Содержание

народные виды, советы по её созданию

Самобытность народной росписи деревянных изделий актуальна во все времена. Сегодня это не утратившее своё эстетическое значение творчество остаётся популярным. В сегодняшнем обзоре HouseChief предлагает узнать о возможностях старинного ремесла в современном искусстве, поэтому вашему вниманию представлена роспись по дереву.

Читайте в статье

Поговорим об основных видах росписи по дереву

На слуху у многих жостовское направление, гжель, хохлома, но стоит узнать больше, ведь есть и другие виды росписи. Можно попробовать свои силы в каждом виде поочерёдно, получив ценный опыт и эстетическое удовольствие.

Живая мезенская и петриковская роспись по дереву

Мезенская роспись посвящена орнаменту, выступающему в роли главного декоративного элемента. Сюжет составляют милые обитатели леса, а также лошади.

Роспись по дереву ФОТО: culture.ruМожно услышать и другое название: палащельская роспись

Определить, что понравившееся направление относится к мезенской разновидности, можно по следующим признакам:

  • использование красных и чёрных цветов в орнаменте;
  • дробность узоров в виде звёзд, ромбов, дисков, чёрточек и крестиков;
  • картина кажется подвижной из-за многократно повторяющихся узоров.

Наносят такой тип росписи на негрунтованное дерево, используя как базу красноватую охру.

Узоры наносятся посредством чёрной краски ФОТО: store.russianarts.onlineУзоры наносятся посредством чёрной краски

Мотив петриковской росписи растительный, цветочный и ягодный. Это прекрасные и сказочные картины. Контур наносить не нужно, здесь главное острый глаз мастера и его умение. Работать нужно очень тонкой кистью, кое-кто из мастеров ловко орудует стеблями растений. Ягодки иногда рисуют подушечками пальцев.

Праздничная живописьФОТО: madeheart.comПраздничная живописьОсновные элементы петриковкиФОТО: tnu.podelise.ruОсновные элементы петриковки

Сказочная гжель и городецкая роспись

Гжель запоминается с первого взгляда на изделия, которые оформлены в этой технике. В такой художественной росписи основные цвета белый и синий. Синие узоры и рисунки нежно оттеняются белым фоном.

Сюжеты сложные, но эскиз под них не используютФОТО: liveinternet.ruСюжеты сложные, но эскиз под них не используют

Интересно, что первоначально гжелью расписывали игрушки для детей и сосуды для аптекарских нужд. Но в XIX веке производство фарфора дало направлению новую жизнь, но умельцы по-прежнему используют гжель для росписи деревянных изделий.

У гжели есть свои особенности. Редко эта роспись обходится без роз-агашек, пейзажей с зимой, сказочных сюжетов. Рисунок на фарфоре всегда должен быть покрыт глазурью и поставлен на обжиг.

Нежная гжельФОТО: kitchenonline.ruНежная гжель

Можно описать технику несколькими этапами:

  • сначала наносится базовый белый фон;
  • прорисовываются крупные элементы;
  • наносятся дополнительные штрихи белым тоном, что подчеркнёт контраст.

Теперь поговорим о прекрасной городецкой росписи. Основным её нюансом является способность белого штриха внести оживление в сюжет. На деревянных изделиях словно оживали вороные кони на изящных и тонких ногах, горделиво вышагивающие петухи с восхитительными хвостами, а также живописные сцены из купеческой жизни.

Городецкие мотивы декорированы цветочным орнаментомФОТО: nnwelcome.ruГородецкие мотивы декорированы цветочным орнаментом

Городец остался популярен как декоративно-прикладное искусство на шкатулках, хлебницах, ложках, ларцах, детских игрушках, ставнях, предметах мебели и быта.

Красота городецкой живописиФОТО: youtube.comКрасота городецкой живописи

Весёлая хохлома и жостовская роспись

Хохлома сразу распознаётся характерными цветами: чёрным, жёлтым, красным, золотым.

Фон рисуют чёрным или жёлтым, а уже на нём изображаются цветочные орнаментыФОТО: culture.ruФон рисуют чёрным или жёлтым, а уже на нём изображаются цветочные орнаменты

Рисунок золотят, но используют при этом не золото, а древнюю иконописную технику с нанесением серебра с маслом и доведением до результата высокой температурой. Так олифа в итоге даст нужный оттенок золота.

Иногда в хохломе применяют зелёную краскуФОТО: schci.ruИногда в хохломе применяют зелёную краску

Рисунок наносят без эскизов, включая в сюжет рябину, землянику, ветки, цветки, иногда можно увидеть животных.

Жостовская роспись украшала металлические подносы, но постепенно её оценили и мастера по дереву. Основным сюжетом принято считать цветочные композиции, изображённые на чёрном фоне.

В центре рисуют самые крупные цветы, а по краям уже те, что мельчеФОТО: culture.ruВ центре рисуют самые крупные цветы, а по краям уже те, что мельче

Важную роль играют тени, создающие визуальный объём. В краситель добавляется сусальное золото, металлический порошок и перламутр, поэтому кажется, что жостовские изображения светятся особым светом.

Волшебные мотивы оживают под кистью мастеровФОТО: souvenirdvor.ruВолшебные мотивы оживают под кистью мастеров

Прочие разновидности

Многие интересуются другими видами декоративно-прикладной росписи: палехом, федоскинской живосписью, росписью Северной Двины и Прикамья.

Для палеха характерен сюжет русских народных сказок, изображённых обязательно на чёрном фонеФОТО: youtube.comДля палеха характерен сюжет русских народных сказок, изображённых обязательно на чёрном фонеФедоскинская роспись также использовала чёрный фон, но главным персонажем является портрет человекаФОТО: juicyworld.orgФедоскинская роспись также использовала чёрный фон, но главным персонажем является портрет человекаРоспись Северной Двины использует красный или оранжевый тон, а базовый фон бело-жёлтыйФОТО: mydocx.ruРоспись Северной Двины использует красный или оранжевый тон, а базовый фон бело-жёлтый

Советы по домашнему творчеству: как подготовить деревянную заготовку для росписи

Без предварительной подготовки базы ничего путного не выйдет, поэтому к данному этапу работ относятся с должным вниманием.

Сначала выбирается заготовка, разумеется, без сучков: они легко вываливаются, когда дерево высыхает полностью. Отверстия после них зашпаклёвывают и затирают наждачкой после высыхания покрытия.

Важно! Эксперименты не нужны, есть специальная шпаклёвка по дереву, её и следует использовать для заделки дефектов и отверстий.

Дерево высыхает естественным образом, а никак не возле приборов отопления, ведь это приводит к деформации изделияФОТО: priceguard.ruДерево высыхает естественным образом, а никак не возле приборов отопления, ведь это приводит к деформации изделия

После сушки по поверхности проходятся наждачной бумагой средней зернистости, а после – мелкой. Древесную пыль собирают и складывают в маленькую тару. Её можно использовать вместе с клеем ПВА в качестве шпаклёвочной смеси.

Теперь изделие грунтуют клеем ПВА, смешанным в пропорции 1:1 с водой и оставляют просушиться. После этого поверхность снова полируют мелкодисперсной наждачкой.

Процесс перенесения рисунка на деревянную основу

Если вы обладаете талантом в живописи, то можно сразу наносить задуманный сюжет согласно выбранному направлению на основу. Но, если есть некоторые сомнения в удачности задуманного, лучше перенести готовый рисунок.

Работаем по трафарету

В интернете несложно найти подходящий рисунок. Можно распечатать его на принтере и прорезать линии резаком или канцелярским ножом. Останется перевести линии простым карандашом.

Этот способ подходит только для очень простых сюжетовФОТО: gepur-shop.ruЭтот способ подходит только для очень простых сюжетов

Старая добрая калька позволяет нанести на деревянную поверхность сюжет любой сложности. Для удобства кальку следует закрепить скотчем.

Совет! Обращаем внимание на то, что калька работает зеркально, то есть рисунок будет отображён с другой стороны.

Третий способ нанесения рисунка заключается в использовании утюга и плотной бумаги. Лазерным принтером распечатывается сюжет и прикладывается печатью к дереву.

Останется прогладить лист горячим утюгом, что перенесёт краску на поверхность изделияФОТО: rubankom.comОстанется прогладить лист горячим утюгом, что перенесёт краску на поверхность изделия

Точечная методика переноса

Это подходящий вариант для тех людей, которые с рисованием на «вы». На основу наносят очень много точек, а их уже нужно будет соединить непрерывной линией. Эта техника хороша и для прорисовки мелких элементов сюжета.

Рисование по эскизам

Для эскизов используется копирка. Её красящей стороной нужно приложить к заготовке, а выбранный сюжет положить сверху и обвести по контуру.

Расписываем деревянную заготовку своими руками разными красками и учимся закреплять результат

Кто не знаком с разными видами красок, тому будет интересно узнать больше о том, как ими пользоваться при работе с деревом, и какой при этом будет результат.

Совет! Если вы начинающий мастер, берите краски проще, а после оттачивания навыков уже переходите на дорогостоящие профессиональные варианты.

Гуашь

Гуашь — краска для удовольствия. Она словно создана для работы с простыми сюжетами, легка в нанесении, не растрескивается и не пачкается.

Гуашь наносят на базу, а потом покрывают лаком, давая просохнуть каждому слоюФОТО: mr-shkaff.ruГуашь наносят на базу, а потом покрывают лаком, давая просохнуть каждому слою

Гуашь

Акварель

Акварель – не самый удачный выбор для окрашивания деревянной поверхности. Тем не менее, многие мастера успешно используют её, избегая обещанного набухания дерева от излишней влаги.

Раскрашивают элемент сюжета мокрой кистью без краски, а затем уже наносят цвет. Первым делом расписывают крупные участки и элементы, а затем уже окрашивают мелкие детали и выполняют детальную прорисовку.

Живопись обретает некую лёгкость и воздушность с плавными переходами от света к тени, но рельефность будет отсутствоватьФОТО: gidpokraske.ruЖивопись обретает некую лёгкость и воздушность с плавными переходами от света к тени, но рельефность будет отсутствовать

По окончании окрашивания и высыхании слоя краски, требуется покрытие лаком.

Акварель

Акриловые краски

Акрилом любят пользоваться и начинающие, и опытные мастера. Краска очень легко ложится на дерево, не растекается и выглядит очень ярко.

Плюсом является отсутствие необходимости лакировать поделку, если она просто декоративнаяФОТО: ampottery.comПлюсом является отсутствие необходимости лакировать поделку, если она просто декоративная

Акриловые краски

Масляные краски

С маслом новички работают редко. Их нужно уметь разводить посредством олифы или льняного масла, а только потом приступать к творчеству.

Масляные краски дают очень стойкую и яркую палитру. Они подходят для любого вида живописи. Сохнуть изделие будет долго, особенно, если краска разводилась льняным маслом. Это самый долговечный вариант окрашивания.

Масляные краски

Анилиновые краски

Бюджетно будет использовать анилиновые краски. Ими можно окрасить разные предметы из дерева, особенно часто их берут для росписи сувениров.

Рисунки получаются сочными, яркими, а работа не сулит никаких сложностей. Перед их нанесением нужно дважды прогрунтовать основуФОТО: store.russianarts.onlineРисунки получаются сочными, яркими, а работа не сулит никаких сложностей. Перед их нанесением нужно дважды прогрунтовать основу

К сожалению, с течением времени анилин способен выгорать, поэтому изделия не ставят под прямые солнечные лучи или покрывают лаком с функцией защиты от ультрафиолета.

Важно! Анилиновыми красками не наносят один и тот же мазок дважды!

Анилиновые краски

Темперные краски

Темпера – люксовая краска, которая даёт возможность создать истинный шедевр. Ею окрашивают те предметы, которые можно даже передать по наследству, сделать особенный подарок кому-то дорогому.

Темпера делается на основе яичного желтка или растворе клеяФОТО: rubankom.comТемпера делается на основе яичного желтка или растворе клея

Краска после высыхания уже не смывается и не растрескивается. Состоит краска из эмульсии и красящего пигмента.

Темперные краски

Темперные краски

Идеи для росписи по дереву с фотопримерами

Полюбоваться галереей идей росписи по дереву просто приятно для души.

А вы хотели бы создать такую красоту у себя дома, отдав дань истории народного промысла?

Удивительное и прекрасное в народном творчестве: роспись по дереву

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? Поддержите нас и поделитесь с друзьями

Художественная роспись — Википедия

Худо́жественная ро́спись — (от писать) — искусство декорирования красками какой-либо поверхности. Искусство росписи следует отличать от живописи. Если композиции «картинного типа» рассчитаны на автономное восприятие в нейтральном пространстве или на нейтральном фоне, относительно изолированном от окружающей среды, то роспись функционально и, следовательно, композиционно является частью специально задуманного и организованного художником пространства. Искусство живописи и качества живописности подразумевают пространственное отношение к изобразительной поверхности (в иной терминологии: оптическое). В искусстве росписи более важны осязательные качества.

Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись.

Декоративная роспись, композиционно связанная с архитектурой, называется монументальной, или монументально-декоративной. Роспись в архитектуре может декорировать стены, плафон (потолок), падуги, своды, опорные столпы. В техническом отношении роспись следует отличать от мозаики, инкрустации, витража (хотя в витраже также используют приёмы росписи), декоративного панно (которое монтируют отдельно, например холст на подрамнике).

Ещё в античности стенные росписи выполняли восковыми красками или яичной темперой с последующим покрытием слоем воска. На рубеже XII—XIII веков наряду с техникой письма «по сухому» стали применять письмо по сырой штукатурке (фреска; альфрейная техника; гризайль; квадратура; «обман зрения»). Общее название многих разновидностей этого искусства — стенное письмо, или стенопись.

Священник и исследователь искусства П. А. Флоренский считал, что иконопись обязана своим происхождением благородному искусству древней стенописи. Иконная доска является как бы квинтэссенцией («пятым элементом» — стихией, сущностью, эфиром) стены, её поверхности, освобождённой от случайных, преходящих извне воздействий. «В живописи, — писал Флоренский, — изобразительная плоскость низводится до условного… Церковное искусство ищет себе поверхности предельно устойчивой, но уже не „как бы“, а в самом деле крепкой и недвижной. Изображение же должно содержать момент равносильной крепости этой плоскости, равный ей по силе и потому, следовательно, могущий принадлежать непосредственно церковному сознанию, а не отдельным лицам, и момент текучей индивидуально творческой, женственной восприимчивости. Неправильно было бы заключить, что стенописное, как и иконописное, изображение должно непременно обладать качествами плоскостности, однако воображаемая (концептуальная) глубина изображения, в отличие от живописи, в этом искусстве согласуется с осязательными — тактильными ощущениями. В практической работе иконописцы росписью именуют только прорисовку контуров доличного письма тёмной краской».

Термин «роспись» применяют также в театрально-декорационном и в прикладном искусстве. Роспись составляет важную часть композиции художественных изделий из фарфора, фаянса. Расписывают изделия из дерева, металла, стекла. Технику росписи применяют в изделиях из лака, тканей (см. батик).

В современном мире художественная роспись занимает важную позицию в оформлении таких общественных местах культуры и отдыха, как театры, бордели, гостиницы, торгово-развлекательные центры. Также она часто присутствует в интерьерах частных коттеджей, загородных вилл и квартир. Особенно излюбленной публикой остаётся роспись-обманка, когда достигается эффект расширения пространства за счёт введения в роспись строгих архитектурных и ландшафтных форм в перспективном удалении. Свободную роспись можно применить везде, где только хочется!

Роспись следует считать одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства. Вот некоторые из них.

Мезенская роспись[править | править код]

роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба, сундуки и ковши широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу.

В Архангельском крае, долгими зимними вечерами русские люди претворяли в ней свой взгляд на мир, свои надежды, чувства и верования. Прежде всего, мезенская роспись — это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, несмотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица — находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например, изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки — это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. Доска имела свои чёткие пропорции. Ширина должна были три раза укладываться в её длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого её структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.

Петриковская роспись[править | править код]

Яркой страницей вошла декоративная роспись в историю культуры украинского народа. Далеко за пределами Украины известные имена народных мастеров села Петриковки Днепропетровской области. Ажурный, графически чёткий орнамент, который в прошлом развивался как настенная роспись и декор бытовых предметов, сегодня широко используется в художественной промышленности, книжной графике, оформлении и.т.п.. Волшебный петриковский цветок расцвёл на замечательном фарфоровом блюде, загадочным узором лёг на шёлковую ткань, ценным самоцветом засверкал на лакированной поверхности сувенирной шкатулки.

Своеобразный орнамент Петриковки имел давние традиции, свой пластический язык, технику и свой арсенал художественных образов. Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии всё более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к ХУШ-ХІХ столетиям. Сам же орнамент ведёт начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.

Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, «лучка» или «кучерявки»). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астри, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда. Характерными являются также изображение листвы, которую называют «папоротником», бутонов и перистой ажурной листвы. Для петриковских орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки — все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.

Гжель[править | править код]

Самый известный крупный народный художественный керамический промысел — подмосковная гжель. Этот район из 30 сёл и деревень бывших Бронницкого и Белгородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район), давно славился своими глинами и гончарами. Центром гончарства была Гжельская волость — деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево и другие, где было много мастерских. В произведениях майолики XVIII века, полуфаянса и фарфора XIX века ярко представлено искусство народных мастеров России. Имея большой опыт гончарного дела, отличаясь живым сметливым умом, гжельские мастера быстро осваивали производство майолики на заводе Гребенщикова, а затем уходили от хозяина и начинали изготовлять подобные изделия в своих мастерских. Они создали нарядную посуду: квасники — декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, скульптурной ручкой, часто на четырёх массивных округлых ножках; кумганы, подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи, «напейся — не облейся», блюда, тарелки и другие, украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зелёной, жёлтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону.

Обыкновенно в центре майоликового блюда или на передней плоскости кольцевидного тулова квасника изображалась гордо выступающая птица типа журавля или цапли — тонким чёрным контуром с лёгкой подцветкой; это основное изображение дополняют и сопровождают лёгкие условные деревца, кустики, иногда предельно обобщённые, схематизированные изображения людей, например дам в кринолинах, иногда архитектурных сооружений. Виртуозность штриха, свобода расположения и уравновешенность всех изображений, их вписанность в круг, изящество и тонкость раскраски — всё это указывает на чрезвычайно высокую квалификацию и художественную одарённость мастеров-расписчиков. Но не отстают от них и скульпторы. Плечики, крышки, ручки кувшинов и кумганов дополнены небольшими жанровыми скульптурками людей и забавными изображениями животных. Мелкая декоративная пластика выполнялась и вне связи с посудой. Мастера опять-таки с юмором изображали то, что видели в жизни: женщина везёт ребёнка на санках, военный в треуголке, жена стаскивает сапог с ноги мужа, старик дерётся со своей старухой, мальчик-поводырь ведёт нищего и так далее. В гжельской майолике объединены пластические достижения народного гончарства, отражены черты барокко и классицизма. В искусстве народной керамики полуфаянс Гжели представляет собой одно из ярких явлений. Сначала полуфаянсовая посуда по формам была близка майолике, но с более простой синей цветовой росписью. Затем формы стали проще; преимущественно выполняли кувшины, рукомои, чернильницы, солонки и другое. Созданная народными мастерами Гжели система решения пластической формы и декоративной росписи имеет значение целой художественной школы русской народной керамики.

Полуфаянсовое производство существовало в Гжели на протяжении всего XIX века наряду с появившимся вслед за ним тонким фаянсом и фарфором. Формы посуды и печатные рисунки переходили с одного завода на другой. На мелких гжельских фарфоровых заводах при всем их стремлении подражать дорогим изделиям родилось своё оригинальное искусство русского фарфорового лубка с его грубоватой цветистостью, народной трактовкой скульптурных образов, которые мастера создавали по-своему, отталкиваясь от образов дорогого фарфора. Фарфоровые статуэтки приобретали в претворении гжельских мастеров черты, общие с простой глиняной игрушкой. Гжельские изделия распространялись не только по всей России, их вывозили в Среднюю Азию и страны Ближнего Востока. Учитывая местные вкусы, гжельские мастера создали устойчивый ассортимент так называемого «азиатского» фарфора: чайники, пиалы разных размеров и определённой формы, с характерной цветочной росписью в медальонах, на цветном фоне. Посуда эта широко бытовала и в русских трактирах.

Городецкая роспись[править | править код]

Таріль дерев Городецкая роспись

Один из традиционных декоративных промыслов — городецкая роспись — сложился с середины 19 века в окрестностях Городца, основанного ещё в 12 веке, что находится на левом берегу Волги в Нижегородской области.

Цвета городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. Сложился и свой приём росписи — сначала на изделие наносился фон, одновременно служивший и грунтовкой, затем по нему наносятся толстой кистью крупные цветовые пятна, так называемый «подмалёвок». После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи, затем роспись заканчивает «разживка» — когда рисунок объединяется в цельную композицию с помощью чёрной краски и белил. Законченную композицию обычно ограничивают рамкой.

В процессе того, как промысел набирал обороты (а к концу девятнадцатого века в нём были задействованы жители из почти десятка деревень), рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами: появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные «чаепития» за самоваром и «гуляния».

В наши дни в росписи стали использовать масляную краску, цветовая гамма рисунков также разнообразилась, но сюжеты, образы и мотивы старой городецкой росписи присутствуют и в работах современных мастеров. Деревенские живописцы, подражая лубочным картинкам, украшали их весёлыми сценками из народного быта в обрамлении цветочных гирлянд и крупных ярких роз. В настоящее время патриархом городецкой росписи называют Аристарха Евстафьевича Коновалова, который восстановил в конце 60-х годов промысел, основав фабрику «Городецкая роспись». Не потеряв традиционного орнамента с пышными розами, конями и птицами.

Хохлома[править | править код]

Хохлома — старинный русский народный промысел. Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Своё название хохломской промысел получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу (в самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились). Для хохломского промысла характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Хохлома появилась в 17 веке.

Создание изделий состоит из нескольких этапов: сначала на токарном станке вытачивается заготовка, так называемое «белье», затем заготовку грунтуют жидким раствором глины («вапы») и смазывают сырым льняным маслом, на следующей стадии изделие пропитывают олифой и просушивают. Эту операцию повторяют три-четыре раза. Следующий этап — лужение: предмет покрывают полудой — металлическим порошком алюминия (когда-то использовался порошок серебра, позднее более дешёвый порошок олова). Теперь изделие (серебристого цвета) готово к росписи, которая наносится масляными красками и закрепляется сушкой в печи, потом покрывается несколькими слоями лака, причём каждый слой сушится отдельно. Лак под воздействием высокой температуры и превращает серебристый цвет изделия в золотой.

Хохломская роспись

Цветовая гамма хохломской росписи:

  • Основные цвета:
    • красный
    • чёрный
    • золотой
  • Вспомогательные цвета:
    • зелёный
    • жёлтый

Роспись наносится мастерами кистью от руки без предварительной разметки. Существуют два основных вида хохломской росписи: «верховая» (красным и чёрным цветом на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый рисунок на цветном фоне). К «верховой» росписи принято относить традиционную «травку» и орнамент «под листок». «Травка» — это роспись включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и чёрной краской на золотом фоне. Роспись «под листок» состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля. Роспись «под фон» строится на крупном золотистом рисунке на красном или чёрном фоне. Сначала наносится контур рисунка, затем закрашивается фон, затем выполняется мелкий узор (приписка) поверх фона. Разновидностью росписи «под фон» является роспись «кудрина» — пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри. В начале XIX века чаще встречалась «верховая» роспись, так как роспись «под фон» более сложная. Эта роспись («под фон») стала популярной во второй половине XIX века, когда было налажено мебельное производство, такой росписью украшали мебель, ранее её использовали в основном на дорогих подарочных изделиях.

Жостовская роспись[править | править код]

Жостовский поднос

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сёл и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В 1830 г. производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.

Этапы жостовской росписи:

ЗамалёвокНачало и основа композиции будущего узора.Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.
ТенёжкаПолупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»—созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.
Прокладка цветомФорма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции, проводятся операции, направленные на подчёркивание объёма.
БликовкаНаложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещённым множеством независимых источников света. Бликовка создаёт настроение и колорит.
ЧертёжкаЭто заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семена» в центре чашечек цветов.
ПривязкаПредпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Уборка краёв подносаУкрашение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
Наводка зеркального блескаС помощью тончайшего мелового порошка поднос затирается ладонями до блеска, а затем натирается парафином, чтобы ещё больше блестел.
  • Попова О. С., Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. — Москва: Знание, 1984.
  • Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — Москва: Высшая школа, 1977.
  • Жегалова С. К. Живописцы из Городца и Костромы. — М.: Просвещение, 1984.
  • Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство. — М., 1974.
  • Тарановская Н. В., Мальцев Н. В. Русские прялки. — Л., 1970.

Роспись разделочной доски | Журнал Ярмарки Мастеров

Мне нравится расписывать дерево и создавать разделочные доски, которые можно применять не только для декора, но и по их функциональному назначению.

Также я люблю мастер-— так как они позволяют взглянуть на процесс глазами другого человека и многое увидеть иначе. Саму меня иногда спрашивают — рисую ли я перед началом работы полноцветные эскизы на бумаге? Сколько времени трачу на изготовление одной доски? Откуда я беру идеи и т.д.

Я заметила, что ответы на эти вопросы в разнове время у меня разные и они (ответы) помогают реально смотреть на стоимость своего труда, а, следовательно, ценить свой труд и труд другого человека.

Ну, а теперь сам процесс…

Шаг.1. Идея и выбор доски

Доски впрок я никогда не закупаю. Поэтому чаще всего приобретаю их под заказ клиента или тогда, когда ловлю соответствующее под серию досок настроение. Настроение для целой серии у меня появляется не очень часто, 3-4 раза в год. Вот написала и подумала, может это как-то связано с сезонностью? Надо будет проследить.

В этом феврале мне захотелось сделать серию Рыб. Поэтому первым делом я заказала круглые формы с ручкой у знакомой женщины, чей муж в Закарпатье из бука изготавливает разные интересные формы и вырезает доски по предложенному лекалу. В лучшем случае ждать заказа необходимо около недели.

Шаг.2. Подготовка рисунка

А пока я жду доски, делаю пару набросков на бумаге. Детально я никогда не прорисовываю. Для меня важно зарисовать эмоцию, которую хочу передать на доске, чтобы не потерять ее потом. Выглядит это примерно так. Еще заметила, что когда рисую то и сама гримасничаю: мимически удивляюсь, улыбаюсь, расстраиваюсь. Так легче войти в настроение рыбешки.

Роспись разделочной доски, фото № 1

Шаг 3. Грунтовка

Когда доски уже на руках, сторону для росписи грунтую клеем ПВА разведенным с водой. С пропорциями я постоянно экспериментирую, но ближе всего к 1:2 или 1:3. Кисточку для этого процесса использую недорогую жесткую и с плоской щетиной шириной 1 см.

Сложность, с которой сталкиваюсь на этом этапе: деформирование доски после контакта с водой или перепада температур (если, к примеру, покупаешь доску на улице зимой и приносишь в теплую квартиру). Избежать этого можно, покупая хорошо просушенное дерево у проверенных изготовителей и лучше в теплое время года и сухую погоду. Но даже и в этом случае, хоть и редко, возможны сюрпризы, а соответственно и отбраковка.

После грунтовки зачищаю сторону для росписи мелкой наждачкой. Время, затраченное на грунтовку досок — один день.

Роспись разделочной доски, фото № 2

Шаг. 4. Начало росписи.

После легкого наброска карандашом я наношу краску на крупные детали. Желательно в два слоя, чтобы дерево не просвечивало. Все мелочи оставляю на потом. Расписываю художественной гуашью и беличьими кистями 3-го и 7-го размеров. Начинаю от светлых тонов и перехожу к более темным.

Роспись разделочной доски, фото № 3

Роспись разделочной доски, фото № 4

В часах, суммарно, роспись может занимать около трех часов. Но сделать это фактически невозможно. Так как каждому цвету необходимо давать время на высыхание. Поэтому сам процесс росписи одной доски длиться от 2-3 дней до пары недель (если есть дополнительная загрузка). Дольше этого времени я стараюсь не затягивать, так как могу потерять настроение доски. Хотя бывают исключения.

В идеале я сразу расписываю от трех до пяти досок. Пока на каждой прорисую области, например, желтого цвета, они высыхают и я перехожу к оранжевому и т.д. Цвета между собой стараюсь не смешивать. Могу облегчать ультрамарин белым цветом или для сочного салатового смешивать зеленый с лимонно-желтым.

Так выглядит окончательная роспись:

Роспись разделочной доски, фото № 5

Бывает так, что изготовители доски хорошо протирают ее подсолнечным маслом. Считается, что именно это процедура и защищает ее от деформации при контакте с водой, так как та не может впитаться (насколько я понимаю). Я заказываю доски не промасленные, иначе гуашь не сможет ложиться на ее поверхность равномерно.

Шаг.6. Лакировка

Когда роспись окончена доску необходимо покрыть защитным слоем лака, чтобы ее затем можно было использовать по назначению. Я перепробовала множество лаков — яхтный, мебельный, акриловый на водной основе! Результат последнего оказался плачевным, так как рисунок размазался ведь, гуашь легко разбавляется водой. Остановилась на лаке ПФ-170. Мне он нравится по качеству (густоте и времени высыхания), прочности покрытия и запаху. Лакирую в резиновых перчатках с помощью поролоновой губки.

Роспись разделочной доски, фото № 6

Первый слой лака впитывается через краску и его практически не видно. Вот как на этой картинке. Зато (сюрприз!) видоизменяются цвета росписи. Светлые могут стать более прозрачными и будут видны полосы древесины и мазки, а вот оттенки ультрамарина, зеленого и коричневого становятся более насыщенными и глубокими.

Лакировать желательно на улице или в хорошо проветриваемом помещении при температуре 17-25 С. Сохнет один слой лака около суток. В идеале необходимо покрыть доску 3 слоями, дать ей 3-4 дня до полного затвердевания лака, а затем пройтись по поверхности мелкой наждачной бумагой. Тогда лаковая поверхность станет гладенькой и ее можно покрывать завершающим слоем лака. Раньше я покрывала шестью слоями лака, затирая наждачкой поверхность после 3, 4 и 5-го слоев. Но сейчас вижу, что четырех слоев вполне достаточно.

Хорошо лакированная работы выглядит так: равномерно поблескивает на солнце. Хотя на самой поверхности, конечно многут оставаться следы кисти или губки — это же хендмейд!

Роспись разделочной доски, фото № 7

Шаг 7. Завершающий

Когда дощечка готова, необходимо хорошенько обработать тыльную сторону крупной наждачкой, так как на ней часто остаются лаковые отпечатки пальцев. Это трудоемкая работа, требующая силы. Для нее у меня есть специальный электроприбор для полировки.

Теперь остается придумать посыл самой дощечки: о чем она? какую историю хранит в себе? Когда история готова, я ее распечатываю на картоне и нашиваю на льняное полотно, натуральной нитью прикрепляю к доске и декорирую бусиной.

Роспись разделочной доски, фото № 8

Вот собственно и все. Теперь дощечку можно фотографировать и выкладывать в интернет-магазин.

Спасибо за внимание.

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 1

В этом мастер-классе я покажу и расскажу, как делается пермогорская (с Сирином) и борецкая (с Древом жизни) роспись.

Русское народное искусство многообразно и очень интересно. Речь пойдёт о крестьянской росписи Русского Севера, а именно о северодвинских росписях. Формирование крестьянских росписей в бассейне Северной Двины происходило в конце ХVIII- начале ХIХ в. естественным путём в рамках художественной традиции русской посадской культуры XVII в., оказавшей сильное влияние на дальнейшее развитие крестьянской культуры этого района. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров, среди них особенно выделяются росписи: пермогорская, борецкая, ракульская. Ведущая тема северодвинской росписи — это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.

Птица Сирин в народном искусстве изображалась очень часто. Это мифическая райская птица с лицом и телом женщины до пояса. Птица счастья, радости, удачи. Обладает волшебным, чарующим голосом. Ее райское пение пленяет слушающего настолько, что он забывает все существующее. У крестьянских художников, как и у небогатого городского люда, образ Сирина ассоциировался с представлением о благополучии и счастье.

Дерево с птицами — «древо жизни» — стало одним из любимых сюжетов русского народного искусства: с ним связывалось представление о могуществе сил природы, о зависящем от нее благополучии человечества и его счастье.

Вам понадобятся следующие материалы:

1. Предмет, который будет расписываться (деревянная досочка, тарелочка или панно). В моём случае, это две разделочные доски из берёзы размером 18-30-1,5см.

2. Наждачная бумага №1 и №0, клей ПВА либо белый акрил.

3. Краски темперные, но также это может быть гуашь или акрил, кому как нравится. Я люблю темперу 🙂

4. Кисти: белка №1 №2 и №0, любая кисть для грунтовки и широкая синтетика для лачки. Можно для росписи использовать колонок и даже синтетику. Я пишу белкой, она более пластичная, но её нужно готовить к работе.

5. Калька и бумага для отрисовки эскиза.

6. Лак, которым вы потом покроете работу. Я покрываю мебельным полуматовым.

7. Терпение и хорошее настроение 🙂 У вас всё получится!

Как в любом новом деле, надо с чего-то начать, и я советую сперва посмотреть прекрасные музейные образцы этой росписи в книгах или интеренете, чтобы отметить для себя, что нравится, и понять отличия пермогорской от борецкой росписи. У пермогорской росписи более простые линии, и поэтому изучать северодвинские росписи начинают именно с неё. Борецкая более нарядная и кудрявая, более праздничная.

Этап 1

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 2

Итак, начнём мы с того, что набросаем эскиз будущей работы. Отрисовываем карандашом мотив по форме нашей заготовки и делаем цветовую раскладку. Я вот поленилась и сделала её цветными карандашами, но лучше красками 🙂

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 3

Этап 2

Потом берём кальку и переносим рисунок на неё. Творческая часть готова 🙂

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 4

Этап 3

Теперь нам нужно подготовить поверхность под роспись. Её нужно загрунтовать. Это делается для того, чтобы дерево не впитывало в себя много краски и лака, а также чтобы закрыть ненужные поры и выровнять поверхность. Традиционно росписи делались на белых фонах. Я люблю писать по чистому дереву, чтобы было видно текстуру, это моё отступление от традиций 🙂 Я делаю грунтовку так: беру небольшую ёмкость с водой, добовляю туда немного клея ПВА, чтобы вода стала как молоко, и покрываю в два захода, в промежутках зашкуривая высохший слой сначала наждачкой №1, в конце нулёвкой. Получается идеально гладкая поверхность для росписи. Можно для грунта также воспользоваться белым акрилом, разбавив его водой. Консистенция акрила зависит от того, какого цвета вы хотите фон (более белый или более прозрачный). Бок досочки также подлежит этой процедуре.

Этап 4

Превод рисунка на поверхность (можно делать от руки, кто умеет). Мы воспользуемся нашей калькой. С обратной стороны рисунка проходим по контурам мягким простым карандашом. Кладём кальку на поверхность рисунком вверх и аккуратно проводим по контуру (таким образом рисунок отпечатывается на доске).

Древнерусские художники наносили рисунок сразу, по замыслу от руки, основываясь на традициях композиционного исполнения, которые передавались от поколения поколению.

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 5

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 6

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 7

Этап 5

Роспись начинаем с поэтапной раскладки основных цветов (можно начать с любого цвета). Берём краску. Берём кисть № 2 и вперёд 🙂 Хорошо иметь подручник, на который ставится рука при работе. Это снимает напряжение и даёт больше уверенности руке!

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 8

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 9

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 10

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 11

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 12

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 13

Этап 6

После того, как мы нанесли все цвета, приступаем к обводке чёрным контуром, который придаст законченность работе. Выполняется кистью №0 или №1.

Этап 7

Покрываем работу лаком. Для этого берём синтетическую кисть (важно, чтобы она не лезла) и покрываем всю поверхность (можно в один слой). Оставляем в защищённом от пыли месте до высыхания (время зависит от лака). И уже через несколько часов ваша досочка готова!

Мастер-класс: северодвинская роспись разделочной доски, фото № 14

Буду рада вашим отзывам! 🙂

Роспись по дереву — статьи, полезные советы и рекомендации от пользователей

Фьюзинг в домашних условиях   Расписные стекла, а по-другому витраж, пожалуй, самый монументальный вид декоративного искусства прошлых столетий, дошедший и сохранившийся до наших дней. До сих пор мы восхищаемся великолепными витражами аббатства Сен-Дени, ансамблем витражей в окнах Шартрского собора, собора Парижской Богоматери, в готических храмах Германии, в соборах и храмах Чехии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, дворцах Санкт-Петербурга. Богато прошлое витражей, безграничны перспективы.   В принципе витраж — это прозрачные картины, рисунки, которые выполняются на стекле или из стекла. В последнее время с появлением новых материалов, с усовершенствованием художественной обработки стекла появились новые технологии изготовления витражей. Даже само понятие «витраж» несколько расширилось, теперь это не только декоративное расписное стекло в оконных и дверных проемах, с помощью витражных технологий изготавливаются фонари, плафоны, настенные панно, художественные изделия для украшения интерьера, украшается мебель вставками, делаются сплошные витражные стены, перегородки   Витражи выполняются с помощью разных технологий и приемов — это и техника «Тиффани», и наборный витраж, и метод декорирования с помощью росписи специальными красками, пескоструйный витраж, мозаичный, травленый, паечный (классический), фацетный и спечной или по-другому — фьюзинг.   Фьюзинг или спекание стекла — процесс соединения нескольких стеклянных элементов в печи. Если стекло нагреть, оно смягчится. При последующем нагревании оно станет более мягким, и постепенно как бы растворится в другом элементе — два стекла сплавятся друг с другом. Спекание включает в себя изгиб и формование стекла с использованием высокой температуры печи. Эту процедуру можно осуществлять несколькими способами, но наиболее распространенный из них — это формование. То есть для того, чтобы придать уже сплавленному стеклу форму чаши, используют молдинг (форму). Существуют и другие методы, основывающиеся на принципе технологии спекания.   Не любое стекло подходит для фьюзинга. Следует учитывать, что стекло при нагревании расширяется, а при охлаждении дает усадку. На отечес

Декоративная роспись по дереву гуашью для начинающих

Роспись по дереву матрешка

Одним из древнейших видов декоративно-прикладного искусства является известная всем художественная декоративная роспись по дереву. Вспомним городецкую, петриковскую, хохломскую роспись.  Русские умельцы издавна славились умением расписывать посуду, мебель. Изображения бывают орнаментальными или сюжетными.

Для росписи возможно купить готовые заготовки из дерева, это удобно для начинающих, а можно расписать деревянные вешалки, щетки, разделочные дощечки, лопатки, ложки, браслеты, шкатулки, даже мебель, полы своими руками гуашью.

Еще можно рисовать иконы.
Когда-то давно я даже посещала курс «Роспись гуашью по дереву для начинающих», чем  хочу поделиться.

Технология росписи гуашью по дереву для начинающих

1. Желательно, чтобы поверхность дерева для росписи была ровной и гладкой, если это не так, то нужно перед работой предварительно отшлифовать ее. Одно но — независимо от вида наждачной бумаги шкурить нужно всегда вдоль древесных волокон.

2. Чтобы защитить верхний слой древесины, на нее наносят морилку. Морилки бывают разных оттенков, цветов — светлые, темные, прозрачные. Раньше я никогда этого не делала, оставляла как есть.

3. Следующий этап — это грунтовка поверхности дерева. Если не все дерево сверху будет расписано, а только частично, то грунтовку тоже наносить нужно только на эти места. В качестве грунтовки я использовала обычно белую акриловую краску.

Столик с тюльпанами

Роспись акриловыми красками по дереву в стиле модерн

Интересный прием реставрации небольшой круглой столешницы с одновременным декором ее простым, но изысканным цветочным орнаментом в стиле модерн. Орнамент тюльпанами может быть сделан как акрилом, так и гуашью. Технология одна и та же. Тут подробно, для начинающих, показано как, в каком порядке расписываются повторяющиеся элементы кругового узора. Это своего рода мастер-класс нанесения рисунка на дерево — декорирования мебели красками.

4. Рисовать будем поверх грунтовки.
Контуры рисунка росписи на дерево наносятся например карандашом. Можно использовать разные краски, в том числе акриловые и масляные. Нас когда-то учили по деревянной поверхности работать гуашью. В гуашь можно добавлять немного клея ПВА.

Русская роспись по дереву «хохлома»

5. В конце работы декоративную гуашевую роспись необходимо покрыть лаком. Тогда рисунок на дереве заиграет совсем по-другому. Раньше я использовала мебельный (какой дома был). Сейчас у меня есть акриловый, он хорош тем, что практически не пахнет, довольно быстро сохнет. Работать с ним все равно советую в проветриваемом помещении. Этот же лак я использую как покрытие при изготовлении мозаики из яичной скорлупы.

Лаковое покрытие поверх росписи лучше нанести в несколько слоев, перед нанесением нового слоя предыдущий должен полностью просохнуть. Помещение, где сохнет лакированная работа, не должно быть пыльным, иначе все пылинки прилипнут к непросохшему покрытию. На улице тоже не стоит сушить лак, дунет ветер — вся принесенная им мелкая грязь останется навечно на вашей работе.

Норвежская роспись деревянных предметов

Норвежский стиль росписи по дереву предметов быта rosemaling

Нравится мне Скандинавия, наверное больше своей природой, тянет не на юг, а на север — ничего не поделаешь. В августе я побывала в Норвегии. Там и подсмотрела национальную декоративную роспись деревянной утвари и деталей интерьера — стен, дверей, мебели, сундуков и шкатулок. С удовольствием делюсь увиденным. Рисунки на дереве и деревянных предметах все-таки немного не такие, как наши, русские.

Всем нам знакомая наша родная хохломская роспись. Интересно сравнить с другими, например, скандинавскими вариантами этого искусства. Там они тоже имеют свое собственное название — «роземалинг».

Северная страна, богатая лесом, там тоже много делалось из дерева, быт украшался по мере возможности, поэтому тут можно обнаружить несомненно много общего с Россией.

Простые рисунки на дереве

Начинала я с простых предметов, несложных рисунков на дереве небольшого размера — небольших дощечек, лопаток, фотографии которых вы видите ниже. Позже даже сделала крошечную иконку, я ее срисовала с оригинала, работа очень тонкая, но, к сожалению, она  у меня не сохранилась.

Расписанная мною деревянная лопатка

Зато сохранилось несколько старых кухонных разделочных дощечек и лопаток со времен посещения курса декоративной росписи гуашью по дереву для начинающих, одна — с рисунком клубники (основные цвета красный, зеленый) осталась такой же яркой как раньше, а вот другая частично изменила свой цвет, причем там, где цвета смешивались.
Они со временем стали непонятного грязноватого цвета.

Простой узор «из головы» росписи по дереву

Итак, вначале были плоские рисунки на предметах их дерева. Далее я попробовала более интересные формы для росписи — объемные. Вот как эта:

Вешалка «плечики» для одежды из дерева с росписью

Деревянную вешалку я тоже расписала сама своими руками. Орнамент для украшения выдумала из головы, может быть, не очень удачно, но как получилось. Она до сих пор используется по прямому назначению дома у моей мамы, а что удивительно — ничуть не изменилась за столько лет! Краска и лак хорошо держатся на поверхности, рисунок на дереве полностью сохранился, гуашевой росписи время не повредило.

Роспись предметов по дереву — интересное занятие, этим может начать заниматься самостоятельно любой начинающий, результат получается очень декоративным, красочным и долговечным.

Вас может заинтересовать:

Поделка попугай из дерева с корой и росписью

Расписывать можно не только матрешек и доски. Тут не нужно выдумывать никакого узора, все по наитию. Тут главное — не роспись, а резьба, вернее, вырезание фигурки птицы из дерева. Делается из толстой ветки, кора на крыльях оставляется. Когда заготовка-форма готова, остается только раскрасить готовое изделие так, чтобы было похоже на настоящую птичку.

Роспись по дереву кофейного столика марокканским орнаментом

Кофейный или журнальный столик из дерева с декоративной ручной росписью в восточном марокканском стиле. Выглядит очень колоритно, стилизованно и декоративно. Кофейные столики в восточном стиле с орнаментом характерны для интерьеров в марокканском стиле. Дополните свой интерьер такой деталью, украшенной росписью гуашью.

Как украсить кормушку для птиц, домик росписью дерева гуашью

Если не все способны самостоятельно смастерить птичье жилье или столовую, то каждому начинающему под силу расписать акрилом или гуашью скворечник — нанести рисунок, а затем залакировать — сделать его декоративным элементом для украшения сада или скучного зимнего пейзажа за окном. Попробуйте сделать это вместе с детьми! Вам понравится.

Краски для ткани, роспись и нанесение рисунка на футболку

Роспись по материалу тоже интересна. Конечно, на дереве декоративные рисунки более долговечны, но и тут не все так плохо со сроком службы трикотажного изделия. Нужно только соблюдать некоторые правила рисования и обработки готовой вещи, которые написаны на красителях. Нина, которая расписала уже много декоративных изделий, рассказывает об особенностях работы, что может быть полезно начинающим.

Декоративные подушки с вышивкой и аппликацией «собачки»

Декорировать предметы из текстиля — подушки на диван, покрывала, занавески, скатерти можно с помощью разных методов и приемов. В статье приведены несколько примеров сочетания разных способов на примере декоративных милых подушек с собачками. Никто не запрещает вам изобразить кисок или птичек, или что вам там больше по душе.

Роспись бокалов по стеклу витражными красками

Один из цикла постов о росписи стеклянных, фарфоровых, керамичских изделий. Ссылки на остальные при желании можно найти внутри. Моя попытка превратить самые обычные бокальчики в уникальные вещи. Для этого понадобились разные рисунки, а именно 6 штук, по одному на фужер. Рыбки, стрекозы, бабочки, цветы.

Похожие статьи:

видео-инструкция по монтажу своими руками, особенности трафаретов, шаблонов, акриловых красок, виды, технология, цена, фото

Все фото из статьи

Роспись по дереву – это достаточно старая, но все еще вполне актуальная техника изготовления декоративных объектов, которая используется в том числе и в интерьерных работах. Для освоения данной методики не требуются особые навыки (впрочем, чем лучше вы рисуете, тем лучше будет результат), так что наша статья будет полезна не только опытным мастерам, но и новичкам.

Раскрасить деревянную заготовку, чтобы получить красивый сувенир, сможет почти любой!

Раскрасить деревянную заготовку, чтобы получить красивый сувенир, сможет почти любой!

Материалы для работы

Выбор краски

Естественно, если мы собрались рисовать, то выбор художественных материалов будет стоять на одном из первых мест. Сегодня и профессионалы, и любители используют самые разные краски по дереву для росписи, и для того, чтобы вы могли сделать выбор, мы составили небольшую таблицу:

Профессиональный художественный акрил

Профессиональный художественный акрил

КраскаОсобенности
АкрилХудожественные акриловые краски на водной и водно-спиртовой основе являются, несомненно, наилучшим выбором для множества оформительских работ, и роспись по дереву здесь не является исключением.

Художественный акрил:

  • Легко наносится на подготовленную поверхность.
  • Отличается значительной укрывистостью (под ним не проступает текстура материала).
  • Достаточно быстро сохнет.
  • Не тускнеет при высыхании и практически не обесцвечивается со временем.

Единственным существенным недостатком акриловых красок является достаточно высокая цена: составы от производителей «с именем» стоят довольно много. А если учесть, что для рисования иногда нужна целая палитра, то общая сумма выйдет, мягко говоря, внушительной.

ТемпераПрименяется несколько реже акрила, поскольку отличается большей сложностью в нанесении. При этом роспись темперой используют тогда, когда необходимо передать естественные, более мягкие цвета.

Темпера также отличается укрывистостью и хорошо сохнет, не деформируясь и не растрескиваясь.

ГуашьГуашевые краски для декорирования деревянных поверхностей применяются несколько реже, поскольку гуашь не отличается стойкостью и потому требует дополнительной защиты (лакировка, лессировка).

Частично компенсировать этот недостаток можно, загустив гуашь. Для этого в емкость с краской добавляют от 15 до 30% (по объему) клея ПВА.

АкварельАкварельные краски очень редко используются в качестве самостоятельного пигмента, поскольку их структура не позволяет наносить четкие контуры. Из-за высокого содержания воды цветовое пятно расплывается, поскольку пигмент двигается вдоль волокон.

В то же время роспись по дереву акварелью используется в качестве вспомогательной методики, например, для тонировки участков при резьбе или выжигании.

Темперные краски в тубах

Темперные краски в тубах

Естественно, что здесь мы описали лишь наиболее обширные группы декоративных составов, которые используются в оформлении. На сегодняшний день на рынке представлены десятки крупных брендов, а палитры содержат сотни и тысячи различных оттенков, потому найти нужную краску не составит труда.

Компоненты и инструменты

Справиться с задачей без подходящего набора инструментов невозможно

Справиться с задачей без подходящего набора инструментов невозможно

Разные виды росписи по дереву предполагают использование разных методик и приемов, однако набор инструментов и дополнительных материалов у художника все равно будет примерно одинаковым. Ниже мы приведем ориентировочный список, который можно считать «программой – минимум». Начните с этого перечня, а со временем, втянувшись в работу, поймете, что именно вам нужно добавить.

Итак, для подготовки деревянных поверхностей к росписи используются:

  • Шкурки с различным размером зерна для шлифовки древесины.
  • Шпатлёвки для заделки дефектов и щелей между отдельными деталями.

Обратите внимание!
Шпатлевку для работ по дереву можно купить в готовом виде, а можно изготовить своими руками, смешав клей ПВА, мелкие древесные опилки и масляную краску нужного оттенка.
Желательно, чтобы шпатлёвка была как минимум не темнее основной детали, поскольку в таком случае придется тратить время и силы на маскировку темного пятна.

  • Водные, спиртовые или масляные морилки.
  • Краски в баллонах для быстрого нанесения грунтовочного слоя.
  • Грунтовки по дереву (специальные художественные либо универсальные, на базе водного раствора клея ПВА).

Если же говорить о самом процессе декорирования, то технология росписи по дереву предполагает использование следующих инструментов:

Нам понадобятся кисти разной формы и размера

Нам понадобятся кисти разной формы и размера

  • Кисти художественные разных размеров (от № 0 до № 10). Из материалов лучше всего выбирать колонковые кисти, но они довольно дороги. Именно по этой причине новичкам рекомендуют осваивать методику росписи с «беличьими» кистями или изделиями из щетины, и только потом переходить на дорогие изделия.

Обратите внимание!
Если ранее вы не занимались ни росписью, ни рисованием вообще, то пробовать свои силы можно и синтетическими кистями.
Качество у них не ахти, но и стоимость вполне бюджетная.

  • Кисти для нанесения лака – более широкие, часто плоской формы. Могут быть как натуральными, так и синтетическими, в зависимости от того, какой именно состав планируется применять для лакировки древесины.
  • Валики – для обработки больших поверхностей.
Для работ по трафарету можно использовать валики

Для работ по трафарету можно использовать валики

  • Аэрограф используют профессионалы для быстрого нанесения рисунка и для создания плавных цветовых градиентов. При использовании аэрографии часто применяются трафареты для росписи по дереву акриловыми красками, изготовленные из картона или тонкого пластика.
Пример использования трафарета

Пример использования трафарета

Среди вспомогательных предметов можно выделить:

  • Палитра – деревянная или пластиковая пластинка для смешивания красок.
  • Малярный скотч – для оформления ровных линий и для защиты участков.
  • Ветошь – для вытирания рук, кистей, а также для быстрого удаления капель краски с различных поверхностей.
  • Баночки с водой – для мытья кистей и разведения краски.

Обратите внимание!
При работе с художественным акрилом на спиртовой основе вместо воды специалисты рекомендуют использовать смесь водки с водой (1:1).
Применение такой смеси позволяет наносить акриловые краски ровно, без разводов и обтекания.

Техника росписи

Подготовка поверхности

Теперь, когда все необходимое у нас есть, можно приступать к работе. Ниже приводится инструкция, которая описывает методику выполнения основных операций по росписи деревянного изделия.

Деревянные заготовки

Деревянные заготовки

Совет!
Начинающему художнику стоит практиковаться на заготовках, которые легко можно найти в специализированных магазинах.
Если же азы вы освоили, то можно переходить к украшению мебели, изготовлению декоративных панно и т.д.

Чтобы краска легла ровно и держалась прочно, древесину нужно подготовить к росписи.

Делается это так:

  • Если объект изготовлен из нескольких деталей, то все щели между ними нужно тщательно зашпаклевать. После завершения шпаклевки оставляем изделие до тех пор, пока материал не высохнет и не станет достаточно твердым для шлифовки.
  • Берем наждачную бумагу и обрабатываем окрашиваемые поверхности для удаления всех неровностей. При этом важно постепенно уменьшать размер абразивного зерна: так мы получим равномерную шелковистую текстуру.
Шлифовку выполняем строго вдоль волокон, как показано на фото

Шлифовку выполняем строго вдоль волокон, как показано на фото

  • При обработке следим, чтобы наждачная бумага не делала заусенцев. Для этого все движения выполняем исключительно вдоль волокон.
  • Завершив шлифовку, обеспыливаем поверхность. Для этого достаточно протереть дерево влажной ветошью и дать ему высохнуть.

После высыхания переходим к грунтовке.

Здесь можно поступить двумя способами:

  • Во-первых, дерево можно пропитать морилкой.
  • Во-вторых, можно нанести грунтовочный слой. В качестве грунта для дерева под покраску может использоваться разведенный водой клей ПВА, краска в аэрозольном баллоне (желательно матовая) или акриловая/темперная краска, которую мы наносим широкой кистью или валиком.
Перед началом работы грунтуем деталь

Перед началом работы грунтуем деталь

Обратите внимание!
Поскольку акриловые краски для росписи по дереву отличаются хорошей укрывистостью, ими можно работать и по темному грунту.
А вот темпера или акварель обладают достаточно прозрачной текстурой, потому темная основа будет просвечивать, так что лучше брать светлый грунт.

Нанесение контуров

Даже если вы хорошо владеете техникой росписи, все равно работать нужно по предварительно нанесенному эскизу.

При этом создать изображение на деревянной поверхности можно несколькими способами:

  • Во-первых, мы можем нарисовать нужный нам орнамент или картинку простым карандашом. Для облегчения работы на объект наносим масштабную сетку, после чего рисуем по ней, соблюдая пропорции.
Переносим рисунок на основание

Переносим рисунок на основание

  • Во-вторых, можно скопировать готовый рисунок. Распечатываем изображение на принтере, подкладываем под него лист копировальной бумаги и обводим контуры простым карандашом или пластиковым стержнем.

Совет!
Следы от копировальной бумаги с дерева легко стираются, потому роспись нужно выполнять аккуратно, стараясь не стереть нанесенные линии.

  • В-третьих, геометрические орнаменты часто не копируют, а перекалывают. Для этого лист с рисунком закрепляем поверх доски и тонкой иглой наносим на дерево неглубокие проколы в ключевых точках. После этого снимаем бумагу, а отметки на дереве соединяем линиями с помощью линейки.
  • Наконец, можно использовать готовые шаблоны для росписи по дереву. И хоть их обычно применяются непосредственно на этапе нанесения краски, по шаблону или трафарету можно скопировать нужный рисунок, что позволит нам ориентироваться при росписи.

В некоторых случаях простым нанесением контура дело не ограничивается. Изображенные линии можно либо прорезать резцом, сформировав рельефные углубления, либо обработать выжигателем. В этом случае декорирование будет выполнено в комбинированной технике.

Роспись и лакировка

Теперь у нас все готово, и мы можем начинать сам процесс росписи.

На этом этапе результат напрямую зависит от вашего мастерства, потому ниже мы приведем только основные советы:

Сначала наносим контуры основных объектов

Сначала наносим контуры основных объектов

  • Прежде чем приступить к работе, тщательно перемешиваем все краски. Особенно важно хорошенько встряхивать баночки с акрилом и гуашью: от длительного хранения эти составы расслаиваются, и пигмент оседает на дно.
  • Затем выкладываем небольшое количество краски на палитру и разводим ее водой до нужной консистенции. Краски в баночках иногда можно использовать без разведения, но и в этом случае кисть нужно обильно смачивать. Если этого не сделать, то пигмент ляжет неровно, а при высыхании будет трескаться и деформироваться.
Роспись – самый сложный этап

Роспись – самый сложный этап

  • Роспись выполняем ровными мазками, при необходимости нанося краску в несколько слоев. Вначале прорисовываем крупные элементы и прокрашиваем фоновые области, затем переходим к мелким деталям.

Совет!
Для изображения однотипных повторяющихся частей рисунка – звездочек, цветочков, снежинок и т.д. – используются трафареты по росписи по дереву.
Лучше потратить полчаса на вырезание шаблона в листе пластика, но зато потом «штамповать» идеально совпадающие по форме и размеру детали орнамента за несколько секунд.

После завершения росписи рисунок стоит защитить.

Для этого выполняем лакировку:

  • Первым слоем наносим нитролак (нитроцеллюлозный прозрачный состав, маркировка НЦ). Нитролак укладываем тонким слоем прямо на краску и оставляем сохнуть в течение часа.
Крышка с рисунком после обработки матовым лаком

Крышка с рисунком после обработки матовым лаком

  • В качестве второго слоя можно использовать художественный пентафталевый лак (ПФ), а также алкидно-уретановые (АУ) и алкидно-акриловые (АС) составы. Они обеспечат надежную защиту рисунка и деревянного основания от влаги.
  • Третий слой также наносят художественными составами, используя пентафталевые или масляные лаки.

После завершения лакировки изделием можно пользоваться, не боясь повредить рисунок.

Заключение

Роспись по дереву акриловыми красками и другими составами может освоить любой из нас. Конечно, для достижения отличных результатов придется «подтянуть» технику рисунка, но используя трафареты и шаблоны, а также ориентируюсь на советы, которые содержит видео в этой статье, можно вполне успешно справляться с большинством задач, даже не будучи художником.