принцип действия, применение в электродвигателях и техника безопасности
В промышленности и в быту широко используются электродвигатели. При эксплуатации некоторых механизмов необходимо обеспечить вращение вала двигателя в разный направлениях, то есть нужно осуществлять реверс. Для этого используют определённую схему управления и применяют дополнительный магнитный пускатель (контактор) или реверсивный пускатель.
- Теоретические основы
- Принцип работы асинхронного двигателя
- Трехфазная сеть
- Однофазный режим
- Машины постоянного тока
- Плюсы использования магнитных пускателей
- Техника безопасности
Теоретические основы
Вид схемы реверсивного пуска двигателя зависит от следующих факторов:
- тип электродвигателя;
- питающее напряжение;
- назначение электрооборудования.
Поэтому схемы реверса могут сильно отличаться, но, поняв принципы их построения, вы сможете собрать или отремонтировать любую подобную схему.
Прежде чем разбирать схемы реверса двигателя, нужно определиться с понятиями, которые будут использоваться при описании работы:
- Нормально разомкнутый (открытый) контакт — это контакт, который без внешнего воздействия находится в разомкнутом состоянии. Под внешним воздействием, прежде всего, понимают подачу напряжения на катушку управления реле или магнитного пускателя. В случае с кнопками коммутация контактов производится механически.
- Нормально замкнутый (закрытый) контакт — это контакт, который без воздействия внешних сил находится в замкнутом состоянии.
- Магнитный пускатель — это электромагнитное устройство, имеющее три силовых нормально разомкнутых контакта и несколько вспомогательных контактов. При подаче питающего напряжения на катушку электромагнита, якорь притягивается и все контакты одновременно переключаются. Силовые контакты используются для подключения электродвигателя к сети, а вспомогательные нужны для построения схемы управления, поэтому они могут быть нормально открытыми или закрытыми.
После снятия управляющего напряжения, под действием пружин устройство возвращается в исходное состояние.
- Реверсивный пускатель — это два одинаковых магнитных пускателя, закреплённые на одном основании, с общим корпусом. Предназначен аппарат для реверсирования трёхфазных двигателей, поэтому силовые контакты соединены между собой определённым образом.
- Тепловое реле — устройство для защиты двигателя от перегрева, вызванного повышенными токами в обмотках.
- Контактор — коммутирующее устройство во многом аналогичное магнитному пускателю. Но в отличие от него может иметь от двух до четырёх нормально открытых силовых контактов с дугогасительными камерами и предназначен для переключения больших токов.
- Автоматический выключатель — аппарат для защиты от токов короткого замыкания.
Для того чтобы электродвигатель поменял своё вращение нужно изменить его магнитное поле. Для этого необходимо произвести некоторые переключения, которые зависят от типа электрической машины.
Принцип работы асинхронного двигателя
Работа электродвигателя может осуществляться как в трехфазном, так и однофазном режиме. Принцип действия схем меняется незначительно, однако имеются некоторые дополнения в устройстве питания от однофазной сети.
Трехфазная сеть
Электрическая принципиальная схемя реверсивного пуска трёхфазного электродвигателя с короткозамкнутым ротором выглядит следующим образом (схема представлена на Рис.1)Питание всей схемы осуществляется от трёхфазной сети переменного тока с напряжением 380 В через автомат АВ.
Для того чтобы сделать реверс такой электрической машины (М), нужно изменить чередование двух любых фаз, подключённых к статору. На схеме магнитный пускатель Мп1 отвечает за прямое вращение, а Мп2 — за обратное. На рисунке видно, что при включении Мп1 происходит чередование фаз на статоре А, В, С, а при включении Мп2 — С, В, А, то есть фазы А и С меняются местами, что нам и нужно.
При подаче на схему напряжения, катушки Мп1 и Мп2 обесточены. Их силовые контакты Мп1.3 и Мп2.3 разомкнуты. Электродвигатель не вращается.
При нажатии на кнопку Пуск1, подаётся питание на катушку Мп1, пускатель срабатывает и происходит следующее:
- Замыкаются силовые контакты Мп1.3, питающее напряжение подаётся на обмотки статора, двигатель начинает вращаться.
- Замыкается нормально разомкнутый вспомогательный контакт Мп1.1. Этот контакт обеспечивает самоблокировку пускателя Мп1. То есть, когда кнопка Пуск1 будет отпущена, катушка Мп1 останется под напряжением благодаря контакту Мп1.1 и пускатель не отключится.
- Размыкается нормально закрытый вспомогательный контакт Мп1.2. Этот контакт разрывает цепь управления катушкой Мп2, таким образом, обеспечивается защита от одновременного включения обоих контакторов.
Если возникла необходимость остановить двигатель или произвести реверс, нужно нажать
кнопку Стоп. При этом размыкается цепь питания Мп1, контактор отключается, его контакты возвращаются в первоначальное состояние, показанное на рисунке, электродвигатель останавливается.
Для того чтобы двигатель начал вращаться в обратную сторону, нужно нажать кнопку Пуск2. По аналогии с Мп1, сработают контакты Мп2.3, Мп2.1, Мп2.2, произойдёт переключение фаз на обмотке статора и двигатель начнёт вращаться в противоположном направлении.
Питание схемы управления осуществляется от двух фазовых проводов. При таком включении должны быть использованы контакторы с катушками на 380 В. Предохранители Пр1 и Пр2 обеспечивают защиту от токов короткого замыкания. Кроме того, извлечение этих предохранителей позволяет полностью обесточить все элементы управления и избежать риска получения электротравм при обслуживании и ремонте.
Защиту электрической машины от перегрузок обеспечивает тепловое реле РТ. При протекании повышенного тока в любой из трёх обмоток статора происходит нагрев биметаллической пластины РТ, в результате чего она изгибается. При определённом токе пластина нагревается настолько, что её изгиб вызывает срабатывание теплового реле, из-за чего оно размыкает свой нормально закрытый контакт РТ в схеме управления катушками Мп1 и Мп2 и двигатель отключается от сети.
Время срабатывания зависит от величины тока: чем выше ток, тем меньше время срабатывания. Благодаря тому, что РТ действует с некоторой задержкой, пусковые токи, которые могут в 7-10 раз превышать номинальные, не успевают спровоцировать срабатывание защиты.
В зависимости от типа устройства и настроек после срабатывания теплового реле возможны два варианта возвращения схемы в рабочее состояние:
- Автоматический — после остывания чувствительного элемента реле возвращается в нормальное состояние и двигатель можно запустить кнопкой Пуск.
- Ручной — нужно нажать специальный флажок на корпусе РТ, после этого контакт замкнётся и схема будет готова к запуску.
Рассмотренная схема реверса трехфазного двигателя может видоизменяться в зависимости от условий и потребностей. Например, питание схемы управления можно осуществлять от сети 12 В, в этом случае все элементы управления будут находиться под безопасным напряжением и такую установку можно без риска использовать при высокой влажности.
Реверс двигателя можно осуществлять только в том случае, когда двигатель полностью неподвижен, иначе пусковые токи возрастут в несколько раз, что приведёт к срабатыванию защиты. Для того чтобы контролировать выполнение этого условия, в схему управления могут быть добавлены реле времени, контакты которых подключаются последовательно к МП2.2 и Мп1.2. Благодаря этому, после нажатия кнопки Стоп двигатель можно будет запустить в противоположном направлении только по истечении несколько секунд, которые необходимы для полной остановки механизма.
Однофазный режим
Для того чтобы трёхфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором работал от однофазной сети 220 В, используется схема подключения с пусковым и рабочим конденсаторами.
От обмотки статора электродвигателя отходит три провода. Два провода подключаются напрямую к фазному и нулевому проводам, а третий соединяется с одной из питающих жил через конденсатор. В этом случае направление вращения зависит от того, к какому из питающих проводников подключён конденсатор.
Если требуется превратить такую схему подключения в реверсивную, её нужно дополнить тумблером, который будет переключать ёмкость с одного провода питания на другой.
Машины постоянного тока
Реверсивный пуск двигателя постоянного тока можно осуществить изменением полярности подключения обмотки якоря или обмотки возбуждения. В зависимости от того, как эти две обмотки соединены между собой, двигатели постоянного тока имеют следующие типы возбуждения:
- последовательное;
- параллельное;
- смешанное.
Двигатели постоянного тока могут уйти вразнос — режим работы машины, при котором обороты увеличиваются настолько, что это приводит к механическому повреждению.
В случае применения коллекторного двигателя с параллельным или независимым возбуждением такой режим может возникнуть при обрыве обмотки возбуждения. Поэтому схема подключения реверсивного двигателя в этом случае строится таким образом, чтобы осуществлялось переключение обмотки якоря, а обмотка возбуждения должна быть напрямую подключена к источнику питания. То есть недопустимо цепь возбуждения подключать через какие-либо контакты или предохранители.
В остальном схема управления отличается от реверсивного подключения трехфазного двигателя только тем, что происходит переключение двух питающих проводов постоянного тока, вместо трёх фаз переменного.
Плюсы использования магнитных пускателей
Основным элементом в реверсивных схемах подключения электродвигателя является магнитный пускатель. Применение этих аппаратов позволяет решить ряд задач:
- Одновременное подключение трёх фаз.
- Осуществление коммутации больших токов малыми сигналами. Некоторые аппараты могут коммутировать токи порядка сотен ампер, а ток необходимый для питания катушки редко превышает один ампер.
- Дистанционный запуск. Благодаря конструкции пускателя и малым токам срабатывания, кнопки управления могут находиться на расстоянии нескольких сотен метров от электродвигателя, что, в свою очередь, обеспечивает не только удобство эксплуатации, но и безопасность оператора.
- Нулевая защита. Если в процессе работы отключится напряжение, например, из-за срабатывания токовой защиты, то после возобновления электроснабжения, механизм начнёт работать самопроизвольно, что может привести не только к порче оборудования, но и к человеческим жертвам. Применение контактора исключает такую вероятность, так как после обесточивания он отключится и будет сохранять своё состояние до тех пор, пока оператор не нажмёт кнопку запуска.
- Универсальность. Катушки для определённого типа пускателей имеют одинаковые характеристики и конструкцию, но напряжение срабатывания может быть разным. Благодаря этому, установив соответствующую катушку, контактор можно использовать в различных сетях. Об этой особенности следует помнить при замене одного пускателя на другой, так как внешне совершенно одинаковые устройства, могут иметь разное рабочее напряжение.
Техника безопасности
При монтаже, наладке и ремонте необходимо строго соблюдать правила техники безопасности.
В случае работы со схемой управления электродвигателями для полного отключения нужно обесточить силовую часть и цепи управления. Некоторые электродвигатели могут получать питание от двух независимых источников питания, поэтому необходимо обязательно изучить схему подключения. Произведите необходимые отключения и проверьте индикатором отсутствие напряжения не только на силовых, но и на вспомогательных контактах.
Если в схеме установлены конденсаторы, после отключения питания следует дать им время для разрядки, прежде чем касаться токопроводящих частей.
ПБР10А пускатель бесконтактный реверсивный
Прибор представляет собой многофункциональный полупроводниковый пускатель с микропроцессорным управлением, предназначенный для управления и защиты электрических исполнительных механизмов регулирующей, запорно-регулирующей и запорной арматуры, которые имеют в своем составе трехфазные асинхронные или синхронные двигатели с напряжением питания 3×400 В или 3×230 В либо однофазные конденсаторные двигатели переменного тока с напряжением питания 230 В.
Преимущества
- OLED-дисплей с понятной индикацией.
- Компактный корпус.
- Несколько интерфейсов для управления (AI, DI, RS-485, Ethernet).
- Сохранение журнала событий.
- Разделение уровня доступов в меню.
- USB-порт для настройки пускателя.
Основные параметры
Напряжение питания двигателя |
|
Номинальный ток двигателя | До 10 А |
Пуск | Плавный пуск с байпасными реле (время пуска 100 мс) |
Управление |
|
Степень защиты корпуса | IP20 |
Примеры применения
Применение ПБР10А в системе водоснабжения
Применение ПБР10А в нефтяной промышленности
Принцип работы
При получении команд на изменение положения арматуры прибор определяет необходимое направление движения арматуры и соответствующим образом коммутирует реле реверса. Далее производится плавный пуск электродвигателя арматуры посредством изменения угла управления силовыми симисторами (время пуска 100 мс). После разгона электродвигателя подключаются байпасные реле и переводят двигатель на работу от сети для снижения тепловых потерь в приборе. При достижении арматурой требуемого положения напряжение с электродвигателя снимается, и арматура останавливается. Положение арматуры контролируется по концевым выключателям и времени или по аналоговому датчику положения.
Технические характеристики
Габаритные и установочные размеры
Модификации
Схемы подключения
Чертежи, схемы, модели
Документация и ПО
Комплектация
Задать вопрос специалисту
Технический вопросПредложения/замечания по сайтуДругое
E-mail*
Компания
Телефон
Cообщение*
Добавить файлы
Пускатель нереверсивного двигателя Размер 0 Трехфазный 3-12a, 110В
- перейти к основной навигации
- перейти к основному содержанию
- перейти к нижнему колонтитулу
Приблизить Уменьшить Перезагрузить Увеличить
Сименс
Код товара: 17CUC92BF
Нереверсивный пускатель двигателя, размер 0, трехфазное полное напряжение, полупроводниковое реле перегрузки, диапазон тока OLRelay 3–12 А, катушка 110 В 50 Гц / 120 В 60 Гц, комбинированный тип, 30 А, плавкий разъединитель, корпус NEMA, тип 1, Внутреннее использование общего назначения, корпус стандартной ширины
Характеристики товара
Защита от поражения электрическим током | (нет данных для закрытых изделий) |
---|---|
Управляющее напряжение питания при переменном токе 60 Гц мин.![]() | 120/120 |
Обнаружение обрыва фазы | Да |
Относительная точность повторяемости | 1 |
Рабочая температура окружающей среды мин./макс. | -20/40 |
Тип напряжения для управляющего напряжения питания | АС |
Асимметрия фаз | Да |
Обозначение типа изделия | Нереверсивный пускатель двигателя с неплавким разъединителем |
Управляющее напряжение питания при переменном токе 50 Гц мин.![]() | 110/110 |
Торговая марка продукта | Класс 17 и 25 |
Внешний сброс | Да |
Температура окружающей среды при хранении мин./макс. | -30/65 |
Торговая марка | Сименс |
Сертификаты | NEMA ICS 2; УЛ 508; CSA 22.2, № 14 |
Страна происхождения | МЕКСИКА |
Вариант монтажа | Поверхностный монтаж и установка |
Количество полюсов | 3 |
УПК | 662643798494 |
Трехфазный двигатель, звезда/треугольник, назад и вперед, без таймера
3-фазное подключение двигателя звезда/треугольник (Y-Δ) реверс-вперед и вверх-вниз без таймера Схемы питания, управления и подключения
OFF-Push) используются для изменения направления вращения трехфазного двигателя, например, реверс, вперед, вверх или вниз. Так как в схеме управления не используется таймер, управление может быть полуавтоматическим или ручным.
Цепь питания и принципиальная схема подключения показывают, что L1 и L3 были изменены для работы трехфазного двигателя в прямом и обратном направлениях (поскольку изменение двух линий из трех изменит направление вращения двигателя в противоположном направлении). Такие методы пуска двигателей с помощью пускателей двигателей необходимы и используются в токарных станках, кранах и т. д. для изменения вращения двигателей.
Related Posts:
- Трехфазный двигатель, звезда/треугольник, реверс и вперед с таймером
- Подключение трехфазного двигателя назад и вперед – схемы питания и управления
Работа цепи:
- Если мы нажмем кнопку для работы в прямом направлении, двигатель запустится в положении вперед или вверх через контактор K1. Точно так же кнопка реверса используется для вращения двигателя в реверсивном или нижнем положении с помощью K2.
Контактор (где две строки — это изменения по отношению к первому контактору, т.е. K1).
- Имейте в виду, что одновременно возможна только одна операция (вперед или назад) из-за электрической блокировки, т. е. если кнопка для направления вперед включена, нам придется остановить стартер перед изменением направления вращения двигателя. Проще говоря, контакторы K1 (для прямого хода) и K2 (для обратного хода) не могут быть включены одновременно.
- Контактор K4 соединен звездой, а контактор K3 соединен треугольником. Они используются в качестве пускателя «звезда-треугольник», когда двигатель сначала подключается к сети питания по схеме «звезда» (чтобы уменьшить высокий ток включения), а затем по схеме «треугольник» при полной нагрузке и напряжении.
Похожие сообщения:
- Звезда-треугольник (Y-Δ) 3-фазный метод запуска двигателя с помощью автоматического пускателя звезда-треугольник с таймером.
- Подключение трехфазного двигателя по схеме ЗВЕЗДА/ТРЕУГОЛЬНИК без таймера – схемы питания и управления
Сокращения:
- O/L = Реле перегрузки (тепловое)
- NO = нормально разомкнутые контакты
- НЗ = нормально замкнутые контакты
- FOR = передняя позиция
- REV = обратное направление
- T = Таймер
- L1, L2, L3 = три линии или фазы
- K1, K2, K3, K4 = Контакторы
- Y = Y или соединение звездой
- Δ = соединение треугольником
Схема питания
Мощность Схема подключения трехфазного двигателя для пускателя по схеме звезда/треугольник без таймера для работы двигателя в обратном/прямом направлениях.