Содержание:
Модульный контактор дает возможность дистанционно управлять электроустановками и оборудованием. Он имеет компактные размеры, отлично сочетается с другими модульными устройствами. Например, однофазный контактор легко установить на ДИН-рейку в электрическом щитке. Во время работы отсутствует вибрация и шум, поэтому такие контакторы применяются не только на производстве, но и в жилых и общественных зданиях. Что такое модульный контактор и для чего он нуженПо своему функциональному назначению контактор модульный КМ относится к коммутационной аппаратуре дистанционного управления мощными нагрузками, работающими при постоянном или переменном токе. Они выполняют разрыв токовых цепей сразу в нескольких местах, и этим отличаются от электромагнитных реле, разрывающих цепь лишь в одной точке. Довольно часто модульные контакторы работают совместно со вспомогательными устройствами – приставками, тепловыми реле, средствами блокировки и другими приборами модульного типа. В результате таких сочетаний получается аппаратура, обладающая особыми свойствами и способная выполнять заданные функции. Так, при установке модуля задержки, получается контактор с функцией задержки, а тепловое реле перегрузки переводит контактор в категорию магнитного пускателя. С помощью вспомогательных элементов существенно расширяются возможности основных приборов, улучшаются их эксплуатационные характеристики, упрощается монтаж. По своей сути контакторные устройства считаются модифицированными разновидностями пускателя, в котором дополнительно присутствуют тепловое реле и контактная группа для запуска электродвигателя. Электромагнитные пускатели низкого напряжения реверсивными и нереверсивными. Первый вариант включает в себя два одинаковых контактора, с одним и тем же номинальным током. В нем установлена блокировка механического или электрического типа, предотвращающая одновременное замыкание главных контактов. Защитные функции в этих приборах выполняют электротепловые токовые реле и другие аналогичные устройства. Электрический контактор малой мощности, используется в качестве промежуточного реле. Он предназначен для слаботочных цепей и отличается большим числом коммутаций. С помощью этого прибора удается подключить множество дополнительных участков и контролировать их включение-выключение. Конструкция и принцип действияСтандартная конструкция контактора включает в себя несколько основных деталей. Прибор состоит из корпуса (1), выводной клеммы катушки управления (2), клеммы силового контакта (3), неподвижного магнитопровода (4), подвижной части – сердечника (5), катушки управления (6), короткозамкнутого кольца магнитопровода (7), неподвижного и подвижного контактов (8 и 9), индикаторного рычага включения-выключения (10). Катушка является основным элементом, создающим магнитный ток. Если она используется еще и в качестве дросселя, то с ее помощью возникает движущая сила, обеспечивающая работу приборов. Натяжение контактов фиксируется при помощи контактной пружины. Во время стыковки подвижный и неподвижный контакты соединяются между собой. Они постоянно находятся в движении и совершают определенные действия. Неподвижные контакты закрепляются на корпусе, а подвижные соединяются с сердечником. Работа контактора происходит следующим образом:
Классификация контакторных устройствСуществуют различные типы контакторов, отличающихся друг от друга по различным показателям. Среди них можно выделить следующие параметры. В первую очередь, они классифицируются по назначению. Сюда входят следующие виды и категории:
Каждый контактор модульный разделяется по типу привода его в действие. В этом случае также можно отметить различные варианты:
Любой контактор модульный КМ в зависимости от модификации, может быть смонтирован разными способами:
Существуют различия и в соответствии с номинальным напряжением основной цепи. В этом случае контактор КМ может входить в группу устройств, работающих с напряжением 220 и 440 вольт или в группу с напряжением 380 и 660 В. Прибор, бывает однополюсный, а также двухполюсный и с большим количеством полюсов – до 5 единиц. Схемы подключения потребителей и модульных контакторовВ соответствии с типом используемого электрооборудования, в каждом случае предусмотрена индивидуальная схема подключения модульного контактора. Наибольшее распространение получил стандартный вариант, где используется всего один прибор, а также схемы – реверсивная и с подключением однофазных потребителей. Каждую из них следует рассмотреть подробнее. Самая популярная схема – подключение трехфазного электродвигателя через контактор модульный КМ (рис. 1). Для управления используются обычные кнопки ПУСК и СТОП. Защита от перегрузок осуществляется с помощью теплового реле. На случай коротких замыканий электрическая цепь оборудуется автоматическим выключателем. Другая схема – реверсивная (рис. 2), используется при подключение модульного контактора к электродвигателю, чтобы появилась функция реверса. Она постоянно необходима в различных подъемных механизмах, станках и другом оборудовании. В этом случае выполняется подсоединение еще одного коммутирующего устройства. Оно участвует в изменении мест двух фаз, что приводит и к изменению направления вращения вала. Данная схема также дополнена защитными средствами – тепловым реле и автоматическим выключателем. Основное назначение контакторов в третьей схеме, заключается в работе с однофазными потребителями. Как правило, это системы освещения, электрические насосы и другое оборудование, функционирующее с одной фазой. Технические характеристикиОсновные параметры и технические характеристики наносятся на корпус прибора, в том числе и контактора АВВ. Прежде всего, это величина номинального тока, тип и количество контактов. На каждой модели и модификации присутствуют собственные показатели. Чаще всего коммутационные приборы, работающие с различным электрооборудованием, обладают следующими характеристиками:
Отдельно следует отметить характеристики управляющих цепей в самом контакторе:
Благодаря этим показателям данные приборы широко используются в электрике, промышленности и других областях. |
Схемы подключения трёхфазного электродвигателя — Ремонт220
СтатьиАвтор Фома Бахтин На чтение 2 мин. Просмотров 1.6k. Опубликовано
Типовая схема подключения трёхфазного электродвигателя состоит из самого электродвигателя, магнитного пускателя и защиты от сверхтоков (автоматический выключатель – автомат).
Схемы подключения могут быть разными, в зависимости от магнитного пускателя, точнее от рабочего напряжения его катушки К – 220 в или 380 в, от наличия теплового реле, которое подключается последовательно с катушкой пускателя. Превышения тока, потребляемого электродвигателем вызывает размыкание контактов теплового реле, что приводит к обесточиванию катушки и отключению электродвигателя.
Схема подключения трёхфазного электродвигателя
Обозначения: 1 – выключатель автоматический (3х-полюсный автомат), 2 – тепловое реле с размыкающими контактами, 3 – группа контактов магнитного пускателя, 4 – катушка магнитного пускателя (в данном случае рабочее напряжение катушки – 220 в), 5 – блок-контакт нормально разомкнутый, 6 – кнопка “Пуск”, 7 – кнопка “Стоп”.
Отличие этих схем подключения электродвигателей состоит в использовании разных магнитных пускателей в этих схемах. В первом случае используется магнитный пускатель с рабочим напряжением катушки 4 – 220 в; для её питания используется фаза С (можно любую другую) и ноль – N.
Во втором случае электродвигатель подключается через магнитный пускатель с катушкой 4 на 380 в. Для её питания используются фазы B и С.
Как быстро и просто подключить трехфазный двигатель в однофазную сеть DuMA8819
Подключение к трехфазной сети. Часть 2: соединение звезда-треугольник
Схемы подключения трехфазного двигателя. К 3-х и 1-о фазной сети
Схемы подключения трехфазного двигателя — двигатели, рассчитанные на работу от трехфазной сети, имеют производительность гораздо выше, чем однофазные моторы на 220 вольт. Поэтому, если в рабочем помещении проведены три фазы переменного тока, то оборудование необходимо монтировать с учетом подключения к трем фазам. В итоге, трехфазный двигатель, подключенный к сети, дает экономию энергии, стабильную эксплуатацию устройства. Не нужно подключать дополнительные элементы для запуска. Единственным условием хорошей работы устройства является безошибочное подключение и монтаж схемы, с соблюдением правил.
Схемы подключения трехфазного двигателя
Из множества созданных схем специалистами для монтажа асинхронного двигателя практически используют два метода:
- Схема звезды.
- Схема треугольника.
Названия схем даны по методу подключения обмоток в питающую сеть. Чтобы на электродвигателе определить, по какой схеме он подключен, необходимо посмотреть указанные данные на металлической табличке, которая установлена на корпусе двигателя.
Даже на старых образцах моторов можно определить метод соединения статорных обмоток, а также напряжение сети. Эта информация будет верна, если двигатель уже был в эксплуатации, и никаких проблем в работе нет. Но иногда нужно произвести электрические измерения.
Схемы подключения трехфазного двигателя звездой дают возможность плавного запуска мотора, но мощность оказывается меньше номинального значения на 30%. Поэтому по мощности схема треугольника остается в выигрыше. Существует особенность по нагрузке тока. Сила тока резко увеличивается при запуске, это отрицательно сказывается на обмотке статора. Возрастает выделяемое тепло, которое губительно воздействует на изоляцию обмотки. Это приводит к нарушению изоляции, и поломке электродвигателя.
Много европейских устройств, поставленных на отечественный рынок, имеют в комплекте европейские электродвигатели, действующие с напряжением от 400 до 690 В. Такие 3-фазные моторы необходимо монтировать в сеть 380 вольт отечественного напряжения только по треугольной схеме обмоток статора. В противном случае моторы сразу будут выходить из строя. Российские моторы на три фазы подключаются по звезде. Изредка производится монтаж схемы треугольника для получения от двигателя наибольшей мощности, применяемой в специальных видах промышленного оборудования.
Изготовители сегодня дают возможность подключать трехфазные электромоторы по любой схеме. Если в монтажной коробке три конца, то произведена заводская схема звезды. А если есть шесть выводов, то мотор можно подключать по любой схеме. При монтаже по звезде нужно три вывода начал обмоток объединить в один узел. Остальные три вывода подать на фазное питание напряжением 380 вольт. В схеме треугольника концы обмоток соединяют последовательно по порядку между собой. Фазное питание подсоединяется к точкам узлов концов обмоток.
Проверка схемы подключения мотора
Представим худший вариант выполненного подключения обмоток, когда на заводе не обозначены выводы проводов, сборка схемы проведена во внутренней части корпуса мотора, и наружу выведен один кабель. В этом случае необходимо разобрать электродвигатель, снять крышки, разобрать внутреннюю часть, разобраться с проводами.
Метод определения фаз статора
После разъединения выводных концов проводов применяют мультиметр для измерения сопротивления. Один щуп подключают к любому проводу, другой подносят по очереди ко всем выводам проводов, пока не найдется вывод, принадлежащий к обмотке первого провода. Аналогично поступают на остальных выводах. Нужно помнить, что обязательна маркировка проводов, любым способом.
Если в наличии нет мультиметра или другого прибора, то используют самодельные пробники, сделанные из лампочки, проводов и батарейки.
Полярность обмоток
Чтобы найти и определить полярность обмоток, необходимо применить некоторые приемы:
- Подключить импульсный постоянный ток.
- Подключить переменный источник тока.
Оба способа действуют по принципу подачи напряжения на одну катушку и его трансформации по магнитопроводу сердечника.
Как проверить полярность обмоток батарейкой и тестером
На контакты одной обмотки подключают вольтметр с повышенной чувствительностью, который может отреагировать на импульс. К другой катушке быстро присоединяют напряжение одним полюсом. В момент подключения контролируют отклонение стрелки вольтметра. Если стрелка двигается к плюсу, то полярность совпала с другой обмоткой. При размыкании контакта стрелка пойдет к минусу. Для 3-й обмотки опыт повторяют.
Путем изменения выводов на другую обмотку при включении батарейки определяют, насколько правильно сделана маркировка концов обмоток статора.
Проверка переменным током
Две любые обмотки включают параллельно концами к мультиметру. На третью обмотку включают напряжение. Смотрят, что показывает вольтметр: если полярность обеих обмоток совпадает, то вольтметр покажет величину напряжения, если полярности разные, то покажет ноль.
Полярность 3-й фазы определяют путем переключения вольтметра, изменения положения трансформатора на другую обмотку. Далее, производят контрольные измерения.
Схема звезды
Этот тип схемы подключения трехфазного двигателя образуется путем соединения обмоток в разные цепи, объединенные нейтралью и общей точкой фазы.
Такую схему создают после того, как проверена полярность обмоток статора в электромоторе. Однофазное напряжение на 220В через автомат подают фазу на начала 2-х обмоток. К одной врезают в разрыв конденсаторы: рабочие и пусковые. На третий конец звезды подводят нулевой провод питания.
Величину емкости конденсаторов (рабочих) определяют по эмпирической формуле:
С = (2800 · I) / U
Для схемы запуска емкость повышают в 3 раза. В работе мотора при нагрузке нужно контролировать величину токов обмоток измерениями, корректировать емкость конденсаторов по средней нагрузке привода механизма. В противном случае произойдет, перегрев устройства, пробой изоляции.
Подключение мотора в работу хорошо делать через выключатель ПНВС, как показано на рисунке.
В нем уже сделана пара контактов замыкания, которые вместе подают напряжение на 2 схемы путем кнопки «Пуск». Во время отпускания кнопки цепь разрывается. Такой контакт применяют для запуска цепи. Полное отключение питания делают, нажав на «Стоп».
Схема треугольника
Схемы подключения трехфазного двигателя треугольником является повтором прошлого варианта в запуске, но имеет отличие методом включения обмоток статора.
Токи, проходящие в них, больше значений цепи звезды. Рабочие емкости конденсаторов нуждаются в повышенных номинальных емкостях. Они рассчитываются по формуле:
С = (4800 · I) / U
Правильность выбора емкостей также вычисляют по отношению токов в катушках статора путем измерения с нагрузкой.
Двигатель с магнитным пускателем
Трехфазный электродвигатель работает через магнитный пускатель по аналогичной схеме с автоматическим выключателем. Такая схема имеет дополнительно блок включения и выключения, с кнопками Пуск и Стоп.
Одна фаза, нормально замкнутая, соединенная с мотором, подключается к кнопке Пуск. При ее нажатии контакты замыкаются, ток идет к электромотору. Необходимо учитывать, что при отпускании кнопки Пуск, клеммы разомкнутся, питание отключится. Чтобы такой ситуации не произошло, магнитный пускатель дополнительно оборудуют вспомогательными контактами, которые называют самоподхватом. Они блокируют цепь, не дают ей разорваться при отпущенной кнопке Пуск. Выключить питание можно кнопкой Стоп.
В результате, 3-фазный электромотор можно подключать к сети трехфазного напряжения совершенно разными методами, которые выбираются по модели и типу устройства, условиям эксплуатации.
Подключение мотора от автомата
Общий вариант такой схемы подключения выглядит как на рисунке:
Здесь показан автомат защиты, который выключает напряжение питания электромотора при чрезмерной нагрузке по току, и по короткому замыканию. Автоматический защитный выключатель – это простой 3-полюсный выключатель с тепловой автоматической характеристикой нагруженности.
Для примерного расчета и оценки нужного тока тепловой защиты, необходимо мощность по номиналу двигателя, рассчитанного на работу от трех фаз, увеличить в два раза. Номинальная мощность указывается на металлической табличке на корпусе мотора.
Такие схемы подключения трехфазного двигателя вполне могут работать, если нет других вариантов подключения. Длительность работы нельзя прогнозировать. Это тоже самое, если скрутить алюминиевый провод с медным. Никогда не знаешь, через какое время скрутка сгорит.
При применении схемы подключения трехфазного двигателя нужно аккуратно выбрать ток для автомата, который должен быть на 20% больше тока работы мотора. Свойства тепловой защиты выбрать с запасом, чтобы при запуске не сработала блокировка.
Если для примера, двигатель на 1,5 киловатта, наибольший ток 3 ампера, то автомат нужен минимум на 4 ампера. Преимуществом этой схемы соединения мотора является низкая стоимость, простое исполнение и техобслуживание.
Если электродвигатель в одном числе, и работает полную смену, то есть следующие недостатки:
- Нельзя отрегулировать тепловой ток сработки автоматического выключателя. Чтобы защитить электромотор, ток защитного отключения автомата устанавливают на 20% больше рабочего тока по номиналу мотора. Ток электродвигателя нужно через определенное время замерять клещами, настраивать ток тепловой защиты. Но у простого автоматического выключателя нет возможности настроить ток.
- Нельзя дистанционно выключить и включить электродвигатель.
Похожие темы:
на дин рейку, устройство и принцип действия
Содержание статьи:
Для автоматизации процессов включения, реверсирования и отключения электромоторов трехфазного типа используется пускатель электромагнитный 220 В или 380 В. Устройство совместимо только с асинхронными двигателями, напряжение питания которых составляет не более 600 В. Перед его подключением необходимо правильно подобрать и изучить схему.
Сферы использования
Электромагнитный пускатель 220 В Пм12-025501
Назначение электрического пускателя – старт, остановка и реверс моторов. Прибор также подходит для управления линией освещения, специализированным оборудованием – насосами, кондиционерами, конвейерными лентами, компрессорами.
Несмотря на то что контактор вытеснил аппарат, его используют в производстве или системах коммуникаций.
Принцип действия электромагнитного пускателя
Для управления применяются кнопки пуска и остановки. Автоматический прибор отличается простым алгоритмом действия:
- Подача напряжения на активную катушку.
- Образование вокруг элемента магнитного поля.
- Притягивание внутрь металлического сердечника с закрепленными металлическими контактами.
- Замыкание силовых контактов – ток поступает на нагрузку.
Реверс осуществляется с использованием сцепки из двух пускателей.
Устройство прибора
Электромагнитный пускатель на 380 или 220 В состоит из таких элементов:
- сердечник;
- катушка электромагнитного типа;
- якорь;
- соединительный каркас;
- датчики механического типа;
- центральная и вспомогательная система контакторов.
В числе дополнительных узлов прибора могут быть электрические предохранители, дополнительный набор клемм, устройство пуска и реле защиты.
Особенности конструкции пускателя
Асинхронный двигатель при включении имеет ток пуска в 6 раз больше номинала. Для предотвращения износа контактов и расшатывания подвижных частей применяется пускатель магнитного типа.
Обозначения секторов
Принцип работы прибора можно понять по информации из секторов:
- в первом указываются области применения и общие данные – частота переменного, номинал тока и условный тепловой ток;
- из второго сектора можно узнать максимальную мощность нагрузки при подсоединении силовых контактов;
- в третьем секторе имеется графическая схема с катушкой электрического магнита и контактами.
По наличию пунктирной линии от катушки к контактам можно определить их синхронность действия.
Группы контактов магнитного пускателя
Для обозначения силовых контактов используется следующая маркировка:
- 1L1, 3L2, 5L3 – элементы входа, предназначенные для подачи питания от линии постоянного или переменного тока;
- 2Т1, 4Т2, 6Т3 – контакты выхода для соединения с нагрузкой;
- 13НО–14НО – вспомогательные элементы для самоподхвата, помогают в момент работы двигателя постоянно не удерживать кнопку Пуск.
Нагрузку или источник питания допускается подключать к любой из групп.
Клавиша остановки
Клавиши Пуск и Стоп
Независимо от модификации управление пускателем для электродвигателя производится при помощи кнопки «Стоп» или «Пуск». У некоторых моделей есть режим реверса. Кнопку остановки можно опознать по красному цвету.
Для беспрепятственного протекания тока нормально замкнутые контакты механически соединяются со стоппером. Без нажатия клавиши производится замыкание контактов металлической планкой. Чтобы устройство остановилось, нужно нажать кнопку – произойдет размыкание. При отсутствии фиксации после опускания кнопки контакты замкнутся.
По этой причине управление электромотором осуществляется при помощи специальных схем. Для упрощения монтажа прибор устанавливают на дин-рейку.
Клавиша старта
Кнопка зеленого или черного цвета соединяется с нормально разомкнутыми контактами механическим способом. От клавиши остановки отличается состоянием контактов. После ее нажатия цепь замыкается, а по контактам поступает ток. Группа элементов придерживается пружиной, которая возвращает ее в исходное положение.
Типы устройств
Пускатели для электродвигателей 380 В с короткозамкнутыми роторами позволяют дистанционно подключать их к сети, реверсировать и останавливать. Приборы бывают:
- Открытого типа. Устанавливаются в панелях, закрытых боксах и местах, защищенных от доступа пыли.
- Закрытого исполнения. Ставятся внутри помещения, кнопки управления находятся на корпусе.
- Пылебрызгонепроницаемые. Подходят для внутреннего и наружного монтажа, поскольку защищены от пыли и влаги специальным козырьком.
- Релейные. Пускатель магнитный с тепловым реле защищает мотор в условиях коротких перегрузок на линии. Релейный выключатель совмещен с прибором или подсоединяется к нему.
- Трехфазные. Особенность трехфазного пускателя – недопустимость превышения пускового тока над номиналом. Если этого нет, при помощи аппарата восстанавливается фаза и обеспечивается бесперебойность работы двигателя при малых показателях тока пуска.
При частых перегрузках у пускателя может перегореть обмотка.
Универсальность конструкции
По конструктивному исполнению магнитные пускатели бывают с 3-мя и 4-мя полюсами, т.е. с 3-4 контактами. Четвертый в нормально-открытом состоянии блокирует цепь управления.
Электромагнитный механизм находится внутри и представляется собой неподвижный Ш-видный сердечник и катушку с обмоткой. Подвижным узлом является якорь, соединенный с траверсой и пластмассы. На ней находятся контактные мосты с активными элементами. Для плавности замыкания используются пружины.
Неподвижная группа контактов припаяна на пластины с винтовыми зажимами. С их помощью можно подключить кабель от внешней линии. Дополнительные контакты находятся на боковых частях прибора.
Некоторые модели имеют специальную крышку для главной контактной группы.
Электрические пускатели с термореле
Магнитные пускатели с тепловыми реле позволяют защитить мотор от непродолжительных перегрузки. Показатели установочного тока можно устанавливать посредством регулятора – его поворачивают отверткой. Для предотвращения коротких замыканий модели с термореле не используются.
Степень защиты
Устройство с защитой IP54 подходят для монтажа на открытых участках, во влажном и пыльном помещении. Внутри бокса целесообразно ставить модификации с защитой IP20. Помимо числового индекса нужно принимать во внимание износостойкость аппарата в условиях частых перепадов нагрузки.
Чем больше числовой индекс, тем меньше требований к монтажу пускателя.
Тонкости подключения устройства на 220 В
Схема подключения пускателя
Для подсоединения однофазного магнитного пускателя и предотвращения его вибраций применяется дин-рейка. Прибор нельзя ставить рядом с реостатами или в нагреваемой части бокса. Залуженный конец проводника, подсоединяемого к устройству, загибается в виде кольца или буквы П. На алюминиевые кабели наносится слой смазки (технический вазелин, Циатим). Включение прибора осуществляется по нескольким схемам.
Классическая
Подойдет, если источники нагрузки – моторы или ТЭНы. Схема состоит из нескольких частей:
- Силовая. Сюда входят контакты на три фазы, автоматический включатель (ставится между входом и источником питания).
- Нагрузка. Требуется мощный потребитель.
- Цепь. Состоит из кнопки старта и остановки, катушки, дополнительных контактов, подкидывается на фазу и ноль.
Контакты пускателя замыкаются, и напряжение поступает на нагрузку после нажатия кнопки «Пуск». По нажатию на клавишу остановки происходит размыкание контактов и напряжение больше не подается.
Специфика силовой цепи
Запитка однофазного пускателя производится через контакты А-1 и А-2. На них подается напряжение 220 В, если на него рассчитана катушка. Фаза подводится на А-2, источник питания – на элементы внизу корпуса. Напряжение можно подавать с ветрового генератора, аккумулятора, дизель-генератора. Для его снятия задействуются клеммы – Т-1, Т-2, Т-3. Минус схемы – необходимость использования вилки для включения или выключения автомата.
Как изменить цепь управления
Силовую систему прибора при модернизации не затрагивают. Работают по следующему принципу:
- клавиши кнопочного поста (в одном кожухе) имеют нормально разомкнутые клеммы при пуске и нормально замкнутые – при установке;
- кнопки выставляют перед магнитным пускателем в последовательном положении – Старт и Остановка;
- манипуляции с контактами производятся при помощи импульса управления;
- пусковая кнопка подает напряжение к катушке и генерирует импульс;
- поддержка клавиши осуществляется с помощью контактов самоблокировки, снабжающих катушку напряжением;
- самоблокирующиеся контакты размыкаются, происходит самподпитка катушки.
Магнитный пускатель останавливается после разрыва последней цепи.
Подключение к трехфазной сети
В трехфазную сеть пускатель подключается посредством катушки, которая работает от сети 220 В. Сигнальная цепь не дорабатывается. Фаза и ноль подкидываются на соответствующие контакты. Фазный провод протягивается между кнопками старта и выключения. Перемычка устанавливается на нормально замкнутые и разомкнутые элементы.
Силовую цепь незначительно модернизируется. Фазы подаются на входы L1, L2, L3, нагрузка подводится на T1, T2, T3.
Данная схема подходит для асинхронного мотора.
Специфика обслуживания
Для правильного обслуживания необходимо разобрать с неисправностями прибора. Повышенные показатели температуры – последствия межвитковых замыканий катушки, которую нужно менять. Перегрев также наблюдается при слабом соединении контактов, их износе или перегрузке сети.
Если автомат гудит, якорь неплотно прилегает к сердечнику, загрязнен или поврежден. При заедании активных частей или понижении напряжения на 15 %требуется проверить плотность зажима контактов.
Магнитные пускатели применяются для защиты асинхронных моторов. Перед подключением прибора нужно разобраться в схеме его работы, возможности интеграции с тепловым реле и специфике изменении механизма управления.
Подключение трёхфазного двигателя на 220 В: пошаговая инструкция
Иногда наши читатели освещают довольно нестандартные подходы к той или иной работе. Сегодня вашему вниманию предлагается один из таких обзоров. Эту статью прислал наш постоянный читатель Перминов Андрей Алексеевич из города Бирск, который находится в республике Башкортостан.
Здравствуйте. Недавно озаботился вопросом установки в гараже заточного станка. Лишние деньги тратить не хотелось. Посему, начал разбирать то, что было в наличии. Двигатель был найден очень быстро, причём практически новый и не один. Дело в том, что гараж приобретался вместе с участком, и от прежнего владельца осталось много нужных вещей. Проблема заключалась только в том, что электродвигатель оказался трёхфазным. К участку же подведено лишь напряжение 220 В. Собрав в сети и различных учебниках по электротехнике необходимую информацию, я понял, что подключение возможно и принялся за дело.
По причине того, что изначально я не был уверен в положительном результате, поэтапные фото не делались. Позже я отдельно собрал подобную схему специально, чтобы объяснить суть.
Именно на примере этой работы я и расскажу, как всё происходилоСодержание статьи
Что необходимо для подключения трёхфазного двигателя на 220 В
Интересно, что при наличии множества различных магнитных пускателей, найденных мною в гараже, обнаружилась неожиданная проблема. Она заключалась в отсутствии нормальных пусковых кнопок – под рукой оказались лишь довольно старые образцы. Но, обо всём по порядку.
Для работы потребуется:
- Непосредственно сам электромотор.
- Два конденсатора (пусковой и рабочий).
- Магнитный пускатель соответствующего номинала.
- Второй пускатель для подачи питания на один из конденсаторов (при наличии кнопочного поста более нового образца с двумя постоянно разомкнутыми контактами он был бы не нужен).
- Провода соответствующего сечения.
- Кнопочный пост на 2 точки управления.
- Плоскогубцы, отвёртки, ключи.
Подготовив всё необходимое, приступаем к работе.
Двигатель, особенности размещения перемычек катушек, первые шаги подключения
Первое, на что нужно обратить внимание – это шильдик двигателя. На нём прописана возможность однофазного подключения, мощность агрегата и другая необходимая для работы информация.
Шильдик электродвигателя – на нём указаны все параметрыБыло решено начинать сборку схемы подключения с контактной группы двигателя. На ней находится 6 контактов – по паре на обмотку. Изначально, перемычки на них были установлены в ряд по одной стороне, соединяя в одной точке все 3 обмотки – в «звезду». Подобная коммутация подходит лишь для трёхфазного подключения, поэтому они были переустановлены для подключения в «треугольник», который нам необходим для напряжения 220 В. Это расположение можно увидеть на фото.
Перемычки установлены в контактной группе для подключения «треугольником»Несколько слов о магнитном пускателе
Это устройство, выдерживающее высокие пусковые токи, позволяет подавать питание на электродвигатели и прочее оборудование. К примеру, обычный выключатель, хотя и способен работать в подобной цепи, однако не сможет выдержать именно момент включения. Внешне пускатели могут быть довольно разнообразны, иметь различный номинал рабочей мощности. В нашем случае были выбраны два совершенно разных по виду и по мощности устройства.
Электромагнитный пускатель ПМЕ-211 – выбран в качестве рабочегоЭлектромагнитный пускатель ПМЕ-111 – для подачи напряжения на пусковой конденсаторПодключение электродвигателя: с чего следует начать
Этот этап не составит никаких сложностей. К клеммам «С1» и «С2» при помощи провода (в моём случае использовались жилы, сечением 4 мм²) подключаются первые два контакта электромотора. Однако, если первый контакт двигателя затягивается сразу плотно, то вторую гайку пока накручивать не следует.
Начало подключения – первые два провода на местеИз-за того, что для работы данного электродвигателя требуется напряжение 380 В, нам нужно обеспечить сдвиг фаз. Это достигается путём подключения рабочего конденсатора. В моём случае, его ёмкость составляет 20 мкФ, чего вполне достаточно. Он подключается на второй и третий контакт электродвигателя. Таким образом, напряжение на третью обмотку будет проходить через конденсатор, который и создаст необходимый сдвиг фаз. Также, к третьему контакту (фаза С) подключается один из проводов пускового конденсатора.
Контакты обмоток двигателя фаз В и С. Больше здесь подключений производиться не будетВторой провод от пускового конденсатора, ёмкость которого составляет 50 мкФ, пока не подключаем – его коммутация будет производиться через другой магнитный пускатель меньшей мощности.
Меры предосторожности при работе с конденсаторами
При выполнении подобных работ следует быть внимательным. Дело в том, что конденсаторы могут быть заряжены. Это приведёт к пусть неопасному, но весьма неприятному удару током. В нашем случае используются элементы с напряжением 400 В – именно такой кратковременный разряд можно получить. Во избежание подобных неприятностей нужно соединить между собой контакты конденсаторов. Если в них осталось напряжение, проскочит искра, раздастся щелчок, после чего с элементом можно работать, не опасаясь удара тока.
Дальнейшая коммутация: работаем с рабочим магнитным пускателем
Здесь же производим подключение питающих проводов – они идут от вводного автомата. При этом фазный провод подключается на контакт «L1» рабочего пускателя, а нулевой (нейтраль) на «L2». «L3» задействоваться не будет по причине отсутствия трёхфазной системы.
Подключение питающих проводов к магнитному пускателюСразу подключим одну из сторон катушки электромагнита, без которой невозможна работа пускателя. При выборе оборудования, следует обратить особое внимание на её рабочее напряжение. Оно может составлять 220 или 380 В. В последнем случае пускатель срабатывать не будет. Здесь подключение производится путём установки перемычки с контакта нулевого провода на клемму катушки.
Установка перемычки с клеммы подачи на катушкуПриступаем к коммутации второго магнитного пускателя
Здесь стоит объяснить, для чего он нужен. Дело в том, что более мощный конденсатор ёмкостью 50 мкФ необходим только в момент запуска электродвигателя, после чего он должен отключиться. Если же оба конденсатора будут работать постоянно, это приведёт к неизбежному нагреву двигателя и его быстрому выходу из строя. Однако он нужен лишь при условии, что сам электромотор достаточно мощный – более 1 кВт. Именно такой и был установлен у меня в гараже (1,5 кВт). Здесь же мощность 0,25 кВт. Подобный двигатель можно запустить без второго конденсатора. Однако, моей целью было показать подключение электромотора большой мощности, а значит, схему коммутации пускового конденсатора показать необходимо.
Пусковой конденсатор ёмкостью 50 мкФ был найден в гараже совершенно новым, как и рабочий – на 20 мкФЭтапы подключения пускателя для второго конденсатора
Для начала были произвольно выбраны 2 контакта, которые были соединены между собой перемычкой. Здесь клеммы можно протягивать сразу – больше никаких дополнительных проводов к ним коммутироваться не будет.
Устанавливаем перемычку между контактами второго пускателяЗдесь дело вот в чём. Конечно, монтаж второго магнитного пускателя – это дополнительные проблемы, однако, в моём случае, была поставлена цель вообще ничего не приобретать в магазине. Как уже говорилось, кнопочные посты, оказавшиеся в наличии, были старого образца – на пусковой кнопке присутствовал лишь один постоянно разомкнутый контакт. Если же их два, то необходимость в монтаже второго пускателя сразу отпадает, что значительно облегчает работу. В описываемом мною варианте работы больше, зато она учитывает все возможные нюансы, которые могут возникнуть в процессе коммутации.
От перемкнутых контактов второго пускателя отводим провод – он нужен для подачи питания и присоединяется к клемме подачи фазы на первое устройство, а именно на «L1».
Подключение провода для подачи питания на второй пускательКатушка второго магнитного пускателя
Понятно, что второй магнитный пускатель не сможет обойтись без стабильной подачи напряжения на катушку. Для обеспечения стабильности, соединяем контакт «L2» первого устройства с её клеммой при помощи отдельного провода. В моём случае, для наглядности, выбрана тёмно-коричневая жила.
Подключение коричневого провода на контакт «L2» рабочего пускателяКоммутация другого конца жилы с одной из клемм катушки второго пускателяУ некоторых может возникнуть вопрос, почему вся коммутация производится на клеммах магнитного пускателя? Ведь, если большую её часть перенести на вводной автомат, обслуживание и ремонт впоследствии будет проводить значительно проще. Изначально и я так подумал, однако столкнулся с проблемой малого размера контактора – несколько проводов в него просто не помещались. Что же касается клеммы пускателя, то она значительно больше, что упрощает сам процесс коммутации. После её окончания, для удобства, можно объединить несколько жил, подходящих к одной клемме, при помощи небольшого хомутика или просто смотать их изолентой.
Подключаем пусковой конденсатор: второй провод
Здесь всё достаточно просто. Оставшийся свободным провод от конденсатора (50 мкФ) нужно подключить к любому из нижних контактов второго пускателя, который окажется под напряжением в момент включения. Из фото ниже легко понять, как это сделать.
Подключение свободного провода пускового конденсатораПродвигаемся к кнопочному посту
На кнопочном посту, в моём случае, две кнопки – «СТОП» (её контакты постоянно замкнуты) и «ПУСК» (контакт постоянно разомкнут, и замыкается только в момент нажатия). Первое, что необходимо сделать – это соединить перемычкой фазную клемму рабочего пускателя и контакт кнопки «СТОП», подав на неё питание.
Присоединяем один конец перемычки к фазной клемме («L1») и протягиваем контактВторой конец идёт на клемму кнопки «СТОП»Также следует отметить, что если кнопочный пост уже был ранее где-либо установлен, то перемычка между контактами «ПУСК» и «СТОП» может отсутствовать. В этом случае её нужно установить. Сделать это очень просто – из фото ниже чётко видно, как выполнить подобную работу.
Перемычка между пусковой и стоповой кнопкой необходимаПродолжаем подключение кнопочного поста
Далее необходимо собрать схему таким образом, чтобы пусковая кнопка взаимодействовала с катушками обоих пускателей. Для этого монтируется перемычка между ней и одним из постоянно разомкнутых контактов катушки рабочего магнитного пускателя. В нашем случае, я выбрал зелёный провод. Один его конец фиксируем на контакте кнопки «ПУСК», к которому подходит перемычка от стоповой.
Соединение на пусковой кнопке — работа с постом практически завершенаВторой конец соединяем с катушкой рабочего пускателя и тоже сразу затягиваем – здесь больше соединений не будет.
Коммутация с постоянно разомкнутым контактом катушки рабочего пускателяОсталось завершить подключение кнопочного поста. Монтируем перемычку со свободного контакта пусковой кнопки на питание катушки дополнительного пускателя. Таким образом, получится, что при нажатии на кнопку «ПУСК» питание будет подаваться на конденсатор 50 мкФ, но только в то время, пока она удерживается. Если кнопку отпустить (двигатель запущен), цепь разрывается, подача питания на катушку прекращается, и контакты дополнительного пускателя размыкаются.
Присоединяем один конец перемычки к свободному контакту кнопки «ПУСК»Второй конец этого провода коммутируется с клеммой катушки дополнительного пускателяОкончательные этапы сборки схемы подключения электродвигателя
Теперь остаётся дело за малым. Стоит снова вернуться к рабочему электромагнитному пускателю. Сбоку, в его нижней части, есть блокировочные контакты. При помощи перемычки соединяем их между собой. Это делается для того, чтобы после того, как кнопка «ПУСК» отпущена и цепь разомкнулась, питание на катушку продолжало подаваться. В противном случае двигатель будет работать только при нажатой кнопке.
Перемычка блокировочного контакта позволяет цепи оставаться замкнутой после того, как отпущена кнопка «ПУСК»Теперь остаётся лишь соединить отдельной перемычкой оставшийся свободным основной контакт дополнительного пускателя и блокировочный контакт рабочего. Выглядит это так.
Один конец перемычки подключается к основному контакту второстепенного пускателяВторой – к блокировочному контакту рабочего электромагнитного пускателяОстаётся тщательно протянуть все клеммы, для удобства и аккуратности скомпоновать и объединить в жгуты провода, после чего можно подать питание и проверить работоспособность собранной схемы.
Почему всё так сложно
Этот вопрос и мне изначально не давал покоя, однако всё сложно лишь на первый взгляд. Если выполнять всю работу пошагово, в соответствии с инструкциями, он отпадёт сам собой. Как уже упоминалось, основные сложности были созданы, можно сказать, намеренно. Ведь стоило лишь приобрести в любом магазине электротехники более совершенный кнопочный пост, и большая часть работы просто потеряла свою актуальность. Но в том, что я пошёл столь проблематичным путём есть и свои плюсы – были рассмотрены все варианты при нулевых затратах. Всё, что мне было необходимо, нашлось в гараже. Зато сейчас я имею возможность пользоваться низкобюджетным заточным станком. Из затрат – лишь покупка наждачного заточного круга и оплата счетов за электроэнергию, которые нельзя назвать крупными.
Подведём итог проделанной работе
При наличии необходимых составляющих для сборки подобной схемы, такой вариант подключения достоин внимания. Это касается даже тех, кто будет использовать станок лишь для заточки или правки ножей 2-3 раза в год. Ведь затрат он не требует, а иногда может оказаться просто необходим. Я очень надеюсь, что рассказанное мною сегодня, пригодится кому-либо из читателей этого ресурса.
А сейчас хочу обратиться к читателям. Если вы в чём-то не согласны в моей работе, напишите об этом в комментариях. Быть может, я приму Ваше мнение на вооружение, а возможно и смогу доказать свою правоту. В любом случае, мне будет очень интересен Ваш отзыв. Спасибо за внимание.
Редакция Homius приглашает домашних мастеров и умельцев стать соавторами рубрики «Истории». Полезные истории от первого лица будут опубликованы на страницах нашего онлайн-журнала.
ПредыдущаяИСТОРИИКак изготовить необыкновенное зеркало с подсветкой: опыт читателя Homius
СледующаяИСТОРИИБуржуйка из газовых баллонов своими руками без лишних вложений: опыт читателя Homius
Понравилась статья? Сохраните, чтобы не потерять!
ВОЗМОЖНО ВАМ ТАКЖЕ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
устройство и принцип работы схемы подключения
В современной электроэнергетике широкое распространение получили электромагнитные пускатели.
Это устройства, предназначенные для многократного включения и отключения электротехнических устройств.
Задача рассматриваемого устройства состоит в замыкании и размыкании контактов электрических цепей разной мощности, при напряжении до 440 В постоянного и 600 В переменного тока.
В своей конструкции имеют:
- определённый набор рабочих контактов, предназначенных для подачи напряжения на силовую установку;
- вспомогательные контакты — предназначенные для цепей управления и сигнальных цепей.
Основные различия между пускателями и контакторами
По своему конструктивному решению контакторы похожи на пускатели. Они выполняют одну и ту же задачу, служат однотипным целям. Чтобы не запутаться в этом вопросе, предлагаем рассмотреть различия между этими устройствами.
К основной отличительной черте можно отнести наличие у контакторов мощной дугогасительной камеры. Вследствие чего, они используются в цепях, где присутствуют большие токи, и имеют гораздо больший вес по отношению к электромагнитному пускателю.
Соответственно, пускатели, не имея дугогасительных камер, предназначены в основном для работы, где протекают токи небольшой мощности. Их рабочий диапазон — до 10 ампер.
Ещё одной конструктивной особенностью электромагнитных пускателей является наличие пластикового корпуса, где контактные площадки выведены наружу. В отличие от них, большинство контакторов производятся без корпуса. Для изоляции от пыли, дождя, а также случайного прикосновения к токоведущим частям устанавливаются в защитных боксах или коробах.
К ещё одному отличию можно отнести назначение электромагнитного пускателя 380 В. В его задачу входит коммутация цепей трёхфазных двигателей. Три пары силовых и одна пара вспомогательных контактов являются неотъемлемой частью этого устройства. Первые предназначены для подключения 3-х фаз, а вторая служит для подачи питания двигателя, после отпуска кнопки «пуск». Подобный алгоритм работы довольно распространён и подходит для большого количества устройств. В связи с чем через данные электромагнитные устройства подключают разнообразные технические агрегаты и приборы.
Выделим основные отличия:
- компактность;
- конструктивные особенности;
- назначение.
Из-за схожести функционала и начинки некоторые компании в прайсах иногда называют электромагнитные пускатели — «малогабаритными контакторами».
Устройство и принцип работы
Основу пускателя составляют катушка индуктивности и магнитопровод, состоящий из подвижной и неподвижной частей. Неподвижная часть является нижней и закреплена на корпусе, верхняя подпружинена и способна свободно двигаться.
В нижней части магнитопровода монтируется катушка, и в прямой зависимости от её намотки изменяется номинал контактора. Выпускаются катушки от 12 до 380 вольт.
Что касается верхней части магнитопровода, то здесь присутствуют подвижные и неподвижные группы контакторов.
Когда питание отсутствует, пружины отжимают часть магнитопровода, находящуюся вверху. В этом случае контакты находятся в состоянии ожидания или исходном состоянии. При подаче напряжения в катушке образуется электромагнитное поле, под действием которого верхняя часть сердечника притягивается. Вследствие этого контакты меняют своё положение.
При снятии напряжения система возвращается к первоначальному состоянию. Контакты замыкаются при подаче напряжения и размыкаются при его снятии. Электромагнитный пускатель работает как на постоянном, так и на переменном токах, главное, чтобы параметры были не больше тех, что указаны заводом производителем.
Схема подключения электродвигателя 380
Речь пойдёт о подключении асинхронного электродвигателя при соединении обмоток звездой или треугольником в сети 380 В.
Для нормальной работы электродвигателя нулевой проводник (N) не нужен, но защитный (PE) обязателен: он служит для защиты потребителя от поражения электрическим током при пробое одной из фаз на корпус.
Питание катушки пускателя осуществляется через фазы L1 и L2. L1 присоединена напрямую, а L2 через кнопку «стоп» — 2, «пуск» — 6, кнопку теплового реле — 4, которые соединены последовательно между собой.
При нажатии кнопки «пуск» — 6, через кнопку 4 теплового реле, напряжение L2 поступает на катушку 5. За этим следует втягивание сердечника и замыкание контактной группы 7 на нагрузку электродвигателя М, вследствие чего подаётся электрический ток, соответствующий напряжению 380 В.
При выключении кнопки «пуск» эта цепь не прерывается, и ток проходит через подвижный блок — 3, который замыкается при втягивании сердечника. В случае аварии срабатывается тепловое реле 1, контакт 4 разрывается и отключается катушка. Возвратные пружины возвращают сердечник в первоначальное положение. С аварийного участка снимается напряжение при размыкании контактной группы.