Содержание

Об установлении случаев подготовки и требований к подготовке входящей в состав материалов по обоснованию проекта планировки территории схемы вертикальной планировки, инженерной подготовки и инженерной защиты территории, Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 года №740/пр

Об установлении случаев подготовки и требований к подготовке входящей в состав материалов по обоснованию проекта планировки территории схемы вертикальной планировки, инженерной подготовки и инженерной защиты территории



В соответствии с пунктом 13 части 4 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; 2011, N 13, ст.1688; N 17, ст.2310; N 30, ст.4594; 2014, N 26, ст.3377; 2016, N 27, ст.4306; 2017, N 11, ст.1540) и подпунктом 5.4.88 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст.6117; 2014, N 12, ст.1296; N 40, ст.5426; N 50, ст.7100; 2015, N 2, ст.491; N 4, ст.660; N 22, ст.3234; N 23, ст.3311, ст.3334; N 24, ст.3479; N 46, ст.6393; N 47, ст.6586, ст.6601; 2016, N 2, ст.376; N 6, ст.850; N 28, ст.4741; N 41, ст.5837; N 47, ст.6673; N 48, ст.6766; N 50, ст.7112; 2017, N 1, ст.185; N 8, ст.1245),


приказываю:

1. Установить, что схема вертикальной планировки территории, инженерной подготовки и инженерной защиты территории, входящая в состав материалов по обоснованию проекта планировки территории (далее - Схема), подготавливается в следующих случаях:

а) если проект планировки территории предусматривает размещение объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, автомобильных дорог общего пользования, проездов, железнодорожных линий, выделение элементов улично-дорожной сети, при условии размещения таких объектов и (или) выделения таких элементов на территории с рельефом, имеющим уклон более 8 процентов. В этом случае подготовка Схемы осуществляется применительно к территории, в отношении которой подготавливается проект планировки;

б) если проект планировки территории предусматривает размещение автомобильных дорог общего пользования, проездов, железнодорожных линий, выделение элементов улично-дорожной сети, при условии размещения таких объектов и (или) выделения таких элементов на территории с рельефом, имеющим уклон равный 8 и менее процентов. В этом случае подготовка Схемы осуществляется только в отношении территории, предназначенной для размещения автомобильной дороги общего пользования, проездов, железнодорожных линий, и (или) в отношении территории на которой выделяются элементы улично-дорожной сети;

в) если проект планировки территории предусматривает размещение объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, автомобильных дорог общего пользования, проездов, железнодорожных линий, выделение элементов улично-дорожной сети в районах развития опасных геологических и инженерно-геологических процессов.

2. Утвердить Требования к схеме вертикальной планировки территории, инженерной подготовки и инженерной защиты территории, входящей в состав материалов по обоснованию проекта планировки территории, согласно приложению к настоящему приказу.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Х.Д.Мавлиярова.


Министр
М.А.Мень


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
30 мая 2017 года,
регистрационный N 46879

Приложение. Требования к схеме вертикальной планировки территории, инженерной подготовки и инженерной защиты территории, входящей в состав материалов по обоснованию проекта планировки территории

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 25 апреля 2017 года N 740/пр

1. Схема вертикальной планировки территории, инженерной подготовки и инженерной защиты территории, входящая в состав материалов по обоснованию проекта планировки территории (далее - Схема), разрабатывается в масштабе 1:1000, или 1:2000, или 1:5000.

2. На Схеме должны быть отображены:

а) границы субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, поселений, городских округов, населенных пунктов, границы внутригородской территории городов федерального значения в границах разработки проекта планировки территории;

б) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства, устанавливаемые в основной части проекта планировки территории;

в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства, подлежащих выносу из зоны планируемого размещения линейных объектов;

г) существующие и директивные (проектные) отметки поверхности по осям трасс автомобильных и железных дорог, проезжих частей в местах пересечения улиц и проездов и в местах перелома продольного профиля, существующие и директивные (проектные) отметки других элементов планировочной структуры территории для вертикальной увязки проектных решений, в том числе со смежными территориями;

д) проектные продольные уклоны, направление продольного уклона, расстояние между точками, ограничивающими участок с продольным уклоном;

е) горизонтали, отображающие проектный рельеф в виде параллельных линий;

ж) типовые поперечные профили автомобильных и железных дорог, элементы улично-дорожной сети.

3. Типовые поперечные профили автомобильных и железных дорог, а также элементы улично-дорожной сети выполняются в масштабе 1:100 или 1:200. Ширина автомобильной дороги и функциональных элементов поперечного профиля приводится с точностью до 0,01 м. Асимметричные поперечные профили сопровождаются пояснительной надписью для ориентации профиля относительно плана.

4. Отображение информации, указанной в пунктах 1-3 требований к Схеме, осуществляется в виде одной Схемы и (или) нескольких схем (схемы вертикальной планировки территории, схемы инженерной подготовки территории, схемы инженерной защиты территории) в составе Схемы в зависимости от обеспечения читаемости линий и условных обозначений.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 31.05.2017,
N 0001201705310033

1.3 Составление схемы вертикальной планировки

На этом завершающем этапе работы вычерчивают схему вертикальной планировки. Она отличается от схемы анализа рельефа тем, что на ней показаны только окончательные результаты этого анализа и при каждой опорной точке записаны и черная, и проектная отметки, даже если они одинаковы по значению. Все обозначения и надписи на этом чертеже выполняют черным цветом.

На рисунке 1.2 приведен плана организации рельефа в проектных отметках на территории сквера.

2 Метод профилей

Вертикальная планировка методом профилей заключается в проектировании продольных и поперечных профилей отдельных объектов городской территории, применяют, главным образом, при проектировании протяженных линейных сооружений (автомобильных и железных дорог, трамвайных путей, подземных инженерных коммуникаций и т.д.). В практике садово-паркового проектирования - при разработке трасс улиц и дорог.

Профили представляют собой разрезы существующей и проектируемой поверхностей в рассматриваемых сечениях, определяющие их взаимное расположение.

Продольный профиль

определяет высотное положение улицы. Проектирование заключается в нанесении проектной линии и определении продольных уклонов, его составляют по осям улиц, а иногда и по лоткам улиц, (Мг: 1:2000, 1:1000 или 1:500, а вертикальный масштаб принимают в 10 раз крупнее Мв 1:200, 1:100 или 1:50). Пример составления продольного профиля представлен на рисунке 1.3.

Порядок работы:

1. Методом интерполяции между естественными горизонталями определяют отметки существующей поверхности – черные отметки. Линия, соединяющая эти отметки и отображающая существующий рельеф, называется черной линией.

2. На профиль наносят проектные (красные) отметки точек проектируемой поверхности. Линия их соединяющая называется красной линией.

3. Определяют рабочие отметки, как разность между черными и красными отметками. Их записывают со стороны красной линии: при насыпке – сверху, при срезке грунта – снизу.

1. Методом интерполяции находим отметки опорных точек между горизонталями.

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

4. Под продольным профилем оформляют таблицу, где записывают уклоны и расстояния, между которыми были определены уклоны; красные и черные отметки; расстояния между пикетами и номера пикетов.

Основное требование к проектированию продольного профиля - обеспечение плавности. Сопряжения двух смежных участков продольного профиля, имеющих противоположное направление уклонов, образуют переломы, которые создают неудобства для движения автомобиля, особенно при значительных скоростях. Для смягчения продольного профиля улицы на переломах проектируют вертикальные кривые, обеспечивающие видимость и плавность движения.

На продольный профиль ниже черной и красной линии наносят почвенно-геологический разрез, по которому определяют расположение грунтовых вод.

Поперечные профили улиц проектируют по разрезам перпендикулярно оси улицы или дороги, как правило, в масштабах: горизонтальном – 1:200 и вертикальном – 1:10 или 1:20. Вертикальную планировку их следует проектировать в увязке с отметками продольного профиля.

В поперечном профиле улиц и дорог в целях обеспечения стока поверхностных вод всем элементам (проезжей части, тротуарам, полосам зеленых насаждений) придается поперечный уклон, направленный к лоткам проезжих частей (рисунок 1.4). Поперечные профили проезжей части проектируют двускатными или односкатными, причем последние применяют при ширине проезжей части до 10,5 м и одностороннем движении транспорта. Тротуарам и полосам зеленых насаждений придается односкатный профиль с поперечным уклоном, направленным в сторону лотка.

Для составления поперечного профиля улицы необходимо знать ширину и поперечные уклоны соответственно проезжей части а, и in; зеленой полосы в и ; тротуара в1 и, которые принимают по таблице 1.1 согласно двум последним цифрам номера зачетной книжки.

Рисунок 1.4 Поперечный профиль улицы

Таблица 1.1 Исходные значения к методу проектных горизонталей

Вариант (две последние цифры номера зачетной книжки)

а, м

в, м

в1, м

in, ‰

1

5

6

7

8

9

10

16

7,0

2,5

4,5

20

6

15

Для построения поперечного профиля улицы определяют превышения оси проезжей части улиц над лотком h1 и красной линии над верхом бордюрного камня тротуара h3:

h1=aiпоп; h3=biпоп; м, (1.4)

где iпоп - поперечные уклоны проезжей части и тротуара;

а – половина ширины проезжей части;

в – ширина тротуара.

h1=aiпоn =7,0*0,020=0,14м

h2=0,2м

h3=biпоп =2,5*0,006=0,015м

h4=0,12м

h5=4,5*0,015=0,0675м

При наличии других частей улиц (например: полоса зеленых насаждений) по формулам аналогичным формуле 1.4 определяют h5 и т.д.

Вертикальная планировка. Проектирование схемы вертикальной планировки — VISTAGRAD

Проектирование схемы вертикальной планировки.

Проектирование схемы вертикальной планировки городской территории осуществляется  для принципиальной увязки структурных элементов генерального плана с рельефом местности, с реками, ручьями и другими водостоками, с улично-дорожной системой, железнодорожными линиями, мостами и др. путепроводами, с дамбами и прочими инженерными сооружениями.

Проектирование схемы вертикальной планировки  является первым этапом высотного решения территории города при разработке технико-экономического обоснования или генерального плана города. Разработка схемы осуществляется методом проектных (красных) отметок по отдельным планировочным элементам — дорогам, дорожкам, площадкам (рис 1).

 Проектирование схемы вертикальной планировки методом отметок

Сущность этого метода заключается в том, что на схеме генплана, выполненной на геодезической подоснове с существующими горизонталями или отметками, наносят проектные отметки, характеризующие планируемый рельеф и определяют организацию поверхностного стока дождевых и талых вод. Этот метод дает возможность определить превышение, уклон и высотное положение проектируемого рельефа. Для определения этих характеристик используют черные отметки, красные отметки и рабочие отметки.

Черные отметки соответствуют отметкам существующего рельефа.

Красные или проектные отметки — отметки преобразованного рельефа.

Рабочие отметки – разница между проектной красной отметкой и черной отметкой существующего рельефа

Черные отметки определяют на топографическом плане в соответствующих характерных точках:

по границам объекта (красным линиям),

в точках входов и въездов на территорию,

в угловых точках и точках пересечения осей на перекрестках дорог и пересечениях дорожек,

в точках перелома продольного рельефа (изменения уклонов) по осям или боковым сторонам проездов, дорог, дорожек и аллей,

в точках характерных изгибов дорожек на их осях или боковых сторонах,

в центрах площадок в форме круга, овала, прямоугольника и др. геометрических форм, или в угловых точках площадок и в точках сопряжения площадки и дорожки;

Все указанные черные отметки на чертеже схемы организации рельефа нумеруются и наносятся снизу вынесенной черты, в каждой характерной точке.

Черные отметки в намечаемых характерных точках определяются методом интерполяции.

Нахождение отметки на поверхности. Если черная оценка лежит на черной горизонтали, то ее значение соответствует отметке этой горизонтали. Отметка точки, лежащей между черными горизонталями, определяются по формуле:

Нх=Нв+(На-Нв)  ,где

Нв — оценка ниже лежащей горизонтали

На — оценка выше лежащей горизонтали

L — расстояние между горизонталями (заложение)

l-расстояние от искомой точки до ниже лежащей горизонтали.

Расстояния между точками принимают по плану в соответствии с масштабом.

Для решения этой задачи графическим способом из точек А и В в противоположных направлениях восстанавливают перпендикуляры, на которых в произвольном масштабе откладывают превышения точек На и Нб относительно Нх. Искомая точка лежит на пересечении линии На Нб с отрезком, который проходит через концы перпендикуляров (рис. 2).

Проектирование вертикальной планировки

Уклон поверхности между двумя точками равен отношению разности отметок этих точек к горизонтальному расстоянию между ними:

i = (На-Нв) / L.

Полученную величину обычно округляют до тысячных долей.

Направление продольного уклона улицы показывают при помощи стрелки вдоль улиц и проездов от более высоких отметок до низких. Значение продольного уклона улицы проставляют над стрелкой, а расстояние, между точками, ограничивающие участок улицы с этим уклоном под ней. Затем проверяют соответствие фактического продольного уклона нормативному, на всех элементах улично-дорожной и дорожно-тропиночной сети. Если полученный продольный уклон соответствует допустимым значениям, он округляется до тысячных долей (в промилле) и принимается за проектный. Если существующий уклон не соответствует нормативным требованиям, то при определении проектных (красных) отметок его корректируют и назначают проектный уклон, который наносят на чертеже над выносной стрелкой (рис. 3).

Проектирование вертикальной планировки

Красные отметки наносят на чертеже схемы организации рельефа, в соответствующих характерных точках, сверху выносной линии над черной отметкой. При этом красные отметки следует назначать с таким расчетом, чтобы рабочие отметки, по возможности, не превышали ± 0,5 м.

Для улично-дорожной сети города характер поперечных профилей и максимальный продольный уклон проектируют в соответствии с расчетными параметрами улиц и дорог. Проектные продольные и поперечные уклоны для элементов дорожно-тропиночной сети парков устанавливаются в соответствии с допустимыми уклонами в зависимости от типа планировочного элемента.

Для асфальтовых и цементных покрытий минимальные поперечные уклоны — 15-25 °/оо. На равнинных участках (менее 4 °/оо) при прокладке улиц и дорог их проезжие части проектируются по лотку путем построения пилообразного продольного профиля, с размещением в пониженных местах дождеприемных колодцев водосточной сети, (рис. 4).

 проектирование вертикальной планировки

проектирование схемы вертикальной подготовки

На рис. 5 показаны этапы принятия окончательного решения при разработке схемы вертикальной планировки.

Рабочая оценка, указывает величину срезки или подсыпки грунта в данной точке. Ее наносят слева от выносной черты на чертеже схемы организации рельефа, в соответствующих характерных точках.

Таким образом, определив красные (проектные) отметки во всех характерных точках, назначив допустимые уклоны всех элементов улично-дорожной и дорожно-тропиночной сети, согласно нормативным требованиям, формируется проектный высотный каркас территории объекта.

проектирование схемы вертикальной подготовки

Получи курс по «ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛАНИРОВКЕ» на свою почту

1.3 Составление схемы вертикальной планировки

На этом завершающем этапе работы вычерчивают схему вертикальной планировки. Она отличается от схемы анализа рельефа тем, что на ней показаны только окончательные результаты этого анализа и при каждой опорной точке записаны и черная, и проектная отметки, даже если они одинаковы по значению. Все обозначения и надписи на этом чертеже выполняют черным цветом.

На рисунке 1.2 приведен фрагмент схемы вертикальной планировки части населенного места.

Рисунок 1.2 Фрагмент схемы вертикальной планировки по методу красных отметок

2 Метод проектных горизонталей

Следующий более детальный этап проработки организации рельефа осуществляют методом проектных (красных) горизонталей, которые графически изображают форму проектируемого рельефа, т.е. преобразованную поверхность территории [8].

Красные горизонтали – это проекции на горизонтальную плоскость линий пересечения проектируемой поверхности горизонтальными секущими плоскостями. Принятое расстояние между секущими плоскостями называется шагом горизонталей.

Методом красных горизонталей разрабатывают организацию рельефа отдельных элементов населенного места – улиц, площадей, микрорайонов и т.д. Как правило, такая проработка начинается с улиц.

Чтобы изобразить организацию рельефа улицы в красных горизонталях, нужно знать поперечный профиль улицы между красными линиями и задаться шагом горизонталей. Продольные уклоны улиц iпр между выбранными опорными точками принимают по схеме вертикальной планировки, выполненной по методу проектных отметок (раздел 1).

Методом красных горизонталей прорабатывают улицу бордюрного поперечного профиля, состоящего из проезжей части шириной 2а, полосы зеленых насаждений шириной в и тротуара шириной в1 (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 Поперечный профиль улицы

Таблица 2.1 Исходные значения к методу проектных горизонталей

Вариант (две последние цифры номера зачетной книжки)

а, м

в, м

в1, м

in, ‰

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

01

31

61

91

6,0

2,0

2,25

10

3

15

02

32

62

92

6,5

2,5

3,00

15

6

20

03

33

63

93

7,0

3,0

3,75

20

9

25

04

34

64

94

7,5

3,5

4,50

25

12

30

05

35

65

95

8,0

4,0

2,25

30

15

10

06

36

66

96

8,5

4,5

3,00

10

18

15

07

37

67

97

9,0

5,0

3,75

15

21

20

08

38

68

98

9,5

2,0

4,50

20

3

25

09

39

69

99

10,0

2,5

2,25

25

6

30

10

40

70

00

10,5

3,0

3,00

10

9

10

11

41

71

-

11,0

3,5

3,75

15

12

15

12

42

72

-

11,5

4,0

4,50

20

15

20

13

43

73

-

12,0

4,5

2,25

25

18

25

14

44

74

-

6,0

5,0

3,00

10

21

30

15

45

75

-

6,5

2,0

3,75

15

3

10

16

46

76

-

7,0

2,5

4,50

20

6

15

17

47

77

-

7,5

3,0

2,25

25

9

20

18

48

78

-

8,0

3,5

3,00

10

12

25

19

49

79

-

8,5

4,0

3,75

15

15

30

20

50

80

-

9,0

4,5

4,50

20

18

10

21

51

81

-

9,5

5,0

2,25

25

21

15

22

52

82

-

10,0

2,0

3,00

10

3

20

23

53

83

-

10,5

2,5

3,75

15

6

25

24

54

84

-

11,0

3,0

4,50

20

9

30

25

55

85

-

11,5

3,5

2,25

25

12

10

26

56

86

-

12,0

4,0

3,00

10

15

15

27

57

87

-

6,0

4,5

3,75

15

18

20

28

58

88

-

6,5

5,0

4,50

20

3

25

29

59

89

-

7,0

2,0

2,25

25

6

30

30

60

90

-

7,5

2,5

3,00

10

9

10

Рисунок 2.2 Определение точки расположения ближайшей к пересечению осей улиц проектной горизонтали (градуирование):

А – проектная отметка пересечения осей улиц; В – отметка первой проектной горизонтали; L1– расстояние между ними;L– расстояние между горизонталями

Работа ведется в следующем порядке:

1. Определяют на оси проезжей части улицы местоположения точки, через которую должна пройти первая от исходной точки, например перекрестка, красная горизонталь (рисунок 2.2). Это действие обусловлено тем, что отметка на перекрестке не всегда кратна шагу горизонталей, а отметки основных красных горизонталей должны быть кратны этому шагу. Так, при шаге 0,2 м все горизонтали должны иметь отметки через каждые 20 см, например: 100,20; 100,40; 100,60 и т.д. В работе принимают шаг горизонталей равным 0,2 м.

Расстояние L1 от исходной точки до ближайшей к ней горизонтали определяется как частное от деления разности их отметок на продольный уклон

L1 = (А - В)/iпр,м (2.1)

где А – отметка на перекрестке или переломе;

В - отметка ближайшей к ней красной горизонтали; iпр – продольный уклон.

Рисунок 2.3 Пример поперечного профиля улицы: 1- красная линия

2. Определяют превышения оси проезжей части улиц над лотком h1 и красной линии над верхом бордюрного камня тротуара h3 (рисунок 2.3):

h1=aiпоп; h3=biпоп; м, (2.2)

где iпоп - поперечные уклоны проезжей части и тротуара; а – половина ширины проезжей части; в – ширина тротуара. При наличии других частей улиц (например: полоса зеленых насаждений) по формулам аналогичным формулам 2.2 определяют h4; h5 и т.д.

3. Определяют величины смещения точек горизонтали за счет поперечного уклона от оси проезжей части к лотку – l1; величины «скачка» горизонтали, образующегося за счет бортового камня - l2; величины смещения точек горизонтали за счет уклона тротуара между точками, расположенными на бордюре и красной линии - l3 (рисунок 2.4):

l1 = h1 / iпр;; l2 = h2 / iпр;; l3 = h3 / iпр,; (2.3)

где iпр – продольный уклон улицы

Рисунок 2.4 Схема построения проектных (красных) горизонталей: 1 – красная линия; 2 – лоток; 3 – ось улицы

При наличии h4; h5 и т.д. по формулам аналогичным формулам (2.3) определяют l4; l5 и т.д.

4. Определяют расстояния между красными горизонталями l (градуирование), которое зависит от принятого шага горизонталей: l = hш / iпр, где hш – величина шага горизонталей.

На участке улицы с постоянным уклоном все проектные горизонтали будут параллельны друг другу, поэтому для решения организации рельефа такой улицы достаточно построить одну горизонталь и определить расстояние между ними.

1.3 Составление схемы вертикальной планировки

На этом завершающем этапе работы вычерчивают схему вертикальной планировки. Она отличается от схемы анализа рельефа тем, что на ней показаны только окончательные результаты этого анализа и при каждой опорной точке записаны и черная, и проектная отметки, даже если они одинаковы по значению. Все обозначения и надписи на этом чертеже выполняют черным цветом.

На рисунке 1.2 приведен фрагмент схемы вертикальной планировки части населенного места.

Рисунок 1.2 Фрагмент схемы вертикальной планировки по методу красных отметок

2 Метод проектных горизонталей

Следующий более детальный этап проработки организации рельефа осуществляют методом проектных (красных) горизонталей, которые графически изображают форму проектируемого рельефа, т.е. преобразованную поверхность территории [8].

Красные горизонтали – это проекции на горизонтальную плоскость линий пересечения проектируемой поверхности горизонтальными секущими плоскостями. Принятое расстояние между секущими плоскостями называется шагом горизонталей.

Методом красных горизонталей разрабатывают организацию рельефа отдельных элементов населенного места – улиц, площадей, микрорайонов и т.д. Как правило, такая проработка начинается с улиц.

Чтобы изобразить организацию рельефа улицы в красных горизонталях, нужно знать поперечный профиль улицы между красными линиями и задаться шагом горизонталей. Продольные уклоны улиц iпр между выбранными опорными точками принимают по схеме вертикальной планировки, выполненной по методу проектных отметок (раздел 1).

МПолотно 416етодом красных горизонталей прорабатывают улицу бордюрного поперечного профиля, состоящего из проезжей части шириной 2а, полосы зеленых насаждений ширинойв и тротуара шириной в1 (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 Поперечный профиль улицы

Таблица 2.1 Исходные значения к методу проектных горизонталей

Вариант (две последние цифры номера зачетной книжки)

а, м

в, м

в1, м

in, ‰

Полотно 416

Полотно 416

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

01

31

61

91

6,0

2,0

2,25

10

3

15

02

32

62

92

6,5

2,5

3,00

15

6

20

03

33

63

93

7,0

3,0

3,75

20

9

25

04

34

64

94

7,5

3,5

4,50

25

12

30

05

35

65

95

8,0

4,0

2,25

30

15

10

06

36

66

96

8,5

4,5

3,00

10

18

15

07

37

67

97

9,0

5,0

3,75

15

21

20

08

38

68

98

9,5

2,0

4,50

20

3

25

09

39

69

99

10,0

2,5

2,25

25

6

30

10

40

70

00

10,5

3,0

3,00

10

9

10

11

41

71

-

11,0

3,5

3,75

15

12

15

12

42

72

-

11,5

4,0

4,50

20

15

20

13

43

73

-

12,0

4,5

2,25

25

18

25

14

44

74

-

6,0

5,0

3,00

10

21

30

15

45

75

-

6,5

2,0

3,75

15

3

10

16

46

76

-

7,0

2,5

4,50

20

6

15

17

47

77

-

7,5

3,0

2,25

25

9

20

18

48

78

-

8,0

3,5

3,00

10

12

25

19

49

79

-

8,5

4,0

3,75

15

15

30

20

50

80

-

9,0

4,5

4,50

20

18

10

21

51

81

-

9,5

5,0

2,25

25

21

15

22

52

82

-

10,0

2,0

3,00

10

3

20

23

53

83

-

10,5

2,5

3,75

15

6

25

24

54

84

-

11,0

3,0

4,50

20

9

30

25

55

85

-

11,5

3,5

2,25

25

12

10

26

56

86

-

12,0

4,0

3,00

10

15

15

27

57

87

-

6,0

4,5

3,75

15

18

20

28

58

88

-

6,5

5,0

4,50

20

3

25

29

59

89

-

7,0

2,0

2,25

25

6

30

30

60

90

-

7,5

2,5

3,00

10

9

10

Рисунок 2.2 Определение точки расположения ближайшей к пересечению осей улиц проектной горизонтали (градуирование):

А – проектная отметка пересечения осей улиц; В – отметка первой проектной горизонтали; L1– расстояние между ними;L– расстояние между горизонталями

Полотно 347

Работа ведется в следующем порядке:

1. Определяют на оси проезжей части улицы местоположения точки, через которую должна пройти первая от исходной точки, например перекрестка, красная горизонталь (рисунок 2.2). Это действие обусловлено тем, что отметка на перекрестке не всегда кратна шагу горизонталей, а отметки основных красных горизонталей должны быть кратны этому шагу. Так, при шаге 0,2 м все горизонтали должны иметь отметки через каждые 20 см, например: 100,20; 100,40; 100,60 и т.д. В работе принимают шаг горизонталей равным 0,2 м.

Расстояние L1 от исходной точки до ближайшей к ней горизонтали определяется как частное от деления разности их отметок на продольный уклон

L1 = (А - В)/iпр,м (2.1)

где А – отметка на перекрестке или переломе;

В - отметка ближайшей к ней красной горизонтали; iпр – продольный уклон.

Полотно 314

Рисунок 2.3 Пример поперечного профиля улицы: 1- красная линия

2. Определяют превышения оси проезжей части улиц над лотком h1 и красной линии над верхом бордюрного камня тротуара h3 (рисунок 2.3):

h1=aiпоп; h3=biпоп; м, (2.2)

где iпоп - поперечные уклоны проезжей части и тротуара; а – половина ширины проезжей части; в – ширина тротуара. При наличии других частей улиц (например: полоса зеленых насаждений) по формулам аналогичным формулам 2.2 определяют h4; h5 и т.д.

3. Определяют величины смещения точек горизонтали за счет поперечного уклона от оси проезжей части к лотку – l1; величины «скачка» горизонтали, образующегося за счет бортового камня - l2; величины смещения точек горизонтали за счет уклона тротуара между точками, расположенными на бордюре и красной линии - l3 (рисунок 2.4):

l1 = h1 / iпр;; l2 = h2 / iпр;; l3 = h3 / iпр,; (2.3)

где iпр – продольный уклон улицы

Полотно 273

Рисунок 2.4 Схема построения проектных (красных) горизонталей: 1 – красная линия; 2 – лоток; 3 – ось улицы

При наличии h4; h5 и т.д. по формулам аналогичным формулам (2.3) определяют l4; l5 и т.д.

4. Определяют расстояния между красными горизонталями l (градуирование), которое зависит от принятого шага горизонталей: l = hш / iпр, где hш – величина шага горизонталей.

На участке улицы с постоянным уклоном все проектные горизонтали будут параллельны друг другу, поэтому для решения организации рельефа такой улицы достаточно построить одну горизонталь и определить расстояние между ними.

Глава 4. Методы вертикальной планировки

поверхности на одном из профилей немедленно переносят на профили пересекающих улиц. Очень часто значение отметки общей точки находят как компромиссное решение при построении одновременно двух профилей.

Нельзя забывать и о том, что улицы должны воспринимать поверхностный сток с окружающих территорий. В большинстве случаев поднятие их поверхности нежелательно, так как всякая насыпь препятствует отводу стока. Уклоны и проектные отметки иа осях второстепенных улиц устанавливают из сопоставления существующих отметок с отметками перекрестков главных улиц, установленными на основании профилей и являющимися опорными.

На рис. 20 показано окончательное решение вертикальной планировки фрагмента генплана города, предварительный вариант которого был приведен на рис. 17. Для большинства улиц сохранены существующие продольные уклоны; на двух участках удалось без изменения трассы за счет небольших срезок и подсыпок (до 1 м) довести уклоны до допустимых значений. Вместе с тем для трех магистралей пришлось удлинить трассу для уполаживания уклонов, что потребовало ввести некоторые коррективы в планировочное решение.

На схеме вертикальной планировки могут быть оконтурены участки со значительными объемами земляных работ (места с изменением существующих отметок более 2 м). Объемы работ могут быть ориентировочно определены по профилям.

Глава 4

§13. ТРЕБОВАНИЯ К ЧЕРТЕЖАМ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛАНИРОВКИ

Проект вертикальной планировки при детальной проработке должен наглядно представить проектную поверхность, решенную исходя из поставленных задач (сохранение существующих или принятие определенных, обусловленных конкретными целями проектных отметок, уравновешивание объемов насыпи и выемки, минимальный объем перемещаемого грунта, обеспечение водоотвода и др.) таким образом, чтобы показать ее с достаточной полнотой

ивозможностью сравнения с существующей.

Взависимости от стадии проектирования материалы проекта вертикальной планировки используют либо для принятия дальнейших проектных решений, либо для непосредственного производства земляных работ. В обоих случаях по чертежам вертикальной планировки должно быть возможно определение проектной отметки любой требуемой точки планируемой поверхности. Так, па основании проекта вертикальной планировки можно определить глубину прокладки подземных инженерных сетей и вертикальные размеры сооружений на них (проходные и непроходные коллекторы, камеры, смотровые колодцы), построить профили поверхности для проекти-

рования самотечных сетей (ливнестоки, фекальная канализация), установить опорные отметки для проектирования водоотводящих лотков, водопропускных сооружений, лестниц, приямков и др.

При изображении принятого решения вертикальной планировки требуется достаточно наглядно на плоскости чертежа показать трехмерную форму. При этом наряду с проектируемой должна быть приведена и исходная поверхность (или хотя бы показаны отличия между ними — рабочие отметки отдельных точек). Поэтому в оформлении проектов необходимо придерживаться установленных ГОСТами СПДС обозначений и индексации, взаимно пересекающихся адресных ссылок между отдельными чертежами, облегчающих их совместное рассмотрение при поиске необходимой информации. Проект вертикальной планировки должен позволить вычислить с точностью, соответствующей детальности проработки объекта, объемы земляных работ как по всей планируемой поверхности, так и по отдельным ее участкам. Объемы земляных работ служат основой для сметных расчетов на стадии проекта застройки.

Не существует универсального метода проектирования рельефа, полностью удовлетворяющего всем перечисленным требованиям; рассмотренным методам (профилей и проектных горизонталей) присущи свои достоинства и недостатки. Поэтому и пользуются ими избирательно, когда особенности объекта проектирования позволяют максимально проявить положительные качества примененного метода.

§ 14. МЕТОД ПРОФИЛЕЙ

Сущность метода состоит в том, что изображаемая поверхность представляется в виде совокупности профилен, построенных по сечениям, проведенным в различных характерных направлениях на плане проектируемой поверхности (рис. 21). Чем больше построено профилей (чем гуще их сетка)', тем более детально показывается проектируемый рельеф. Фактически при использовании метода профилей проектируют не поверхность, а отдельные ее вертикальные сечения (пересечения площадок вертикальными плоскостями по линии профиля).

При проектировании не всей поверхности одновременно, а лишь отдельных ее сечений (прокладка проектной линии на профиле) лучше воспринимаются изменения поверхности (приближение к естественным формам, высота срезки или насыпи), конкретно оцениваются существующие, проектные и рабочие отметки точек, лежащих на линии профиля, уклоны поверхности между ними. И только за счет взаимной увязки профилей, имеющих общие точки в местах их пересечений, создается каркас планируемой поверхности. При этом предполагается, что в пределах элементарных площадок — пространств, оконтуренных соседними профилями, сохраняются те же закономерности изменения проектных отметок точек, которые отражены на ближайших к нам профилях. Так, отметка точки А (рис. 21) не может быть определена непосредственно из чертежей проекта, поскольку она не расположена ни на одном из профилей. Однако ее можно определить, предполагая, что уклоны по линиям

AAi и АА2 соответственно идентичны уклонам линий /2 и /ь обозначенным на оконтуривающих площадку профилях /—I и V—V. Нетрудно заметить условный характер такого определения: отметка той же точки, найденная аналогично, исходя из двух других оконтуривающих профилей (II—II и IV—IV), может оказаться иной.

Рис. 21. Изображение проектной поверхности сисгемой профилей

39

Можно утверждать, что наиболее точно можно определить отметки точек, расположенных ближе к углам площадок, оконтуренных линиями профилей, и большая неопределенность планируемой поверхности свойственна срединной зоне площадок.

Этим определяется целесообразная область применения данного метода проектирования: изображение планируемой поверхности профилями особенно удобно при относительном постоянстве уклонов площадок, образуемых линиями сетки профилей. В наибольшей степени этим требованиям отвечают площадки небольшой ширины и значительной протяженности — чем уже площадка, тем больше вероятность постоянства продольных и поперечных уклонов в пределах пространства между соседними профилями и, следовательно, с достаточной точностью могут быть определены отметки точек, не

лежащих на

профилях.

Системой

продольного (иногда — продольных) и поперечных

профилей удобно проектировать поверхность автомобильных дорог, городских улиц, дамб обвалования и др. В этом случае в продольном направлении (чаще по оси проезжей части или инженерного сооружения) проектируют продольный профиль, а в поперечном

направлении в зависимости от

стадии проектирования и сложности

рельефа через

20, 50

или 100

м — поперечные профили (рис.

22).

Для городских

улиц

и дорог только при помощи разработки

про-

дольных профилей можно создать поверхность проезжей части, удовлетворяющую требованиям движения транспортных потоков (плавность движения, допустимые уклоны, достаточные расстояния видимости в профиле и др.).

Совокупностью профилей, проложенных по взаимно перпендикулярным направлениям, может быть изображена и поверхность площадок компактной конфигурации. Густота сетки, т. е. расстояния

поперечных профилей

между линиями профилей на плане в зависимости от точности проектирования выбирают 10 ... 50 м. Однако необязательно соблюдение равных расстояний между смежными профилями: профили прежде всего должны составляться по главным планировочным осям участка — направлениям основных внутриквартальных проездов, осям зданий (в жилых кварталах и микрорайонах), транспортным проездам, железнодорожным въездам, осям производственных" зданий (на промышленных территориях).

При разработке профилей отметки существующей поверхности принимают по топографической основе в местах пересечений линий сетки и в местах изломов рельефа, а проектируемых — определяют при построении профилей в их взаимной увязке. Несмотря на то что каждый профиль в отдельности дает достаточно четкое представление об изменении рельефа в пределах линии, по которой он построен, для восприятия характера планируемой поверхности между профилями необходимо пользоваться одновременно несколькими чертежами — планом и совокупностью профилей. Обилие графических материалов, которыми приходится одновременно пользоваться при достаточно большой густоте сетки профилей, существенно снижает наглядность этого способа. Этот недостаток в некоторой степени компенсируется удобством определения объема земляных работ, которые могут быть вычислены непосредственно по профилям и контролироваться постоянно в процессе их проектирования (см. § 16).

5.1.3 Составление схемы вертикальной планировки

На этом завершающем этапе работы вычерчивают схему вертикальной планировки. Она отличается от схемы анализа рельефа тем, что на ней показаны только окончательные результаты этого анализа и при каждой опорной точке записаны и черная, и проектная отметки, даже если они одинаковы по значению. Все обозначения и надписи на этом чертеже выполняют черным цветом.

На рисунке 5.2 приведен фрагмент схемы вертикальной планировки части населенного места.

Рисунок 5.2 Фрагмент схемы вертикальной планировки по методу красных отметок

Контрольные вопросы

  1. Какая последовательность выполнения вертикальной планировки методом проектных отметок ?

  2. Как выполняется изучение и оценка рельефа ?

  3. Как составляется схема анализа рельефа ?

  4. Как составляется схема вертикальной планировки ?

5.2 Метод проектных горизонталей

Следующий более детальный этап проработки организации рельефа осуществляют методом проектных (красных) горизонталей, которые графически изображают форму проектируемого рельефа, т.е. преобразованную поверхность территории /8/.

Красные горизонтали – это проекции на горизонтальную плоскость линий пересечения проектируемой поверхности горизонтальными секущими плоскостями, которые проводят через 0,1; 0,2 или 0,5 м. Принятое расстояние между секущими плоскостями называется шагом горизонталей.

Методом красных горизонталей разрабатывают организацию рельефа отдельных элементов населенного места – улиц, площадей, микрорайонов и т.д. Как правило, такая проработка начинается с улиц.

В курсовом проекте по согласованию с руководителем проектирования выбирают участок улицы (как правило главной) между двумя смежными опорными точками, одна из которых должна совпадать с точкой пересечения осей улиц на перекрестке. Что бы изобразить организацию рельефа улицы в красных горизонталях, нужно знать поперечный профиль улицы между красными линиями и задаться шагом горизонталей. Продольные уклоны улиц iпр между выбранными опорными точками принимают по схеме вертикальной планировки, выполненной по методу проектных отметок (раздел 5.1).

Методом красных горизонталей прорабатывают улицу бордюрного поперечного профиля, состоящего из проезжей части шириной 2а, полосы зеленых насаждений шириной в и тротуара шириной в1 (рисунок 5.3).

Рисунок 5.3 Поперечный профиль улицы

Размеры а, в, в1 и поперечные уклоны улицы, соответственно проезжей части in, зеленой полосы и тротуара принимают по таблице 5.2 согласно двум последним цифрам номера зачетной книжки.

Таблица 5.2 Исходные значения к методу проектных горизонталей

Вариант (две последние цифры номера зачетной книжки)

а, м

в, м

в1, м

in, ‰

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

01

31

61

91

6,0

2,0

2,25

10

3

15

02

32

62

92

6,5

2,5

3,00

15

6

20

03

33

63

93

7,0

3,0

3,75

20

9

25

04

34

64

94

7,5

3,5

4,50

25

12

30

05

35

65

95

8,0

4,0

2,25

30

15

10

06

36

66

96

8,5

4,5

3,00

10

18

15

07

37

67

97

9,0

5,0

3,75

15

21

20

08

38

68

98

9,5

2,0

4,50

20

3

25

09

39

69

99

10,0

2,5

2,25

25

6

30

10

40

70

00

10,5

3,0

3,00

10

9

10

11

41

71

-

11,0

3,5

3,75

15

12

15

12

42

72

-

11,5

4,0

4,50

20

15

20

13

43

73

-

12,0

4,5

2,25

25

18

25

14

44

74

-

6,0

5,0

3,00

10

21

30

15

45

75

-

6,5

2,0

3,75

15

3

10

Продолжение таблицы 5.2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

16

46

76

-

7,0

2,5

4,50

20

6

15

17

47

77

-

7,5

3,0

2,25

25

9

20

18

48

78

-

8,0

3,5

3,00

10

12

25

19

49

79

-

8,5

4,0

3,75

15

15

30

20

50

80

-

9,0

4,5

4,50

20

18

10

21

51

81

-

9,5

5,0

2,25

25

21

15

22

52

82

-

10,0

2,0

3,00

10

3

20

23

53

83

-

10,5

2,5

3,75

15

6

25

24

54

84

-

11,0

3,0

4,50

20

9

30

25

55

85

-

11,5

3,5

2,25

25

12

10

26

56

86

-

12,0

4,0

3,00

10

15

15

27

57

87

-

6,0

4,5

3,75

15

18

20

28

58

88

-

6,5

5,0

4,50

20

3

25

29

59

89

-

7,0

2,0

2,25

25

6

30

30

60

90

-

7,5

2,5

3,00

10

9

10

Работа ведется в следующем порядке:

1

Рисунок 5.4 Определение точки расположения ближайшей к пересечению осей улиц проектной горизонтали (градуирование):

А – проектная отметка пересечения осей улиц: В – отметка первой проектной горизонтали; L1 – расстояние между ними; L – расстояние между горизонталями

. Определяют на оси проезжей части улицы местоположения точки, через которую должна пройти первая от исходной точки, например перекрестка, красная горизонталь (рисунок 5.4). Это действие обусловлено тем, что отметка на перекрестке не всегда кратна шагу горизонталей, а отметки основных красных горизонталей должны быть кратны этому шагу. Так, при шаге 0,2 м все горизонтали должны иметь отметки через каждые 20 см, например: 100,20; 100,40; 100,60 и т.д. В курсовом проекте принимают шаг горизонталей равным 0,3 м.

Расстояние L1 от исходной точки до ближайшей к ней горизонтали определяется

как частное от деления разности их отметок на продольный уклон:

L1 = (А - В)/iпр; м, (5.4)

где А – отметка на перекрестке или переломе; В – отметка ближайшей к ней красной горизонтали; iпр – продольный уклон.

2. Определяют превышения оси проезжей части улиц над лотком h1 и красной линии над верхом бордюрного камня тротуара h3 (рисунок 5.5):

h1=aiпоп; h3=biпоп; м, (5.5)

г

Рисунок 5.5 Пример поперечного профиля улицы: 1- красная линия

де iпоп - поперечные уклоны проезжей части и тротуара; а – половина ширины проезжей части; в – ширина тротуара.

При наличии других частей улиц (например:

полоса зеленых насаждений) по формулам аналогичным формулам 5.5 определить h4; h5 и т.д.

3. Определяют величины смещения точек горизонтали за счет поперечного уклона от оси проезжей части к лотку – l1; величины «скачка» горизонтали, образующегося за счет бортового камня, l2; величины смещения точек горизонтали за счет уклона тротуара между точками, расположенными на бордюре и красной линии l3 (рисунок 5.6):

l1 = h1 / iпр; l2 = h2 / iпр; l3 = h3 / iпр, (5.6)

где iпр – продольный уклон улицы

При наличии h4; h5 и т.д. по формулам аналогичным формулам (5.6) определяют l4; l5 и т.д.

4. Определяют расстояний между красными горизонталями l (градуирование), которое зависит от

Рисунок 5.6 Схема построения проектных (красных) горизонталей: 1 – красная линия; 2 – лоток; 3 – ось улицы

принятого шага горизонталей: l = hш / iпр, где hш – величина шага горизоталей.

На участке улицы с постоянным уклоном все проектные горизонтали будут параллельны друг другу, поэтому для решения организации рельефа такой улицы достаточно построить одну горизонталь и определить расстояние между ними.