Памятка. Шпаргалка для архитектора. Проектирование среды жизнедеятельности с учётом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения

Законодательство Законодательство

СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», Госстрой России, М., 2001 год. К нему разработаны следующие своды правил:

СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступныемаломобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов».

Изменение № 3 СНИП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» (введён в действие с 1 марта 1999 года).

Справочные данные

Параметры инвалидной коляски: ширина — 0,7 м, длина — 1,2 м.

Зона для размещения коляски, не менее: ширина — 0,9 м, длина — 1,5 м.

Благоустройство прилегающей территории

Пересечение пешеходных дорожек выполняется в одном уровне.

На всём протяжении пешеходного пути имеющиеся перепады, выполненные в виде лестниц, должны быть продублированы пандусами. Лестницы и пандусы ограждаются перилами.

Уклоны пешеходных дорожек и тротуаров не должны превышать: продольный — 5%, поперечный — 1-2%. Опасные для инвалида участки следует огораживать бортовым камнем высотой не менее 5 см.

В исключительных случаях — продольный уклон от 5 до 10% на протяжении не более 10 метров.

В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортового камня тротуара не должна превышать 4 см. Ширина пониженного бордюра — не менее 0,9 м, он окрашивается контрастной жёлтой краской. Съезды с тротуаров должны иметь уклон не более 1:10. Не допускается применение скошенного бортового камня и съездов, сужающих ширину проезжей части. Для предупреждения людей с потерей зрения о приближении к пешеходному переходу, следует непосредственно перед ним изменить фактуру покрытия тротуара.

Толщина швов между бетонными плитами — не более 1,5 см. Рёбра решёток — перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см.

На каждой стоянке (парковке) выделяется не менее одного места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов (одно место — при общем числе мест — до 25, два места — от 26 до 50 и т. д.), максимально приближенного ко входу в здание или к съезду на стоянку. Возле специализированных учреждений — от 10 до 20% от машино-мест. Ширина этого места — 3,5 метра. Оно выделяется разметкой (жёлтого цвета) и обозначается специальными символами (на асфальте рисуется пиктограмма «Инвалид»). Возле этого места оборудуется съезд (пандус схода) инвалида на коляске с тротуара на парковку путём понижения бордюра.

Пути движения

Диаметр зоны для самостоятельного разворота на 90-180° инвалида на кресле-коляске следует принимать не менее 1,4 м (как исключение 0,9х1,2 м).

Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании «от себя» должна быть не менее 1,2 м, а при открывании «к себе» — не менее 1,5 м при ширине не менее 1,5 м.

Глубина тамбуров и тамбур-шлюзов должна быть не менее 1,8 м, а в жилых зданиях — не менее 1,5 м при ширине не менее 2,2 м.

Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги.

Двери

Необходимо обеспечить хотя бы один вход для маломобильных посетителей. Ширина хотя бы одного из дверных полотен должна быть не менее 900 мм. Как правило — двери не симметричные, а полуторные. Отсутствие порогов и перепадов (крайнем случае — не более 2,5 см). Стекло в дверном полотне на высоте 0,3 м защищается противоударной полосой. На путях движения инвалидов не допускается применение дверей на качающихся петлях и дверей-вертушек. Дверь должна открываться в сторону, противоположную от пандуса.

Лестница

Марш лестницы должен иметь не менее 3 ступенек.

Ступени- глухие, ровные, с нескользящей поверхностью, одинаковой геометрии и размеров: наружные 120х400 мм, внутренние — 150х300 мм.

Вдоль обеих сторон всех лестниц устанавливаются ограждения с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м. Для детей дошкольного возраста поручни устанавливаются на высоте 0,5 м. При ширине лестниц более 2,5 м следует предусматривать дополнительные разделительные поручни.

По не примыкающим к стенам боковым краям лестницы ступени должны иметь бортики высотой не менее 2 см

Поручни

Поручни должны начинаться на 30 см раньше первой ступеньки лестницы или начала пандуса и продолжаться на 30 см дальше марша лестницы или верхнего края пандуса. Диаметр поручня — от 3 до 5 см (рекомендуемый — 4 см) или прямоугольного сечения толщиной от 2,5 до 4 см. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей длине. Концы поручней должны отгибаться вниз, а при парном их расположении — соединяться между собой.

Пандус

Уклон пандуса допускается от 5 до 8%. При перепаде высот 0,2 м и менее допускается 10%. Максимальная высота одного пандуса не должна превышать 0,8 метра при уклоне 8% (т.е. длина не более 10 метров). При большей длине выполняется промежуточная площадка.

Общественная организация инвалидов-колясочников «Свободное движение» рекомендует в исключительных случаях (при реконструкции существующих зданий) ориентироваться на максимально допустимый уклон пандуса 15-18%. При отсутствии места для пандуса в социально-значимых объектах (магазинах, жилых домах и т. п.) допустима сплошная заливка в виде пандуса части лестницы (уклон -33%), высота которой не превышает 3 ступеней. Если высота лестницы превышает 24 -36 см (2-3 ступеньки), желательно в середине заливаемого на ступеньках пандуса сохранить ступеньки на ширину 28-30 см для предотвращения соскальзывания помощника. Расстояние между ограждающими поручнями или бортиками крутого пандуса не должно превышать 85-90 см.

Ширина пандуса при одностороннем движении — не менее 1 м, при двустороннем — не менее 1,8 м. Площадка для поворота пандуса должна иметь глубину на горизонтальном участке не менее 1,5 метра. В начале и в конце подъёма пандуса следует устраивать горизонтальные площадки длиной не менее 1,4-1,5 м. По внешним боковым краям пандуса следует предусматривать бортики высотой не менее 5 см. По обеим сторонам пандуса предусматриваются ограждения с поручнями. Поручни перил у пандусов следует располагать на высоте 0,7 и 0,9 м и выполнять их непрерывными по всей длине.

Установка на ступеньках крыльца направляющих швеллеров бессмысленна и неудобна.

Кнопка вызова (в нормативах она не предусмотрена)

Кнопка вызова в Екатеринбурге выполняется в случае невозможности оборудования пандуса. Располагается на высоте от 0,85 до 1 м от уровня земли и на расстоянии не менее 0,4 м от выступающих частей (например, первой ступеньки лестницы). Кнопку желательно выполнить в антивандальном исполнении (утопить в стене и т. д.), защитить от осадков. Предусмотреть возможность подъезда на коляске к кнопке вызова. Обозначить пиктограммой «Инвалид». Звонок установить негромкий, мелодичный, лучше — с регулируемым уровнем громкости.

Уборные

В уборных для посетителей необходимо предусматривать не менее одной специализированной кабины: ширина — не менее 1,65, глубина — н.м. 1,8 м. В кабине рядом с одной из сторон унитаза предусмотреть место для размещения коляски. Двери должны открываться наружу. Если уборная состоит только из одной кабины, то она выполняется по размерам специализированной. При отсутствии уборных для посетителей специализированные туалетные комнаты следует предусматривать при расчётной численности посетителей более 50 человек или при нахождении посетителя в здании более 1 часа. Одна из раковин умывальной устанавливается на высоте не более 0,8 м от уровня пола.

Прочие требования

Ширина проходов в магазинах и т. д. — не менее 0,9 м (особенно возле хотя бы одной из касс, если система самообслуживания).

Габариты кабины лифта в чистоте не менее, м: ширина -1,1; глубина — 1,5; ширина дверного проёма — 0,9 (0,85) м. Глубина пространства перед входом в лифт — н.м. 1,4 м, ширина — на 0,25 м шире двери лифта с каждой стороны.

Ширина балконов и лоджий (в санаториях, гостиницах и т.д) — не менее 1,4-1,5 м в свету.

Информация подготовлена Леонтьевой Еленой Геннадьевной – председателем Екатеринбургской городской общественной организации инвалидов-колясочников «Свободное движение».

Уклоны. Практика — на уровне глаз — ЖЖ

Часть первая — теоретическая, в которой разбираем, что такое уклон
Часть вторая — техническая, про моделирование уклонов в 3D программах (ArchiCAD и SketchUp)
Часть третья — практическая,  примеры из жизни

Время от времени приходится иметь дело с уклонами вообще, и пандусов в частности. «Один к шести», «один к двенадцати», десять процентов, восемь процентов и т.п. Что это? Теоретически это мы разобрали ранее, но хотелось бы знать, как это выглядит в натуре, чтобы понимать как будет «работать» то, что начертишь. В чём разница для «пользователя»? О чём говорят цифры: полого это или круто, удобно или неудобно, и насколько одно отличается от другого?

Пандусы
В СНиПе 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения»  (п. 5.6) по поводу уклонов пандусов говорится:
Уклон пандусов на путях передвижения людей не должен превышать:
внутри здания, сооружения — 1:6; снаружи — 1:8; на путях передвижения инвалидов на креслах-колясках, в том числе в стационарах лечебных учреждений — от 1:10 до 1:12.

На фото ниже представлены пандусы внутри здания с указанными уклонами — 1:6 и 1:12. Сразу видно, что 1/6 круче, чем 1/12. Заметно круче.

Посмотрели, теперь опишем физические ощущения от ходьбы по данным пандусам, и начнём с малого уклона.


1/12
Он же 8% (i=0,08), он же 4,8°. Это максимально допустимый уклон пандуса для инвалидов, согласно
СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», раздел «Лестницы и пандусы»
п.3.29 Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %.

Стоит отметить, что там же, в разделе «Участки и территории» указана меньшая цифра:
3.3 Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5 %

То есть уклон вне зданий должен быть более пологим. Почему так? Условиями из пункта 3.29 вводятся ограничения в виде перепада высот (0,8 метра) и максимального уклона (8%). При данных условиях максимальная длинна горизонтальной проекции пандуса составит 9,6 метра. В п.3.3 таких ограничений нет, а значит длина может быть любой. Важно, что на удобство перемещения по наклонной плоскости влияет не только величина уклона, но и длинна наклонной поверхности. Поэтому, чем больше длина пандуса, тем меньше должен быть уклон. Даже крутой уклон, преодолеваемый за один шаг, может восприниматься легче, чем более пологий, но продолжительный. Дальнейшие примеры наглядно продемонстрируют, что такое 8% без ограничения длины. Мало не покажется.

Подъём
Переход от ровной поверхности к наклонной почти не заметен, но примерно на шестом шаге инерция горизонтального движения заканчивается, и начинает ощущаться лёгкий подъём.

Спуск
С первого шага отчётливо ощущается изменение характера поверхности (наклон плоскости). При каждом шаге чувствуется небольшой провал.

По ощущениям идти по нему не сложно, но шаг уже явно не такой как по ровной поверхности. Уже вполне отчётливо чувствуется уклон. Если он чувствуется для обычного пешехода, то думаю, что для человека на инвалидной коляске он ощутим очень даже. Подтверждением этого могут быть слова автора книги «Доступная среда глазами инвалида» Елены Геннадьевны Леонтьевой eleont:
Уклон поверхности до 5%, на мой взгляд, можно называть не пандусом, а просто изменением рельефа, выравниванием поверхности, пологим съездом, так как при таком уклоне инвалиду на коляске не требуется посторонняя помощь.
Уклон более 5% вызывает определенные трудности для инвалида на коляске, поэтому необходима установка поручней с двух сторон или помощь сопровождающего.

Архитекторы и проектировщики, имейте это в виду. Если есть возможность заложить в проект более пологий пандус – делайте обязательно. 1/16 (6%) – хорошо, 1/18 – замечательно, 1/20 (5%) – просто великолепно! Прислушайтесь к мнению людей в инвалидной коляске, и не дай нам Бог оказаться на их месте.


Интересно, что при уклоне 1/12 (8%) перепад высоты на один шаг (60 см) составляет 5 см. В нормах тоже фигурируют 5 см.[Нажмите, чтобы прочитать]
СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», п.5.9. В полу на путях движения не допускаются перепады высотой менее трех ступеней (при высоте ступеней не менее 0,12 м) и пороги выше 0,05 м.
или
СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», п.6.24. В селитебных районах, в местах размещения домов для престарелых и инвалидов, учреждений здравоохранения и других учреждений массового посещения населением следует предусматривать пешеходные пути с возможностью проезда механических инвалидных колясок. При этом высота вертикальных препятствий (бортовые камни, поребрики) на пути следования не должна превышать 5 см; не допускаются крутые (более 100‰) короткие рампы, а также продольные уклоны тротуаров и пешеходных дорог более 50‰. На путях с уклонами 30 — 60‰  необходимо не реже чем через 100 м устраивать горизонтальные участки длиной не менее 5 м.

По моим наблюдениям перепады высотой до 4 см при движении практически не замечаются. А вот 5 см это та крайняя высота, которая уже слабо, но ощущается как препятствие. Его еще явно не переступаешь, но уже нога движется иначе. Колено приподнимается чуть выше, чем при ходьбе по ровной поверхности, и стопа как бы переносится над препятствием.
Почему это так, в какой-то мере можно объяснить тем, что «центр тяжести тела во время Х. совершает движения во всех трёх плоскостях. По вертикали амплитуда его перемещений достигает 4—5 см»— М.: Советская энциклопедия 1969—1978

В связи с этим любопытным представляется, что СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» требует в местах пересечения тротуаров с проезжей частью высоту не более 4 см.
3.4 Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м.

Скорее всего, что в данном случае такая цифра вытекает из возможности колеса коляски преодолевать такие перепады высот, а не из-за особенностей ходьбы пешеходов. Хотя Елена Геннадьевна, в своей книге, даёт такой комментарий по этому поводу:
В России почему-то считается, что все инвалиды без исключения могут без проблем преодолеть перепад в 4 см. На самом деле это не так. В международной практике максимально допустимая высота перепада уровней составляет не более 1,3–1,5 см.
Леонтьева Е.Г. Доступная среда глазами инвалида: научно-популярное издание. – Екатеринбург: «БАСКО», 2001. – с.37.

Тем не менее такая норма на руку и пешеходам, так как обеспечивает для них постоянство ритма ходьбы, а значит и её удобство и комфорт.

1/6
Он же 17% (i=0,17), он же 9,5°. Это предельный, максимально допустимый, уклон пандуса для передвижения людей внутри здания, согласно
СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» п.5.6, который уже воспринимается «горкой». Круче делать нельзя.

Подъём
С первого шага ритм и характер ходьбы меняется — скорее поднимаешься, чем идёшь вперёд. Скорость заметно падает. Шаг короче обычного, тело наклоняется вперёд, чувствуются усилия толчковой ноги. Для придания телу дополнительной динамики в работу включаются руки. Идти по нему не легко, есть ощущение, что по лестнице перемещаться легче. Может быть просто это связано с непривычностью движений, а не с количеством прилагаемых усилий.

Спуск
Чувствуется «тянущая» вперёд сила, для противодействия которой корпус тела отклоняется назад. При каждом шаге но́ги пружинят, и прилагаются усилия для гашения силы ускорения. Иначе шаг легко может перейти в бег.

Дороги
Выше был показан уклон 8% (1/12). Но это было внутри здания, а теперь рассмотрим его снаружи.
Подходящие параметры есть у дороги и тротуаров по пр.Ватутина (от ул.Костюкова до ул.5 Августа), где на перекрёстке пр.Ватутина-ул.Костюкова, в направлении центра города, установлен знак 1.13 «Крутой спуск» с указаным уклоном 9%.


Думаю, что те, кто тут проходил или проезжал уклон этот маленьким не назовут

Как известно, знак указывает лишь угол между началом и концом участка дороги, а в этом промежутке, в каждый отдельный момент, угол может быть разным. Что и показали натурные замеры. Уклон 9% соответствует лишь участку дороги от перекрёстка пр.Ватутина-ул.5 Августа до пешеходного моста. Дальше, до пересечения с ул.Костюкова, уклон равен 8%.

Длина участка с уклоном 8-9% около 250 метров. Не всякий велосипедист осиливает такой подъём, многие идут пешком.

8% Спуск и подъём
Спуск не вызывает особых трудностей, а ощущения при ходьбе были описаны выше. Длительный же подъём, при таком уклоне, даётся не легко. Во время подъёма чувствуется как переставляются ноги, примерно так же, как по лестнице. Обращаешь на это внимание. Мышцы спины начинают выделять тепло. К концу подъёма наблюдается учащённое сердцебиение, увеличивается глубина дыхания и ощущается напряжение мышц ног, в особенности икр.

Если продолжить идти по пр.Ватутина в сторону центра, то на пути встретятся участки с уклонами 5, 7 и 4%

7%
Близко по ощущениям к 8%, но немного легче. Ещё нет глубокого дыхания, учащённого сердцебиения и взмокшей спины. Лёгкий вариант 8%.

5%
Спуск лёгкий, но перемещение уже не совсем «свободное», как при ходьбе по ровной поверхности.
При подъёме чувствуется слабое, еле заметное, приложение усилий, преодоление. Дыхание держится в «нормальном» режиме.

Выводы
Уклон поверхности до 4% включительно не имеет каких-либо существенных различий с ходьбой по горизонтальной поверхности. 5% представляется граничным значением, при котором уже начинают появляться лёгкие изменения в характере ходьбы. Ещё двигаешься без затруднений, но уже различается наклон поверхности. Уклоны больше 5% меняют режим ходьбы, и чем больше уклон, тем изменения заметнее. От величины уклона поверхности зависит расстояние, которое можно пройти без утомления. Чем больше уклон, тем меньше расстояние. Например, при уклоне 2% пройти 1-2 километра не составит труда, а если уклон 8%, то можно запыхаться уже на 150 метрах (при подъёме).

Для объяснения этого можно вспомнить то, что удалось найти по механике ходьбы. Для демонстрации движения человека по наклонной плоскости, я использовал картинку из статьи Адама Саммерса (Adam Summers) «The Biomechanist Went Over the Mountain», размещённой на сайте Natural History Magazine. Повторю её тут.

Данные и картинка ©  Natural History Magazine

На ней показана последовательность движений человека при ходьбе по ровной поверхности (1), с уклоном 5°(~8%) (2) и уклоном 15°(~26%) (3). Белыми точками обозначено положение общего центра масс (ОЦМ) тела человека, который при ходьбе действует как груз на конце перевёрнутого маятника. Амплитуда перемещений ОЦМ по вертикали составляет 4-5 см, при этом бо́льшая часть энергии (около 65%), затраченной на изменение высоты ОЦМ, сохраняется. Ходьба по плоскости с небольшим уклоном увеличивает затраты энергии на работу маятника, и амплитуду перемещений ОЦМ (2). Часть энергии расходуется на тепло, выделяемое мышцами, а часть всё ещё остаётся для последующих шагов. Но когда уклон становится больше (3), то уже вся энергия тратится на один шаг (так же, как и при восхождении по лестнице).

Отсюда можно вывести ориентировочную классификацию уклонов для пешеходной ходьбы на большие расстояния:
  •    идеальный    0-2%
  •    нормальный    2-4%
  •    допустимый    5-6%
  •    предельный    7-8%
всё что сверх 8% можно считать затруднительным с различной степенью тяжести.

Таким образом, судя по мои субъективные впечатлениям, увеличение затрат энергии на работу маятника начинается с уклона 5%.

Разница между уклонами в 2% ощущается и различается кинестетически (т.е. суставами и мускулами в движении).
При больших отрезках одного уклона изменения даже в 1% могут быть визуально заметны.

[Инструмент]
Инструмент
Для измерения уклонов использовал самостоятельно изготовленный прибор простой конструкции. Деревянная рейка длиной 1,10 метра (уж какая была), к которой прикреплён плотный картон (3 мм). На нём лист со шкалой и стрелка с грузиком. Можно в качестве стрелки использовать грузик подвешеный на нитке, но в таком случае придётся дольше ждать прекращеня колебаний.

шкала уклономера в процентах pdf, svg

Есть и второй, более современный и компактный, вариант — с помощью приложения Smart Protractor.

У него в настройках можно выставить показ измерений в радианах, градусах или процентах.
Неплохое приложение, но при измерении малых уклонов, из-за небольшой длины смартфона, точность может быть ±1%, а это многовато. В общем, использовать можно, но для качественного измерения нужно вначале точно откалибровать, а потом желательно сделать несколько замеров и сравнить их с показаниями механического уклономера. Это для понимания условий точного измерения (как держать смартфон, на что ставить, и т.п.)



На этом трилогия «Уклоны» завершена
до этого были:
Часть первая — теоретическая, в которой разбираем, что такое уклон
Часть вторая — техническая, про моделирование уклонов в 3D программах (ArchiCAD и SketchUp)

Напоследок скажу, что всё что описано выше не более чем личные впечатления. Мне это нужно, чтобы в процессе проектирования не только опираться на цифры из нормативных документов, но и иметь кинестетическое представление о них. Также буду признателен, если поделитесь своими впечатлениями, наблюдениями или дополнениями.


© Gre-kow, 2015. gre-kow.livejournal.com
При копировании активная ссылка http://gre-kow.livejournal.com/26916.html обязательна

Бордюрный пандус

Итак, пандус, он же бордюрный пандус, он же съезд с тротуара. Ни для кого не секрет, что делать у нас его не умеют. Конечно, есть исключения из правил, но встречаются они редко.

01. Среднестатистический пандус. Точнее — издевательство над здравым смыслом. Да, это ещё и велодорожка.

02. Так выглядит типичный бордюрный пандус в Барселоне. Цельные плиты упрощают работы по соблюдению нужного уклона.

04. Так уже точно не получится.

Каким же должен быть пандус по действующим стандартам?

Согласно п. 4.1.7 СП 59.13330.2012 ширина пешеходного пути с учетом встречного движения инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 2,0 м. В условиях сложившейся застройки допускается в пределах прямой видимости снижать ширину пути движения до 1,2 м.
п. 4.1.8 При устройстве съездов с тротуара на транспортный проезд

уклон должен быть не более 1:12 (8%), а около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 1:10 (10%) на протяжении не более 10 м.
Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 0,015 м.

05. Хоть стандартами и не предусмотрено, но все рекомендации говорят о том, что ширина пандуса на переходах должна быть равна ширине пешеходной зебре (не менее 4 м). Такое правило хорошего тона.

Как вычислить неправильный пандус и заставить его переделать?

Перепада высот в идеале не должно быть, как на фото ниже. Стандарт устанавливает допуск в 1,5 см — ноготь взрослого человека, но всё равно это доставляет дискомфорт.

06. Для нахождения уклона пандуса понадобится высота тротуара над проезжей частью h и длина съезда l.

Пандус на фото высотой 15 см и длиной 112 см имеет уклон 15/112*100 = 13,4%. За стык «в ноль» ему можно это простить. 

 

07. Оптимальные длины пандусов по высоте бордюра можно посмотреть по ссылке. 

08. Когда наши строители пытаются изобразить что-то наподобие этого — это неприемлемо.

Сейчас в городе во всю идут дорожные работы. Мы обязательно проследим за их ходом и проверим все пандусы. Если вы тоже хотите присоединиться, берите рулетку и контролируйте работы строителей. Вам же потом по этим тротуарам передвигаться. Даже если работы не закончились, всё равно отправляйте письма в администрацию через интернет-приёмную на имя Новикова или на сайте КрасивыйЛипецк.рф, так есть шанс, что переделают быстрее.

Образец обращения:
На пересечении тротуара и проезжей части в районе пешеходного перехода напротив дома по адресу ул. Ленина, 34А высота бордюра и уклон пандуса не соответствуют допустимым значениям. Прошу привести бордюрный пандус в указанном месте в соответствие СП 59.13330.2012. 

Пандусы. Доступная среда глазами инвалида. Леонтьева Елена Геннадьевна

Библиотека Библиотека

9.1. Что такое пандус?

Пандус – это наклонная поверхность для вертикального перемещения инвалидов на креслах-колясках, пешеходов с детскими колясками и других категорий населения (рис. 9.1).
Пандус всегда состоит из трех частей:
1 – горизонтальная площадка в начале пандуса;
2 – наклонная поверхность пандуса;
3 – горизонтальная площадка в конце пандуса.

Одна из самых распространенных ошибок проектирования пандуса заключается в том, что архитекторы либо забывают предусмотреть горизонтальную площадку в начале пандуса, либо ее размеров недостаточно, чтобы на инвалидной коляске подъехать к началу наклонной части пандуса. А ведь тогда и воспользоваться этим пандусом инвалид не сможет!
Размеры площадки в конце пандуса должны обеспечить возможность полностью горизонтального размещения на ней кресла-коляски. Это обеспечит стабильное и безопасное положение коляски, при котором инвалид может убрать руки с колес и освободить их для других действий (достать ключ из кармана, открыть дверь и т. п.).
Наклонная часть пандуса не может начинаться близко от стены (или другого препятствия) и не может заканчиваться вплотную к двери (или другому препятствию)!

9.2. Уклон пандуса

Уклон пандуса определяется как отношение высоты подъема пандуса (H) к длине горизонтальной проекции наклонного участка пандуса (L) (рис. 9.1). Он может быть представлен как отношение или выражен в процентах.
Например (рис. 9.2), Вам необходимо выполнить пандус возле плиты высотой 10 см (100 мм).
Если Вы отмерите от этой плиты расстояние в 1 м (1000 мм) и затем выровняете этот перепад в виде наклонной поверхности горячим асфальтом или бетоном, то Вы получите пандус с уклоном 1:10 («один к десяти»), или, другими словами, пандус с уклоном 10%.

9.3. Общие требования к пандусам

В местах перепада уровней, превышающего 4 см, между горизонтальными участками пешеходных путей или пола в зданиях и сооружениях следует предусматривать устройство пандусов и лестниц.
В России почему-то считается, что все инвалиды без исключения могут без проблем преодолеть перепад в 4 см. На самом деле это не так. В международной практике максимально допустимая высота перепада уровней составляет не более 1,3–1,5 см.
На всем протяжении пешеходного пути лестницы должны быть продублированы пандусами. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.
В начале и конце каждого подъема пандуса следует устраивать горизонтальные площадки шириной не менее ширины пандуса и длиной не менее 1,4–1,5 м (рис. 9.3).
Уклон каждого марша пандуса в зависимости от его длины не должен превышать величин, указанных в графике 9.1 (ВСН 62-91*).
Надо заметить, что этот график дает только общее представление о максимально допустимой длине марша пандуса, но от него мало проку для практической работы. В нормативной литературе есть более конкретные требования по пандусам:
Высота подъема каждого марша пандуса не должна превышать 0,8 м. Уклон пандуса должен быть не более 1:12, а при подъеме на высоту до 0,2 м – не более 1:10, поперечный уклон не должен превышать 1:50 (2%).
Для удобства я представила эти требования в виде таблицы 9.1, при подготовке которой использована отечественная нормативная литература (в международной практике к пандусам предъявляются более жесткие требования). Наглядно эти требования представлены также на рис. 9.3.

Уклон поверхности до 5%, на мой взгляд, можно называть не пандусом, а просто изменением рельефа, выравниванием поверхности, пологим съездом, так как при таком уклоне инвалиду на коляске не требуется посторонняя помощь.
Уклон более 5% вызывает определенные трудности для инвалида на коляске, поэтому необходима установка поручней с двух сторон или помощь сопровождающего.

По внешним (не примыкающим к стенам) боковым краям пандуса и горизонтальных площадок должны быть предусмотрены бортики высотой не менее 0,05 м для предотвращения соскальзывания коляски.
На рис. 9.4 показано, как выглядит ограждающий бортик на поперечном профиле пандуса, обе стороны которого не примыкают к стенам.

Ограждающий бортик – важнейшая часть пандуса, о которой ни в коем случае нельзя забывать!
В случае, когда бортик по краю пандуса не был предусмотрен, ситуацию можно исправить, приварив по низу перил уголок или на высоте 10–15 см тонкую трубку – дополнительное нижнее ограждение, играющее роль бортика. Второй вариант мне нравится гораздо меньше, так как на этой высоте металлические части передних колес могут зацепить трубу. Поцарапаются и труба, и колеса.
По обеим сторонам пандуса должны устанавливаться ограждения с поручнями. Поручни перил у пандусов следует, как правило, предусматривать двойными на высоте 0,7 и 0,9 м. Для детей дошкольного возраста поручень располагается на высоте 0,5 м.
Замечу, что в ГОСТ Р 51261-99 (п. 5.2.2.) в отличие от большинства нормативных документов формулировка несколько иная:
Пандусы, предназначенные для передвижения инвалидов в креслах-колясках, должны быть оснащены с обеих сторон одиночными или парными поручнями.

На мой взгляд, лучше всегда устанавливать парные поручни.
Во-первых, инвалиды на колясках для перемещения по пандусу смогут пользоваться и верхним, и нижним поручнем.
Во-вторых, в современных моделях инвалидных колясок активного типа высота спинки уменьшена с 900–950 до 800 мм. Установка нижнего парного поручня предотвратит боковое падение такой инвалидной коляски.
При значительной высоте подъема пандуса желательно тем или иным образом закрыть открытое пространство от бортика до нижнего поручня, установленного на высоте 0,7 м, чтобы предотвратить возможность бокового падения с пандуса маленьких детей. Для этого можно приварить дополнительное ограждение.
✔ Можно ли поручни не устанавливать, если высота подъема пандуса небольшая?
Ответ на этот вопрос я нашла в ГОСТ Р 51261-99 (п.5.2.1):
Пандусы надземных и подземных пешеходных дорожек, имеющие высоту подъема H более 150 мм или горизонтальную проекцию пандуса L протяженностью более 1800 мм (рис. 9.1), должны быть оборудованы поручнями по обеим сторонам.
Из этого правила можно сделать обратное заключение:
Если уклон пандуса составляет не более 8% (1:12), то поручни можно не предусматривать в случае, когда высота подъема H не превышает 150 мм или длина пандуса L не превышает 1800 мм. Можно также предположить, что на таком пандусе ограждающие бортики не обязательны.
Требования, предъявляемые к поручням (диаметр, расстояние между поручнями и стеной в свету, а также другие), едины для лестниц и пандусов и подробно описаны в разделе «Поручни». Вот некоторые из них:
Длина поручней должна быть больше длины пандуса с каждой стороны не менее чем на 0,3 м.
Поручни должны быть круглого сечения диаметром не менее 3 и не более 5 см (рекомендуемый диаметр – 4 см)
Поверхность поручней пандусов должна быть непрерывной по всей длине и строго параллельна поверхности самого пандуса с учетом примыкающих к нему горизонтальных участков.
Ширина пандуса должна соответствовать основным параметрам проходов.
В табл. 4.1 раздела «Проходы и коридоры при движении кресла-коляски» представлена ширина в чистоте зон прохода при движении кресла-коляски для различных видов движения. На основании этой таблицы можно самостоятельно принять решение о необходимой ширине проектируемого пандуса.
Например, Вы проектируете пандус, предназначенный для одностороннего движения инвалида на коляске. Достаточная ширина пандуса в чистоте составит 900–1000 мм.
Если Ваш пандус предназначен для двустороннего встречного движения кресел-колясок, то его ширина в чистоте должна быть не менее 1800 мм.
Определяя оптимальную ширину проектируемого пандуса, важно помнить, что инвалиду легче подниматься, держась за поручни, расположенные как можно ближе друг к другу. Возьмите в руки сантиметр, растяните его и представьте, что ваши руки держатся с двух сторон за поручни, расположенные на расстоянии 1500 мм. Правда, неудобно? Если же Вы проектируете поручни на расстоянии 1800 мм, то надо четко понимать, что на таком пандусе инвалид сможет держаться за поручень только с одной стороны. Следовательно, уклон такого пандуса желательно сделать не 1:12 (8%), а меньше – 1:15 (6,7%), чтобы инвалиду на коляске не было необходимости держаться за поручни. На веб-сайте Организации Объединенных Наций есть даже по этому поводу рекомендация: на пандусах шириной более 3 метров устанавливать поручни не только по бокам, но и дополнительный поручень внутри пандуса на расстоянии 900 мм от одного из поручней, чтобы выделить удобную зону для подъема инвалидов на колясках.
На мой взгляд, пандус с допустимым уклоном,
— состоящий только из одного марша (пролета), достаточно делать шириной 900–1000 мм;
— состоящий из двух маршей с промежуточной площадкой, – 1200 мм. Если предполагается интенсивное движение по такому пандусу, то во избежание возникновения очереди, ширину надо увеличить до 1500 мм.
В случае, когда пандус пристраивается к лоджии инвалида, живущего на первом этаже, достаточная ширина пандуса – 850–900 мм.
Пандус шириной 1800 мм лучше делать при наличии нескольких промежуточных площадок и в порядке исключения, либо же обеспечить минимальный уклон пандуса (тогда ширина роли не играет).
Во всех нормативных документах ширина пандуса или ширина зон прохода даны в чистоте. Реальная ширина пандуса зависит от способа и места установки поручней, ограждающих бортиков.
Ширина пандуса в чистоте – это фактический проход, доступный для инвалида на коляске.
На рис. 9.5 и 9.6 ширина пандуса в чистоте одинаковая – 900 мм, но определена она по-разному.
На рис. 9.5 – ширина пандуса в чистоте определяется расстоянием между ограждающими бортиками.
На рис. 9.6 – расстоянием между выступающими поручнями.
Общая ширина пандуса на этих рисунках – не менее 960 мм.

При изменении направления пандуса ширина горизонтальной площадки должна обеспечивать возможность поворота кресла-коляски.
Возьмем для примера пандус с минимальной шириной 900 мм.
Если пандус прямой и не меняет своего направления, то ширина промежуточной площадки будет равна ширине пандуса, а глубина – 1400 –1500 мм. Все в норме.
Если пандус на промежуточной площадке меняет свое направление на 180° (рис. 9.3), то глубина площадки составит 1500 мм, а ширина будет равна ширине двух соседних маршей, то есть 1800 мм. Такой площадки будет достаточно для разворота коляски на 180°.
Если пандус на промежуточной площадке меняет свое направление на 90°, то ширина площадки составит 900 мм, а глубина – 1400–1500 мм. Ширины такой площадки будет недостаточно для поворота коляски. Как можно решить эту проблему?
Способ первый: увеличить ширину пандуса с 900 мм до 1400 мм. Тогда размеры площадки составят 1400х1500 мм. Недостаток способа в том, что такая ширина пандуса не всегда приемлема.
Способ второй: увеличить ширину самой площадки, не меняя ширину маршей пандуса. На рис. 9.7 можно увидеть такой вариант. Внутреннюю часть площадки между пандусами можно «обрезать» по прямой или по дуге. При овальном исполнении (обозначенном на рис. 9.7 точками) реальная зона для разворота кресла-коляски будет больше, чем при спрямленном.
В зависимости от конкретной ситуации при решении входа в здание и размещении входной двери при проектировании рекомендуется ориентироваться на различные варианты устройства площадки для маневрирования коляски. Габариты данных площадок зависят не только от вида входных дверей и направления их открывания, но и от направления основных подъездов к дверям.
Чтобы понять основные принципы проектирования площадок у входа, оборудованного одновременно лестницей и пандусом, рассмотрим на примере рисунков изменение габаритов площадок в зависимости от вариантов устройства входа.
Сразу предупреждаю, что все цифры, представленные на приведенных рисунках, не являются нормативными, строго регламентированными. Они лишь отражают тенденцию, являются очень приблизительными, в них представлено лишь мое субъективное мнение, так как точных цифр на сегодня Вы нигде не найдете. Необходимы научные разработки и практические исследования на эту тему.

На рис. 9.8 представлен вариант, когда на минимально узкой площадке пандус расположен прямо напротив двери, а лестница сбоку. При ширине площадки 900 мм, глубина ее составит около 2100 мм, из них 900 мм пространства необходимо для открывания двери, а 1200 – для размещения коляски. Это не самый удачный вариант площадки.
На рис. 9.9, в отличие от рисунка 9.8, площадка увеличена со стороны ручки входной двери на 500 мм в соответствии с нормативным требованием: «Для дверей, расположенных в углу коридора или помещения, расстояние от ручки до боковой стены должно быть не менее 0,6 м». Это позволяет уменьшить глубину площадки до 1450 мм. Сам пандус можно было бы оставить на прежнем месте. Но мне кажется, что в этой ситуации пандус лучше тоже сдвинуть влево на 500 мм и расположить его у того края площадки, со стороны которого находится дверная ручка.
Так как расстояние от двери до края площадки в жизни может быть не 500, а, например, 350 мм, то, естественно, хотелось бы знать, какой в этом случае должна быть запроектирована глубина пло-щадки. Ниже приведены рис. 9.10 и табл. 9.2, заимствованные из книги Х.Ю. Калмета (стр. 46).
С их помощью можно хотя бы ориентировочно узнать соотношение расстояния от двери до края площадки (a) и глубины площадки (b).
На рис. 9.9 указаны эти величины, определенные на основании табл. 9.2.

На рис. 9.11, в отличие от предыдущих рисунков, лестница и пандус поменялись местами. Боковое расположение пандуса требует увеличения ширины площадки, чтобы хватило места для размещения коляски, так как длина коляски больше ширины. Глубина площадки в 1400 мм позволяет коляске не только заехать в здание, но и в случае необходимости развернуться на площадке на 360°. Если исключить эту возможность, то глубину площадки можно уменьшить до 1300–1200 мм.
Ширина пандуса в этом варианте может быть равна глубине площадки, то есть в данном случае – 1400 мм. Но на рис. 9.11 ширина пандуса спроектирована меньше (900 мм).

Если при боковом расположении пандуса относительно входа его ширина меньше глубины площадки, то он должен быть размещен как можно ближе к переднему краю площадки, чтобы обеспечить необходимый для инвалидной коляски радиус разворота на 90 градусов (рис. 9.11).
На рис. 9.11 боковой пандус расположен со стороны открывания двери. В отличие от него на рис. 9.12 пандус расположен с противоположной стороны. В этом варианте, чтобы попасть в дверь, надо сначала ее обогнуть. Увеличение глубины площадки с 1400 до 1700 мм позволяет это сделать инвалиду на коляске легко и безопасно. Но из этого можно сделать важный вывод:

Дверь должна, как правило, открываться в сторону, противоположную от пандуса.
На рис. 9.13 пандус шириной 900 мм установлен не вплотную к стене, а на расстоянии 500 мм от нее. Передний край пандуса находится на расстоянии 1400 мм от стены, и это обеспечивает необходимую для маневрирования коляски глубину площадки перед дверью в 1400 мм.
Но что делать, если по условиям строительства входная группа не может выходить дальше 900 –1000 мм от стены здания? В этом случае пандус придется протянуть непосредственно вдоль здания, а в стене выполнить нишу глубиной около 500 мм для увеличения площадки у входа (рис. 9.14). Внутри этой ниши будет установлена входная дверь, которая окажется как бы «задвинутой» внутрь здания. Все это позволит обеспечить глубину площадки у входа 1400 мм. При этом входная группа не выйдет дальше 1 метра от стены здания.

Общие требования к пандусам

Пандус для инвалидов. Установка пандуса бесплатно

 

Вы находитесь в разделе:
Спецлитература и статьи

Статья:
Пандус для инвалидов. Установка пандуса бесплатно

 

Начало формы

Найти

Конец формы

Что такое пандус?

ПАНДУС – это наклонная поверхность для вертикального перемещения инвалидов на креслах-колясках, пешеходов с детскими колясками и других категорий населения (рис. 9.1).

Пандус всегда состоит из трех частей:

1 – горизонтальная площадка в начале пандуса;

2 – наклонная поверхность пандуса;

3 – горизонтальная площадка в конце пандуса.

Одна из самых распространенных ошибок проектирования пандуса заключается в том, что архитекторы либо забывают предусмотреть горизонтальную площадку в начале пандуса, либо ее размеров недостаточно, чтобы на инвалидной коляске подъехать к началу наклонной части пандуса. А ведь тогда и воспользоваться этим пандусом инвалид не сможет!

Размеры площадки в конце пандуса должны обеспечить возможность полностью горизонтального размещения на ней кресла-коляски. Это обеспечит стабильное и безопасное положение коляски, при котором инвалид может убрать руки с колес и освободить их для других действий (достать ключ из кармана, открыть дверь и т.п.).

Наклонная часть пандуса не может начинаться близко от стены (или другого препятствия) и не может заканчиваться вплотную к двери (или другому препятствию)!

Уклон пандуса

УКЛОН ПАНДУСА определяется как отношение высоты подъема пандуса (H) к длине горизонтальной проекции наклонного участка пандуса (L) (рис. 9.1). Он может быть представлен как отношение или выражен в процентах.

Например (рис. 9.2), Вам необходимо выполнить пандус возле плиты высотой 10 см (100 мм).

Если Вы отмерите от этой плиты расстояние в 1 м (1000 мм) и затем выровняете этот перепад в виде наклонной поверхности горячим асфальтом или бетоном, то Вы получите пандус с уклоном 1:10 (”один к десяти”), или, другими словами, пандус с уклоном 10%.

Общие требования к пандусам

• В местах перепада уровней, превышающего 4 см, между горизонтальными участками пешеходных путей или пола в зданиях и сооружениях следует предусматривать устройство пандусов и лестниц.

В России почему-то считается, что все инвалиды без исключения могут без проблем преодолеть перепад в 4 см. На самом деле это не так. В международной практике максимально допустимая высота перепада уровней составляет не более 1,3–1,5 см.

• На всем протяжении пешеходного пути лестницы должны быть продублированы пандусами. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.

• В начале и конце каждого подъема пандуса следует устраивать горизонтальные площадки шириной не менее ширины пандуса и длиной не менее 1,4–1,5 м (рис. 9.3).

• Уклон каждого марша пандуса в зависимости от его длины не должен превышать величин, указанных в графике 9.1 (ВСН 62-91*).

Надо заметить, что этот график дает только общее представление о максимально допустимой длине марша пандуса, но от него мало проку для практической работы. В нормативной литературе есть более конкретные требования по пандусам:

• Высота подъема каждого марша пандуса не должна превышать 0,8 м. Уклон пандуса должен быть не более 1:12, а при подъеме на высоту до 0,2 м – не более 1:10, поперечный уклон не должен превышать 1:50 (2%).

Для удобства я представила эти требования в виде таблицы 9.1, при подготовке которой использована отечественная нормативная литература (в международной практике к пандусам предъявляются более жесткие требования). Наглядно эти требования представлены также на рис. 9.3.

Уклон поверхности до 5%, на мой взгляд, можно называть не пандусом, а просто изменением рельефа, выравниванием поверхности, пологим съездом, так как при таком уклоне инвалиду на коляске не требуется посторонняя помощь.

Уклон более 5% вызывает определенные трудности для инвалида на коляске, поэтому необходима установка поручней с двух сторон или помощь сопровождающего.

• По внешним (не примыкающим к стенам) боковым краям пандуса и горизонтальных площадок должны быть предусмотрены бортики высотой не менее 0,05 м для предотвращения соскальзывания коляски.

На рис. 9.4 показано, как выглядит ограждающий бортик на поперечном профиле пандуса, обе стороны которого не примыкают к стенам.

Ограждающий бортик – важнейшая часть пандуса, о которой ни в коем случае нельзя забывать!

В случае, когда бортик по краю пандуса не был предусмотрен, ситуацию можно исправить, приварив по низу перил уголок или на высоте 10–15 см тонкую трубку – дополнительное нижнее ограждение, играющее роль бортика. Второй вариант мне нравится гораздо меньше, так как на этой высоте металлические части передних колес могут зацепить трубу. Поцарапаются и труба, и колеса.

• По обеим сторонам пандуса должны устанавливаться ограждения с поручнями. Поручни перил у пандусов следует, как правило, предусматривать двойными на высоте 0,7 и 0,9 м. Для детей дошкольного возраста поручень располагается на высоте 0,5 м.

Замечу, что в ГОСТ Р 51261-99 (п. 5.2.2.) в отличие от большинства нормативных документов формулировка несколько иная:

• Пандусы, предназначенные для передвижения инвалидов в креслах-колясках, должны быть оснащены с обеих сторон одиночными или парными поручнями.

На мой взгляд, лучше всегда устанавливать парные поручни.

Во-первых, инвалиды на колясках для перемещения по пандусу смогут пользоваться и верхним, и нижним поручнем.

Во-вторых, в современных моделях инвалидных колясок активного типа высота спинки уменьшена с 900–950 до 800 мм. Установка нижнего парного поручня предотвратит боковое падение такой инвалидной коляски.

При значительной высоте подъема пандуса желательно тем или иным образом закрыть открытое пространство от бортика до нижнего поручня, установленного на высоте 0,7 м, чтобы предотвратить возможность бокового падения с пандуса маленьких детей. Для этого можно приварить дополнительное ограждение.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту