхностных вод с территорий города. Она имеет важное значение в создании необходимых условий для застройки микрорайонных территорий, решает частные задачи по высотному расположению частей города, отдельных зданий и сооружений.

Вертикальная планировка городских территорий — это изменение естественного рельефа местности путем срезки и подсыпки грунта, смягчения уклонов и т.д. применительно к требованиям планировки и застройки городов. При помощи вертикальной планировки рельеф приспосабливается для строительства города, комплекса сооружений или отдельного объекта. Мероприятия по вертикальной планировке в значительной мере зависят от рельефа. Для целей градостроительства различают благоприятный и неблагоприятный рельеф. Благоприятный рельеф имеет следующие градостроительные градации в зависимости от уклона (%): спокойный — 0…0,4; ровный — 0,4…3 и слабопересеченный — 3…6. При таком рельефе строительство города в целом с прокладкой улиц, организацией стока поверхностных вод, возведением жилых, общественных и промышленных объектов не требует значительных масштабов вертикальной планировки. Неблагоприятный рельеф оценивается как пересеченный при уклоне 6…10%, сильнопересеченный — при уклоне 10…20%, очень сильнопересеченный — 20 % и горный. Строительство городов и отдельных сооружений на такой местности проводится в исключительных случаях и требует вертикальной планировки в больших объемах. Стоимость строительства в таких районах значительно возрастает. Обычно стоимость вертикальной планировки составляет 2…3 % от общей стоимости любого строительства, будь то целый город или отдельный объект. Вертикальная планировка местности входит в состав любого проекта и производится в начальный период как проектирования, так и строительства.

Работы при вертикальной планировке направлены главным образом на изменение микрорельефа. При вертикальной планировке обычно максимально сохраняется естественный рельеф. Объемы работ при частичном преобразовании рельефа с уклоном 0,4…10% составляют 800…1500 м3/га, рельефа с уклоном выше 10 % — 3000 м3/га. Однако в исключительных случаях бывает необходимо коренное изменение рельефа. Оно осуществляется при комплексных инженерно-мелиоративных мероприятиях: засыпке оврагов, пробивке городских магистралей, сплошной подсыпке территории. При объемах работ свыше 1 млн м3 применяют гидромеханизацию, а при объемах работ свыше 1,5 млн м3 — взрывную экскавацию. При меньших объемах перемещаемых земляных масс вертикальную планировку выполняют, используя средства землеройной техники.

Основным принципом вертикальной планировки является принцип балансирования земляных масс. Это значит, что необходимо соблюдать условие, при котором баланс земляных масс должен быть приближенным к нулевому. Нулевой баланс земляных масс — это оптимальный вариант. Он означает равенство объемов выемок и насыпей. Если эти объемы не совпадают, то требуются дополнительные транспортные расходы, удорожающие строительство. Для определения баланса земляных масс в проекте организации работ составляют картограмму земляных работ.