Архитектурный ликбез. 10 типовых серий жилых домов в Казани

Динара
Валеева

Хрущевки, ленинградки, гостинки, малосемейки, цековки и улучшенки


Безликие и депрессивные советские жилые массивы в последние два года переживают ренессанс: хрущевки, гостинки и малосемейки становятся героями песен, декорациями для клипов и рекламных кампаний. В новом выпуске рубрики «Архитектурный ликбез» «Инде» попросил архитектора Ольгу Блатову рассказать об истории типового домостроения в СССР и выбрать 10 примечательных серий казанского жилья, построенного с 1955-го по 1990 год.


Типовые дома в СССР и мире

Ольга Блатова

архитектор, дизайнер, руководитель дизайн-бюро Volga

Благодаря стремительной урбанизации в мировой архитектуре 1930−1950-х годов возникло новое направление — интернациональный стиль (ответвление модернизма; характерные черты — каркасная структура зданий, отказ от национальных элементов и лишнего декора, использование простых геометрических форм и новых материалов — стекла, бетона, стали. — Прим. «Инде»). Возросшие темпы строительства требовали другой эстетики и экономичных технологий. Новый способ модульного строительства с использованием стандартных панелей, предварительно изготовленных на заводах железобетонных изделий, сокращал время возведения дома, а значит, и его стоимость.

Прообразом современного типового панельного строительства стала жилая ячейка архитектора Ле Корбюзье, представленная в 1925 году в павильоне «Эспри Нуво» на Всемирной выставке декоративного искусства в Париже.

В СССР после революции 1917-го благодаря курсу на индустриализацию в города хлынул большой поток людей. Жилищный фонд — конфискованные доходные дома, составлявшие львиную часть городской застройки, — не мог адаптироваться к новым условиям. Перепланировка таких домов потребовала бы больших ресурсов, которых не было, поэтому людей заселяли максимально уплотненно. Так возникли коммунальные квартиры — первый шаг на пути решения проблемы. В 1925 году в Москве построили первую жилую многоэтажную секцию. Но в СССР не было единой политики в отношении типового домостроительства, и новые квартиры все равно становились коммунальными: туда заселяли больше людей, чем предполагалось по проекту.

Фото: fondationlecorbusier.fr, corbusier.totalarch.com

В 1930-х темпы типового домостроения сильно увеличились. Рост населения страны и непрерывный поток рабочей силы в города требовали срочного решения жилищного вопроса. В СССР скоростными темпами разрабатывали новые технологии строительства жилья. К началу 1940-х жилищное строительство страны ориентировалось на типовые проекты: дома возводили не поштучно, а комплексами с бытовой инфраструктурой. Такой подход требовал создания серий типовых проектов, связанных общей технологией строительства, материалами и архитектурным стилем и рассчитанных на застройку всего жилого района. Первые типовые жилые дома в СССР появились еще до Великой Отечественной войны, но тогда это были кирпичные здания. В 1960-е в стране появилось крупнопанельное домостроение — оно позволило быстро возводить пяти- и девятиэтажные жилые дома микрорайонами.

Одними из первых типовых домов в Казани были жилые секции 1928 года на улице Адмиралтейской в Кировском районе. На той же улице стоят уникальные типовые дома классической архитектуры с выразительными арками 1937 года постройки (Адмиралтейская, 9).

Авторы проектов и источники вдохновения

Ольга Блатова

архитектор, дизайнер, руководитель дизайн-бюро Volga

Серии типовых домов разрабатывали проектные институты: например, ЦНИИЭП жилища (Центральный научно-исследовательский и проектный институт жилых и общественных зданий) создал серии 85, 86, 90, 121. В Казани они встречаются в основном в Ново-Савиновском и Приволжском районах. Этот же институт разработал строительные нормы и правила проектирования жилых зданий в период с 1960-го по 1995 год.

Еще один крупный игрок — ЛенЗНИИЭП (Ленинградский зональный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования жилых и общественных зданий). Одна из самых известных серий института — 1-528КП, так называемые ленинградки. Их проектировали с учетом норм, установленных в 1963 году.

В 1970 году в СССР приняли Единый каталог строительных деталей, на основе которого создавали новые типовые проекты.

Казанские архитекторы разрабатывали в основном так называемые ПДП — проекты детальной планировки жилых районов. А Казанский домостроительный комбинат (КДСК) возводил панельные жилые дома.

Если говорить о вдохновении, то нужно вернуться к истокам возникновения панельного домостроения в 1920-х годах. Тогда западные архитекторы вдохновлялись романтикой индустриализации, в СССР — еще и попыткой организации нового быта.

Во времена брежневских типовых жилых проектов говорить о вдохновении уже не приходится. Сергей Саначин в своей книге «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани» пишет, что архитекторы-планировщики выпрашивали у застройщиков 14-этажные ленинградки (кирпичные дома серии 1-528), чтобы разбавить монотонную среду с девятиэтажной «небесной линией» (линией горизонта), но редко добивались своего. Также архитекторам разрешали «творить» на первом, нежилом этаже-пристрое и упражняться в формах ограждений квартирных лоджий.

Типовая застройка решила социальные проблемы, но изуродовала внешний облик городов. Погоня за экономической выгодой задвинула эстетику на дальний план, что все-таки неверно: конструктивизм и организация быта по функциональному признаку в 1920-е годы показали, что людям грустно в унификации. Полученная в итоге весьма скудная среда не радует глаз. Но в Казани, несмотря на активную застройку современными жилыми комплексами, сохранились настоящие «памятники ушедшей эпохи» — проспект Ямашева и улица Чуйкова.

Хрущевки

Ольга Блатова

архитектор, дизайнер, руководитель дизайн-бюро Volga

История массового панельного домостроения в СССР началась в 1955 году с выходом постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Согласно ему архитекторы должны были разработать типовые проекты жилых домов, чтобы каждая советская семья встретила коммунизм в собственной квартире.

Хрущевки — советские типовые серии панельных и кирпичных жилых домов, построенные в конце 1950-х — начале 1980-х годов. В основе их проектирования лежат строительные нормативы 1957 года. По ним высота жилого помещения от пола до потолка составляла 2,5 метра, площадь кухни — от 4,5 квадратного метра. Нормативы также разрешали устраивать смежные комнаты (имеют общую стену; попасть во вторую комнату можно лишь через первую. — Прим. «Инде») и совмещать санузел. Среди обязательных элементов квартиры — кладовая либо встроенный шкаф, спальня площадью шесть квадратных метров на одного человека и восемь на двоих, общая комната площадью не менее 14 квадратных метров. О пятиэтажных домах первого индустриального поколения в свое время ходила шутка: «Хрущев совместил ванную комнату с уборной, но пока не смог совместить пол с потолком».

В Казани на углу улиц Шамиля Усманова и Восход собраны все версии городских серий пятиэтажек: 1-467 (Восход, 13 — пятиэтажный жилой дом с универмагом), 1-447С-12 (Усманова, 13 — кирпичный жилой дом с магазинами), 1605А-4 (Усманова, 15 — панельная пятиэтажка без балконов на втором этаже), 1-464А-30 (Усманова, 17 — панельный пятиэтажный дом с балконами, расположенными в шахматном порядке) и 1605А-5 (Усманова, 19 — московская версия серии 1-464).

Серия 1-464

На фото: ул. Шамиля Усманова, 17 (1967 год)

Районы:

улицы Бондаренко, Аделя Кутуя, Батыршина, Восстания, Восход, Гагарина, Гвардейская, Космонавтов, Красной Позиции, Краснококшайская, Назарбаева, Светлая, Татарстан, Хади Такташа

Преимущества:

крепкий каркас стен, балконы, кладовки, сбалансированное количество трехкомнатных квартир

Недостатки:

невозможность перепланировки, плохая шумо- и теплоизоляция, тесная прихожая, маленькая кухня, совмещенный санузел

Ольга Блатова

архитектор, дизайнер, руководитель дизайн-бюро Volga

1-464 — самая распространенная серия панельных пятиэтажных домов, которые строили в конце 1950-х — середине 1960-х годов. У нее есть московская версия с увеличенной площадью квартир 1605АМ-5, которая широко распространена и в Казани. Из других модификаций — 1605АМ-4 без балконов на первых двух этажах и 1-464А-30 с балконами в шахматном порядке (на фото). Серия стала основой для разработки более поздней серии 111-121 (121). В доме — одно-трехкомнатные квартиры площадью 30−58 квадратных метров.

Серия 1-467

На фото: ул. Восход, 13 (1966 год)

Районы:

улицы Беломорская, Красной Позиции, Зорге, Татарстан

Преимущества:

возможность перепланировки квартир

Недостатки:

смежные комнаты, невысокие потолки

Блочно-панельные четырех-пятиэтажные дома — типичные представители хрущевок. Серию строили по всей стране, кроме Москвы, с 1959-го по 1970 год. В домах — одно-трехкомнатные квартиры площадью 30,5−56 квадратных метров, высота потолков — 2,5 метра. На каждой лестничной площадке по четыре квартиры, почти во всех (за исключением первого этажа и иногда второго) есть балконы. Межкомнатные перегородки состоят из гипсошлакобетонных панелей, что позволяет провести перепланировку. В доме нет лифтов и мусоропровода. Автор серии — Горстройпроект РСФСР.

Серия 1-447

На фото: ул. Чуйкова, 27 (1984 год)

Районы:

улицы Гагарина, Короленко, Деловая, Воровского, Восстания, Павлюхина, Октябрьская, Декабристов, Модельная, Горьковское шоссе, проспект Ибрагимова

Преимущества:

балконы, хорошая шумо- и теплоизоляция, отсутствие несущих стен внутри квартиры, а значит, возможность перепланировки

Недостатки:

смежные комнаты, тесная прихожая, маленькая кухня (пять-шесть квадратных метров), совмещенный санузел, небольшое количество трехкомнатных квартир — во многих домах серии использовали укороченные секции

Ольга Блатова

архитектор, дизайнер, руководитель дизайн-бюро Volga

Серия, разработанная в конце 1950-х, — одна из самых распространенных в стране серий кирпичных пятиэтажных домов. Эти дома строили во всем СССР с конца 1950-х до середины 1960-х (проекты-модификации — до конца 1970-х) в основном из белого силикатного кирпича. Красный и белый кирпич использовали и для фасадного декора зданий. Срок службы домов серии 1-447 выше, чем у панельных, и составляет не менее 100 лет.

Серия имеет огромное количество модификаций — как по этажности, так и по функции. На фото — типовой проект общежития 1-447С-54.

Брежневки (улучшенки, ленинградки, гостинки, малосемейки, цековки)

Ольга Блатова

архитектор, дизайнер, руководитель дизайн-бюро Volga

Брежневками, или квартирами улучшенной планировки (улучшенками), называют серии домов, которые строили в эпоху правления Леонида Брежнева: с середины 1960-х до конца 1980-х годов. В брежневских домах, в отличие от хрущевок, были вахта, лифт и мусоропровод. Они были выше, с бо́льшим количеством квартир на лестничной площадке (от четырех до восьми) и комнат в квартирах. В брежневках появились четырехкомнатные квартиры и выросло количество трехкомнатных. Смежные комнаты встречаются в основном только в трехкомнатных квартирах.

К брежневкам также относят дома малосемейного и гостиничного типа. Гостинки, как правило, возводили в 1960−1970-е как временное жилье для сотрудников крупных предприятий. Это панельные или кирпичные здания от трех до 16 этажей. На каждом этаже расположено 10−40 квартир — малометражные однушки (включают жилую комнату, кухню, прихожую, санузел) и крохотные комнаты с кухонной нишей в прихожей и совмещенным санузлом. Яркий пример гостинки второго типа — дом на Мусина, 59б.

Малосемейки — промежуточный тип жилья между общежитиями и отдельными квартирами, которое строили в 1960−1990-е годы. Дома состоят из однокомнатных квартир, их высота — пять, девять или 12 этажей. Стены возведены из кирпича или железобетонных панелей. На каждом этаже дома — от 10 до 20 квартир, подъезд — коридорного типа. Малосемейка состоит из жилой комнаты площадью от 11 до 20 квадратных метров, кухни с уличным окном, небольшой прихожей, совмещенного санузла; редко — кладовки и балкона.

После выхода постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» страна отказалась от сталинок, но партийные работники и элита не хотели жить в панельных домах. И с 1963 года в СССР начали строить цековские дома (или цековки) — здания из крепкого кирпича по индивидуальным проектам.

«Элитные» дома внешне отличались от стандартных многоэтажек, но не имели собственного архитектурного образа.

В 1970−1980 годах в СССР также использовали термин «ленинградская планировка» (ленинградки) — квартиры, построенные по экспериментальному проекту ленинградских архитекторов (площадь квартир — 32−85 квадратов; окна выходят на одну сторону; в квартирах — большой раздельный санузел; площадь кухни — 8−10 квадратных метров; в домах есть лифт и мусоропровод. — Прим. «Инде»). Более просторные дома, построенные в 1980-е, получили название «новая планировка».

Серия 121

На фото: пр. Амирхана, 41 (1976 год)

улучшенка

Районы:

улицы Абсалямова, Адоратского, Академика Глушко, Академика Лаврентьева, Батыршина, Бондаренко, Гаврилова, Дубравная, Габишева, Лукина, Чуйкова, Меридианная, Минская, Мусина, Бигичева, проспект Амирхана

Преимущества:

большие кухни, хорошие звукоизоляция и теплосбережение, просторные планировки

Недостатки:

невысокая, в отличие от кирпичных домов, прочность конструкции

Ольга Блатова

архитектор, дизайнер, руководитель дизайн-бюро Volga

Эта серия прошла долгий путь развития — от пятиэтажной модификации 1970-х годов до современных монолитно-панельных 17-этажных домов улучшенной планировки. Дома этой серии строят с 1973 года и по сей день, поэтому к брежневским относят проекты, созданные до 1992-го. Среди главных достоинств серии — большая кухня (9-14 квадратных метров) и просторные планировки 1-3-комнатных квартир (площадь от 41 до 92 квадратов). Дома серии 121 строили преимущественно в новых на момент строительства районах города. Фасады зданий отделывали мелкой голубоватой, реже бежевой плиткой.

Серия 86

На фото: ул. Ершова, 8 (1978 год)

улучшенка

Районы:

улицы Аделя Кутуя, Академика Губкина, Вишневского, Гарифьянова, Гвардейская, Декабристов, Достоевского, Космонавтов, Кулахметова, Серова, Татарстан, Чистопольская

Преимущества:

изолированные комнаты, хорошая тепло- и шумоизоляция благодаря кирпичным стенам, раздельный санузел, балкон в каждой квартире

Недостатки:

низкие потолки, небольшая площадь квартир

Двух-, пяти- и девятиэтажные здания серии, разработанной в 1971 году ЦНИИЭП жилища, строят с 1975 года. В домах — одно-четырехкомнатные квартиры с раздельными санузлами, кухней в восемь квадратов, остекленными лоджиями или балконами. В девятиэтажных модификациях серии есть лифты и мусоропроводы. Высота потолков — 2,5 метра. Дома построены из кирпича, фасад отделан светлым керамическим, красным глиняным или силикатным кирпичом.

Серия 125

На фото: ул. Чуйкова, 31 (1972 год), пр. Ямашева, 76 (1984 год)

улучшенка, редко — малосемейка

Районы:

улицы Адоратского, Академика Парина, Гаврилова, Дубравная, Габишева, Кул Гали, Чуйкова, Зорге, Сафиуллина, Фучика, проспекты Победы, Амирхана и Ямашева

Преимущества:

большая кухня, квадратные комнаты

Недостатки:

невысокий потолок

Панельные пяти-, девяти- и десятиэтажные дома с балконами строили с 1970-го по 1980 год, но девятиэтажную версию возводят и по сей день. Проектировщики серии — Конструкторское бюро по железобетону Госстроя РСФСР.

В домах — одно-четырехкомнатные квартиры, их площадь варьируется от 33 до 82 квадратных метров. Кухня стандартна во всех квартирах и занимает девять квадратов. Высота потолков — 2,55 метра. В девятиэтажках есть лифты.

Серия II-34

На фото: ул. Татарстан, 51 (1964 год)

гостинка

Районы:

улица Татарстан

Недостатки:

небольшая площадь квартир, низкий потолок

Серия II-34 считается московской: кирпичные пятиэтажки строили в 1959−1973 годах в Измайлово, Черемушках, Кунцево, Текстильщиках и других районах столицы. Здания состояли из двух корпусов, соединенных одноэтажной перемычкой. В домах — однокомнатные квартиры (площадь — 13−21 квадратный метр) с кухонной нишей в прихожей, подъезды — коридорного типа. Санузлы совмещены, ванн нет, высота потолков — 2,48 метра. Кирпичный фасад здания не отделывали, балконы есть только с торцевой стороны дома. В казанской модификации серии у здания оставили лишь часть одного корпуса, увеличив количество этажей до девяти, и отделали фасад плиткой. Автор серии — Специализированное архитектурно-конструкторское бюро.

Серия 83

На фото: ул. Чуйкова, 9

малосемейка

Районы:

улицы Вагапова, Чуйкова, Закиева, Абсалямова, проспекты Амирхана, Победы

Преимущества:

просторные планировки квартир, большие кухни, кладовки и лоджии

Недостатки:

плохая теплопроводность

Панельные многоэтажки пришли на смену домам серии 1-468 в 1970-х. Высота зданий — пять-десять этажей, количество подъездов — от двух до пяти. В доме — одно-четырехкомнатные квартиры площадью от 34 до 90 квадратов с раздельными санузлами, 8−9-метровыми кухнями и остекленными лоджиями. Высота потолков — 2,7 метра. На этажах — по четыре-шесть квартир. В доме есть мусоропровод и лифт. Авторы проекта — ЦНИИЭП жилища.

Серия 1-528КП (-41, -42, -43)

На фото: ул. Декабристов, 129 (1970 год)

ленинградка

Районы:

улицы Декабристов, Карбышева, Серова, Фрунзе, Мавлютова, проспект Ибрагимова

Преимущества:

хорошая тепло- и звукоизоляция

Недостатки:

тесные прихожие в форме буквы Г, продолговатые узкие комнаты в трехкомнатных квартирах

Проекты девятиэтажных и точечных 14-этажных домов разработали в ЛенЗНИИЭП (Ленинградском зональном научно-исследовательском институте экспериментального проектирования). Серии 1-528КП-41 и -43 возводили в 1963−1970 годах: в Казани четыре таких здания. В домах — одно-трехкомнатные квартиры (площадь комнат — 10−21 квадратный метр), лифт, мусоропровод и газовые колонки. Серию 1-528КП-42 строили в 1963−1978 годах и она практически идентична предыдущим. Единственное отличие — первые этажи домов адаптированы для магазинов (с витринами и высокими потолками), вторые — технические. На лестничных площадках крайних секций — по пять квартир (обычно семь), углы фасада украшают балконы. В Казани построено 18 домов этой серии.

Башня Вулыха

На фото: ул. Декабристов, 113, 115 (1972−1974 годы)

цековка

Районы:

улица Декабристов

Преимущества:

удачная просторная планировка, раздельные санузлы в однокомнатных квартирах, лоджии, 10-метровый коридор в трехкомнатных квартирах, качественная тепло- и звукоизоляция

Недостатки:

расхождение потолочных швов, смежно-изолированные комнаты (имеют общие двери и отдельные выходы в коридор) в двухкомнатных квартирах

Ольга Блатова

архитектор, дизайнер, руководитель дизайн-бюро Volga

Серия домов названа в честь ее автора, известного советского архитектора Ефима Вулыха. Среди его работ — генеральские дома на Фрунзенской набережной и цирк на проспекте Вернадского в Москве. Серия многоквартирных домов повышенной комфортности была предназначена для советского руководства и сотрудников важных предприятий и организаций. В подобном доме в Москве построили восьмикомнатную квартиру для Брежнева, но он отказался в ней жить. Наружные стены домов сделаны из кирпича, внутренние — из гипсобетонных панелей, что позволяет провести перепланировку. Облицовки у зданий нет: фасады окрашивают в разные цвета. Количество этажей варьируется от 12 до 17, на каждом — по восемь квартир. Площадь однокомнатной квартиры — 34−35 квадратных метров, двухкомнатной — 53−54, трехкомнатной — 74.

Фото: Регина Уразаева

Места

Кроме набережной Кабана. Девять общественных пространств, которые открылись (и еще откроются) в Татарстане в 2018 году

Фестивальный бульвар, нижнекамский автогородок, парк «Комсомолец» и другие

30. 10

Архитектура

Четыре факта о фасаде нового торгового центра KazanMall

Рассказывают авторы проекта

04.06

Как жить

Улучшенка. Хрущевка на Павлюхина с интерьером от дизайнера бара «Соль»

Рельефные стены, подиум вместо кровати и стеклоблоки между душем и кухней

19.01

Популярное

Как узнать серию и тип дома?

Отечественный жилой фонд, в основном, представлен домами, построенными 20+ лет назад. По данным статистики, их доля – более 70%. А значит, начальная планировка квартиры уже не соответствует габаритам новой бытовой техники и мебели. Желание что-то изменить – естественно, но для подготовки проекта и последующего утверждения нужно уточнить, что можно менять, а что – нет. Для этого понадобится узнать серию дома.

Как определить тип многоквартирного дома и можно ли это сделать самостоятельно

Жилищное строительство ведут по типовым проектам во всех странах, включая Россию. Основное различие между проектами – в огнестойкости используемых материалов. Например, дом из бетона и стали прочнее, чем здание с деревянными перекрытиями. Поэтому и перепланировка в них будет разной.

Для обычного человека типовые дома – это:

  • панельные;
  • блочные;
  • кирпичные многоэтажки. 

Для строителей количество типовых проектов более разнообразно. Оно выражается в серии и типе постройки многоквартирного дома. 

Возьмем знаменитые «сталинки». У большинства людей это слово вызывает ассоциацию квартиры с:

  • высокими потолками;
  • большими комнатами;
  • комфортной планировкой;
  • колоннами у входа. 

Это номенклатурные «сталинки». Их строили из качественного кирпича по улучшенному проекту. Но были и другие – для рабочих. Это дома в 2-3 этажа, построенные рядом с предприятиями. Возводили их из недорогих материалов с целью оперативного обеспечения жильем большой массы людей после войны. Такие «сталинки» отличают:

  • деревянные перекрытия;
  • наружные стены из силикатного кирпича или шлакоблока;
  • небольшие комнаты;
  • большие чердаки и подвалы.  

Если «сталинка-2» все еще существует, и вы купили в ней квартиру, то разрешение на перепланировку никто не выдаст. Причина – износ несущих конструкций. Поэтому знать, что строение принадлежит к сталинской эпохе недостаточно. Нужно понимать к какой серии относится дом.

Что означает серия дома

Серия означает, что здания:

  • выдержаны в одном архитектурном стиле;
  • строились с применением одинаковых материалов и технологий. 

В обиходе мы говорим «хрущевки», «сталинки», «брежневки», подразумевая схожесть. Но «хрушевка» не значит серия дома. Это стиль и обозначение эпохи. 

Определяет серию дома набор букв и цифр, обозначающий необходимую для учета информацию. Например: 

  • год завершения строительства;
  • тип планировки;
  • количество этажей.

Как понять серию дома? Правила создания серий в строительстве такие же, как у современных штрихкодов. Например, П-55М, П-45М – это панельные многоквартирные дома. Буквы здесь интуитивно понятны. Одновременно очевидно, что дом 45-й серии появился раньше, чем до 55-й. 

Понять, что значат серии домов, не всегда легко. Код 1-515/5 в Москве обозначает, что дом представляет собой пятиэтажную хрущевку. Допустим, покупатель знает, что такое серия дома. Но цифры 1-515/5 от этого не станут более понятны. Чтобы их понять, нужно найти больше информации о доме или о серии. 

Как узнать серию дома

Информация о жилом фонде находится в Росреестре. Создайте запрос через личный кабинет на Госуслугах и вы получите основную информацию о жилом доме, в т.ч. узнаете тип и серию.

Как узнать информацию о доме в Росреестре:

  1. 1

    Понадобится идентифицированный кабинет, т.е. такой, который с точки зрения компьютерной системы связан с конкретным человеком. Войдите в кабинет. 

    1. 2

      Выберите Росреестр из списка госорганов. 

      1. 3

        Откроется перечень доступных услуг. Найдите среди них «Получение сведений из ЕГРН».

        1. 4

          Заполните форму. Введите данные об адресе прописки, включая дом и номер квартиры. 

          1. 5

            Оплатите государственную пошлину.

            1. 6

              Получите в личный кабинет или на электронную почту готовую справку, из которой вы сможете узнать все о доме, что известно Росреестру.

                Как узнать типовую серию дома

                Типовые серии приводятся в различных справочниках. Например, на сайте Tipdoma.com. Посетитель вносит известную ему информацию в электронную форму, чтобы узнать тип многоэтажного дома. 

                Не обязательно вносить все данные:

                • материал стен;
                • год строительства;
                • регион;
                • количество этажей.

                Если заполнить только часть, то получится более широкая выборка. Задайте только год, чтобы узнать все серии, которые строились в указанном периоде. К описанию каждой предлагаются фото типовых зданий. Это поможет узнать, какой тип дома ваш. На сайте также приводятся варианты планировок квартир, которые создавались в домах серии.

                Можно ли узнать тип дома по кадастровому номеру

                Кадастровый номер присваивается каждому объекту, который внесли в Росреестр: зданию или земельному участку. Он уникален и не повторяется. Но с его помощью нельзя понять к какому типу относится дом. Разберем ситуацию на примере.

                Кадастровый номер – это 4 блока цифр. Первый блок обозначает округ (напр. Московская область), второй – район, третий – квартал, четвертый – номер земельного участка. Т.е. типа дома в номере нет и узнать статус дома по кадастровому номеру не получится. Кроме того, кадастровые номера присваиваются с 2015 года. Если юридических операций с объектом недвижимости после 2015 года не происходило, то у него может отсутствовать уникальный номер. Это особенно актуально для частных построек.

                Как понять, какой тип дома изображен на фото

                Примеры панельных домов

                Подобный метод нельзя отнести к точным. Дома одной и той же серии могут иметь разное внешнее оформление и разное количество этажей. И наоборот, внешне похожие многоквартирные дома могут относится к разным сериям. Поэтому по фото не всегда можно понять к какой серии относится дом.

                Как определить серию дома по планировке

                Это сложнее, чем посмотреть серию дома в выписке из Росреестра. Одна и та же серия может иметь несколько модификаций. Планировка квартир различается даже в домах одной серии. Строитель со стажем определит по фото или плану квартиры о какой серии идет речь. Но это не точно. Не стоит планировать перепланировку, основываясь на чьей-то устной информации о жилых домах.

                Как разобраться в статусах жилья

                Не все дома имеют статус «жилого помещения». Так, дача может выглядеть, как дом и быть приспособленной для проживания. Но если у нее нет статуса жилого помещения, то в ней нельзя регистрировать людей. 

                Жилые помещения бывают 3 типов:

                • дом;
                • квартира;
                • комната.  

                Покупается земельный участок под индивидуальное строительство? Значит, у него будет 2 выписки из ЕГРН:

                • на строения;
                • на землю.

                Как определить статус дома

                Сведения о статусе объекта недвижимости находятся в Росреестре. Заказывая выписку ЕГРН для определения серии, заявитель также узнает статус дома. Проверять многоквартирный дом не обязательно – он жилой. А для дач и земельных участков такая процедура необходима. Юридически статус «жилого» описан в статье 15 ЖК РФ, а в ст. 16 ЖК описываются виды жилых помещений. 

                Где найти статус дома? В табличной части выписки ЕГРН смотрите строки «Назначение» и «Наименование». Там будет отмечено «жилое помещение». Выписку может запросить не только собственник, но и потенциальный покупатель. Эта информация считается публичной и может быть предоставлена любому гражданину РФ на основании ст. 8 ГК РФ. Запретить покупателю запросить выписку в реестре собственник не может. Возможность создания запроса не собственником была введена для того, чтобы уменьшить объемы мошенничества на рынке недвижимости.

                СССР в 10 домах: от конструктивистских коммун до сталинских высоток | Города

                Через пару лет после Октябрьской революции 1917 года художник и скульптор Владимир Татлин подал заявку на создание штаб-квартиры Коммунистического Интернационала в рамках публичного конкурса скульптур. Расположенный на берегу Невы, его возвышающийся, наклоняющийся стальной скелет вмещал бы Коминтерн в стеклянных объемах, вращение которых символизировало бы революцию и диалектику.

                Самое известное здание за 74-летнюю историю Союза Советских Социалистических Республик так и не было построено; на самом деле маловероятно, что он когда-либо мог быть построен, хотя современные технологии делают его гораздо более правдоподобным, чем когда он был впервые предложен в 1910-х годах. Что касается метафор, то он довольно точно подытоживает советский государственный социализм. О многом говорит и то, что на самом деле было построено: государство, чья история далека от монолитности, колеблется от открытости к террору и обратно, его архитектура от массового производства к одноразовым зрелищам, от русификации к интенсивному взаимодействию с местной традицией.

                1 | Марсово поле, Петроград – Лев Руднев, 1917

                Этот мемориал павшим революционерам, расположенный в центре плаца царской эпохи, фактически был основан между Февральской революцией, свергнувшей царя, и Октябрьской революцией, которая привела большевиков к победе. власть. Площадь окружена тяжелыми плитами из красного гранита, увенчанными красными флагами, с надписями наркома просвещения Анатолия Луначарского — эффект просторный, оригинальный и внушительный. Руднев, его молодой архитектор, прославился спустя 30 лет своими сталинскими небоскребами в Москве и Варшаве.

                Памятник «жертвам революции» в городе, ныне называемом Санкт-Петербург. Фотография: Алами

                2 | Жилой комплекс «Тракторная», Ленинград – Гегелло, Никольский и Симонов, 1925 г.

                Своеобразный выброс в советской архитектуре и первая крупная застройка в СССР, «Тракторная» своим привлекательным цветовым решением берет начало в классической традиции Санкт-Петербурга. , спокойная и упорядоченная планировка, и его странные разобранные триумфальные арки. В усадьбе, более похожей на скандинавский классицизм современной Швеции или Финляндии, чем на советский конструктивизм, проживали рабочие Путиловского машиностроительного завода, составлявшие костяк большевиков в 1917. Сегодня он входит в состав района Нарвская Застава, где представлена ​​авангардная архитектура 1920-х годов.

                3 | Коммунальный дом Наркомфина, Москва – Моисей Гинзбург, 1928

                Этот гораздо более амбициозный жилищный проект был витриной того, что в 1920-х годах называлось «новой повседневностью» – конструктивистской коммуналки. Гладкий ряд двухуровневых квартир, многие из которых без кухонь, соединен переходами со стеклянной коробкой с коллективными столовыми, библиотекой, тренажерным залом и садом на крыше в рамках программы реформы (или ликвидации) семейной жизни. Социальные идеи, лежащие в основе здания, были оставлены в течение нескольких лет после завершения, но его архитектурные идеи были разграблены западноевропейскими архитекторами, такими как Ле Корбюзье, Уэллс Коутс и Денис Ласдан. Само здание, стоящее на очень ценном участке, разваливается. По иронии судьбы, многие из его идей о социальных пространствах в многоквартирных домах широко применяются в роскошных квартирах.

                Дом Наркомфина Моисея Гинзбурга – продукт утопических социалистических идеалов Фото: Фотоагентство ИТАР-ТАСС/Alamy претензия на то, чтобы быть самым удивительным проектом советской архитектуры. Маяковская может быть даже самой захватывающей дух станцией метро из когда-либо построенных. Его великолепный зал из хрома и мрамора был результатом одной из самых жестоких строительных работ 19 века.30-х годов, с ужасающими стандартами безопасности, высоким уровнем несчастных случаев и широким использованием труда заключенных. На сводчатых потолках этой невероятно глубокой станции, построенной для бомбоубежища, сверкает головокружительная мозаичная серия великого художника-реалиста Александра Дейнеки, изображающая «24-часовое советское небо».

                Станция «Маяковская» с хромированными и мраморными залами — самая красивая станция московского метрополитена. Фотография: Гэри Херсхорн/Reuters

                5 | МИД, Москва – Гельфрейха и Минкуса, 1948

                После войны опустошенное советское государство направило драгоценные ресурсы на, казалось бы, причудливый проект семи триумфальных небоскребов. Шесть из них располагались вдоль Московского Садового кольца — огромные монстры зданий, занимающие целые кварталы и поднимающиеся на шпили по образцу кремлевских, якобы по настоянию самого Иосифа Сталина. Еще три были построены во вновь приобретенных, или «братских», городах: Риге, Варшаве и Праге. Лучшей из московской семерки является Министерство иностранных дел, где прямолинейный готический ритм придает башне чувство устрашения, ужаса и зла, соответствующее ее назначению в разгар холодной войны.

                Когда в 1956 году Никита Хрущев осудил «излишества» сталинской монументальности, советская архитектура претерпела третий из многочисленных внезапных стилистических поворотов, на этот раз обратно к модернизму. Некоторые результаты были банальны, но многие из них представляли собой оптимистичную архитектуру свободной формы. Этот приморский железнодорожный вокзал в Латвии является прекрасным примером, демонстрирующим энтузиазм в отношении скульптурных конструкций из бетонных оболочек, которые Советы позаимствовали из архитектуры Калифорнии 50-х годов. Ясный, легкий и непринужденный, несмотря на бросающую вызов гравитации консольную форму, он стоит между Балтийским морем и рекой и теперь содержит художественную галерею вместе с билетными кассами. Даты, однако, говорят менее обнадеживающую историю — здание выглядит как классический проект 50-х годов, но было завершено в 1977, когда мода в других местах уже давно ушла в прошлое.

                Вокзал Дубулты утверждает, что это единственное современное арт-пространство в Европе на действующем вокзале. Фотография: Алами

                7 | Крематорий, Киев – Аврам Милецкий, 1968-1981

                Это мрачное уникальное здание сегодня часто фигурирует в фотокнигах «потрясающей футуристической советской архитектуры». Странные существа, похожие на матери, сидят на корточках у подножия холма возле главного кладбища украинской столицы. Вблизи, ворота в эти места (крематории, как выясняется) представляют собой витые металлические двери, напоминающие работу Г. Р. Гигера; бетонное пламя плещется вокруг них. Долгий период созревания отражает тот факт, что к крематорию изначально примыкала стена из рельефных скульптур, изображающих страдания 20-го века, которых Киев видел больше, чем большинство других мест. Спорный с самого начала, он был покрыт слоем штукатурки до того, как здание было открыто.

                8 | Министерство автомобильных дорог, Тбилиси – Джордж Чахава, 1974

                Этот фотогеничный сгруппированный высотный офисный блок состоит из нескольких мини-башен, пересекающихся на своем пути вниз по крутому холму, обращенному к реке Кура. Вдохновленный нагромождением связанных между собой домов в персидском стиле в старом городе Тбилиси — по словам его архитектора — он стоит как одинокий памятник на главной дороге, ведущей из грузинской столицы, а трудности с доступом для пешеходов являются некоторым признаком министерства. успеха Highways.

                Сгруппированное высотное здание теперь является главным офисным зданием Банка Грузии. Фотография: Давид Мдзинаришвили/Reuters

                9 | Городские ворота, Кишинев – Сквоцова, Маркович и Спасов, 1980

                Позднесоветская архитектура часто представляла собой компромисс между тяжелой декоративной монументальностью сталинской эпохи и массовым производством и современностью 20-60-х годов. Почти маниакальная помпезность и величие Кишиневских городских ворот сочетают в себе барочное чувство осевой симметрии и подхода с технологией сборного бетона и большой архитектурной ловкостью рук. Это буквально первые здания, которые вы видите, подъезжая к молдавской столице из аэропорта, и по мере того, как вы продвигаетесь в центр, здания становятся все меньше и более ветхими — полная противоположность тому, как было спроектировано большинство столичных городов.

                10 | Дворец пионеров, Днепропетровск – Амосов, Солодовник, Гарсия Ортега и Клевер, 1991

                Срок завершения строительства этого здания в промышленном мегаполисе восточной Украины делает его одним из немногих кандидатов на звание «последнего советского здания».

                Это показывает другую смену; на этот раз к легкости прикосновения, даже некоторой остроумности, которой не хватало бы большинству постсоветской архитектуры так же, как и брежневскому СССР. Этот «дворец» для молодежи масштабирован, чтобы удовлетворить его пользователей, но наполнен глупыми деталями космической эры для их удовольствия, с иллюминаторами, лабиринтами, летающими дорожками и причудливыми разноцветными скульптурами в уединенном зеленом месте у реки Днепр. Идея пионеров заключалась в том, чтобы вырастить из детей хороших коммунистов, что маловероятно для поколения детей, которые пользовались этим зданием с 19 лет.90.

                Какие ваши любимые советские постройки? Расскажите нам в комментариях ниже или подпишитесь на Guardian Cities в Twitter и Facebook и присоединяйтесь к обсуждению 1991, его призрак остался в виде зданий, которые просто так не исчезнут.

                Я лично убедился в этом в прошлом году, когда посетил Грузию, страну на берегу Черного моря, севернее которой находится Россия.

                Путешественнику из США было легко увлечься советской архитектурой: яркое напоминание о времени, которое мне не пришлось пережить, в месте, где я не живу. Однако люди, которые там живут, имеют более сложные отношения с этими структурами. В то время как некоторые здания в этих странах бывшего Советского Союза могут иметь архитектурные достоинства и служить напоминанием о прошлом, другие кажутся неуместными. Но где та грань между сохранением прошлого и упорством в стремлении к лучшему будущему?

                Заброшенная трамвайная остановка

                Советская архитектура относится к строительству в Советском Союзе, где доминировала Россия, и в период своего расцвета он контролировал 15 республик. Как правило, выделяют три основные эпохи советской архитектуры: авангард (с 1917 г., непосредственно перед официальным образованием СССР, по 1932 г.), соцреализм или сталинизм (с 1932 по 1955 г.) и поздний модернизм (с 1955 г. до распада СССР). Советский Союз в 1991 году).

                В то время как каждая эпоха имеет свои уникальные элементы, вызванные различными политическими сдвигами, советскую архитектуру часто узнают по ее жесткому, бруталистскому стилю, который широко включает в себя бетон и мозаику из крошечных кусочков тонированного стекла. Некоторые почти абсурдно массивны, в то время как другие выглядят футуристично или монолитно, но все эти здания были построены с мыслью.

                Штаб-квартира Банка Грузии, бывшая штаб-квартира Министерства дорожного строительства Грузии

                «Архитектура может быть инструментом, указывающим людям, как жить, показывать им их важность или полностью игнорировать ее», — сказала Ана Чигиташвили, архитектор. в тбилисской фирме Khmaladze Architects. «По моему мнению, это намеренно или ненамеренно показывало людям власть государства над ними».

                Чигиташвили призналась, что ей нравятся некоторые памятники архитектуры того времени, и она видит ценность в их сохранении. «Если взять за образец советской архитектуры знаменитое здание Министерства автомобильных дорог, то оно, несомненно, исключительное», — продолжила она. «Станции метро в постсоветских странах являются хорошими образцами вневременной и важной архитектуры, а также удивительна работа известного грузинского архитектора Виктора Джоренадзе».

                Старая Техническая Библиотека

                В то время как туристы могут легко встретить эти типы зданий во время экскурсий по городу, местные жители взаимодействуют с советской архитектурой в гораздо более личных местах: в своих домах. Многие люди в Тбилиси живут в одинаковых послевоенных многоквартирных домах (также называемых хрущевками), многие из которых были построены при коммунистическом председателе Никите Хрущеве. «Они хотели построить их быстро для оперативного решения», — пояснил Чигиташвили. «Сегодня, несмотря на то, что они могут быть немного интересными из-за своей истории, жить в этих зданиях, особенно в их первоначальном состоянии, нежелательно. Это показывает людям власть государства над ними, которая сегодня не так актуальна, но мы все еще живем в этих зданиях, так что это все еще влияет на нас и на то, как формируется наше сообщество».

                Ия Гебрандзе, гид и специалист по туризму в Грузии, живет в одном из этих многоквартирных домов со своей семьей в Тбилиси. Ее жилище составляет 130 квадратных метров, в то время как типичная площадь обычно составляет в среднем 50-80 квадратных метров. Ее семья, а также еще 64 человека в ее комплексе сделали дом своим собственным, но снаружи все еще кажется простым и скучным.

                «Что касается советского периода, то пытались сделать одинаковый уровень жизни для всех; как можно проще», — пояснил Гебрандзе. «Вы увидите это во всех постсоветских странах. И я, честно говоря, не думаю, что люди действительно довольны архитектурным стилем или стандартами жизни того периода. А из-за связей с Россией ну очень неприятное ощущение. Или это тоже гнев».

                Гебрандзе объяснила, что она и ее семья были беженцами, прибывшими в Грузию из-за вмешательства России в Кавказский регион. Если принять во внимание вторжение в Грузию в 2008 году, не говоря уже о нынешних событиях с Украиной, легко понять, почему восточноевропейцы не испытывают особой симпатии к своим русским соседям.

                Но, как упомянул Чигиташвили, некоторые здания советской эпохи действительно уникальны; если их снести, Грузия потеряет не только часть истории, но и что-то архитектурное. Некоторые

                должен остаться .

                Stamba Hotel

                Некоторые архитекторы и дизайнеры доказывают, что можно вдохнуть новую жизнь в общественные сооружения без серьезного вмешательства. Фирма Adjara Group в партнерстве с MUA – Architecture & Placemaking превратила старую швейную фабрику в хостел Fabrika, который стал культурным центром и местом встречи для местных жителей и гостей города. Adjara Group также построила ультра-шикарную гостиницу «Стамба» на базе типографии советских времен, которая сохранила свой первоначальный фасад и включает утилизированное типографское оборудование в дизайне интерьера. Тбилисские транспортные власти недавно инициировали строительство заброшенной канатной дороги, и проектировщик намерен отремонтировать внутренние лестницы, а не полностью их разрушить.

                Но остается вопрос, что делать с жилыми домами. Бетон обычно использовался для строительства советской архитектуры, особенно однородных жилых домов. Никита Хрущев фактически использовал свое первое крупное выступление после смерти Сталина как возможность подчеркнуть преимущества бетона.

                Материал не стоил дорого, сопутствующие инструменты были легко доступны, и было легко изготовить из него плиты, что означало, что даже неквалифицированные рабочие могли выполнить данную строительную работу.

                Хостел «Фабрика»

                Но бетон плохо стареет без надлежащего ухода, а снести его невероятно сложно и дорого. Помимо проблем с финансированием, некоторым жителям нравится ремонт, который они сделали в своем пространстве, и они хотят остаться в том месте, где их семья жила десятилетиями. Гебрандзе сказал, что большинство зданий имеют от пяти до шестнадцати этажей, что поднимает вопрос о том, где разместить людей, ожидающих обновления квартир.

                В 2014 году городской совет Грузии объявил о проекте замены 800 многоквартирных домов советской эпохи, но Теа Цулукиани, тогдашний министр юстиции страны, скептически отнеслась к его достоинствам. Согласно грузинскому медиа-сайту Agenda, она сказала, что «одной из самых сложных задач для «амбициозного проекта» будет обеспечение всех жителей хрущевок новыми квартирами».

                Хрущевки

                Мэр Тбилиси Каха Каладзе также объявил о проекте постепенного заселения жителей новым жильем — с ключевым словом «постепенно». Хотя такого рода мероприятия, безусловно, повысят качество жизни жителей, это не может произойти в одночасье.

                «Я уверен, что многие из владельцев, у которых есть эти старые квартиры, предпочли бы иметь новые, но снести их и привлечь инвесторов для строительства новых стоит столько денег, что это кажется невозможным момент», — сказал Гебрандзе. «Я не знаю, каким будет будущее».

                • Памятник дружбы России с Грузией
                • Памятник дружбы России с Грузией

                К счастью или к сожалению, советская архитектура является частью истории Грузии. Но в то время как некоторые здания служат свидетельством того, через что прошел город или страна, другие представляют собой устаревший образ жизни, который каким-то образом все еще влияет на людей каждый день.

                Чигиташвили повторил, что одни здания должны быть сохранены, а другие должны быть отремонтированы, преобразованы или полностью снесены.