Содержание

Стили русской росписи

Хохлома —

роспись по дереву, при которой яркими тонами по чёрному лаковому фону наносятся ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, а также иногда птицы, рыбы и звери. Название стиля происходит от одноимённого округа Нижнего Новгорода. Основные предметы, на которые наносится хохлома: посуда, мебель, статуэтки, матрёшки.

Городецкая роспись —

роспись по дереву, при которой насыщенными цветами на золотистом фоне изображаются жанровые сцены из жизни русского купечества, а также звери и цветы. Название стиля происходит от города Городец в Нижегородской области. Основные предметы, на которые наносится городецкая роспись: сундуки, прялки, детская мебель.

Гжель —

роспись по керамике, при которой растительные орнаменты разных оттенков синего цвета с завитками рисуются на белом фоне. Название стиля происходит от района «Гжельский куст», его образуют 27 деревень в Раменском районе Московской области. Основные предметы, на которые наносится гжель: посуда, вазы, статуэтки, чайники, разделочные доски, матрёшки.

Федоскинская роспись —

роспись по дереву, при которой портреты людей изображаются на чёрном лаковом фоне. При этом на основу наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото, поталь, перламутр, что придаёт работе эффект свечения и глубины. Название стиля происходит от подмосковного села Федоскино. Основные предметы, на которые наносится Федоскинская роспись: ларцы, шкатулки, коробочки, крышки альбомов, очёчники, кошельки, пасхальные яйца.

Роспись Северной Двины —

роспись по дереву, при которой сказочные персонажи и растения наносятся красными и оранжевыми цветами на жёлтый фон. Название стиля происходит от реки Северная Двина, протекающей в республике Коми, Архангельской и Вологодской областях. Основные предметы, на которые наносится роспись: посуда, сундуки, ларцы, подголовники.

Прикамская роспись —

роспись по дереву, при которой изображения растений и зверей рисуются красными красками по оранжевому фону. Название стиля происходит от территории, прилегающей к реки Кама в Пермском крае. Основные предметы, на которые наносится роспись: мебель, двери и стены дома.

Жостовская роспись —

роспись металлических подносов, при которой на чёрном фоне изображаются простые композиции из крупных и мелких цветов. Название стиля происходит от деревни Жостово Московской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: разнообразные подносы.

Мезенская (Палащельская) роспись —

роспись по дереву, при которой неокрашенный фон покрывается архаичным дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками. Они рисуются в два цвета: чёрным — «сажей» и красным — «земляной краской». Традиционные элементы Мезенской росписи — солнечные диски, ромбы, кресты. Название стиля происходит от реки Мезень, протекающей в Архангельской области и республике Коми. Основные предметы, на которые наносится роспись: прялки, ковши, коробы для хранения, братины*.

Палех —

роспись по дереву, при которой на тёмном фоне изображаются темы русских народных сказок или исторических событий. Название стиля происходит от села Палех в Ивановской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: шкатулки, солонки, тарелки, матрёшки, панно, брошки.

*Братина — род ковша, из которого в допетровское время во время пиров пили вино.

виды и техника, инструкция с фото

Ссылка на статью успешно отправлена!

Отправим материал вам на e-mail

Ценители настоящего ручного искусства не понаслышке знают, что такое роспись по дереву. Это удивительное искусство, которое известно с давних времен. Его стали практиковать как украшение различных предметов. В сегодняшней публикации мы обсудим, какие виды росписи существуют. Также в рамках статьи редакция HomeMyHome рассмотрит, как правильно украсить деревянные предметы.

Роспись по дереву

С помощью росписи легко задекорировать кухонную утварь
ФОТО: domsireni.ru

Содержание статьи

Популярные виды росписи по дереву и их особенности

Существует много вариантов декора, которые используются для украшения деревянных деталей, предметов интерьера и других интересных вещиц. Но есть самые популярные варианты росписей, которые известны ещё с давних времён и не теряют свою популярность в настоящее время.

Главная особенность — это повторение узора

Главная особенность — это повторение узора
ФОТО: domsireni.ru

Гжель и городецкая роспись

Данный тип расписного декора появился в нижегородской области и изначально сумел заслужить внимание художников. Впервые данная роспись была представлена публике в XIX веке. Известно, что данный художественный мотив отличается сложностью рисунка. При этом, художники наносят его без предварительного эскиза.

Основными оттенками, которые создают фон, являются яркие тона красного и оранжевого. Также темперные краски могут накладываться на белый или кремовый фон. Как дополнение применяются оттенки зелёного, бордового, синего. В некоторых рисунках стараются применять чёрные тона, особенно, если художественные объекты занимают основное пространство на рисунке.

Мезенская роспись существенно отличается от остальных

Мезенская роспись существенно отличается от остальных
ФОТО: domsireni.ru

Мезинская и петриковская росписи

Такой вариант оформления приемлем для росписи бытовых деревянных приспособлений, а также посуды. Такое декоративное украшение часто встречается на кухонных гарнитурах. Основными тонами, которые выступают для окрашивания, являются чёрный и красный. Приветствуется дробный узор и повторяющийся миниатюрный орнамент.

Главная особенность заключается в том, что роспись производится исключительно на чистое, предварительно непрогрунтованное дерево. Подобным способом издавна старались расписывать округлые предметы: шкатулки, бочонки, ручные мельницы. Эта традиция дошла и до нашего времени.

Искусство росписи дошло и до нашего времени

Искусство росписи дошло и до нашего времени
ФОТО: perunica.ru

Жостовское художество старались применять исключительно для подносов

Жостовское художество старались применять исключительно для подносов
ФОТО: perunica.ru

Жостовская роспись и хохлома

Хохлома считается уникальным произведением искусства. В ней используется два контрастных оттенка: чёрный и красный. В качестве дополнительных применяют золотистый или серебряный. На рисунках изображают различных птиц, животных, но чаще всего вырисовывают объёмную флористику.

Жостовская роспись исполняется на чёрном, синем или голубом фоне. Она предполагает исключительно цветочные мотивы. Краски для изображения применяют яркие, непохожие на настоящие. В качестве декора на подобных картинах может использоваться обрамление, вензеля и другие красивые орнаменты.

Не путайте роспись и декупаж. Это разные виды декоративного искусства

Не путайте роспись и декупаж. Это разные виды декоративного искусства
ФОТО: s-nezhnostyu.ru

Подготовка деревянной поверхности для росписи: важные моменты

С целью подготовить изделие к будущей росписи, необходимо выполнить несколько простых шагов. Самое главное, иметь под рукой необходимый инструмент и материал. Итак, для подготовительного этапа понадобятся:

  • наждачная бумага;
  • клей ПВА;
  • чистая вода;
  • клеёнка;
  • кисть.
Для росписи можно использовать специальные шаблоны с возможностью переноса их на основу

Для росписи можно использовать специальные шаблоны с возможностью переноса их на основу
ФОТО: belvedor.com

Далее действуем следующим образом:

  1. Накрываем плёнкой стол или любую другую поверхность, на которой будем работать. Также для этой цели можно использовать старую ненужную ветошь.
  2. Счищаем шероховатости изделия. Для этого используем наждачку с абразивом №0. На тот случай, если шершавости больше, нужно взять шлифовальную бумагу покрупнее.
  3. Сметаем весь мусор. Смешиваем клей ПВА с водой в пропорциях 2:8, соответственно.
  4. Перемешиваем раствор, затем кистью наносим его на деревянную поверхность. Делаем это два раза, сначала горизонтально, затем вертикально.
  5. Дожидаемся, пока дерево высохнет, отшлифовываем появившиеся неровности. Далее можно приступать к окрашиванию поверхности.

Клей вместе с водой создают защитный слой, на который отлично накладывается краска и в дальнейшем не впитывается в дерево. Кроме того, покрытие вместе с лаком всегда будет оставаться ярким и новым.

Расписные изделия не эксплуатируются, а служат в качестве украшения

Расписные изделия не эксплуатируются, а служат в качестве украшения
ФОТО: xoxloma-nn.ru

На заметку! Важно не переборщить с водой, так как в дальнейшем возможно растрескивание древесины, и, как следствие, отставание лакокрасочного покрытия.

Как перенести рисунок на деревянную поверхность

Настоящие художники предпочитают использоваться разные способы переноса эскизов на дерево. Наша редакция предлагает к рассмотрению самые основные техники, которые подойдут даже тем, кто совершенно ничего не смыслит в данном направлении.

При помощи трафарета

Всё, что понадобится – это специально подготовленный трафарет с выбранным рисунком. Разумеется, его лучше приобрести в магазине, но можно и распечатать. Однако, чтобы бумага не размокла и не разорвалась во время переноса, потребуется выполнить срисовку на картон.

На трафарете все детали вырезаются, соответственно эскиз необязателен. Можно сразу приступать к окрашиванию

На трафарете все детали вырезаются, соответственно эскиз необязателен. Можно сразу приступать к окрашиванию
ФОТО: pinterest.ie

Подготовленную поверхность укладываем на стол, проверяем, чтобы она не шаталась. Далее прикладываем трафарет и аккуратно, не надавливая, простым карандашом выводим эскиз. После этого, можно, не дожидаясь, начинать рисование красками.

Точечным способом

Точечная методика считается одной из самых сложных. В данном способе важно не упустить элементы, в противном случае, можно получить некорректный рисунок. Весь рисование осуществляется путём применения контуров. Помимо них ставятся точки разного диаметра. В результате, получается эффектный узор.

Некоторые рисунки просто переводятся на поверхности через копирку

Некоторые рисунки просто переводятся на поверхности через копирку
ФОТО: ekduncan.com

Трафарет, где скомбинировано точечное и обычное нанесение контура

Трафарет, где скомбинировано точечное и обычное нанесение контура
ФОТО: ekduncan.com

Если выбран рисунок, в котором, кроме точек, ничего нет, каждый элемент просто обводится по внешнему контуру, либо сразу приступают непосредственно к окрашиванию. Однако для таких целей лучше приобретать пластиковые или жесткие силиконовые заготовки для переноса.

Рисунок по эскизам

Чтобы реализовать такую тактику потребуется обязательно выполнить предварительный рисунок отдельно на бумаге. Те, кто создаёт его самостоятельно, а не печатает, смогут без труда перенести изображение сразу красками.

Чтобы рисунок перенёсся как можно четче вместо карандаша можно использовать дотс

Чтобы рисунок перенёсся как можно четче вместо карандаша можно использовать дотс
ФОТО: spainbay.ru

Кроме того, эскиз очень легко переносится через копирку. Важно только надёжно зафиксировать схематический рисунок и обвести его по контуру. Это необходимо, чтобы пятна и потёртости от чернил отсутствовали.

Как расписать деревянную заготовку своими руками разными красками

Для росписи тарелок, ложек, досок и других деревянных принадлежностей можно использовать профессиональные и любые домашние краски. Канцелярские предметы тоже придут на помощь в данных случаях.

На спилах интересными получаются животные, птицы, натюрморты. В дальнейшем они служат как картины для оформления кухонь, прихожих, коридоров

На спилах интересными получаются животные, птицы, натюрморты. В дальнейшем они служат как картины для оформления кухонь, прихожих, коридоров
ФОТО: art-sova.livejournal.com

Роспись акварелью: видео

Разрисовывать древесину можно с помощью акварельных красок. Но данный материал применяется больше в технике пейзажа. Создаются различные картины на спилах. Предлагаем вашему вниманию один из интересных вариантов в видеоуроке.

Рисунок гуашью

Роспись гуашью стараются использовать на любых деревянных плоскостях. Для начала основу подготавливают, затем дожидаются её высыхания и приступают к действию.

ИллюстрацияОписание
На спилах интересными получаются животные, птицы, натюрморты. В дальнейшем они служат как картины для оформления кухонь, прихожих, коридоровБерём красный оттенок и разбавляем его с белилами, чтобы получить бледный тон. Кистью в центре заготовки делаем заполненную окружность. Рядом вырисовываем вторую такую же, но только меньшего диаметра. Создаём розочку. Для этого возле круга делаем вензеля белого и бордового оттенка
На спилах интересными получаются животные, птицы, натюрморты. В дальнейшем они служат как картины для оформления кухонь, прихожих, коридоровКруговыми движениями выполняем рисование второго цветка, расположенного выше. Создаём некоторые элементы с помощью двойного цвета. Для этого не соединяем два оттенка, а просто кладём их рядом, чтобы кисть их захватывала одновременно
На спилах интересными получаются животные, птицы, натюрморты. В дальнейшем они служат как картины для оформления кухонь, прихожих, коридоровВсе основные цвета обязательно дополняем, используя для этого белые или серые тона. Они создают контур и делают роспись живой. Чтобы дощечка не выглядела пустой, рисунок обязательно дополняют листочками синего или тёмно-зелёного цвета. Затем их оттеняют незначительным количеством белил

В результате, остаётся дождаться высыхания и выполнить финишную отделку доски с помощью прозрачного лака.

Роспись дерева масляными красками: особенности

Масляными красками стараются пользоваться те, кто уже в совершенстве владеет навыками выполнения росписи по дереву. Это один из лучших вариантов нанесения декора на любой вид древесины. При правильной обработке заготовки удаётся получить невероятно яркие рисунки на тёмных тонах.

Чтобы изображение качественно держалось, лучше использовать материал без сучков

Чтобы изображение качественно держалось, лучше использовать материал без сучков
ФОТО: grazy-gunner.livejournal.com

Главный минус данной техники в том, что масляная основа очень долго сохнет. Поэтому, чтобы закончить шедевр, потребуется неделя ожидания.

Роспись темперными красками: основы

Темперные краски отлично ложатся на поверхность и не растекаются даже в том случае, если рисование осуществляется по глянцевому покрытию. Главное условие при использовании данной техники — это наличие обрамления вокруг уже готового орнамента.

Темперные краски используются в иконописи

Темперные краски используются в иконописи
ФОТО: muzeon42.ru

Данное сырьё изготавливается на темперной основе, поэтому краски считаются самыми надёжными при проведении росписи на деревянной поверхности. Некоторые даже удачно наносят изображения на заранее не подготовленную древесину. Темперные краски отлично разбавляются водой, при этом их очень легко отмывать. Соответственно, есть возможность корректировать рисунок.

Анилиновые краски

Анилиновые краски одинаково подходят для росписи на дереве и тканях. Они устойчивы, не поддаются размыванию, не растекаются. Наносятся такие контуры с помощью мягких кисточек аккуратными мазками.

Продаются красящие составы в баночках или тюбиках с дозаторами

Продаются красящие составы в баночках или тюбиках с дозаторами
ФОТО: my-shop.ru

Для работы анилиновыми красками всегда выбирается дополнительный инструмент. В росписи таким способом отлично помогают стеклянные трубочки и палочки.

Идеи для росписи: фото интересных вариантов

Насколько красивыми получаются расписные тарелки, деревянные горшочки и другие предметы, которые пришли к нам из далекого прошлого. Несомненно, эти дореволюционные экземпляры ценятся и сейчас. Для оформления дерева стараются внедрять новые идеи. С несколькими из них можно ознакомиться на фото.

Яркий синий мотив с точечной росписью отлично будет смотреться в кухнях с побелкой или в саманных избушках

Яркий синий мотив с точечной росписью отлично будет смотреться в кухнях с побелкой или в саманных избушках
ФОТО: handhobby.ru

Яркие варианты ручной работы часто предлагаются для выставок, конкурсов или на продажу

Яркие варианты ручной работы часто предлагаются для выставок, конкурсов или на продажу
ФОТО: madeheart.com

Полукруглые варианты стараются расписывать под различных представителей фауны: рыб, птиц

Полукруглые варианты стараются расписывать под различных представителей фауны: рыб, птиц
ФОТО: maxi-land.ru

Кухонные разделочные доски с художеством часто создают как составляющую уже готового комплекта (горшка, черпаков, тарелок)

Кухонные разделочные доски с художеством часто создают как составляющую уже готового комплекта (горшка, черпаков, тарелок)
ФОТО: romantik.pro

Оформление росписью подходит даже для использованных разделочных досок

Оформление росписью подходит даже для использованных разделочных досок
ФОТО: sam.mirtesen.ru

Уважаемые читатели нашего онлайн-журнала, задавайте вопросы, комментируйте и оценивайте публикацию. Возможно, у вас есть свой опыт в выполнении росписи одной из приведённых техник, мы будем рады узнать о нём.

Оформление росписью подходит даже для использованных разделочных досок

Экономьте время: отборные статьи каждую неделю по почте

О видах русской росписи, и обо всем на свете)

Просматривала сегодня гобелены с цветочными рисунками на черном фоне и задалась вопросом, а на какую русскую роспись они похожи? Подозревала, что на жостовскую. Хотя подозревала интуитивно, т.к. никогда особо не вникала в то, какие виды русских росписей выделяют, и чем они отличаются друг от друга. Да, конечно, Гжель, Хохлома, Палех — на слуху, но все же…

Посмотрев соответствующий материал, получила порцию положительных эмоций с утра, потому что любая русская роспись — такая милая, сочная, эффектная, такая самобытная, что невольно на душе становится приятно-преприятно. И росписи действительно значительно отличаются друг от друга. Вникнув один раз, потом уже трудно будет перепутать виды росписи между собой.

Вот такая замечательная картинка, демонтрирует большинство видов русской росписи на одной схеме

О видах русской росписи, и обо всем на свете), фото № 1

И несмотря на то, что изначально меня интересовала роспись на черном фоне, которая все таки оказалась жостовской, мне так понравились все виды русских росписей, что я поделюсь найденными моментами по самым распространенным и известным из них.

Мезенская роспись по дереву

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён.

Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

О видах русской росписи, и обо всем на свете), фото № 2

Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса наносили узор.

Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

О видах русской росписи, и обо всем на свете), фото № 3

Помню, как-то из путешествия по стране я привозила подруге настенные тарелки из Чебоксар, как раз расписанные вот в таком стиле — с конями, птицами.

О видах русской росписи, и обо всем на свете), фото № 4

Они уже много лет висят в ее коллекции настенных тарелок. теперь я знаю, что это была мезенская роспись.

А вот небольшое доказательство того, что я добаралсь до Чебоксар)

О видах русской росписи, и обо всем на свете), фото № 5

О видах русской росписи, и обо всем на свете), фото № 6

О видах русской росписи, и обо всем на свете), фото № 7

А еще в Чебоксарах производят самые вкусные и оригинальные в стране шоколадные конфеты — фабрики АККОНД. Я их поклонница. Я знаю эти конфеты, потому Магнит в нашем городе уже много лет в своем аасортименте имеет конфеты фабрики Акконд, правда всего 2-3 вида в наличии — обычно что-то из — Ломтишки, Отломики, Чоко-Пики, Тортимилка, Добрянка, Рулада. Но даже и 2-3 вида, имеющиеся в наличии, произвели на меня сильное впечатление. А когда я попала в фирменный магазин фабрики в Чебоксарах, и увидела, какое количество конфет и с каими начинками они там производят, я реально поняла, что «счастье есть».

О видах русской росписи, и обо всем на свете), фото № 8

О видах русской росписи, и обо всем на свете), фото № 9

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

О видах русской росписи, и обо всем на свете), фото № 10

О видах русской росписи, и обо всем на свете), фото № 11

Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкие мастера росписи любят цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастера охотно пользуются мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.

Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти.

О видах русской росписи, и обо всем на свете), фото № 12

О видах русской росписи, и обо всем на свете), фото № 13

Не припомню, чтобы я что-то приобретала из городецкой росписи, но в Городце была, о чем могу предоставить соответствующие доказательства)

О видах русской росписи, и обо всем на свете), фото № 14

О видах русской росписи, и обо всем на свете), фото № 15

О видах русской росписи, и обо всем на свете), фото № 16

О видах русской росписи, и обо всем на свете), фото № 17

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

О видах русской росписи, и обо всем на свете), фото № 18

Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.».

В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.

О видах русской росписи, и обо всем на свете), фото № 19

В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.

О видах русской росписи, и обо всем на свете), фото № 20

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

О видах русской росписи, и обо всем на свете), фото № 21

Ну жостовский поднос был или есть наверное в каждой постсоветской семье. И у нас он был с перестроечных времен, когда денег не было, и предприятия поставляли друг другу продукцию по бартеру. И на предприятие, где работала мама, как-то завезли жостовские подносы, которые выдавались вместо зарплаты.

И именно с жостовской росписью, у меня ассоциируются гобелены, с вытканными цветами и узорами на черном фоне. Хотя конечно среди них есть просто узоры и цветы, не имеющие к жостовской росписи никакого отношения, но все равно это красиво.

Гобелены с вытканными цветами на ферном фоне представлены во втором магазине гобеленов www.livemaster.ru/shaliii

О видах русской росписи, и обо всем на свете), фото № 22

О видах русской росписи, и обо всем на свете), фото № 23

О видах русской росписи, и обо всем на свете), фото № 24

О видах русской росписи, и обо всем на свете), фото № 25

О видах русской росписи, и обо всем на свете), фото № 26

О видах русской росписи, и обо всем на свете), фото № 27

Гжель, городецкая, хохломская, жостовская, мезенская роспись, лаковая миниатюра в Федоскино и Палехе.

Всегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 1

Золотые чаши. Хохломская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 1

Золотые чаши. Хохломская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 1

Золотые чаши. Хохломская роспись

Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.

Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Узоры русских росписей. Галерея 7

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru

Узоры русских росписей. Галерея 7

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru

Узоры русских росписей. Галерея 7

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу… После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Узоры русских росписей. Галерея 2

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Узоры русских росписей. Галерея 2

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Узоры русских росписей. Галерея 2

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.

Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.

На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.

Три мира узоров. Мезенская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 3

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru

Узоры русских росписей. Галерея 3

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: open-collection.com

Узоры русских росписей. Галерея 3

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru

Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.

Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.

Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались — писали палочки и линии.

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 4

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru

Узоры русских росписей. Галерея 4

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 4

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru

Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.

Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.

«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись

Узоры русских росписей. Галерея 5

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Узоры русских росписей. Галерея 5

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Узоры русских росписей. Галерея 5

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.

Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.

Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра

Узоры русских росписей. Галерея 6

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: palekh.su

Узоры русских росписей. Галерея 6

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: lacquerbox.ru

Узоры русских росписей. Галерея 6

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: kanon-tradition.ru

История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина… Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».

Роспись по дереву (фото). Виды росписи по дереву :: SYL.ru

Росписи по дереву — это особый вид искусства, история которого уходит корнями во II век до н. э., когда люди научились делать железо, а из него различные ножи, скребки, пилы и другие режущие инструменты.

Однако недостаточно было просто вырезать из дерева какое-либо изделие, человеку хотелось, чтобы результат его труда выглядел красиво. Так появились древние росписи по дереву, примитивные и далеко не художественные, но зарождение искусства произошло. В те далекие времена краски уже существовали, оставалось применить их должным образом.

росписи по дереву

Художественная роспись по дереву

Существующие сегодня народные промыслы по изготовлению предметов быта основаны на разнообразных методиках. Деревянные изделия представлены в нескольких категориях: в первую очередь, это посуда и кухонные принадлежности. Вторым списком проходят предметы, олицетворяющие изобразительное искусство. Это расписные панно, украшения интерьера, разнообразные предметы обихода. И, наконец, третья категория – деревянная мебель винтажного стиля, расписанная особым образом под старину. Художественная роспись по дереву как таковая применяется во всех трех случаях. Ценность изделий несомненна, поскольку над ними работают профессионалы.

Разновидности

Росписи по дереву бывают нескольких видов и различаются по принадлежности к определенному региону, а также по стилю. Рисунок может быть сюжетным или орнаментальным.

Виды росписи по дереву :

  • мезенская;
  • полховская;
  • хохломская;
  • городецкая;
  • палехская;
  • северодвинская;
  • петриковская.

Перечислены основные виды росписи по дереву. Каждая разновидность содержит «фирменные» признаки, которые придают изделию дополнительную привлекательность.

виды росписи по дереву

Мезенская роспись

Мезенская роспись (или как ее еще называют — палащельская) — это раскрашивание предметов домашнего обихода: ковшей, коробов, прялок, лавок и кухонных столов. Эти художественные традиции появились в низовьях реки Мезень примерно в 1815 году.

Мезенская роспись состоит премущественно из орнаментированных изображений лесных обитателей: оленей и лосей, росомах, лисиц и медвежат. Все изображения обезличены и несут на себе печать статичности. Фризы, сложенные из многократно повторяющихся фигурок, нарисованных в ярких тонах, производят впечатление праздничности и вызывающей роскоши, поскольку красочные полосы орнаментов никак не вяжутся с убогой обстановкой русского жилища. Примитивная прялка, расписанная в мезенском стиле и сверкающая красками в темном углу, лишь подчеркивала запустенье горницы.

художественная роспись по дереву

Палех

Палехская роспись — народный художественный промысел, появившийся в допетровские времена. В то время село Палех в Ивановской губернии славилось своими иконописцами. Наибольшего расцвета это искусство достигло в конце 18-го века. Палешане, кроме написания икон, занимались реставрацией соборов и церквей, принимали участие в оформлении приделов Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря.

До начала 20-го века промысел палехской живописи процветал, революционные бури 1905 и 1917 года едва не погубили тонкое народное искусство. Поскольку после 17-го года все церкви были упразднены невежественными представителями коммунистической власти, то расписывать стало нечего, и художники-полешане создали артель, выпускающую художественные изделия из дерева.

Вскоре в московской мастерской была создана первая работа в стиле палех. На деревянной шкатулке, покрытой черным лаком, Иван-царевич, вышедший из царских покоев на волю, знакомится с Жар-птицей. Вся картина была выписана золотом и киноварью — от рисунка невозможно было глаз отвести.

В настоящее время палехская роспись по дереву — это глубоко традиционное искусство, с той лишь разницей, что натуральное дерево заменили на папье-маше. Теперь изделия с палехской росписью не только красивые, но и легкие.

роспись по дереву для начинающих

Хохлома

Старинный народный промысел, получивший развитие в селах Нижегородской губернии в 17-м веке. Центром стала деревня Хохлома, в которую съехались старообрядцы, гонимые за веру. Среди переселенцев было немало художников-иконописцев, которые принесли с собой тонкое мастерство живописи, каллиграфическое письмо и множество образцов растительного орнамента.

Местные жители, проживающие в Хохломе и близлежащих селах, владели техникой токарной обработки древесины, а рисовать не умели. Вот и получилось, что деревянную посуду, выточенную на месте, расписывали пришлые художники. Так появилось искусство хохломской росписи, которое превратилось в один из самых известных художественных промыслов России.

Резчики по дереву не только вытачивали блюда и тарелки, они вскоре научились вырезать ложки и ковши, классические «братины». Обычно ковш делался в форме лебедя, а по бокам навешивалась дюжина черпаков. Материалом служила липовая древесина, которая по своей природе не имеет волокон и легко режется во всех направлениях.

Хохломская роспись состоит из четырех основных цветов: черного, золотистого, красного и зеленого. Черный и золотой используются в качестве фона, а красный и зеленый, вместе с их оттенками, составляют непосредственно рисунок. Темой для рисунка в стиле хохлома чаще всего служат ягоды рябины, земляники, различные цветы и травяные растения. Иногда художник использует изображения птиц, рыб и мелких животных.

роспись по дереву фото

Резьба и рисунок

Русские народные промыслы (такие, как городец или хохлома) — это изделия из дерева, покрытые узором. Сначала мастера-краснодеревщики делают заготовки из отборной древесины, так называемое «белье», а затем художники покрывают их рисунком. Резьба и роспись по дереву в этом случае неотделимы – они дополняют друг друга. Самый распространенный тип раскрашенной заготовки — русская матрешка. Для ее изготовления применяется токарный метод резьбы, когда изделие вытачивается, шлифуется и затем расписывается. Данный сувенир известен во всем мире и пользуется высоким спросом на протяжении многих лет.

Можно ли научиться росписи по дереву?

Народные художественные промыслы относятся к изобразительному искусству и требуют определенной подготовки, но каждый, кто обладает терпением и усидчивостью, может освоить основные принципы раскраски изделий. Существуют специальные методики, которые так и называются «Роспись по дереву для начинающих», куда входят ознакомление с процессом и практическая работа. Первоначально занятия носят обобщенный характер, а после приобретения навыков можно переходить на конкретный художественный стиль, например, городецкий. В любом случае, роспись по дереву — для начинающих это увлекательный творческий процесс.

резьба и роспись по дереву

Методы раскраски

Натуральная древесина — это материал, который требует тщательной предварительной обработки. Поверхность для росписи должна быть гладкой, без отслоений и трещин. Заготовка сначала шлифуется наждачной шкуркой, а затем покрывается специальным грунтом, который заполняет все микроскопические трещинки и выравнивает мелкие неровности. Дефекты покрупнее можно устранить с помощью шпаклевки. После предварительной обработки заготовку необходимо хорошо просушить.

Изделия народных художественных промыслов из дерева отличаются яркими, интенсивными цветами. Рисунки обычно контрастируют с фоном, черным или ярко-красным. Для раскраски изделий применяются темперные или художественные гуашевые краски, которые обладают хорошей укрывистостью. Наиболее стойкие результаты дает акриловая роспись по дереву, особенно если рисунок сверху покрыть прозрачным нитролаком. Изделия после такой обработки становятся стойкими к истиранию и не меняют свой цвет.

акриловая роспись по дереву

Роспись по дереву (фото готовых изделий представлены на странице) — это разновидность изобразительного искусства, которое корнями уходит в далекое прошлое, а живет и процветает в настоящем.

Роспись по дереву — удел одиноких девок

Знаете, чем от безделия и скуки занимаются одинокие барышни, когда собираются вместе? Ни за что не догадаетесь.

Это своего рода творческий эксперимент, результат которого я вам хочу продемонстрировать в этом уникальном репортаже. Посмотрите, какие красивые вещи можно создать всего за несколько часов самоотречения — росписи по дереву. Сегодня я вам хочу показать, как девочки без какой-либо художественной подготовки всего за несколько часов кропотливого творчества на моих глазах создали уникальные вещи. Каждый из исполненных ими рисунков может легко стать украшением любого деревянного комода, шкафа, стула, стола, причем как снаружи, так и внутри. В данном случае для росписи использовался обычный фасад обычного мебельного ящика, а по сути обычная деревяшка.

Начнем с того, что в повальную эпоху сурового и беспощадного экономического кризиса в стране — роспись по дереву нашла свою закономерную востребованную нишу, заполнив как оказалось нужное всем и каждому искусство своей дизайнерской стезей декора, нишу, при которой можно безбедно существовать, выживать и даже вполне себе шиковать любому оказавшемуся неудел безработному отчасти творческому человеку, да что там творческому, любому человеку с улицы, у которого есть пару тройку часов свободного времени.

История росписи по дереву уходит в далекое, далекое прошлое. Когда люди научились изготавливать предметы обихода и посуду из дерева, захотелось им как-то украсить свой быт. В те времена народы верили в различные божества, у них были свои поверия, они слагали сказки и легенды, а изображениями героев этих произведений украшали свою жизнь. Издревле считалось, что расписные вещи отгоняли злых и привлекали добрых духов в дом, создают уют и являются атрибутами роскоши.

Если раньше деревянные изделия украшались только росписью, то сейчас для этого появляются все новые и новые возможности, например такие, как декупаж.

Изначально в качестве красок ремесленники использовали местное распространенное в данном регионе сырье — глина, уголь, мел, другие минеральные и растительные вещества. В местности приближенной к морям и океанам ряд красок изготавливали из измельченных моллюсков и даже водорослей. Видимо поэтому роспись каждого региона до сих пор считается уникальной и всегда узнаваемой. Сухие перемолотые вещества обязательно смешивали с каким-нибудь связующим веществом — маслами, олифой или другими вязкими реагентами для стойкости. Помимо изобразительного материала, у каждого народа существовала собственная самобытная символика росписи, стилистика и тематика.

На сегодняшний день существует огромное количество различных видов росписи, для каждой характерны определенные орнаменты — Волховская, Северодвинская, Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская, Палехская и другие. Если материалы для росписи использовались уникальные, то техника нанесение рисунка на дерево везде была приблизительно одинаковая.


1.
Творческая студия. Раннее утро. Творческая тишина, лишь в углу звучит современная прогрессивная музыка
5Q0A0050_новый размер

2.
Художники в порыве творчества.
5Q0A9234_новый размер

3.
Никто никому не мешает. Все заняты и увлечены созданием шедевра.
5Q0A9708_новый размер

4.
Да, творчество требует самоотречения.
5Q0A9446_новый размер

5.
Роспись по дереву — искусство требующее самоотречения.
5Q0A9424_новый размер

Основные правила нанесения росписи на дерево:

Начало.
Перед началом работы необходимо подготовить поверхность древесины. Подготовка поверхности сводится к ее очистке, легкому зашкуриванию и грунтовке. В отдельных случаях применяют шпаклевку — в наше время, обычно, это смесь клея ПВА, древесных опилок и оттеночного колора. Очистить поверхность можно при помощи щетки, слегка влажной тряпки, а также другими способами. Зашкуривают наждачной бумагой. Более крупной наждачной бумагой пользуются для шлифовки древесины в целях придания поверхности гладкости и шелковистости, чтобы процесс сцепления с последующим декоративным покрытием был более эффективным. Независимо от типа наждачной бумаги, шлифовать древесину можно только вдоль волокон.После того, как поверхность подготовлена, наносят защитное покрытие. Например, можно покрыть поверхность морилкой. Выпускаются морилки водные, спиртовые и масляные. Морилки бывают различных цветов и оттенков, от темных до прозрачных. В качестве грунтовки использовались разжиженные составы краски для будущей росписи или раствором клея ПВА с водой.

Основа.
Когда поверхность высохнет, можно наносить рисунок. Использовать можно непосредственную роспись или же трафареты. Трафаретная роспись — это финишное декорирование.

Финал.
Когда роспись завершена и просохла, работы покрывают лаком. Первый слой нитро-лаками, для первоначального закрепления красок на дереве. Второй и третий — масляным лаком бесцветным или оттеночным, в зависимости от замысла художника. Каждый новый слой лаков нужно наносить на полностью просохший предыдущий. В конце работы декоративную гуашевую роспись необходимо покрыть лаком. Можно использовать мебельные виды лаков, но существует и более надежный и простой лак — акриловый, он хорош тем, что практически не пахнет и довольно быстро сохнет.

5.
Роспись по дереву
5Q0A9430_новый размер

6.
Как уже сообщалось выше, для подготовки к росписи не требуется навыков и дарований, достаточно некоторого внимания к деталям, способность работать довольно долго сидя в неподвижном положении, нужные Краски, картинка для вдохновения или для срисовывания.
5Q0A9429_новый размер

7.
Поверхность мебели, если она уже покрыта лакокрасочным материалом можно незначительно, без фанатизма и предельно аккуратно зашкурить мелкозернистой наждачной бумагой, номер зерна порядка 200-400, в таком случае вы делаете поверхность слегка пористой, без обдирания и царапания. Следующий логичный этап — протереть образовавшуюся пыль.
5Q0A9427_новый размер

8.
Вы можете покрыть поверхность плотно в два слоя минеральными или меловыми красками, которые не требуют грунтования, либо можете загрунтовать специальным грунтовочным основанием по ранее окрашенным поверхностям, а потом выкрасить уже любой крачкой в том числе и акриловой. Главное, чтобы вы понимали разницу между минеральной крачкой и акриловой. Акриловой — краска на химической акрилатной основе, после высыхания цвет окисляется и темнеет, также часто нуждается в многослойном нанесении, ложится плоско, а минеральные или меловые Краски напротив светлеют, имеют плотную текстуру, ложатся объемно, винтажно. Оба варианта красок требуют после окончания художественных работ финишного закрепительного слоя. Для акриловый красок — это акриловый лак, для минеральный — это натуральный мягкий светлый или темный воск для красок либо лак на водной основе. Это очень важно, так как лак на акриловой основе просто сойдёт пластинами, как пилинг с лица. Акриловый лак может вступать в конфликт с минеральной краской, внимательно относитесь к выбору финиша. Лучше для минеральных красок использовать воск, так как он возвращает первоначальный цвет краски, делает её приятной на ощупь, подчеркивает рельефность и объём.
5Q0A9416_новый размер

9.
Сама по себе роспись может быть упрощена тем, что вы разбиваете свой задуманный рисунок на части сначала крупные: то есть Ширина, длина, высота, середина и так далее. Делаете отметки на вашей подготовленной поверхности, потом уже после укрупнённого наброска можно переходить к проработке деталей, но пока тоже карандашом. Есть для темного фона специально белые карандаши, они смешиваясь с краской исчезают. После наброска карандашом начинаете работать с краской прорабатывая сначала все детали одним цветом, потом следующим и так слоями один цвет за другим лягут на поверхность рисунком. Техника рисования на мебели похожа на рисование на тканях, она не требует проработки каждого отдельного элемента сразу всеми цветами, а именно послойного нанесения каждого цвета на все полотно вашего рисунка.
5Q0A9422_новый размер

10.
Так же стоит учесть, что краска и акрил, и меловая быстро сохнет и практически не смешивается, все смешивания производите заранее на палитре.
Для упрощения можно использовать трафареты и линейки с геометрическими фигурами.
5Q0A9399_новый размер

11.
В качестве объекта декора мы используем вот такие деревянные рамки с фасадами
5Q0A9393_новый размер

12.
Через некоторое время все эти деревянные поверхности превратятся в настоящие произведения искусства
5Q0A9390_новый размер

13.
После нанесения первого слоя — требуется сушка
5Q0A9306_новый размер

14.
Для сушки нанесенного рисунка используется обыкновенный фен
5Q0A9307_новый размер

15.
Декорирование и разрисовка
5Q0A9304_новый размер

16.
Краска для трафаретного нанесения
5Q0A9258_новый размер

17.
Трафаретное нанесение декора
5Q0A9445_новый размер

18.
Для необходимой фиксации трафарета на поверхности обрабатываемой поверхности, используем обыкновенный скотч
5Q0A9295_новый размер

19.
Кистью наносим слой краски на трафарет, имитируя легкую состаренность
5Q0A9276_новый размер

20.
Трафарет
5Q0A9265_новый размер

21.
Трафаретная обработка поверхности — одна из интереснейших форм декора
5Q0A9259_новый размер

22.
Трафаретная обработка бывает различная. Применяются разные трафареты и методы нанесения краски на трафарет
5Q0A9633_новый размер

23.
Илюзия потертого шика
5Q0A9739_новый размер

24.
Трафареты
5Q0A0099_новый размер

25.
А вот пример трафаретного покрытия
5Q0A0014_новый размер

26.
Сова
5Q0A9381_новый размер

27.
Гроздь
5Q0A0022_новый размер

28.
Для трафаретного нанесения разводим краску
5Q0A9257_новый размер

29.
Рисование — важная художественная часть. Тут творчество не имеет границ
5Q0A9240_новый размер

30.
Краски
5Q0A9218_новый размер

31.
Декор
5Q0A9214_новый размер

32.
Вот этот мне больше всего понравился
5Q0A9209_новый размер

33.
Перерисовываем декор на поверхность карандашом
5Q0A9630_новый размер

34.
Буйство красок
5Q0A9200_новый размер

35.
Стол художника — краски, кисти, творческий беспредел
5Q0A9195_новый размер

36.
Кисти — руки художника
5Q0A9193_новый размер

37.
Девочки без особой подготовки за несколько часов превращаются в настоящих творцов
5Q0A9183_новый размер

38.
Спустя некоторое время, сложно даже поверить, что несколько часов назад все эти девочки не умели рисовать. Искусство затягивает
5Q0A9156_новый размер

39.
Смешиваем краски, как душе угодно
5Q0A9382_новый размер

40.
Кисти
5Q0A9455_новый размер

41.
Художники — народ занятой
5Q0A9467_новый размер

42.
Тут требуется кропотливая работа
5Q0A9478_новый размер

43.
Рисование
5Q0A9486_новый размер

44.
Посмотрите какая красота
5Q0A9488_новый размер

45.
Закрепляем и сушим краску феном
5Q0A9497_новый размер

46.
Национальный чукотский рисунок
5Q0A0036_новый размер

47.
Девочки художницы
5Q0A9522_новый размер

48.
Трафареты
5Q0A9525_новый размер

49.
Роспись по дереву
5Q0A9594_новый размер

50.
Творческая студия росписи по дереву
5Q0A9641_новый размер

51.
Все заняты своим делом
5Q0A9666_новый размер

52.
Роспись по дереву
5Q0A9691_новый размер

53.
Роспись по дереву — искусство требующее самоотречения
5Q0A9696_новый размер

54.
Переносим декор на дерево тонкой контурной кистью
5Q0A9699_новый размер

55.
Роспись по дереву
5Q0A9702_новый размер

56.
Посмотрите, как увлеченно втягиваются девочки в роспись по дереву
5Q0A9705_новый размер

57.
Кисточки должны быть чистыми после каждого нового колора
5Q0A9599_новый размер

58.
Кисти
5Q0A9606_новый размер

59.
Тут неслучана губка. Именно влажной губкой можно удалить ненужно нанесенный ляп.
5Q0A9916_новый размер

60.
Ах. какие цвета!
5Q0A9729_новый размер

61.
Рабочий аксессуар художника по дереву
5Q0A9382_новый размер

62.
5Q0A9738_новый размер

63.
5Q0A9720_новый размер

64.
5Q0A9717_новый размер

65.
5Q0A9715_новый размер

66.
5Q0A9756_новый размер

67.
5Q0A9760_новый размер

68.
Краски, кисти, художники.
5Q0A9500_новый размер

69.
Краски!
5Q0A9961_новый размер

70.
Краски — самая трепетная тема художника.
5Q0A9791_новый размер

71.
Умение создавать свой самобытный колор, как настроение работы — основная задача художника.
5Q0A9780_новый размер

72.
Для смешивания колора используем одноразовую пластиковую посуду и кисти.
5Q0A9784_новый размер

73.
Цвет — это настроение художника.
5Q0A9771_новый размер

74.
Кисть.
5Q0A0079_новый размер

75.
Я птоже приложился к прекрасному — оформив рамку художника в бордовых тонах.
5Q0A0074_новый размер

76.
Роспись по дереву
5Q0A9762_новый размер

77.
Художественная роспись по дереву
5Q0A9765_новый размер

78.
Росписываем дерево красками и закрепляем нанесенную роспись при помощи сушки феном
5Q0A9786_новый размер

79.
Творчество, как оно есть
5Q0A9812_новый размер

80.
Знакомый вами стиль — трафаретного декорирования деревяннной поверхности
5Q0A9818_новый размер

81.
Трафаретная обработка по дереву
5Q0A9819_новый размер

82.
Декорирование росписи по дереву. Очищаем и состариваем рисунок при помощи влажной губки.
5Q0A9822_новый размер

83.
Добавляем рисунок на дерево
5Q0A9823_новый размер

84.
В конечном итоге должна получиться вот такая красота
5Q0A9824_новый размер

85.
Рисуем по дереву
5Q0A9831_новый размер

86.
Разрисовываем каждую детать кропотливо и медленно
5Q0A9832_новый размер

87.
Копируем декорир рисунка до каждой мелочи
5Q0A9834_новый размер

88.
За несколько часов можно из девочек сделать настоящих художников по дереву
5Q0A9843_новый размер

89.
Ножницы
5Q0A9866_новый размер

90.
Доска не завершена. Впереди оформление рамки, декупаж и декорирование.
5Q0A9868_новый размер

91.
Пока рисунок доски подсыхает, художник подготавливается к декорированию доски — готовит колор, подготавливает кисти, фантазирует.
5Q0A9871_новый размер

92.
Художники — жуткие фантазеры
5Q0A9876_новый размер

93.
Посмотрите, в каком творческом порыве прибывают художники в период росписи по дереву
5Q0A9879_новый размер

94.
Рисунок и стиль оформления каждой работы приходит к художнику спонтанно
5Q0A9881_новый размер

95.
Девочки без какой-либо художественной подготовки всего за несколько часов кропотливого творчества на моих глазах создали уникальные вещи. Каждый из исполненных ими рисунков может легко стать украшением любого деревянного комода, шкафа, стула, стола, причем как снаружи, так и внутри. В данном случае для росписи использовался обычный фасад обычного мебельного ящика.
5Q0A9897_новый размер

96.
Кисти для росписи по дереву
5Q0A9907_новый размер

97.
Смешиваем колор
5Q0A9916_новый размер

08.
На сегодняшний день существует огромное количество различных видов росписи, для каждой характерны определенные орнаменты — Волховская, Северодвинская, Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская, Палехская и другие.Если материалы для росписи использовались уникальные, то техника нанесение рисунка на дерево везде была приблизительно одинаковая.5Q0A9923_новый размер

99.

5Q0A9958_новый размер

100.
Как вы думаете, для чего художнику — этот художественный молоток?
5Q0A9615_новый размер

101.
Гравировать имена — дело требующее самоотречения! Прибиваем инициалы автора.
5Q0A0210_новый размер

102.
Ну и конечно же, по старой традиции художников — авторы фотографируются со своими шедеврами.
5Q0A0173_новый размер

103.
Вcе работы выполненные девочками без художественной подготовки всего за несколько часов. Каждый из исполненных ими рисунков может стать украшением любого комода, шкафа, стула, стола, причем как снаружи, так и внутри. В данном случае росписи использовался обычный фасад мебельного ящика. Посмотрите, как красиво.
5Q0A0194я_новый размер

104.
Каждая работа девочек — самобытна и уникальна
5Q0A0169_новый размер

105.
Всего за несколько часов работы можно научиться созданию вот такой красоты
5Q0A0158я_новый размер

106.
Каждая девочка может за несколько часов росписи по дереву превратиться в настоящего художника
5Q0A0153я_новый размер

107.
Посмотрите, как можно оформить свою мебель при помощи росписи
5Q0A0142я_новый размер

108.
Мне вот эта работа очень понравилась. А вам?
5Q0A0139я_новый размер

109.
Очень красиво
5Q0A0136я_новый размер

110.
Трафарирование и декор — важная часть росписи по дереву
5Q0A0126я_новый размер

111.
Прекрасная работа. И всего, за несколько часов росписи.
5Q0A0122я_новый размер

112.
Помните эту работу и как она создавалась?
5Q0A0119я_новый размер

113.
Вот такие шедевры можно создавать из дерева, красок и творчества
5Q0A0090_новый размер

114.
Дарья Гейлер — замечательный руководитель творческой студии росписи по дереву
5Q0A9580_новый размер

115.
Новиковский Максим был с вами объективен до последнего фото снимка
5Q0A0070_новый размер

Максим Новиковский/Canon
Все предоставленные материалы являются собственностью автора.
При использовании любых материалов ссылка на этот сайт обязательна — http://novikovski.livejournal.com/
Если вас интересует сотрудничество — Я размещаю рекламу в своем журнале и с удовольствием подготовлю фоторепортаж о вашем продукте и идее, проведу конкурс среди читателей, отправлюсь в путешествие с вашим продуктом.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень.

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён.

Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. 

Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детскинаивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. 

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса наносили узор.

Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. 

Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. 

Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.

В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкие мастера росписи любят цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастера охотно пользуются мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.

Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти. 

 

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.».

В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.

В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.

В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла «Новосельцевская трудовая артель» по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревни организовались «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь»; в 1925 г. — «Лакировщик» и одновременно в селе Троицкое — артель «Свой труд» по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель «Металлоподнос» в деревне.

 

1920 — 1930 — е годы были нелегкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками — профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства. В 1960 — е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и поныне.

Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.

Сегодня декоративная роспись находится на подъеме. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. 

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкойдеревянной посуде эффект массивности.

Роспись выглядит ярко, хотя фон чёрный. Используются краски: красная, жёлтая, золотая, оранжевая, зелёная, голубая и чёрный фон. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта,куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи. 

По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам.

Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «утеклецов», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».

Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII—XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев — живописную культуру, мастерство «тонкой кисти». И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в д. Сёмино). В данный момент деятельность предприятия сведена практически к нулю. В д. Семино расположено также предприятие, занимающееся 19 лет выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью (ООО «Промысел»).

Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.

 

Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. 

Выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль — основная линия композиции, на нее «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т.д.) красным и черным цветом) и «под фон» (сначала намечается контурорнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остается золотым). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

  • «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
  • «травка» — узор из крупных и мелких травинок;
  • «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.

Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».