Содержание

Генеральный план Ост — Википедия

Генеральный план Ост (нем. Generalplan Ost) — обширная программа закрепления господства Третьего рейха в Восточной Европе; предусматривал принудительное выселение с территории Польши и оккупированных областей СССР до 75—85 процентов населения и размещение его в Западной Сибири, на Северном Кавказе и в Южной Америке[1].

Этот план колонизации и германизации восточных территорий разрабатывался на основе расовой доктрины и концепции «жизненного пространства» под эгидой рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, который в качестве рейхскомиссара по вопросам консолидации германского народа (нем. Reichskommissar für die Festigung deutschen Volkstums, RKFDV) с осени 1939 года ведал также вопросами выселения, заселения и переселения на Востоке. План был рассчитан на 30 лет. К его реализации предполагалось приступить после победы рейха в войне против СССР[2]. Но уже в 1943 году его разработка была окончательно прекращена[3].

Идея и название Генерального плана Ост возникли, скорее всего, в 1940 году

[4]. Инициатором выступил Гиммлер, название могли придумать в одной из его служб, скорее всего в Главном управлении имперской безопасности (RSHA), а может быть, и в управлении планирования рейхскомиссара по вопросам консолидации германского народа. В том, что касается времени и пространства, речь шла о двух фазах разработки. «Ближний план» затрагивал уже присоединенные восточные территории и был отдан на реализацию. «Дальний план» предназначался для всего восточного пространства[4]. Какие управления СС — в соответствии с их компетенциями — участвовали в разработке отдельных частей плана, историки так и не смогли точно установить. Однако им удалось проследить несколько следов, один из которых, может быть, даже самый важный, ведёт в III управление (Служба безопасности (СД)/Германия) Главного имперского управления безопасности. Другой след ведет в управление I (переселение и народность) и в управление VI (планирование) Главного штабного управления рейхскомиссара по вопросам консолидации германского народа. Предполагается также, что в работе над Генеральным планом участвовало и Главное управление СС по делам расы и поселений. Но самую важную роль при этом играло Главное управление имперской безопасности
[4]
.

Объемная разработка под названием «Генеральный план Ост» была осуществлена к концу 1941 года в группе III В Главного управления имперской безопасности. Текст этого варианта плана утерян, однако его содержание отражено в сохранившихся критических замечаниях Имперского министерства восточных оккупированных территорий. В одном случае речь идёт о записанном по памяти протоколе заседания о «Вопросах германизации», на котором присутствовали представители служб «восточного министерства» и СС 4 февраля 1942 года[5][6]. В другом случае это подробная записка от 27 апреля 1942 года «Замечания и предложения по генеральному плану Ост рейхсфюрера СС», которая специально посвящена концепции главного управления имперской безопасности. Автором документов в обоих случаях был заведующий расово-политическим отделом восточного министерства д-р Эрхард Ветцель

[7].

Сохранился также меморандум оберфюрера СС профессора Конрада Мейера «Генеральный план Ост — правовые, экономические и территориальные основы строительства на Востоке» от 28 мая 1942 года. Приобщенный американцами к материалам следствия по делу Мейера, он оказался долгое время недоступен немецким историкам, которые, однако, знали о его существовании и содержании[8][9]. Впоследствии документ был передан в Федеральный архив Германии. В 2009 году его полностью опубликовали на сайте Берлинского университета имени Гумбольдта (факультет сельского хозяйства и садоводства)[10].

Разработанные варианты генерального плана Ост[править | править код]

«Генеральный план Ост» представлял собой комплекс документов, посвящённых вопросам заселения «восточных территорий» (Польши и Советского Союза) в случае победы Германии в войне. Группой планирования III B плановой службы Главного штабного управления RKFDV была разработаны следующие документы:

  • Документ 1: «Основы планирования» созданы в мае 1940 года плановой службой RKFDV (объём: 21 страница). Содержание: Описание масштабов запланированной восточной колонизации в Западной Пруссии и Вартеланде. Площадь колонизации должна была составить 87 600 км², из них 59 000 км² сельскохозяйственных угодий. На этой территории должны были быть созданы около 100 000 поселенческих хозяйств по 29 га каждое. Планировалось переселить на эту территорию около 4,3 млн немцев; из них 3,15 млн в сельские районы и 1,15 млн — в города. При этом должны были быть постепенно устранены 560 000 евреев (100 % населения области этой национальности) и 3,4 млн поляков (44 % населения области этой национальности). Расходы на осуществление этих планов не оценивались.
  • Документ 2: Материалы к докладу «Колонизация», разработанному в декабре 1940 года службой планирования RKFDV (объём 5 страниц). Содержание: Основополагающая статья к «Потребность территорий для вынужденного переселения из Старого рейха» с конкретным требованием о 130 000 км² земель для 480 000 новых жизнеспособных поселенческих хозяйств по 25 га каждое, а также вдобавок 40 % территории на лес, для нужд армии и резервных площадей в Вартеланде и Польше.

Документы, созданные после нападения на СССР 22 июня 1941 года[править | править код]

  • Документ 3 (пропал, точное содержание неизвестно): «Генеральный план Ост», разработан в июле 1941 года плановой службой RKFDV. Содержание: Описание размеров запланированной восточной колонизации в СССР с границами конкретных областей колонизации.
  • Документ 4 (пропал, точное содержание неизвестно): «Общий план Ост», разработан в декабре 1941 года группой планирования lll B RSHA. Содержание: Описание масштабов запланированной восточной колонизации в СССР и генерал-губернаторстве с конкретными границами отдельных областей заселения.
  • Документ 5: «Генеральный план Ост», разработан в мае 1942 года институтом сельского хозяйства и политики Берлинского университета имени Фридриха-Вильгельма (объём 68 страниц).

Содержание: Описание масштабов запланированной восточной колонизации в СССР с конкретными границами отдельных областей заселения. Область колонизации должна была охватить 364 231 км², включая 36 опорных пунктов и три административных округа в области Ленинграда, Херсонско-Крымской области и в районе Белостока. При этом должны были возникнуть поселенческие хозяйства площадью 40—100 га, а также крупные сельскохозяйственные предприятия с площадью как минимум 250 га. Необходимое количество переселенцев оценивалось в 5,65 млн. Запланированные к заселению области должны были быть очищены от примерно 31 млн человек. Расходы на осуществление плана оценивались в 66,6 млрд рейхсмарок.

  • Документ 6: «Генеральный план колонизации» (нем. Generalsiedlungsplan), создан в сентябре 1942 года плановой службой RKFDV (объём: 200 страниц, включая 25 карт и таблиц).

Содержание: Описание масштабов запланированной колонизации всех предусмотренных к этому областей с конкретными границами отдельных районов заселения. Область должна была охватить территорию 330 000 км² с 360 100 сельских хозяйствами. Необходимое количество переселенцев оценивалось в 12,21 млн человек (из них 2,859 млн — крестьяне и занятые в лесном хозяйстве). Запланированная к заселению область должна была быть очищена от приблизительно 30,8 млн человек. Расходы на осуществление плана были оценены в 144 млрд рейхсмарок.

Окончательного варианта «Генерального плана Ост» в виде некоего единого документа не существует.

О том, как авторы плана представляли себе будущее «народов Востока», можно судить на основе сохранившихся «Замечаний и предложений по Генеральному плану Ост», составленных в виде служебной записки для министра Розенберга 27 апреля 1942 года заведующим расово-политическим отделом министерства оккупированных восточных территорий д-ром Э. Ветцелем

[11]. Чиновник подготовил эту записку, ознакомившись с проектом, разработанным группой планирования III управления РСХА в декабре 1941 года (сам источник считается утерянным)[12][13].

Этот документ состоит из четырёх разделов: 1) «Общие замечания по генеральному плану Ост»; 2) «Общие замечания по вопросу об онемечивании, особенно о будущем отношении к жителям бывших прибалтийских государств»; 3) «К решению польского вопроса»; 4) «К вопросу о будущем обращении с русским населением».

В первом разделе рассматривается вопрос о переселении немцев на восточные территории. Переселение планировалось проводить в течение 30 лет после окончания войны. На пространствах бывшего СССР, завоеванных Германией, в немецком районе расселения должны были остаться 14 млн славян. Их предполагалось поставить под контроль 4,5 млн немцев. «Нежелательных в расовом отношении местных жителей» собирались отправить в Западную Сибирь. 5—6 млн евреев, находящиеся в восточных областях, подлежали ликвидации ещё до начала мероприятий по переселению

[13].

Автор записок выражает сомнения относительно осуществления этих пунктов программы. Если «еврейский вопрос» решить ещё можно, то со славянами дело обстоит не так просто. Ветцель недоволен тем, что в плане игнорируется факт поселения лиц, «пригодных для онемечивания, в пределах собственно германской империи»[13].

Чиновник также критически относится к подсчетам численности славянского населения, предназначенного к переселению. Он считает, что приведенные в плане статистические данные мало привязаны к реальности и не учитывают того, какие народы дружественно или враждебно относятся к немцам[13].

Среди тех, кто подходил для «онемечивания» или расового «обновления» (Umvolkung) в соответствии с критериями «нордического типа», были литовцы, эстонцы и латыши[13]. По мнению Ветцеля, представители этих народов нужны для того, чтобы с их помощью осуществлять управление обширными территориями на Востоке. Прибалтийцы подходили на эту роль, потому что они воспитывались в европейском духе и «усвоили по меньшей мере основные понятия европейской культуры»

[13].

В третьем разделе описывается предполагаемая линия поведения немцев по «польскому вопросу». Опираясь на историю взаимоотношений между нациями, чиновник делает вывод, что поляки «являются наиболее враждебно настроенным» и «самым опасным народом»[13]. Вместе с тем он отмечает, что «польский вопрос нельзя решать путём ликвидации поляков»: «Такое решение обременило бы на вечные времена совесть немецкого народа и лишило бы нас симпатии всех, тем более что и другие соседние с нами народы начали бы опасаться, что в одно прекрасное время их постигнет та же участь»[13]. Ветцель даже предлагает переселить часть поляков «в Южную Америку, особенно в Бразилию»[13].

В том же разделе чиновник останавливается на будущей судьбе украинцев и белорусов. Он отмечает, что в соответствии с планом около 65 % украинцев будут переселены в Сибирь. То же самое планируется сделать и с белорусами, но переселены будут 75 %, а 25 % «подлежат онемечиванию». Что касается чехов, то 50 % подлежит выселению, а 50 % онемечиванию.

Последний раздел посвящён «русскому вопросу». Автор заметок придает ему важное значение в контексте «всей восточной проблемы». Он приводит точку зрения доктора антропологических наук Вольфганга Абеля, предлагавшего или полностью уничтожить русских, или онемечить определенную их часть, имеющую «явные нордические признаки». По этому поводу Ветцель пишет: «Предложенный Абелем путь ликвидации русских как народа, не говоря уже о том, что его осуществление едва ли было бы возможно, не подходит для нас также по политическим и экономическим соображениям»[13].

В ответ на это Ветцель предлагает свой вариант «решения русской проблемы», который предусматривает «обособленное национальное развитие», «ослабление русского народа в расовом отношении» и «подрыв биологической силы народа» путём ряда мероприятий, ведущих к сокращению рождаемости. Он также рекомендует способствовать обособлению сибиряков от русских[13].

Историк Л. Безыменский называет план «каннибальским документом», «планом ликвидации славянства в России»[14] и утверждает, что «не следует обманываться термином „выселение“: это было привычное для нацистов обозначение для умерщвления людей»[15].

В работе «Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь» подготовленной под руководством кандидата военных наук Г. В. Кривошеева утверждается, что в соответствии с планом «Ост» на оккупированных территориях СССР было преднамеренно истреблено более 7,4 млн (включая евреев) человек мирного населения[16].

  1. ↑ Нюрнбергский процесс. Преступления против человечности (том 5) (неопр.). Дата обращения 3 января 2013.
  2. ↑ Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte, 1958, Nr. 3. Deutsche Verlags-Anstalt, Stuttgart, S. 298
  3. ↑ Helmut Heiber: Generalplan Ost. In: Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte, 1958, Nr. 3. Deutsche Verlags-Anstalt, Stuttgart, S. 293
  4. 1 2 3 Helmut Heiber: Generalplan Ost. In: Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte, 1958, Nr. 3. Deutsche Verlags-Anstalt, Stuttgart, S. 285
  5. ↑ Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte, 1958, Nr. 3. Deutsche Verlags-Anstalt, Stuttgart, S. 293—296
  6. ↑ Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. Сборник документов. Том 3. Кн. 1. М.: Русь, 2003. С. 588—590
  7. ↑ Helmut Heiber: Generalplan Ost. In: Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte, 1958, Nr. 3. Deutsche Verlags-Anstalt, Stuttgart, S. 285—286
  8. ↑ Helmut Heiber: Generalplan Ost. In: Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte, 1958, Nr. 3. Deutsche Verlags-Anstalt, Stuttgart, S. 289
  9. ↑ 4. Немецкий оккупационный режим (неопр.). Дата обращения 3 января 2013. Архивировано 20 января 2013 года.
  10. ↑ Generalplan Ost Rechtliche, wirtschaftliche und räumliche Grundlagen des Ostaufbaus, Vorgelegt von SS-Oberführer Professor Dr. XX, Berlin-Dahlem, 28.Mai 1942
  11. ↑ Helmut Heiber: Generalplan Ost. In: Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte, 1958, Nr. 3. Deutsche Verlags-Anstalt, Stuttgart, S. 285—286.
  12. ↑ Helmut Heiber: Generalplan Ost. In: Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte, 1958, Nr. 3. Deutsche Verlags-Anstalt, Stuttgart, S. 285.
  13. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Замечания и предложения «Восточного министерства» по генеральному плану Ост // Военно-исторический журнал. 1965. № 1. С. 82—83
  14. ↑ «Германские генералы — с Гитлером и без него»., гл.6 «Планы на бумаге и в жизни. План „Барбаросса“» // Безыменский Л. А. Германские генералы — с Гитлером и без него / Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Мысль, 1964. — 533 стр. с илл. (1-е издание: М.: Соцэкгиз, 1961, — 400 с., тираж 60000 экз.)
  15. ↑ Глава 29. «Гитлер и Сталин перед схваткой» // Безыменский Л. А. Гитлер и Сталин перед схваткой. — М.: Вече, 2000. — 512 с. Тираж 10000 экз.
  16. ↑ в качестве преднамеренного истребления автором понимаются также обстрелы и бомбежки городов. Кривошеев, Андроников, Буриков: Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь. Вече, 2014 год
на русском языке
  • Айххольтц Д. (нем.)русск. Цели Германии в войне против СССР // Новая и новейшая история. № 6. 2002. (копия)
  • Айххольтц Д. (нем.)русск. «Генеральный план Ост: к вопросу о порабощении восточноевропейских народов» // Скепсис, Май – сентябрь 2004
  • Безыменский Л. А. Германские генералы — с Гитлером и без него. М.: Мысль, 1964.
  • Глава 29. «Гитлер и Сталин перед схваткой» // Безыменский Л. А. Гитлер и Сталин перед схваткой. — М.: Вече, 2000. — 512 с. Тираж 10000 экз.
  • «Германские генералы — с Гитлером и без него»., гл.6 «Планы на бумаге и в жизни. План „Барбаросса“» // Безыменский Л. А. Германские генералы — с Гитлером и без него / Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Мысль, 1964. — 533 стр. с илл. (1-е издание: М.: Соцэкгиз, 1961, — 400 с., тираж 60000 экз.)
  • Банкротство стратегии германского фашизма. Исторические очерки, документы и материалы. Том 2 / Сост. В. И. Дашичев. М.: Наука, 1973.
  • Богданов В. Н. Цели Германии в войне против СССР // Вестник МГИМО Университета. 2011. № 3. С. 113—123.
  • Жуков Д., Ковтун И. Русские эсэсовцы. М.: Вече, 2010.
  • Замечания и предложения «Восточного министерства» по генеральному плану Ост // Военно-исторический журнал. 1965. № 1. С. 82—83. (переиздано в Дашичев В. И. Банкротство стратегии германского фашизма. Исторические очерки, документы и материалы. Т. 2. — М.: «Наука», 1973. С. 30-41.)
  • Кудряшов С., Олейников Д. Оккупированная Москва. Как сложилась бы судьба России, победи нацисты // Родина. 1995. № 5. С. 11-19
  • Мельников Д. Е., Чёрная Л. Б. Империя смерти. Аппарат насилия в нацистской Германии. М.: Политиздат, 1987.
  • Мельников Д. Е., Чёрная Л. Б. Преступник № 1. Нацистский режим и его фюрер. М.: Новости, 1991.
  • Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. Сборник документов. Том 3. Кн. 1. Крушение блицкрига (1 января — 30 июня 1942 г.). М.: Русь, 2003. С. 588—590.
  • Ост // Океанариум — Оясио. — М. : Большая российская энциклопедия, 2014. — С. 574. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 24). — ISBN 978-5-85270-361-3.
  • Генри Пикер, Себастиан Хаффнер. План «Ост»: Как правильно поделить Россию. М.: Алгоритм, 2011, 256 c. ISBN 978-5-4320-0033-0.
  • «Совершенно секретно! Только для командования!». Стратегия фашистской Германии в войне против СССР. Документы и материалы / Сост. В. И. Дашичев. М.: Наука, 1967.
  • Яковлев Е. Н. Война на уничтожение. Что готовил Третий Рейх для России / Предисл. Д. Ю. Пучков. — СПб.: Питер, 2017. — 352 с. — ISBN 978-5-4461-0350-8.
на других языках
  • Hitler’s plans for Eastern Europe // Gumkowski J., Leszczynski K. (польск.)русск.. Poland Under Nazi Occupation. Warsaw: Polonia publishing house, 1961. — P. 164—178
  • Helmut Heiber: Der Generalplan Ost. In: Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte, 1958, Nr. 3, S. 281—325.
  • Isabel Heinemann: Rasse, Siedlung, deutsches Blut. Das Rasse- und Siedlungshauptamt der SS und die rassenpolitische Neuordnung Europas. Wallstein, Göttingen 2003.
  • Peter Longerich: Heinrich Himmler. Biographie. Siedler, München 2008.
  • Czeslaw Madajczyk (Hrsg.): Vom Generalplan Ost zum Generalsiedlungsplan. Dokumente. Saur, München 1994.
  • Mechthild Rössler, Sabine Schleiermacher (Hrsg.): Der Generalplan Ost. Hauptlinien der nationalsozialistischen Planungs- und Vernichtungspolitik. Akademie, Berlin 1993.
  • Bruno Wasser: Himmlers Raumplanung im Osten. Der Generalplan Ost in Polen 1940—1944. Birkhäuser, Basel 1994.
  • Billy, Jonas Bakoubayi: Musterkolonie des Rassenstaats: Togo in der kolonialpolitischen Propaganda und Planung Deutschlands 1919—1943, J.H.Röll-Verlag, Dettelbach 2011, ISBN 978-3-89754-377-5
  • «Тень над Россией. План „Ост“», канал «Культура», 2011.

Алмаз Кучембаев. Генеральный план поселения: проблемы правоприменения

Еще к марту 2019 года Президент РФ поручал отказаться от генеральных планов поселений. Однако до сих пор идея не реализована, проблемы с применением генеральных планов поселений и городских округов остаются.

Проблемы сводятся, по сути, к одной ситуации. Собственник  земельного участка хочет его застроить и извлечь прибыль. Но оказывается, что разработчиком генерального плана на этом месте запланирована  зеленая территория общего пользования или дорога. При этом реализовывать генеральный план никто не торопится, но и землевладельцу спорной территории не дают разрешение на строительство. Иначе потом местной власти придется  в стоимость компенсации за изъятие территории закладывать стоимость построенного объекта.

Землевладелец при этом может пойти двумя путями: или договариваться с властью (что само по себе всегда плохо) и добиваться фрагментарного изменения генерального плана, или идти в суд оспаривать  отказ в выдаче разрешение на строительство или сам генеральный план.

1. Что такое генеральный план?

На практике качество принимающихся в регионах России документов оказывается таким, что при неспособности бюджета города построить еще один мост, на генплане может быть запроектировано тринадцать мостов. Размеры стадионов предлагаются сопоставимыми с размерами аэропортов, а дороги рисуются где угодно и как угодно.

Начнем с простого – что такое генеральный план поселения или городского округа. Это основной план развития города, с точки зрения застройки, на котором отражены существующие и планируемые (строящиеся) объекты местного значения (коммунальные сети, дороги, объекты образования, здравоохранения, спорта, объекты утилизации отходов и другое. Также на генплане отражаются границы поселения и обозначены функциональные зоны, то есть зоны застройки, сбалансированные по своему назначению, исходя из потребностей города.

И все же, генеральные планы поселений признаются судебной практикой нормативно-правовым актом, то есть имеет силу закона.

2. Почему фрагментарное изменение генеральных планов не основано на законе?

Большинство генеральных планов поселений было принято в нулевые годы и уже устарело. Законодательство об утверждении генеральных планов изменилось и теперь утверждение генерального плана требует согласования всех уровней власти. Обход этой нормы для органов  власти городов нашелся в фрагментарном изменении основного градостроительного документа, как правило, это осуществляется в отношении отдельного земельного участка (территории проекта комплексной застройки).

Изменение генерального плана города в виде частей (фрагментами)  незаконно и противоречит здравому смыслу. В соответствии со статьей 23 ГК РФ,  подготовка генерального плана поселения осуществляется применительно ко всей территории такого поселения. Генеральный план — это графический нормативный акт. Применение рисунка как закона имеет свои особенности.

Даже при изменении генерального плана в  отношении отдельного участка необходимо перерисовывать всю карту. Ведь после изменений такая карта должна отвечать действующим  требованиям.

До 2011 года генеральные планы содержали одну общую карту. Теперь генеральные планы должны содержать как минимум три разные карты:

  1. карта функциональных зон,
  2. карта планируемого размещения объектов местного значения,
  3. карта границ населенных пунктов.

Изменение карты функциональных зон хотя бы в отношении одного участка требует изменения всей карты, так как на сегодняшний день существуют совершенно новые виды функциональных зон. Например, все виды жилых зон обобщены в одну, просто «жилую» зону.

Объекты местного значения — это, в первую очередь, линейные объекты (дороги, сети коммунальных ресурсов) и социальные объекты, требующие развитой инфраструктуры (объекты спорта, здравоохранения, образования, полигоны отходов и др). Планирование таких объектов имеет значение для территории большой площади вокруг них. Чтобы запланировать отсутствие таких объектов в отдельных местах города, сначала необходимо точно представить, где такие объекты будут. Таким образом, составление карты планируемого размещения объектов местного значения частями противоречит и ст. 23 Градостроительного кодекса РФ, и здравому смыслу.

Составление карты границ населенных пунктов, согласно той же статье, требует определения геодезических координат таких границ для постановки на учет в ЕГРН. Исходя из этого, против фрагментарного изменения генерального плана поселения возражает и уполномоченный федеральный орган власти.

Согласно Письму Росреестра от 29 марта 2019 г. № 18/1-03158-ВС/19,  форма графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории утверждена приказом Минэкономразвития России от 23.11.2018 № 650 и представляет собой замкнутый  контур. В связи с изложенным, по мнению Росреестра, описание местоположения границ населенных пунктов в отношении границ поселений, городских округов и отдельных населенных пунктов в виде части (частей) не допускается.

Однако, пока прямого запрета на такие изменения нет города, ссылаясь друг на друга, продолжают реализовывать порочную практику фрагментарного изменения генеральных планов.

3. Так как генеральный план не подлежит применению напрямую, оспаривать следует отказ в выдаче разрешения на строительство

Ситуация, когда разрешение на строительство соответствует правилами землепользования и застройки, но не соответствует генеральному плану, распространена. В первую очередь, из-за разности в прочтении Градостроительного кодекса архитекторами и юристами. Для юристов территориальная зона должна буквально повторять название функциональной зоны, для архитекторов генплан — это лишь эскиз проекта. Поэтому составители генеральных планов так отстаивают его произвольность, в первую очередь, при планировании дорог.

Однако, по нашему мнению, пока суды применяют генеральные планы буквально, противоречия между генеральным планом и правилами землепользования не должны ограничивать право частной собственности. В любом случае применению подлежат правила землепользования и проекты планировки территории как специальные нормы по отношению к положениям генеральных планов. Споры должны вестись вокруг приведения в соответствие с генеральными планами этих документов.

Сегодняшняя судебная практика складывается таким образом, что суды указывают на необходимость соответствия правил  землепользования генеральным планам, без указания необходимой степени тождественности этих документов.

Так в  п. 55 Обзора судебной практики Верховного суда № 3 (2018) указано, что правила землепользования и застройки муниципального образования должны соответствовать генеральному плану этого муниципального образования. В этом деле прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия правил землепользования и застройки муниципального образования в части установления на карте градостроительного зонирования в границах ряда земельных участков территориальной зоны Ж2 (зона с малоэтажной застройкой сезонного проживания) и в границах ряда других земельных участков территориальной зоны Ж1.1 (жилая зона с малоэтажными жилыми домами постоянного проживания с ограниченным или развитым личным подсобным хозяйством). В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемое правовое регулирование осуществлено без учета положений генерального плана муниципального образования, согласно которому названные земельные участки расположены в функциональной зоне особо охраняемых природоохранных территорий. Суд иск удовлетворил, сославшись на принцип устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (ст. 2 ГрК РФ), а также п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ, согласно которому при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом сельского поселения.

 Суд указал, что из системного толкования положений пп. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональной зоне.

Важно отметить, что в делах, где предметом разбирательства является законность выданного разрешения на строительство, суды не требуют приведения положений правил землепользования и проектов планировки территорий в соответствии с генеральным планом. Они напрямую применяют генеральные планы.

Примечательно с этой точки зрения  дело, рассмотренное в Определении от 24 мая 2018 г. N 18-КГ18-67 , в котором судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации в кассационном порядке отменила решения нижестоящих судов, отказав в иске о признании незаконным отказа выдать разрешение на строительство.

Суд указал, что, согласно генеральному плану города-курорта Анапа, земельный участок заявителя находится частично на территории зеленых насаждений общего пользования, в том числе объектов спорта, что свидетельствует о несоответствии Правил землепользования и застройки Генеральному плану города-курорта. Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющему стратегию градостроительного развития территорий и содержащему в себе долгосрочные ориентиры их развития, определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса.

Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.

Таким образом, сделал вывод суд, генеральный план города-курорта является основополагающим документом территориального планирования, определяющим стратегию градостроительного развития территории в целом, и правила землепользования и застройки не должны ему противоречить. Поскольку одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства является несоответствие разрешенному использованию земельного участка, то заявителю обоснованно отказано в выдаче такого разрешения. 

При этом, ошибка судов по нашему мнению в том, что  судьи не учитывают, что, согласно ч. 1 ст 51 ГрК РФ, разрешение на строительство  подтверждает соответствие проектной документации градостроительному регламенту, проекту планировки территории и проекту межевания территории, разрешенному использованию земельного участка и другим ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (про генеральный план ни слова!).

Согласно ст. 1 ГрК РФ, градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной (не функциональной, как в генеральном плане!) зоны виды разрешенного использования земельных участков, предельные  размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

Таким образом, нормы, которая прямо связывала бы непосредственно строительство и генеральный план, в Градостроительном кодексе нет. И правильно, потому как генеральный план — стратегический документ и недопустимо, чтобы он ограничивал использование участка из-за планируемой дороги. Никакой обязанности строить «планируемую»  дорогу из генерального плана не возникает, а ограничения в использовании участка — налицо.

Кроме того, на рисунке генерального плана нет никаких координат, его положения условны и во многом являются лишь приблизительным планированием развития города.

4. При этом изъятие земельного участка по генеральным планам поселений, принятым до 1 апреля 2015 года,  незаконно

Большинство действующих в России генпланов территорий принималось более 10 лет назад. Происходило это после утверждения в 2004 году Градостроительного кодекса РФ. Предполагалось, что их действие будет длиться до 20 лет.

Для реализации генеральных планов поселений необходимо было принятие других документов территориального планирования. В частности, проектов планировки территорий. Согласно законодательству, именно проекты планировки территории предусматривают размещение объектов общего пользования на ранее застроенной, в том числе и частной, территории. При создании таких объектов — дорог, инженерных сетей — предусматривается изъятие земельного участка.

Но проекты планировки территорий в части основания для изъятия земельного участка имеют ограниченный срок действия. Согласно ч. 12.6 ст. 45 Градостроительного кодекса, он составляет три года для проектов планировки территории, принятых после 1 апреля 2015 года. Согласно ч. 3 ст. 56.3 Земельного кодекса, принятой в 2015 году, этот срок также установлен в три года. При этом о сроке действия проектов планировки территорий, принятых до 2015 года, напрямую нигде речи не идет.

Минэкономразвития РФ в письме от 22.07.2019 №Д27и-24719 в ответ на запрос юридического агентства «Кучембаев и партнеры» подтвердило, что правило 3 летнего срока  действует и для таких проектов планировки территории, которые приняты до 2015 года. Цитата: «В связи с этим в настоящее время принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения на основании проектов планировки территории, утвержденных до 1 апреля 2015 года, не представляется возможным».

Сейчас этот срок продлен до 6 лет, но так как это произошло только в 2019 году, то , по нашему мнению. шестилетний срок должен применяться только к новым проектам генеральным планам и новым проектам планировки территорий.

5. Выводы

1. Проведенная реформа законодательства четко регламентировала, в каких случаях и в каком порядке документы территориального планирования могут быть основаниями для ограничения прав на земельные участки. Кроме того, согласно нововведениям,  генеральные планы, по которым проекты планировки утверждены до 01.04.2015 г., в настоящий момент не могут быть основаниями для изъятия земель, и, следовательно, такие генеральные планы в части размещения планируемых объектов на частных землях не реализуемы принудительным образом.

2. Однако решение вопроса законности разрешения на строительство, соответствующего  градостроительному регламенту, отраженному в правилах землепользования и застройки, но не соответствующего положениям  генеральных планов, лежит исключительно в плоскости судебной практики. Достаточно того, чтобы суды признали что положения генеральных  планов не подлежат непосредственному применению при выдаче разрешения на строительство и определили рамки тождественности между положениями генеральных планов и правил землепользования. В части определения территорий общего пользования применению подлежат проекты планировки территорий.

3. Фрагментарное изменение генеральных планов не основано на законе, не логично и несет коррупционные риски.

Генеральный план реконструкции Москвы — Википедия

Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года

Генеральный план реконструкции Москвы — первый комплексный план реконструкции Москвы, в котором исторически сложившаяся радиально-кольцевая структура города сочеталась с освоением новых районов, созданием кольцевых и радиальных магистралей. Разработан под руководством архитекторов Владимира Семёнова и Сергея Чернышёва. Утверждён 10 июля 1935 года постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 1435 «О генеральном плане реконструкции города Москвы». Послужил основой для сталинской реконструкции Москвы. Включал в себя новаторский план обводнения города Москвы, по примеру Ленинграда. Реализован не полностью.

«План Большой Москвы». Приложение I к книге Сергея Шестакова «Большая Москва» Титульный лист книги С. С. Шестакова «Большая Москва»

Предпосылки создания генплана[править | править код]

Сразу после Октябрьской революции были созданы проекты городов будущего, вынесены предложения по реконструкции Петрограда и Москвы. Этими разработками занималась проектная мастерская под руководством Алексея Щусева и Ивана Жолтовского[1].

Первый план реконструкции — «Город будущего» — составил в 1918 году профессор Борис Сакулин. План охватывал города Подмосковья и предусматривал групповое расселение. Однако проект был невыполним, так как предполагал переустройство жизни на слишком большой территории, сравнимой с небольшим государством[2][3].

С 1918 года началась разработка генерального плана «Новая Москва» специально организованной архитектурной мастерской Моссовета под руководством Алексея Щусева и Ивана Жолтовского[3]. В его основу была положена традиционная для города радиально-кольцевая планировка и принцип сохранения большинства старинных сооружений. Но при этом Московский Кремль предполагалось использовать как музей, общественный центр столицы перенести в Петровский парк, а силуэту города придать конусообразный вид[источник не указан 988 дней].

Проект «Новая Москва» был совершенно иной направленности, чем «сталинский» генеральный план реконструкции столицы 1935 года, о котором часто неправильно пишут как о развитии идей Щусева. Щусев переносил административный центр на Петербургское шоссе, а по генплану 1935 года он был принципиально наложен на исторический центр. Щусев был за выявление лучших старинных зданий (его сотрудники обследовали город, работая в комиссии по охране памятников Моссовета), тогда как в ходе реализации генплана 1935 года были снесены многие исторические здания и кварталы. Щусевский план был резко раскритикован в 1924—1925 годах городской администрацией и только строительство Мавзолея Ленина позволило зодчему избежать репрессий. Важно отметить, что с генпланом «Новая Москва» был связан замысел создания вокруг Москвы (за кольцевой железной дорогой) многочисленных рабочих посёлков типа европейских городов-садов (проект Архитектурной мастерской Моссовета, схема Б. М. Сакулина)[источник не указан 988 дней].

Проект «Большая Москва» был разработан в 1921—1925 годах Сергеем Шестаковым. По плану историческое ядро города опоясывалось системой трёх колец[4]. Однако власти в 1929 году от плана реализации отказались, а сам Шестаков был репрессирован[5].

Конкурсные работы[править | править код]

«План Московской губернии» С. С. Шестакова

Конец 1920-х и начало 1930-х годов — время бурных дискуссий о принципах социалистического расселения, типах жилища, путях развития будущей Москвы, о будущем советского народа[6][7]. В 1932 году Моссоветом был организован закрытый конкурс на идею генерального плана Москвы. В конкурсе принимали участие крупнейшие функционалисты со всего мира — Ле Корбюзье, Ханнес Майер, Эрнст Май, Николай Ладовский[8].

В проекте инженера Германа Борисовича Красина планировка Москвы предлагалась в виде звездообразной структуры с плотно застроенным центром, поселковой застройкой вдоль радиальных магистралей, между которыми пролегали зелёные насаждения, идущие из Подмосковья к центру[9]. Немецкие архитекторы Эрнст Май, К. и Ханнес Майеры предлагали оставить радиально-кольцевую планировку и исторический центр города, в котором сосредотачивалась культурная и административно-политическая жизнь. Развивать промышленность планировалось на юго-востоке. Города-спутники соединялись с центром и промышленными районами электрической железной дорогой[10].

Франко-швейцарский архитектор, классик архитектурного аванграда Ле Корбюзье считал, что средневековая радиально-кольцевая структура плана не способна вместить новое содержание растущего города. Ле Корбюзье предлагал прямоугольную сетку улиц вместо традиционной радиально-кольцевой структуры. Территория столицы должна была быть разделена на зоны: на севере располагался бы новый политический центр города, южнее — четыре больших жилых района, затем — исторический центр, к югу от которого осталась бы промзона[11][12].

Рациональный архитектор Николай Ладовский считал, что Москва сотни лет была радиально-кольцевым городом-крепостью и не располагала общественными пространствами и зданиями, необходимыми для столицы. План архитектора предполагал разорвать радиально-кольцевую систему планировки Москвы, разомкнув одно из колец, и дать городу возможность динамического развития в заданном направлении, а именно в северо-западном вдоль улицы Горького, Ленинградского шоссе и далее («парабола Ладовского»). Со временем Москва, развиваясь в северо-западном направлении, могла слиться с Ленинградом[10][13].

Также существовал проект генплана авторства Льва Ильина, предложенный в 1936 году — уже после реализации Генплана. В нём впервые была предпринята попытка решения вопроса реконструкции центра города не через проектирование отдельных зданий — Дворца Советов или здания Наркомата тяжёлой промышленности, — а через проектирование связанных между собой ансамблей-комплексов[14].

Проект обводнения Москвы[править | править код]

Обводнительная система города Москвы по проекту инженера Авдеева (Ановы)

План обводнения также отличался многообразием вариантов, которые были подготовлены различными архитекторами. Итоговые варианты разрабатывали специалисты Москаналстроя, организованного при Моссовете в 1930 году[15], к 1932-му они предложили три плана канала Москва-Волга: Старицкий, Шошинский и Дмитровский. Все варианты имели свои плюсы и минусы. За генплан обводнения был принят Дмитровский проект. По этому варианту общая протяженность канала составляла 128 км, трасса начиналась в месте впадения в Волгу реки Дубны и направлялась на юг через Дмитров и станцию Икша. Каждая ступень канала представляла собой однокамерный шлюз и насосную станцию. В районе Пестово, расположенного при впадении реки Чёрной в Вязь, канал пересекал водораздел между реками Вязь и Уча и поворачивал на юго-запад. В этом направлении он прорезал Клязьминско-Химкинский водораздел через долину реки Химки и спускался по крутому склону к Москве-реке в районе села Щукино. Геологические условия Дмитровского проекта канала были сложными и разнообразными, но в целом более благоприятными, чем у двух других вариантов[16].

Ни один из конкурсных проектов, озвученных ранее, не был признан достаточно убедительным, чтобы стать основой будущего реального плана преобразования Москвы. Поэтому в 1933 году для разработки такого плана были созданы проектные мастерские Моссовета[17].

На пленуме ЦК ВКП(б) в июне 1931 года были приняты решения о строительстве в Москве метрополитена и о соединении Москвы-реки каналом с Волгой. Первый пробный поезд прошёл на участке »Сокольники» — »Охотный ряд» в 1931 г.

Одновременно пленум обязал «московские организации приступить к разработке научно-обоснованного плана дальнейшего расширения и застройки г. Москвы»[18]. Вопросами реконструкции центра столицы в 1933—1935 годах начала заниматься планировочная мастерская № 2 Моссовета, одним из руководителей которой был ленинградский архитектор Владимиром Щуко[19].

В 1935 году Иосиф Сталин и Вячеслав Молотов утвердили постановление «О генеральном плане реконструкции города Москвы», где были сформулированы принципы социалистического градостроения, оказавшие огромное влияние на его практику и теорию в последующий период. К моменту утверждения генплана по нему уже велись масштабные градостроительные работы: в 1935 году завершили первую очередь метрополитена и развернулись проектные и строительные работы по сооружению канала имени Москвы[20]. После принятия постановления в рамках очередной реорганизации проектного дела осенью 1935 года планировочная мастерская № 2 была преобразована в архитектурно-планировочную мастерскую № 2 под руководством Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха[19].

Пролетариату в наследство осталась весьма запутанная система лабиринтов, закоулков, тупичков, переулков старой купеческо-помещичьей Москвы. Идёт улица как улица, и неожиданно посредине стоит нелепый дом: какому-нибудь Тит Титычу взбрело на ум взгромоздить свой дом как раз посредине улицы или оттяпать у улицы по крайней мере добрых 5-10 метров на выступы своего особняка. С увеличением населения у нас город вырастет до 5 миллионов, с быстрым ростом в городе числа автомобилей и других видов городского транспорта жить будет невозможно, если не перепланировать город, не расширить и выпрямить улицы, не создать новые площади.

формулировал проблему Лазарь Каганович, которому было поручено курировать реконструкцию столицы[21]

Перед архитекторами 2-й планировочной мастерской стояла нелёгкая задача создать единый ансамбль, учитывая, с одной стороны, ещё не начавшийся строиться Дворец Советов, а с другой — уже возводившиеся по трассе будущей главной магистрали новые здания, такие как Дом комитетов Совета труда и обороны, первая очередь гостиницы Моссовета, «дом на Моховой» и библиотека им. Ленина[22].

Проектирование генплана велось комплексно, все планировочные структуры города подвергались инженерному, архитектурному и экономическому анализу. Одновременно с этим производились подробные разработки крупных инженерно-технических проектов: метрополитен, обводнение города, реконструкция наземного транспорта, строительство и реконструкция мостов. В 1935 году работы над Генеральным планом Москвы были закончены[23].

Предполагалось, что новый генеральный план, разработанный Владимиром Семёновым и Сергеем Чернышёвым, будет воплощён в жизнь за десятилетие. Развитие города намечалось в первую очередь в юго-западном направлении, свободном от промышленных предприятий. План предусматривал строительство новых широких транспортных магистралей и расширение имеющихся. Существующие мосты предполагалось обновить и расширить, дополнив новыми (в их числе Крымский мост). Приоритетным направлением признавалось строительство Московского метрополитена, который получил имя Кагановича. Вплоть до Великой Отечественной войны работы по осуществлению Генерального плана шли непрерывно, с нарастанием объёмов всех видов строительства[20].

Первым реализованным проектом стало создание метрополитена. Строительство первого опытного участка началось в 1931 году на Русаковской улице. В 1933 году после утверждения технического проекта первой очереди трест Метрострой начал основные работы. Открытие московского метрополитена и его первой линии — Сокольнической — состоялось 15 мая 1935 года. В пусковой комплекс входили 11,2 км трассы, 13 станций и 12 составов[24][25].

Большое значение придавалось также озеленению города, созданию новых парков и реконструкции существующих. Планировалось создание пяти «зелёных» колец вокруг центра города. Для отдыха социалистических трудящихся были организованы рекреационно-парковые пространства нового типа — парк Горького и ВДНХ. Работа по планировке парка им. Горького проводилась в 1934—1936 годах. Проектировал парк коллектив архитекторов под руководством Александра Власова — мастера садово-парковой архитектуры. Парк создавался на месте 1-й Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1922—1923 годов. Размеры парка не ограничились территорией бывшей выставки, а увеличились до 560 га, включая Нескучный сад. В композицию парка входили открытые пространства для культурно-массовых мероприятий, зоны отдыха характеризовала живописная планировка. Для открытия новой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в 1939 году на северо-западе столицы образовался крупнейший массив зелени, включающий в себя Парк культуры и отдыха им. Дзержинского, парк «Останкино» и Главный ботанический сад[26][27].

Осенью 1932 года быстрыми темпами начал строиться канал Москва-Волга (нынешний канал им. Москвы), четыре года и восемь месяцев понадобилось, чтобы прорыть искусственную реку от станции Большая Волга на окраине Дубны до Москвы. Стройку курировал НКВД. На ней трудились тысячи заключённых, для чего специально был создан Дмитровлаг, просуществовавший более пяти лет. В мае 1937 года по каналу двинулись суда с грузами и пароходы с туристами, и он стал как водоснабжающей, так и судоходной магистралью. А за два года до этого начал развиваться речной транспорт, когда правительственным постановлением от 8 сентября 1935 года было утверждено решение о создании серии специальных «канальных» судов[28]. К началу навигации на канале нужно было разработать и построить суда для нового водного пути — теплоходы, катера, глиссеры, водные такси, создать комфортабельный и удобный флот. Канал изменил и контуры судов: в отличие от старых речных форм, угловатых и высоких, корпуса «канальных» теплоходов стали удлинёнными и обтекаемыми[29].

Обводнение Москвы развивалось по всему городу. С севера столицу должны были огибать два кольцевых канала. Один из них, малый, соединял Яузу с Химкинским водохранилищем, а второй выходил в район Южного порта. Излучины Москвы-реки для удобства судоходства предполагалось спрямить. Наибольшее внимание уделялось строительству каналов, которые должны были соединить Москву со всеми крупными реками европейской части страны[8]. Новые высокие незатопляемые набережные общей протяженностью 52 км, облицованные гранитом, были закончены к 1937 году. В период с 1936 по 1938 год были реконструированы три существующих моста и построены девять новых, которые принадлежали к крупнейшим мостам в Европе. Их возводили с таким расчётом, чтобы пропускать большие волжские суда, которые ходили по Московскому каналу. Обводнение волжской водой системы рек и каналов, создание водохранилищ в окрестностях столицы обеспечило город питьевой водой, водой для промышленных целей, а также способствовало улучшению микроклимата города[30].

Стратегия развития по генплану[править | править код]

  • «ЦК ВКП(б) и СНК СССР отвергают проекты сохранения существующего города, как законсервированного музейного города старины, с созданием нового города за пределами существующего.
  • ЦК ВКП(б) и СНК СССР отвергают также предложения о сломке сложившегося города и постройке на его месте города по совершенно новому плану.
  • ЦК ВКП(б) и СНК СССР считают, что при определении плана Москвы необходимо исходить из сохранения основ исторически сложившегося города, но с коренной перепланировкой его путём решительного упорядочения сети городских улиц и площадей» (преамбула постановления от 10 июля 1935).

Ограничение роста Москвы[править | править код]

  • Население города ограничивается численностью 5 млн человек, «с полным обслуживанием бытовых и культурных потребностей этого населения».
  • Территория Москвы, переуплотнённая уже в тридцатые годы, расширяется с 285 до 600 км².
  • Основное направление расширения застройки — на юго-запад по дуге Кунцево — Ленинские горы — Царицыно (1 млн м² жилья за десятилетие). Второстепенные — восток (Измайлово — Перово), запад (Хорошёво — Щукино), северо-запад (Тушино — Медведково).
  • «в Москве, как правило, не будут сооружаться новые предприятия, кроме непосредственно обслуживающих городские нужды (хлебозаводы, холодильники и другие объекты)». Мелкие и пожароопасные предприятия — вывести за черту города[источник не указан 988 дней].

Качество жилой застройки[править | править код]

  • Укрупнить кварталы застройки. Вместо мелких по 1-2 га строить кварталы в 9-15 га, застроенные крупными домами, отказаться от сети переулков.
  • Стремиться к равномерной плотности заселения — 400 человек на 1 га жилого квартала (плотность населения в пределах Садового кольца в 1935 — свыше 1000 человек на 1 га).
  • «К постройке в Москве допускать жилые дома высотой не ниже шести этажей, а на широких магистралях … более высокие дома в 7—10—14 этажей».
  • Отказаться от замкнутого размещения в жилых домах коммунальных учреждений, доступных только для местных жильцов. Размещать учреждения в центре кварталов в расчёте на обслуживание широкого круга населения.

План жилищного строительства на десять лет — 15 млн м² (около 2500 домов), из них в течение ближайшего трехлетия — в объёме 3 млн м² (около 500 домов), в том числе в 1936 — 800 тыс. м²[источник не указан 988 дней]

Уличная сеть[править | править код]

Генплан зафиксировал как факт «сложившуюся радиально-кольцевую систему улиц» и необходимость «дополнить её системой новых улиц, разгружающих центр от движения и позволяющих установить прямую транспортную связь районов города между собой без обязательного проезда через центр города».

Расширение старых улиц:

  • Красная площадь — расширить вдвое. Реконструировать центральные площади.
  • Магистральные улицы — расширить до 30-40 метров «за счет сноса некоторых зданий и немедленной ликвидации клумб и газонов на улицах, а на некоторых улицах также и деревьев».
  • Расширить и застроить набережные Москвы-реки (от Шелепихи до Кожухова) и Яузы (от устья до Садового кольца)
  • Заменить московские мосты.
  • Расширить «с первоочередной их застройкой хорошими по архитектуре зданиями» привокзальные и прочие первоочередные площади[источник не указан 988 дней].

Строительство трёх основных сквозных магистралей, пересекающих центр города:

Строительство кольцевых магистралей:

Пробивка новых улиц:

Железнодорожная сеть[править | править код]

Зелёная зона Москвы[править | править код]

Вошедшая в Генплан Схема озеленения Москвы была разработана архитектором Виталием Долгановым и содержала следующие положения.

  • Создать защищённый лесопарковый пояс в радиусе 10 км от новых границ города.
  • Создать непрерывные радиальные зеленые массивы от центра города до лесопаркового пояса (например, Неглинная улица — Самотёка — Останкино — лесопарк).
  • Реконструировать имеющиеся городские парки[источник не указан 988 дней].

Локальные проекты[править | править код]

  • Завершить расчистку Охотного ряда — Моховой от старых домов.
  • Расчистить Китай-город (под строительство нескольких зданий) и Зарядье (под здание Дома промышленности).
  • Спланировать и очистить от мелких построек к 1937 году территорию Лужников. Построить эстакадный мост Лужники — Ленинские горы.
  • Снести к 1938 году мелкие строения на стрелке водоотводного канала для постройки на этом месте монумента в память о спасении челюскинцев (не осуществлено[31]).
  1. ↑ Основы архитектуры, 1989, с. 75—76.
  2. ↑ Схема районной планировки Москвы. 1918 г. проф. Б. Сакулин (неопр.). Novosibdom.ru (2017). Дата обращения 23 мая 2017.
  3. 1 2 Планы Сакулина, Щусева и Шестакова (неопр.). ArchitectNew (7 апреля 2017). Дата обращения 23 мая 2017.
  4. ↑ Большая Москва, 1925.
  5. ↑ Москва в генеральных планах: от болота у стен Кремля до третьего транспортного кольца (неопр.). «Стрелка» (2014). Дата обращения 23 мая 2017.
  6. ↑ Проспекты советской Москвы, 2015, с. 9.
  7. ↑ История советской архитектуры, 1985, с. 7.
  8. 1 2 Сергей Кавтарадзе, Алексей Тарханов. Великий город, существующий в нескольких временах, образах и реальностях (неопр.). Kommersant.ru (14 марта 1995). Дата обращения 23 мая 2017.
  9. ↑ История советской архитектуры, 1985, с. 25.
  10. 1 2 Зодчие Москвы, 1988, с. 25.
  11. ↑ Проект реконструкции Москвы. Ле Корбюзье. 1932 г. (неопр.). Novosibdom.ru (2017). Дата обращения 23 мая 2017.
  12. ↑ Дранг нах Зюйд-Вестен 5. Прямоугольная сетка Ле Корбюзье (неопр.). bdb-2000.livejournal.com (16 апреля 2012). Дата обращения 23 мая 2017.
  13. Юрий Синяков. «Новая Москва» и «Парабола» Ладовского (неопр.). «Большая Москва» (3 февраля 2016). Дата обращения 23 мая 2017.
  14. ↑ Великая школа, 1936, с. 2.
  15. Козлов Д. В., КозловК. Д. Канал им. Москвы (неопр.). http://water-rf.ru. Научно-популярная энциклопедия Вода России. Дата обращения 17 июня 2017.
  16. ↑ Технический отчёт о строительстве, 1940, с. 52.
  17. ↑ Зодчие Москвы, 1988, с. 112.
  18. ↑ Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 1984, с. 332.
  19. 1 2 Зодчие Москвы, 1988, с. 114.
  20. 1 2 Генеральный план реконструкции города Москвы, 1935 год (неопр.). «Ландшафт-дизайн» (2017). Дата обращения 23 мая 2017.
  21. Евгений Жирнов. Шесть сталинских колец (неопр.). Коммерсант.ru (12 октября 2009). Дата обращения 23 мая 2017.
  22. Ю. Д. Старостенко. Реализация представлений об ансамбле в проекте реконструкции центра Москвы 1936 года (неопр.) (недоступная ссылка). «Капитель» (2017). Дата обращения 23 мая 2017. Архивировано 4 сентября 2017 года.
  23. ↑ История советской архитектуры, 1985, с. 83.
  24. Игорь Лисов. Проектирование и первые очереди строительства (неопр.). «Московское метро» (2017). Дата обращения 23 мая 2017.
  25. ↑ История метрополитена (неопр.) (недоступная ссылка). mosmetro.ru (2017). Дата обращения 23 мая 2017. Архивировано 12 февраля 2013 года.
  26. ↑ История советской архитектуры, 1985, с. 87.
  27. ↑ Сооружения всесоюзной сельскохозяйственной выставки, 1954.
  28. ↑ Речные трамвайчики, 2015.
  29. ↑ Москва на стройке, 1955.
  30. ↑ История советской архитектуры, 1985, с. 86.
  31. ↑ Борис Арсеньев. Неисчерпаемая Якиманка. В центре Москвы — в сердцевине истории. Центрполиграф, 2014. С. 90.
  • Романовский И. С. Новая Москва. Площади и магистрали. — М.: Московский рабочий, 1938. — 196 с.
  • Березинский А. Р. Технический отчёт о строительстве «Канала Москва-Волга». — Ленинград: Государственное Издательство Строительной Литературы, 1940. — С. 13—162. — 316 с.
  • Зодчие Москвы / Сост.: М. И. Астафьева-Длугач, Ю. П. Волчок, А. М. Журавлев. — М.: Моск. рабочий, 1988. — Т. 2. — 368 с. — ISBN ISBN 5-239-00057-3.
  • История советской архитектуры (1917-1954 гг.). — М.: Стройиздат, 1985. — 256 с.
  • Кликс Р., Овсянников К. Сооружения всесоюзной сельскохозяйственной выставки // Архитектура и строительство Москвы. — 1954. — № 5.
  • Окороков А. В. Речные трамвайчики. Ч. 1 // Журнал Института наследия. — 2015. — № 1.
  • Логинов А., Лопатин П. Москва на стройке. — М.: Молодая гвардия, 1955. — 464 с.
  • Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК: 1929-1932. — М.: Изд-во политической литературы, 1984. — С. 322.
  • Кильпе Т. Л. Основы архитектуры. — М.: Высшая школа, 1989. — С. 72—78.
  • Шестаков С. С. Большая Москва. — М., 1925. — 41 с.
  • Ильин Л. А. Великая школа // Архитектурная газета. — 1936. — № 38. — С. 2.
  • Рогачев А. В. Проспекты советской Москвы. История реконструкции главных улиц города. 1935—1990 гг. — М.: Центрполиграф, 2015. — 448 с. — ISBN 978-5-227-05721-1.

генеральный план — с русского на английский

  • ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН — общий план всего строительства в целом или отдельного строительного объекта (Г. п. всей жел. дор. линии, Г. п. путового развития и расположения зданий и станционных устройств в пределах территории отдельной станции и т. д.). Г. п. дает о таком… …   Технический железнодорожный словарь

  • Генеральный план — (англ. general plan) в РФ градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений. Г.п. разрабатывается в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной… …   Энциклопедия права

  • Генеральный план —         горного предприятия (a. general mining plan; н. Gesamtzuschnitt des Bergwerkes; ф. plan general de l entreprise miniere; и. plan general de una explotacion minera) содержит комплексное решение вопросов размещения осн. производственных,… …   Геологическая энциклопедия

  • ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН — (проект планирования и застройки) ГОРОДА, ПОСЕЛКА, СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА документ, определяющий основные направления использования земель для промышленного, жилищного и иного строительства, благоустройства и размещения мест отдыха… …   Экологический словарь

  • генеральный план — города, другого поселения, территории, подведомственной органу местного самоуправления градостроительная проектная документация, являющаяся основным юридическим документом, определяющим в интересах населения условия проживания, направление и… …   Строительный словарь

  • ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН — Документ, определяющий основные направления использования земель для промышленного, жилищного и иного строительства, благоустройства и размещения мест отдыха населения Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • генеральный план — — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN master plan …   Справочник технического переводчика

  • Генеральный план — Концепция развития одного из районов Кабула, Афганистан См. также категорию: Генеральные планы городов …   Википедия

  • генеральный план — 3.13 генеральный план: Документация по планированию основных работ по инжинирингу и операциям, подготавливаемым до проведения любой крупной интеграции предприятия или другого системного проекта по инжинирингу. Примечание Генеральный план… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • генеральный план — строит. вид градостроительной документации, регулирующий градостроительную деятельность в городах и других поселениях, определяющий условия безопасности проживания населения, обеспечение необходимых санитарно гигиенических и экологических… …   Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН — осн. док т градостроит. документации г., определяющий на расчетный срок развитие тер рий разл. назначения, а также ул. дорожной сети, инж. инфраструктуры, благоустройства на основе соответствующего технико экон. обоснования. Первый план Екат.… …   Екатеринбург (энциклопедия)

  • Предложения со словосочетанием ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН

    Долгое время этот генеральный план сохранял значение опорного. Районные архитекторы, которые должны отвечать за соблюдение генерального плана застройки, редко утруждают себя строгим контролем. Если же произведено межевание участка, то есть установлен его легальный статус, не приходится корректировать генеральный план за свой счёт. С этого времени генеральный план вступает в свои права — уже не как графическое описание существующего города, а как проект его структуры. После революции 1917 года город застраивался в полном соответствии с генеральным планом.

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

    Вопрос: непоколебимый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

    Положительное

    Отрицательное

    Если же наша цель является негативной, генеральный план будет иметь предупредительный характер, и мы можем выжидать время для контрнаступлений. Генеральный план города с численностью населения до 50 тыс. По генеральному плану застройки мы должны начать работы с возведения центрального туристического комплекса у объекта номер один. Память, как на фотоснимке, запечатлела, запомнила и отложила в подсознании мельчайшие детали будущего генерального плана. После этого пожара город отстраивался заново, в соответствии с генеральным планом застройки 1788 г. Архитектурный облик всего старого города был определён генеральным планом 1788 г. Но и после утверждения генерального плана зодчие продолжали тешить себя проектированием широченных проспектов и круглых площадей. Такой генеральный план хорошо знаком каждому европейскому архитектору — по тому же принципу устроено множество городов. Как на всякой войне, в ней есть солдаты и командиры, разведка, генеральные планы и, конечно, фельдмаршал. На практике у японцев не было генерального плана или глобальной стратегии, которыми можно руководствоваться в экспансии. Для этого на третий день стали претворять в жизнь этапы генерального плана. Последняя в поселении разрабатывается на основании генерального плана поселения и правил землепользования и застройки. После чего подготовить проект поэтапной реализации этого генерального плана. Моё личное мнение состоит в том, что функционирование такого органа в этой связи должно ограничиваться принятием генерального плана операции. Если он начнёт подозревать, то предупредит остальных, а значит — генеральный план либо перепрячут, либо станут охранять куда лучше. По генеральному плану на месте нашего хутуна через полгода будет стоять отель. Одно на одном, будто грибы после дождя, безо всякого генерального плана. Документами территориального планирования являются схемы, генеральные планы поселений, городских округов. Такой экспертизой может стать разработка генерального плана участка. На генеральном плане нужно разместить все строения на участке, включая проектируемый гараж, с учётом санитарно-гигиенических и противопожарных норм (рис. Квасова состоит в том, что он сумел сформулировать задачи и решить принципиальные позиции генерального плана столицы. Ленинская теория пролетарской социалистической культуры, генеральный план её строительства теперь известны каждому образованному советскому человеку. С этого времени генеральный план вступает в права уже не как графическое описание существующего города, а как проект его структуры. Во-вторых, возникновение большинства империй происходило спонтанно, а не в соответствии с неким генеральным планом. Всё утро я даже словечком об этом не обмолвилась, чтобы сохранить ясную голову и составить наш генеральный план. Детали генерального плана только разрабатываются на момент написания книги, однако основные его позиции опубликованы. В генеральном плане 1999 г. Но официально меркла перед генеральным планом 1936 года, воспетым в сталинские и даже постсталинские времена в качестве «первого в истории». Готовые проекты, как правило, предлагают замечательный генеральный план. Беннета, несмотря на несколько теоретический характер, стал самым подробным генеральным планом развития города за всю историю американской архитектуры. В 1930-х годах он создал множество генеральных планов. Архитектурное проектирование заканчивается разработкой генерального плана жилого образования. Если он идёт правильно, по генеральному плану ведущей клетки, то отмирающие клетки сразу же заменяются новыми и организм работает без сбоев. Генеральный план, который «содержит всё и отвечает за всё», не нуждается в правилах землепользования и застройки с градостроительными регламентами. На генеральном плане замыкается всё, кроме него ничего не нужно. Генеральный план — это долгосрочное планирование выполнения полномочий-обязательств местной публичной власти. Вот почему нельзя изъять из генерального плана функциональное зонирование. Предположим, что в составе генерального плана содержатся градостроительные регламенты в их подлинном понимании, т. Первая тонка зрения — рассмотрение ситуации с позиции юридического статуса двух разнородных и не сочетаемых по правовым основаниям частей генерального плана. Генеральный план «рисует картину», отстоящую от момента его принятия на 20 — 25 и более лет в будущем.

    Генеральное межевание — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Генеральное межевание — мероприятия по установлению точных границ отдельных владений, проводившиеся в России с момента опубликования 19 сентября 1765 года правительственного манифеста и до конца XIX века.

    Девиз Генерального межевания «Каждый при своемъ» был предложен самой императрицей Екатериной II. Это изречение присутствовало на рисунке межевого штемпеля для планов и прочих бумаг, а впоследствии — на знаке форменного кепи воспитанников Константиновского межевого института[1].

    Материалы Генерального межевания представляют собой различные планы земельных участков (как одного участка, так и общие, например, какого-либо уезда), экономические примечания к планам (содержат сведения о владениях, землях, принадлежащих отдельным селам, деревням, а также сведения о занятиях населения), межевые книги (содержат описание границ того или иного участка), полевые записки (содержат различные документы, составлявшиеся непосредственно при межевании, например, межевые ходы, споры, объявления владельцев, присяги понятых лиц) и прочие.

    • Фрагмент плана Генерального Межевания уездов и губерний Российской Империи. Богучарский уезд. Масштаб: 2 версты в дюйме (1 см-840м, 1:84000).

    • Объявление о прекращении земельного спора во время Генерального межевания. 1786 год. Гдовский уезд. Дача села Хтины.

    ❶ Что такое генеральный план 🚩 генеральный план дома 🚩 Разное


    В широком смысле генеральный план представляет собой комплект документов, определяющих проект в сфере капитального строительства. Он может иметь разный масштаб, быть объемным и долгосрочным, касающимся градостроительного освоения больших территорий, или же весьма скромным, описывающим всего одно архитектурное сооружение. Генеральный план составляется как при проведении непосредственно строительных (например, при капитальной застройке), так и реконструкционных работ.

    Выступая в качестве раздела документации, создаваемой при проектировании или реконструкции отдельного архитектурного сооружения, генеральный план представлен набором изображений и чертежей. Кроме планов инженерных сетей, земляных масс, организации рельефа, благоустройства территории, и т.д., он содержит сводное детализированное изображение, иллюстрирующее весь объект с сопутствующей инфраструктурой (транспортные пути с указанием подъездов, элементы благоустройства, и т.п.). Часто такой документ получают путем наложения схемы здания или комплекса на фотографическое изображение местности. При этом обычно используется вид сверху.

    Генеральный план населенного пункта является научно обоснованным долгосрочным проектом его последовательного развития. Сроки реализации могут варьироваться, но обычно составляют десятки лет. Генеральный план такого масштаба включает множество обязательных документов. Среди них: схемы границ особых территорий и зон (например, зон повышенного риска возникновения чрезвычайных ситуаций, зон с охраняемыми объектами культуры), схемы автомобильных дорог и транспортных развязок, схемы объектов и сетей водо-, газо-, энерго- и теплоснабжения. Каждая часть генерального плана населенного пункта включает как графическое (чертежи, фотографические изображения, топографические схемы), так и текстовое содержание.

    В Градостроительном кодексе Российской Федерации генеральный план обозначен в качестве одного из основных документов, на основе которого должно осуществляться территориальное планирование. Однако он носит лишь рекомендательный характер. Поэтому в последнее время наблюдается переход от использования генерального плана к проектам межевания и планировки.