Сорта евровагонки

Вагонка представляет собой длинную строганую доску и считается одним из популярных обшивочных материалов. Такая востребованность объясняется экологической чистотой материала, простотой монтажа и невысокой ценой.

Сорт вагонки определяют уже после изготовления, так как материалы разных сортов производятся на одном и том же оборудовании по одинаковой технологии. Позже вагонку сортируют в зависимости от наличия сучков, синих пятен, трещин, непрострогов и смоляных карманов.

Для определения сорта вагонки принято использовать европейский стандарт типа DIN, но некоторые производители пользуются разными ГОСТами и собственноручно разработанными ТУ, поэтому так легко ошибиться при покупке и так важно смотреть не только на маркировку, но и на качество самого материала.

Как правило, евровагонка делится на четыре сорта (класса). Умение разобраться в тонкостях подобного разделения позволит выбрать оптимальный и экономичный вариант для строительства и ремонта.

Таким образом существуют следующие сорта вагонки: сорт «экстра» (он же «премиум», он же «высший»), класс А (первый сорт), класс В (второй сорт), класс С (третий сорт).

Вагонка класса «Экстра»

Полотно «Экстра» зачастую получают путем сращивания, что позволяет получить идеальный продукт. Такая доска характеризуется полным отсутствием каких-либо дефектов и царапин. Этот сорт не зря называется элитным — он не содержит ни трещин, ни сучков, ни сколов. Зачастую вагонка класса «Экстра» легко фиксируется, не нуждается в подгонке и покрыта защитным лаком.

Вагонка класса А

Строгие требования к классу А позволяют ему иметь несколько изъянов: допустимы мелкие несквозные трещины, входящие в торец доски, сучки не более 1 см в диаметре (не больше одного на погонный метр). Характерны для этого сорта сквозные трещины, выпадающие сучки, отсутствие гнили, синевы и черных точек. Незначительные дефекты могут быть только на тыльной стороне. Класс А следует осматривать визуально, так как этот класс одних производителей может быть лучше категории «Премиум» у других.

Вагонка класс В

Второй сорт (Класс В) отличается наличием видимых дефектов: сколов, вмятин, трещин. По условию их размер не должен превышать 5 см на 1 погонный метр. Здесь допустима непрострожка на торце (в замковой части), не мешающая монтажу, встречаются синева и возможна гниль (до 10%), а также смолы, сердцевина и червоточина не более трех на погонный метр. Диаметр сучков может достигать трети ширины ламели, их количество не ограничено. Могут также быть в наличии вскрытые карманы, небольшие сквозные трещины. Большинство дефектов вагонки второго сорта заводского характера. Этот класс самый бюджетный и доступный.

Вагонка класса С

Класс С — это сорт наиболее низкого качества. Поэтому он самый доступный в ценовом диапазоне. Применяется этот вид вагонки преимущественно для черновых работ или подсобных помещений. Для устранения явных дефектов требуется окрашивание и подгон. К дефектам можно отнести сквозные трещины, выпадающие сучки, сколы, сердцевина, остатки коры, занимающие достаточно большую площадь.

Технические условия на евровагонку согласно европейскому промышленному стандарту DIN 68126 / 86

Технические условия на евровагонку

Сфера использования

Только вагонка класса С не допускается для финишной отделки. Материал других классов имеет практически одинаковые эксплуатационные свойства, а выбор зависит только от личных предпочтений. Не всем нравится вагонка класса экстра, так как она выглядит безликой и скучной. Для лицевых отделочных работ класс Экстра, А и B подходят в равной мере.

На сайте компании «Альфа-лес» вы можете заказать евровагонку различных сортов из сосны, лиственницы, осины, липы и кедра.

Сорта вагонки — в чём разница, чем отличаются и как выбрать

Качественные признаки

Вагонка 1 сорт

Вагонка 2 сорт

1

Сучки

Здоровые светлые сросшиеся круглые, овальные и продолговатые

Допускаются

Допускаются

Здоровые всех видов с трещинами и раковинами

Допускаются с трещинами до 1,0 мм и раковинами до 5 мм

Допускаются

Частично сросшиеся

Допускаются при срастании не менее ½ контура сучка

Допускаются

Несросшиеся, выпадающие, а также отверстия от выпавших сучков

Не допускаются единичные выпавшие ребровые сучки и небольшие повреждения на ребровых сучках, такие как выщерблены на кромках

Допускаются

Загнившие, гнилые и табачные

Не допускаются

Допускаются

Частично сросшиеся, сшивные

Не допускаются

Допускаются

2

Трещины

Пластевые несквозные

Допускаются с длиной не более 1/3 изделия

Без ограничений суммарной длиной не более 80% изделия

Пластевые сквозные без выхода в торец и на кромку

Допускаются шириной не более 1,0 мм и длиной не более ¼ изделия

Допускаются не более 5 шт. на погонный метр

Пластевые сквозные с выходом в торец

Допускаются длиной не более 150 мм с каждого конца и толщиной не более 1 мм

Допускаются длиной не более 300 мм

3

Сердцевина

С выходом на лицевую пласть

Допускается

Допускаются

4

Смоляные кармашки

Открытые

Допускаются длиной не более 50 мм

Допускаются

Прикрытые

Допускаются

Допускаются

5

Прорость (вросшая кора)

Односторонняя и открытая темная и светлая

Допускается шириной до 200 мм и длиной до 100 мм в количестве да 1 шт на изделие

Допускается

6

Гниль

Допускается твердая гниль общей площадью до 1/10 площади изделия

Допускается

7

Дефекты производства

Вырыв, выхват, запил, вмятина, скол, задир, выщерблина

Допускаются глубиной менее 0,5 мм и площадью не более 15х300 мм не более 1 на 1 погонный метр

Допускаются общей площадью не более 1/5 от площади изделия

Бахрома, ворсистость, непрострог

Допускаются площадью до 1/10 поверхности изделия

Допускаются площадью до 1/5 от площади изделия

Волнистость поверхности

Допускаются с отдельными ворсистыми участками глубиной до 1,5 мм

Допускаются

8

Изменение окраски

Химические окраски и грибные поражения

Не допускаются

Допускаются пятна красной плесени и посинения общей площадью не более 1/5 площади изделия не более 10% объема

9

Покоробленность

Продольная по кромке

Допускается со стрелой прогиба до 0,2% от длины изделия

Допускается со стрелой прогиба до 0,4% от длины изделия

Продольная по пласти

Допускается со стрелой прогиба до 0,4% от длины изделия

Допускается со стрелой прогиба до 6% от длины изделия

Поперечная

Допускается со стрелой прогиба до 0,5% от ширины изделия

Допускается со стрелой прогиба до 0, 8% от ширины изделия

Крыловатость

Допускается с отклонением от плоскости до 0,35% от длины изделия

Допускается с отклонением от плоскости до 1% от длины изделия

10

Нарушения размеров профиля

Несоответствие размеров элементов поперечного сечения профиля

Допускаются отклонения в пределах 2% от номинальных размеров

Допускаются отклонения в пределах 2,5% от номинальных размеров

Непрострог кромки гребня

Допускается на 1/3 длины изделия с отклонением ширины гребня до 2мм

Допускается на 2/3 длины изделия с отклонением ширины гребня до 2мм

Дефекты нижней кромки паза

Допускаются повреждения, утоньшения или отсутствие нижней кромки паза длиной до ¼ изделия

Допускаются повреждения, утоньшения или отсутствие нижней кромки паза длиной до 1/5 изделия

11

Червоточина

Не допускается

Допускается на площади не более 1/10 от площади поверхности изделия

Типы и сорта вагонки для внутренних и наружных работ — Статьи — Стройка.ру

 

Экологичность, шумо и теплоизоляция, простота укладки, широкий спектр для возможностей использования снаружи и внутри зданий, а главное – относительно не высокая стоимость – покорили сердца многих обывателей. Мало того, монтаж вагонки настолько прост, что его может выполнить своими руками даже дилетант, а вот срок службы отделки из вагонки достаточно высок – двадцать пять и более лет. Интересный материал и над ним стоит поразмышлять, узнать все секреты и очевидные достоинства. Ну что ж … поехали.

1. Сорта и типы вагонки. Описание.

Вагонка представляет собой длинную, выструганную доску, имеющую небольшой пазл по всей длине и гребень с противоположной стороны, что максимально упрощает работу по монтажу с данным отделочным материалом.

 

Для производства вагонки используют хвойные и лиственные древесные породы. Из хвойных пород в фаворитах производителей и потребителей – сосна – экономно, долговечно и дерево имеет красивый узор на срезе. Достаточно красива и очень надежна вагонка из лиственницы и кедра, но эти виды хвойных может позволить себе далеко не каждый из-за высокой стоимости. Ель не часто используется при внутренней отделке, но не по причине дороговизны, а в силу своих качеств – рыхлой и недолговечной древесины, но зато елка устойчива к влаге, что делает вагонку из нее просто идеальным материалом для внешних работ.

 

 

Лиственные деревья, используемые в производстве вагонки: ольха, липа, осина, ясень и клен. Орех и дуб составляют премиальные сорта в производстве, что соответственно обходится дороже бюджетной древесины.

 

Каждое дерево имеет свои особенности и, опираясь на такие индивидуальные свойства, и идет использование древесины. Вагонка из ели, как правило, идет на строительство беседок и прочих внешних работ. Сосну редко используют в саунах и бане из-за повышенного содержания смол, а вот липа и ольха для таких целей подходят идеально – древесина не нагревается и не сможет нанести ожоги.

 

Лиственница дает идеальную вагонку для внешних отделочных работ: под влиянием влажной среды, со временем, вагонка из этого дерева становится только тверже и прочнее, но выбор этого материала может остановить высокая стоимость.

 

Что касается видов вагонки, то производители условно разделяют ее на следующие виды:

  • Евровагонка – самый распространенный вид.
  • Американка – имеет вид бруса и подходит исключительно для горизонтального крепления с наружной стороны зданий.
  • Блок-хаус – имеет форму натурального ствола – круглую.

Производство вагонки идет по одной технологии и только затем она сортируется по категориям и зависят они от количества сучков, смоляных кармашков, трещин, сколов и прочих дефектов, как механических, появившихся при производстве, так и природных.

 

В соответствии со стандартизацией, принятой в нашей стране – ГОСТу, можно выделить четыре основных класса вагонки:

  • Высший сорт – класс Экстра (Премиум).
  • Первый сорт – класс А
  • Второй сорт – класс В
  • Третий сорт – класс С.

Высший сорт – класс Экстра или Премиум, как уже понятно из названия, самый дорогой и качественный материал для отделки. На вагонке этого класса отсутствуют даже намеки на какие-либо повреждения или дефекты.

 

 

Технология сращения несколько удешевляет стоимость этого премиум класса, иначе бы цена была практически космической, но даже этот метод обработки древесины не делает Экстра класс доступным каждому обывателю. Идеальное покрытие для такой вагонки – лак, который законсервирует древесину и не скроет роскошный рисунок текстуры дерева, написанный самой природой.

Первый класс – класс А

Вагонка этого класса напоминает доски из категории Премиум. Однако, малозаметные различия имеются – незначительные трещины, но зато отсутствуют черные и вываливающиеся сучки, гниль и посинение. Используют А класс в лицевом отделочном сегменте, покрытие – прозрачный лак для того, чтобы выгодно подчеркнуть достоинство дерева, но вполне допустимо использовать и масло с воском.

 

Второй класс – класс В

Этот класс частенько зовут вторым сортом из-за достаточно заметных дефектов: неострожка по краям (на качество это не влияет, но эстетика уже не та), сучки, синева (не более 10%), смоляные кармашки, червоточины, трещины и выбоины, вместе с тем, все это допустимо только на изнаночной части, не торцовой.

 

 

Все вышеописанные недочеты приводят к значительному снижению цены, но увеличению работы с древесиной: на такой вагонке следует сделать затирку специальными средствами и подбирать более темный лак или краску.

 

Даже учитывая все недочеты и дефекты вагонки класса В, — это самый ходовой сорт благодаря своей цене. Ее с радостью берут для внутренних отделочных работ.

Третий сорт – класс С

В этом классе даже подсчитать количество дефектов – крайне сложное занятие. Крупные сколы, остатки коры, сквозные трещины, выпадающие сучки, большая площадь синевы и сердцевины. Нередко третьим сортом именуют откровенный брак производства. Но и на эту категорию товара находится свой покупатель. Класс С вполне может подойти для отделки подсобок и черновых работ.

 

 

Типы вагонки для внутренних работ и отделки

Выбирая типы вагонки для проведения внутренних работ, желательно начать с выбора породы дерева из которого изготовлен отделочный материал.

 

Как мы уже писали выше, в изготовлении вагонки используют хвойные и лиственные деревья. Хвойные породы считаются универсальными и их можно использовать для любых работ. Исключение – сосна – слишком смоляная структура и для бань и саун не совсем подходит. Тут может возникнуть резонный вопрос: почему хвойные деревья предпочтительней для внутренней отделки? Все просто. Высокая концентрация смолы защищает вагонку от излишней влаги и заражения грибком. Еще один неоспоримый плюс – минимальное количество сучков, что делает обработку менее трудозатратной, а древесину более надежной.

 

 

Лиственница, например, повышает свою твердость со временем, но ее очень сложно обрабатывать из-за плотности ствола, да и цена достаточно высока.

 

Ель слишком рыхлая и благодаря этому срабатывает эффект губки – такая вагонка будет впитывать излишнюю влагу, но зато отлично сохраняет тепло.

 

 

Кедр легок в обработке и эфирные масла, содержащиеся в древесине, дополнят пространство вашего помещения лечебным воздухом, но цена не маленькая и это может многих остановить.

 

Лиственные породы хорошо ведут себя при обработке, но в большей степени, чем хвойные подвержены грибкам, влажности и гниению, поэтому подходят для внутренних работ только в помещениях с минимальной влажностью и максимумом вентиляции.

 

 

Идеальная вагонка, конечно же, из дуба – красивая текстура дерева, высокая плотность и долговечность, но цена… Не каждый потянет использовать это дерево для отделки.

Типы вагонки для наружного применения и внешней отделки

В категории таких работ, ориентироваться надо, в первую очередь, на подходящую древесину, которая выдержит температурные перепады на улице, влажность и прочих агрессоров в виде жучков и грибков.

 

Первое и безусловное требование – класс вагонки должен быть не ниже первого сорта, то есть – класса А.

 

Наиболее подходящие стволы твердых, древесных пород: дуб, лиственница, ясень. Стоимость их будет повыше, чем цена других, например, хвойных деревьев, но ниже цены на дуб.

 

Идеальная вагонка, для наружного применения, сочетает в себе оптимальную стоимость и высокие защитные свойства дерева. Поэтому тут на первое место выходят – сосна, пихта и ель.

Виды вагонки для бани

Выбирая вагонку для бани, следует знать некоторые основные свойства деревьев.

 

Сосна – самая не подходящая порода для очень теплого и сухого помещения – начинает сразу «плакать» — пускать смолы. Но для предбанника или комнаты отдыха сосновая вагонка будет идеальным решением. И аромат даст и улучшит состояние микроклимата своими бактерицидными свойствами. А очень важный плюс – умеренная стоимость.

 

Ель мало подходит для банных целей. Рыхлая структура древесины испортит все ваши задумки и трудозатраты да и синий оттенок на древесине при такой влажности обеспечен, но зато ель – одно из самых «теплых» деревьев. Вот и думайте, что вам важнее. Кстати финны в своих саунах, как правило, используют именно ель.

 

Ольха для бань и саун идеальна. Это дерево только хорошеет и становится ароматнее в условиях высокой температуры и влажности. Но стоимость ольховой вагонки не назовешь бюджетной.

 

Еще один максимально подходящий вариант вагонки для бани – липа. Вагонка из этой древесины никогда не накалится и останется безопасной для пользователей. Еще один неоспоримый плюс липы – аромат и то, что со временем липовая вагонка приобретает красивый оттенок, повышает свои «деревянные» качества.

 

 

Ольха – традиционный выбор заядлых банщиков. Легкий горьковатый аромат придаст вашим водным процедурам дополнительный релаксирующий момент.

 

Кедровая вагонка наполняет баню приятным ароматом, мягкая и пластичная древесина позволяет легко собой управлять, но вот цена на этот материал доступна не каждому.

 

 

При выборе вагонки для бани, необходимо, помимо древесной породы, правильно выбрать профиль. Учитывая экстремальные температурные условия и высокую влажность помещения, — это важно.

 

Вагонка не должна изменять ширину профиля, рейки вагонки должны быть идеально отточены, чтобы снять внутреннее напряжение древесины при высокой температуре, а теплоусадочная пленка дерева не должна быть нарушена, иначе есть риск увеличения влажности самой доски, что приведет к испорченному внешнему виду и деформации стены. Поэтому стандарт евровагонки класса Премиум или А класса – идеальный вариант.

Прочтений: 8709 Распечатать Поделиться:

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

ГОСТы и сорта вагонки — материалы из разделы Наши статьи

Сортность – признак того или иного уровня качества пиломатериалов. Но сорт пилопродукции устанавливается действующими нормативными документами. Относительно вагонки определение сорта сегодня является достаточно проблематичным, так как советский тип ее практически уже не используется и не производится, а евровагонка со своими особыми характеристиками и свойствами ни в один из отечественных Госстандартов не вписывается.

ГОСТ 8242-88

ГОСТ 8242-88

DIN 68-126

DIN 68-126

Как уже отмечалось выше, вагонкой называют профильную деталь, изготавливаемую из древесины и использующуюся для обшивки различных плоскостей. В России актуальным в данном случае является отечественный ГОСТ 8242-88 «Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия». Этот документ, между тем, распространяется не только на вагонку, но и стандартизирует производство других профильных изделий из дерева – половая доска и брус, подоконные доски, поручни, наличники, плинтусы.

DIN 68-126

Разделение на сорта профильных изделий ГОСТ 8242-88 не регламентирует! В документе детали разделяются на два вида по сфере использования в зависимости от качества материала и качества профилирования:

  • Под непрозрачное покрытие – оговариваются допустимые пороки древесины на лицевой и тыльной стороне.
  • Под прозрачное покрытие – требования к качеству для таких ламелей значительно выше, пороки древесины допускаются по минимуму.

То есть, условно, нужно понимать, что это и есть деление на два сорта (сорт 1, сорт 2; либо сорт А, сорт Б). Но точной конкретизации ГОСТом 8242-88 по этому поводу не предусмотрено.

Приобретая вагонку нужно обращать особое внимание на маркировку. Если при изготовлении производитель опирался на требования отечественного ГОСТа, то будет отсылка на ГОСТ 8242-88. Если такой маркировки нет, значит вагонка производилась согласно технических условий разработанных на предприятии для выпуска того или иного вида пилопродукции. Требования ТУ, как правило, перекликаются с европейскими стандартами качества, которые детально регламентируют изготовление евровагонки, но на территории бывшего СССР обязательными к исполнению они не являются.

Европейские стандарты сорта вагонки определяют согласно одному из следующих документов:

  • Внутренняя и наружная обшивка из цельной древесины хвойных пород. Профилированная древесина без пазов и шпонок – DIN EN 15146:2006
  • Внутренняя и наружная обшивка из цельной древесины лиственных пород. Профилированные деревянные элементы – DIN EN 14951:2006
  • Обшивка стен и потолков из цельной древесины. Профилированная хвойная древесина с пазами и шпонками – DIN EN 14519:2005
  • Обшивка и облицовка материалами из массивной древесины. Характеристики, оценка соответствия и маркировка – DIN EN 14915:2006
  • Профильная деталь с пазом и гребнем. Размеры – DIN 68 126-1:1986-10
  • Профильная деталь с пазом и гребнем. Сортировка для ели, пихты, сосны – DIN 68 126-3:1983-07

Отечественные производители обычно выделяют 4-5 типов евровагонки, именующиеся сортами (отборный, 1, 2, 3) либо категориями (Экстра, Прима А, В, С) иногда встречается смешанный тип АВ. Сорт АВ характерен для изделий длинной 6 метров, так как при такой большой длине на изделии в незначительном количестве (1-2 признака), могут попадаться признаки сорта В. Следует отметить, что чем ниже сорт изделий, тем ниже его цена. Так вагонка категории А стоить дороже вагонки категории С может практически в два раза.

Каждый производитель, работающий по ТУ, имеет право установить свое разделение на сорта, расширив их количество и дав им специальные названия – Евростандарт, Экстра, Прима, Класс-1 и тому подобное. Однако делать это можно только при условии, что требования на продукцию (не важно, какой профиль сечения она имеет) не будут ниже требований, установленных отечественными актуальными Госстандартами. А вот повышать требования к сортности можно практически без ограничений.

DIN 68-126

Как видим, ГОСТ 8242-88 при разделении вагонки предлагает оценивать, в основном, внешний вид ламелей, а также делая упор на наличие в структуре древесины сучков, заражений, трещин, посторонних окрасов. Не меньшее внимание также уделяется дефектам строгания и профилирования.