Мозаика из камней для уникального дизайна сада: идеи, процесс создания

Мечтаете создать уникальный сад? Выложите на участке мозаику! Над каждым камешком потрудилась искусница природа, тщательно подбирая форму, цвет и размер. Теперь настала ваша очередь фантазировать — принимайте эстафету!

Однотонные, полосатые или в крапинку, длинные и тонкие, толстые и круглые или плоские, как монета, — природа расстаралась, придавая неповторимую форму каждому камешку. И она же проверила их на прочность: бушующие морские волны или бурные потоки рек когда-то оторвали угловатые валуны и долго терли их друг о друга, шлифуя, как лучший в мире ювелир. Только после длительной и тщательной огранки водной стихией галька с идеально гладкой поверхностью появляется на берегу реки или моря. Лишь самые стойкие каменные «бойцы» достойно выдерживают испытание! 

Садовый уголок у основания склона оформлен с большой фантазией

Выносливость, долговечность и разнообразие делают гравий идеальным материалом для создания потрясающих мозаичных композиций. Камешки разных оттенков, размеров и форм — отличная основа для креативных узоров или целых картин. Даже просто укладка одинаковых по цвету и габаритам камней вдоль или поперек узора выглядит как произведение искусства. Сам процесс создания мозаики очень увлекателен, но требует терпения, фантазии и времени. Вам этого не занимать? Тогда за дело!

Как сделать мозаику

Для того чтобы мозаика сохранилась на долгие годы, важно позаботиться о надежной основе. Снимите верхний плодородный слой почвы. Минимальная глубина — 25 см (соответственно, для проезжей части она должна быть больше). 
Для того чтобы мозаика сохранилась на долгие годы, важно позаботиться о надежной основе.
  1. Для устойчивости настилу нужен бордюр (например, из брусчатки или валунов). Если узорчатое покрытие будет подвергаться повышенной нагрузке, окантовку устанавливают на цементный раствор.
  2. Насыпьте в траншею несущий слой из щебня (толщиной около 15 см) и хорошенько утрамбуйте.
  3. Засыпьте щебень 10-сантиметровым слоем сухой смеси песка и цемента и аккуратно вдавите в него камешки. И не забудьте обильно полить!

Рекомендуем сначала выложить узор на песке, воспользовавшись разными шаблонами, и только затем перенести мотив на «подушку» из раствора. Уверены, что у вас глаз-алмаз? Делайте чудо-мозаику без прикидок! Для «пробы пера» лучше выбрать небольшую площадку и простой мотив. Выложите камешки 
на сухую смесь песка с цементом
. Поверх готовой мозаики положите доску и надавите — чтобы настил получился ровным. Если нужно — подсыпьте песчано-цементную смесь: камешки должны выступать из основы приблизительно на 5 см. Затем аккуратно полейте свой шедевр водой из распылителя. На поверхность изделия можно ступать уже после застывания смеси, однако на ближайшие две недели желательно прикрыть мозаику тентом для защиты от солнца и дождя. Дерзайте!

Рядом с каменными белыми цветками струятся ленты красного, коричневого, бежевого, серого и черного гравия. Такой причудливый рисунок придает садовому пейзажу изящество и изысканность.

Рядом с каменными белыми цветками струятся ленты красного, коричневого, бежевого, серого и черного гравия. Такой причудливый рисунок придает садовому пейзажу изящество и изысканность.

Необычность этой площадке, вымощенной брусчаткой, придают интересные вставки из белого гравия. Такие вкрапления можно использовать также для эффектного оформления настила террасы из плит.

Необычность этой площадке, вымощенной брусчаткой, придают интересные вставки из белого гравия. Такие вкрапления можно использовать также для эффектного оформления настила террасы из плит.

Шаг за шагом идем к цели

Для начала сделайте отдельные шаговые плиты (как на картинке ниже). Формой для «выпекания» таких гравийных «блинчиков» послужит большой поддон для горшков.

Шаг за шагом идем к цели: для начала сделайте отдельные шаговые плиты.

1. Для изготовления шаговых плит вам понадобится цементный раствор. Песчано-цементную смесь разведите водой и заполните ею гнущуюся форму слоем толщиной около 5 см. Разровняйте поверхность.

Для изготовления шаговых плит вам понадобится цементный раствор. Песчано-цементную смесь разведите водой и заполните ею гнущуюся форму слоем толщиной около 5 см. Разровняйте поверхность

2. Узор можно придумать спонтанно или заранее потренироваться в его «сочинении». Чтобы камни хорошо держались, вдавливайте их на ребро, а не плоскими сторонами.

Узор можно придумать спонтанно или заранее потренироваться в его сочинении. Чтобы камни хорошо держались, вдавливайте их на ребро, а не плоскими сторонами.

3. Пока конструкция сохнет, защитите ее от прямых солнечных лучей. Подождите как минимум 24 часа, прежде чем извлекать плиту из формы. Остатки раствора на камнях можно стереть щеткой или смыть.

Пока конструкция сохнет, защитите ее от прямых солнечных лучей. Подождите как минимум 24 часа, прежде чем извлекать плиту из формы.

Учтите, что полностью раствор застывает только через 14 дней, и не подвергайте плиту лишним нагрузкам.

Учтите, что полностью раствор застывает только через 14 дней, и не подвергайте плиту лишним нагрузкам.

Камешки уже ждут своего часа. Лучше всего для творчества подходят продолговатые широкие экземпляры, в идеале — разнообразной расцветки и формы.

Камешки уже ждут своего часа. Лучше всего для творчества подходят продолговатые широкие экземпляры, в идеале — разнообразной расцветки и формы.

Для сложного узора необходим большой запас камней всевозможных цветов и оттенков. Мозаику на фото внизу дополняют самоцветы из стекла — из них выложены блестящие крылышки каменных насекомых.

Мозаику дополняют самоцветы из стекла - из них выложены блестящие крылышки каменных насекомых.

Пустоты между плитами или незамощенная территория — идеальный «полигон» для гравийной мозаики, которая может принимать любую форму. «Оправа» из брусчатки не позволит камням сдвигаться.

Пустоты между плитами или незамощенная территория - идеальный полигон для гравийной мозаики, которая может принимать любую форму.

Два прекрасно сочетающихся материала — черепки и элементы из морозостойкой керамики — составят эффектный контраст небольшим округлым булыжникам землистого и сероватого цветов.

Два прекрасно сочетающихся материала — черепки и элементы из морозостойкой керамики — составят эффектный контраст небольшим округлым булыжникам землистого и сероватого цветов.

Желаем вам ярких «мозаичных» идей и приятного творчества!

Как сделать мозаику из камня своими руками


мозаика своими руками

Если вы ищете проект, отличающийся кардинально от того, что когда-либо видели, выберите эту уникальную мозаику из гальки. Материалы для постройки мозаики довольно просты: плоские камешки, щебень, бетонная смесь.

Вот простой способ создать мозаику на собственном дворе. Вы можете создавать собственные проекты.


8 Самых лучших шаблонов для мозаики можно посмотреть здесь.

Сроки проекта

Пятница: Сортировать камни и выложить узор

Суббота: Выкладываем узор «на месте» и даем бетонной смеси затвердеть

Воскресенье: Затираем камни

Чтобы вы понимали, что в итоге должно получится, я выкладываю фото результатов.

мозаика своими руками

1. Подготовка и сортировка камней

Выложите камни рядом с проектной территорией. Промойте грязь и песок, а затем отсортируйте камни аналогичного цвета и размера в кучи или ведра.

мозаика своими руками

2. Выложите мозаику

Положите песок глубиной 9 см в песочнице из фанеры или пластикового брезента или пленки. Положите камни вертикально друг с другом так, как они должны будут стоять. Камни должны быть плотно друг с другом параллельно, соприкасаясь в центре. Не собирайте все камни параллельно, иногда меняйте их направление.  (На фото спираль из двух рядов камней, перпендикулярных друг к другу.) Когда мозаикой вы будете довольны, сфотографируйте ее, запишите размеры, чтобы воспроизвести снова.

мозаика своими руками

3. Подготовка строительной площадки

Мозаика должна быть установлена на уровне или чуть выше, чем окружающая земля, так, чтобы вода не собиралась на ней; примите это во внимание при выборе места. Выкопайте область под мозаику от 18 до 25 см в глубину. (Это позволит обеспечить надлежащее осушение основы и создать достаточное пространство вокруг мозаики, добавить к ней  кайму.) На дно я мы необходимо рассыпать каменную крошку. Затем рассыпать несколько сантиметров песка, а затем 5 см бетонной смеси.

мозаика своими руками

4. Смочите бетонную смесь

Смочите бетонную смесь из лейки или шланга так, чтобы она была не сыпучая, а рыхлая.

мозаика своими руками

5. Отметьте формы мозаики на песке

Для круговой мозаики используйте 2 гвоздя и веревочку. Установите один гвоздь в центр, натяните веревочку и нарисуйте круг в смеси с помощью второго гвоздя. Нарисуйте второй круг на половину радиуса для дополнительного ориентира.

Подсказка: Одного мешка бетонной смеси будет достаточно, чтобы создать мозаику на примерно 10 квадратных метров.

мозаика своими руками

6. Расположение центрального камня

Для того, чтобы сделать мозаику крепче, необходимо закопать первые камни в смеси на треть.  (Позже, когда все камни будут на своих местах, вы можете добавить еще смеси) Установите первый камень на краю в отверстие и пакет конкретных вокруг него, держа его вертикально пальцами. Установите первый камень в бетонной смеси, придерживая его строго вертикально.

мозаика своими руками

7. Кладем камни вокруг центрального камня

Используя лопатку, вырывайте маленькие отверстия рядом с первым камнем от центра продолжайте работу. Опять же используйте пальцы для того, чтобы все камни стояли вертикально.

мозаика своими руками

8. Заполняем шаблон

И так от центра кладем камни наружу. Стыки между камнями должны быть прочными, а камни должны касаться друг друга в своей середине.  (Это позволяет разместить камней одинакового размера рядом друг с другом и представить больше или меньше камней постепенно, так как диктует  ваш шаблон.) Постарайтесь держать высоту камней.

мозаика своими руками

9. Набираем остальные камни

Когда несколько камней будут уложены, ударьте по ним резиновым молотком для регулировки высоты.

Когда мозаика будет завершена, используя камни, кирпичи или другие материалы закончите остальную часть дорожки. Заполните пробелы между камнями бетонной смесью, смочите, накройте брезентом или пластиковым мешком на несколько дней, чтобы бетон насытился и не высох. Пусть пролежит так один день.

10. Закрываем камни остаточной смесью

Раскройте мозаику и убедитесь, что камни сухие. Используя кисть забейте бетонную смесь между камнями так, чтобы осталось не больше трети камней на поверхности.

Совет: Чем больше вы добавите смеси на камни, тем сложнее мозаика будет изнашиваться. В местах с высокой проходимостью, заполняйте швы почти на уровне с верхом камней.

11. Увлажнение смеси

Слегка увлажняйте смесь, пока она не насытится.  (Можно добавить еще смеси, если она сильно усела.) Оставьте ее на 30-60 минут полностью впитаться, не накрывайте и не поливайте, пусть подсохнет. Используя жесткую щетку «постукивайте» по швам, придавая им форму.

12. Пусть мозаика высохнет

Обложите мозаику пластиковым брезентом, чтобы она держала влагу, которую вы ей дали. Оставьте ее на 1-2 дня. Посмотрите  готово ли. Полное высыхание будет через 1-2 недели. После завершения вытрите камни тряпкой, чтобы были чистые от бетона.

Все готово!

Наборы для детского творчества. Мозаика из натуральных камней «ДанилаМастер»

Каменная мозаика «ДанилаМастер».

Набор для самостоятельного завершения мозаичного произведения, начатого художником-профессионалом. Изделия рассчитаны на детей от 8 лет, но представляют интерес для всех возрастов.

Набор содержит необходимые материалы, эскиз, раму и основу мозаики, а так же творческое напутствие художника, что позволяет завершить работу в соавторстве с мастером.

— картонная основа с эскизом и разграничительными рельефными линиями.

— порции разноцветных камней и декоративных элементов + клей.

— инструкция.

— рама из искусственного камня с крепежом на стену.

Наборы для детского творчества. Мозаика из натуральных камней «ДанилаМастер», фото № 1

Каждый набор разработан известным и заслуженным художником (членом Творческого союза художников России или Международного союза художников) имеющим педагогическое образование, что делает продукт полноценным обучающим материалом и позволяет ребёнку лично соприкоснуться с настоящим миром искусства.

Наборы для детского творчества. Мозаика из натуральных камней «ДанилаМастер», фото № 2

Наборы для детского творчества. Мозаика из натуральных камней «ДанилаМастер», фото № 3

Цель набора «Данила-Мастер» в развитии у детей и взрослых интереса к творчеству, знакомстве с алгоритмами создания произведений искусства на уровне лучших художников Нашей Страны.

Наборы для детского творчества. Мозаика из натуральных камней «ДанилаМастер», фото № 4

Наборы для детского творчества. Мозаика из натуральных камней «ДанилаМастер», фото № 5

Использование естественных материалов (природный камень, хрусталь, ракушки и т.п.) продиктовано целью развития здоровой мелкой моторики, внимания к естественной красоте окружающей среды.

Наборы для детского творчества. Мозаика из натуральных камней «ДанилаМастер», фото № 6

Камни имеют округлую форму, что делает их абсолютно безопасными. Клей на спиртовой основе, смывается обычной водой.

Приобрести наборы «ДанилаМастер» можно в Творческой мастерской «КРИНИЦА».

Наборы для детского творчества. Мозаика из натуральных камней «ДанилаМастер», фото № 7

Наборы для детского творчества. Мозаика из натуральных камней «ДанилаМастер», фото № 8

Продажи осуществляются через Интернет с использованием транспортных компаний и почты России

Наборы для детского творчества. Мозаика из натуральных камней «ДанилаМастер», фото № 9

Мозаика из гальки своими руками / Я

Уникальную мозаику из гальки сделать довольно просто. Выбираем материалы для мозаики. Это могут быть плоские камни, щебень, бетонная смесь.
Используя описанную ниже краткую технологию, вы сможете создавать красивую мозаику на собственном участке.
Итак, начнем.
1 этап. Сортируем камни и выкладываем узор
2 этап. Выкладываем узор «на месте» и даем бетонной смеси затвердеть
3 этап. Затираем камни
1. Подготовка и сортировка камней
Выложите камни рядом с проектной территорией. Промойте грязь и песок, а затем отсортируйте камни аналогичного цвета и размера в кучи или ведра.

2. Выкладываем мозаику
Положите песок глубиной 9 см в песочнице из фанеры или пластикового брезента или пленки. Положите камни вертикально друг с другом так, как они должны будут стоять. Камни должны плотно соприкасаться друг с другом. Не собирайте все камни параллельно, иногда меняйте их направление. (На фото спираль из двух рядов камней, перпендикулярных друг к другу.) Когда вы будете довольны мозаикой, сфотографируйте ее, запишите размеры, чтобы воспроизвести снова.

3. Подготовка строительной площадки
Мозаика должна быть установлена на уровне или чуть выше, чем окружающая земля, так, чтобы вода не собиралась на ней; примите это во внимание при выборе места. Выкопайте область под мозаику от 18 до 25 см в глубину. (Это позволит обеспечить надлежащее осушение основы и создать достаточное пространство вокруг мозаики, добавить к ней кайму.) На дно ямы необходимо рассыпать каменную крошку. Затем рассыпать несколько сантиметров песка, а затем 5 см бетонной смеси.

4. Смочите бетонную смесь
Смочите бетонную смесь из лейки или шланга так, чтобы она была не сыпучая, а рыхлая.

5. Отметьте формы мозаики на песке
Для круговой мозаики используйте 2 гвоздя и веревочку. Установите один гвоздь в центр, натяните веревочку и нарисуйте круг в смеси с помощью второго гвоздя. Нарисуйте второй круг на половину радиуса для дополнительного ориентира.
Подсказка: Одного мешка бетонной смеси будет достаточно, чтобы создать мозаику на примерно 10 квадратных метров.

6. Расположение центрального камня
Для того, чтобы сделатьмозаику крепче, необходимо закопать первые камни в смеси на треть. (Позже, когда все камни будут на своих местах, вы можете добавить еще смеси) Установите первый камень на краю в отверстие и пакет конкретных вокруг него, держа его вертикально пальцами. Установите первый камень в бетонной смеси, придерживая его строго вертикально.

7. Кладем камни вокруг центрального камня
Используя лопатку, вырывайте маленькие отверстия рядом с первым камнем от центра продолжайте работу. Опять же используйте пальцы для того, чтобы все камни стояли вертикально.

8. Заполняем шаблон
Так от центра кладем камни наружу. Стыки между камнями должны быть прочными, а камни должны касаться друг друга в своей середине. (Это позволяет разместить камни одинакового размера рядом друг с другом) Постарайтесь держать высоту камней.

9. Набираем остальные камни
Когда несколько камней будут уложены, ударьте по ним резиновым молотком для регулировки высоты.
Когда мозаика будет завершена, используя камни, кирпичи или другие материалы, закончите остальную часть дорожки. Заполните пробелы между камнями бетонной смесью, смочите, накройте брезентом или пластиковым мешком на несколько дней, чтобы бетон насытился и не высох.

10. Закрываем камни остаточной смесью
Раскройте мозаику и убедитесь, что камни сухие. Используя кисть забейте бетонную смесь между камнями так, чтобы осталось не больше трети камней на поверхности.
Совет: Чем больше вы добавите смеси на камни, тем сложнее мозаика будет изнашиваться. В местах с высокой проходимостью, заполняйте швы почти на уровне с верхом камней.

11. Увлажнение смеси
Слегка увлажняйте смесь, пока она не насытится. (Можно добавить еще смеси, если она сильно усела.) Оставьте ее на 30-60 минут полностью впитаться, не накрывайте и не поливайте, пусть подсохнет. Используя жесткую щетку, «постукивайте» по швам, придавая им форму.

12. Пусть мозаика высохнет
Обложите мозаику пластиковым брезентом, чтобы она держала влагу, которую вы ей дали. Оставьте ее на 1-2 дня. Посмотрите, готово ли. Полное высыхание будет через 1-2 недели. После завершения вытрите камни тряпкой, чтобы были чистые от бетона.

Примеры мозаики из гальки:



Декорируем стену мозаикой из морских стеклышек

Мозаика из морских стеклышек: фантазийный бюджетный ремонт.

Вместо недешевой плитки или еще более дорогой фабричной мозаики при ремонте в ванной можно использовать стеклышки, обкатанные морем. Предварительно придется провести немало времени на пляже, занимаясь сбором материала. Заодно и воздухом подышите, и пляж очистите, и на солнышке загорите.

Если же ближайший пляж далеко – можно попробовать обработать битое стекло промышленной пескоструйкой, договорившись со знакомыми строителями. Но на практике я этот вариант пока не пробовала.

Клеится такая мозаика на обычный клей для плитки (для санузла лучше выбирать тот, что с защитой от плесени). Небольшое количество раствора приготовьте по инструкции на упаковке, затем берите стеклышко, щедро заполняйте его вогнутую сторону клеем, прижимайте к стене (очищенной и прогрунтованной заблаговременно, как для укладки плитки), убирайте пальцем вылезший по краям клей. И так много-много раз.

Декорируем стену мозаикой из морских стеклышек, фото № 1

Часа через два работы (как раз спина взмолится о пощаде) следует отмыть мозаику негорячей водой (нежно действуя мочалочкой).

Декорируем стену мозаикой из морских стеклышек, фото № 2

Укладка такой природной мозаики немножко похожа на сборку пазла: начинать лучше от плинтуса, снизу уложив те стеклышки, которые имеют хоть одну более-менее ровную сторону. Затем у вас уже появится выбор: можно будет прикладывать следующие стеклышки в наиболее подходящее место. Не бойтесь неидеального совпадения: промежутки даже в пару сантиметров в некоторых местах ничуть не портят картинки и не влияют на прочность. Вот тут видно уже высохший участок, сделанный накануне, и свежий, только что отмытый.

Декорируем стену мозаикой из морских стеклышек, фото № 3

Такое абстрактное выкладывание стеклышек всех подряд цветов смотрится очень симпатично. Когда станете принимать ванну, стены от пара засверкают, словно в сказочной пещере с сокровищами! Но можно сделать и картинку, сперва набросав ее контуры на стене карандашом.

Декорируем стену мозаикой из морских стеклышек, фото № 4

В случае сюжетной мозаики сперва выкладываем стеклышками нужного цвета рисунок, и только потом заполняем фон.

Декорируем стену мозаикой из морских стеклышек, фото № 5

Когда клей окончательно просохнет (не менее суток с момента окончания последнего участка, лучше — дольше), нужно затереть швы. Затирка продается на строительных рынках / в магазинах, бывает цветной, но можно и колорировать ее обычными пигментами для красок.

Приготовленный по инструкции раствор втираем в швы,добиваясь максимально гладкой их поверхности. Шпателем работать не получится (стеклышки разные по толщине), так что перчатками нужно запастись – будут рваться.

Декорируем стену мозаикой из морских стеклышек, фото № 6

Когда затирка просохнет, но еще не закаменеет – нужно снова тщательно отмыть мозаику.

Декорируем стену мозаикой из морских стеклышек, фото № 7

Эта метода годится для укладки практически любых видов мозаики – обломков керамики, осколков битой плитки и так далее. В случае с морскими стеклышками выбор их цветов ограничен – и тут приходит на помощь колорирование затирки: с ее помощью можно выделять разные участки для пущей выразительности рисунка.

На заглавном фото – панно над ванной, почти по ширине самой ванны. На этом снимке – противоположные стены ванной комнаты.

Декорируем стену мозаикой из морских стеклышек, фото № 8

Здесь – участок стены с выключателями в коридоре, между дверями в ванную и коридор (бабочки сделаны из осколков тарелок).

Декорируем стену мозаикой из морских стеклышек, фото № 9

А это — противоположная стена коридора. Эскиз, кстати, придумывал и создавал 10-летний ребенок. Он же помогал в работе на всех этапах ничуть не хуже взрослого.

Декорируем стену мозаикой из морских стеклышек, фото № 10

Укладка такой эко-мозаики – дело кропотливое, но эксклюзивный результат того стоит! К тому же ремонт стен в ванной может стать почти бесплатным. Да и использование морских стеклышек (по сути, результата уборки мусора с пляжа) — чем не преображение бесполезной грязи в полезную красоту?

Мозаика из камня: особенности изготовления своими руками

Мозаика из камня своими руками

Каменная мозаика – это оригинальный способ оформления любого интерьера. Уложенные на полотне из натуральных камней узоры позволяют создать в помещении неповторимую античную атмосферу. Сам процесс изготовления мозаики достаточно прост, и сделать свою особенную картинку может каждый самостоятельно.

Особенности каменной мозаики

Картинки из камня – это простой способ художественно украсить любую поверхность в доме. Твердый природный материал обладает множеством достоинств. Создать свой эксклюзивный рисунок можно без лишних затрат.

Для дизайнерских решений используются камни любого цвета, формы и размера. Разнообразие материала позволяет воплотить в жизнь самые различные орнаменты.

Немаловажным преимуществом применения камней для мозаики является их прочность. Красочная конструкция надежно закрепляется на цементном основании. Такое строение и особые свойства материала делают картины крепкими и долговечными.

Техника изготовления каменной мозаики

Для создания красивого полотна необходимо подобрать и подготовить основной материал. Использовать можно самые различные камни – речные, морские, горные. Также подойдут твердые породы с огорода или собранные на поле. Рекомендуется использовать гальку небольшого размера – от 1 до 4 сантиметров.

Перед работой камень следует подготовить:

  • удалить всю грязь с помощью порошка и теплой воды;
  • насухо вытереть и высушить;
  • готовый природный материал разложить по цветовой гамме форме и размеру.

После этого можно переходить к созданию выбранного узора. Для этого на картонной бумаге рисуется эскиз будущей картины.  Для дальнейшего процесса потребуется:

  • высушенный речной песок;
  • деревянная опалубка высотой 8 сантиметров и дном из листа фанеры;
  • клеевой раствор;
  • малярная кисточка;
  • раствор песка с цементом в пропорции 2:1;
  • сетка из стали с ячейками 10*10 сантиметров;
  • холст – основа для картины.

Сделав заготовки, можно приступать к оформлению мозаики. Создать полотно своими руками достаточно просто:

  • опалубка ложится на ровную поверхность;
  • в середину ее засыпается ровным слоем в 3-4 сантиметра песок;
  • по намеченному чертежу плоскими гранями кверху выкладываются камни разных цветов;
  • подготовленный холст обрабатывается густым слоем клея так чтобы края оставались сухими;
  • смазанное полотно прикладывается аккуратно клеевой стороной к мозаике;
  • поверхность равномерно разглаживается.

После полного высыхания клея основу следует осторожно поднять и перевернуть камнями кверху. Если некоторые детали плохо закрепились или вовсе отпали необходимо их приклеить на место.

С мозаики убирается песок и пыль. Опалубка также полностью очищается и в е укладывается полотно камнями в низ. Сверху каркас до половины заливается цементным раствором. На него устанавливается армированная сетка, а затем все покрывается вторым слоем строительной смеси.

Для полного застывания раствора требуется не менее трех дней. В этот период его следует ежедневно смачивать водой. После этого полотно с камнями слегка увлажняется, а опалубка полностью удаляется.

Полученную мозаику из камней можно покрыть прозрачным лаком. Такой картина способна украсить любую стену в помещении. А собственный дизайн каменного полотна позволит внести в интерьер особый неповторимый облик.

Мастер-класс: «Русская каменная мозаика» | Журнал Ярмарки Мастеров

Камнерезное искусство известно со времен Египта и Греции, а во времена Петра первого уральские горщики стали известны на весь мир. В середине 20-го века камнеобработка стала технически проще благодаря появлению алмазных дисковых пил и другого алмазного инструмента.
Существует три вида мозаик: римская, флорентийская и русская.
В римской мозаике предпочтительно применять одноцветные минералы, узор образуется сочетанием разных камней.
В флорентийской же используются узорчатые камни, и художник подбирает их так, чтобы отдельные кусочки узорчатого камня образовывали сюжетные части изображения, например волнистый узор камешка — перья птицы, концентрический — глаз, и так далее.
Русская мозаика сюжета как такового не имеет, ее смысл показать красоту самоцвета как такового, раскрыть красоту камня, поэтому используется «раскладка» из напиленных пластинок узорчатого камня, например малахита, которыми так славились уральские мастера, воспетые Бажовым.

Сначала составляется некий эскиз. Он включает раскладку каменной основы и предполагаемый узор камня. Затем по эскизу с некоторым запасом напиливаются пластинки мрамора , а отдельно — того поделочного камня, в данном случае малахита, который пойдет на отделку вещи.

Мастер-класс «Русская каменная мозаика», фото № 1

Для распиловки мрамора применятся дисковая алмазная пила, вернее камнераспиловочный станок, с подачей воды для охлаждения и маятниковым механизмом подачи камня — камнерезные пилы тонкие и при малейшем перекосе подачи камень повреждает их, придавая им форму тарелки. Но для более ценных камней, например малахита, применяются так называемые «растянутые» пилы, которые имеют центральное отверстие, окантованное алмазным слоем, и закреплены за внешний край в специальном пустотелом шпинделе большого диаметра. За счет того, что диск такой пилы работае на растяжение, он имеет очень малую толщину, в десятые доли миллиметра, что уменьшает потери сырья. Этот станок работает внутри защитного кожуха, и соваться туда во время его работы опасно.

Напиленные пластинки обрезаются в размер на камнерезной пиле с ручной подачей. На ней же напиливаются кусочки мрамора для основы шкатулки.

Мастер-класс «Русская каменная мозаика», фото № 2

Затем на планшайбе с «грубым» азмазным покрытием делаются фаски под нужным для сборки пластин в цилиндр углом, он зависит от количества частей стенки будущей шкатулки.

Мастер-класс «Русская каменная мозаика», фото № 3

Затем на мраморной пластине рисуется окружность, по ней ставится шаблон, который может быть выточен из дерева, но чаще шаблоном служит разнообразная круглая тара, от бутылок до ведер из-под краски.

Склейка ведется эпоксидным компаундом для камня, который продается в крупных городах в мастерских для камнеделов и памятникостроителей.

Мастер-класс «Русская каменная мозаика», фото № 4

Крышка приклеивается сразу, так как только обточкой цельной заготовки возможно получить идеальное совпадение диаметров самой шкатулки и крышки. Эпоксидка прочнее мрамора, поэтому точность подгонки камешков основы не важна.
Собранная многогранная основа шкатулки приклеивается к планшайбе круглошлифовального станка в данном случае изготовленного на базе школьного токарного по дереву.

Перед следующей операцией проходит довольно много времени, чтобы эпоксидка схватилась намертво. Практически, эта часть работы была завершена к вечеру, а дальнейшая — продолжена следующим утром.

Важное замечание: это не токарный, а именно круглошлифовальный станок.
Различия между ними в том, что в токарном главным движением является быстрое вращение заготовки, а движение подачи имеет резец. В круглошлифовальном станке заготовка вращается медленно, а главное движение совершает не резец, а быстровращающийся алмазный круг с водяным охлаждением, который вместе со своим мотором медленно перемещается вдоль обрабатываемой детали. Шлифованием многогранной заготовке придается цилиндрическая форма, а крышке — выпуклая. Впрочем крышка может быть и плоской.

Мастер-класс «Русская каменная мозаика», фото № 5

Следующий переход — это, собственно, создание русской мозаики.
Обточенная основа с приклеенной крышкой и заготовки для стенок выглядят так:

Мастер-класс «Русская каменная мозаика», фото № 6

Теперь подбор мозаики к стенкам. Напиленные пластинки раскладывают по стол в поисках совпадений узора. Эта шкатулка довольно маленькая, а представляете каково приходилось мастерам прошлого при обклейке двухметровой вазы?

Подобрав положение пластин, их надо разметить, чтобы потом разрезать малахит для поделки. Для резки используется тот же станок со столиком и подачей воды.

Мастер-класс «Русская каменная мозаика», фото № 7

После напиливания пластинки опять раскладывают, чтобы проверить их совпадение в мозаику, которая в данном случае предельно проста и состоит из вертикальных полос.

Мастер-класс «Русская каменная мозаика», фото № 8

Для наклейки применяется тот же двухкомпонетный клей, причем разводить его приходится понемногу, наклеивая зараз два-три кусочка малахита.

Мастер-класс «Русская каменная мозаика», фото № 9

Когда все наклеено

Мастер-класс «Русская каменная мозаика», фото № 10

шкатулка переставляется обратно на круглошлифовальный станок и шлифуется до гладкого цилиндра сначала алмазным диском, а затем уже на планшайбах. После шлифовки она разрезается, чтобы отделить крышку.

Мастер-класс «Русская каменная мозаика», фото № 11

Планшайба, или полировальник, может быть изготовлена из дерева, фанеры, толстой кожи на фанере, сукна или войлока (тоже на фанерной подставке). При гранении самоцветов или драгоценных камней применяются еще более твердые материалы, такие как чугун. Материал планшайбы (полировальника) должен задерживать в себе зерна абразива, этот процесс называется шаржированием, и вместе с тем обладать желаемой твердостью. Слишком твердый может случайно сформировать площадки, которые совсем неуместны на круглом предмете, а слишком мягкий тоже не всегда уместен. При работе на полировальнике применяются свободные абразивы — в отличие от спеченных в круг или наклеенных на шлифленту, это просто порошки. В камнеобработке применяются различные абразивы: карбид кремния, оксид алюминия, оксид церия, алмаз. Первый самый дешевый, но пригоден только для шлифовки относительно мягких камней. Оксиды церия и алюминия намного тверже, но они дешевле алмаза. Но при обработке некоторых горных пород с неравномерной твердостью может возникать эффект «лимонной корки», физический смысл которого в том, что более мягкая составляющая камня вышлифовывается быстрее, и на камне возникает хаотичная сеточка углублений, похожая на лимонную корку. Для ее предупреждения используют более жесткий полировальник в сочетании с алмазным порошком, который наcтолько тверже всех составляющих поделочного камня, что одинаково обрабатывает все его слои, создавая совершенно ровную поверхность. Этот процесс по ряду причин пришлось фотографировать на примере

Мастер-класс «Русская каменная мозаика», фото № 12

плоского образца агата, впрочем для невооруженного глаза шлифовальная планшайба и полировальник на металлической основе выглядят одинаково, и различить их можно только по маркировке.
Шлифовка камня очень грязный и вместе с тем чистый процесс — после каждого абразива нужно мыть станок, поделку, руки, и даже вычищать шлам из-под ногтей, так как даже одна частичка более грубого абразива способна испортить многочасовой труд. Сменяя абразивы и планшайбы, от грубого к более мелкому, причем шлифовка начинается с 120-го и заканчивается 2000-м абразивом. И когда эта многочасовая (реально полный рабочий день на небольшую шкатулку) работа завершена, получается вполне отшлифованная вещь. Следующей стадией становится полировка.

Есть много свободных абразивов для полировки камня — окись хрома, алмазный микропорошок, окись церия. Для малахита, который и так зеленый, и к тому же имеет твердость по шкале Мооса всего 4-5 единиц, вполне подходит окись хрома на войлочном полировальнике. Но применение ее для светлых или пористых камней ограничено ее сильной «красящей» способностью.
Полировочный станок имеет вертикальный шпиндель, на котором закрепляется планшайба (полировальник), на которую закрепляется войлок, а на него наносится полировальный порошок. Работа ведется при некоторой подаче воды, чтобы не перегреть поделку. и сопровождается большим количеством брызг воды с шлифпорошком, что несколько затрудняет фотосъемку этого процесса.

Как вы заметили, шкатулка изготовляется как целый пустотелый цилиндр. И только после шлифовки она очень бережно распиливается на коробку и крышку, такой прием позволяет добиться абсолютного совпадения и диаметра, и узора частей шкатулки. Затем на внутренюю сторону крышки приклеиваются упоры из мрамора, чтобы крышка стояла ровно и не сползала, либо делаются прорези для вклейки петель. Возможен и вариант сборки на металлических кольцевых втулках, которые покупаются через Интернет на Западе, или делаются вручную из полосок латуни, спаянных серебряным припоем.

Выглядят они так:

Мастер-класс «Русская каменная мозаика», фото № 13

К сожалению, сделанную круглую шкатулку сфотографировать не удалось — брызги воды со шлифпорошком отправили мой фотоаппарат в сервис.

Поэтому ниже фото прямоугольно шкатулки, сделанной владельцем мастерской, и сфотографированной мною ранее.

Мастер-класс «Русская каменная мозаика», фото № 14

И напоследок, фото малахитовой чаши 18-го века, изготовленная уральскими мастерами для Петра Первого. Диаметр ее около метра, сейчас она стоит в московком Минералогическом музее им. Ферсмана.

Мастер-класс «Русская каменная мозаика», фото № 15