Установка стропильной системы ⋆ Строительный портал «CAMREMONT»

Стропила являются несущей конструкцией для кровли с обрешёткой и нагрузкой от снега и ветра.

Выбор конструкции стропил зависит от характера зданий и сооружений, уклона кровли и вида применяемых кровельных материалов.

ПРИМЕЧАНИЕ: Прочность и долговечность стропильной системы зависит от правильного решения узлов сопряжения элементов системы друг с другом.

Соединение элементов конструкций стропильной системы должно обеспечивать передачу расчётных усилий и нагрузок, обеспечивать работу узлов при высыхании древесины, и даже при появлении трещин от усушки.

Как выбрать нужный вариант крыши и кровельный материал можно посмотреть в разделе тут

Наслонные стропильные системы (рис.1 и рис.2) состоят из следующих конструкций:

  • мауэрлатовпрогонов и лежней,
  • стропильных ног,
  • стоек и подкосов,
  • распорок и шпренгелей,
  • подкладок и др.

Ссылки на узлы для рис.1:  здесь

  1. узел-01 — узел опирания стропильной ноги на стены;
  2. узел-1 — узел крепления стропильной ноги на мауэрлат;
  3. узел-3 — узел крепления стойки на лежень;
  4. узел-4 — узел крепления стропильной ноги на прогон;
  5. узлы-8-9 — узлы крепления стойки и конькового прогона со стропильными ногами;
  6. узел-13 — узел крепления стойки с подкосами на лежень;
  7. узел-13-1 — узел крепления подкосов без стойки на лежень;
  8. узел-14 — узел крепления стропильной ноги к подкосу без стойки на прогон;
  9. узел-36 — опорный узел нарожников на диагональную стропильную ногу с креплением на брус;
  10. узел-37 — опорный узел нарожников на диагональную стропильную ногу с зажимом упорным брусом;
  11. узел-38 — опорный узел нарожников на диагональную стропильную ногу с соединением полускворднем;
  12. узлы-39 — опорный узел крепления на мауэрлат диагональных стропильных ног из бруса;
  13. узлы-40 — опорный узел крепления на мауэрлат диагональных стропильных ног из брёвен;
  14. узлы-43-44 — узлы опирания стойки с подкосами из брёвен на лежень для продольных и поперечных рам;
  15. узел-47 — узлы опирания стойки с подкосами из брёвен на лежень и прогон;
  16. узел-48 — узлы опирания стойки с подкосами из бруса на лежень и прогон;
  17. узел-52 — опорный узел крепления диагональных стропильных ног на консоль конькового прогона из бруса;
  18. узел-53 — опорный узел крепления диагональных стропильных ног на консоль конькового прогона из брёвен;
  19. узел-54 — опорный узел крепления диагональных стропильных ног на консоль конькового прогона с опорой на подкосы для вальмового ската;
  20. узел-55-1 — опорный узел крепления стропил из досок на коньковом прогоне из брёвен;
  21. узел-59-61 — узлы конькового соединения стропил без опоры на прогон;
  22. узел-67 — опорные узлы крепления стропил на коньковом прогоне из бруса;
  23. узел-69 — опорный узел крепления стропил в коньке на ригель и боковые подкосы для вальмового ската при отсутствии конькового прогона;
  24. узлы-75-76 — присоединение балок под углом к прогону из бруса;
  25. узел-77 — опорные узлы крепления косынками и брусками рядовых стропильных ног на промежуточный прогон;
  26. узел-78 — опорный узел крепления диагональных стропильных ног к ригелю на стойке при отсутствии конькового прогона;
  27. узлы-79-81 — опорные коньковые узлы крепления рядовых стропильных ног к коньковому прогону для стропил из бруса и брёвен;
  28. узлы-82-83 — опорные коньковые узлы крепления рядовых стропильных ног при отсутствии конькового прогона;
  29. узлы-84-85 — опорные узлы крепления рядовых стропильных ног врубками на промежуточный прогон;
  30. узел-86 — опорный узел крепления затяжек ригеля и стропильных ног для стропил из пиломатериалов;
  31. узлы-87-88 — опорный узел крепления затяжек ригеля и стропильных ног для стропил из брёвен.

Приведённые ниже примеры узлов стропильной системы должны помочь застройщику выбрать нужный узел для работы с деревянными конструкциями. Приведённые примеры систематизированы по конструктивным элементам стропильной системы.

Главными частями стропил являются стропильные ноги. В зависимости от несущей способности настила и обрешётки кровли расстояние между стропильными ногами принимается 1…1,5 м.

Монтаж рядовых стропильных ног

Сечение стропил зависит от размера пролёташага стропил и уклона крыши. Наиболее распространённый шаг стропил 100…120 см.

ТАБЛИЦА 1: РАЗМЕРЫ СТРОПИЛЬНЫХ НОГ.

п/пДлина
стропильной ноги,
мм
Сечение стропил, мм
из брусьевиз досок
1234
1
3000
100х10040х160
2100х12040х180
3х60х140
4х60х160
5х80х120
6х80х140
74000100х14060х180
8100х16060х200
9х80х160
10х80х180
115000100х18080х200
12100х20080х220

 

Опорные плоскости (для опоры на мауэрлаты) у стропильных ног должны быть горизонтальными.  Наклон опорных площадок приводит к появлению распора или сползанию

 стропильной ноги с опоры.

Основные стропильные ноги располагаются перпендикулярно к карнизу. Они опираются одним концом на мауэрлатный брус (рис.2 п.1), а другим концом на прогон (рис.2 п.5) или, на конец противоположной стропильной ноги. В последнем случае для исключения распора в стропильной системе устанавливают ригель (рис.2 п.8).

Ссылки на узлы для рис.2: тут

  1. узел-01 — узел опирания стропильной ноги на стены;
  2. узел-1 — узел крепления стропильной ноги на мауэрлат;
  3. узел-13 — узел крепления стойки с подкосами на лежень;
  4. узел-13-1 — узел крепления подкосов без стойки на лежень;
  5. узел-36 — опорный узел нарожников на диагональную стропильную ногу с креплением на брус;
  6. узел-37 — опорный узел нарожников на диагональную стропильную ногу с зажимом упорным брусом;
  7. узел-38 — опорный узел нарожников на диагональную стропильную ногу с соединением полускворднем;
  8. узлы-39 — опорный узел крепления на мауэрлат диагональных стропильных ног из бруса;
  9. узлы-40 — опорный узел крепления на мауэрлат диагональных стропильных ног из брёвен;
  10. узлы-43-44 — узлы опирания стойки с подкосами из брёвен на лежень для продольных и поперечных рам;
  11. узел-47 — узлы опирания стойки с подкосами из брёвен на лежень и прогон;
  12. узел-48 — узлы опирания стойки с подкосами из бруса на лежень и прогон;
  13. узел-52 — опорный узел крепления диагональных стропильных ног на консоль конькового прогона из бруса;
  14. узел-53 — опорный узел крепления диагональных стропильных ног на консоль конькового прогона из брёвен;
  15. узел-54 — опорный узел крепления диагональных стропильных ног на консоль конькового прогона с опорой на подкосы для вальмового ската;
  16. узел-55-1 — опорный узел крепления стропил из досок на коньковом прогоне из брёвен;
  17. узел-67 — опорные узлы крепления стропил на коньковом прогоне из бруса;
  18. узлы-75-76 — присоединение балок под углом к прогону из бруса;
  19. узел-77 — опорные узлы крепления косынками и брусками рядовых стропильных ног на промежуточный прогон;
  20. узлы-79-81 — опорные коньковые узлы крепления рядовых стропильных ног к коньковому прогону для стропил из бруса и брёвен;
  21. узлы-84-85 — опорные узлы крепления рядовых стропильных ног врубками на промежуточный прогон;
  22. узел-86 — опорный узел крепления затяжек ригеля и стропильных ног для стропил из пиломатериалов;
  23. узлы-87-88 — опорный узел крепления затяжек ригеля и стропильных ног для стропил из брёвен;
  24. узел-103 — узел крепления стропильных ног на подкосы с ригелем-затяжкой из пиломатериалов для пролётов 8-14 м.

Монтаж коньковых узлов с соединениями на рабочих болтах или нагелях выполняют с закрепленными опорными узлами

 стропильных ног на мауэрлатах. Узлы опирания стропильных ног на мауэрлат смотрите в разделе здесь

ВНИМАНИЕ! Установку стропильных ног, опирающихся на мауэрлат и лежень, выполняют, совмещая риски, фиксирующие геометрические оси нижних поясов ферм (балок), с рисками разбивочных осей на опорах (стенах). Установку стропильных балок в вертикальной плоскости выполняют путем выверки их геометрических осей на опорах относительно вертикали.

Особое внимание требуется при выполнении подрезки стропил на опорахПодрезка снизу стропильных ног ведёт к уменьшению рабочей высоты сечения балки и скалыванию её вдоль волокон, которое приводит к появлению трещин и снижению прочности, особенно при наличии нагелей.

Постепенное изменение высоты сечения (на отрезке длиной с1 и высотой ау опоры стропил за счёт устройства скоса (рис.3) снижает напряжение в месте подрезки.

Глубина подрезки должна быть:

при h > 18 см a ≤ 0,3h;
при h=18…12 см a ≤ 0,4h;
при h < 12 см a ≤ 0,5h.

Длина опорной площадки (с1подрезки не должна превышать высоты сечения (h), т.е. с1 ≤ h.

ВНИМАНИЕ! Подрезка при значительных сосредоточенных грузах возле опор ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Установку стыка в коньковых узлах конструкций надлежит производить после достижения плотного примыкания стыкуемых поверхностей по заданной площади.

Для установки навесных стропил стропильные балки

 нужной конфигурации (узлы 89-92) изготавливают заранее на земле (в специально изготовленных для этого кондукторах) и затем каждую стропильную ногу в отдельности поднимают на перекрытие и монтируют поочерёдно с соблюдением соосности и узлов временного крепления стропил подкосами и растяжками из досок.

Стропильные ноги при опирании на коньковый прогон могут упираться друг в друга скошенными торцами (узел 79), либо располагаться вразбежку рядом друг с другом (узлы 80 и 81). Подошвы опирания стропильных ног на прогон должны быть строго горизонтальными.

При упоре стропил скошенными торцами друг в друга (в стык) их концы соединяют накладками на болтах или гвоздях, в зависимости от расчётного сечения стропильных ног, (узел-79).

При монтаже стропил по коньковому прогону вразбежку концы стропильных ног соединяют болтами с дополнительным угловым креплением их к прогону угловыми скобами, (узел-80 и узел-81).

Если стропильные ноги опираются на два прогона, то в коньке прогоны не ставят. Тогда концы стропильных ног опираются друг на друга. Выше прогонов в этом случае возникает распор, который воспринимают с помощью горизонтальных ригелей.

Стык стропильных ног в коньке при отсутствии конькового прогона выполняется упором скошенных торцов стропильных ног друг в друга (узел-82 и узел-83). Стык крепиться парными накладками, прибиваемыми к ногам гвоздями или соединением с помощью болтов.

Опирание стропил на промежуточный прогон показано на рисунке (узлы 84-85). В стропильной ноге вырезается горизонтальная опорная площадка (подошва) и стропильная нога крепится к прогону угловой скобой.

ВНИМАНИЕ! Врезку в прогоне не следует делать, чтобы не ослабить опору под стропильную ногу.

А чтобы не делать врезку в стропильной ноге (при значительных нагрузках) применяют промежуточные косынки (узел-77).

Для крепления стропильной ноги к ригелю стык выполняют при помощи боковых деревянных накладок (узел-86).  Боковые деревянные накладки прибивают к ригелю и стропилам гвоздями или крепят болтами в зависимости от поперечных сечений пиломатериалов. Под ригель ставят колодку для восприятия поперечных усилий.

Крепления ригеля и стропильных ног из бревен выполняют без накладок (узлы 87-88). В конце ригеля из брёвен делается выемка в половину высоты сечения шпренгеляВрубка ригеля в бревенчатые стропильные ноги выполняется полусковороднемРигель прикрепляют к стропильной ноге болтами.

Для обеспечения устойчивости системы в поперечном направлении и уменьшения пролёта стропильных ног устанавливают подкосы, которые служат также для обеспечения устойчивости системы в продольном направлении. А для уменьшения распора стропильных ног и обеспечения устойчивости стропильной системы используют ригели-затяжки.

Такие подкосы с ригелями-затяжками используют при увеличении ширины пролета между наружными несущими стенами от 8 до 14 м (узел-103).

Чтобы крыша дома имела свес, необходимый для отвода сточной воды с неё от стен, за линию стен выпускают стропильные ноги или кобылки (узел-01 п.5). Свес кровли выполняют:

  • у каменных стен домов — не менее 500 мм,
  • у деревянных стен домов — не менее 550 мм.

ПРИМЕЧАНИЕ: Чтобы избежать смещения кровли ветром концы наслонных стропильных ног соединяют с мауэрлатом и прогоном угловыми скобами.

А затем стропильные ноги закрепляют проволокой d=4…6 мм (с шагом через одну стропильную ногу), связывающую стропильную ногу с кладкой дома через ерши, забитые в кладку на расстоянии 300…400 мм ниже обреза стены под мауэрлатом, для предохранения от возможного срыва при сильном порывистом ветре (узел-01).

В рубленых домах стропила скрепляют скобами со вторым венцом сруба

ПРИМЕЧАНИЕ: Хотя в настоящее время скобки пытаются заменить различными петлями и дырчатыми крепежами, но по прочности скобы выигрывают.

ВНИМАНИЕ! Для предупреждения косого изгиба прогонов по внутренним стенам РЕКОМЕНДУЕТСЯ укладывать на них стропильные ноги с разными скатами напротив друг друга (узел-01 и узел-02). Скрепляют их между собой в коньке и с прогонами.

Установку стропильных балок (п.2 рис.3), опирающихся на стенывыполняют с совмещением рисок, фиксирующие геометрические оси нижних поясов ферм (балок), с рисками разбивочных осей на опорах (стенах). Установку ферм и стропильных балок в вертикальной плоскости выполняют путем выверки их геометрических осей («1…4» и «А…Д») на опорах относительно вертикали.

Прямые и угловые стыки нижних обвязок из пиломатериалов показаны на примерах узла 18 и узла 19

Продольные и угловые соединения нижних обвязок выполняют упрощённо и фиксируют косо вбитыми гвоздями или прибитыми стальными пластинками.

 

Монтаж диагональных стропильных ног

На стыке скатов, расположенных под углом друг к другу, располагают диагональные (накосные) стропильные ноги (рис.1 поз.8). Диагональная нога из-за значительной её длины должна иметь промежуточную опору в виде стойки, которая должна опираться на шпренгель (рис.1 поз.7), уложенный перпендикулярно биссектрисе угла, образованного наружными стенами или быть в виде подкоса.

Шпренгель выполняют в большинстве случаев из бруса или брёвен, нагрузка на шпренгель от диагональной ноги передаётся через стойкуШпренгели выполняют в кровле так же и роль ветровых связей — передачу горизонтальных связей в плоскости кровли. Задача устройства таких связей заключается также в том, чтобы придать конструкции общую устойчивость.

Варианты устройства горизонтальных и вертикальных связей можно посмотреть в разделе «Узлы крепления ветровых связей и связей жесткости» рис.1 и в разделе «Узлы монтажа стропильных систем 5» узлы 10-12 и «Узлы монтажа стропильных систем для схемы 6» узлы 6-9.

Варианты крепления диагональной ноги показаны в разделе «Узлы крепления диагональных стропильных ног», в т.ч. на консоль конькового прогона — можно посмотреть на схемах узел-52, узел-53 и узел-54. А при отсутствии конькового прогонавариант крепления диагональной ноги с опорой на ригель, можно посмотреть на схеме узел-69.

Другой конец диагональной («накосной») стропильной ноги опирается на мауэрлат через короткий шпренгель (узел-39 и узел-40).

В конце шпренгеля из брёвен (узел-40) делается выемка в половину высоты сечения шпренгеля.

Врубка шпренгеля в бревенчатый мауэрлат выполняется полускворднем (узел-40 п.9). Выполнение врубки полусковорднем показано для одинарной и двухсторонней выемки под стык крепления.

Пример двухстороннего стыка показан выше (узел-40), для одностороннего стыка — смотрите узел-101.

При необходимости накосные ноги поддерживают подкосами и разгрузочными ригелями в углах крыши здания.

При устройстве рядовых стропильных ног их выполняют из досок, обычно поставленных на ребро. Диагональные стропильные ноги делаются усиленного поперечного сечения — из бруса или бревен.

ВНИМАНИЕ! Изготовление диагональных стропильных ног из пакета досок НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!

При наличии конькового прогона диагональные стропильные ноги опираются на его консоль (узлы 36-38).

ПРИМЕЧАНИЕ: В верхнем ребре диагональная (накосная) стропильная нога стёсывается углом к верху по углу наклона скатов, (а в ендовахнаоборот, к низу — жёлобком), для более плотного закрепления обрешетки к брусу (узлы-36…38).

В разжелобках (ендовахнарожники из брусьев и брёвен соединяют с диагональной стропильной ногой врубкой в неё (узлы 73-74). Укороченные стропильные ногиопирающиеся одним концом на диагональную (накосную) ногу, а другими — на мауэрлатный брус или на прогон — называют нарожниками (рис.1 поз.9).

Если в чердачном помещении имеются торцевые несущие стеныпродольные прогоны опираются на них. При их отсутствии в крыше устраивают вальмовые части ската, в которых устанавливают с углов к середине накосные ноги и стропила перпендикулярного направления — нарожники (рис.1).

Диагональные стропильные ноги соединяются с рядовыми стропильными ногами скобкамиПри отсутствии конькового прогона диагональные стропильные ноги опираются в коньке на опорный брус, врезанный в рядовые стропильные ноги (узел-78).

Другие варианты крепления диагональных стропильных ног можно посмотреть в разделе «Узлы крепления прогонов и стоек» узел-52, узел-53, узел-54, узел-51, узел-69.

ПРИМЕЧАНИЕ: При стыковке подошвы опирания стропильных конструкций должна соблюдаться горизонтальная линия стыковочной подошвы (для соблюдения правила сосредоточенных на опору сил). В противном случае стропильные конструкции будут действовать на опрокидывание опоры.

Уменьшение сечения элементов стропильной системыувеличение шага стропильных ног и пролётов приводит к соответствующему снижению прочности конструкций крыши. Наиболее часто допускается неправильное выполнение узлов сопряжения элементов друг с другом.

Способы соединения деревянных элементов стальными нагелями при монтаже крыши будут рассмотрены в следующих разделах сайта.

как правильно сделать конек стропил

Строительство дома от фундамента до макушки — удивительное событие! Особенно, если какую-то часть работ вы делаете своими руками, живете и дышите будущим гнездом. И вы знаете, что какая бы усталость не накопилась к финишным работам, все равно все нужно делать грамотно и основательно. Особенно, когда дело касается крыши, где любые ошибки чреваты дорогостоящими неприятными ремонтами.

А потому, чтобы «зонт» вашего дома мечты служил исправно, правильно выполняйте все конструктивные узлы, особенно сращивание стропил в районе конька — это самая верхняя точка! А мы поможем вам разобраться с видами соединений и важными технологичными нюансами.

Полезная видео-инструкция:

Итак, для начала немного разберемся с понятиями.

Так, прогон – это дополнительная балка, которая ставится параллельно коньку крыши и мауэрлату. Говоря простым языком, этот тот же мауэрлат, только поднятый по уровню. И в итоге конек должен располагаться на определенном расстоянии от прогона – смотря какой угол крыши был выбран.

Конек – это горизонтальный элемент крыши, который соединяет в верхней точке оба ската крыши.

А главная задача соединительных элементов в коньке – создание надежной жесткости и прочности всей конструкции крыши. О чем сейчас и будет идти речь.

Всего есть три способа, как это сделать:

Способ №1. Внахлест

Этот способ отличается от всех предыдущих тем, что здесь стропила соединяются боковыми плоскостями и стягиваются шпилькой или болтом. Достаточно популярная технология на сегодняшний день.

Если дом деревянный, тогда в качестве опора для этого способа подойдет верхнее бревно или брус, а вот на блоки придется положить мауэрлат.

Самое популярное такое крепление — сращивание стропил вполдерева:

Можно, конечно, использовать металлическую фиксирующую пластину – но это только соединение, но никак не затяжка. Суть затяжки как раз в том, что она располагается ниже и берет на себя часть нагрузки.

Внахлест стропила в коньке чаще всего соединяются при помощи гвоздей. Обычно это крыши беседки, навесов, бани и гаража – здесь нет особых требований к прочности стропильной системы.

Способ №2. Соединение встык

Для этого вам нужно:

  • Обрезать под углом край стропила так, чтобы этот угол был равен углу ската крыши.
  • Сделать упор стропила.
  • Применить крепежный элемент.

Намного легче делать подобные обрезки по шаблону – просто изготовьте его заранее. Так все плоскости будут прилегать друг друга плотно.

Если вы скрепляете стропила гвоздями, берите их не менее двух.  Каждый из гвоздей забивайте в верхнюю полость стропил под углом так, чтобы гвоздь шел в срез второго стыкуемого стропила. Дополнительно укрепите сращивание стропил в коньке металлической пластиной либо деревянной накладкой.

Или частично встык:

Суть этой конструкции в том, что кромки двух стропил подогнаны настолько точно, что равномерно распределяют друг с другом возложенную на них нагрузку. Но одним гвоздем это соединение будет мало закрепить – нужны еще металлические или деревянные насадки. Возьмите доску толщиной 30 мм, закрепите ее с одной (лучше двух) сторон узла и прибейте.

Способ №3. Соединение на брус

В это способе мы будем крепить стропила прямо на коньковый брус. Эта конструкция хороша тем, что брусу можно обеспечить центральные подпорки, а каждое стропило можно крепить по отдельности и в удобное время. Такой способ незаменим, если нет времени изготавливать шаблон.

Соединение на коньковый брус рекомендовано в тех случаях, если крыша получится достаточно широкой – шире, чем 4,5 метра. Эта конструкция достаточно надежна, но порой требует установки под собой дополнительных опор, из-за чего функциональность чердака снижается в разы. Ведь посреди помещения теперь балки! Для небольших чердачных крыш это, конечно, не беда, а вот в мансарде придется обыгрывать как элемент интерьера. Зато никакого шаблона для этой конструкции не нужно, и небольшие расхождения не страшны.

Вариация:

Можно, конечно, использовать металлическую фиксирующую пластину – но это только соединение, но никак не затяжка. Суть затяжки как раз в том, что она располагается ниже и берет на себя часть нагрузки.

Это – комбинированное сращивание стропил, т.к. выполняется он встык, точно так же, как при упоре на мауэрлат.

Стропильные ноги формируют контур крыши и передают точечную нагрузку от крыши на мауэрлат, а мауэрлат в свою очередь равномерно распределяет ее на несущие стены.

Издавна для крепления стропил использовались такие элементы:

  • Накладки.
  • Бруски.
  • Деревянные штыри.
  • Клинья.
  • Нагели.
  • Металлические скобы.

А вот современный рынок предлагает более функциональные крепления, которые позволяют сращивать стропила в области конька намного проще и надежнее. Под любым углом получается нужная жесткость и прочность. Это:

  • Гвоздевые и перфорированные пластины.
  • Саморезы.
  • Болты и шурупы.
  • И многое другое.

Но выбор того или иного крепежного элемента зависит больше не от того, сколько он стоит и насколько окажется прочным, а от того, какова нагрузка на конкретный коньковый узел и что его него требуется.

Итак, вот как, например, сращивают стропила в коньке саморезами:

А вот так гвоздевыми и перфорированными пластинами:

Но для того, чтобы эти пластины применить, вам придется поработать с прессом:

А теперь — от простого к сложному.

При опирании на коньковый прогон двускатной крыши стропильные ноги могут как упираться друг в друга своими скошенными торцами, так и быть вразбежку.

  • Если стропила упираются торцами друг в друга, иными словами – встык, тогда их концы нужно соединить накладками на гвоздях или болтах.
  • Если же концы стропильных ног в коньковом узле находятся вразбежку, тогда их соединяют угловыми скобами и болтами.
  • Если стропильные ноги опираются сразу на два прогона, тогда концы ног опирают еще друг на друга. Возникает, естественно, определенный распор, напряжение  которого снимают при помощи горизонтальных ригелей.
  • Если прогон отсутствует вовсе, тогда стык стропильных ног в коньковом узле выполняют упором скошенных торцов ног друг в друга. Дополнительно закреплять такие стыки нужно парными накладками, которые прибивают к ногам гвоздями или соединяют болтами.
  • Чтобы закрепить стропильную ногу с ригелем, стык выполняют при помощи деревянных накладок – боковых. Их прибивают прямо к ригелю гвоздями либо крепят болтами – все зависит от поперечных сечений используемых материалов. Далее под ригель ставят уже колодку – для восприятия поперечных усилий.
  • А вот стропильные ноги из бревен с ригелем уже крепятся без накладок. Только в конце самого ригеля делают выемку в ½ от сечения шпренгеля. Чтобы система в итоге оказалась устойчивой, в поперечном направлении стропильные ноги усиливаются подкосами и ригелями-затяжками. Особенно, если речь идет о ширине пролета между наружными несущими стенами от 8 метров.
  • Если в местности сильные ветра – не редкость, кровельный конек крайне важно защитить от возможного смещения. А для этой цели концы стропильных наслонных ног дополнительно соединяют с коньковым прогоном угловыми скобами. Плюс обязательно закрепляют проволокой стропильные ноги и кладку дома.
  • Если вы сращиваете в коньке стропильную систему из бревен, круглого леса, тогда рассчитывайте, что она получится достаточно тяжелой.

Заметим, что при значительных нагрузках на стропильную систему врезку в стропильной ноге вообще не рекомендуют делать – только применять промежуточные косынки.

Вот более подробная информация:

Если стропильные схеме находятся под наклоном, внешние нагрузки передаются опорами (мауэрлату, прогонам, стойкам, подкосам и лежням), при этом в самих стрежнях возникают силы напряжения сжатия и изгиба. И чем более крутая крыша ската, т.е. чем более вертикально идет наклон стержней, изгиб уже идет меньше, а вот горизонтальные нагрузки, наоборот, только увеличиваются.

Проще говоря, чем круче крыша, тем более прочными должны быть все горизонтальные конструкции, а чем скат более полог – тем прочнее должны быть уже вертикальные конструкции стропильной системы.

Сращивание стропил у вальмовой крыши происходит совсем по другому сценарию, чем у двускатной. Так, здесь уже есть новые элементы – накосные стропила, которые нужно ставить по определенной технологии. А к коньковому брусу эти детали нужно крепить методом врубки с дополнительной фиксацией верхними стяжками и ригелями. Еще своих сложностей придает то, что у вальмовой крыши наклонные скаты содержат в себе мансардные окна и вентиляционные отверстия, которые нередко располагаются прямо под коньком.

Если в вальмовой крыше – всего один прогон, его диагональную стропильную ногу опирают на консоль прогона. Сами консоли нужно выпустить на 10-15 см за подстропильную раму. Причем сделайте так, чтобы отпилить лишнее, а не наращивать недостающее.

Если же прогонов два, тогда в коньке прямо к стропилам нужно пришить короткую доску, толщиной до 5 см – прибоину. На нее как раз и будем опирать накосные стропила и диагональные стропильные ноги.

А теперь давайте разберемся с внешней ендовой. Стропильные ноги, которые опираются на нее, также называются накосными и диагональными. Причем диагональные стропила длиннее, чем обычные, и на них опираются укороченные стропила со скатов – нарожники. По-другому их еще называют стропильными полуногами. В этом случае накосные стропила уже несут нагрузку, которая в полтора раза больше, чем у обычных стропил.

Такие диагональные стропила сами по себе длиннее обычных досок, а потому делать их следует спаренными. Это сходу решает три задачи:

  • Удвоенное сечение несет удвоенную нагрузку.
  • Балка получается длинной и не разрезанной.
  • Размеры применяемых деталей становятся унифицированными.
  • Для устройства накосных стропил можно применять те же доски, что и для обычных.

Подытоживая и говоря простым языком, применение досок одной высоты для конькового узла значительноу прощает все конструктивные решения вальмовой крыши.

Идем далее. Для обеспечения многопролетности, под накосные ноги нужно установить одну-две опоры. Ведь накосные стропила по своей сути – это наклонившийся и раздвоившийся коньковый прогон, его некое продолжение. А потому сращивать по длине эти доски нужно так, чтобы все стыки были на расстоянии 15 м от центра опоры. А длину стропильной ноги подбирайте в зависимости от того, какова длина пролетов и какое количество опор.

Технически этот узел выполняется так:

Пару технических моментов:

  • Если вы делаете опорный узел крепления стропил в коньке вальмовой крыши прямо над мансардным оконном, тогда опирание диагональных стропильных ног должно приходиться на боковые подкосы и ригель.
  • Если же стропильные ноги вальмовой крышей сращиваются прямо над вентиляционной отдушиной, тогда центрального упора на подкосы делать не нужно.
  • У вальмовой крыши обязательно убедитесь в том, что стыкуемые поверхности в коньковых узлах примыкаются плотно, почти идеально. А потому куда проще изготавливать нужную конфигурацию всех коньковых элементов еще на земле, и только потом монтировать на крыше каждую стропильную ногу по отдельности.

Вот наглядный мастер-класс:

У арочной крыши почти те же технологии, что и у двускатной, разве что угол соединения стропил немного другой:

А вот как выходят из положения при строительстве необычных крыш таких же необычных построек:

Главное — все правильно рассчитать!


Будьте в курсе!

Подпишитесь на новостную рассылку

диагональных креплений – SCOUT PIONEERING

Следующий текст и некоторые рисунки принадлежат Адольфу Э. Пешке и представлены в 1998 г., когда брошюра о знаках отличия первопроходцев была напечатана в 1998 г.:

Мы могли представить себе первую плетение, сделанное человеком, заключалось в том, чтобы обернуть несколько полос коры вокруг камня, чтобы прикрепить его к ветке дерева, чтобы сделать топор для охоты и строительства. Даже сегодня, со всеми нашими современными способами скрепления вещей, по-прежнему интересно соединить палки или перекладины вместе, чтобы сделать походное приспособление или полезную конструкцию.

В мире все еще есть области, где крепление лонжеронов (или бамбуковых шестов) является основным средством строительных конструкций. В Скаутинге мы используем те же методы, но заменили полоски коры и лозы веревками из натуральных и синтетических волокон.

Лучший выбор веревки для связывания новаторских проектов (показанных в этой брошюре) — чистая манильская веревка. Поэтому все ссылки на веревку, используемую для крепления в этом разделе, относятся к манильской веревке.

Тем не менее, иногда мы сталкиваемся с проблемой — мы должны использовать то, что доступно и экономично, чтобы выполнить работу. При изготовлении походных гаджетов для временного использования вы можете использовать менее качественную, менее дорогую веревку или даже шпагат для небольших проектов.

КВАДРАТНЫЕ СХЕМЫ ***

Основным типом крепления для большинства проектов является та или иная форма квадратного крепления. Это крепление используется для соединения двух лонжеронов вместе, обычно под прямым углом, но не всегда. Например, квадратные найтовы используются при строительстве эстакады для соединения ригеля и перемычки с опорами под прямым углом. Но он также используется для крепления концов X-образной скобы к ногам под углом. (См. «Изготовление эстакады».)

В этом разделе показаны три различных квадратных крепления: (1) традиционное квадратное крепление, (2) модифицированное квадратное крепление и (3) японское крепление Mark II. Все три типа квадратных найтов делают одно и то же, делая три витка и два витка вокруг лонжеронов, удерживаемых вместе.

Единственная разница между этими тремя квадратными креплениями заключается в типе узла, который используется для начала и завершения крепления. Вы можете узнать, что один из этих узлов легче завязать, и если это так, вы можете придерживаться того, который вам наиболее удобен.

Помимо квадратных найтов, вам, скорее всего, потребуется знать, как делать диагональные и сдвиговые найтовы. Некоторые методы создания этих типов также показаны далее в этом разделе.

УСЛОВИЯ КРЕПЛЕНИЯ

Независимо от того, какую пряжу вы делаете, есть два основных термина, с которыми вы должны быть знакомы: бинты и фрапсы. Основное различие между этими двумя терминами заключается в том, что вокруг лонжеронов делается обертка, а вокруг самой веревки — фрап.

Обертка. Обертка представляет собой поворот, сделанный вокруг двух лонжеронов, чтобы плотно удерживать лонжероны вместе. Обычно для формирования квадратного крепления делают три витка. Некоторые другие крепления требуют большего количества витков.

Фрап . Фрап — это поворот между лонжеронами. Он идет вокруг оберток, чтобы натянуть обертки туже. Обычно на найтове делают два витка фрэппинга.

Хорошие найтовы не делаются наспех. Каждый виток должен быть сделан с натяжением веревки. Перед завязыванием последнего узла следует как можно туже затянуть витки фраппинга.

ДЛИНА ВЕРЕВКИ

Когда вы приступаете к креплению, размер и длина необходимой вам веревки являются одними из первых вопросов, на которые вы должны ответить. Чтобы определить длину веревки, необходимой для привязки, сложите диаметры (в дюймах) двух перекладин в точке привязки. Если один лонжерон имеет диаметр 2-1/2 дюйма, а другой — 3-1/2 дюйма, то в сумме получается 6 дюймов. Умножьте на 3 фута, чтобы получить длину веревки, необходимой для крепления.

Если вы используете слишком короткую веревку для трех витков и двух лямок для увязки, вы должны добавить (срастить или соединить квадратным узлом) длину веревки, чтобы завершить вязку тремя полными витками и двумя лямками. В целях безопасности не оставляйте ремни короткими.

Если вы обнаружите, что у вас есть лишняя веревка, сделайте больше витков или фрапов, чтобы израсходовать веревку, чтобы не перерезать веревку и не оставлять длинные свободные концы.

ДИАМЕТР ВЕРЕВКИ

В большинстве случаев манильская веревка диаметром 1/4 дюйма должна использоваться для соединения двух лонжеронов вместе, если общий диаметр обоих лонжеронов составляет 6 дюймов или меньше. Если общий диаметр превышает 6 дюймов, используйте веревку диаметром 3/8 дюйма.

ПИОНЕРСКИЙ НАБОР

Если ваш отряд или лагерь собирает пионерский комплект , он должен содержать страховочные веревки стандартной длины: 10, 15, 20, 30 и 50 футов.

Оба конца этих крепежных канатов должны быть надлежащим образом захлестнуты. Это также помогает покрасить концы всех веревок небольшим количеством краски, чтобы обозначить каждую длину. При хранении веревок убедитесь, что они сухие и правильно свернуты. Никогда не «складывайте» веревки для хранения. То есть не оборачивайте их вокруг руки и локтя, чтобы образовалась спираль. Свяжите каждую катушку коротким куском шнура и храните свернутую веревку на колышках или в вентилируемом ящике для хранения.*

ТРАДИЦИОННАЯ КВАДРАТНАЯ КРЕПЛЕНИЕ

Чертеж проекта компании Rope Works Джеральда Л. Финдли http://www.ropeworks.biz/reader/squarlas.pdf гвоздичная заминка. Зубчатая сцепка привязывается к вертикальному лонжерону чуть ниже того места, где вы хотите соединить пересекающийся горизонтальный лонжерон (см. 1).

Использование зубчатой ​​сцепки для начала крепления позволяет выполнить две вещи. Во-первых, вы можете положить поперечный лонжерон на зубчатую сцепку, чтобы поддерживать его, когда вы начинаете крепить при строительстве своей конструкции. Во-вторых, зубчатая сцепка помогает удерживать конструкцию от раскачивания (скручивания из формы), что приводит к ослаблению крепления при перемещении или подъеме в нужное положение.

После того, как зубчатая сцепка будет завязана, оберните лишний короткий конец веревки вокруг стоящей части веревки (см. 2). Поднесите поперечный лонжерон к вертикальному лонжерону и сделайте три оборота вокруг лонжеронов длинным концом (см. 3, 4 и 5). Плотно затяните каждую обмотку, чтобы скрепить лонжероны. Сделайте два оборота вокруг витков (между лонжеронами), чтобы туго натянуть витки (см. 6 и 7), и закончите еще одним зубчатым замком на горизонтальном лонжероне (см. 8 и 9).

Еще одно замечание, касающееся квадратного крепления, заключается в том, что вас не должно вводить в заблуждение или ограничивать его название. Хотя два лонжерона можно связать вместе на 90° с помощью квадратного крепления, его также можно использовать для соединения двух лонжеронов вместе под любым углом. Например, квадратная найтовка используется для крепления концов двух легких лонжеронов к стойкам эстакады, образуя Х-образную распорку. Диагональная стяжка используется в центре X, чтобы скрепить скрещенные лонжероны.

МОДИФИЦИРОВАННАЯ КВАДРАТНАЯ СХЕМА

Модифицированная квадратная связка была разработана из-за трудностей, обычно возникающих при связывании зубчатой ​​сцепки для завершения традиционной квадратной связки. Гвоздичное звено, с которого начинается крепление, достаточно легко сделать, но привязать гвоздичное звено в конце привязки — совсем другое дело.

Как показано на рис. 104, модифицированная квадратная найтовка начинается с зубчатой ​​сцепки. При завязывании зубчатой ​​сцепки пусть ходовой конец зубчатой ​​сцепки выдвигается примерно на 12 дюймов. Также не скручивайте короткий конец вокруг стоящей части веревки, как при традиционной квадратной увязке.

После привязывания начального зубчатого зацепа продолжайте, как обычно, используя длинный конец веревки, чтобы сделать три витка (см. рис. 105). Затем сделайте два витка (см. рис. 106).

Для завершения привязки поднимите короткий конец веревки, выходящей из сцепного устройства, и завяжите квадратный узел (см. рис. 107). Поднимите короткий конец в направлении, противоположном виткам фрэппинга.

Как и в случае с традиционным квадратным креплением, существует некоторый недостаток в том, что для полного связывания используется один конец веревки.

Модифицированное крепление квадратного сечения

КВАДРАТНОЕ крепление JAPANESE MARK II

Это крепление представляет собой простой подход к соединению двух лонжеронов вместе. (НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ И ПРОЦЕДУРУ.)

Японская квадратная связка Mark II Сфотографированная процедура

ДИАГОНАЛЬНАЯ СХЕМА ***

важным креплением является диагональное крепление в месте пересечения лонжеронов. (См. раздел «Изготовление эстакады».)

Когда поперечные лонжероны правильно собраны на эстакаде, они будут расставлены в местах пересечения. То есть между лонжеронами, где они пересекаются в центре X, будет пространство в несколько дюймов. Чтобы плотно стянуть их вместе, для начала крепления используется деревянная сцепка (рис. 1). Когда деревянная сцепка туго натягивается, лонжероны подпружиниваются вместе. Затем делаются три витка в каждом направлении по оси X (рис. 2–5). После витков сделайте два витка между лонжеронами, плотно стягивая витки витков вместе и устраняя провисание (рис. 6 и 7). Наконец, привяжите зубчатую сцепку к одному лонжерону, чтобы завершить крепление (рис. 8–10). Когда это крепление добавляется к поперечным распоркам, оно помогает удерживать эстакаду от раскачивания. Филиппинская диагональная вязка.

Схема диагональной связки

КРУГЛАЯ СХЕМА WEST COUNTRY 

Схема, которую вы делаете с помощью веревки для этой связки, такая же, как и для хлеста. Единственная разница в том, что этот ремень привязан к двум лонжеронам, чтобы удерживать их вместе.

Для крепления завяжите ряд полуузлов (узлов сверху) вокруг двух лонжеронов (см. рис. 115). Завяжите один полуузел спереди и следующий полуузел сзади (см. рис. 116). Убедитесь, что каждый полуузел затянут как можно туже. Завязав от шести до десяти полуузлов, завершите привязку квадратным узлом (см. рис. 117). Использование шести-десяти полуузлов в этом креплении делает его очень прочным и эффективным, но его может быть немного трудно развязать.

Круглые найтовы West Country используются для связывания двух лонжеронов вместе для увеличения общей длины лонжеронов. Когда это будет сделано, вы должны сделать два набора ремней, а не только один. Сделайте по одному креплению на каждом конце перекрывающихся лонжеронов.

Схема крепления на сдвиг West Country

ДВУХЛОНЖЕРНАЯ НАРЕЗНАЯ СХЕМА (нарезная нарезка)

Основное применение двухлонжеронного нарезного крепления — это когда лонжероны должны быть разведены в стороны для образования А-образной рамы.

Крепление на ножницы с двумя лонжеронами начинается с зубчатой ​​сцепки на одном лонжероне (см. рис. 118). Сделав зубчатую сцепку, оберните лишнюю часть короткого ходового конца вокруг стоячей части веревки (см. рис. 119).).

Схема увязки двух лонжеронов (этот рисунок был изменен для большей ясности) Завершенная увязка на сдвиг до расправления лонжеронов Увязка на сдвиг после расстановки опор

В отличие от квадратных увязок, увязка на сдвиг требует восьми или десяти витков вокруг лонжеронов перед выполнением поворотов между лонжеронами, чтобы туго натянуть витки (см. рис. 120). Затем это крепление заканчивается зубчатой ​​сцепкой на другом лонжероне (см. рис. 121).

Если вы делаете А-образную раму, начните лонжероны рядом и привяжите зубчатую сцепку к одному лонжерону, примерно в 1 футе от верхнего конца лонжеронов, в зависимости от проекта. Затем вы можете сделать десять витков вокруг лонжеронов, ослабляя витки. Затем ноги можно раздвинуть на необходимое расстояние. Это должно создать нагрузку на бинты.

Расставив ноги, вы можете сделать повороты вокруг бинтов, чтобы туго их затянуть. Наконец, завершите привязку, привязав к противоположному лонжерону зубчатую сцепку.

Крепление на срез, несколько сомнительное

КРЕПЛЕНИЕ СТРЕМЯМИ

В некоторых новаторских ситуациях все, что нужно, — это несколько витков веревки, легкого шнура или связывающего шпагата, чтобы скрепить два небольших перекладины или палки. Оберните веревку или шнур вокруг перекладин несколько раз и завяжите квадратным узлом. Это называется крепление ремнями.

Лента может быть туго стянута вниз или может быть сделана в виде свободной обмотки, чтобы она позволяла движение или действовала как петля.

Ременная увязка может иметь несколько простых применений в лагере. Например, если вы не хотите копать яму для древка своего патрульного флага, вбейте в землю высокий кол. Затем с помощью легкого шнура или шпагата сделайте два ремня на расстоянии около 1 фута друг от друга, чтобы прикрепить посох к столбу (см. рис. 122).

Если ваш патруль только что построил сигнальную вышку и вы хотите показать, кто это сделал, привяжите свой патрульный флаг к верхней части одной из опор с помощью ремня.

Когда вы добавляете пешеходные дорожки к мосту, их необходимо соединить с эстакадой, чтобы они образовали единое целое. Это можно сделать, привязав две дорожки к транцу в центре моста двумя или тремя ремнями (см. рис. 123).

Концы дорожек также необходимо прикрепить к кольям. Используйте ремни, чтобы прикрепить концы дорожки к кольям (см. рис. 124).

Крепление ремнем

Проекты размером с мальчика, разработанные и разработанные Адольфом Пешке и представленные в более ранней брошюре со значком за заслуги перед первопроходцами ( Мост с одинарным замком, мост с одной эстакадой, мост с А-образной рамой, мост с двойной А-образной рамой, сигнальная башня с двойной лестницей 14 футов) не требуют часто используемого крепления штатива, поэтому он не включен в настоящий документ.

* Подход, который рассматривается как практичный способ сохранения и организации ваших крепежных канатов, заключается в сворачивании канатов одинаковой длины в управляемые группы, т. конец с 3-футовым световым шнуром.

** Круглые найтовы чаще используются для очень эффективного удлинения шестов Scout или лонжеронов меньшего диаметра.

*** В квадратной обвязке обертки и накладки образуют квадрат.