Содержание

Выгоды владельца скважины от проекта ЗСО

Санитарное эпидемиологическое благополучие людей является острой необходимостью и залогом здорового развития общества. В особенности это касается питьевой воды, которая должна соответствовать определенному уровню качества. Поэтому закон предусматривает создание зон, в которых обеспечивается санитарная охрана питьевых источников.

Зона санитарной охраны – территория с питьевым источником, на которой должен соблюдаться особый режим для предотвращения загрязнения воды.

ЗСО состоит из трех поясов. Первый пояс включает территорию расположения водозаборов (скважин, колодцев, водонапорных башен и др.), площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения водного источника. Подробнее о поясах ЗСО читайте в этой заметке.

С одной стороны закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” гласит о том, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом отношении, радиационном и химическом, а также иметь приятный вкус (ст. 19). С другой стороны – закон “Об охране окружающей среды” предписывает, чтобы организации вели свою деятельность с соблюдением прав человека на благоприятную окружающую среду с обеспечением для них благоприятных условий (с. 3).

Когда организация обеспечивается водой без подключения к центральному водоснабжению, а с помощью артезианской скважины, исполнить предписание закона помогает проект зоны санитарной охраны скважины. Полное название документа - "Проект организации зоны санитарной охраны скважины". Обычно скважинами пользуются те, кто территориально удален от Водоканала. Это городские и сельские поселения, детские лагеря, базы отдыха, санатории, пансионаты.

Разработка проекта ЗСО скважины

Разработкой проекта обычно занимаются проектные экологические организации, однако выполнить эту работу способен штатный сотрудник компании, ответственный за охрану окружающей среды. Основной документ, на основании которого инженер-эколог разрабатывает проект – СанПиН 2.1.4.1110-02. "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения". Специализированного программного обеспечения для расчета границ поясов ЗСО и оценки защищенности подземных вод не потребуется (вычисление делается по трем простым формулам). Сложности могут возникнуть при описании гидрогеологической характеристики района расположения артезианской скважины. В целом же разработать том вполне реально, особенно когда известно содержание проекта, удовлетворяющее экспертную организацию и ФБУЗ, и есть образец проекта ЗСО скважины.

Разница между подготовкой проекта профильной организацией и штатным сотрудником в том, что у инженера-эколога есть навык в этом вопросе и опыт общения с госорганами, а также налаженные связи с проверенной лабораторией. У штатного сотрудника все же возникнет масса вопросов, и в отсутствие опыта, скорее всего, придется исправлять замечания экспертной организации или даже Роспотребнадзора.

Проект зоны санитарной охраны скважины выполняется с несколькими целями:

  • Исполнить законодательство.
  • Рассчитать границы трех поясов ЗСО и оценку защищенности воды из скважины.
  • Провести отбор проб воды и проверить их в лаборатории на соответствие СанПиН 2.1.4.1110-02.
  • Установить правила и режим хозяйственного использования территорий поясов ЗСО.
  • Разработать мероприятия по улучшению санитарного состояния территории ЗСО, чтобы предупредить загрязнение источников водоснабжения.

Это же является и выгодами владельца скважины - организации, индивидуального предпринимателя - от наличия проекта ЗСО.

Результатом подготовки и согласования проекта является получение санитарно-эпидемиологического заключения из Территориального Управления Роспотребнадзора. Документ подтверждает, что проект ЗСО скважины соответствует СанПиНу 2.1.4.1110-02. Заключение дается на основании экспертного заключения ФБУН (ФБУЗ). По сути, положительное саниэпидзаключение подтверждает, что вода из скважины, организация зоны санитарной охраны на определенной территории добывается легально и безопасна для тех, кто ее потребляет.

Как получить санитарно-эпидемиологическое заключение

  • Заключение договора с проектной организацией.
  • Передача исходных данных для разработки проекта в проектную организацию. Забор проб воды из скважины для анализа в аккредитованной лаборатории. Передача проб в лабораторию.
  • Аккредитованная лаборатория проводит испытания. ФБУЗ выдает протоколы результатов анализа; протоколы передаются в проектную организацию.
  • Разработка проекта инженером-экологом.
  • Передача разработанного проекта во ФБУЗ.
  • ФБУЗ выдает экспертное заключение о соответствии проекта СанПину.
  • Передача ЗСО и экспертного заключения в Роспотребнадзор.
  • Роспотребнадзор выдает санэпидзаключение. Согласованный проект зоны санитарной охраны скважины готов!

Рис 1. Этапы получения санитарно-эпидемиологического заключения

Ключевые моменты в проекте ЗСО

В проект зоны санитарной охраны скважины входит текстовая часть, картографический материал и копии документов организации, перечень предусмотренных мероприятий со сроками их исполнения и исполнителями, согласованный с землепользователями, сроками. Подробнее о разделах проекта читайте в статье.

В этой заметке мы затронем ключевые моменты проекта, с которыми владельцу скважины необходимо будет работать.

Во-первых, результаты анализа проб воды из скважины. Параллельно с разработкой берутся пробы и отвозят в лабораторию на анализ. Если протоколы анализа показали превышение по какому-либо из показателей, следует принять меры. Как минимум приостановить водопользование источником. Если иного источника воды нет, значит, имеет смысл установить фильтры или найти источник загрязнения и устранить загрязнение воды. После этих действий необходимо снова взять анализы и проверить устранена ли проблема.

Во-вторых, границы. Эколог рассчитает их в проекте, а владельцу скважины следует отмерить рассчитанные границы и в дальнейшем организовать зону в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1110-02. (рис.2.)

Рис. Требования СанПин 2.1.4.1110-02 к организации 1-го пояса ЗСО


В-третьих, характеристика санитарного состояния трех поясов. В проекте будет приведена характеристика санитарного состояния каждого из поясов, согласно СанПиН 2.1.4.1110-02. Обычно она представляется в табличном виде, где приводится пункты из СанПиН, требования из СанПиН и существующее положение. Все пункты необходимо соблюдать, а выявленные недочеты устранить. Недочеты оформляются отдельной таблицей и называются “Единовременные мероприятия, проводимые на водозаборе” (рис.3.)

Рис.3.  Таблица “Единовременные мероприятия, проводимые на водозаборе”


В-четвертых, план мероприятий по поддержанию и улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны по предупреждению загрязнения и улучшению качества питьевой воды скважины. Организация должна его соблюдать для сохранения уровня качества воды и улучшения. План представляется в табличной форме с перечислением задач, их целями, сроков исполнения, стоимости исполнения и ответственными. Документ подписывается руководителем компании. (рис.4).

Рис.4. Таблица "План водоохранных мероприятий..."

Наконец, в пятых, план мероприятий по поясам ЗСО, согласованный с землепользователями. Второй и третий пояса зачастую выходят за границы территории объекта, поэтому поддержание режима в предписанном СанПиНом состоянии требует взаимодействия с землепользователями-соседями. Мероприятия следует согласовать с ними и в срок исполнять. Пример плана приведен на рисунках.

Рис.5. Таблица "Перечень мероприятий постоянного и режимного характера, правил и ограничений по улучшению санитарного состояния..."

Как видите, согласованный проект ЗСО скважины – лишь часть важной и ответственной работы, которую предстоит выполнить владельцу скважины. Однако грамотная разработка проекта вносит ясность и последовательность в действия по обеспечению качественной водой сотрудников организации и других водопользователей.

Видео о том, как в программе рассчитать границы поясов зон санитарной охраны


Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на разработку проектов можно обратившись по почте [email protected] или по номеру 8-800-500-81-25.

Проект зоны санитарной охраны (Проект ЗСО)

Зона санитарной охраны - территория и акватория, на которых устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим для предотвращения ухудшения качества воды источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и охраны водопроводных сооружений.

Биологическая мелиорация водного объекта - улучшение состояния водного объекта при помощи биологических мероприятий.

Аэрация воды - обогащение воды кислородом воздуха.

Состояние водного объекта - характеристика водного объекта по совокупности его количественных и качественных показателей применительно к видам водопользования.

Микробное загрязнение вод - загрязнение вод в результате поступления патогенных и санитарно-показательных микроорганизмов.

Прибрежная водоохранная зона - территория, прилегающая к акваториям водных объектов, на которой устанавливается специальный режим для предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод.

Напорный резервуар для воды - резервуар для воды, служащий для создания напора в водопроводной сети.

Водозаборная скважина - скважина для забора подземных вод, оборудованная, как правило, обсадными трубами и фильтром.

Резервуар для воды - закрытое сооружение для хранения воды.

Водоприемник - часть водозаборного сооружения, служащая для непосредственного приема воды из водоема, водотока или подземного водоисточника.

Водозаборное сооружение - гидротехническое сооружение для забора воды в водовод из водоема, водотока или подземного водоисточника.

Гидротехнические изыскания - изыскания для получения исходных материалов, необходимых для разработки проектов использования и охраны водных ресурсов, а также борьбы с вредным воздействием вод.

Водозабор - забор воды из водоема, водотока или подземного водоисточника.

Водопотребление - использование водных ресурсов с безвозвратным изъятием воды из водоисточника.

Водопользование - использование водных ресурсов без изъятия воды из водоисточника.

Водохозяйственный комплекс - совокупность различных отраслей народного хозяйства, совместно использующих водные ресурсы одного водного бассейна.

Водное хозяйство - отрасль науки и техники, охватывающая учет, изучение, использование, охрану водных ресурсов, а также борьбу с вредным действием вод.

Охрана водных ресурсов - мероприятия, направленные на сохранение количества и качества поверхностных и подземных вод.

Водные ресурсы - запасы поверхностных и подземных вод рассматриваемой территории.

Источник водоснабжения - природный или антропогенный поверхностный водоем (река, море, озеро, океан, водохранилище и т.д.) или подземные воды, обеспечивающие забор необходимого потребителю количества воды в течение длительного времени.

Система водоснабжения - комплекс сооружений, самотечных и напорных сетей, служащий для забора воды из источников водоснабжения, ее очистки до нормативных показателей и подачи потребителю


Больше терминов

Санитарные зоны скважины питьевой воды: назначение, размеры и ограничения

Обеспечить постоянную защиту водного источника от загрязнений – это первоочередная задача государства. Существуют важные санитарные нормативы, требующие постоянного соблюдения при разработке артезианских скважин на частных земельных участках. Зона санитарной охраны артезианской скважины – специальное пространство, обеспечивающее сохранность сооружения, защиту грунта и водоносного горизонта от различных загрязняющих факторов.

Не забудь поделиться с друзьями!

Содержание статьи

Определение нормативов для питьевого источника

После завершения работ по разработке частной скважины необходимо проверить качество питьевой воды и получить соответствующее заключение Государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Анализ водного источника проводится в следующих направлениях:

  • органолептическая проверка для определения вкусовых и цветовых характеристик жидкости, наличия сторонних примесей;
  • определение уровня содержания химических и прочих элементов;
  • микробиологический анализ для определения наличия патогенных микроорганизмов.

Если все показатели соответствуют установленной норме, водоносный источник считается пригодным для питья и приготовления пищи. При значительном отклонении от допустимых норм источник может использоваться в качестве технической воды.

Гидрологические условия для санитарной зоны

Проектирование СЗЗ (санитарно-защитной зоны) и определение ее размеров предусматривает проведение общих работ по защите территории от загрязнений. При этом учитываются следующие важные факторы:

  • способ забора жидкости;
  • производительность водозабора;
  • уровень прохождения подземных источников.

Если почвы не обеспечивают достаточную защиту водоносным горизонтам, при планировке защитной зоны необходимо провести мероприятия по устранению факторов загрязнения воды.

Защитная зона создается на основании многочисленных исследований, основными из которых являются анализы биологических и химических параметров водоносных источников и структуры почвы.

Мероприятия по разработке скважины и проектированию предусматривают обязательное согласование с рабочим проектом по водоснабжению участка.

Зона санитарной охраны скважины – это пространство, где запрещается ведение хозяйственной и прочей деятельности, которая может стать причиной бактериального, химического и промышленного загрязнения источников. Выделяют следующие ЗСО (зоны санитарной охраны): первую (I), вторую (II) и третью (III).

Первая строгорежимная зона

Санитарная зона располагается вблизи водозаборной точки и установленного оборудования для организации водопроводной системы. Ее основная задача – предотвратить возможное загрязнение гидросооружения и воды. Радиус определяется с учетом типа почвы и уровня защиты водного источника. Зона имеет ограждение и знак охраняемой территории.

Первый пояс может иметь следующие размеры:

  • диаметр 60 метров – в центре расположена скважина с водным источником, который скрыт за водоупорным пластом;
  • диаметр 100 метров – в центре скважина без дополнительной водоупорной защиты.

Важно! Первая охранная зона скважины может быть уменьшена до 20 метров в диаметре в случае, если гидросооружение имеет высокие санитарно-технические показатели, а водоносный слой надежно защищен от загрязнений.

На территории первого санитарного пояса для водоносной скважины запрещается:

  • проведение строительных и восстановительных работ;
  • возведение технических сооружений, которые не связаны с обработкой и подачей воды;
  • возведение зданий жилого и коммерческого типа;
  • прокладка трубопроводной системы, кроме труб для обслуживания гидросооружений;
  • спуск стоков, купание, стирка, рыбная ловля, выпас домашнего скота.

Вторая ограничительная зона

Санитарная зона скважины обеспечивает защиту гидросооружения от бактериального загрязнения. Радиус определяется индивидуально и может иметь следующие значения:

  • до 500 метров – равнинная местность;
  • от 700 метров – горная и холмистая местность, при наличии крутых склонов значение может быть увеличено;
  • от 950 метров – местность с наличием склонов и неровностей;
  • до 3 км – при наличии поверхностных водных источников (рек, озер, водохранилищ).

Второй пояс защитной зоны для скважины имеет следующие ограничения – здесь не допускается:

  • наличие животноводческих ферм, стойбищ и пастбищ для домашнего скота;
  • наличие площадок для вывоза мусора, сброса нечистот и отходов промышленности;
  • строительство складов с ГСМ, минеральными и химическими элементами, а также других объектов, способных стать источниками химического загрязнения воды;
  • наличие кладбищ, скотомогильников, площадок для ассенизации, фильтрации и орошения, траншей для силоса и прочих объектов;
  • использование удобрений и опасных химикатов для сельского хозяйства.

Третья ограничительная зона

Третья санитарная зона скважины предусматривает охват территории для предотвращения химического загрязнения скважины и водоносного слоя. Здесь не должны располагаться объекты, деятельность которых приводит к заражению химикатами и прочими опасными веществами. Радиус зоны устанавливается индивидуально для каждого вида водоносной скважины.

Третий пояс имеет продолжительный срок эксплуатации, в некоторых случаях он достигает 30 лет. Здесь не должны располагаться:

  • объекты химической промышленности;
  • склады химикатов, удобрений и ГСМ;
  • накопители шлама и стоков промышленного назначения;
  • вредные производства.

Расчет радиуса санитарного участка выполняется с учетом временного промежутка, который требуется для попадания бактериального и химического загрязнения в водозаборную точку.

Для зон санитарной защиты гидротехнических сооружений нет установленных сроков действия, если соблюдаются основные требования по эксплуатации скважин.

В случае смены владельца водозаборной точки, изменения границ земельного участка, изменения суточного объема потребления воды, схемы пользования водоприемниками или ухудшения органолептических показателей жидкости необходимо обратиться в контролирующие органы для получения нового заключения.

Заключение требуется также, если тампонируется старая скважина или колодец, разрабатывается новое гидросооружение.

Действующим законодательством предусмотрены штрафные санкции за нарушение правил эксплуатации водных источников и скважин, за несоблюдение санитарных норм.

Водоносная скважина позволяет организовать автономное водоснабжение для частных домовладений, расположенных на земельном участке. Важным этапом обустройства гидросооружения является создание охранной зоны, которая обеспечит защиту водоносного источника от бактериальных, химических и промышленных загрязнений.

Проект организации зон санитарной охраны источников водоснабжения (скважины, водозабора). Разработка проекта ЗСО скважины

Проект зон санитарной охраны

Работаем по Москве и Московской области

ООО «Ингеолком» предлагает создание и утверждение проектов санитарных зон введенных в эксплуатацию и новых источников водоснабжения. Экологическая обстановка требует тщательной охраны объектов. Это обуславливает необходимость создавать проект зон санитарной охраны. На трех охраняемых поясах согласно предписаниям проводятся специальные мероприятия и ограничен режим деятельности.

Главный нормативный документ – СанПиН 2.1.4.1110-02 – «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Изложенные в них правила действую для всех источников водоснабжения, водозаборов, скважин и открытых водоемов.

Организация охранных зон

Проект организации зон санитарной охраны включает обязательный перечень информации, содержащий:
  • указание границ охраняемой зоны и трех поясов, из которых она состоит;
  • перечень мероприятий, необходимых для оптимизации санитарного состояния и поддержания экологической чистоты;
  • ограничения и режим для хозяйственной деятельности, происходящей на каждом поясе.

Расчет территории санитарной охраны

Чтобы создать проект зоны санитарной охраны скважины, водозабора или открытого водоема используются специальные формулы.

Вместе с ними учитываются основные параметры:
  • характеристики источника водоснабжения;
  • региональные климатические условия;
  • основные гидрогеологические параметры местности.

Соответствующее нормам проектирование ЗСО стратегически целесообразное мероприятие. Так как обеспечивает безопасность источнику воды и дает возможность избежать риска для здоровья людей. Помимо этого, помогает избежать штрафов и сложностей с надзирающими органами.

Разработка и согласование ЗСО

Заключение, подтверждающее санитарно-эпидемиологическую безопасность, выдает Роспотребнадзор, в результате согласования. После этого происходит экспертиза проекта, который утверждается только в случае полного соответствия.

Сотрудники компании ООО «Ингеолком» обладают опытом в проектировании ЗСО. Свяжитесь с нами, чтобы получить консультацию или помощь на любых этапах проектирования.

Разработка проекта зоны санитарной охраны скважины на воду

О Проекте организации зоны санитарной охраны

До сих пор наша рассылка была посвящена в основном взаимодействию Департамента по недропользованию с желающими устанавливать водозаборные скважины, разбирались требования и рекомендации действующего законодательства, в частности закона «О недрах», обменивались накопленным опытом те, кто уже пообщался с сотрудниками Роснедра.

Но существуют ещё нормативно-правовые акты, регламентирующие соблюдение санитарно-эпидемиологических требований владельцами водозаборных скважин. Поскольку при использовании источников подземных вод в питьевых и хозяйственных целях необходимо будет взаимодействовать с представителями Роспотребнадзора в вопросах получения разрешительных документов на установку скважины и последующего контроля её эксплуатации.

 

Ранее мы писали про:

 

 

 

В целях соблюдения процедуры получения лицензии, подтверждающей право пользования подземными источниками питьевой воды, каждый желающий должен оформить документ о назначении зоны санитарной охраны (ЗСО) вокруг водозабора, руководствуясь статьями 18, 42, 51 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и правилами и нормами СаНПиН 2.1.4.1110-02.

Было время, когда достаточно было справки, выданной сотрудником или главным врачом Санэпидемстанции района, подтверждающей возможность оборудования 1-го пояса санитарной зоны вокруг водозабора питьевой воды.

В настоящее время для оформления лицензии необходима разработка Проекта ЗСО для устанавливаемого водозаборного оборудования.

 

Планируете оформление скважины? Рекомендуем почитать про лицензирование водозаборных скважин


Что понимается под «Проектом организации ЗСО»?

Разработкой этого Проекта чаще всего занимаются специалисты-экологи. Однако положительное начало, смысл и содержание документа теряется в формализме, с которым они подходят к его оформлению.

 

К сожалению, формальный подход к плановому отбору проб почв, атмосферного воздуха или воды, к оформлению плановых справок и к своевременной сдаче ежегодных отчётов в совокупности с недостатком квалификации сотрудников экологических организаций не позволяет объективно оценить влияние программ экологического контроля на состояние окружающей среды, будь то водный природный объект, участок местности или состояние воздушного бассейна. Свою задачу экологическое руководство видит в создании и поддержании системного взаимодействия с организациями, ведущими хозяйственную или промышленную деятельность, основанного на взаимовыгодном сокрытии нарушений экологического законодательства. Реальное состояние окружающей среды мало кого интересует.

 

Исходя из такого состояния дел в экологических службах и оформляется Проект вокруг установки водозаборной скважины. В него из предшествующих готовых шаблонов вносится обширная общая часть с описанием технических особенностей водозаборного оборудования, гидрогеологических и климатических особенностей территории установки. В него к тому же копируются целые разделы из СанПиН 2.1.4.1110-02, приводится список санитарных мероприятий в режимной охранной зоне, а также паспорта на скважины, на насосные станции.

 

Из составленного таким образом Проекта организации ЗСО расчёт охранных поясов – это чуть ли не единственное рациональное зерно, на которое стоит обращать внимание.

 

Основной замысел в назначении охранных поясов очевиден. 1-й пояс закрывает доступ к водозаборному сооружению лицам, не имеющим отношения к его обслуживанию и ремонту, а также он используется для поддержания чистоты и порядка на прилегающей территории вокруг скважины. Доступ к артезианской скважине ограничен 30-ти метровой зоной вокруг неё. При необходимости уменьшить эту зону, заказчику необходимо получить разрешение от санитарно-эпидемиологической службы, но не менее чем 15 метров от водозабора. При установке скважины, качающей воду из подземных источников неглубокого залегания, радиус 1-го пояса строго режима увеличивается до 50 метров.

 

Одна из часто встречающихся причин идти на компромиссное решение со специалистами Роспотребнадзора связана с проблематичностью соблюдения необходимых расстояний в 1-м поясе санитарной зоны. Поскольку строения, возведённые на участках ранее, чем принимается решение о выкапывании водозаборной скважины, находятся и в 50-ти, и в 30-ти и в 15-ти метровых зонах вокруг неё.

 

Руководствуясь СаНПин 2.1.4.1110-02 организация и планирование зоны 1-го пояса включает:
- установку ограждения,
- вырубку кустарниковой и древесной растительности,
- отвод дождевых и талых сточных вод,
- твёрдое покрытие пешеходных и автомобильных дорог для подхода и подъезда спецтранспорта.

 

2-й санитарный пояс охранной зоны призван не допустить проникновения микробиологических агентов в источники подземных вод. Радиус этого пояса ЗСО рассчитывается, основываясь на гидродинамических характеристиках вод подземных горизонтов. Главной задачей этих расчётов является доказательство необратимой гибели патогенных микроорганизмов за время перемещения от источника загрязнения до водозаборной скважины по причине несоответствия температурного режима для их жизнедеятельности. Источниками микробиологического загрязнения могут выступать: животноводческие дворы и хозяйства, сельскохозяйственные угодья, обрабатываемые удобрениями и средствами защиты растений, ямы с нечистотами и отходами животноводства, а также другие объекты антропогенной деятельности, способные выступать в качестве источников биологического загрязнения.

 

Для защиты источников подземных вод от химического загрязнения организуется 3-й пояс ЗСО. Как правило, этот пояс охватывает границы месторождения источников питьевых вод, т.е. территорию их формирования.

 

Для грамотной организации 2-го и 3-го поясов зоны санитарной охраны необходимо привлечение квалифицированных специалистов-гидрогеологов, которые способны выполнить работу на местности по тестовым откачкам проб воды на водозаборе, впоследствии обработать полученные результаты и провести расчёты гидродинамических свойств водного горизонта.

 

Как показывает практика, экологи, не ориентирующиеся в гидрогеологии и оформляющие при этом Проекты организации ЗСО, относятся формально к составлению документации, не проводят опытных откачек, а результаты их расчётов на бумаге не вызывают доверия и не отражают реального состояния дел на местности.

 

Тем не менее, контроль со стороны Роспотребнадзора не выявляет недостатков, и экспертиза проходит без проблем. Такая ситуация происходит по той же причине – отсутствие необходимых специалистов, способных провести квалифицированную проверку подаваемых документов. Дело в том, что сама разработка второго и третьего поясов и проверка её правильности требует специальной профильной подготовки соответствующих специалистов. В итоге дело охраны водоносного горизонта при водозаборе страдает, а формально все документы в порядке. Кому-то это даже удобно.

 

Цель собственника скважины заключается в том, чтобы контролирующие органы утвердили его Проект организации ЗСО и дали добро на использование питьевой воды из подземных источников. Этой цели он достигает даже несмотря на формальность процедуры оформления разрешения, а проблема возможного реального загрязнения водоносных горизонтов вследствие неполной процедуры проверки прилегающей территории, входящей в режимные 2-й и 3-й санитарные пояса, как правило собственника не интересует.

 

В таких условиях важно реальное нахождение земли в границах 1-го пояса либо в собственности хозяина водозаборной скважины, либо в аренде на длительный срок. Тогда только допустимо отчуждение земли под охранную зону.

 

После получения утверждённого Проекта ЗСО составляется запрос в органы местного управления населённого пункта с указанием границ всех поясов санитарной зоны для их последующего нанесения на карты и планы местности. Такие действия будут способствовать соблюдению охранного режима в границах зоны санитарной охраны. Это означает, что если появится запрос на бурение новых скважин на этой территории, то потребуется согласование в службах санитарно-эпидемиологического контроля. Кроме этих существуют и другие ограничения, изложенные в соответствующих санитарных правилах и нормах, связанные с использованием подземных источников питьевой воды.

 

Имеются различия в оформлении разрешений на водозаборы технического и питьевого водоснабжения. В частности, составление Проекта организации санитарной зоны для технического водозабора не требуется. Но, если открывается доступ к питьевому горизонту, тогда первый охранный пояс строго санитарного режима – обязателен.

 

 

ЗСО для скважины

В любом случае, если на балансе предприятия находится артезианская скважина питьевого водоснабжения,  возникает необходимость в Проекте ЗСО. Проект согласовывается в специально аккредитованной для этих целей экспертной организации, в Роспотребнадзоре и в Комитете по природопользованию.

В целях реализации  проекта, выполняется гидрогеологическое и санитарно-эпидемиологическое описание участка. Проект ЗСО подразделяют на три зоны: строгого режима, бактериологического загрязнения и  химического загрязнения.

За отсутствие проекта ответственное лицо предприятия могут привлечь к административному взысканию в виде штрафа, а в случае отравления одного и более человек – и к уголовной ответственности.

Не менее важным документом, которым должна обладать организация, эксплуатирующая артезианскую скважину, является лицензия на недропользование. Дело в том, что согласно закону «О недрах», вода является полезным ископаемым и ее добыча ничем не отличается от добычи, скажем, золота. Получение лицензии – это долгий и трудный процесс. Чтобы ее получить, надо делать лабораторные исследования проб воды на химические, бактериологические и радиологические показатели. На некоторые из этих исследований придется получать еще и экспертное заключение. Затем получается лицензия на геологоразведку (даже если скважина уже существует долгие года). Затем разрабатывается и согласовывается проект оценки запасов недр. После по этому проекту будут проводиться натурные исследования и наблюдения, замеры и анализы.  И вот когда все эти работы будут выполнены, модно будет подавать запрос на получение лицензии на недропользование на 25 лет.

Наша компания имеет в штате специалистов гидрогеологов, которые должны проводить непосредственные работы по получению разрешительных документов. Также ЭкоПромЦентр много раз общался с надзорными органами по вопросам лицензий и имеет внушительный опыт решения задач разной сложности. Обращение в нашу компанию по вопросу получения лицензии на недропользование убережет Вашу организацию от всех трудностей и проблем, с которыми можно столкнуться в процессе этой работы.

2 хитрости чиновников с зонами санитарной охраны

Зона санитарной охраныЗона санитарной охраныматериал обновлен 11 января 2020 года

Зона санитарной охраны водных объектов ограничивает в обороте земельные участки, которые в нее попали.

Участок, ограниченный в обороте не может передаваться в частную собственность.

Иными словами, владельцы участков в зоне санитарной охраны, НЕ могут:

  • выкупить землю в собственность, даже если на участке есть их недвижимость,
  • прирезать к своему участку прилегающую территорию,
  • другим способом получить участок в собственность.

Любые ограничения раздражают.

Однако у них есть и положительная сторона.

Например, более низкая кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость участка в зоне санитарной охраны должна быть ниже.

Другими словами,  земля в зоне сан охраны дешевле, чем за пределами ЗСО.

Снижение кадастровой стоимости автоматически влечет уменьшение платы за землю.

Проще говоря, владельцы участков в зоне санитарной охраны должны платить меньший земельный налог или арендную плату.

Однако, некоторые региональные власти не хотят терять часть платежей за землю и начинают хитрить.

Рассмотрим 2 хитрости чиновников, а также способы, как владельцам участков обратить их себе на пользу.

Липовая зона санитарной охраны источников водоснабжения. 

Уловка состоит в том, что власти применяют режим зон санитарной охраны, но при этом юридически их не оформляют.

Разберемся в этой хитрости, чтобы понимать, как из этого извлечь выгоду.

Как устанавливаются ЗСО?

В отношении водных объектов (рек, озер, водохранилищ и т.д.), которые используются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны.

Порядок установления ЗСО определяется законом.

Суть порядка сводиться к 2-ум аспектам:

  • наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам;
  • утверждение таких зон органами исполнительной власти субъекта РФ.

Другими словами, зоны санитарной охраны водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждаются органами региональной власти при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Обратите внимание: ЗСО утверждаются не органами местного самоуправления, а органами исполнительной власти субъекта РФ, то есть региональной властью.

Для справки.

Как правило, зоны санитарной охраны в населенных пунктах включаются в Правила землепользования и застройки.

На этом основании, чиновники считают, что ЗСО установлены.

Однако, это лукавство, потому что Правила землепользования застройки принимают органы местного самоуправления.

А зоны сан. охраны утверждает региональная власть, а не местная.

Безусловно, муниципалитеты должны отражать в Правилах землепользования и застройки зоны санитарной охраны.

Но должны это делать на основании правовых актов министерств (управлений) региональных правительств или администраций.

Вывод: наличие в ПЗЗ сведений о зонах санитарной охраны не доказывает, что ЗСО установлены законно.

С этим разобрались, двигаемся дальше.

Почему чиновники юридически не оформляют утверждение ЗСО?

Наверняка, вы уже поняли, что дело в деньгах.

Не берусь со 100-процентной уверенностью утверждать, что дело именно в финансовой стороне вопроса.

Однако, анализ законодательства в этой области свидетельствует именно об этом.

Объясню подробнее.

Любые органы власти обязаны направлять в Росреестр документы и сведения, в случае принятия решений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий.

Для сведения.

Зона санитарной охраны является одним из видов зон с особыми условиями использования территорий.

Иными словами, в случае принятия региональной властью решения об утверждении ЗСО, данное решение и сведения из него должны быть переданы в Росреестр.

Решение передается в Росреестр в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

При этом, Росреестр, получив такое решение, вносит в ЕГРН сведения об ограничении земельного участка в виде зоны санитарной охраны.

Идем дальше.

Одним из ценообразующих факторов, который учитывается при определении кадастровой стоимости, является наличие обременений (ограничений), зарегистрированных в ЕГРН.

Зоны санитарной охраны ограничивают права на земельный участок.

Я не очень разбираюсь в методике расчета кадастровой стоимости.

Но что-то мне подсказывает, что ограничение не может увеличивать стоимость участка.

Наоборот, должно её  уменьшать.

Таким образом, юридическое оформление региональной властью решения об установлении зоны санитарной охраны приведёт к появдению в ЕГРН информации об ограничении земельных участков, попавших в ЗСО.

Чтобы эта информация не появилась в ЕГРН и не учитывалась при определении кадастровой стоимости, чиновники просто не оформляют решение в виде правового акта (приказа, постановления и т.д.).

С их точки зрения, всё до безобразия просто: нет документа об утверждении ЗСО, следовательно, нет записи в ЕГРН об ограничении участков.

Как следствие, нет факторов, снижающих кадастровую стоимость земли.

При этом, в государственных информационных системах (ГИС) и Правилах землепользования застройки (ПЗЗ) сведения о зонах санитарной охраны, каким-то волшебным образом появляются.

А поскольку сведения о зонах содержаться в ГИС и ПЗЗ, то чиновники направо и налево «лепят» отказы:

  • в выкупе земельных участков из аренды под объектами ИЖС и другой недвижимостью,
  • отказы в перераспределении (прирезке) участков,
  • отказы по другим процедурам, предусматривающим передачу участков в частную собственность граждан и организаций.

Согласитесь, хитрый подход: плата за землю не снижается, но ограничение на практике применяется. Очень «удобно».

Что с этим делать и как использовать с выгодой для себя, расскажу ниже.

А пока рассмотрим 2-ую хитрость, к которой прибегают власти.

Зоны санитарной охраны относятся к «сведениям» государственной тайны.

Иногда органы власти могут идти на такую уловку.

Сообщают, что нормативный акт об утверждении (установлении границ) зоны санитарной охраны принят, но не опубликован, потому что якобы сведения о ЗСО относятся к сведениям государственной тайны.

Подобные утверждения не имеют ничего общего с действительностью, потому что ни Указом Президента РФ, ни законом, зоны санитарной охраны не отнесены к сведениям государственной тайны.

Как использовать зоны сан охраны для своей выгоды?

Должен предупредить о следующем: у меня нет информации, что абсолютно во всех регионах РФ власти применяют вышеописанные хитрости с зонами санитарной охраны.

По этой причине, целесообразно предварительно проверить: хитрят ли власти в вашем регионе с установлением зон санитарной охраны или действуют законно.

Как проверить законность утверждения ЗСО?

Проверку следует начать с получения выписки из ЕГРН.

Обратите внимание.

Изначально исходим из того, что земельный участок расположен поблизости от водоема и/или уже был получен отказ по причине наличия зоны санитарной охраны.

Получить выписку можно в Росреестре или через онлайн сервис.

В полученном документе нас интересует строка – «Особые отметки».

Если в этой строке отсутствуют сведения о зоне санитарной охраны, то это может означать одно из 2-х:

  • зона не устанавливалась, и соответственно нет правовых оснований передавать сведения в Росреестр,
  • зона фактически установлена, но власти не передали сведения в Росреестр.

В первом случае, когда ЗСО не устанавливалась, то есть вы не испытываете никаких ограничений в виде отказов в выкупе участка, прирезке дополнительной земли и т.д.,  следует вывод, что все законно.

Во втором случае, когда зона фактически установлена, то есть вам отказали в выкупе участка, в прирезке земли или в ином способе получения участка в собственность по причине наличия ЗСО, то данное обстоятельство 1-ый признак того, что власти хитрят в этом вопросе.

Следующим шагом целесообразно проверить сайты органов региональной власти на предмет опубликованного приказа (постановления) об утверждении зон санитарной охраны.

Особое внимание уделите сайту министерства (управления) ЖКХ вашего региона, потому что чаще всего утверждение ЗСО передают в компетенцию данного органа.

Проверку сайта можно проводить следующим образом.

В разделе «Поиск по сайту» вводите поочередно следующие запросы:

  • зона санитарной охраны,
  • утверждение зоны санитарной охраны,
  • ЗСО,

полученные результаты проверяйте на наличие правовых актов об утверждении ЗСО.

Не лишним будет направить письменный запрос на имя главы региона (губернатору) с просьбой сообщить – утверждался ли проект либо границы зоны санитарной охраны.

Примерный вариант запроса может быть таким.

Правительство Тьмутараканской области

Губернатору Пыжикову Соломону Альбертовичу

от

Иванова Ивана Ивановича,

проживающего: Тьмутараканская область,

Беспросветный район,

с. Прощайнадежденское,  ул. Пустая дом 5.

 Уважаемый Соломон Альбертович!

           Прошу сообщить, утверждались ли проект и/или границы зоны санитарной охраны для с. Прощайнадежденское.

            В случае, если зоны санитарной охраны утверждались, прошу сообщить:

  • номер, дату и наименование нормативного правового акта, которым были утверждены зоны санитарной охраны,
  • источник официальной публикации указанного нормативного правового акта, в том числе, наименование источника, номер и дата периодического издания официальной публикации.

Кроме этого, прошу сообщить, по какой причине сведения об утвержденных зонах санитарной охраны до сих пор в порядке межведомственного информационного взаимодействия не переданы в Росреестр.

 Дата. подпись.

Результаты проведенной проверки могут быть разными.

Но условно их можно свести к 2 знаменателям:

  1. зоны фактически установлены и есть нормативный акт региональной власти об установлении зон.
    Данный акт официально опубликован, вступил в силу и с полным текстом можно ознакомиться, чтобы проверить в самом ли деле ваш участок находится в пределах ЗСО.
  2. зоны фактически установлены, но нет нормативного акта об их установлении.
    Чиновники могут говорить, что такой акт есть, но найти его не возможно. Текст нигде не опубликован.

Второй вариант уже более убедительно свидетельствует о том, что власти хитрят в вопросе юридического оформления зон санитарной охраны.

Что можно сделать в такой ситуации?

Ответ во многом зависит от ваших целей.

Первый вариант.

Если вы хотели выкупить участок либо прирезать прилегающую землю или иным способом перевести участок в частную собственность, но получили отказ по причине наличия зоны санитарной охраны, то можно обжаловать данный отказ в суде.

Основание для обжалование — зона санитарной охраны не была утверждена в установленном законом порядке.

По данному вопросу есть положительная судебная практика, которую следует использовать, чтобы обжаловать отказ и добиться перевода земли в собственность.

Обжалование осуществляется в порядке административного судопроизводства, на основании статей Кодекса административного судопроизводства.

Важно учитывать, что срок на подачу административного иска составляет 3 месяца с момента получения отказа.

Если вы пропустили 3-х месячный срок, то это не страшно, потому что можно снова обратиться в орган, который вам выдал отказ, с повторным заявлением.

На данное заявление вы получите новый отказ, который будет датирован новой датой, и его вы сможете обжаловать, не пропустив 3-месячный срок.

Второй вариант.

Требовать снижения кадастровой стоимости, с целью уменьшить плату за земельный участок, если такая плата зависит от размера кадастровой стоимости.

Мне не приходилось реализовывать на практике данный вариант.

Но для его практической реализации я бы действовал по следующему алгоритму.

  • направил в региональную прокуратуру заявление о проведении проверки законности фактического установления зоны санитарной охраны, без принятого в законном порядке нормативного акта органа исполнительной власти субъекта РФ.
  • оценил бы перспективы снижения кадастровой стоимости, установленной без учета фактически существующего ограничения в виде зоны санитарной охраны.

Судебный или иной конфликт с органами власти не имеет заведомо положительного исхода.

Тем не менее, позволять «дурить» себя, не самый лучший выбор.

Желаю хорошего дня и успешного обхода зон санитарной охраны.