Содержание

традиционные и современные стилевые направления, проекты купольных зданий, старинные технологии 

Новые технологии и материалы помогают в создании удобного жилища, которое понравится будущим обитателям. Поэтому строители и дизайнеры не сдерживают фантазии и предлагают разнообразные проекты. Однако иногда заказчик хочет использовать традиционный стиль. Проектом, который понравится своей необычностью, станет японский дом. Стилизация естественными материалами с невысокой стоимостью будет смотреться гармонично. А природные оттенки сделают жилище местом релаксации и медитации.

Особенности жилища

Климатические условия Японии требуют жилищ с интенсивной естественной вентиляцией, так как высокие влажность и температура трудно переносятся. Поэтому основное отличие от европейского дома – практически полное отсутствие несущих стен и громоздких статичных конструкций. Японское жилище имеет плавающую планировку, которая регулируется раздвижными дверями.

Дом в японском стиле строится без сплошного фундамента, а опорные колонны ставятся на укрепления в виде камней. Это нужно по причине материковых особенностей. Из-за вероятности землетрясений необходимо предусмотреть безопасные для человека условия и быстрое восстановление после разрушения. Например, купольные дома по японской технологии при сейсмически опасных ситуациях разрушаются так, чтобы оставить полости для укрытия человека. Технология уже спасла тысячи жизней.

Строительство домов в японском стиле в России

Строительство классического вида японского дома в России на практике бессмысленно. Однако, чтобы построить японский дом в нашей стране, существуют секреты стилизации имеющегося помещения.

Во-первых, отказ от удобства в пользу соблюдения правил не обязателен. Поэтому во внутреннем обустройстве предусматривается мебель. Например, в столовой зоне вокруг стола располагаются низкие пуфы. Кровать также предполагается, но в стиле минимализм – без изголовий. Небольшие шкафы исключаются, а все вещи хранятся во встроенных конструкциях с купейными дверями. Это позволяет скрыть их от посторонних глаз.

Во-вторых, внешние атрибуты соблюдаются, но адаптируются под климатические особенности страны. Например, заказав панорамные конструкции с матовым стеклом для первого этажа дома, получится имитировать панели из тонкой рисовой бумаги. Это одновременно и создаст нужный внешний вид, и поддержит температуру в помещении. Для сохранения тепла кроме этого продумайте возможность сооружения дома на сваях.

И в-третьих, для японского дома необходимо использовать натуральные материалы или их имитацию. Необходимо продумать внутреннее убранство таким образом, чтобы темные цвета использовались в минимальном количестве. Стены стоит оклеить или покрасить в однотонный светлый цвет. Бежевые, белые и персиковые оттенки в приоритете – они придадут пространству свет, зрительно увеличат. Раздвижные перегородки стоит заменить на тонкие полки до потолка или отказаться от идеи в пользу объединения нескольких комнат в студию.

Получившийся в результате дом будет соответствовать внешним требованиям японского стиля, но в то же время останется функциональным и удобным для проживания в нем.

Традиционные японские дома

Традиционные японские дома несут в себе особую атмосферу. Они наполнены свежим воздухом, а регулируемые перекрытия создают его естественные потоки. В зависимости от необходимой интенсивности проветривания, регулируются также и внешние ставни, которые выполняют роль окон. Они традиционно оклеиваются тонкой рисовой бумагой, потому что это регулирует уровень естественного освещения.

При обозначении какого-либо вида строения употребляются японские слова “минка”, “биру”, “мансен”. Но как называется японский дом? Все перечисленные понятия обозначают различные типы жилища, отличающиеся высотностью и внешним оформлением. Минка – более распространенное название, которое дословно переводится как “дом для людей”.

Разновидности минка

Традиционный дом в Японии может быть построен по одному из видов, которые образовались естественным путем. Из-за отсутствия связи между населенными пунктами зодчие разных географических районов выработали отличные друг от друга технологии. Поэтому среди минка есть двускатные и четырехскатные образцы. Первые распространены в городах, а верхнее покрытие состоит из черепицы.

Второй вид чаще встречается в сельской местности. Четырехскатная крыша покрываются соломой, которую нужно менять каждый год. Эта особенность необходима из-за отсутствия дымохода: дым от топки комнат задерживается в верхней части крыши, покрытие чернеет и теряет плотность.

Технология строительства

Проекты японских домов – это уникальная разработка с точки зрения зодчества. Ведь классический вариант жилища начинается со строительства основы, фундамента. Из-за сейсмической нестабильности материка жители страны не позволяют себе столь статичные постройки, ведь они не переживут даже небольших землетрясений. Поэтому основание минка располагается на столбах, которые образуют несущую конструкцию. Они ставятся на крупные камни, врытые в землю. Из-за легкости крыши прямоугольное строение не нуждается в дополнительном укреплении и легко восстанавливается после разрушения.

В японском доме нет стен, а их роль выполняют подвижные деревянные перегородки. В результате этого статическая планировка комнат отсутствует, а при необходимости можно создать единое пространство. Однородное одноуровневое покрытие пола тоже способствует этому.

Конструкция

Традиционный японский стиль предполагает прямоугольную конструкцию дома. По центру и углам располагаются самые устойчивые балки. На них настилается облегченная крыша с небольшим отверстием в самой верхней точке для вентиляции. Материалы выбираются из соображений доступности и низкой цены. Основными из них становятся дерево, бамбук, глина и высушенные травы.

Проекты домов в японском стиле достаточно устойчивы, поэтому количество окон не ограничивается, можно даже использовать панорамное остекление. Однако в более устаревших домах роль стекол выполняет практически прозрачная рисовая бумага. Она пропускает дневной свет, задерживает потоки ветра, но более практична при разрушении, так как не образует осколков.

Система отопления

Устройство японского дома не предполагает централизованной системы отопления. В течение полугода в Японии стоит влажный жаркий климат. Это требует постоянного проветривания, которое организовывается благодаря системе подвижных ширм и перегородок. Дополнительное удобство обеспечивает одноуровневый земляной пол, покрытый татами из соломы. Площадь одного составляет полтора квадратных метра. Для удобства общая площадь дома исчисляется их количеством.

В холодное время года влажный климат также доставляет дополнительное неудобство, так как даже небольшие минусовые температуры ощущаются острее. Однако уже упомянутые подвижные ширмы позволяют образовать множество небольших помещений, обогрев которых можно частично обеспечить небольшими горелками.

Современное жилье

Современный японский дом отличается от традиционного. Первая деталь, на которую обращаешь внимание, – остекление. Причем зачастую стены даже двухэтажных домов покрываются затемненными или зеркальными материалами. Они не так опасны при землетрясениях, как стекло, из-за особых физических свойств.

Вторая, не характерная для японских жилищ классического вида, деталь – напольное покрытие. Земляной пол постепенно сменили деревянные настилы. Это выглядит более привычно, но сохраняет атмосферу спокойствия и естественности. К тому же появились варианты в виде паркета или ламината, которые доступны даже для не очень богатых семей.

Дизайн интерьера

Внутреннее оформление традиционного жилища в Японии должно соответствовать определенным правилам. Первое – использование материалов, характерных для местной природы. Использование натурального дерева и бамбука легко объяснить их доступностью, что позволяет не ограничиваться в потреблении. Соломенная крыша хоть и изнашивается за год, легко меняется и не оказывает значительной физической нагрузки на статичные укрепления минка. Татами также делается из соломы, так как в качестве напольного покрытия она хорошо сохраняет тепло, забирает лишнюю влагу и быстро меняется при необходимости. Рисовая бумага – единственный строительный материал, который требует предварительного изготовления.

Второе правило японского стиля – минимализм. В доме не должно быть лишних предметов, которые не используются ежедневно. Стены из раздвигающихся перегородок иногда расписываются иероглифами или рисунками в некоторых местах. Единственная декоративная зона располагается около очага, где члены семьи и гости готовят и едят. Здесь обычно ставится ваза, около которой в специальном небольшом углублении вешается папирус с декоративной росписью или стихом. Также дизайн интерьера не предполагает много мебели. Низкий обеденный стол и горелка для приготовления еды – все, что можно найти в японском доме. Кроме этого в каждой комнате, используемой в качестве спальни, располагается шкаф. В нем хранится соломенный матрас, одеяло и подушка. Эти предметы используются как кровать и убираются каждое утро.

Цвета в обстановке

Основные цвета классического интерьера в Японии – светлые оттенки рисовой бумаги и бамбука, сочетающиеся с темными древесными оттенками. Для большего разнообразия на статичных стенах изображают рисунки или иероглифы, однако их цвет вторит общему цветовому стилю.

Старинные японские дома отражают философию народа страны. Они приспособлены под местные условия существования. Однако европейскому или русскому человеку такой уклад будет непривычен. Особенность, на которую обращают внимание жители других регионов, – приспособленность быта к положению сидя. Необходимые действия выполняются, не вставая. Это касается и приготовления еды. В то же время высота потолков никак не ограничивает передвижений. Это отличает японский дом от европейского.

Современное японское жилище выглядит немого иначе. Здесь есть облегченные каркасные кровати и другая малогабаритная мебель. Однако быт все же остается непривычным для проживания в нем других народов.

Комфортно ли жить в такой постройке

Старинные японские дома отражают философию народа страны. Они приспособлены под местные условия существования. Однако европейскому или русскому человеку такой уклад будет непривычен. Особенность, на которую обращают внимание жители других регионов, – приспособленность быта к положению сидя. Необходимые действия выполняются, не вставая. Это касается и приготовления еды. В то же время высота потолков никак не ограничивает передвижений. Это отличает японский дом от европейского.

Современное японское жилище выглядит немого иначе. Здесь есть облегченные каркасные кровати и другая малогабаритная мебель. Однако быт все же остается непривычным для проживания в нем других народов.

 

Минка традиционный японский деревенский дом



      Современная Япония уже давно не та, что была ещё столетие назад. Стремительное развитие промышленности значительно изменило и весь быт и уклад японского общества. Вот уже и минка – традиционный японский дом, ушёл в прошлое, оставшись только в виде музеев.

Японское традиционное деревенское жилище

      Традиционно в Японии минка – это жилище крестьян и ремесленников

. То есть, это жилище не очень богатой части японского общества. А когда нет денег, то из чего строить своё жильё? Понятно, что из подручных материалов, которые можно было добыть поблизости.

      Климат Японии, находящейся на островах, довольно мягкий. Влияние муссонов делает его тёплым и влажным. Исключение составляет лишь остров Хоккайдо, самый северный из четырёх крупнейших островов японского архипелага. На нём зимой выпадает снег и иногда лежит довольно продолжительное время.

      В центральной и южной Японии температура даже зимой очень редко бывает ниже нуля. А снег, если и выпадает, то тут же тает. Летом же температура достигает 28 – 30 градусов по Цельсию. В сочетании с высокой влажностью бывает довольно душно.

      И ещё один значимый фактор повлиял на жилище японцев. Японские острова находятся в очень активной тектонической зоне. Океаническая плита подползает под материковую как раз в зоне японского архипелага. Поэтому здесь часты землетрясения и разрушения.

      Вот в таких условиях и появился минка. Он отвечал всем перечисленным требованиям основного жителя Японии – крестьянина и ремесленника. Зимой не очень холодно — не нужно сильно обогревать. Летом душно – нужно часто проветривать.

      Материалов на строительство необходимо минимум и не очень дорогие, местного происхождения. В случае разрушения землетрясением, дом можно легко восстановить. В конце концов и появился дом минка. Как и традиционные жилища других народов, он соответствовал условиям окружающей природы.

Как устроено японское жилище – минка

      Основной материал и каркас дома изготовлен из дерева. Япония гористая страна и склоны гор часто покрыты лесами. Практически горы занимают большую часть территории Японии. Людям для жилья досталось лишь побережье и долины рек.

      Стены домов минка представляют из себя по сути лёгкий каркас. Между установленными вертикально стволами деревьев или брусками пространство заполняется весьма условно. Глухие стены занимают лишь незначительную их поверхность. Они часто заполнены сплетёнными ветками, камышом, бамбуком, травой и обмазаны глиной.

 

      Большая же часть стен представляет собой открытое пространство, которое может быть закрыто раздвижными или снимающимися панелями. Получается, что в летнее время японцы живут на открытой природе. В то же время нам, жителям более суровых климатических зон, кажется весьма странным жить практически без стен.

      Пол в основной части дома делался приподнятым над почвой примерно на половину метра. Это нужно для того, чтобы проветривать его, спасая от гниения. Поскольку дом строится без фундамента, то может быть и подтоплен талыми или дождевыми водами если будет слишком близко к земле.

      Внутри основная часть японского дома вообще не разделена на комнаты. Это одно большое помещение. Которое, впрочем можно разделить на различные зоны теми же передвижными перегородками или ширмами. В японском доме почти нет мебели. Скажите пожалуйста, куда её ставить? К стене? Но ведь стен то как таковых нет.

      Обедать же усаживались перед маленькими столиками прямо на пол, на который предварительно ложили футоны. Футон – это матрац. На них же и спали ночью. А на день они убирались за ширмы. Передвижные перегородки и ширмы оклеивались рисовой бумагой или шёлком.

      А вот еду готовили в отдельной части дома. Здесь не было пола. Вернее он был земляной или глиняный. На нём возводилась глиняная печь. На ней и готовили пищу.

      Окон в доме могло вообще не быть. А свет проникал через полупрозрачные ширмы или перегородки. Либо просто через открытую часть стены, если это было лето.

 

      Крышу покрывали травой, соломой или камышом. И для того, чтобы с неё быстрее стекала вода и не приводила к гниению, её делали очень крутой. Угол наклона доходил до 60 градусов.

Дом минка и его значение для Японии

      Жизнь в традиционном японском доме минка  — это своеобразная философия единения с природой. По сути люди, жившие в таком жилище, жили на природе, лишь слегка от неё отгородившись.

      Многие традиции того времени благополучно перекочевали в современное японское общество полностью. Другие, лишь слегка изменились. Это и открытость характера. Минимализм в интерьере, многофункциональность большинства вещей. Маленькие столики и подушки вместо стульев и другие особенности, присущие лишь японцам.

      Минка – традиционный японский деревенский дом, хоть и ушёл в прошлое физически, остался в японской душе и традициях.

Чтобы получать новости сайта по электронной почте,
подпишись на нашу рассылку: подписаться

Понравилась статья? Жми на кнопку! Расскажи о новости друзьям.



Предыдущие записи в этой рубрике:



Оставить комментарий или два

Идеи проекта по Технологиям японцев +Фото и Видео

Красный японский дом пагодаЯпония, как и ее культура, всегда была для европейцев страной загадочной и манящей, заслуживающей пристального внимания. Пространство обитателей островов довольно ограничено, и за многие годы они приспособились планировать устройство жилищ особым образом.

Они научились экономно и четко планировать интерьер, рационально используя все имеющееся пространство. Какими же особенностями обладают японские дома, и что отличает и характеризует этот непривычный нам стиль? Жилой японский дом носит название «минка», что в переводе с японского дословно будет «дом людей». Но в стране есть и другой традиционный тип дома, предназначенный для проведения ритуальных действий. Он называется пагода.

Про японские дома: старые минка

Огромная часть японцев раньше проживали в скромных деревянных домах. Некоторые из них прекрасно сохранились и до нашего времени. Конечно, для сегодняшних жителей они уже не актуальны. Большинство из них проживают в небольших частных коттеджах или в современных многоквартирных многоэтажках.

Минка в разрезе_чб картинкаКак выглядела и из чего состояла традиционная минка?

  1. Основа дома, или его костяк, изготавливался из дерева.
  2. Стены снаружи отделывались бамбуком и обмазывались глиной.
  3. Вместо стен внутри здания использовались специальные скользящие ширмы.
  4. Маты татами и циновки мусиро применяли для изготовления крыши.

Минка углом к зрителю летомВ зависимости от региона дизайн строений мог меняться, кое-что совершенствовалось со временем.

Но главное оставалось неизменным – это было недорогое и максимально простое жилье, способное защитить семью от непогоды.

Более богатые люди, торговцы и зажиточные крестьяне, могли использовать более дорогие материалы – обожженную черепицу, качественное дерево, прочный камень.

Сегодня японская минка является, скорее, традицией, которая очень интересует многих приезжих.

Особенности традиционного японского дома

Признаки традиционного японского жилища

Минимализм – один из основных признаков дома, в котором абсолютно все продумано, функционально и рационально.

  • Здесь нет ничего лишнего, ценится лаконичность и простота.
  • Здесь по определению невозможен хаос, бардак, скопление ненужных вещей.
  • Вы не найдете в таком жилище кладовую или чулан, захламленные немодной одеждой, сломанной техникой, лыжами и старыми велосипедами.
  • Минимализм присутствует во всем, как в устройстве дома снаружи, так и в последнем уголке внутри.

Функциональность

  • В типичном японском доме неполезного пространства не может быть по определению.
  • Каждый крохотный участок площади тщательно продуман.
  • В этой стране большинство жилищ традиционно имеет небольшой размер, поэтому домовладельцам приходится делать максимально полезными все имеющиеся квадратные метры.
  • Только необходимая бытовая техника, функциональные вместительные шкафы: все вещи и предметы жильцы стараются убрать, закрыть, чтобы ничего не было на виду, не мешало и не нарушало общий стиль жилища.

Мебели минимум

  • Комната с картиной японского стиляМебель используется только действительная нужная, без которой невозможно обойтись.
  • В спальне обычно располагается встроенный большой шкаф и низкая кровать.
  • Вряд ли там обнаружится что-то еще – туалетные столики, трюмо, пуфы или прикроватные тумбочки.
  • Это распространяется не только на городское жилище, но и на загородное строение.
  • Для современного дома в Японии почти обязателен аккуратный низенький столик. Именно он является центральным предметом, вокруг которого во время чайной церемонии собираются люди.

Комната с зеленой ширмойДвери-ширмы

  • В японском жилище не так часто можно увидеть наши традиционные распашные двери.
  • Обычно в таких домах используют ширмы, раздвижные двери и легкие перегородки.
  • Основные принципы, которых стараются придерживаться островитяне – удобство и комфорт, бережное отношение к пространству и как можно меньше шума.

Нет крепких стен

  • Типичный дом, выполненный в японском стиле, не обладает основательными и крепкими стенами.
  • Он компактный и довольно легкий.
  • Стены его являются тонкими и имеют небольшую толщину.
  • Типичный загородный дом обычно представляет собой простой четырехугольник.
  • Роль внутренних стенок играют специальные передвижные перегородки. Их можно менять местами по собственному желанию, оформляя жилище по-разному.
  • В качестве внутренних перегородок жилищ японцы используют качественный пластик или матовое закаленное стекло.
  • В старину специальные ширмы изготавливали из обработанной рисовой бумаги, которую потом разукрашивали причудливыми узорами.
  • Именно отсутствие основательных стационарных перегородок внутри дома делает такое жилище динамичным и мобильным, а его интерьер живым и меняющимся.
  • Дизайн помещения всегда можно изменить по настроению, по числу обитателей или по сезону.
  • Можно обыгрывать жилое пространство, делая комнаты меньше или больше размером.

Дом-трансформер и другие причуды

  • Японский дом представляет собой некий трансформер, который его обитатели без труда подстраивают под собственные нужды.
  • У крыш японских домов традиционно очень небольшой наклон. Благодаря этому строение выглядит широким и довольно приземистым.
  • Все внутреннее пространство такого жилища максимально открыто. Вряд ли вы найдете там множество мелких комнат, закутки и крохотные кладовки. Даже в небольшом доме всегда много свободного пространства.
  • Стены домов в японском стиле обычно бывают украшены картинами. Это может быть цветущая веточка японской вишни в изысканной темной рамке, которая должна иметь прямоугольную форму. Местный дизайн не приветствует броских и вычурных окладов с различными завитками.

Изголовье кровати с рыбками фен шуйЗнаменитый фен-шуй

  • Для украшения в японском жилище используют обычно фен-шуй символику, в том числе различные амулеты и изысканные статуэтки.
  • Но весь декор используется в небольшом количестве – местный дизайн нетерпим к излишествам.
  • В доме непременно должны находиться живые растения, особенно это касается деревянного одноэтажного строения.
  • Это может элегантный бонсай в подчеркнуто простых, но изысканных горшках. Нередко в жилище здесь можно увидеть миниатюрную сливу или сосну, отличающуюся от настоящей только размером.

Ниши и перегородки

  • Привычная особенность японских домов – небольшие стенные ниши.
  • Традиционно в них размещают тщательно подобранные, не выпадающие из общего стиля предметы и мелочи.
  • Очень часто для декорирования различных предметов и перегородок здесь используют оригинальное витражное стекло.

Текстиль и свет

  • Текстиль в японском интерьере используется по самому минимум.
  • Тканевые шторы часто заменяют удобные жалюзи из бамбука.
  • Дорогие покрывала и ковры вы тоже здесь редко встретите.
  • Стильные удобные циновки полностью заменили ковры, кровати застилают плотной тканью спокойных тонов без ярких рисунков.
  • Островитянам не нравится мертвенный белый свет современных ламп: они могут использовать его на службе или в офисе.
  • Для домашнего уюта они предпочитают мягкие, теплые, согревающие тона.

Для согревающего уюта созданы специальные светильники Акари. Пожалуй, такой прибор можно встретить в каждом загородном японском частном доме.

Материалы для домов по японской технологии

Местные жители предпочитают натуральные природные материалы, как возведения самих строений, так и для их внутренней отделки.

Какие материалы японцы любят больше других?

Дерево

  • Минка летомРазные сорта дерева безусловно находятся на первом месте;
  • Ведь вся страна расположена в сейсмоопасной зоне, а строения из этого материала достаточно легкие, разборные;
  • Если возникает серьезная опасность, строение можно разобрать и перевезти в другое место, безопасное;
  • Здесь нет основательных рубленых строений по аналогии с нашими пятистенками;
  • Японские хижины более легкие, изящные, они больше напоминают огромную игрушку из разборного конструктора.

Камень

  • Камень также нередко используется для постройки жилищ.
  • В Стране восходящего солнца весьма популярна своеобразная философия камня. Согласно ей минералы представляют собой как бы высшие творения всемогущей природы.
  • Камень тверд, несокрушим, молчалив и независим.

Камень фактически неуязвим, и обладает многими другими качествами, неподвластными человеку. Поэтому его активно используют для отделки с наружной стороны дома, и во внутреннем дизайне.

Собственный каменный дом за городом, с деревянными элементами – мечта любого местного жителя.

Другие материалы

Иные материалы также активно в архитектуре и дизайне традиционных домов:

  • ротанг,
  • сизаль,
  • джут,
  • солома и прочее.

Их этих материалов изготавливают коврики, циновки, оконные занавески и прочий текстиль. Такие изделия гораздо приятнее, чем тяжелые пыльные шторы. В японских аналогах не накапливается пыль, они отлично очищаются и отмываются самыми простыми средствами.

Японская отделка дома: используемые цвета

Какие сочетания цветов более характерны для отделки внутри и снаружи традиционных японских жилищ?

  • Основополагающим принципом при выборе цвета является его естественность.
  • Главное в  интерьере здесь – природные оттенки.
  • Маловероятно, что вы встретите здесь авангардные кислотные или неоновые тона, кричащие сочетания цветов.
  • Традиционный японский интерьер в привычном стиле склоняется больше к спокойным и классическим цветовым сочетаниям.
  • Весьма актуальными являются цвета природных материалов – песка, дерева, камня и прочее.

Окружение естественных цветов способствует релаксации, успокаивает и умиротворяет.

Часто применяется также черный цвет. Нередко в дизайне используются очень темные оттенки разных цветов: серого, коричневого, красного.

Не чужды обитателям островов и нежные пастельные цвета – молочно-белый, бежевый, кремовый. Часто используется мягкий красновато-коричневый. Великолепно выглядит дизайн жилища, в котором цвета сочетаются изысканно и контрастно. Там оформляют и наружную часть дома, и внутреннюю.

 

Минка (традиционный японский дом) и особенности современного японского жилища


Минка (minka; дословно «дом(-а) людей») – это традиционный японский дом.

В контексте деления японского общества на классы минка были жилищами японских крестьян, ремесленников и торговцев, т.е. несамурайской части населения. Но с тех пор классовое деление общества исчезло, поэтому словом «минка» могут называться любые традиционные японские дома соответствующего возраста.

Минка обладают широким диапазоном стилей и размеров исполнения, что в значительной степени связано с географическими и климатическими условиями, а также с образом жизни обитателей дома. Но в принципе минка можно разделить на два типа: деревенские дома (нока; nōka) и городские дома (матия; machiya). В случае с деревенскими домами также можно выделить подкласс рыбацких домов, которые называются гёка (gyoka).

В целом сохранившиеся минка рассматриваются как исторические памятники, многие из них являются объектами охраны для местных муниципалитетов или национального правительства. Особо следует отметить так называемые «гассё-дзукури» (gasshō-zukuri), которые сохранились в двух деревнях в центральной Японии – Сиракава (префектура Гифу) и Гокаяма (префектура Тояма). В совокупности эти постройки были занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Особенностью этих домов являются их крыши, которые сходятся под углом в 60 градусов, как руки, сложенные в молитве. Собственно, это отражено в их названии – «гассё-дзукури» можно перевести как «сложенные руки».

Центральным положением при строительстве минка было использование дешёвых и доступных строительных материалов. Крестьяне не могли позволить себе импортировать что-то очень дорогое или использовать то, что сложно найти в их родной деревне. Так что нока почти поголовно сделаны исключительно из дерева, бамбука, глины и различных видов трав и соломы.

«Скелет» дома, крыши, стены и опоры сделаны из дерева. При изготовлении внешних стен часто использовались бамбук и глина, а внутренние стены не возводились и вместо них использовались скользящие перегородки или ширмы-фусума.

Травы и солома использовались также для изготовления кровли, циновок мусиро и матов татами. Иногда кровля в дополнение к соломе покрывалась черепицей из обожженной глины. Для создания или укрепления фундамента дома часто использовался камень, но при строительстве непосредственно самого дома камень никогда не использовали.

Как и в других формах традиционной японской архитектуры, деревянные опоры выдерживали основной вес постройки, так что «окна» можно было делать в любой части дома. Опоры формировали «скелет» дома, соединяясь с поперечными балками хитроумной структурой без применения гвоздей, а «отверстия» в стенах дома делали при помощи сёдзи и более тяжёлых деревянных дверей.

Гассё-дзукури, возможно, являются самыми узнаваемыми японскими домами, а также самыми высокими – из-за их выдающихся во всех смыслах крыш. Высокие крыши позволяли обходиться без дымохода и устраивать обширные складские помещения, а также – в первую очередь – защищать дом от попадания влаги. Благодаря конструкции крыши снег или дождь сразу скатывались вниз, не задерживаясь, благодаря чему крыша была практически «непромокаемой», а солома, покрывающая её, почти не гнила.

Существуют три основных стиля крыш, которые имеют ряд сходных черт с крышами домов других стилей японской архитектуры. Большинство матия имеют двускатные остроконечные крыши «киридзума» (kirizuma), крытые кровельной дранкой или плиткой. В отличие от этого, большинство нока покрывались либо соломой (ёсэмунэ; yosemune) и обладали крышами со скатом на четыре стороны, либо их крыша делалась с многочисленными фронтонами и покрывалась дранкой и соломой (иримоя; irimoya).

На коньке крыши и в местах стыковки различных секций устанавливались специальные колпаки. Плитка или дранка, которыми покрывались крыши, часто служили единственным художественным украшением домов, плюс коньки крыш украшались орнаментом.

Внутреннее убранство минка обычно делилось на две секции. В первой из них оставляли земляной пол, эта территория называлась «дома» (doma), а во второй пол поднимали на 50 см выше уровня дома и покрывали татами или мусиро. Дома использовалась для приготовления пищи и других сельскохозяйственных нужд. В ней, как правило, устанавливалась глиняная печь камадо (kamado), деревянный умывальник, бочки для еды и кувшины для воды.

Большая деревянная дверь одо (ōdo) служила главным входом в здание. В приподнятом полу часто сооружали встроенный очаг ирори (irori), но при этом не сооружали никакого дымохода, который соединял бы очаг с внешней средой. Только иногда в крыше делали небольшое вентиляционное окошко. Дым уходил в вверх, под крышу, так что жители не дышали им и сажей, но тем не менее дым пачкал солому, которую приходилось часто менять.

Японский дом — настолько самобытное сооружение, что трудно сказать, кто на кого повлиял: то ли обитатель этого жилища выразил через него свою жизненную философию, то ли, наоборот, дом сформировал своеобразные привычки тех, кто в нем живет.

Японский дом — это навес, причем навес над пустым пространством. Это прежде всего крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор. Здесь нет ни кон, ни дверей в нашем понимании, ибо в каждой комнате три стены из четырех можно в любой момент раздвинуть, можно и вовсе снять. Когда такие легко вынимающиеся из пазов раздвижные створки служат наружными стенами, то есть выполняют роль окон, они оклеиваются белой рисовой бумагой, похожей на папиросную, и называются седзи.

Когда впервые видишь внутренность японского жилища, больше всего поражаешься полному отсутствию какой бы то ни было мебели. Вы видите лишь обнаженное дерево опорных столбов и стропил, потолок из выструганных досок, решетчатые переплеты седзи, рисовая бумага которых мягко рассеивает пробивающийся снаружи свет. Под разутой ногой слегка пружинят татами — жесткие, пальца в три толщиной маты из простеганных соломенных циновок. Пол, составленный из этих золотистых прямоугольников, совершенно пуст. Пусты и стены. Нигде никаких украшений, за исключением ниши, где висит свиток с картиной или каллиграфически написанным стихотворением, а под ним поставлена ваза с цветами: икебана.

Бесспорно одно: традиционный японский дом во многом предвосхитил новинки современной архитектуры. Каркасная основа, раздвижные стены лишь недавно получили признание строителей, в то время как съемные перегородки и заменяемые полы еще удел будущего.

Японский дом рассчитан на лето. Его внутренние помещения действительно хорошо вентилируются во время влажной жары. Однако достоинство традиционного японского жилища обращается в свою противоположность, когда его столь же отчаянно продувает зимой. А холода здесь дают о себе знать от ноября до марта. Японцы словно бы смирились с тем, что зимой в доме всегда холодно. Они довольствуются тем, чтобы согреть себе руки или ноги, не помышляя отопить само помещение. Можно сказать, что в традиции японского жилища нет отопления, а есть обогревание.

Лишь своей кожей почувствовав в японском доме, чем оборачивается его близость к природе в зимние дни, по-настоящему осознаешь значение японской бани — фуро: это главный вид самоотопления. В повседневной жизни каждого японца, независимо от его положения и достатка, нет большей радости, чем нежиться в глубоком деревянном чане, наполненном немыслимо горячей водой. Зимой это единственная возможность по-настоящему согреться. Залезать в фуро нужно, предварительно вымывшись из шайки, как в русской бане, и тщательно сполоснувшись. Лишь после этого японцы погружаются по шею в горячую воду, подтягивают колени к подбородку и блаженствуют в этой позе как можно дольше, распаривая тело до малиновой красноты.

Зимой после такой бани целый вечер не чувствуешь сквозняка, от которого колышется даже картина на стене. Летом она приносит облегчение от изнурительной влажной жары. Японец привык нежиться в фуро если не ежедневно, то во всяком случае через день. Напасти столько горячей воды на каждого человека было бы недоступной роскошью для большинства семей. Отсюда и обычай мыться из шайки, чтобы чан оставался чистым для всей семьи. В деревнях соседки топят фуро по очереди, чтобы сэкономить на дровах и воде. По той же причине в городах доныне широко распространены общественные бани. Они традиционно служат главным местом общения. Обменявшись новостями и набравшись тепла, соседи расходятся по своим нетопленым жилищам.

В летнее время, когда в Японии очень жарко и влажно, стены раздвигаются, чтобы дом проветривался. Зимой же, когда становится холоднее, стены сдвигаются так, чтобы создать небольшие внутренние комнаты, которые легко обогревать жаровнями.

Пол традиционного японского дома покрывается татами — квадратными соломенными матами. Площадь одного татами — около 1,5 кв. м. Площадь комнаты измеряется количеством помещающихся в ней татами. Периодически татами чистят и заменяют.

Чтобы не пачкать пол, в традиционных японских домах не носят обуви — только белые носки- таби. Обувь же оставляют при входе в дом на специальной приступочке — гэнкан (она делается ниже уровня пола).

Спят в традиционных японских домах на матрацах — футонах, которые утром убирают в шкаф — оси-ирэ. Также в комплект спальных принадлежностей входит подушка (раньше в качестве таковой часто использовалось небольшое полено) и одеяло.

Едят в таких домах, сидя на футонах. Маленький столик с едой ставится перед каждым из едоков.

В одной из комнат дома обязательно должен быть альков — токонома. В этом углублении помещаются предметы искусства, которые есть в доме (графика, каллиграфия, икэбана), а также принадлежности культа — статуи богов, фотографии умерших родителей и так далее.

Мотивация стиля

Почему японский дом – феномен? Потому что сама его природа идет вразрез с привычным нам понятием жилища. С чего, например, начинается строительство обычного дома? Разумеется, с фундамента, на котором потом возводятся прочные стены и надежная кровля. В японском доме все делается наоборот. Конечно, он начинается не с крыши, но и фундамента как такового у него тоже нет.

При строительстве традиционного японского дома учитываются факторы возможного землетрясения, жаркого и крайне влажного лета. Поэтому в основе своей он представляет конструкцию из деревянных колонн и крыши. Широкая крыша защищает от палящего солнца, а простота и легкость сооружения позволяет в случае разрушения быстро собрать пострадавший дом заново. Стены в японском доме – это лишь заполнение промежутков между колоннами. Обычно лишь одна из четырех стен – константная, остальные состоят из передвижных панелей различной плотности и фактуры, которые играют роль стен, дверей и окон. Да, в классическом японском доме привычных нам окон тоже нет!

Внешние стены дома заменяют сёдзи – это деревянные или бамбуковые каркасы из тонких реек, собранных наподобие решетки. Промежутки между рейками раньше оклеивались плотной бумагой (чаще всего рисовой), частично обивались деревом. Со временем стали использоваться более технологичные материалы и стекло. Тонкие стены двигаются на специальных шарнирах и могут служить дверьми и окнами. В жаркое время дня сёдзи вообще можно снять, и дом получит естественную вентиляцию.

Межкомнатные стены японского дома еще более условны. Их заменяют фусумы – легкие деревянные рамы, оклеенные с двух сторон плотной бумагой. Они разделяют жилище на отдельные помещения, а при надобности раздвигаются или снимаются, образуя единое большое пространство. Кроме того, внутренние помещения разделяются ширмами или занавесями. Подобная «мобильность» японского дома дает его обитателям неограниченные возможности в планировке – по потребностям и по обстоятельствам.

Пол в японском доме традиционно делается из дерева и поднимается над землей не менее чем на 50 см. Это обеспечивает некоторую вентиляцию снизу. Дерево меньше нагревается в жару и дольше охлаждается зимой, к тому же при землетрясении оно безопаснее, чем, например, каменная кладка.

У европейского человека, попадающего в японское жилище, возникает ощущение, что это лишь декорации для театральной постановки. Как можно жить в доме, у которого практически бумажные стены? А как же «мой дом – моя крепость»? Какую дверь закрывать на засов? На какие окна вешать занавески? И к какой стене поставить массивный шкаф?

В японском доме придется забыть о стереотипах и попробовать мыслить другими категориями. Ибо для японца важна не «каменная» защита от окружающего мира, а гармония внутреннего.

Внутренний мир

В какой-то степени дом, в котором мы живем, отражает наш характер, видение мира, стремления. Атмосфера внутри дома для японцев – едва ли не главное. В интерьере они предпочитают минимализм, позволяющий не перегружать пространство и энергетику дома. Всё крайне функционально, компактно и легко.

Попадая в дом, вы должны разуться до носков. В японской традиции носки белые, ибо в доме всегда царит идеальная чистота. Впрочем, поддерживать ее не так уж и сложно: пол выстлан татами – плотными матами из рисовой соломы, обтянутыми травой игуса – болотного тростника.

Мебели в доме практически нет. Та, что есть, доведена в своих размерах до минимума. Вместо громоздких шкафов – встроенные шкафы с раздвижными дверями, повторяющими фактуру стен. Вместо стульев – подушки. Едят обычно за низкими переносными столиками. Вместо диванов и кроватей – футоны (матрасы, наполненные прессованным хлопком). Сразу после пробуждения их убирают в специальные ниши в стенах или во встроенные шкафы, освобождая пространство для жизни.

Японцы буквально помешаны на чистоте и гигиене. На границе санитарных зон дома – ванной и туалета – ставятся специальные тапочки, которые носят только в этих помещениях. Стоит признать, что при отсутствии лишней мебели, ненужных безделушек и нефункциональных предметов пыли и грязи просто негде скапливаться, и уборка дома сводится к минимуму. В классическом японском доме все рассчитано на «человека сидящего». Причем сидящего на полу. В этом можно увидеть стремление быть ближе к природе, к земле, к естественному – без посредников.

Свет – это еще один японский культ. В дом, где и внешние, и внутренние стены сделаны из полупрозрачных материалов, проникает достаточно много естественного света, даже если все сёдзи закрыты. Их решетчатые каркасы создают особый световой орнамент. Главное требование к свету в японском жилище – чтобы он был мягким, неярким. Традиционные абажуры из рисовой бумаги рассеивают искусственный свет. Он как бы пронизывает сам воздух, не обращая на себя внимания, не отвлекая.

Чистое пространство и покой – вот, что должен обеспечивать обитателю японского дома его интерьер. Если мы можем заставить свои комнаты цветами, вазами, сувенирами и со временем даже перестаем замечать эти вещи, то японцы делают во внутреннем убранстве помещений лишь один акцент (картина, икебана, нэцке), который будет радовать глаз и задавать атмосферу. Поэтому в каждом доме существует стенная ниша – токонама, где аккуратный японец поместит самое красивое или ценное, что у него есть.

Японский стиль

Конечно, время и технический прогресс изменили жизненный уклад и устройство жилища в Японии. Классические в полном понимании этого слова японские дома сейчас остались лишь в сельской местности. Но каждый японец старается сохранить в своем жилище дух национальных традиций. Практически в любой японской квартире, даже в самом современном и «европейском» многоквартирном доме, есть хотя бы одна комната в традиционном стиле. И это не дань моде, а нечто естественное и логичное, без чего японец не может представить свой дом.

Стиль минимализма преобладает и в европеизированном японском жилье – он как нельзя лучше соответствует условиям дефицита и дороговизны квадратных метров, перегруженной стрессами жизни мегаполисов. Отношение к своему пространству, к жилой территории в перенаселенной Японии трепетное, ведь из семи тысяч островов под японским флагом лишь 25% земли пригодно для проживания.

Японский дизайн интерьеров за многие века не утратил актуальности, и это подтверждается его популярностью во всем мире. Из Японии пришла мода на перепланировки квартир с расширением зоны отдыха за счет сноса ненужных стен и дверей, тенденция условного разделения пространства ширмами, этажерками, рисунком пола или рельефом потолка.

После эры ДСП, пластика и ядовитых красителей мир вернулся к целебным свойствам дышащего дерева, теплу натуральных мате риалов и естественным цветам – к тому, от чего никогда не уходили японские традиции обустройства дома. Главное в японском интерьере (как классическом, так и в современном) – это компактность, удобство и экологическая чистота. Передвижные стены, строгий декор, загадочные икебаны – во всем этом есть непостижимое для современного потребительского сознания стремление сделать простое многофункциональным и при этом еще более простым. Эдакий минимализм материального мира, оставляющий пространство для созерцания, размышления, любования духовным.

По большому счету, для японца не существует деления его существования на внутренний и внешний мир. Есть единое целое, неделимое ни стенами, ни понятиями. Дом для японца – часть природы, ее продолжение, поэтому он должен иметь схожую с природой энергетику и ауру. И это обеспечит естественную гармонию жизни его обитателей.

Современное жилье в Японии

Средний размер дома/квартиры в Японии — 5 комнат. Это три спальни, гостиная и кухня/столовая. Жилая площадь такого дома — около 90 кв. м. Для частных домов это, соответственно, 6 комнат и около 120 кв. м жилплощади. В Токио, где цены на жилье существенно выше, квартиры и дома меньше в среднем на одну комнату.

Абсолютное большинство японских детей имеет собственную комнату (для каждого ребенка).

В современных японских домах практически всегда есть, как минимум, одна комната в традиционном стиле. Остальные же комнаты обычно делаются в европейском стиле, с деревянными полами, коврами, кроватями, столами, стульями и так далее.

В современных японских домах ходить в таби холодно (пол не обогревается), поэтому японцы носят тапочки. Для туалета есть специальные тапочки, чтобы не разносить грязь. Вообще, японцы очень скрупулезно относятся к личной и домашней гигиене.

В японских ваннах и банях не принято мыться. Они предназначены для того, чтобы расслабиться в горячей воде после трудного дня. Залезать в ванную и идти в баню принято только после предварительного мытья под душем. Обычно по вечерам ванну принимает вся семья, причем в одной воде — она в Японии весьма дорогая. Обычно вода в ванне нагревается до 40°.

В целом японское жилье хуже и дороже, чем в большинстве европейских стран и Америке. Многие современные японские дома дизайном и качеством постройки напоминают хрущевские пятиэтажки, а по уровню удобств могут даже быть хуже их.

Около 60% японцев живут в собственных домах. Остальные либо снимают жилплощадь, либо живут в домах, которые им предоставляет фирма, в которой они работают, или правительство. Есть, разумеется, и бездомные, но их не так много.

Большая часть частных домов находится в пригородах крупных городов или в сельской местности. Чтобы добраться до работы, японцы ездят на электричках.

Основное средство передвижения в больших городах — общественный японский транспорт (метро и автобусы). Тем не менее, двое из каждых трех японцев имеют водительские права и собственную автомашину. Права на вождение мотоцикла можно получить с 16 лет, автомобиля — с 18 лет. Между городами японцы предпочитают перемещаться по железной дороге системы скоростных поездов — Синкансэн.

Домашний адрес

Большая часть улиц в Японии не имеет названий. Адрес дома в таких случаях указывается описательно («третий дом от развилки после супермаркета») или в соответствии с нумерацией внутри квартала. Нумеруются дома по порядку постройки, так что проблема ориентирования в городе и нахождения нужного здания стоит очень остро. В современные автомашины для этого ставят специальные спутниковые навигационные системы.

Можно утверждать, что японская строительная индустрия, особенно жилищное строительство, начинает постепенно дистанцироваться от старых, поистине дедовских методов, когда нанимаемая бригада плотников воздвигала традиционный дом в национальном стиле, ориентируясь на индивидуальные пожелания заказчика. Теперь чаще всего переговоры с заказчиком начинаются с просмотра стандартных моделей дома, различающихся между собой лишь деталями отделки и интерьера.

Более 15 процентов новых домов возводится ныне из стандартных блоков и деталей, изготовляемых поточным способом на стройкомбинатах. Объем производства на таких комбинатах растёт год от года, не исключая возможностей индивидуального строительства, японские строители все настойчивее переходят к более дешевым поточным методам стандартизованного возведения домов. © kanzendo.ru

> Галерея фотографий – Японские интерьеры / Интерьеры в японском стиле

Похожие записи на сайте miuki.info:

Минка – традиционный японский дом

Современная Япония уже давно не та, что была ещё столетие назад. Стремительное развитие промышленности значительно изменило и весь быт и уклад японского общества. Вот уже и минка – традиционный японский дом, ушёл в прошлое, оставшись только в виде музеев.

Традиционно в Японии минка – это жилище крестьян и ремесленников. То есть, это жилище не очень богатой части японского общества. А когда нет денег, то из чего строить своё жильё? Понятно, что из подручных материалов, которые можно было добыть поблизости.

Климат Японии, находящейся на островах, довольно мягкий. Влияние муссонов делает его тёплым и влажным. Исключение составляет лишь остров Хоккайдо, самый северный из четырёх крупнейших островов японского архипелага. На нём зимой выпадает снег и иногда лежит довольно продолжительное время.

Минка – традиционный японский дом, фото № 1

В центральной и южной Японии температура даже зимой очень редко бывает ниже нуля. А снег, если и выпадает, то тут же тает. Летом же температура достигает 28 – 30 градусов по Цельсию. В сочетании с высокой влажностью бывает довольно душно.

Вот в таких условиях и появился минка. Он отвечал всем перечисленным требованиям основного жителя Японии – крестьянина и ремесленника. Зимой не очень холодно — не нужно сильно обогревать. Летом душно – нужно часто проветривать.

Минка – традиционный японский дом, фото № 2

Как устроено японское жилище – минка

Основной материал и каркас дома изготовлен из дерева. Япония гористая страна и склоны гор часто покрыты лесами. Практически горы занимают большую часть территории Японии. Людям для жилья досталось лишь побережье и долины рек.

Стены домов минка представляют из себя по сути лёгкий каркас. Между установленными вертикально стволами деревьев или брусками пространство заполняется весьма условно. Глухие стены занимают лишь незначительную их поверхность. Они часто заполнены сплетёнными ветками, камышом, бамбуком, травой и обмазаны глиной.

Минка – традиционный японский дом, фото № 3

Большая же часть стен представляет собой открытое пространство, которое может быть закрыто раздвижными или снимающимися панелями. Получается, что в летнее время японцы живут на открытой природе. В то же время нам, жителям более суровых климатических зон, кажется весьма странным жить практически без стен.

Пол в основной части дома делался приподнятым над почвой примерно на половину метра. Это нужно для того, чтобы проветривать его, спасая от гниения. Поскольку дом строится без фундамента, то может быть и подтоплен талыми или дождевыми водами если будет слишком близко к земле.

Внутри основная часть японского дома вообще не разделена на комнаты. Это одно большое помещение. Которое, впрочем можно разделить на различные зоны теми же передвижными перегородками или ширмами. В японском доме почти нет мебели. Скажите пожалуйста, куда её ставить? К стене? Но ведь стен-то как таковых нет.

Минка – традиционный японский дом, фото № 4

Обедать же усаживались перед маленькими столиками прямо на пол, на который предварительно ложили футоны. Футон – это матрац. На них же и спали ночью. А на день они убирались за ширмы. Передвижные перегородки и ширмы оклеивались рисовой бумагой или шёлком.

А вот еду готовили в отдельной части дома. Здесь не было пола. Вернее он был земляной или глиняный. На нём возводилась глиняная печь. На ней и готовили пищу.

Окон в доме могло вообще не быть. А свет проникал через полупрозрачные ширмы или перегородки. Либо просто через открытую часть стены, если это было лето.

Минка – традиционный японский дом, фото № 5

Дом минка и его значение для Японии

Жизнь в традиционном японском доме минка — это своеобразная философия единения с природой. По сути люди, жившие в таком жилище, жили на природе, лишь слегка от неё отгородившись.

Многие традиции того времени благополучно перекочевали в современное японское общество полностью. Другие, лишь слегка изменились. Это и открытость характера. Минимализм в интерьере, многофункциональность большинства вещей. Маленькие столики и подушки вместо стульев и другие особенности, присущие лишь японцам.

Минка – традиционный японский деревенский дом, хоть и ушёл в прошлое физически, остался в японской душе и традициях.

стиль, интерьер и технологий возведения восточного каркасника

В основе индивидуального жилого строительства в Японии лежат принципы минимализма (почти аскетизма), близости к природе. Они неизменны на протяжении многих веков, в отличие от технологии возведения домов. В традиционные решения вносят коррективы современные технологии и условия жизни.

Классическая минка

Классическая минка

Традиционный японский дом

Традиционный японский дом (минка) на территории нынешней Японии представлен лишь несколькими музеями. Однако эти постройки, хоть и ушли в прошлое фактически, являются неотъемлемой частью архитектуры и культуры этой страны.

Экскурс в историю японских домов

Традиционные дома – это простые одно- или двухэтажные каркасные постройки из древесины, бумаги, соломы, глины, бамбука. Чем выше был статус жителя страны, тем дороже использовали материалы, тем ярче был украшен фасад. Именно элементы богатых домов и храмов делают японский стиль в архитектуре узнаваемым.

Технология каркасного строительства издавна применялась в сейсмоопасной Японии. Возведенные по ней здания отличались повышенной устойчивостью, давали шанс на выживание при обрушении, их можно было быстро восстановить.

Архитектура японского дома

Архитектура японского дома

На архитектурные особенности японского каркасника повлияли и климатические условия страны. На большинстве островов Японского архипелага зима довольно мягкая. Наряду с идеей о близости к природе, это определило конструкцию стен.

В традиционных японских домиках была лишь одна глухая стена, где пространство между опорами заполняли травой, замазывали глиной. Остальные представляли собой раздвижные или съемные панели из легкого деревянного каркаса, обтянутого рисовой бумагой. От их снятия не страдал каркас, не нарушалась целостность строения. При этом дом хорошо освещался солнцем, стиралась граница между ним и природой.

Двускатная крыша в японском стиле

Двускатная крыша в японском стиле

Конструктивные особенности домов

Японские каркасники, которые строили десятилетия и века назад, сильно отличались от современных домов. Для них были характерны следующие черты:

  • Каркас дома – система опор и балок, соединенных без гвоздей. Вместо них использовали сложную технологию врубки брусьев, бревен.
  • Центр строения – устойчивый к подземным толчкам столб.
  • Крыша двух- или четырехскатная. Выступает за наружные стены на расстояние до одного метра. Это защищает фасад от воздействия осадков и солнечного света.
  • Поднятый на полметра от земли уровень пола. Это делали для того, чтобы обеспечить вентиляцию нижнего яруса строения, сохранить тепло в холодное время года. Для японцев, спящих на матрасе вместо обычной кровати, это важно.

Крыша в японском стиле

Крыша в японском стиле

Традиционные японские дома намного опередили свое время. Базовые идеи их строительства положены в основу современных каркасных технологий. Одна из них закономерно носит название “японская”.

Интерьер традиционного дома

В традиционных домах Японии не было четкого разделения на комнаты. Максимально свободное, открытое пространство можно было трансформировать по своему желанию с помощью легких ширм фусума. Так, большую комнату, где днем принимали гостей, вечером с помощью ширм разделяли на спальню и рабочий кабинет.

Минимализм в интерьере

Минимализм в интерьере

При такой мобильности речь о габаритной, тяжелой мебели не шла. Вместо шкафов для хранения одежды и предметов быта использовали:

  • ниши, замаскированные все теми же ширмами;
  • корзины;
  • сундуки;
  • плетеные короба;
  • низкие шкафы с ящиками.

Спальным местом служил матрас футон, а полы застилали жесткими соломенными матами – татами.

Столовая, кухня, хозяйственные помещения оборудовали в непосредственной близости от большой глиняной печи.

Отделочными материалами служили: плотная белая бумага, деревянные доски, штукатурка. Полумрак комнат слегка разбавлял светильник в бумажном абажуре, который называется окиандон.

Современный японский дом

Современные японские дома в секторе индивидуального жилья также возводят по каркасным технологиям. Однако на их внешний вид влияют модные тенденции и использование новейших фасадных материалов.

Японский домик для дачи

Японский домик для дачи

Каркасное строительство по-японски

Современный дом японца почти всегда выглядит как европейский. Но узнать его можно по лаконичной, гладкой поверхности наружных стен; обилию пропускающего свет стекла; четким геометрическим формам.

Характерную идею близости к природе воплощают в виде террас и балконов со стеклянным парапетом.

Каркасный дом в японском стиле

Каркасный дом в японском стиле

В строительстве современных каркасных домов в Японии можно выделить следующие особенности:

  • Фундамент – монолитная “утепленная шведская плита”, которая в общем виде представляет собой “пирог” из утеплителя и слоя бетона на нем.
  • Пол, как и в традиционном доме, поднят над уровнем земли. Только теперь это делают, монтируя на фундаментной плите бетонные “ребра” высотой 50 см.
  • Наружные стены утепляют напыляемым пенополиуретаном.
  • Централизованное отопление на самых теплых островах, как и в традиционных строениях, отсутствует. Его заменяют инфракрасные панели, электро- и газовые нагреватели.

Архитектура в японском стиле

Архитектура в японском стиле

Красивый дом в японском стиле сегодня – это уникальное хитросплетение традиций и результатов научно-технического прогресса.

Эволюция интерьера – что изменилось

В последние 30-40 лет образ жизни японцев изменился. Изменился и интерьер жилых домов. Он стал более европейским. В связи с этим:

  • Сократилась площадь помещений для хозяйственных нужд.
  • Комнаты стали личным пространством с четко определенным функциональным назначением.
  • Появилась высокая мебель на ножках.
  • Комнаты разделились на “западные” (в центре дома) и “японскую” (в глубине строения), где интерьер выдерживают строго в традиционном стиле.
  • Татами заменяют современным напольным покрытиям, так как они не выдерживают нагрузки от мебели на ножках.
  • Темная древесина в интерьере уступает место светлой, а штукатурка – обоям с аналогичной фактурой.

Японский дом в современном исполнении

Японский дом в современном исполнении

В интерьере японского дома все также главенствует принцип минимализма, экологичности и близости к природе.

Построить жилой дом или оформить его комнаты в классическом японском стиле можно, если вы родились в Японии и вам не чужда культура этой страны. В противном случае стилизуйте максимально открытое пространство с помощью акцентных деталей – от декора до мебели.

Видео: традиционный японский домик

Закладка Постоянная ссылка.

Японские традиции. Деревянные дома в Стране восходящего солнца…: edo_tokyo — LiveJournal

edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo
Categories: Что мы знаем о современной Японии? Страна, в которой технический прогресс стал, кажется, «искусством ради искусства». Япония так часто удивляет мир новинками электроники, механики и робототехники, что мир, устав удивляться, принимает это как само собой разумеющееся. Страна, в которой как нигде бережно хранится каждая крупица культурно-исторического наследия. Показательно: японская монархия — старейшая непрерывная монархия в мире, династия насчитывает уже 900 лет. Но еще показательнее то, что у японцев две слоговые азбуки, одна из которых используется для записи исконно японских слов, а вторая — для слов «пришлых», имеющих западное происхождение.

Тот же симбиоз традиций и современности порождает причудливую архитектуру японских островов. Современная столица Японии — Токио — поражает воображение гостей футуристическими сооружениями. В то же самое время в древней столице — Киото — по прежнему радуют глаз старинные пагоды, чайные домики, храмы и традиционные японские деревянные дома. Более того – здесь запрещено строить здания выше десяти этажей — именно столько насчитывает самая высокая пагода Киото.

Особенности жилых домов в Японии обусловлены, в первую очередь, теми принципами, которые проповедуют традиционные религии. Синтоизм, как и любое многобожие, поддерживает тесную связь общества с природой. А буддизм — вторая официальная религия Японии — воспитывает созерцательность. Архитектура здесь, в полном соответствии с этими принципами, становится продолжением природных условий: натуральные материалы, природные цвета, в декорировании — соответствие естественным природным циклам. И, разумеется, традиционные японские дома – это деревянные дома, которые всегда строились без применения гвоздей, скрепляясь исключительно комбинацией паза и выступа.

Выбор древесины как основного строительного материала здесь более чем не случаен. Камень для возведения домов и храмов использовался крайне редко. Причина здесь не только в том, что на японских островах всегда было много леса, но и в сложных природных условиях. Во-первых, каменные постройки требуют больших затрат времени и сил. Во-вторых, в каменных домах слишком сложно поддерживать нужную температуру — в них всегда очень холодно зимой и слишком жарко летом. А кроме того, каменные дома легко разрушались при землетрясениях, которые в Японии более чем часты. В то время как деревянные дома, благодаря подвижности соединений, были гораздо более сейсмоустойчивы.

Кстати, вот еще один прекрасный пример разумного сочетания традиций и технологий: древний принцип возведения традиционных деревянных домов — принцип «центрального столба» — современные японские архитекторы используют в строительстве небоскребов из стекла и бетона. Принцип этот заключается в том, что располагающийся в центре здания столб, жестко закрепленный в земле, принимает и «гасит» подземные толчки, не позволяя разрушаться стенам и перекрытиям. В конструкции современных японских высотных зданий этот принцип воплощен четырьмя жесткими опорными балками, которые соединяются с каркасом металлическими гибкими пластинами. Принцип работает: ни одного крупного повреждения от сейсмической активности в таких зданиях зарегистрировано пока не было.

Деревянные дома — наиболее традиционный в Японии вид построек (редкая, заметим, сфера, в которой японцы не проявили оригинальности). Конечно, жилище простого крестьянина и резиденции богатых феодалов весьма различались, но в основном размером и убранством. Принципы же, по которым строились деревянные дома, были одни и те же.
Ствол всегда обрабатывался по минимуму: с него лишь снималась кора и вырубались пазы и чашки. Ведь в стволе дерева, согласно религии японцев, живет дух, которого не стоит слишком тревожить. И тогда сей древесный дух-хранитель будет защищать хозяев дома многие поколения. По этой же причине дома практически никогда не окрашивались. Впрочем, внутренние конструкции, как правило, полируются, а вот внешние, в полном соответствии принципам взаимодействия с природой, предоставляют обрабатывать времени и природным явлениям. Исключения в данном случае составляют постройки религиозного и общественного назначения – пагоды и храмы, которые, как правило, окрашивались в яркие жизнерадостные цвета, среди которых главенствовали желтый и красный.

Кровля традиционного японского деревянного дома сильно, иногда более чем на метр выступает за стены, защищая дом от дождя, снега или палящего летнего солнца, но не препятствуя деликатным рассветным или закатным лучам освещать жилище утром и вечером. Крыша, в соответствии с теми же принципами единения с природой, чаще всего крылась соломой, особенно если речь шла о крестьянских домах. Также широкое распространение получила черепица, но она тяжелая, легкие японские деревянные дома с трудом держали такую крышу, поэтому в последнее время стали популярны крыши из легкой неокрашенной жести.

Крепкие надежные стены здесь уступают место легким сёдзи — рамам, оклеенным специальной полупрозрачной рисовой бумагой. Каждая из них легко скользит в своем пазу, благодаря чему их можно сдвинуть в одну сторону или вовсе вынуть.Такая «стена», конечно, совсем не предохраняет от холода и дождя, но японцы нашли выход: в плохую погоду они устанавливают перед сёдзи плотно прилегающие друг к другу деревянные щиты, которые запираются на засов. Не имеют традиционные японские деревянные дома и внутренних стен, они также заменяются функциональными перегородками, позволяющими менять внутреннее пространство по желанию хозяев: разделить его на множество мелких комнат, или, напротив, превратить в одно большое помещение. Пол традиционного японского дома покрывается татами — соломенными квадратными матами. Татами имеют всегда одинаковый размер, и именно их количеством определяется площадь помещения.

Благодаря тонким «бумажным» стенам, японские деревянные дома отличаются обилием мягкого рассеянного естественного света. Игра света и тени, которую создают ширмами и необычными светильниками, рождает особый «узор» комнаты и задает атмосферу. Главный принцип дизайна японского дома — лаконичность. Мебель в доме практически отсутствует, а та, что есть – не бросается в глаза. Вместо привычных для европейца громоздких шкафов — встроенные шкафы с раздвижными дверями, вместо стульев – подушки, вместо кроватей – матрасы, которые сразу же после пробуждения убираются в стенные ниши. Все это касается, конечно, исключительно традиционного убранства японского дома.

Как уже говорилось, каменная архитектура в Японии — большая редкость. Деревянные дома в Стране восходящего солнца существуют и сегодня, в основном, в сельской местности. Но в городах, как это ни печально, традиционные деревянные дома сегодня отмирают – в Японии это очень дорогое удовольствие. В городах с историей в основном практикуется малоэтажное строительство, строительство коттеджей, а проектирование индивидуальных домов и строительство деревянных домов из бруса под ключ в связи с постоянной нехваткой территорий под застройки могут позволить себе только очень состоятельные люди. Внутреннее обустройство жилища так же в последнее время изменяется. Это, разумеется, очень функционально и практично, но, увы – очень скучно.

Хотя в современной Японии и сейчас в домах есть одна или несколько комнат в японском стиле. Такие комнаты называются «васицу». Отличительной чертой японского стиля в интерьере является утонченность, гармония геометрических форм и лаконичность бытовой обстановки. Начиная со второй половины XX века и по сей день в мире особенно сильно ощущается японское влияние на строительство, архитектуру и дизайн. Японский стиль – один из самых востребованных этностилей.

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq